Решение о призн.бездействия администрации незаконными от 07.10.2010



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 октября 2010 года Кочубеевский районный суд Ставропольского края

в составе:

председательствующего судьи Гедыгушева А.И.

с участием:

представителя истца – прокурора Кочубеевского района Ставропольского края - помощника прокурора Кочубеевского района Ставропольского края - Потаповой Е.Е.,

представителя ответчика – управляющего делами администрации ... Ставропольского края – Блынского А.Ю.,

при секретаре Сычёвой Е.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда исковое заявление прокурора Кочубеевского района Ставропольского края в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц ... Ставропольского края о признании незаконным бездействия администрации ... Ставропольского края по постановке на учет бесхозяйного имущества, гидротехнического сооружения, находящегося на территории данного муниципального образования и возложении обязанности в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обратиться в Управление Федеральной службы Ставропольского края государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения – защитной насыпной дамбы, расположенной по берегам ... вдоль ... общей протяженностью 930 м,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кочубеевского района обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц ... Ставропольского края о признании незаконным бездействия администрации ... ... Ставропольского края по постановке на учет бесхозяйного имущества, гидротехнического сооружения, находящегося на территории данного муниципального образования и возложении обязанности в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обратиться в Управление Федеральной службы Ставропольского края государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения – защитной насыпной дамбы, расположенной по берегам ... вдоль ... общей протяженностью 930 м.

В судебном заседании представитель прокурора Кочубеевского района Ставропольского края – помощник прокурора – Потапова Е.Е. исковые требования прокурора Кочубеевского района поддержала и пояснила, что прокурором Кочубеевского района была проведена проверка исполнения на территории ... законодательства о безопасности гидротехнических сооружений (далее ГТС). Согласно информации ... службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на территории ... находится 6 бесхозяйных ГТС, не имеющих собственника. На территории ... ... Ставропольского края расположена защитная насыпная дамба по берегам ... ... общей протяженностью 930 м. Однако, на протяжении длительного времени администрацией ... Ставропольского края каких-либо мер по обращению вышеуказанного бесхозяйного гидротехнического сооружения в муниципальную собственность не принимается, тем самым не обеспечивается соблюдение норм и правил его эксплуатации, не осуществляется контроль за показателями состояния гидротехнических сооружений, природного и техногенного воздействия, результатов хозяйственной деятельности и размещение объектов на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнических сооружений. Отсутствие собственника указанного гидротехнического сооружения влечет неисполнение предусмотренных статьей 9 закона №117-ФЗ обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации и др. Указанные меры не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации. Поскольку такого рода объект расположен в административных границах муниципального образования ... Ставропольского края необращение администрации поселения в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет, как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, закрепленной в п.3 ст.225 Гражданского Кодекса РФ, в силу которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а следовательно, обязан это делать. Отсутствие на гидротехническое сооружение права собственности не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности. 21.07.2010 года прокуратурой района в адрес главы муниципального образования ... ... Ставропольского края внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о гидротехнических сооружениях, однако требования представления не исполнены, нарушения законодательства не устранены. Несоблюдение администрацией требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций на территории сельсовета. Просит признать незаконным бездействие администрации ... Ставропольского края по постановке на учет бесхозяйного имущества, гидротехнического сооружения, находящегося на территории данного муниципального образования и возложить на администрацию ... Ставропольского края обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обратиться в Управление Федеральной службы Ставропольского края государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения – защитной насыпной дамбы, расположенной по берегам ... вдоль ... общей протяженностью 930 м.

В судебном заседании представитель ответчика – управляющий делами администрации ... Ставропольского края – Блынский А.Ю. требования прокурора района признал в полном объеме.

В соответствии с ч.2 ст.68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания по иску.

Изучив материалы дела, выслушав представителя истца и представителя ответчика, суд находит требования прокурора Кочубеевского района законными, и подлежащими удовлетворению, кроме того, иск признан ответчиком.

На основании ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона РФ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Статьи 130, 131, 132 Конституции РФ гласят, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно пункта 3 ст.17 Федерального закона «Об общих принципах» организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года №131-ФЗ (далее Закон – №131-ФЗ), полномочия органов местного самоуправления осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

В соответствии со ст.52, 53 Закона – №131-ФЗ, каждое муниципальное образование имеет свой собственный бюджет (местный бюджет), в котором должны быть предусмотрены расходы по решению вопросов местного значения. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют расходы местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

В соответствии с п. 8 ч.1 ст.14 Закона – №131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Как следует из заключения руководителя ... на территории ... Ставропольского края расположена защитная насыпная дамба по берегам ..., у которой обрушена часть мокрого откоса дамбы в районе домовладения Номер обезличен а по ул. .... Здесь же русло перегораживают железобетонные конструкции разрешенного мостового перехода через .... На всем протяжении русла ... вдоль населенного пункта намыты песчаные косы. При прохождении паводка это может явиться причиной возникновения заторов, повышения уровня воды в реке и подтопления населенного пункта. В районе домовладения Номер обезличен по ... левобережная дамба срыта до основания на участке шириной 4 метра. Через 100 метров, вниз по течению, в дамбе прорезан проход шириной 0,5 метра. Разрушений откосов и гребня дамбы по правому берегу ... не установлено. Уровень безопасности дамбы по правому берегу ... – нормальный, по левому берегу – опасный. Характер возможной ЧМ при аварии ГТС по классификации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 года №304 - 1-б (возможно подтопление ... ... (около 50 домовладений).

Согласно ст.9 Федерального закона РФ от 21.07.1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее – Закон №117-ФЗ) собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления; содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

Как установлено в судебном заседании дамба, расположенная в границах муниципального образования ... по берегам ..., не имеет собственника, а следовательно, по причине неопределенности балансовой принадлежности данного гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, не могут быть реализованы меры по предупреждению безопасности гидротехнического сооружения, предусмотренные Федеральным Законом №117-ФЗ.

В соответствии с ч.3 ст.225 ГПК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Поскольку гидротехническое сооружение - дамба расположена в административных границах муниципального образования ... Ставропольского края, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а, следовательно, обязан это делать. Необращение администрации поселения в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет, как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, закрепленной в п.3 ст.225 Гражданского Кодекса РФ. Отсутствие на гидротехническое сооружение права собственности не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности.

Согласно ст.42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», к основным принципам охраны окружающей среды в числе прочих относится и соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду.

Оценив доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что администрацией ... допущены нарушения норм конституционных прав граждан и законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.

Несоблюдение администрацией требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций на территории сельсовета.

В соответствии со статьями 1, 2, 11 ГК РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав судебной защитой.

На основании вышеизложенного суд пришел к выводу, что бездействия главы муниципального образования ... ..., выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного имущества - гидротехнического сооружения, находящегося на территории данного муниципального образования, являются незаконными, поскольку нарушают права, свободы и законные интересы жителей ..., и, следовательно, не обеспечивают безопасность жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. В связи с чем, суд считает необходимым возложить обязанность на главу администрации ... в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обратиться в Управление Федеральной службы Ставропольского края государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения – защитной насыпной дамбы, расположенной по берегам ... вдоль ... общей протяженностью 930 м.

Руководствуясь ст.ст. 45, 194-198 ГПК РФ, Федеральным законом РФ «О прокуратуре РФ», Федеральным законом РФ «Об общих принципах» организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года №131-ФЗ, Федеральным законом РФ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года №196-ФЗ, Федеральным законом от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом РФ от 21.07.1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», ст.ст. 42,130, 131, 132 Конституции РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить требования прокурора Кочубеевского района.

Признать бездействие администрации ... Ставропольского края выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного имущества - гидротехнического сооружения, находящегося на территории данного муниципального образования, незаконным.

Обязать главу администрации ... Ставропольского края в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обратиться в Управление Федеральной службы Ставропольского края государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения – защитной насыпной дамбы, расположенной по берегам ... вдоль ... общей протяженностью 930 м.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд в течение 10 дней.

Судья: А.И. Гедыгушев