решение по иску Деряжной О.М. к ГУ УПФ о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 декабря 2010 года с.Кочубеевское

Кочубеевский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Щербакова С.А.

при секретаре Жихаревой Е.А.

с участием:

истца Деряжной О.М.

представителя ответчика ГУ управления пенсионного фонда РФ по Кочубеевскому району Васиной Н.А., действующей на основании доверенности №1 от 11 января 2010 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Деряжной О.М. к ГУ управлению пенсионного фонда Российской Федерации по Кочубеевскому району о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, о включении в трудовой стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Деряжная О.М. обратилась в суд с иском к государственному учреждению – управлению пенсионного фонда Российской Федерации по Кочубеевскому району о признании незаконным решения ответчика об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости № от ДД.ММ.ГГГГ, включении в трудовой стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности организатора внеклассной и внешкольной работы в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с педагогической деятельностью и назначении ей досрочной трудовой пенсии с момента вступления в право на получение таковой, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований истица ссылается на то, что в сентябре 2009 года она обратилась в ГУ УПФР по Кочубеевскому району с просьбой досрочно назначить ей трудовую пенсию по старости, в связи с педагогической деятельностью, согласно пп.19 п.1 ст.27 Федерального Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года, который устанавливает ее право на предоставление таковой, как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Она представила ответчику, наряду с другими документами, трудовую книжку АТ-III № от ДД.ММ.ГГГГ, из которой усматривается, что профессиональную педагогическую деятельность она начала с ДД.ММ.ГГГГ учителем математики, физики в Казьминской СШ в соответствии с приказом РОНО № от ДД.ММ.ГГГГ. Приказом по РОНО № от ДД.ММ.ГГГГ она была уволена с ДД.ММ.ГГГГ в порядке перевода по ст.29 п.5 (по согласованию двух организаций). Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ она принята комсоргом по школам в Кочубеевский районный комитет ВЛКСМ с ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ уволена в порядке перевода по соглашению двух сторон с ДД.ММ.ГГГГ. Приказом РОНО № от ДД.ММ.ГГГГ она принята в порядке перевода в Кочубеевскую СШ № на время отсутствия по уходу за ребенком до года основного работника с ДД.ММ.ГГГГ. Приказом по РОНО № от ДД.ММ.ГГГГ переведена воспитателем ГПД в Балахоновскую СШ с ДД.ММ.ГГГГ. Приказом по РОНО № от ДД.ММ.ГГГГ переведена организатором по внеклассной и внешкольной работе в данной школе с ДД.ММ.ГГГГ и работала одновременно также учителем математики и физики. Приказом по школе № от ДД.ММ.ГГГГ переведена учителем математики в данной школе с ДД.ММ.ГГГГ. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ присвоена квалификационная категория 12 разряд с ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы администрации Кочубеевского района № от ДД.ММ.ГГГГ Балахоновская СШ преобразована в муниципальное образовательное учреждение Балахоновскую среднюю общеобразовательную школу № с ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы Кочубеевской государственной администрации Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ, муниципальное образовательное учреждение Балахоновскую среднюю общеобразовательную школу № переименовали в государственное общеобразовательное учреждение Балахоновскую среднюю общеобразовательную школу с ДД.ММ.ГГГГ. Приказом РОО № от ДД.ММ.ГГГГ присвоена первая квалификационная категория – 13 разряд по должности учитель с ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ государственное общеобразовательное учреждение Балахоновская средняя общеобразовательная школа переименована в муниципальное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу № с ДД.ММ.ГГГГ. Приказом МОСК № от ДД.ММ.ГГГГ присвоена высшая квалификационная категория по должности учитель с ДД.ММ.ГГГГ. Через некоторое время, в конце сентября 2010 года она получила протокол решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ №. Основанием для отказа послужил тот факт, что ответчик полагает, что периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности «организатор внеклассной и внешкольной работы» не может быть включен в стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей, поскольку в разделе «наименование должностей» Списка от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрена должность «организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми». Ответчик ошибочно полагает, что ее «стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Федерального Закона № 173-ФЗ, составляет 22 года 11 месяцев 23 дня, что не дает права на досрочное пенсионное обеспечение. Стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в рамках постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года №2-П составляет 22 года 11 месяцев 23 дня, что также не дает права на досрочное пенсионное обеспечение». Ответчик полагает, что «право на установление трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.7 Закона от 17.12.2001 года заявительница приобретет при достижении возраста 55 лет, то есть после ДД.ММ.ГГГГ». Ответчик неверно, ошибочно толкует пенсионное законодательство Российской Федерации, в том числе Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, неверно толкует Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П. Ст. 80 Закона РФ от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в РФ" (далее - Закон 1990 г.) было установлено, что пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет. В соответствии со ст.83 этого Закона, Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждаются Правительством РФ по согласованию с пенсионным фондом РФ. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 был утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (далее - Список 1991 года). Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 N 953 в него были внесены изменения. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067 был утвержден новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее - Список 1999 г.) и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее - Правила 1999 г.). В указанное Постановление были внесены изменения Постановлениями Правительства РФ от 20.03.2000 N 240 и от 01.02.2001 N 79 и решением Верховного Суда РФ от 07.06.2001 года. В целях реализации Постановления Правительства РФ от 01.02.2001 N 79 было опубликовано Информационное письмо Министерства труда и социального развития РФ от 10.07.2001 N 2878-16, Пенсионного Фонда РФ от 16.07.2001 N 06-25/5837. Подпунктом 10 пункта 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Закон 2001 г.) установлено, что "Досрочная пенсия по старости устанавливается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста". В соответствии с пунктом 3 ст. 28 этого Закона Списки соответствующих работ, профессий, должностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" (далее Правила, июль 2002 г.). Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 28 Закона 2001 г. (далее - Список 2002 г.) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 28 Закона 2001 г. (далее - Правила, октябрь 2002 г.). Указанное Постановление вступило в законную силу 13 ноября 2002 года. Этим же Постановлением утвержден перечень утративших силу постановлений Правительства РФ, в том числе Постановление СМ РСФСР от 06.09.1991 N 463, которым утвержден Список 1991 г.; Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067, которым утверждены Список и Правила 1999 года. В соответствии с общепринятым правовым принципом акты гражданского законодательства применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Это правило касается и пенсионного законодательства. Так при разрешении спора о включении в специальный стаж периода работы до ДД.ММ.ГГГГ применяется Список 1991 г. с последующими изменениями. Кроме того, следует учитывать, что, в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ N 1067, которым были утверждены Список и Правила 1999 года, "Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего Постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ". Таким образом, если гражданин обратился за назначением пенсии после ДД.ММ.ГГГГ, а спорным является период его работы до ДД.ММ.ГГГГ, в зависимости от желания гражданина, могут применяться как ранее действующие Списки и Правила, так и Список и Правила 1999 года. При исчислении выслуги за периоды работы после ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ применяются Список и Правила 1999 года, с последующими изменениями. О включении в специальный стаж периода работы после ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ применяются Правила, утвержденные в июле 2002 года. О включении в специальный стаж периода работы после ДД.ММ.ГГГГ применяются Список и Правила, утвержденные в октябре 2002 года. Статья 2 Конституция РФ устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, статья 55 Конституции РФ гарантирует, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, поэтому в Российской Федерации законы, ухудшающие положение граждан, обратной силы не имеют. В самом решении об отказе ответчик излагает противоречивые выводы: с одной стороны не признает указанные периоды времени работы как на дающие право быть засчитанными в льготный стаж, а с другой стороны он же ссылается на то, что «в связи с вступлением в силу Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ за период до ДД.ММ.ГГГГ могут применять правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования». Пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Ст.80 Закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20ноября1990года N340-1, были установлены условия, определяющие право на пенсию в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливалась при выслуге не менее 25 лет. Таким образом, законодатель исходит из того, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в школах (учреждениях для детей) при выслуге не менее 25 лет. Как указано в трудовой книжке, приказом РОНО № от ДД.ММ.ГГГГ она с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принята в порядке перевода организатором в Кочубеевскую СШ 2 на время отпуска по уходу за ребенком до года основного работника, а затем с ДД.ММ.ГГГГ согласно приказа по РОНО № от ДД.ММ.ГГГГ переведена организатором по внеклассной и внешкольной работе в данной школе. Ее работа была связана только с педагогической деятельностью в школах как организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, но при составлении приказов и внесении их в трудовую книжку были допущены ошибки в вышеуказанных записях приказов. Полагает, что ответчик необоснованно отказал ей в назначении пенсии из-за отсутствия специального стажа по тем основаниям, что ее профессия поименована не в соответствии со Списком. Ее права в области пенсионного обеспечения производны от ее трудовой деятельности. Исключение ответчиком вышеуказанного периода из стажа работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение сделано необоснованно, поскольку неправильно произведенная запись в трудовой книжке не может являться основанием к отказу для назначения льготной пенсии, при условии, что она фактически выработала требуемый специальный стаж, который подтвержден другими доказательствами и имеются основания для назначения ей льготной пенсии. Факт выполнения ею работы в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, что дает ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по Списку, подтверждается характером выполняемой ею работы, а также тем, что по своей сути организатор внеклассной и внешкольной работы занимается только воспитательной работой и только с детьми. Согласно п. 10 ст. 28 ФЗ № 173 от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» «трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 указанного закона – 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от возраста», следовательно, для досрочного назначения ей трудовой пенсии необходимо наличие у нее 25 лет педагогической деятельности и осуществления этой деятельности в государственных или муниципальных учреждениях для детей, что в принципе, наличие данных условий не отрицается ответчиком. Аналогичное положение содержалось в ст. 80 закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», действовавшего до 31.12.2001 года. Для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью подлежит применению список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года. В разделе «наименование должностей» Списка, должность «организатор внеклассной и внешкольной работы» не указана. Не предусматривалась эта должность и действовавшими до ДД.ММ.ГГГГ нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с законом РФ от 20.11.1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Вместе с тем, согласно п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитываются: работа по специальности в техникумах, комвузах, рабфаках, профшколах и совпартшколах, в школах, училищах и на курсах профессионального и профессионально-технического образования, в школах малограмотных и пунктах ликвидации неграмотности и малограмотности, во внешкольных детских учреждениях и в детских комнатах. Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении от 29.01.2004 года №2-П, а также ряде его определений, ст.6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19, 55 (ч.1) Конституции РФ, по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимую для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Таким образом, согласно ч.3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет, а связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года №463. Согласно п.3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». Таким образом, она имеет право на зачет указанного периода работы и то обстоятельство, что на момент рассмотрения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедших на пенсию раньше, не должно нарушать ее право. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 ст.55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Списки, на которые сослался ответчик в решении об отказе, утверждаются Правительством РФ, относятся к категории подзаконных нормативных актов и они не могут аннулировать требования, установленные Федеральными Законами. Согласно ст.39 КЗоТ РФ, трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, о выполняемой им работе, а также о поощрениях и награждениях за успехи в работе на предприятии, в учреждении, организации. Взыскания в трудовую книжку не записываются. Согласно ст.66 ТК РФ, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Не зачтенные ответчиком периоды работы в ее трудовой книжке подтверждают факт работы в школах и относятся к педагогической деятельности в учреждениях для детей и она не может отвечать за то, что работник отдела кадров по месту своей работы допустил ошибку в формулировках приказов. Неправильное ведение трудовой книжки в спорные периоды, как обстоятельства, не зависящие от нее, не лишают ее права на назначение льготной пенсии, поскольку она осуществляла педагогическую деятельность в учреждениях для детей (школах) независимо от их возраста. При подсчете стажа работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, подлежащих к зачету периодов времени, ответчик указал, что таковой составляет 22 года 11 месяцев 23 дня, допустив ошибку в подсчетах, потому как реально составляет 22 года 11 месяцев 25 дней. Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 1 год 7 дней; период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1 год, а всего 2 года 7 дней. 22 года 11 месяцев 25 дней + 2 года 7 дней = 25 лет 2 дня. Таким образом, общий стаж педагогической деятельности в сельской местности в школьных учреждениях для детей независимо от их возраста составляет 25 лет 2 дня, из чего следует, что ей по закону положена досрочная трудовая пенсия с ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая, что с включением указанных периодов право на досрочную трудовую пенсию по старости у нее наступает с августа 2010 года, то пенсия ей должна быть назначена ответчиком с августа 2010 года. Просит суд признать незаконным решение государственного учреждения - управления пенсионного фонда РФ по Кочубеевскому району об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости № от ДД.ММ.ГГГГ, обязать государственное учреждение -управление пенсионного фонда РФ по Кочубеевскому району включить в педагогический стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности организатора внеклассной и внешкольной работы в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с педагогической деятельностью и назначить ей досрочную трудовую пенсию с момента вступления в право на получение таковой, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании Деряжная О.М. поддержала заявленные требования и настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика Васина Н.А. исковые требования Деряжной О.М. не признала и просила в их удовлетворении отказать, пояснив, что по представленным заявительницей документам к назначению досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее Федеральный закон № 173-ФЗ), как работнику осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей управлением ПФР по Кочубеевскому району было вынесено решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого стажа - 25 лет. Стаж педагогической деятельности необходимый для определения права на досрочную трудовую пенсию по старости и назначения пенсии Деряжной О.М. составляет 22 года 11 месяцев 23 дня. Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утвержден Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781. Кроме того, существуют Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781. Согласно данным Правилам в стаж педагогической деятельности засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - Список). При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка. Указанные нормативные акты могут применяться при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости ко всем периодам педагогической деятельности Деряжной О.М. как до ДД.ММ.ГГГГ, так и после этой даты. При назначении досрочной трудовой пенсии по старости педагогическим работникам в настоящее время могут применяться, в зависимости от того, в какой период протекала работа: к периодам работы до ДД.ММ.ГГГГ - постановление от ДД.ММ.ГГГГ № и Списки от ДД.ММ.ГГГГ №. В указанных нормативных актах отсутствует должность организатора внеклассной и внешкольной работы, а указана должность организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, к периодам работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ — постановление от ДД.ММ.ГГГГ №, Список от ДД.ММ.ГГГГ № и Правила от ДД.ММ.ГГГГ № — в указанных нормативных актах также отсутствует должность организатора внеклассной и внешкольной работы, а указана должность организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми. То есть, при определении права на досрочную трудовую пенсию по старости Деряжной О.М. было применено постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П с учетом норм Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации. В исковом заявлении Деряжная О.М. указывает на подтверждение свидетелями характера выполняемой работы, а именно, что она занималась воспитательной работой с детьми, что недопустимо. В обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2010 года указано следующее. Согласно п. 3 ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ) в отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается. Таким образом, данной правовой нормой (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ) установлено ограничение допустимости средств доказывания при определении характера работы. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", установивший указанное ограничение, вступил в силу с 1 января 2010 г. Статья 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами. На основании изложенного при рассмотрении спора о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии суд не вправе принять показания свидетелей в качестве допустимого доказательства характера работы. Гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения гражданского дела либо совершения отдельных процессуальных действий. Поэтому после 1 января 2010 г. при рассмотрении спора о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии и определении круга допустимых средств доказывания для определения характера работ суду следует руководствоваться положениями, содержащимися в п. 3 ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ). Справка Балахоновской средней школой о том, что Деряжная О.М. занималась воспитательной работой с детьми считаю недостаточной для подтверждения характера работы, так как она выдана без ссылки на соответствующие документы уточняющие характер работы - должностные инструкции, штатные расписания и т.д., по которым возможно проследить именно воспитательную работу с детьми. Кроме того, управлением ПФР по Кочубеевскому району была проведена документальная проверка факта работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью Деряжной О.М. в Кочубеевской средней школе № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в Балахоновской средней школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.По проверенным документам невозможно определить характер работы Деряжной О.М. (Акт № от ДД.ММ.ГГГГ прилагается). Утверждение истца о применении постановления Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» неправомерно так как, данное постановление применялось в соответствии со ст.58 закона о государственных пенсиях, который действовал до вступления в силу Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 № 340-1. Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 953 установлено, что на территории Российской Федерации не применяется постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Невозможно также согласиться с доводами истца о том, что в соответствии с п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитываются: работа по специальности в техникумах, комвузах, рабфаках, профшколах и совпартшколах, в школах, училищах и на курсах профессионального и профессионально-технического образования, в школах малограмотных и пунктах ликвидации неграмотности и малограмотности, во внешкольных детских учреждениях и в детских комнатах, а также согласно п.3 постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 463 сохраняется за другими педагогическими работниками условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" и она имеет в связи с этим требуемый стаж педагогической деятельности 25 лет. По специальности Деряжная О.М. является учителем согласно трудовой книжки от сер. АТ-III №, была принята на штатную должность организатор внешкольной и внеклассной работы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и имела нагрузку учителя, но согласно архивной справки без даты № и акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ № подверждается педагогическая нагрузка учителя по лицевым счетам: сентябрь-декабрь 1986 г., январь 1987 г., январь-август 1990 г., что составляет 1 год 1 месяц. В итоге стаж по ранее действовавшим нормам до ДД.ММ.ГГГГ составил: 22 г. 11 м. 23 дн. + 1 г. 1 м. 0 дней = 24 г. 0 м. 23 дн. Кроме того, в Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу в соответствии с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №, которое желает применить при определении права на досрочную трудовую пенсию по старости Деряжная О.М., отсутствует должность организатора внеклассной и внешкольной работы. Просит суд в удовлетворении исковых требований Деряжной О.М. отказать в полном объеме.

Выслушав мнение сторон, допросив свидетелей, исследовав и изучив представленные материалы, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования Деряжной О.М. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно ст.39 Конституции РФ «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом», в соответствии с п.3 ст.55 Конституции РФ «Права и свободы гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Статья 7 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину страны социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии со ст.55 ФЗ «Об образовании», педагогические работники образовательных учреждений в порядке установленном ФЗ, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет. Аналогичное положение содержится в ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

В соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (п.п. 19 введен Федеральным законом от 30.12.2008 года №319-ФЗ).

В соответствии с требованиями ст.331 ТК РФ, «К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемых Правительством РФ.

Под педагогической деятельностью понимается деятельность по обучению и воспитанию граждан, которая осуществляется педагогическими работниками в образовательных учреждениях различных типов и видов.

В судебном заседании установлено, что истица имеет высшее педагогическое образование, профессия - учитель.

В судебном заседании, согласно записям в трудовой книжке, представленной истицей (л.д.16-22) установлено, что ее трудовой педагогический стаж состоит из следующих периодов:

ДД.ММ.ГГГГ – принята учителем математики, физики в Казьминскую СШ;

ДД.ММ.ГГГГ - уволена в порядке перевода по ст.29 п.5 по согласованию двух организаций;

ДД.ММ.ГГГГ - принята комсоргом по школам в Кочубеевский районный комитет ВЛКСМ;

ДД.ММ.ГГГГ - уволена в порядке перевода по согласованию двух организаций;

ДД.ММ.ГГГГ - присвоена 2 квалификационная категория по должности «Учитель»;

ДД.ММ.ГГГГ - принята в порядке перевода в Кочубеевскую СШ № на время отпуска по уходу за ребенком до года основного работника;

ДД.ММ.ГГГГ - переведена воспитателем ГПД в Балахоновскую СШ;

ДД.ММ.ГГГГ - переведена организатором по внеклассной и внешкольной работе в данной школе;

ДД.ММ.ГГГГ – переведена учителем математики в данной школе;

ДД.ММ.ГГГГ - присвоена 2 квалификационная категория (12 разряд);

ДД.ММ.ГГГГ - Балахоновская средняя школа преобразована в муниципальное образовательное учреждение Балахоновскую среднюю общеобразовательную школу №;

ДД.ММ.ГГГГ - муниципальное образовательное учреждение Балахоновскую среднюю общеобразовательную школу № переименовать в государственное общеобразовательное учреждение Балахоновскую среднюю общеобразовательную школу;

ДД.ММ.ГГГГ - присвоена первая квалификационная категория (13 р) по должности;

ДД.ММ.ГГГГ - государственное общеобразовательное учреждение Балахоновская средняя общеобразовательная школа переименована в муниципальное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу №;

ДД.ММ.ГГГГ - присвоена высшая квалификационная категория по должности «учитель».

Таким образом, суд признает, что истица имела соответствующий образовательный ценз для осуществления педагогической деятельности в образовательных учреждениях.

Из справки № директора МОУ СОШ № следует, что Деряжная О.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, действительно была принята на работу в муниципальное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» с. Балахоновского на должность воспитателя с ДД.ММ.ГГГГ, приказ № п.41 от ДД.ММ.ГГГГ. Переведена организатором по внеклассной и внешкольной работе в данной школе с ДД.ММ.ГГГГ, приказ № п.12 от ДД.ММ.ГГГГ. Переведена учителем математики с ДД.ММ.ГГГГ приказ № от ДД.ММ.ГГГГ и работает в данной должности по настоящее время. За вышеуказанный период имели место отпуска: по уходу за ребенком до 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по 14.06. 1989 года. Отпусков без содержания нет (л.д.15).

Согласно архивной справки руководителя отдела образования администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ, по архивным документам постоянного хранения отдела образования администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края значится Соколова О.М. Приказ № п.6 от ДД.ММ.ГГГГ по РОНО, Соколову О.М принять учителем математики, физики в Казьминскую школу с ДД.ММ.ГГГГ. Приказ № п.4 от ДД.ММ.ГГГГ по РОНО, Соколову О.М – учителя физики, математики Казьминской средней школы уволить в порядке перевода по ст.29 п.5 КЗОТ РСФСР (по соглашению двух организаций) с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.23).

Из справки руководителя отдела образования администрации Кочубеевского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по архивным документам постоянного хранения отдела образования администрации Кочубеевского муниципального района значится Деряжная О.М. Приказ № п.4 от ДД.ММ.ГГГГ по РОНО, Деряжную О.М. принять в порядке перевода организатором по внеклассной и внешкольной работе в Кочубеевскую среднюю школу № на время отпуска по уходу за ребенком до года основного работника с ДД.ММ.ГГГГ. Приказ № п.41 от ДД.ММ.ГГГГ по РОНО, Дережную О.М. организатора внеклассной и внешкольной работы Кочубеевской средней школы № перевести воспитателем группы продленного дня в Балахоновскую среднюю школу с ДД.ММ.ГГГГ. Приказ № п.12 от ДД.ММ.ГГГГ по РОНО, Деряжную О.М. воспитателя группы продленного дня Балахоновской средней школы перевести организатором внеклассной и внешкольной работы в данной школе с ДД.ММ.ГГГГ. Приказов о предоставлении учебного отпуска, отпусков без содержания, отпусков по уходу за детьми на Деряжную О.М. по отделу образования не издавалось (л.д.25).

Согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ директора МОУ СОШ №, Балахоновская средняя школа была переименована в муниципальное общеобразовательное учреждение «Балахоновскую среднюю общеобразовательную школу» (постановление главы администрации Кочубеевского района Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ), муниципальное общеобразовательное учреждение «Балахоновская средняя общеобразовательная школа» переименована в государственное общеобразовательное учреждение «Балахоновская средняя общеобразовательная школа» (постановление главы Кочубеевской районной государственной администрации Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ), Государственное общеобразовательное учреждение «Балахоновская средняя общеобразовательная школа» переименована в муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» (постановление главы администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ №) (л.д.14).

Из справки руководителя отдела образования администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ следует, что справка дана Деряжной (Соколовой) О.М. в том, что Кочубеевский районный отдел народного образования переименован в отдел образования администрации Кочубеевского района с ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления главы администрации Кочубеевского района № от ДД.ММ.ГГГГ. Отдел образования администрации Кочубеевского района переименован в отдел образования Кочубеевской районной государственной администрации Ставропольского края с ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ. Отдел образования Кочубеевской районной государственной администрации реорганизован в отдел образования администрации Кочубеевского муниципального района с ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.24).

Согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ директора МОУ СОШ №, Деряжная О.М. действительно работала в Балахоновской средней школе организатором с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учащимися в возрасте с 7 до 18 лет и работает по настоящее время с детьми данной категории.

Из протокола - решения ГУ УПФ РФ по Кочубеевскому району № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Деряжной О.М. отказано в назначении досрочной пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью на том основании, что не подлежат включению в ее стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности организатора внеклассной и внешкольной работы, поскольку в разделе «Наименование должностей» Списка от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрена должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми.

В постановлении Конституционного Суда РФ №11-П от 03.06.2004 года по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» указано, что в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания. Критерии, лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, то есть сами критерии и правовые последствия дифференциации – быть сущностно взаимообусловлены.

Кроме того, как отмечается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года по делу о проверки конституционности отдельных положений ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагает по смыслу статей 6 ч.2, 15 ч.4, 17 ч.1, 18, 19 и 55 ч.1 Конституции РФ правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться и будет реализовано.

Согласно Определения Верховного Суда РФ от 24.05.2006 года следует, что необходимо учитывать, что до 1993 года действовало Постановление Совмина СССР «О пенсиях за выслугу лет работниками просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» от 17.12.1959 года №1397.

Введение пенсий за выслугу лет педагогическим работникам связывалось с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности, а также с особой значимостью, ценностью такой трудовой деятельности для государства и общества. Предоставление возможности уйти на пенсию в более раннем возрасте преследовало цель освобождения от необходимости дальнейшего продолжения работы и являлось, таким образом, одной из мер, направленных на сохранение здоровья указанных лиц.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24.05.2001 года по делу о проверке конституционности положений ч.1 ст.1 и ст.2 ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей» придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшими положениями статей 1 ч.1; 2; 18; 54 ч.1; 21; 55 ч.2; 57 Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу указанных Конституционных положений изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. Переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета трудового стажа не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.

В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 года №319-ФЗ), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона лицам, которые не менее 25 лет осуществляли педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. В силу п.2 ст.27 этого же закона, Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей, учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Ст.80 Закона РФ от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в РФ" было установлено, что пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет. В соответствии со ст. 83 этого Закона, Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждаются Правительством РФ по согласованию с Пенсионным Фондом РФ.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 был утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 N 953 в него были внесены изменения.

Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067 был утвержден новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. В указанное Постановление были внесены изменения Постановлениями Правительства РФ от 20.03.2000 N 240 и от 01.02.2001 N 79 и решением Верховного Суда РФ от 07.06.2001.

В целях реализации Постановления Правительства РФ от 01.02.2001 N 79 было опубликовано Информационное письмо Министерства труда и социального развития РФ от 10.07.2001 N 2878-16, Пенсионного Фонда РФ от 16.07.2001 N 06-25/5837.

Подпунктом 10 пункта 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что досрочная пенсия по старости устанавливается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с пунктом 3 ст. 28 этого Закона Списки соответствующих работ, профессий, должностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ".

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 28 Закона 2001 года и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 28 Закона 2001 года. Указанное Постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Этим же Постановлением утвержден перечень утративших силу постановлений Правительства РФ, в том числе Постановление СМ РСФСР от 06.09.1991 N 463, которым утвержден Список 1991 года, Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067, которым утверждены Список и Правила 1999 года.

Согласно Постановления Конституционного Суда РФ №2-П от 29.01.2004 года установлено, что граждане вправе осуществлять оценку приобретенных им до ДД.ММ.ГГГГ пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.

В соответствии с общепринятым правовым принципом акты гражданского законодательства применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Это правило касается и пенсионного законодательства.

Так, при разрешении спора о включении в специальный стаж периода работы до ДД.ММ.ГГГГ применяется Список 1991 года с последующими изменениями. Кроме того, следует учитывать, что, в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ N 1067, которым были утверждены Список и Правила 1999 года, "Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего Постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ".

Таким образом, если гражданин обратился за назначением пенсии после ДД.ММ.ГГГГ, а спорным является период его работы до ДД.ММ.ГГГГ, в зависимости от желания гражданина, могут применяться как ранее действующие Списки и Правила, так и Список и Правила 1999 года. При исчислении выслуги за периоды работы после ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ применяются Список и Правила 1999 года, с последующими изменениями. О включении в специальный стаж периода работы после ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ применяются Правила, утвержденные в июле 2002 года. О включении в специальный стаж периода работы после ДД.ММ.ГГГГ применяются Список и Правила, утвержденные в октябре 2002 года.

Суд считает выводы ответчика, указанные протоколе решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ противоречивыми, так как с одной стороны ответчик не признает указанные периоды времени работы как на дающие право быть засчитанными в льготный стаж, а с другой стороны, он же ссылается на то, что в связи с вступлением в силу Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ за период до ДД.ММ.ГГГГ могут применять правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования».

Для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью подлежит применению список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781 года.

Суд соглашается с позицией ответчика о том, что в разделе «наименование должностей» Списка указана должность «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми», должность «организатора внеклассной и внешкольной работы» не указана.

Не предусматривалась эта должность - «организатор внеклассной и внешкольной работы» и действовавшими до ДД.ММ.ГГГГ нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20.11.1990 года.

Вместе с тем, согласно п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитываются: работа по специальности в техникумах, комвузах, рабфаках, профшколах и совпартшколах, в школах, училищах и на курсах профессионального и профессионально-технического образования, в школах малограмотных и пунктах ликвидации неграмотности и малограмотности, во внешкольных детских учреждениях и в детских комнатах.

Согласно ч.3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года №463.

Согласно п.3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

Таким образом, истица имеет право на зачет указанного периода работы и то обстоятельство, что на момент рассмотрения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедших на пенсию раньше, не должно нарушать ее право.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 ст.55 Конституции РФ целями. Списки, на которые сослался ответчик в решении об отказе в назначении пенсии, утверждаются Правительством РФ, относятся к категории подзаконных нормативных актов и они не могут аннулировать требования, установленные федеральными законами.

Также, суд считает доводы ответчика о том, что по документам истицы невозможно определить характер ее работы суд находит необоснованными.

Согласно ст.39 КЗоТ РФ, трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, о выполняемой им работе, а также о поощрениях и награждениях за успехи в работе на предприятии, в учреждении, организации.

Согласно ст.66 ТК РФ, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Суд считает, что не зачтенные ответчиком периоды работы истицы в трудовой книжке подтверждают ее факт работы в школах и относятся к педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Кроме того, тот факт, что истица занималась воспитательной работой с детьми подтверждается показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей ФИО9 и ФИО8

Так, в судебном заседании свидетель ФИО9 пояснила, что истицу она знает с 1988 года. Истица с 1988 года по 1992 год работала заучем Балахоновской школы. Она занималась внеклассной работой с детьми. Подтверждает, что если человек работает организатором, все равно он ведет уроки не менее 9 часов. Должность организатора внеклассной и внешкольной работы это штатная должность. Когда отдали внеклассные часы, тогда и ввели эту должность. На 1986 год имелись должностные инструкции. Она отвечала за учебную работу с детьми, а истица отвечала за воспитательную работу с детьми. Документально это закреплено не было, об этом им было сказано устно. В настоящее время истица работает руководителем отдела образования Кочубеевского муниципального района.

В судебном заседании свидетель ФИО10 пояснила, что сейчас она работает учителем в средней школе № <адрес>, а с 1986 года по 1990 год работала заучем. Подтверждает, что истица ранее в этой же школе работала организатором и вела уроки. Истица работала полный рабочий день. В школе у них так практикуется. Они все вели часы и у них проводились аттестации. Почему в трудовой книжке у истицы должность записана «организатор по внеклассной и внешкольной работе», она не знает.

У суда нет оснований сомневаться в достоверности и объективности пояснений свидетелей ФИО9 и ФИО10, так как они были предупреждены об ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст.307 УК РФ, а также в судебном заседании не было установлено какой-либо заинтересованности со стороны указанных свидетелей в исходе данного дела.

Кроме того, справкой № от ДД.ММ.ГГГГ директора МОУ СОШ №, также подтверждается что Деряжная О.М. действительно работала в Балахоновской средней школе организатором с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учащимися в возрасте от 7 до 18 лет, а архивной справкой руководителя отдела образования администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края № подтверждается педагогическая нагрузка истицы по лицевым счетам (л.д.26).

Суд считает, что акт документальной проверки по факту работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью Деряжной О.М. ГУ – управления пенсионного фонда ОФ по Кочубеевскому району № от ДД.ММ.ГГГГ также подтверждает вышеизложенное.

Суд считает, что все доказательства по делу в совокупности подтверждают факт работы истицы в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми и относятся к педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Неправильное ведение трудовой книжки в спорные периоды, как обстоятельства, не зависящие от истицы, не лишают ее права на назначение льготной пенсии, поскольку она осуществляла педагогическую деятельность в учреждениях для детей (школах) независимо от их возраста и она не может отвечать за то, что ее должность работником отдела кадров была записана не так, как указана в наименование должностей Списка.

Согласно подсчета, стаж работы Деряжной О.М. составляет 22 года 11 месяцев 25 дней. Период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 1 год 7 дней; период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 1 год, а всего 2 года 7 дней. Общий стаж педагогической деятельности Деряжной О.М. в сельской местности в школьных учреждениях для детей независимо от их возраста составляет: 22 года 11 месяцев 25 дней + 2 года 7 дней = 25 лет 2 дня.

Таким образом, на основании исследованных судом доказательств, суд считает, что вышеуказанные периоды подлежат включению в льготный стаж Деряжной О.М. для назначения пенсии досрочно, в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Вместе с тем, в соответствии со ст.67 ГПК РФ никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Согласно ч.2 ст.55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Изменение условий установления пенсии в данном случае, по мнению суда, является ограничением конституционного права граждан на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч.3 ст.55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии с п.п. 1, 4, 9, 10, 12 статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 года №213-ФЗ) предусмотрено, что в связи с введением его в действие осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. Конвертация пенсионных прав лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного), под которым понимается суммарная продолжительность периодов работы до ДД.ММ.ГГГГ. Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим законом, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения стажа, который был установлен и действовал до вступления в силу настоящего закона.

Применительно к положениям статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях Российской Федерации» правовая позиция Конституционного суда РФ от 24.05.2001 года конкретизирована в определении от 05.11.2002 года и означает, что содержащиеся в нем нормы не препятствуют оценке пенсионных прав граждан приобретенным по законодательству, действовавшему на момент приобретения права.

Исходя из вышеизложенного доводы ответчика об отсутствии правовых оснований для включения в стаж Деряжной О.М. периодов работы в должности организатора внеклассной и внешкольной работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, являются необоснованными.

Согласно разъяснений, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 17.10.2003 года №70 «При исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (ст.ст.27,28 Закона от 17.12.2001 года), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались, соответственно, в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

В соответствии с данными разъяснениями, изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правого акта полностью выработал трудовой стаж, дававший право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих работах производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.

Однако, условия приобретения права на предоставление трудовой пенсии по старости досрочно в соответствии с действующим законодательством должны быть аналогичны предусматривавшимся ранее действовавшим пенсионным законодательством.

Согласно правовой позиции, определенной в п.4 Определения Конституционного Суда РФ от 03.10.2006 года «О проверке конституционности п.3 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ и по жалобе гр. Степановой О.А. на нарушение ее конституционных прав той же нормой», надлежит учитывать соответствующие периоды работы в стаж профессиональной деятельности, определенный в подпункте 1 пункта 1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», то есть независимо от того в какой период – до или после ДД.ММ.ГГГГ – выполнялась работа. Между тем, пунктом 3 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» перечень условий досрочного назначения трудовой пенсии по старости дополняется еще одним условием – требованием о наличии специального стажа, исчисленного применительно к конкретным датам. В результате граждане, относящиеся к одной и той же категории по характеру профессиональной деятельности оказались в неравном положении – те из них, у кого часть необходимого для назначения досрочной пенсии специального стажа работы была выработана в период до ДД.ММ.ГГГГ, сохранили право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, тогда как те, кто приобрел требуемый стаж после ДД.ММ.ГГГГ утратили такое право, а условие, предусмотренное п.3 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», изначально призванное гарантировать сохранность приобретенных пенсионных прав и обеспечить переход к системе профессиональных пенсий, из-за отсутствия специального федерального закона стало основанием для лишения их права на досрочное назначение трудовой пенсии.

На основании вышеизложенного и в соответствии с позицией Конституционного суда РФ, отраженной в вышеперечисленных определениях и постановлениях Конституционного суда следует, что надлежит учитывать соответствующие периоды работы в стаж профессиональной деятельности независимо от того в какой период – до или после отмены закона, предусматривающего право на досрочную пенсию в связи с выполнением соответствующей работы – выполнялась работа.

Представленные истцом документы, свидетельствуют о трудовой деятельности работника.

Таким образом, решение комиссии ГУ УПФ РФ по Кочубеевскому району в отношении Деряжной О.М. об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии, нарушает положение ст.ст. 18, 39, 55 Конституции РФ о гарантированности каждому государством социального обеспечения по возрасту и иным основаниям, установленным законом.

Статьёй 18 и частью 6 статьи 125 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Акты, противоречащие Конституции Российской Федерации не подлежат применению.

Таким образом, на момент обращения истицы в ГУ - управление пенсионного фонда РФ по Кочубеевскому району ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости, ее педагогический стаж составил 25 лет 02 дня, что соответствует требованиям, предъявляемым пп.19 п.1 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 года № 319-ФЗ).

Однако, истица просит обязать ответчика назначить ей трудовую пенсию с момента вступления в право на получение таковой, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Суд не может согласиться с данной позицией истицы, так как согласно ч.1 ст.19 Федерального Закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 года №213-ФЗ), трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по стрости).

Часть 2 ст.19 указанного Закона гласит о том, что днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по стрости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

В судебное заседание ответчиком предоставлена копия заявления Деряжной О.М. о назначении пенсии датированное ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, суд считает, что досрочная пенсия по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности Деряжной О.М. должна быть назначена с ДД.ММ.ГГГГ, а не с ДД.ММ.ГГГГ, как просит истец.

Изложенное, дает основание суду признать оспариваемое решение незаконным и обязать ГУ УПФ РФ по Кочубеевскому району включить период работы Деряжной О.М. в должности организатора внеклассной и внешкольной работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости и назначить ей досрочную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента обращения.

С учетом вышеизложенного, и руководствуясь ст. 39 Конституции РФ, п. п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173 – ФЗ от 17.12.2001 года (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 года №319-ФЗ), ст. 55 ФЗ «Об образовании», ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Деряжной О.М. удовлетворить частично.

Признать незаконным решение комиссии государственного учреждения - управления пенсионного фонда Российской Федерации по Кочубеевскому району № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Деряжной О.М. в назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия требуемого стажа.

Обязать государственное учреждение – управление пенсионного фонда Российской Федерации по Кочубеевскому району включить в педагогический стаж Деряжной О.М. периоды работы в должности организатора внеклассной и внешкольной работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью и назначить ей досрочную трудовую пенсию в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении остальных исковых требований, а именно о назначении досрочной трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд в течение 10 дней.

Судья Кочубеевского районного суда С.А. Щербаков