Решение по иску Шевченко к избирательной комиссии от 30.08.2010 года



Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

30 августа 2010 года Кочубеевский районный суд Ставропольского края

в составе:

председательствующего судьи Гедыгушева А.И.

с участием:

прокурора Потаповой Е.Е.

заявителя Шевченко В.Н.

заинтересованных лиц:

председателя избирательной комиссии муниципального образования Вревского сельсовета Кочубеевского района – Шемелиной С.А., представителя Губренко С.П.- Лукьянец Ф.А.,

при секретаре Сурковой Ю.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по заявлению Шевченко В.Н. о признании незаконным Постановления Избирательной комиссии муниципального образования Вревского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края №35 от 17.08.2010 года о регистрации Губренко С.П. кандидатом на должность главы муниципального образования Вревского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края по единому избирательному округу, выдвинутого в порядке самовыдвижения и об отмене регистрации кандидата на должность главы муниципального образования Вревского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края по единому избирательному округу Губренко С.П., выдвинутого в порядке самовыдвижения.

У С Т А Н О В И Л:

Шевченко В.Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным Постановления Избирательной комиссии муниципального образования Вревского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края №35 от 17.08.2010 года о регистрации Губренко С.П. кандидатом на должность главы муниципального образования Вревского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края по единому избирательному округу, выдвинутого в порядке самовыдвижения и об отмене регистрации кандидата на должность главы муниципального образования Вревского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края по единому избирательному округу Губренко С.П., выдвинутого в порядке самовыдвижения.

В обоснование заявленных требований заявителем указано, что 17 августа 2010 года Постановлением Избирательной комиссии муниципального образования Вревского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края №35 Губренко С.П. был зарегистрирован кандидатом на должность главы муниципального образования Вревского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края по единому избирательному округу, выдвинутого в порядке самовыдвижения. Для регистрации кандидатом Губренко С.П. были предоставлены для регистрации подписные листы. Избирательная комиссия муниципального образования Вревского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края не установила нарушений порядка сбора подписей и оформления подписных листов и, посчитав представленное количество подписей достаточное для регистрации кандидата, зарегистрировал его в соответствии со ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ст.ст.15,15.1 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае». Считает данное решение избирательной комиссии муниципального образования Вревского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края не основанным на законе и подлежащим отмене по следующим основаниям. Согласно п.8 ст.37 ФЗ «Об основных гарантиях…» форма подписного листа и порядок его заверения устанавливается законом. Приложением 2 к Закону Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов…» установлена форма подписного листа для кандидатов на должность главы муниципального образования, которой установлен порядок заверения и удостоверения подписного листа. Так, в соответствии с установленной формой, подписной лист удостоверяется сборщиком подписей с обязательным указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии, номера и даты выдачи паспорта или заменяющего его документа, наименование или код подразделения выдавшего его органа, лица, собирающего подписи. Однако в подписных листах, представленных кандидатом Губренко С.П. нарушен порядок оформления подписных листов, предусмотренных законом. В частности, отсутствуют полные данные об адресах места жительства лиц, собирающих подписи. Такие данные, в соответствии с п. 5 ст.2 Федерального закона «Об основных гарантиях…» от 12.06.2002 года №67-ФЗ должны включать в себя следующие сведения: наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры). Пп.7 п.10 ст.15 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов…» установлены условия признания недействительными подписей избирателей: «недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме». Более того, п.п. 11 данной нормы закона также установлено, что недействительными признаются «все подписи в подписном листе, изготовленном и (или) оформленном с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом, установленных приложениями 1-5 к настоящему закону». Считает, что все подписи в подписных листах, представленных Губренко С.П. являются недействительными, и, следовательно, кандидату на должность главы муниципального образования Вревского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края надлежит отказать в регистрации по основаниям, предусмотренным п.п. «д» п.24 ст.38 ФЗ «Об основных гарантиях…» «выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки».

В судебном заседании заявитель в полном объеме поддержал свои требования и дал пояснения, аналогичные содержанию заявления. Просил признать незаконным Постановление Избирательной комиссии муниципального образования Вревского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края №35 от 17.08.2010 года о регистрации Губренко С.П. кандидатом на должность главы муниципального образования Вревского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края по единому избирательному округу, выдвинутого в порядке самовыдвижения и отменить регистрацию кандидата на должность главы муниципального образования Вревского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края по единому избирательному округу Губренко С.П., выдвинутого в порядке самовыдвижения.

Председатель Избирательной комиссии муниципального образования Вревского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края - Шемелина С.А., возражала против удовлетворения требований заявителя. При этом пояснила, что при проведении проверки подписных листов, предоставленных кандидатом Губренко С.П., избирательной комиссией недостатков, предусмотренных ст.14-15 Закона Ставропольского края № 37- КЗ выявлено не было. Считает, что ссылка Шевченко В.Н. на то, что в подписных листах отсутствуют полные данные об адресах места жительства лиц, собирающих подписи не состоятельна, так как при подаче документов для регистрации кандидатом Губренко С.П. была предоставлена ксерокопия паспорта лица, собирающего подписи, которая была сличена с оригиналом, а именно на ФИО5, Дата обезличена года рождения, проживающую по адресу: ..., ..., ..., ..., ..., .... Избирательная комиссия сравнила данные лица, собирающего подписи, указанные в подписных листах (где также указывает: серия, номер и дата выдачи паспорта, наименование или код выдавшего его органа) и в паспорте и не нашла препятствий к однозначному восприятию указанных данных. Вышеуказанный документ был приобщен к материалам дела кандидата Губренко С.П. и включен в опись документов находящихся в папке. Вместе с тем, признала, что Избирательная комиссия при проверке подписных листов недосмотрела, что в подписных листах данные лица, собирающего подписи указаны не в полном объеме, комиссия пропустила данные недостатки по незнанию. Считает, что вся ответственность лежит на комиссии, и вины Губренко С.П. в этом нет. В данном случае получается, что комиссия нарушила избирательные права кандидата Губренко С.П., а именно быть выбранным на должность главы МО Вревского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края. Кроме того, пояснила, что после того, как жители села Вревского Кочубеевского района Ставропольского края узнали о том, что в подписных листах Губренко С.П. усматриваются нарушения, которые в настоящее время не возможно устранить, была создана инициативная группа за честные выборы, и в поддержку кандидата Губренко С.П. за 2 часа были собраны 190 подписей. Просит в удовлетворении требований Шевченко В.Н. отказать.

В судебное заседание Губренко С.П. не явился. От Губренко С.П. поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства, в связи с тем, что он находится на лечении и по состоянию здоровья не может участвовать в судебном заседании.

Суд, обсудив данное ходатайство, решил возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица Губренко С.П., поскольку: ходатайство Губренко С.П. не подтверждено справкой из медицинского учреждения; согласно ст.260 ГПК РФ срок рассмотрения данного заявления составляет 5 дней со дня его подачи, и является пресекательным; Губренко С.П. реализовал свои права путем предоставления полномочий по представлению своих интересов Лукьянец Ф.А.; рассматриваются требования, которые подлежат оценке судом и не требуют дополнительного истребования доказательств.

Согласно доверенности от Дата обезличена года от Губренко С.П. его интересы в суде представляет Лукьянец Ф.А..

В судебном заседании представитель Губренко С.П. - Лукьянец Ф.А. возражал против удовлетворения требований заявителя. При этом пояснил, что согласно ст. 15 Закона СК «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» от 26 июня 2008 года, соответствующая избирательная комиссия обязана проверить соблюдение требований федерального законодательства, настоящего закона при выдвижении кандидата, списка кандидатов. В случае представления подписных листов избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверность содержания в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Избирательная комиссия недосмотрела отсутствие необходимых данных лица, собирающего подписи, поскольку с ними никакая работа вышестоящих комиссий не проводилась, в результате чего, были нарушены избирательные права кандидата Губренко С.П.. Была создана инициативная группа, которая собрала 190 подписей для экстренного заседания муниципальной избирательной комиссии, и комиссия признала свою вину и ущемление избирательных прав Губренко. Считает, что в данном случае заявитель не доказал, в чем нарушены его права. Просит суд требования Шевченко В.Н., оставить без удовлетворения.

Выслушав заявителя, председателя Избирательной комиссии муниципального образования Вревского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края, представителя Губренко С.П., заслушав мнение прокурора, полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявление Шевченко В.Н. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 6 ст.76 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п.24-26 ст.38 настоящего Федерального закона.

17 июля 2010 года были назначены выборы главы муниципального образования Вревского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края на 10 октября 2010 года.

Согласно ч.1 ст.37 Федерального закона от 12.06.2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон), в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов инициативы проведения референдума, могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с п.10 ст.16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей.

Согласно постановления Избирательной комиссии муниципального образования Вревского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края №37 от 24.08.2010 года Шевченко В.Н. был зарегистрирован кандидатом на должность главы муниципального образования Вревского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края по единому избирательному округу, выдвинутого в порядке самовыдвижения.

Согласно постановления Избирательной комиссии муниципального образования Вревского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края №35 от 17.08.2010 года Губренко С.П. был зарегистрирован кандидатом на должность главы муниципального образования Вревского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края по единому избирательному округу, выдвинутого в порядке самовыдвижения.

В качестве основания для регистрации Губренко С.П. кандидатом на должность главы муниципального образования Вревского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края по единому избирательному округу, выдвинутого в порядке самовыдвижения, в Избирательную комиссию муниципального образования Вревского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края было представлено 15 подписных листа, содержащих 23 подписи избирателей.

Пунктом 3 ст.1 Закона Ставропольского края от 26.06.2008 года №37 (в редакции от 27.07.2010 года) «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» (далее Закон Ставропольского края) предусмотрено, что основные понятия и термины, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе.

В соответствии с п.1 и п.2 ст.15 Закона Ставропольского края, соответствующая избирательная комиссия обязана проверить соблюдение требований федерального законодательства, настоящего закона при выдвижении кандидата, списка кандидатов. В случае представления подписных листов избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей.

Согласно п.44 ст.2 Федерального закона, недействительной подписью признается подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа.

Данная норма содержится и в п.п.11 п.10 ст.15 Закона Ставропольского края. Кроме того, согласно п.п.7 данной нормы закона, недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, …если сведения о лице осуществлявшем сбор подписей избирателей … указаны не в полном объеме ….

В соответствии с п.8 ст.37 Федерального закона, форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Приложением 2 к Закону Ставропольского края установлена форма подписного листа для кандидатов на должность главы муниципального образования, которой установлен порядок заверения и удостоверения подписного лица. Так, в соответствии с установленной формой, подписной лист удостоверяется сборщиком подписей с обязательным указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии, номера и даты выдачи паспорта или заменяющего его документа, наименование или код подразделения выдавшего его органа, лица, собирающего подписи.

Понятие адреса места жительства для целей избирательного права содержится в п. 5 ст.2 Федерального закона. Под адресом места жительства понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Судом не принимаются доводы председателя избирательной комиссии о том, что поскольку при подаче документов для регистрации кандидатом Губренко С.П. была предоставлена ксерокопия паспорта лица, собирающего подписи, которая была сличена с оригиналом, избирательная комиссия при проверке подписных листов кандидата на должность главы администрации муниципального образования Вревского сельского совета Кочубеевского района Ставропольского края не нашла препятствий к однозначному восприятию данных лица, собирающего подписи, в части указания места жительства.

В силу действующего избирательного законодательства не имеется норм, которые бы позволяли суду применить принцип соразмерности ответственности при разрешении вопроса об отсутствии необходимых сведений в адресе места жительства сборщика подписей, выяснять, не препятствуют ли однозначному восприятию указанные сведения, исключается ли иное толкование данных об адресе места жительства названных лиц.

Анализ вышеназванных положений федерального и краевого законодательства свидетельствует о том, что неуказание в подписном листе при заверении его сборщиком подписей в адресе места жительства наименования субъекта Российской Федерации и района, является нарушением закона.

Как установлено в судебном заседании, и следует из подписных листов кандидата на должность главы муниципального образования Губренко С.П., в них отсутствуют полные данные об адресах места жительства лиц, собирающих подписи, а именно: наименование субъекта Российской Федерации – Ставропольский край и района – Кочубеевский район.

Таким образом, суд находит, что все подписи избирателей, собранные в поддержку кандидата на должность главы муниципального образования Губренко С.П. являются недействительными.

Судом принимается тот факт, что Избирательная комиссия муниципального образования Вревского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края признала свою вину в том, что приняла подписные листы от Губренко С.П. не оформленные должным образом, чем нарушила избирательные права кандидата Губренко С.П., а именно быть выбранным на должность главы МО Вревского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края. Вместе с тем, данное обстоятельство не служит основанием для признания законным постановления Избирательной комиссии муниципального образования Вревского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края №35 от 17.08.2010 года о регистрации Губренко С.П. кандидатом на должность главы муниципального образования Вревского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края по единому избирательному округу, выдвинутого в порядке самовыдвижения.

Доводы представителя Губренко С.П. – Лукьянец Ф.А. о том, что Шевченко В.Н. не представлены доказательства о его нарушенных правах, суд также находит надуманными, и противоречащими Федеральному закону.

Так, статьей 39 данного закона установлено, что все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Таким образом, суд находит, что Избирательная комиссия муниципального образования Вревского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края, зарегистрировав кандидатом на должность главы муниципального образования Губренко С.П. в соответствии с подписными листами, которые не отвечают требованиям закона, непосредственно нарушила избирательные права Шевченко В.Н. о равенстве кандидатов.

При таких обстоятельствах, суд находит, что Постановление Избирательной комиссии муниципального образования Вревского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края №35 от 17.08.2010 года о регистрации Губренко С.П. кандидатом на должность главы муниципального образования Вревского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края по единому избирательному округу, выдвинутого в порядке самовыдвижения, принято с нарушением требований, предусмотренных п.24-26 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а, следовательно, данное решение Избирательной комиссии подлежит отмене, как незаконное.

На основании вышеизложенного, суд считает необходимым отменить регистрацию Губренко С.П. в качестве кандидата на должность главы муниципального образования Вревского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края по единому избирательному округу, выдвинутого в порядке самовыдвижения.

На основании изложенного и, руководствуясь Федеральным законом от 12.06.2002 года №67-ФЗ (в редакции от 27.07.2010 года) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Законом Ставропольского края от 26.06.2008 года №37 (в редакции от 27.07.2010 года) «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае», ст. ст. 260-261, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Шевченко В.Н. удовлетворить.

Признать Постановление Избирательной комиссии муниципального образования Вревского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края №35 от 17.08.2010 года о регистрации Губренко С.П. кандидатом на должность главы муниципального образования Вревского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края по единому избирательному округу, выдвинутого в порядке самовыдвижения, незаконным.

Отменить регистрацию Губренко С.П. в качестве кандидата на должность главы муниципального образования Вревского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края по единому избирательному округу, выдвинутого в порядке самовыдвижения.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд в течение 5 дней с момента вынесения решения в окончательной форме, то есть с 03 сентября 2010 года.

Судья: А.И. Гедыгушев