решение от 23.12.2010 г по иску прокурора в интересах Бугаевой Н.А. к администрации Кочубеевского муниципального района об обеспечении жильем вне очереди



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 декабря 2010 года Кочубеевский районный суд Ставропольского края

в составе:

председательствующего судьи Шматченко Т.Ф.

при секретаре судебного заседания Махаринской С.Ю.

с участием:

помощника прокурора Кочубеевского района Ставропольского края Масленниковой О.С.,

истца – Бугаевой Натальи Анатольевны,

ответчика- представителя администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края – ФИО1, по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кочубеевского районного суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кочубеевского района Ставропольского края в интересах Бугаевой (Дубко) Н.А. к администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края о признании незаконным бездействия администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края по обеспечению вне очереди жильем Бугаевой (Дубко) Н.А., относящейся к категории лиц их числа детей, оставшихся без попечения родителей и возложении обязанности на администрацию Кочубеевского муниципального района Ставропольского края обеспечить Бугаеву (Дубко) Н.А. вне очереди благоустроенным жилым помещением не ниже социальных норм, установленных Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п,

у с т а н о в и л:

Прокурор Кочубеевского района Ставропольского края обратился в суд в интересах Бугаевой (Дубко) Н.А. с исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края по обеспечению вне очереди жильем Бугаевой (Дубко) Н.А., относящейся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей и возложении обязанности на администрацию Кочубеевского муниципального района Ставропольского края обеспечить Бугаеву (Дубко) Н.А. вне очереди благоустроенным жилым помещением не ниже социальных норм, установленных Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п.

В судебном заседании помощник прокурора Кочубеевского района Ставропольского края Масленникова О.С. требования, изложенные в исковом заявлении поддержала, настаивала на их удовлетворении в полном объеме с указанием срока возложения исполнения обязанности по обеспечении истицы жилым помещением на ответчика до 23 июня 2011 года. В обоснование требований указала на то, что Бугаева (Дубко) Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать - ФИО3- умерла 21 мая 2000 года. Решением Усть-Джегутинского районного суда Карачаево-Черкесской республики от 15 октября 2003 года ее отец- ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был лишен родительских прав.

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 8 Закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после «окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах ВС РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Истица относится к указанной категории детей, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения из муниципального жилого фонда на основании договора социального найма, не имеет закрепленного за ней пригодного для проживания жилого помещения.

Однако в добровольном порядке Бугаева (Дубко) Н.А. жильем не была обеспечена, со стороны администрации Кочубеевского муниципального района фактических действий по обеспечению жильем Бугаевой Н.А. не предпринято. Просит признать незаконным бездействие администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края по обеспечению жильем Бугаевой (Дубко) Н.А., относящейся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей и возложить обязанность на администрацию Кочубеевского муниципального района обеспечить Бугаеву (Дубко) Н.А. вне очереди в срок до 23 июня 2011 года благоустроенным жилым помещением не ниже социальных норм, установленных Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п.

Истец Бугаева Н.А. в судебном заседании настаивала на удовлетворении требований, пояснив, что в 2000 году умерла ее мать, в 2004 году отец был лишен родительских прав. После смерти матери отец забрал ее в г. Черкесск по своему месту жительства, где она прожила с ним около 2 лет, а затем он отдал ее в Усть-Джегутинский детский дом. В 2005 году ее забрала тетя, у которой она прожила около 3 лет. С 2007 года она проживала у своей бабушки – ФИО8, которая была назначена ее попечителем в ст. Беломечетской, там же окончила среднюю школу. Из средств массовой информации в начале 2010 года ей стало известно о том, что она, как лицо, оставшееся без попечения родителей, имеет право на внеочередное получение жилого помещения. В 2010 году она обратилась в администрацию МО ст. Беломечетской, где была поставлена на очередь. Неоднократно обращалась в отдел образования Кочубеевского муниципального района по указанному вопросу, но ей было разъяснено, что она сможет получить жилое помещение только через 2-3 года, после чего она обратилась в прокуратуру Кочубеевского района.

Ответчик - представитель администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края Румянцева Ю.Л. в судебном заседании исковые требования не признала, указав на то, что в соответствии со статьей 2 постановления Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 года №60-п «О предоставлении денежных средств (субси­дий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшим­ся без попечения родителей, а также лицам, из числа детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей» министерство строительства и архитектуры Став­ропольского края определено в качестве уполномоченного органа исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей.

Порядком предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок), утвержденным вышеуказанным постановлением, предусмотрено, что субсидия предоставляется органами местного самоуправления муници­пальных образований Ставропольского края однократно по месту постановки ребенка-сироты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в теку­щем финансовом году.

Кроме того, для получения субсидии дети-сироты или их законные представители пред­ставляют в органы местного самоуправления пакет документов, определенный Порядком предоставления денежных средств (субсидий). Из пояснений специалистов органа опеки и попечительства администрации Бу­гаева (Дубко) Н.А. обращалась в устной форме в конце 2009 года о разъяснении ей порядка получения жилья, о чем ей были даны устные рекомендации. Бугаева (Дубко) Н.А. в администрацию Кочубеевского муниципального района ни один из предусмотренных Порядком документов не предоставляла.

Решение о предоставлении субсидии либо об отказе в ее предоставлении при­нимается органами местного самоуправления в течение 10 рабочих дней. Непред­ставление документов является основанием для принятия решения об отказе в предоставлении субсидии. О приня­том решении органы местного самоуправлении уведомляют ребенка-сироту или его законного представителя в 3-дневный срок. Поскольку докумен­ты, предусмотренные Порядком, предоставлены не были, решение администрации Кочубеевского района о предоставлении или отказе в предоставлении субсидии не принималось.

Бугаева (Дубко) Н.А. поставлена на учет в отдел образования администрации, как совершеннолетняя гражданка из числа детей-сирот, нуждающихся в получении жилого помещения на территории Кочубеевского муниципального района на 01.10.2010 года на основании постановления администрации муниципального обра­зования станицы Беломечетской Кочубеевского района Ставропольского края от 24.02.2010 года №7. Данные сведения переданы в министерство образования по­средством направления письма от 01.10.2010 года №01-12/2467.

Таким образом, у администрации Кочубеевского муниципального района не возникло осно­вания для совершения определенных действий по предоставлению Бугаевой (Дуб­ко) Н.А. жилья, т.к. фактически она не обращалась в администрацию Кочубеевского муниципального района за предоставлением субсидии на приобретение жилья и не предоставляла необходимых документов.

В 2010 году отделу образования администра­ции Кочубеевского муниципального района были выделены средства на предос­тавление субсидий на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей на общую сумму <данные изъяты> рублей. Из них израсходовано <данные изъяты> рублей. Остаток на 23.12.2010 составля­ет <данные изъяты> рублей.

Бугаева Н.А. не имеет преимущественного права получения жилого помещения по договору социального найма, поскольку состоит в списке таких же нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот, имеющих с ней равные права под № 37.

Таким образом, в бюджет администрации Кочубеевского муниципального района на текущий финансовый год не заложены бюджетные средства для предоставления жилого помещения по договору социального найма ребенку-сироте Бугаевой Н.А. Поскольку финансирование отсутствовало, то отсутствовали и основания предоставления истице жилого помещения.

Представитель Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края в судебное заседание не явился, хотя о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом. От Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края в суд поступило заявление с просьбой рассмотреть гражданское дело в отсутствие их представителя с учетом направленных в адрес суда пояснений. Дело рассмотрено в отсутствии представителя заинтересованного лица.

Из письменных пояснений заинтересованного лица следует, что согласно Федерального закона от 21 декабря 2006 г, № 159-ФЗ «О допол­нительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставших­ся без попечения родителей» лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закреплённого жилого помещения имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору : либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, предусмотренном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств ( субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. Средства на 2010 год распределены между органами местного самоуправления пропорционально фактической потребности.

Статьёй 12 Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 г. № 120-кз предусмотрено, что органы местного самоуправления, их должностные лица не­сут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение передан­ных настоящим Законом отдельных государственных полномочий в соответст­вии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставро­польского края и в той мере, в какой указанные полномочия были обеспечены соответствующими органами государственной власти Ставропольского края ма­териальными и финансовыми средствами.

В соответствии со ст. 219 Бюджетного кодекса РФ - получатель бюджет­ных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до не­го лимитов бюджетных обязательств.

Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства пу­тем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Ставропольского края в установленном порядке доведены уведомления о пока­зателях бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств в сроки, уста­новленные порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи глав­ных распорядителей средств бюджета Ставропольского края.

В объёме доведённых лимитов бюджетных обязательств органы местного самоуправления заключают муниципальные контракты, иные договоры с физи­ческими и (или) юридическими лицами или представляют субсидии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с п. 7 «Порядка предоставления денежных, средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения роди­телей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утверждённого постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 г. № 60-п «О предоставлении денежных средств (субси­дий) на приобретение или строительство жилья детям - сиротам и детям, ос­тавшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей - сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей» в безналичной форме на основании заключенного ими договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в Управле­нии Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю, путем ее перечисления продавцу или застройщику жилья органами местного самоуправ­ления.

Выслушав объяснения сторон по иску, исследовав материалы гражданского дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствие со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых(служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ним отношений, защите семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защите, включая социальное обеспечение; обеспечение права на здоровье, включая медицинскую помощь; обеспечение права на благоприятную окружающую среду; образование.

Бугаева (Дубко) Н.А. письменно обратилась к прокурору с просьбой о защите ее нарушенного права на внеочередное получения жилья, указав в заявлении на имеющийся у нее статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.(л.д.7).

В соответствии со ст. 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты и восстановления нарушенного права. При этом выбор способа защиты нарушенного права принадлежит исключительно истцу.

Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право и иными способами, предусмотренным законом.

Исходя из положений, предусмотренных ст.ст.254-255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде действия(бездействие) органа местного самоуправления и к действиям(бездействиям), оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся такие действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

Согласно ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для законности оспариваемых действий (бездействия) органов местного самоуправления возлагаются на орган, который совершили оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с п. 1 ст. 40 и п. 1 ст. 45 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Конституционное право на жилище предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную цену из государственного и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40 Конституции РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Бугаева (Дубко) Н.А. после смерти матери и лишения отца родительских прав являлась воспитанницей детского дома, а в последующем находилась под попечительством ФИО5, проживающей в ст. Беломечетской по <адрес>, где проживала и подопечная Бугаева (Дубко) Н.А.

Бугаева Н.А. имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, а потому, в силу закона, имеет право на внеочередное получение жилого помещения из муниципального фонда на основании договора социального найма.

24.02.2010 года Бугаева Н.А. обратилась в администрацию муниципального образования ст.Беломечетской и постановлением администрации № 7 от 24 февраля 2010 года поставлена на учет на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма. (л.д.15). Бугаева Н.А. была включена в список граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете на получение жилых помещений на территории Кочубеевского муниципального района на 01.10.2010 года и ее данные указаны за № 37(л.д.8-9).

В силу ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (ст. 8 ГК РФ).

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают и из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности. Аналогичные положения содержатся и в ЖК РФ (ст. 10).

Абзацем 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гарантировано право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилой площади вне очереди.

Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.

Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Суд считает, что обеспечение вне очереди жилым помещением истицы, оставшейся без попечения родителей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.

Законом Ставропольского края № 120-кз от 31.12.2004 года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями СК по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, в соответствие с которым органы местного самоуправления должны были приобретать жилье по норме предоставления в соответствии с законодательством для передачи в собственность муниципального образования и дальнейшего предоставления его по договору социального найма в пользование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на учет в качестве нуждающихся.

Доказательств того, что ответчик надлежащим образом выполнил указанные требования закона Ставропольского края суду не представлено.

В соответствии с постановлением Губернатора СК от 23.09.2010 года № 517 «О внесении изменения в п.п. 9.2 Положения о Министерстве строительства и архитектуры СК, утвержденного постановлением губернатора СК от 07.07.2008 года № 530» уполномоченным органом исполнительной власти СК по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Министерство строительства и архитектуры.

В судебном заседании установлено и данный факт не отрицается представителем ответчика, что 24.02.2010 года Бугаева Н.А. была взята на учет на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма на основании постановления главы муниципального образования ст. Беломечетской № 7 (л.д.15). Указанное постановление не обжаловано, не оспорено и имеет юридическую силу. Тем самым, администрация Кочубеевского муниципального района Ставропольского края приняла на себя обязательство обеспечить по договору социального найма указанное лицо благоустроенным жилым помещением вне очереди по месту жительства и предоставление Бугаевой Н.А. жилого помещения по договору социального найма с учетом количества выделенных на эти цели денежных средств не зависит от номера в списке такой же категории лиц – детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Как следует из ст. 13 и 14 ЖК РФ, к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления в области жилищных отношений не относится определение порядка предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Органы государственной власти субъекта РФ определяют лишь порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 12 ЖК РФ определение порядка предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов. государственной власти РФ. Названный порядок определен в ст. 57 ЖК РФ, которая наряду с общим правилом о предоставлении жилья в порядке очередности (ч. 1) содержит специальное правило о предоставлении отдельным категориям граждан жилья вне очереди (ч. 2), а внеочередное предоставление жилья подразумевает, что оно должно предоставляться без всякой очереди. Поэтому установление органом местного самоуправления или даже законодательным органом субъекта РФ очереди для лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, нарушает права таких лиц и противоречит требованиям федерального законодательства, т.к. в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. В такой же мере и разрешение требований о предоставлении детям-сиротам жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.

По закону Ставропольского края № 7 -КЗ от 16 марта 2006 года ( в редакции закона от 9 июля 2007 года № 34 -КЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной «поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном общеобразовательном учреждении СК или учреждении асоциального обслуживания населения СК, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, имеют право на внеочередное обеспечение жилым помещением по их выбору: либо по договору социального найма, либо в форме предоставления им субсидий, исходя из общей площади жилья 33 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по СК, устанавливаемой Правительством СК (в редакции закона № 75 -КЗ от 10.11.08 г).

Как следует из бюджетной росписи по расходам на 2010 года на обеспечение жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2010 году были выделены средства на общую сумму <данные изъяты> рублей. Из них израсходовано <данные изъяты> рублей. Остаток на 23.12.2010 составля­ет <данные изъяты> рублей.

Доводы представителя ответчика о том, что истица не представила надлежащий пакет документов для получения субсидии суд не может принять во внимание, так как она сделал выбор и денежных средств в форме выдачи субсидии выделить не просила.

Как видно, ЖК РФ закрепив за гражданами, указанными в п.1 и п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ, право на получение жилья вне очереди, не указал о сроке предоставления жилья данным категориям граждан.

Отсутствие в ЖК РФ указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, указанным в п.1 и п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ, говорит о том, что жилье должно предоставляться данным гражданам после их обращения в орган местного самоуправления с целью реализации принадлежащего им субъективного права на получение жилья вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку вне очередников), т.к. не терпит отлагательства обеспечением жильем таких лиц из той категории граждан, кому государство обязалось предоставить жилье вне очереди, не упоминая о сроках исполнения принятой на себя обязанности.

В связи с этим суд считает не противоречащим закону требование прокурора о предоставлении Бугаевой Н.А. жилого помещения на условиях социального найма вне очереди до 23.06.2011 г., т.к. ч.2 ст.57 ЖК РФ, как и другие нормы ГК РФ, не ставит передачу жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения других жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и тем более от включения в список вне очередников и порядковый номер в этом списке обратившегося лица.

С учетом приведенных обстоятельств и доводов сторон, суд считает подлежащими удовлетворению требования прокурора Кочубеевского района Ставропольского края, обратившегося в суд в интересах Бугаевой (Дубко)Н.А.

Руководствуясь п.1 ст.40, п.1 ст.45 Конституции РФ, Федеральным Законом № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Ставропольского края от 31.12.2004 года №120 –кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.12 ГК РФ, 57 ЖК РФ, ст.ст.254- 258, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, с у д

Р е ш и л:

Признать незаконным бездействие администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края в отношении Бугаевой (Дубко) Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относящейся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по ее внеочередному обеспечению жильем.

Обязать администрацию Кочубеевского муниципального района Ставропольского края в срок до 23.06.2011 года предоставить на условиях договора социального найма Бугаевой Н.А. вне очереди благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным нормам и правилам, не ниже социальных норм, установленных постановлением Правительства Ставропольского края № 60 от 16.04.2008 года.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд в течение 10 дней.

Судья Кочубеевского районного суда Т.Ф. Шматченко