Решение от 17.11.2010 иск Николаенко Л.А. к Министерству Финансов СК, и министерству финансов РФ о взыскании денежных средств



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Кочубеевское 17 ноября 2010 года

Кочубеевский районный суд Ставропольского края

в составе:

председательствующего судьи Гунарис Р.Г.,

с участием:

истца Николенко Л.А.

представителя ответчика МОУ СОШ № - Батышевой О.А., действующей на основании доверенности № от 11.10.2010 года

представителя ответчика Министерства финансов Российской Федерации - Алексенцевой Н.А., действующей на основании доверенности серии № от 19.01.2010 года

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований МУП СК «ЖКХ Кочубеевского района» - Колесникова Г.Е., действующего на сновании доверенности № от 12.01.2010 года

при секретаре судебного заседания Мартыненко Ю.М.

рассмотрел в судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Николаенко Л.А. к ответчикам: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №», Министерству финансов Ставропольского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального Казначейства по Ставропольскому краю о взыскании с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации понесённых расходов по оплате жилья (содержание и текущий ремонт общего имущества собственников помещений многоквартирного дома) и потреблённой тепловой энергии и госпошлины,

У С Т А Н О В И Л:

Николенко Л.А. обратилась в суд с иском к ответчикам: МОУ «Средняя общеобразовательная школа № Министерству финансов Ставропольского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального Казначейства по Ставропольскому краю о взыскании с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации понесённых расходов по оплате жилья (содержание и текущий ремонт общего имущества собственников помещений многоквартирного дома) и потреблённой тепловой энергии в сумме № рублей, а также госпошлины в сумме № рублей - всего № рублей.

В судебном заседании истец - Николенко Л.А. поддержала заявленные требования и в их обоснование пояснила, что она работает учителем в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №» и на основании Федерального закона «Об образовании» (абзац 3 пункт 5 статья 55) пользуется правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности. Право Николенко Л.А. на бесплатную жилую площадь с отоплением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и должна предоставляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Порядок реализации права педагогических работников сельской местности на жилую площадь с отоплением и освещением определён Постановлениями Совмина СССР от 10.02.1948г. N 246 и от 04.05.1971г. N255, которые в силу статьи 4 Закона РСФСР "О действии актов органов Союза ССР, являются действующими. Кроме того, согласно статье 8 ФЗ от 29.12.2004 г. №189-ФЗ "О введении в действие Жилищного Кодекса РФ" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные акты в части замены порядка предоставления в соответствии со статьёй 160 Жилищного Кодекса РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами. А она выбрала предоставление льгот в натуральном выражении. Федеральным Законом N 122 от 22 августа 2004 года "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" статьей 16 пунктом 30 абзац 3 п. 5 ст. 55 Закона "Об образовании" дополнен предложением: размер, условия и порядок возмещения расходов связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов РФ. Размер, порядок и условия возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки для педагогических работников, в силу ст. 55 Закона РФ "Об образовании" устанавливается нормативными актами субъектов Российской Федерации, и учитывается в межбюджетных отношениях. 14 июля 2008 года государственной думой Ставропольского края принят закон № 45-кз «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности». В нём указано: «Настоящий Закон в соответствии со статьёй 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» определяет размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки в виде, бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, а также определяет порядок и условия предоставления указанных мер педагогическим работникам, имеющим на это право».

Статьёй 1 Закона установлено, что размер расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, подлежащих возмещению, определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Ставропольского края.

Статья 2 Закона определяет, что возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, осуществляется на основании заключенных уполномоченным Правительством Ставропольского края органом исполнительной власти Ставропольского края договоров с соответствующей организацией, и что примерный договор возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, понесенных соответствующей организацией, утверждается Правительством Ставропольского края.

1 июня 2009 года Государственной Думой Ставропольского края принят Закон № 28-кз «О внесении изменений в закон Ставропольского края "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности". Этим Законом внесены в Закон Ставропольского края от 14 июля 2008 г. N 45-р "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности" следующие изменения:

Статью 2 (часть 3) изложить в следующей редакции: «Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, устанавливается Правительством Ставропольского края».

Статью 3 (часть 2) изложить в следующей редакции: «Меры социальной поддержки предоставляются в виде ежемесячной денежной выплаты. Ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере, покрывающем расходы педагогических работников на оплату жилого помещения, отопления и освещения».

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2010 года, но не ранее вступления в силу Закона Ставропольского края "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности".

Право Николенко Л.А. на бесплатную жилую площадь с отоплением является федеральной мерой социальной поддержки и в соответствии со статей 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации является расходным обязательством Российской Федерации. Согласно статье 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации или от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Решение вопросов по социальной защите педагогических работников пунктами 2, 5 статьи 26.3 Федерального закона не отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Статьей 26.3 Федерального закона, определяющей перечень расходных обязательств субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, установлено, что полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения, не предусмотренные указанной статьей, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации другими федеральными законами, и осуществляются за счет субвенций из федерального бюджета.

Исходя из сложившейся судебной практики, предоставление указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам является расходным обязательством Российской Федерации и их финансирование должно осуществляться за счёт средств федерального бюджета. Субъекты Российской Федерации должны устанавливать только размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, которые должны учитываться в межбюджетных отношениях (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 06 сентября 2006 года, от 28 марта 2006 года, от 17 мая 2006 года, от 21 июня 2006 года).

Однако, не решён вопрос в части делегирования полномочий Российской Федерации по вопросу реализации права педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) субъектам Российской Федерации с выделением из федерального бюджета средств на их исполнение.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» (пункт 4) указал: «Разрешая споры, возникшие из жилищных отношений, судам необходимо учитывать, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации) и включает в себя Жилищный кодекс Российской Федерации. В случае выявления судом несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям Жилищного кодекса Российской Федерации должны применяться нормы этого Кодекса (часть 8 статьи 5 ЖК РФ)».

Пунктом 10 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ установлено: «При рассмотрении споров, возникающих в связи с реализацией собственником своих правомочий по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему жилым помещением, судам следует учитывать, что законом установлены пределы осуществления права собственности на жилое помещение, которые заключаются в том, что собственник обязан соблюдать правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (часть 4 статьи 30 ЖК РФ)».

В соответствии со статьями 39 и 156 Жилищного кодекса РФ, Правительством РФ принято Постановление № 491 от 13 августа 2006 года «О правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме». Настоящие правила регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме. Пунктом 16 Правил установлено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 154 Жилищного Кодекса РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

«1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) плату за коммунальные услуги».

Частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса РФ установлено, что «собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения».

Статьёй 39 Жилищного Кодекса РФ определено:

«1. Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

2. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

3. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации».

Пунктом 2 статьи 161 Жилищного Кодекса РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, а статьёй 164 Жилищного Кодекса РФ, - что «при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников». Собственники помещений <адрес> <адрес> с. Кочубеевское, исполняя требования Жилищного Кодекса РФ и других федеральных законов, по решению общего собрания 9 января 2007 года заключили с МУП СК ЖКХ Кочубеевского района договор № на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, который перезаключили 9 января 2009 года - договор №. На основании пункта 5 статьи 46 Жилищного Кодекса РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, отнесённым к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

МУП СК ЖКХ Кочубеевского района также осуществляет поставку тепловой энергии в бывшую квартиру истца и другим собственникам помещений многоквартирного дома <адрес> с. Кочубеевское.

Пунктом 1 статьи 540 Гражданского кодекса РФ определено: «В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменён или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса». На основании требований указанной статьи с истицей заключён договор поставки тепловой энергии путём совершения конклюдентных действий (действий, свидетельствующих о молчаливом согласии истца вступить в договор) по подключению к сети. По договору энергоснабжения МУП СК ЖКХ Кочубеевского района подавало Николенко Л.А. (потребителю) через присоединенную сеть тепловую энергию, а она обязана была оплачивать принятую энергию.

Пунктом 8 статьи 155 Жилищного Кодекса РФ определено, что
собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие
непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое
помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами,
заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды
деятельности.

МУП СК ЖКХ Кочубеевского района не предоставляет гражданам никаких льгот, в том числе и в натуральном выражении, поэтому расчёт начислений за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома и тепловую энергию осуществляется гражданам, в их числе и Истцу, без скидок и предоставления льгот. На основании требований Гражданского кодекса РФ, Жилищного кодекса РФ и заключённых договор на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов, на поставку тепловой энергии, все граждане без исключения обязаны ежемесячно до 10 числа текущего месяца оплачивать жилищно-коммунальные услуги.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №», являясь работодателем, не возмещает МУП СК ЖКХ Кочубеевского района расходы на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, тепловую энергию, поэтому Николенко Л.А. вынуждена оплачивать жилищно-коммунальные услуги.

Право Николенко Л.А. на бесплатную жилую площадь с отоплением в сельской местности нарушено - органы государственной власти Российской Федерации и Ставропольского края в нарушение вышеизложенных требований Федерального закона «Об образовании» (абзац 3 пункт 5 статья 55), законов Ставропольского края не обеспечили ей возмещение затрат на предоставленные МУП СК ЖКХ Кочубеевского района жилищно-коммунальные услуги, поэтому она была вынуждена продать квартиру и, на основании вышеизложенных требований Жилищного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов, договоров на содержание и текущий ремонт общего имущества вышеуказанного многоквартирного дома и поставки тепловой энергии, заключённых с МУП СК ЖКХ Кочубеевского района, произвести оплату жилья (содержание и текущий ремонт общего имущества собственников помещений многоквартирного дома) и потреблённой тепловой энергии.

Во вне судебном порядке решить данный вопрос не представляется возможным. Поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию предоставленных истцу мер социальной поддержки - федеральной льготы, предусмотренной Федеральным законом «Об образовании» (абзац 3 п. 5 ст.55), на основании статей 16, 1069, 1071 ГК РФ, Николенко Л.А. просит суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика МОУ СОШ № - Батышева О.А. пояснила, что с исковыми требованиями Николенко Л.А. согласна в части взыскания с казны Российской Федерации понесенных истцом расходов по оплате жи­лья и потребленной тепловой энергии и уплаченной государственной пошли­ны. Но не согласна с тем, что МОУ СОШ № является ответчиком по данно­му делу по следующим основаниям: ответчик - сторона спора, судебного дела, к которой предъявлены пре­тензии, требования со стороны истца. Считает, что МОУ СОШ не является соответчиком по признакам процессуального соучастия, так как предметом спора не являются общие обязанности МОУ СОШ №, Министерства Фи­нансов Ставропольского края и Министерства Финансов Российской Феде­рации. Согласно изложенному в иске, а также статье 72 Конституции Рос­сийской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъек­тов Российской Федерации находится социальная защита, включая социаль­ное обеспечение. Следовательно, предмет спора является общей обязанно­стью Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Ставро­польского края, но не школы. Предметом спора являются однородные обязанности ответчиков Ми­нистерства Финансов РФ и Министерства Финансов Ставропольского края, но не школы, так как право истца на бесплатную жилую площадь с отопле­нием и освещением, предусмотренное статьей 55 Закона «Об образовании» МОУ СОШ № не нарушалось и не могло быть нарушено по указанным выше основа­ниям. Обязанности МОУ СОШ № не имеют одного основания с обязанно­стями других ответчиков. Спор между истцом и МОУ СОШ отсутствует, судебное решение по заявленному иску не повлияет на материальные права школы, отсутствует процессуальная заинтересованность, МОУ СОШ № не приобретет матери­альных благ и не лишится их. Претензия к школе о том, что, являясь работодателем, она не возмеща­ем МУП СК ЖКХ Кочубеевского района расходы на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, тепловую энергию не обоснована. Статьей 8 Гражданского кодекса РФ перечислены основания возникновения гражданских прав и обязанностей. Обязанность образова­тельного учреждения возмещать расходы на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, тепловую энергию коммуналь­ным службам не предусмотрена актами государственных органов, органов местного самоуправления, договором, судебным решением и т.д. Обязанно­сти работодателя установлены Трудовым кодексом, в которые также не вхо­дит возмещение расходов по коммунальным услугам, предоставление соци­альных льгот, социального обеспечения. После принятия Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акта Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации" был изменен и закон от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании". Действовавшая ранее, до 2004 года, система предоставления льгот педагогическим работникам в натуральном выражении - была ликвидирована. Государственной думой Ставропольского края и Правительством Ставропольского края принимались нормативные акты, направленные на регулирование сложившейся ситуации, однако, ни закон Ставропольского края № 42-ЗК от 01.08.2005 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих в сельской местности», ни принятое в целях его реализации постановление № 112-п от 31.08.2005 года «о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности», ни закон Ставропольского края № 45-КЗ от 14.07.2008 года «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности» с последующими изменениями новый механизм предоставления льгот педагогическим работникам не установили, а законы № 45-КЗ от 14.07.2008 года и № 28-КЗ от 01.06.2009 года вообще не вступили в силу. То есть на сегодняшний день отсутствует система и механизм возмещения педагогическим работникам расходов на оплату жилья, тепловой, электрической энергии и газа. Кроме того, истцом предъявлена сумма задолженности за период с октября 2004 года по январь 2010 года. Срок исковой давности составляет 3 го­да, следовательно, исковые требования подлежат уточнению, так как задол­женность может быть взыскана только за 3 последних года. На основании изложенного считает, что уточненная сумма понесенных истцом расходов по оплате жилья и потребленной тепловой энергии, а также госпошлина подлежит взысканию с казны РФ и Министерства финансов Ставропольского края солидарно.

В судебное заседание представитель ответчика Министерства Финансов Ставропольского края - Меркушова Е.А. не явилась, хотя о времени и месте судебного заседания надлежащим образом была извещена. В суд от Меркушовой Е.А. поступил отзыв, в котором было указано, что исковые требования они не признают по следующим основаниям: что согласно пункту 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образо­вании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, ус­тановленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской мест­ности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное пре­доставление жилой площади. Поскольку указанное право педагогических работников образовательных учреждений установлено Законом РФ, то оно является фе­деральной мерой социальной поддержки и должна предоставляться в порядке, установленном законодательством РФ. Перечень полномочий органов государственной власти субъекта Россий­ской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Феде­рации, предусмотренный пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об об­щих принципах организации законодательных (представительных) и исполни­тельных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации финансирование рас­ходов в связи с предоставлением педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений и их членам семей, работающим в сельской местности поселках городского типа, льгот по оплате содержания и текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и за потребленную тепловую энергию.

Согласно пункту 7 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных орга­нов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия Российской Федерации по предметам ведения РФ, а также полномочия РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, не предусмотренные пунктом 2 указанной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными зако­нами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Россий­ской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

В силу пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в ре­зультате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Фе­дерации при осуществлении полномочий по предметам ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.2 Федерального закона «Об общих принципах органи­зации законодательных (представительных) и исполнительных органов госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации».

Между тем статья 26.3 названного Федерального закона не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, финан­сирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам му­ниципальных образовательных учреждений и их членам семей, работающим в сельской местности и поселках городского типа, льгот по оплате газа.

Нормативно-правовых актов Ставропольского края по отнесению на­званного вопроса к полномочиям, финансируемым за счет собственных средств бюджета, также не принималось.

Статья 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции дей­ствующей до 01.01.2008 г.) определяет виды расходов, финансируемых исклю­чительно из федерального бюджета. К ним, в частности, относится финансовое обеспечение реализации решений федеральных органов государственной вла­сти, которое приводит к увеличению бюджетных расходов бюджетов других уровней.

В нарушении указанных требований федерального законодательства Ставропольскому краю средства из федерального бюджета на финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагоги­ческим работникам образовательных учреждений, работающим и проживаю­щим в сельской местности, с 2005 года не выделялись.

Установление педагогическим работникам льгот и не предоставление Российской Федерацией денежных средств на их финансирование повлекло возникновение затрат истца, связанных с осуществлением содержания и теку­щего ремонта общего имущества многоквартирного дома и поставкой тепло­вой энергии. Как усматривается из положений постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм БК РФ отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Рос­сийской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным феде­ральным законодательством. Совместное финансирование расходов на указан­ные цели не может быть расценено как допускающее установление Российской Федерацией обязанности по из финансированию на субъект Российской Феде­рации либо в последующем на муниципальное образование за счет собственных доходов. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает пе­редачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уро­вень власти, что должно сопровождаться одновременной передачей необходи­мых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недос­таточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыска­ние должно осуществляться с РФ вне зависимости от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта феде­рации или муниципального образования. Аналогичная позиция сложилась и в правоприменительной практике. Так, в определениях Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 3 октября 2007 г. № 12279/07 и от 11 октября 2007 г. № 12458/07 «Об отказе в пе­редаче дела в Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации» указано, что государство не отменяло и не приостанавливало действие Закона Российской Федерации «Об образовании», поэтому расходы по предоставлению льгот отдельным категориям потребителей могут быть возложены на публично-правовое образование независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в Законе о бюджете. Поскольку органы государственной власти не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательст­вом, суды правомерно на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодек­са Российской Федерации удовлетворили исковые требования за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России.

Таким образом, ответственность за не выделение средств из федерально­го бюджета субъекту Российской Федерации - Ставропольскому краю на ком­пенсацию расходов по предоставлению льгот, установленных Законом Россий­ской Федерации «Об образовании», должна нести казна Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации. Учитывая изложенное, министерство финансов Ставропольского края просит в иске Николенко Л.А. к министерству финансов Ставропольского края отказать.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства Финансов РФ –Алексенцева Н.А. исковые требования не признала по следующим основаниям: В соответствии с Положением о Министерстве финансов РФ, Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 329, Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти. Согласно ст. 161 БК РФ, бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой. В смете Министерства финансов Российской Федерации денежных средств для возмещения компенсации вреда истице не предусмотрено, соответственно и правовые основания для привлечения Министерства финансов Российской Федерации, как бюджетного учреждения, по данному делу - отсутствуют.

Министерство финансов РФ никогда не состояло в отношениях с истицей, никаких обязательств перед ней не имеет, следовательно - не должно нести перед истцом ответственности своими собственными (целевыми) финансовыми ресурсами В приложении к исковому заявлению судебный акт, с отметкой о вступлении его в законную силу, подтверждающий незаконность действий Министерства Финансов Российской Федерации (либо его должностного липа) - отсутствует.

Исполнение судебных актов по искам к РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов производится по правилам главы 24.1 БК РФ (ст. 242.2 БК РФ).

Для исполнения судебных актов по искам к РФ о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами РФ актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных; актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета) документы, указанные в пункте 2 статьи 242 БК РФ, направляются для исполнения в Министерство Финансов РФ.

Таким образом, Министерство Финансов Российской Федерации, в соответствии с гл. 24.1 БК РФ лишь исполняет судебные акты о возмещении вреда, причиненного гражданину в результате незаконных действий государственных органов и их должностных лиц. Однако, ни одним вступившим в законную силу судебным пактом действия государственных органов, органов местного самоуправления либо
должностных лиц этих органов не признаны незаконными в рамках душного
искового заявления.

В соответствии с п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» пенсионеры и педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. С 1 января 2005 г. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" был изменен Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акта Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-03). В частности, изменения коснулись социальных льгот для педагогов, часть из которых была отменена, а часть осталась в несколько измененном виде под названием меры социальной поддержки. Педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации (п. 5 ст. 55 Закона N3266-1). В соответствии с требованиями п. 5 ст. 55 Закона Российской Федераций от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» нормативными актами Ставропольского края т.е. Законом Ставропольского края от 14,07,2008 № 45-кз "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений" предусмотрен порядок и размеры предоставления вышеназванных льгот в Ставропольском крае. В силу п. 1 ст. 133 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий РФ, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке. Согласно п. 1 Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федераций субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 (далее - Правила И 377), Правила N 377 определяют порядок предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов предусмотренных абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона N 3266-1. В соответствии с Правилами N 377 Минфин России предоставляет субсидии на основании ежеквартально представляемых субъектами РФ отчеток о фактически произведенных расходах. Согласно Правилам N 377 субсидии предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств и объема финансирования расходов на эти цели, утверждаемых в установленном порядке.

В соответствии с положениями Конституции РФ, вопросы образования и социальной поддержки являются предметами совместного ведения РФ субъектов РФ (статья 72 Конституции РФ). В соответствии с п. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» социальная поддержка и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 1 вышеуказанной статьи полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

В силу вышеуказанных положений действующего законодательства, надлежащим ответчиком по возмещению убытков, причиненных в результате не предоставления льгот по оплате понесённых расходов по оплате жилья (содержание и текущий ремонт общего имущества собственников помещений многоквартирного дома) и потреблённой тепловой энергии, является Ставропольский край. Данная правовая позиция Министерства финансов РФ полностью соответствует обязательным для системы судов разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Действующее законодательство (Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании") предполагает предоставление льгот по коммунальным услугам педагогическим работникам, проживающим в сельской местности. Для их реализации субъекты Российской Федерации должны были принять собственные нормативные акты, предусматривающие условия и порядок возмещения расходов, связанных с указанными мерами социальной поддержки.

С 1 января 2005 г. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" был изменен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправлении в РФ". В частности, изменения коснулись социальных льгот для педагогов, часть из которых была отменена, а часть осталась в несколько измененном виде под названием меры социальной поддержки.

Педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации (п. 5 ст. 55 Закона N 3266-1).

Законом Ставропольского края от 14.07.2008 № 45-кз "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений" определен порядок и размеры предоставления вышеназванных льгот в Ставропольском крае.

В силу п. 1 ст. 133 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий РФ, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

Согласно п. 1 Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.06.2003 N 377, Правила N 377 определяют порядок предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов, предусмотренных абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона N 3266-1. В соответствии с Правилами N 377 Минфин России предоставляет субсидии на основании ежеквартально представляемых субъектами РФ отчетов о фактически произведенных расходах.

Согласно Правилам N 377 субсидии предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств и объема финансирования расходов на эти цели, утверждаемых в установленном порядке. Таким образом, финансирование расходов, связанных с реализацией положения абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ N 3266-1, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ, при этом понесенные расходы подлежат возмещению из бюджета РФ.

Не использованные в текущем году целевые средства подлежат использованию в следующем году. Данная норма закреплена следующими Законами: от 26.12.2005 № 189-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2006 год"; от 19.12.2006 № 238-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2007 год"; от 24.07.2007 № 198-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 2010 годов".

В платежных поручениях указана бюджетная классификация: в поле "Назначение платежа" - классификация по которой средства списывались со счета Министерства финансов Российской Федерации (092.1101.5150000.500.251);

- в 104 поле - классификация по которой средства должны быть зачислены в доход бюджета Ставропольского края (09520204007020000151).

Приказами Министерства финансов Российской Федерации ежегодно утверждаются "Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации":

- на 2006 год от 21.12.2005 № 152н;

- на 2007 год от 08.12.2006 № 168н;

- на 2008 год от 24.08.2007 № 74н.

Коды бюджетной классификации, указанные в платежных поручениях включают в себя:

- глава 092 - Министерство финансов Российской Федерации

- подраздел 1101 "Финансовая помощь бюджетам других уровней" - отражаются расходы, связанные с формированием в составе федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации: Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, Федерального фонда регионального развития, Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов, фондов софинансирования социальных расходов, региональных фондов финансовой поддержки поселений, региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов), а также фондов муниципального развития субъектов Российской Федерации и иных форм поддержки бюджетов других уровней, включая целевые, носящих текущий характер.

- целевая статья 515 00 00 - Фонд софинансирования социальных расходов

По данной целевой статье отражается направление средств в виде субсидий на долевое финансирование приоритетных социально значимых расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

- вид расходов 500 - субсидии на частичное возмещение расходов бюджетов по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

По данному виду расходов отражаются субсидии из федерального бюджета на частичное возмещение расходов бюджетов по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

- подстатья 251 - перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.

На данную подстатью относятся расходы за счет средств бюджетов на предоставление дотаций, субсидий, субвенций бюджетам всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

000 2 02 04050 02 0000 151 Субсидии на частичное возмещение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

Согласно вышеизложенного и представляемым доказательствам Ставропольский край получил, но не израсходовал денежные средства в следующих суммах:

- в 2006 году 95 615 000, 00 руб.;

- в 2007 году 123 004 300, 00 руб.

Учитывая, что среди категорий льготников, на финансирование которых выделялись средства федерального бюджета имеются и педагоги, полагаем, что Ставропольский край неправомерно не расходует (и по сегодняшний день) имеющиеся и выделенные из федерального бюджета финансовые ресурсы для компенсации расходов предоставляющим льготы предприятиям.

Более того, Ставропольский край не отрицает, что денежные средства для предоставления льгот не используются им с 2006 года в полном объеме, что по сути, приводит к неправомерному возложению на Российскую Федерацию (федеральный бюджет) дополнительных расходов, в то время, как деньги лежат в бюджете Ставропольского края «мертвым грузом».

В силу ст. 1,52 БК РФ гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, следовательно, взыскание указанных расходов не может быть произведено предоставления мер социальной поддержки и способ распределения бюджетных средств на эти цели. На основании изложенного, прошу суд при рассмотрении данного дела учесть вышеизложенные доводы и в заявленных исковых требованиях к Министерству финансов Российской Федерации отказать в полном объеме.

В судебном заседании представитель третьего лица - МУП СК ЖКХ Кочубеевского района - Колесников Г.Е. пояснил, что против удовлетворения требований истца не возражает по следующим правовым основаниям: МУП СК ЖКХ Кочубеевского района не предоставляет гражданам никаких льгот, поэтому расчёт начислений за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома и тепловую энергию осуществляется гражданам, в их числе и истцу, без скидок. На основании требований ГК РФ, ЖК РФ и заключённых договоров на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов, на поставку тепловой энергии, все граждане без исключения обязаны ежемесячно до 10 числа текущего месяца оплачивать жилищно-коммунальные услуги. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» пункт 4 указал: «Разрешая споры, возникшие из жилищных отношений, судам необходимо учитывать, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации) и включает в себя ЖК РФ, принятые в соответствии с ним другие федеральные законы, а также изданные в соответствии с ними нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (часть 2 статьи 5 ЖК РФ). При этом наибольшую юридическую силу среди актов жилищного законодательства в регулировании жилищных отношений имеет ЖК РФ. В случае выявления судом несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям ЖК РФ должны применяться нормы этого Кодекса (часть 8 статьи 5 ЖК РФ)».

Пунктом 10 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ установлено: «При рассмотрении споров, возникающих в связи с реализацией собственником своих правомочий по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему жилым помещением, судам следует учитывать, что законом установлены пределы осуществления права собственности на жилое помещение, которые заключаются в том, что собственник обязан соблюдать правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (часть 4 статьи 30 ЖК РФ)».

В соответствии со статьями 39 и 156 ЖК РФ, Правительством РФ принято Постановление № 491 от 13 августа 2006 года «О правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме». Настоящие правила регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее - общее имущество). Пунктом 16 Правил установлено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

«1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) плату за коммунальные услуги».

Частью 1 статьи 158 ЖК РФ установлено, что «собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения».

Статьёй 39 ЖК РФ определено:

«1. Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

2. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

3. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации».

Пунктом 2 статьи 161 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, а статьёй 164 ЖК РФ, - что «при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников». Собственники помещений <адрес> «<адрес>, с. Кочубеевское, исполняя требования ЖК РФ и других федеральных законов, по решению общего собрания 9 января 2007 года заключили с МУП СК ЖКХ Кочубеевского района договор № на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, который перезаключили 9 января 2009 года - договор №. На основании пункта 5 статьи 46 Жилищного Кодекса РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, отнесённым к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

МУП СК ЖКХ Кочубеевского района также осуществляет поставку тепловой энергии Истцу и другим собственникам помещений многоквартирного <адрес> с. Кочубеевское. Пунктом 1 статьи 540 Гражданского кодекса РФ определено: «В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединённой сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменён или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса». На основании требований указанной статьи с Истцом заключён договор поставки тепловой энергии путём совершения конклюдентных действий (действий, свидетельствующих о молчаливом согласии Истца вступить в договор) по подключению к сети. По договору энергоснабжения МУП СК ЖКХ Кочубеевского района подаёт Истцу через присоединенную сеть тепловую энергию, а Истец обязан оплачивать принятую энергию.

Пунктом 8 статьи 155 Жилищного Кодекса РФ определено, что собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Истец работает учителем в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №» и на основании Федерального закона «Об образовании» (абзац 3 пункт 5 статья 55) пользуется правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности. Это право на бесплатную жилую площадь с отоплением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и должна предоставляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Порядок реализации права педагогических работников сельской местности на жилую площадь с отоплением и освещением определён Постановлениями Совмина СССР от 10.02.1948г. N 246 и от 04.05.1971г. N255, которые в силу статьи 4 Закона РСФСР "О действии актов органов Союза ССР, являются действующими.

Размер, порядок и условия возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки для педагогических работников, в силу ст. 55 Закона РФ "Об образовании" устанавливается нормативными актами субъектов Российской Федерации, и учитывается в межбюджетных отношениях.

Исходя из сложившейся судебной практики, предоставление указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам является расходным обязательством Российской Федерации и их финансирование должно осуществляться за счёт средств федерального бюджета. Субъекты Российской Федерации должны устанавливать только размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, которые должны учитываться в межбюджетных отношениях (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 06 сентября 2006 года, от 28 марта 2006 года, от 17 мая 2006 года, от 21 июня 2006 года).

Поскольку органы государственной власти не обеспечили истцу реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством, суды правомерно на основании статей 16, 1069, 1071 ГК РФ удовлетворяют исковые требования за счет казны РФ в лице Минфина России.

С 2005 года и по настоящее время между ГУП СК ЖКХ Кочубеевского района с МОУ СОШ № или соответствующим уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края никаких договоров о возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам работающим и проживающим в сельской местности не заключалось.

В настоящее время сложилась практика в соответствии с которой организации осуществляющие подачу тепловой и электрической энергии и газа, в случае неперечисления средств по оплате льгот отдельным категориям граждан, к числу которых относится и истица, в связи с отсутствием договоров и механизма предоставления льгот, самостоятельно обращаются в арбитражные суды с исками к казне РФ в лице министерства финансов РФ о взыскании данных сумм, и данные иски удовлетворяются судами. Однако, в отношении истицы данный вопрос не может быть решен обращением МУП СК ЖКХ Кочубеевского района в арбитражный суд с иском к Министерству финансов РФ, поскольку истица уже оплатила данную задолженность.

Выслушав истца, ответчиков, мнение представителя третьего лица, не возражавшего против удовлетворения уточненных исковых требований, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основании своих требований и возражений.

В соответствии с п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акта Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-03) с 1 января 2005 г. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" был изменен, вместе с тем сохранено положение, согласно которого педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Однако указано, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации (п. 5 ст. 55 Закона N3266-1).

Таким образом, определение условий, размера и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением данных льгот возложено на субъекты Российской Федерации.

В силу требований ст. 8 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные акты в части замены порядка предоставления в соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными актами до принятия Жилищного кодекса РФ.

Таким образом, федеральное законодательство сохраняет предоставление льгот в натуральной форме педагогическим работникам, а субъектам РФ передано право определять порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам тем организациям, которые оказывают жилищно-коммунальные услуги.

01.08.2005 года Государственной думой Ставропольского края принят закон Ставропольского края № 42-КЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности», он касался работников государственных учреждений (к которым относятся и учреждения образования… находящиеся в государственной собственности Ставропольского края и финансируемые за счет средств бюджета Ставропольского края) работающих и проживающих в сельской местности, к которым истица, как педагогический работник муниципального образовательного учреждения, тоже относится.

Статьей 3 закона СК от 01.08.2005 года № 42-КЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» установлено, что педагогическим работникам государственных образовательных учреждений устанавливаются меры социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения. Аналогичные меры социальной поддержки предоставлены и нетрудоспособным членам семьи педагогических работников государственных образовательных учреждений. Таким образом, истица и находящийся в период с 2004 по 30.06.2009 года на ее иждивении сын истицы ФИО1 имели право на получение соответствующих льгот.

Принятый в целях реализации закона СК от 01.08.2005 года № 42-КЗ и утвержденный постановлением Правительства Ставропольского края № 112-п от 31.08.2005 года «О порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности», Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности (в редакции постановления правительства СК №71 от 24.05.2006 года) устанавливает механизм предоставления и финансирования мер социальной поддержки.

Данным положением была предусмотрена возможность выбора гражданами порядка получения льгот – либо в натуральном выражении, либо в виде ежемесячной денежной выплаты (п. 2 Положения).

В случае выбора получения льготы в натуральном выражении, как того желала истица, о чем она пояснила в судебном заседании, граждане в частности должны были предоставить по основному месту работы заявление с соответствующими приложениями (п. 2 Положения). Государственное учреждение (работодатель) ежеквартально формирует списки граждан, которым меры социальной поддержки предоставляются в натуральном выражении, и ежеквартально представляет их в организации, оказывающие жилищно-коммунальные услуги населению (п. 7 Положения). Государственные учреждения (работодатель) заключают с организациями оказывающими жилищно-коммунальные услуги населению договоры о возмещении затрат за предоставленные меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности, выбравших их предоставление в натуральном выражении (п. 8.3). Государственные учреждения (работодатель) возмещают организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги населению, расходы за предоставленные меры социальной поддержки на основании заключенных договоров и предъявленных платежных документов с приложением счетов-фактур, подтверждающих понесенные расходы по формам, утвержденным в соответствии с п. 10 положения (п. 8.5 Положения).

Так же п. 10 данного положения возлагал обязанность утверждения образцов и форм документов, необходимых для ведения учета средств бюджета края, направляемых на предоставление мер социальной поддержки, гражданам, выбравшим их предоставление в натуральном выражении на Министерство финансов Ставропольского края и Министерство жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края.

Обязанность по финансированию расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам мер социальной поддержки в соответствии с п. 14 Положения осуществляется за счет средств и в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели.

В судебном заседании установлено, что данные договоры между МОУ СОШ № и МУП СК ЖКХ Кочубеевского района в период с 2004 по 2010 годы не заключались, а образцы и формы документов, необходимых для ведения учета средств бюджета края, направляемых на предоставление мер социальной поддержки, гражданам, выбравшим их предоставление в натуральном выражении органами исполнительной власти Ставропольского края не утверждались.

Так же установлено, что из средств федерального бюджета РФ в виде субсидий на компенсацию расходов по предоставлению льгот по оплате ЖКУ отдельным категориям граждан в 2004 году перечислено 36.589.500,00 рублей; в 2005 году перечислено 136.200.000,00 рублей; в виде субсидий на частичное возмещение расходов бюджетов субъекта РФ на предоставление гражданам постоянно проживающим в сельской местности на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в 2006 году перечислено 95.615.000,00 рублей; в 2007 году перечислено 123.004.300,00 рублей, согласно служебной записке о предоставлении информации от 20.04.2010 года. Факт перечисления субвенций из средств федерального бюджета РФ министерству финансов Ставропольского края подтверждается так же и копиями платежных поручений № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ. При установленных обстоятельствах довод представителя министерства финансов Ставропольского края о том, что из средств федерального бюджета не поступали субвенции на компенсацию расходов по предоставлению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, является надуманным.

14.07.2008 года принят закон Ставропольского края № 45-КЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности», в соответствии с которым размер расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, подлежащих возмещению определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Ставропольского края (ч. 1 ст. 1 закона № 45-КЗ). В соответствии с ч. 1 ст. 2 вышеуказанного закона возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, осуществляется на основании заключенных уполномоченным Правительством Ставропольского края органом исполнительной власти Ставропольского края договоров с соответствующей организацией. Частью 2 ст. 3 вышеуказанного закона определено, что меры социальной поддержки предоставляются в натуральном выражении (освобождение от оплаты жилья и коммунальных услуг в соответствии со ст. 55 закона РФ «Об образовании») либо в виде ежемесячной денежной выплаты по выбору гражданина. Частью 1 ст. 4 закона № 45-КЗ определено, что финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджету Ставропольского края из федерального бюджета, в установленном бюджетным законодательством порядке.

В судебном заседании установлено, что договор между МУП СК ЖКХ Кочубеевского района и уполномоченным Правительством Ставропольского края органом исполнительной власти Ставропольского края о возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам в 2008-2009 годах не заключалось.

Ответчиками министерством финансов РФ и министерством финансов Ставропольского края не представлено доказательств того, что в период времени с 2008 года по 2009 год включительно из средств федерального бюджета поступали субвенции на компенсацию расходов по предоставлению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Законом Ставропольского края от 01.06.2009 года № 28-КЗ внесены изменения в закон Ставропольского края № 45-КЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности» в соответствии с которым определены условия влияющие на размер расходов связанных с предоставлением мер социальной поддержки и установлено, что порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, устанавливается Правительством Ставропольского края. В остальной части положения п. 3 ст. 1 и ст. 2 закона Ставропольского края от 01.06.2009 года № 28-КЗ решением Ставропольского краевого суда от 21.06.2010 года признаны противоречащими действующему законодательству и недействующими с момента принятия.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 18.11.2009 года № 296-п внесены изменения в утвержденный постановлением Правительства Ставропольского края № 112-п от 31.08.2005 года «Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности» исключена возможность граждан выбирать способ получения льгот по оплате жилья и коммунальных услуг между предоставлением льгот в натуральной форме или в форме ежемесячной денежной выплаты, установлено, что меры социальной поддержки осуществляются в виде ежемесячной денежной выплаты (п. 1 Положения). Исключены пункты: предусматривающие обязанность государственного учреждения формировать списки граждан желающих воспользоваться льготами в натуральном выражении; предусматривающие возможность заключения договора между государственным учреждением и организацией оказывающей жилищно-коммунальные услуги населению; а так же ряд пунктов связанных с реализацией гражданами права на выбор формы получения мер социальной поддержки.

Таким образом, меры социальной поддержки с 2009 года осуществляются в форме ежемесячной денежной выплаты. Согласно представленной истицей справки № от 07.04.2010 года истице выплачиваются «Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности».

Судом предложено истице уточнить исковые требования и представить дополнительные доказательства в обоснование исковых требований, однако истица настаивала на рассмотрении заявленных исковых требований по представленным доказательствам.

В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Согласно ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Доводы истицы о том, что она имеет право на получение льгот по оплате коммунальных услуг, предоставленных ей и членам ее семьи как собственнику квартиры №<адрес> с. Кочубеевское в период с 2004 года по 2009 год МУП СК ЖКХ Кочубеевского района сторонами не оспариваются.

Доводы МОУ СОШ № о том, что они являются ненадлежащими ответчиками, так как предметом спора не являются общие обязанности МОУ СОШ №, Министерства Фи­нансов Ставропольского края и Министерства Финансов Российской Феде­рации. МОУ СОШ № права истицы по предоставлению права на бесплатное жилье не нарушало и не могло нарушить. Обязанности МОУ СОШ № не имеют одного основания с обязанно­стями других ответчиков. Спор между истцом и МОУ СОШ отсутствует, судебное решение по заявленному иску не повлияет на материальные права школы, отсутствует процессуальная заинтересованность, МОУ СОШ № не приобретет матери­альных благ и не лишится их. Претензия к школе о том, что, являясь работодателем, она не возмеща­ем МУП СК ЖКХ Кочубеевского района расходы на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, тепловую энергию не обоснована – суд находит надуманными, поскольку согласно действовавшей в период с 2005 года по 2009 год редакции утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края № 112-п от 31.08.2005 года «О порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности» Порядка предоставления и финансирования мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности (в редакции постановления правительства СК №71 от 24.05.2006 года) устанавливалась обязанность государственного учреждения (работодателя) составлять списки граждан пожелавших воспользоваться мерами социальной поддержки в натуральном выражении, заключать договоры с организациями предоставляющими коммунальные услуги и т.д. (пункты 7, 8.3, 8.5 Положения).

МОУ СОШ № заявлено о необходимости применения исковой давности, поскольку исковые требования заявлены за период с 2004 года, что превышает общий срок исковой давности в 3 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Суд полагает, что поскольку истицей единовременно за счет собственных средств оплачена МУП СК ЖКХ Кочубеевского района сумма № рублей только ДД.ММ.ГГГГ, право на возмещение необоснованно понесенных расходов у нее возникло именно с этой даты, таким образом, срок исковой давности не пропущен, так как иск впервые подан в суд ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, истицей не представлены доказательства того, что она обращалась в период времени с 2004 по 2009 год к работодателю МОУ СОШ № с заявлением о выборе меры социальной поддержки в натуральной форме. Кроме того, на МОУ СОШ №, являющейся бюджетной организацией, не возложена обязанность оплачивать за счет собственных средств расходы по оплате коммунальных платежей работников, поскольку такая обязанность по оплате льгот и мер социальной поддержки педагогических работников в сельской местности возложена, в соответствии с законом, на иные субъекты.

В судебном заседании установлено, что обязанность по финансированию льгот по оплате коммунальных услуг педагогам, проживающим и работающим в сельской местности в соответствии со статей 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации является расходным обязательством Российской Федерации и должна осуществляться путем перечисления субвенций из федерального бюджета в бюджет Ставропольского края. Данная обязанность за 2004-2007 годы выполнена и средства перечислены в бюджет Ставропольского края, однако доказательств перечисления субвенций за 2008-2009 годы ответчиками не представлено. Вместе с тем, в силу ст. 1, 152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, следовательно взыскание указанных расходов не может быть произведено непосредственно с казны Российской Федерации, так как законодательством Ставропольского края установлены порядок предоставления мер социальной поддержки и способ распределения бюджетных средств на эти цели.

Действия истицы в интересах другого лица - выполнение истицей обязанностей по оплате коммунальных услуг за счет собственных средств вместо третьих лиц, в том числе и в случае, когда истица ошибочно полагала, что действует в своих интересах, при отсутствии соглашения о возмещении ей понесенных расходов, в том числе и при наличии правовых оснований оплаты коммунальных услуг третьими лицами, не может быть признано судом единственным основанием к удовлетворению исковых требований.

Вместе с тем, это не лишает истицу права обратиться с исковыми требованиями о возмещении неосновательного обогащения.

При установленных обстоятельствах исковые требования не подлежат удовлетворению.

С учетом вышеизложенного и руководствуясь ст. 1, 152 Бюджетного кодекса РФ, ст. 8 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», ст. 160 Жилищного кодекса РФ, ст. 55 закона РФ «Об образовании», Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акта Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации", законом Ставропольского края от 01.08.2005 года № 42-КЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности», законом Ставропольского края от 14.07.2008 года № 45-КЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности», законом Ставропольского края от 01.06.2009 года № 28-КЗ, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края № 112-п от 31.08.2005 года «О порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности» Порядка предоставления и финансирования мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности, Постановлением Правительства Ставропольского края от 18.11.2009 года № 296-п, ч.1 ст.56. ст. 194 – 199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Николаенко Л.А. к ответчикам: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №», Министерству финансов Ставропольского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального Казначейства по Ставропольскому краю о взыскании с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации понесённых расходов по оплате жилья (содержание и текущий ремонт общего имущества собственников помещений многоквартирного дома) и потреблённой тепловой энергии и госпошлины – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд в течение 10 дней.

Судья Кочубеевского районного суда Р.Г. Гунарис

Мотивированное решение изготовлено 22 ноября 2010 года