о признании права пользования жилм помещением и заключении договора социального найма



Дело

Решение

Именем Российской Федерации

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Когалымский городской суд <адрес> - Югры в составе:

председательствующего судьи Давлетовой Т.В.,

с участием представителя истца-адвоката ФИО4,

при секретаре Гимаевой Л.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, действующей от своего имени и в интересах несовершеннолетней дочери ФИО2 к Администрации <адрес> о признании права пользования жилым помещением и заключении договора социального найма,

Установил:

Истцы обратились в суд с иском к Администрации <адрес> и просят признать за ними право пользования комнатой по адресу: <адрес>А на условиях социального найма, обязать Администрацию <адрес> заключить с ними договор социального найма указанного жилого помещения, мотивируя следующим:

в 2006 году ее супругу ФИО6, работавшему в КНГ предприятие предоставило для проживания комнату (площадью 10,3 кв.м.) по адресу: <адрес> А. Несмотря на то, что другого жилья у них в городе не было, ее (ФИО1) и их дочь ФИО2 в жилом помещении не прописывали, хотя они там и проживали. В феврале 2009 года с супругом заключили новый договор найма жилого помещения, где указали право на проживание членов его семьи: жены - ФИО1 и дочери - ФИО2, но дочь зарегистрировали по месту жительства постоянно, а ее лишь временно. В 2010 году их дом по адресу: <адрес> А полностью был передан из ведения ООО в муниципальный фонд и стал принадлежать городу Когалыму, но они продолжали жить в предоставленном им жилом помещении. ДД.ММ.ГГГГ ее муж и ответственный квартиросъёмщик жилого помещения - умер. В декабре 2010 года она обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о заключении с ней договора социального найма жилого помещения, в котором проживает ее семья, но ответчик ответил отказом. Повторное письмо она отправила администрации в феврале 2011 года, в апреле 2011 года ответили отказом. Аналогичный ответ с отказом зарегистрировать ее к дочери, она получила в апреле 2011 года от Отделения УФМС по ХМАО - Югре. Вместе с тем всё это время они с дочерью проживают в данном жилом помещении, причём дочь зарегистрирована там как по месту постоянного жительства. Это жилое помещение является для нее и дочери единственным местом проживания, и фактически они проживают в нём на условиях договора социального найма. Так как лицевой счёт по оплате коммунальных платежей за жилое помещение был открыт на имя супруга - образовалась задолженность по оплате. Решением Мирового судьи судебного участка <адрес>, с нее как с лица проживающего в жилом помещении, компанией управляющей муниципальным фондом, была взыскана текущая задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг. К настоящему времени она регулярно оплачивает жилищно-коммунальные услуги по жилому помещению, где проживает ее семья, однако лицевой счёт по оплате по прежнему оформлен на ее умершего супруга. Подобная ситуация не может продолжаться, поскольку она хочет быть зарегистрированной по месту жительства вместе со своей несовершеннолетней дочерью в том жилом помещении, где они проживают всё это время. Иное ограничивает ее гражданские и жилищные права как гражданина Российской Федерации, а также ограничивает права ее несовершеннолетнего ребёнка. Учитывая, что ответчик в добровольном порядке отказывается признать право проживания истцов в жилом помещении и заключить договор социального найма, считает, что восстановление их гражданских и жилищных прав, возможно только в судебном порядке.

Истец ФИО1 в судебном заседании не явилась, ее интересы по доверенности представлял адвокат ФИО4, который исковые требования поддержал.

Представитель ответчика Администрации <адрес> ФИО5 в судебном заседании иск не признала, пояснив, что спорный дом с ДД.ММ.ГГГГ внесен в реестр муниципальной собственности <адрес>. В 2006 году данное жилое помещение было предоставлено ФИО6 предприятием, в котором он работал на тот период. В 2009 году с ФИО6 заключен договор найма сроком на 1 год, новый договор с ним не заключался. В списках очередности на улучшение жилищных условий в Администрации <адрес> ФИО6 и ФИО1 не состояли.

Представитель третьего лица ООО -ФИО7 исковые требования не поддержал, пояснив, что данное жилое помещение предоставлялось на срок трудового договора. У истца нет документов, подтверждающих право на заключение договора социального найма. Документом для заключения договора социального найма является ордер установленного образца, такого документа у истца не имеется. Согласно определения Конституционного Суда от ДД.ММ.ГГГГ -П не допускается применение норм жилищного законодательства, если жилье было предоставлено после ДД.ММ.ГГГГ. Супругу ФИО1 жилое помещение было предоставлено в 2006 году. Считает, что ст.7 ФЗ О введении в действие Жилищного кодекса РФ» в данному случае неприменима.

Представитель Управления опеки и попечительства Администрации <адрес> в судебное заседание не явился, суду представил заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, выслушав представителя истца- адвоката ФИО4, представителя Администрации <адрес> ФИО5, представителя третьего лица ООО -ФИО7, исследовав материалы дела, приходит к следующему:

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ на основании ордера ФИО6 было предоставлено жилое помещение в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>А, <адрес> на период его работы в УТТ

ДД.ММ.ГГГГ ООО заключило с ФИО6 договор найма жилого помещения СД0162 на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого право на проживание в данном жилом помещении имеет только наниматель.

Согласно договора найма жилого помещения У0144 от ДД.ММ.ГГГГ право на проживание имеют члены семьи нанимателя – ФИО6 – жена ФИО1, дочь ФИО2, 2001 года рождения. Указанный договор был заключен на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 умер, согласно свидетельства о смерти –ПН от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч.2 ст.82 ЖК РФ в случае смерти нанимателя право признания себя первоначальным нанимателем принадлежит любому дееспособному члену семьи умершего нанимателя.

В спорном жилом помещении зарегистрирована несовершеннолетняя ФИО2, 2001 года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ, по настоящее время, что подтверждается справкой паспортной службы О от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании установлено, что лицевой счет по оплате за ЖКУ и найм открыт на имя ФИО6 Решением мирового судьи судебного участка города окружного значения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1, проживающей по адресу: <адрес>А <адрес>, в пользу О взыскана текущая задолженность по оплате за жилищно-коммунальные услуги.

Как следует из письма от ДД.ММ.ГГГГ, письма от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в регистрации ее по адресу: <адрес>А, <адрес> отказано, в связи с тем, что указанное жилое помещение было предоставлено ее супругу ФИО6 по договору найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, срок которого истек ДД.ММ.ГГГГ.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ОУФМС России по <адрес> в <адрес> истцу также в регистрации по месту жительства отказано, поскольку срок договора найма, заключенного с ООО истек ДД.ММ.ГГГГ, исходя из письма Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в ведении которого находиться <адрес>А по <адрес> в регистрации по месту жительства отказано.

Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Администрацией <адрес>, ФИО1 в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства не состоит.

Суд проверил доводы представителя Администрации <адрес> о том, что у истца отсутствуют законные основания для заключения договора социального найма, так как спорное жилое помещение было передано в собственность МО <адрес> не от государственного предприятия, и ст.7 Закона РФ «О введение в действие ЖК РФ», к возникшим правоотношениям, применяться не может, и считает данные доводы не состоятельными, по следующим основаниям:

Из Постановления Администрации <адрес> за от ДД.ММ.ГГГГ, которым утвержден реестр жилых домов <адрес>, признанных решениями межведомственной комиссии непригодными для постоянного проживания следует, что год постройки <адрес> по <адрес>-1986, указанный дом построен как типовое общежитие и использовался как общежитие, что явно свидетельствует, о том что он построен государственным предприятием.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.7 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики в РФ», ведомственный фонд, состоящий в государственной собственности Российской Федерации и находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относится к государственному жилищному фонду.

В соответствии со ст. 9 указанного федерального закона, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.

Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий", было установлено, что жилой фонд предприятий (до проведения процедуры разграничения собственности), относится к федеральной (государственной) собственности и находятся в ведении администрации по месту расположения объекта (кроме оздоровительных детских лагерей и дач, находящихся в ведении администрации по месту расположения приватизируемого предприятия).

Вопросы передачи жилищного фонда в муниципальную собственность регулируются в пп. 2, 5 постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и приложении к данному постановлению. В этих нормах, в частности, определено, что объекты государственной собственности (жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам), независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). Оформление передачи этих объектов в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" было установлено, что для передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность:

предприятия, находящиеся в стадии приватизации, вносят перечни таких объектов в планы приватизации отдельным разделом;

предприятия, планы, приватизации которых утверждены, вносят в установленном порядке изменения в планы приватизации, включая в них перечни передаваемых объектов. Утверждение плана приватизации предприятия (изменений, вносимых в план приватизации предприятия) является решением о передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.

Тем же Постановлением было утверждено «Положение о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность», которым было установлено, что в плане приватизации предприятия (изменениях в плане приватизации предприятия), включающем в себя перечень передаваемых объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, в обязательном порядке делается указание о том, что включенные в перечень объекты не входят в состав приватизируемого имущества данного предприятия и передаются в государственную собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность города (района) соответствующего субъекта Российской Федерации.

В перечнях объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, передаваемых в государственную собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность города (района) в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -рп, приводятся официальные наименования объектов по каждому предприятию с указанием министерства (ведомства), в ведении которого данное предприятие находится. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в государственную (муниципальную) собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема - передачи по утверждаемой Министерством строительства Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации форме.

Из имеющегося в материалах дела соглашения о передаче объектов жилого фонда муниципальному образованию С0235 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ООО передано в собственность МО город окружного значения <адрес> семейное общежитие, расположенное по адресу: <адрес>А.

Согласно выписке -ОР от ДД.ММ.ГГГГ здание «Общежитие» (семейное), находящееся по адресу: <адрес>А значиться в реестре муниципальной собственности <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, на момент заключения соглашения о передаче объектов жилого фонда муниципальному образованию, истец вместе с несовершеннолетней дочерью проживала в указанном общежитии. В соответствии со ст. 7 ФЗ «О ведении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо муниципальным или государственным учреждениям использовавшихся в качестве общежитий и переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. При этом закон не ставит в зависимость время вселения в такие жилые помещения граждан, а определяет правовой режим этих жилых помещений.

Распространение законодателем на указанные правоотношения норм ЖК РФ о договоре социального найма влечет изменение правового режима этих помещений, поскольку законодатель прямо указал, что жилые помещения в жилых домах, использовавшиеся в качестве общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, после вступления в силу ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», то есть с ДД.ММ.ГГГГ, утрачивают статус общежитий в силу закона. В силу положений договора социального найма такие помещения в настоящее время могут сдаваться в поднаем, возможен их обмен, то есть в отношении них действует общий правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Данное положение нашло свое подтверждение и в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П.

Следовательно, истец является нанимателем спорного жилого помещения на условиях договора социального найма. Жилые помещения в общежитиях относятся к жилищному фонду социального использования, и с передачей их в ведение муниципального образования, утрачивают специальный правовой режим. На момент судебного разбирательства, каких-либо договоров с истцом по пользованию квартирой, не заключено. Отсутствие заключенного письменно договора социального найма нарушает права истца как пользователя жилого помещения. Обязанность по заключению такого договора лежит на собственнике жилого помещения – Администрации <адрес>.

Учитывая требования действующего законодательства и фактические обстоятельства, установленные в ходе судебного заседания, а так же оценив все представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд считает, что требования истца являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Иск ФИО1, действующей от своего имени и в интересах несовершеннолетней дочери ФИО2 к Администрации <адрес> о признании права пользования жилым помещением и заключении договора социального найма, удовлетворить.

Признать за ФИО1, действующей от своего имени и в интересах несовершеннолетней дочери ФИО2 право пользования жилым помещением, расположенном по адресу: <адрес>А, комн.29, на условиях социального найма.

Обязать МО <адрес> в лице Администрации <адрес> заключить с ФИО1 договор социального найма на комнату 29 в <адрес>А по <адрес>, включив в состав членов семьи нанимателя несовершеннолетнюю дочь ФИО2.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней в судебную коллегию по гражданским делам суда <адрес>-Югры через Когалымский городской суд.

Судья Т.В. Давлетова