РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Кочубеевское 16 февраля 2011 года
Кочубеевский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Гунарис Р.Г.
при секретаре Мартыненко Ю.М.,
с участием:
помощника прокурора Кочубеевского района Столяр М.В.
представителя истца Пысина Н.А. – действующего на основании доверенности <адрес>9 от 15.01.2011 года Криницына А.И.
представителя ответчика Управления труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края – действующей на основании доверенности № от 11.01.2011 года Долиной И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в кабинете № помещения Кочубеевского районного суда гражданское дело по иску Пысина Н.А. к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района о восстановлении его права на выплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, исчисленной из заработка на момент участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с применением повышающих пенсионных коэффициентов, возложении обязанности на Управление труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района назначить ему ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью с 01 июля 2010 года в размере № рублей, с последующей индексацией в установленном законом порядке, а также взыскании с Управления труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района единовременно в его пользу за счет средств федерального бюджета недополученных ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью с учетом их индексации,
УСТАНОВИЛ:
Пысин Н.А. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района о восстановлении его права на выплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, исчисленной из заработка в размере семикратного минимального размера оплаты труда на момент участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с учетом применения повышающих пенсионных коэффициентов, возложении обязанности на Управление труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района назначить ему ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью с 01 июля 2010 года в размере № рублей с последующей её индексацией в установленном законом порядке, а также взыскании с Управления труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района единовременно в его пользу за счет средств федерального бюджета № рублей недополученных ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью с учетом индексации за период с 02.03.1996 года по 30.06.2010 года.
В обоснование требований в исковом заявлении указано, что истец, Пысин Н.И., с 09.02.1994 года является инвалидом 2 группы с 70% степенью утраты профессиональной трудоспособности вследствие увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанного с аварией на Чернобыльской АЭС в период с 03.08.1987 года по 08.09. 1987 года (являлся лицом, проходящим военные сборы), и получает ежемесячно сумму возмещения вреда здоровью в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 1244-1 “О социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”.
Ответчиком изначально неверно была исчислена сумма ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью и ему должно быть предоставлено право на получение ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью, исчисленной из заработка в размере семикратного минимального размера оплаты труда на момент участия в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Сумма возмещения вреда его здоровью должна рассчитываться исходя из минимального размера оплаты труда 1986 года, который составлял № рублей в месяц.
Федеральным законом № 5 от 12.01. 2001 года ст. 2 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" внесены изменения в назначения и выплаты суммы возмещения вреда здоровью в фиксированном размере: «гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей». В середине февраля 2001 года всех «чернобыльцев», в том числе и Истца, вызвали в Управление труда и социальной защиты населения Ставропольского края и предоставили образец написания заявления, который они все вместе переписали. В Управлении только объяснили, что сумма возмещения вреда здоровью будет увеличена, а, на сколько, и за счет чего не было объяснено. Истец хорошо помнит, что он в заявлении не просил назначить ему сумму возмещения вреда здоровью в размере фиксированной суммы и в предоставленном образце заявления эта сумма не была указана. При написании заявления его никто не ознакомил с самим Федеральным законом № 5 от 12 февраля 2001 года. О праве выбора получать сумму возмещения вреда здоровью, исходя из фиксированной суммы или из заработка, ему не разъяснили, и о данном праве он впервые услышал только в судебном заседании. Мало того, когда Истец писал заявление, никто ему не разъяснил о возможности индексации установленной суммы возмещения вреда здоровью, исходя из заработка на два МРОТ.
Истец считает, что перевод его на фиксированную сумму в размере № рублей, начиная с февраля 2001 года грубо нарушает его право на получение суммы возмещения вреда здоровью, исходя из заработка и исходя из благоприятного для него расчета. По мнению истца любой выбор должен быть осознанным и без нарушения прав человека, а машинальное написание заявления по образцу таковым не является. Истец был лишен права выбора, предусмотренного действующим законодательством.
Говорить о праве выбора можно только тогда, когда истцу реально предоставили информацию не только о Федеральном Законе № 5 от 12 февраля 2001 года и о праве выбора, но и о части третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ), статьей 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 года № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2288), статьей 318 ГК РФ (в редакции, действовавшей с 1 января 1995 года до 29 ноября 2002 года), допускавшими возможность индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда, суды вправе произвести такую индексацию за период с 1 июля 2000 года до 1 января 2001 года с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в статье 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», начиная с 1 июля 2000 года – в 1,581 раза; с 1 января 2001 года – в 1,515 раза.
Истцу в феврале 2001 года не могли разъяснить его право на индексацию суммы возмещения вреда здоровью в размере № копеек, установленную решением Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 08 декабря 2000 года на два МРОТ, так как это право официально было разъяснено Пленумом Верховного суда РФ только в 2005 году. Истец считает, что в этом случае виноват не он сам, который с 2005 года не просил применить в расчетах суммы возмещения вреда здоровью два МРОТ, а виноват ответчик - Управление труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района, который по закону от имени Российской Федерации отвечает за правильное назначение сумм возмещения вреда здоровью. Истец считает, поскольку ответчик не предоставил доказательств об ознакомлении его под расписку с Федеральным Законом № 5 от 12 февраля 2001 года, который предусматривает право выбора получать сумму возмещения вреда здоровью, исходя из заработка или исходя из фиксированной суммы, то право выбора истца не было реализовано в полном объеме и поэтому было нарушено.
Абзац 1 и 2 пункта 2 Правил (Утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.12.1992 г № 4214-1, в редакции Федерального закона от 24.11.1995 г № 180-ФЗ) закрепили положение о том, как следует увеличивать в связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне номинальной оплаты труда заработок потерпевшего для исчисления суммы возмещения вреда здоровью.
Исходя из этой нормы, во всех случаях, когда для определения среднего месячного заработка учитывается работа до 1 января 1991 года, либо в период с 1 января 1991 года по 31 января 1993 года – суммы заработка после применения коэффициентов, указанных в первом абзаце должны увеличиваться соответственно в шесть либо в три раза независимо от времени предъявления иска. Согласно Правил возмещения работодателем вреда, утвержденных Постановлением Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 года (далее по тексту - Правила)
Вред, причиненный гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших в момент чернобыльской катастрофы, как относящихся к вреду реально невосполнимому и неисчисляемому, обязывает Государство стремиться к его более полному по объему возмещению, что так же прямо подтверждено в ст.15 ФЗ от 21.11.1995 года “Об использовании атомной энергии”, которая в соответствии с конституционными принципами предусматривает возмещение в полном объеме вреда причиненного радиационным воздействием.
В пункте 5 Пленума приведены такие разъяснения: «В соответствии с частью третей статьи 5 базового Закона ( в редакции Федерального закона от 24.11.1995 г. № 179 - ФЗ). статьей 1 Закона РСФСР от 24.10.1991 г. №1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» ( в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 г. № 2288), статьей 318 ГК РФ ( в редакции, действовавшей с 1 января 1995 г. до 29.11.2002 г.), допускавшими возможность индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованно порядке установленного законом минимального размера оплаты труда, суды вправе произвести такую индексацию за период с 1.07.2000 г. до 1.01.2001 г, с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в статье 1 Федерального закона от 19 16.2000 г. № 82- ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».
Следовательно, суммы возмещения вреда индексируются с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 1 07.2000 г. с учетом коэффициента, равного 1,581 (132: 83,49), а с 1 01.2001 г. с учетом коэффициента, равного 1,515 (200: 1 32), при условии, что в период с февраля 1997 года до 1 07,2000 г. не производилась индексация указанных сумм на основании части третьей статьи 5 базового Закона ( в редакции Федерального закона от 24. 11.1995 года №175-ФЗ) и статьи 1 Закона РСФСР от 24.10.1991 г. № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 г. № 2288) исходя из индекса роста потребительских цен, определенного статьей 3 названного Закона. Если же такая индексация производилась, то ее размер должен быть учтен при определении ежемесячных сумм возмещения вреда за период с 1.07.2000 г. по 1.01.2002 г.
Ежемесячный размер компенсации в возмещение вреда здоровью должен быть равен:
- с 01.07.2000 г. 2 241,10 руб./мес. * 1,581 = № руб./мес.
- с 01.01.2001 г. 3 543,18 руб./мес. * 1,515 = № руб./мес.
Пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 года № 35 “О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Постановление Пленума Верховного Суда РФ о 05.04.2005 года № 7) разъясняет, что в соответствии с часть 3 ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001 года № 5-ФЗ суммы ежемесячных выплат, предусмотренных частями первой и второй этой нормы, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Несмотря на то, что указанная норма вступила в силу с 15 февраля 2001 г., первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении данного календарного года, то есть с января 2000 года.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2002 года № 11-П признан противоречащим конституционным принципам справедливости, равенства, соразмерности, умаляющими право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, установленный взаимосвязанными статьями 5 и части 3 статьи 2 “базового чернобыльского” Закона (в редакции Федеральный закон № 5 – ФЗ от 12 февраля 2001 года) порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью исходя из роста величины прожиточного минимума за год в целом по Российской Федерации. До внесения соответствующих изменений в законодательство суды при рассмотрении конкретных дел после 15 февраля 2001 года ориентированы данным Постановлением на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры по старости, инвалиды), которая определяется на основе законодательства субъекта Российской Федерации о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует – на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти.
Согласно справке Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю от 19.08.2008 г. № коэффициент индексации в связи с ростом величины прожиточного минимума в среднем за 2001 год для пенсионеров в Ставропольском крае составляет 1,682; за 2002 год составляет 1,222, за 2003 год составляет 1,195.
Таким образом, размер ежемесячной суммы возмещения вреда должен составлять:
С 1 января 2002 года – № руб./мес. ( № руб./мес.* 1,682);
С 1 января 2003 года –№./мес.(№ руб./мес.* 1,222);
С 1 января 2004 года – № руб./мес. (№ руб./мес.* 1,195);
С 01.01.2005 г. - 1,11- в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2004г. № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год», в редакции Федерального закона от 4 ноября 2005г. № 141-ФЗ и Постановлением Правительство РФ от 03.03.2007 года № 143.
Следовательно, размер ежемесячной суммы возмещения вреда должен составлять с 01.01.2005 года –№./мес. (13 184,72 руб./мес.* 1,11)
С 01.01.2006 г. - 1,09 – в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 1 декабря 2006 г. N 197-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2006 год» и Постановлением Правительство РФ от 03.03.2007 года № 143.
Следовательно, размер сумм возмещения вреда должен составлять с 01.01.2006 года –№ руб./мес. (14 635,04 руб./мес.* 1,09)
С 01.01.2007 г. - 1,08 – в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ О федеральном бюджете на 2007 год и Постановлением Правительство РФ от 21.03.2007 года № 171.
Следовательно, размер ежемесячной суммы возмещения вреда должен составлять с 01.01.2007 года – № руб./мес. (15 952,19 руб./мес.* 1,08)
с 01.01.2008 г. – 1,105 Постановление Правительства РФ № 655 от 03.09.2008г. "О внесении изменений в постановление Правительства РФ № 914 от 21.12.2007 г." Об индексации в 2008 - 2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Следовательно, размер ежемесячной суммы возмещения вреда должен составлять с 01.01.2008 года –№ руб./мес. (17 228,36 руб./мес.* 1,105)
с 01.01.2009 г. – 1,13 Постановление Правительства РФ № 545 от 07.07.2009 г. "О внесении изменений в постановление Правительства РФ № 914 от 21.12.2007 г." Об индексации в 2008 - 2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Следовательно, размер ежемесячной суммы возмещения вреда должен составлять с 01.01.2009 года – № руб./мес. (19 037,34 руб./мес.* 1,13)
С 01.01.2010 года – 1,1 Постановлением Правительства РФ № 1024 от 16.12.2009 года « О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 21.12.2007 года « Об индексации в 2008 – 2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам. подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»».
Следовательно, размер ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью должен составлять с 01.01.2010 года –№ рублей ( 21 512,19 рублей * 1,1 )
В статье 208 ГК РФ указано, что исковая давность не распространяется на:
требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом:
требования вкладчиков к банку о выдаче вкладов;
требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина.
Однако требования, предъявленные по истечению трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествующие предъявлению иска;
требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304);
В статье 58 Федерального закона от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ “Об использовании атомной энергии” (с изменениями от 10 февраля 1997 года, 10 июля, 30 декабря 2001 года, 28 марта 2002 года, 11 ноября 2003 года) указано: «на требования о возмещении убытков и вреда, причиненных радиационным воздействием жизни и здоровью граждан, исковая давность не распространяется». В данной статье нет ограничений, которые указаны в п.3 статьи 208 ГК РФ, по удовлетворению таких требований за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска.
То обстоятельство, что нормы Федерального закона от 21.11.1995 года № 170-ФЗ “Об использовании атомной энергии” полностью распространяются на лиц, пострадавших от радиационного воздействия вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, доказывается тем, что Федеральный закон от 21.11.1995 года № 170-ФЗ “об использовании атомной энергии” применялся Конституционным Судом РФ при проверке конституционности ряда положений «чернобыльского» законодательства.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 03.11.206 года № 445-О определил:
1.Положения статьи 208 ГК Российской Федерации во взаимосвязи с положениями Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не препятствуют взысканию за прошлое время без ограничения каким-либо сроком своевременно не полученных пострадавшими лицами сумм возмещения вреда, причиненного их жизни или здоровью при исполнении ими обязанностей по трудовому договору, а также причиненного вследствие чернобыльской катастрофы по вине органов, обязанных осуществлять такие выплаты.
2.В силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" конституционно-правовой смысл положений статьи 208 ГК Российской Федерации, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении на основе правовых позиций, изложенных им в сохраняющих свою силу решениях, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Следовательно, в соответствии с п.5 статьи 208 ГК РФ и статьи 58 Федерального закона от 21.11.1995 года № 170-ФЗ “Об использовании атомной энергии” взысканию подлежат недополученные суммы возмещения вреда за период с 02.03.1996 года по 30.06.2010 года.
Размер недополученных ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью, согласно приведенного расчета, за период с 02.03.1996 года по 30.06.2010 года составляет :
С 02.03.1996 г. по 31.12.1996 г. подлежало выплате: 2241,10:31*30+2 241,10*9=№ рублей
фактически выплачено: 309,93:31*30+371,91*9= № рублей
Недоплата: № рублей
С 01.01.1997 г. по 31.12.1997 г. подлежало выплате: 2241,10 * 12 = № рублей
Фактически выплачено: 409,10 * 11 +1 982,08= № рублей.
Недоплата: № рублей.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежало выплате: 2241,10 * 12 = № рублей
Фактически выплачено: 2 241,00 * 12 = №№ рублей
Недоплата: № рублей
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежало выплате: 2 241,00 * 12 = №№ рублей.
Фактически выплачено: 409,10 * 12 = № рублей.
Недоплата: №00рублей.
С 01.01.2000 г. по 31.12.2000 г. подлежало выплате: 2241,10 * 6 + 3 543,18 *6 = № рублей.
Фактически выплачено: 409,10 *11 +2241,00*1 = № рублей.
Недоплата: № рублей.
С 01.01.2001 г. по 31.12.2001 г. подлежало выплате: 5 367,92 * 12 = № рублей.
Фактически выплачено: 2241,00*1+2241,00:28*14+2500:28*14+2500*10 = № рублей
Недоплата: № рублей.
С 01.01.2002 г. по 31.12.2002 г. подлежало выплате: 9 028,84 * 12 = № рублей.
Фактически выплачено: 2 5000 * 12 = № рублей.
Недоплата: № рублей.
С 01.01. 2003 г. по 31.12. 2003 г. подлежало выплате: 11 033,24*12 = № рублей.
Фактически выплачено: 2500*11+2500:31*15+3442,36:31*16 = № рублей.
Недоплата: № рублей
С 01.01.2004 г. по 31.12.2004 г. подлежало выплате: 13 184,72 * 12= № рублей.
Фактически выплачено: 3442,36 * 4 + 4117,07 * 8 = № рублей
Недоплата: № рублей.
С 01.01.2005 г. по 31.12.2005 г. подлежало выплате: 14 635,04* 12 = № рублей.
Фактически выплачено: 4569,95 * 12 = № рублей.
Недоплата: № рублей.
С 01.01.2006 г. по 31.12.2006 г. подлежало выплате: 15 952,19* 12 = № рублей.
Фактически выплачено: 4981,25 * 12 = № рублей.
Недоплата: № рублей.
С 01.01. 2007 г. по 31.12. 2007 г. подлежало выплате: 17 228,36 *12 = № рублей.
Фактически выплачено: 5379,75 + 8023,77 * 11 = № рублей.
Недоплата: № рублей.
С 01.01.2008 г. по 30.09.2008 г. подлежало выплате: 19 037,34 *12 = № рублей.
Фактически выплачено: 8866,27 * 12 = № рублей.
Недоплата : № рублей.
С 01.01.2009 г. по 31.08.2009 г. подлежало выплате: 21 512,19* 12 = № рублей.
Фактически выплачено: 10 018,89*12 = № рублей.
Недоплата № рублей
С 01.01.2010 г. по 30.06.2010 г.: подлежало выплате: 23 663,41 * 6 = № рублей
фактически выплачено: 11 020,78 * 6 = № рублей
Недоплата: № рублей
Итого: с 02.03.1996 г. по 30.06.2010 г.- согласно приведенного расчета:
подлежало выплате : № рублей ( <данные изъяты> ).
Фактически выплачено: № рублей( <данные изъяты> ).
Недополученные ежемесячные суммы в возмещение вреда здоровью по приведенному расчету, составляет: № рублей (Один миллион сто шестнадцать тысяч девятьсот восемьдесят четыре рубля №).
Выплачено Истцу за указанный период единовременные суммы в возмещение вреда здоровью по Решениям Кочубеевского районного суда, общая сумма которых составляет : № рублей ( <данные изъяты> ), которая подлежит вычету из суммы недополученных сумм в возмещение вреда здоровью по приведенному выше расчету:
за период с 01.01.1999 г. по 30.11.2000г. – № руб. - единовременно, в соответствии с решением Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 08.12.2001г.
за период с 15.02.2002 г. по 15.10.2003 г. – № руб. - единовременно, в соответствии с решением Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 15.12.2003 г.
за период с 15.02.2004 г. по 30.03.2004 г. – № руб. - единовременно в соответствии с решением Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 07.05.2004 г.
с 01.01.2002 г. по 31.01.2007 г. – № руб. - единовременно в соответствии с решением Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 29.05.2007 г.
Представитель истца считает, что сумма недополученных ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью, согласно приведенному расчету, с учетом вычета полученных Истцом единовременных выплат по судебным Решениям, составляет: № рублей ( <данные изъяты>), при этом предоставлен следующий расчет сумм: № рублей — № рублей = № рублей
Кроме того, представителем истца заявлено об увеличении выплаты ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью до суммы № рублей ( Двадцать три тысячи шестьсот шестьдесят три рублей 41 копейки)
В судебном заседании представитель истца Пысина Н.А. – Криницын А.И. исковые требования поддержал, просил произвести расчет исходя из установленной решением Кочубеевского районного суда от 08.12.2000 года ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью начиная с 01.01.2000 года и просил суд:
Восстановить право Истца на выплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, исчисленной из заработка на момент участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, с учетом применения повышающих коэффициентов, предусмотренных законодательством РФ и обязать Управление труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района назначить, Истцу — Пысину Н.А. ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью, за счет федерального бюджета, с 01июля 2010 г. в размере 23 663,41 рублей с последующей её индексацией в установленном законом порядке.
Взыскать с Управления труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района, единовременно, в пользу Пысина Н.А., за счет средств федерального бюджета, сумму недополученных ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью за период с 02.03.1996 года по 30.06.2010 года., в размере 1 116 984,52 рублей ( Один миллион сто шестнадцать тысяч девятьсот восемьдесят четыре рубля 52рублей).
Представитель ответчика УТиСЗН администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края Долина И.В. исковые требования Пысина Н.А. не признала, пояснив суду, что Пысин Н.А. впервые врачебно-трудовой экспертной комиссией был признан инвалидом 2 группы с 70% степенью утраты профессиональной трудоспособности 09.02.1994 года. Причина инвалидности «увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы связанных с аварией на ЧАЭС». При очередном переосвидетельствовании 04.02.1999 года он был так же признан инвалидом 2 группы с 70% степенью утраты профессиональной трудоспособности, бессрочно.
Пысину Н.А. суммы в возмещение вреда первоначально исчислялись Управлением труда и социальной защиты населения из 7-ми кратного размера МРОТ, с января 1998 года из заработка за работу на ЧАЭС, с 01 января 1999 года из заработка за 12 месяцев работы перед установлением ему группы инвалидности за период с 01.02.1993 года по 31.01.1994 года.
Далее, в соответствии с действующим законодательством, для исчисления сумм в возмещения вреда мог быть принят заработок только за 12 месяцев работы, предшествовавших дате установления инвалидности, что и было сделано, что подтверждается решением Кочубеевского районного суда от 15.12.2003 года, согласно установочной части которого в судебном заседании было установлено, что инвалидность истцу установлена 08.02.1994 года, компенсация в возмещение вреда здоровью назначена с 02.03.1996 года. Справка о заработке для исчисления суммы возмещения вреда здоровью истцом предоставлена 20.11.1997 года. Перерасчет суммы произведен с первого числа месяца, следующего за тем в котором он обратился за перерасчетом.
Сумму возмещения вреда Пысину Н.А. можно исчислять с 28.11.1996 года, то есть с даты получения им удостоверения инвалида, дающего право на компенсации и льготы, предусмотренные базовым законом, с момента их предъявления.
Кроме того, впервые компенсация в возмещение вреда здоровью была назначена в связи с вступлением в действие Федерального Закона от 24ноября1995года № 179-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с 02 марта 1996 года, до этого момента инвалидам ЧАЭС выплачивалась пенсия по инвалидности.
Более того, 08.12.2000 года Кочубеевский районный суд вынес решение в пользу Пысина Н.А о перерасчете сумм возмещения вреда здоровью и взыскании задолженности, обязав УТСЗН вернуться к прежнему порядку исчисления сумм возмещения вреда (по аналогичной схеме исходя из семи МРОТ). В соответствии со ст. 134 ГПК РФ не допускается повторное обращение в суд, если имеется вступившее в законную силу решение суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
При вступлении в силу федерального закона от 12.02.2001 года № 5-ФЗ Пысину Н.А. было предоставлено право выбора на получение суммы в возмещение вреда, исчисленной из заработка, или ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда в фиксированном размере. Однако, на момент вступления в силу данного закона (15.02.2001 года) истец уже получал сумму в возмещение вреда, исчисленную из заработка, в размере 2241,10 рублей, установленную решением Кочубеевского районного суда от 08.12.2000 года. На основании личного заявления от 14.02.2001 года истец Пысин Н.А. стал получать ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в фиксированном размере 2500 рублей, с последующей индексацией этой суммы, в соответствии с действующим законодательством. В связи с чем выплата сумму, установленных судом (в размере 2241,10 руб.) была прекращена.
Согласно ст. 21 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 года № 229-ФЗ, исполнительные листы могут быть предъявлены к исполнению в течении трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения.
Вопрос о порядке исчисления истцу Пысину Н.А, ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда уже был предметом судебного рассмотрения Кочубеевским районным судом неоднократно.
Решения Кочубеевского районного суда от 08.12.2000 года, от 15.12.2003 года и от 07.05.2004 года исполнены УТСЗН в полном объеме. В 2003, 2004 и в 2007 годах по исковым требованиям Пысина Н.А. суд индексировал выплачиваемые ему фиксированные суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, а не ранее установленную в 2000 году судом сумму, исчисленную из заработка. Решение суда, принятое 29.05.2007 года, исполняется по настоящее время.
Таким образом, в настоящий момент размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, на основании судебного решения составляет № рублей.
Кроме того, полагает, что Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. ФЗ от 12.02.2001 года № 5-ФЗ) не содержит нормы, предоставляющие право инвалидам вследствие Чернобыльской катастрофы на неоднократный выбор вида выплат в возмещение вреда (сумм в возмещении вреда или же компенсации в возмещение вреда). Более того, после вступления в силу ФЗ от 12.02.2001 года № 5-ФЗ суммы в возмещение вреда инвалидам вследствие катастрофы на ЧАЭС из заработка не исчисляются и данная норма согласно определения Конституционного суда РФ № 11-П от 19.06.2002 года признана не противоречащей Конституции РФ.
Также не признаны противоречащими положения частей первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года о сохранении возможности применения нормы пункта 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" об исчислении сумм возмещения вреда в целях недопущения снижения ранее установленных сумм возмещения вреда здоровью исходя из условного месячного заработка … для тех инвалидов - чернобыльцев, период работы которых по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, что в данном случае не может применяться так, как период участия на ЧАЭС у Пысина Н.А. составил более одного календарного месяца (с 03.08.1987 года по 21.09.1987 года).
Истцом уточнены исковые требования и фактически он просит произвести перерасчет исходя из установленной решением Кочубеевского районного суда от 08.12.2000 года суммы в 2241 рубля, однако требования Пысина Н.А. о восстановлении его права на исчисление сумм, в возмещение вреда исходя из семи МРОТ за период его работы на ЧАЭС и индексации данных сумм согласно его расчету необоснованны, т.к. противоречат действующему законодательству. Просят отказать в удовлетворении требований истца в полном объеме.
Третье лицо - представитель Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края в судебное заседание не явился. От него в суд поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие с учетом возражений, направленных в адрес суда по иску Пысина Н.А. Дело рассмотрено в отсутствие представителя Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края.
В отзыве Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края на исковое заявление Пысина Н.А. указано, что истцом не представлено доказательств в обоснование своих доводов о том, что ему управлением труда и социальной защиты населения не давались надлежащие разъяснения при реализации права выбора на получение ежемесячной денежной компенсации в фиксированном размере или суммы в возмещение вреда в размере, выплачиваемом до 15 февраля 2001 года.
В его личном деле, хранящемся в управлении труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района, и в материалах ранее рассмотренных по его искам гражданских дел, имеются документы, подтверждающие иное.
Выбор между получением суммы в возмещение вреда, исчисленной из заработка, или ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда в фиксированном размере истец осуществлял неоднократно. Первично при вступлении в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ Пысин Н.А. по его личному заявлению от 14 февраля 2001 г. был переведен на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда в фиксированном размере- 2500 руб., который был выше размера суммы в возмещение вреда, исчисленной из семикратного размера МРОТ и составлявшего до 15 февраля 2001 года 490 рублей.
Повторно от получения суммы в возмещение вреда, исчисленной из семикратного размера МРОТ он отказался, обратившись в 2003 году с исковым заявлением в суд с просьбой проиндексировать фиксированную сумму в возмещение вреда на индексы роста величины прожиточного минимума в Ставропольском крае, тем самым отказался от получения суммы в возмещение вреда, исчисленной судом в соответствии с его требованиями (решение от 26 января 2001 г.). Суд удовлетворил его заявление решением от 15.12.2003 г.
Таким образом, он не только неоднократно выбирал вид возмещения вреда (ежемесячная денежная компенсация или сумма в возмещение вреда), но и оспаривал установленные к выплате управлением суммы, отказывался от сумм, установленных судебными решениями, рассчитывал более выгодные для себя варианты, обращаясь неоднократно в суд.
Предъявляя требования в исковом заявлении, истец не учитывает ни нормы базового закона, ни судебную практику Верховного Суда РФ по данному вопросу.
Действующее законодательство, после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», не предусматривает исчисление сумм в возмещение вреда ни из фактического заработка, ни из семикратного размера МРОТ, если заработок не достигал этого размера.
Новый расчет ежемесячной суммы в возмещение вреда согласно исковому заявлению истец производит с 01.07.2000 года. Он индексирует сумму 2241,10 рублей (решением суда от 08.12.2000 года к выплате установлена сумма 2241 руб.) с 01.07.2000 года и с 01.01.2001 года на индексы роста МРОТ, далее на индексы роста прожиточного минимума в соответствии с судебной практикой и на индексы роста уровня инфляции. Вместе с тем расчет произведен неверно, задолженность определяется за период с 02.03.1996 года, без предоставления доказательств, мотивирующих обоснованность таких требований. Истец так же завышает расчет требуемых сумм.
Просит отказать в удовлетворении искового заявления Пысина Н.А. о перерасчете ежемесячных сумм в возмещение вреда в полном объеме.
Выслушав истца, представителей УТиСЗН администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края Долину И.В. и Щербинину М.П., заключение прокурора, полагавшего необходимым частично удовлетворить заявленные требования, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Пысина Н.А. подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Способом защиты гражданских прав в соответствии со ст.12 ГК РФ является восстановление положения, существовавшего до нарушения права.
В соответствии с п.25 ч.1 ст.14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции от 12 июля 1995 года, действовавшей до 15 февраля 2001 года, гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 ч.1 ст.13 настоящего Закона, гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка ( или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
При этом, во всех случаях заработок, из которого исчисляется сумма возмещения вреда, не может быть ниже семикратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда.
На 01.01.1999 года нормативным актом, определяющим порядок расчета размера возмещения вреда здоровью при исполнении трудовых обязанностей являлись « Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанного с исполнением ими трудовых обязанностей», утвержденных постановлением Верховного совета РФ от 24.12.1992 года с последующими изменениями, а именно ст.14 данных Правил, согласно которой среднемесячный заработок определяется за 12 последних месяцев работы, предшествующих трудовому увечью или утрате либо снижению трудоспособности в связи с трудовым увечьем ( по выбору гражданина).
Решением Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 08.12.2000 года на ответчика была возложена обязанность вернуться к прежнему порядку исчисления сумм возмещении вреда, который производился до 01.01.1999 года, то есть производить исчисление суммы возмещения вреда Пысину Н.А. исходя из 7 МРОТ, который применялся в 1986 году и с учетом последующих повышающих коэффициентов для МРОТ. Сумма возмещения была определена в размере 2241 руб., единовременно взыскано за период с 1 января 1999 года по 01.12.2000 года 42133 руб.70 коп.(л.д.24-25).
Ни сама статья 3 Федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ни принятые на ее основе нормативные правовые акты не предполагают проведение какого-либо перерасчета установленных в соответствии с судебными решениями размеров компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Напротив, правила, утвержденные Постановлением правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 года №326, устанавливают, в частности, что выплата недополученных сумм ежемесячных денежных компенсаций и ежемесячной суммы производится с учетом сумм, выплаченных ранее на основании судебных решений и по другим основаниям (пункт 13).
Более того, согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона
« О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважение к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Эти требования, основанные на положениях статей (часть1),2,10,18,46(часть1) и 118 Конституции Российской Федерации, корреспондируют статье 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, провозгласившего обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты, а также пункту 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в его интерпретации Европейским Судом по правам человека, который в ряде своих решений указывал, что право на судебную защиту стало бы иллюзорным, если бы правовая система государства позволяла, чтобы окончательное, обязательное судебное решение оставалось недействующим в ущерб одной из сторон; исполнение же решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как неотъемлемая часть «суда»
( Постановления от 19 марта 1997 года по делу «Хорнсби против Греции), от 7 мая 202 года по делу «Бурдов против России и др.)
В соответствии с ч.3 ст.5 Закона РФ№1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. ФЗ от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ) предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда в полном размере в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе роста минимального размера оплаты труда.
При рассмотрении требований об индексации указанных сумм суды вправе произвести такую индексацию за период с 1 июля 2000 года до 1 января 2001 года с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда, равного 1, 581 (132:83,49), с 1 января 2001 года - с учетом коэффициента, равного 1,515 (200:132).
12 февраля 2001 года вступил в действие Федеральный закон №5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», который установил новый критерий индексации указанных выплат. По смыслу ч.З ст.2 данного Закона, предусматривающей ежегодную индексацию сумм ежемесячных выплат пропорционально росту величины прожиточного минимума, первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена по истечении данного календарного года, т.е. с января 2002 года.
Как указано в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 апреля 2005 года№7 «О внесении изменений и дополнений в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 года№35 « О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», до внесения соответствующих изменений в законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел после 15 февраля 2001 года ориентированы постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года№ 11-П на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры, инвалиды), которая определяется на основе законодательства субъекта РФ о прожиточном минимуме, а если такое отсутствует, на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти.
Согласно справке территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю коэффициент индексации в связи с ростом величины прожиточного минимума в среднем за 2002 год для пенсионеров в Ставропольском крае составляет 1, 6820.
В соответствии с п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 апреля 2005 года №7 индекс роста величины прожиточного минимума, подлежащий применению с 1 января 2002 года должен был быть определен как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за 2001 года к среднегодовой величине прожиточного минимума за 2000 год. Данное правило применимо и к расчету индексов изменения прожиточных минимумов, подлежащих применению с 1 января 2003 года и с 1 января 2004 года.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, отраженной в определении №364-0 от 04 октября 2005 года, гражданам, пострадавшим от Чернобыльской катастрофы, при обращении в суды с исками об индексации выплаченных им сумм возмещения вреда здоровью при переходе на индексацию по уровню инфляции после 29 мая 2004 года предоставлено право выбора механизма индексации за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года (либо по росту прожиточного минимума, либо по уровню инфляции). В случае, когда судом при рассмотрении дела будет установлено, что применение нового критерия индексации (уровня инфляции) компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), им надлежит исходить из необходимости применения за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года благоприятного для получателей указанных выплат критерия их индексации.
Согласно справке территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю коэффициент индексации в связи с ростом величины прожиточного минимума в среднем за 2003 год в Ставропольском крае составлял 1,2222 и за 2004 год - 1,1953.
В силу положений Федерального Закона от 26 апреля 2004 года №31-ФЗ с 29 мая 2004 года суммы возмещения вреда здоровью ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого Федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год в порядке, определяемом Правительством РФ.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07 мая 2005 года № 292 «Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» суммы возмещения вреда с 01 января 2005 года индексируются с применением коэффициента 1,11.
Как установлено в настоящем судебном заседании при рассмотрении иска Пысина Н.А. 08.12.2000 года вопрос применения коэффициентов роста минимального размера оплаты труда равного 1,581 за период с 1 июля 2000 года и в последующем равного 1,515 судом не обсуждался и самим истцом не заявлялся (л.д.24-25).
В соответствии с частью первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ ( в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 г. №31-ФЗ) гражданам, получавшим до 15 февраля 2001 года ( времени вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ) возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, начиная с 15 февраля 2001г. вместо ежемесячных сумм возмещения вреда выплачивалась ежемесячная денежная компенсация в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности. Однако если размер компенсации, установленный пунктом 25 части первой статьи 14 базового Закона ( в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001г. №5-ФЗ) не достигал ранее получаемой инвалидом суммы возмещения вреда, то он имел право на получение ежемесячной денежной компенсации в прежней сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
До вступления в силу Федерального закона от 26 апреля 2004г. №31-ФЗ части первая и вторая названой выше нормы предусматривали ограничение ежемесячных выплат максимальным размером, равным 10000 рублей. Однако это ограничение было признано не соответствующим Конституции российской Федерации, ее статьям 42 и 55(часть2), постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. №11-П( пункт 3 резолютивной части). Согласно этому Постановлению впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство, лицам, которым возмещение вреда было установлено исходя из заработка, обеспечивалась выплата ранее назначенных сумм, но не свыше пределов, предусмотренных Федеральными законами «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве» и « О бюджете Фонда социального страхования на 2002год» ( часть 1 статьи 16).
Кроме того, как указал в своем Постановлении Конституционный Суд РФ от 19 июня 2002г. №11-П возмещение вреда здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может отождествляться с какими-либо обязательными социальными выплатами, включая выплаты по обязательному социальному страхованию, поскольку особенности такого возмещения обусловлены конституционно- правовой природой соответствующих отношений, включая их длящийся характер, чем предопределяется правовой статус указанных граждан. Принимая на себя ответственность по возмещению вреда, государство обязано руководствоваться вытекающими из статей 2,19 и 42 Конституции РФ требованиями, в основе которых лежит признание в качестве конституционной ценности жизни и здоровья, имеющих равное, одинаковое значение для всех граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы.
Избрав подход к определению размера возмещения вреда на основе степени утраты здоровья, законодатель установил также право лиц, ранее получавших возмещение вреда, причиненного здоровью катастрофой на Чернобыльской АЭС, осуществить выбор- получать ежемесячную денежную компенсацию в твердых суммах или компенсацию, которую они получали ранее, исходя из заработка, дохода, денежного довольствия. При совершенствовании порядка и условий возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, недопустимо уменьшение ранее назначенного возмещения вреда.
Если проиндексировать сумму возмещения вреда, назначенную истцу решением Кочубеевского районного суда от 08.12.2000 года на коэффициент 1,581, то ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью составит 3543 руб.02 коп.( 2241руб..х1,581- коэффициент роста минимального размера оплаты труда с 1 июля 2000 года).
С учетом изложенного, суд считает, что при надлежащем разъяснении истцу положений базового Закона (в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ) он счел бы переход к получению денежной компенсации в твердой сумме в размере 2500 рублей на момент заполнения заявления об этом нецелесообразным и ущемляющим его права.
Утверждение истца в этой части заслуживает внимания еще и потому, что печатный текст заявления был изготовлен заранее, в заявлении от 14.02.2001 года речь идет о начислении суммы возмещения вреда истцу по 2-й группе инвалидности в соответствии с ФЗ -№5 от12.02.2001 года как вновь обратившемуся с таким требованием и оно не содержит его просьбы о выплате ежемесячной денежной компенсации в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности вместо назначенной ранее ежемесячной суммы возмещения вреда исходя из заработка.
Поэтому, суд считает, что истец был лишен с 14.02.2001 года права выбора, предусмотренного статьей 2 Федерального закона №5-ФЗ от 12 февраля 2001 года, ему был неправомерно снижен ответчиком размер ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью. Выплата же ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью в твердой денежной сумме ухудшило его положение, которое подлежит восстановлению судом, а сумма ежемесячного возмещения вреда в размере № руб. подлежит индексации в соответствии с приведенными выше нормами права.
Суд не может согласиться с возражениями представителей ответчика в той части, что сумму возмещения вреда Пысину Н.А. следует исчислять с 28.11.1996 года, то есть с даты получения им удостоверения инвалида, дающего право на компенсации и льготы, предусмотренные базовым законом, с момента их предъявления.
Название статьи 15 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» «Возмещение вреда и меры социальной поддержки участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» и толкование содержания ч.4 данной статьи свидетельствует о возникновении с момента предъявления удостоверения инвалида права только на меры социальной поддержки.
Согласно п.3 ст. 15 Закона РФ №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях» от 24 июля 1998 года – ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются застрахованному за весь период утраты им профессиональной трудоспособности с того дня, с которого учреждением медико-социальной экспертизы установлен факт утраты застрахованным профессиональной трудоспособности…
Истцом представлена выписка из акта его освидетельствования во ВТЭК от 08.02.1994 года (л.д. 22) и выписка из акта его освидетельствования во МСЭК в период с 04.02.1999 г. по 04.03.1999г., которой подтверждается факт установления ему степени утраты профессиональной трудоспособности - 70% (л.д.21).
Однако, при вынесении решения по настоящему делу суд исходит из обстоятельств, установленных решением Кочубеевского районного суда от 08.12.2000 года. Начало периода расчета недополученных сумм в возмещение вреда в решении суда указано 01.01.1999 года, представитель истца просит произвести расчет с 01.01.2000 года.
Суд считает заслуживающим внимания возражение представителей ответчика в той части, что при индексации размера возмещения вреда, исчисленного из семикратного МРОТ, не могут быть применены повышающие пенсионные коэффициенты.
Согласно ч.2 статьи 11 « Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей» при повышении минимального размера оплаты труда в централизованном порядке все суммы возмещения заработка увеличиваются пропорционально повышению минимального размера оплаты труда.
Согласно разъяснению, данному в ч.2 п.14 постановления Пленума Верховного суда РФ №7 от 05.04.2005 года ( в редакции постановления Пленума ВС РФ №23 от 11.05.2007 года) … семикратная сумма установленного законом минимального размера оплаты труда должна была учитываться на время возмещения вреда, а не на время его причинения, поскольку сама сумма возмещения вреда исчислялась не из номинальной величины заработка на время причинения вреда, а из суммы этого заработка, предварительно приведенной в соответствие с уровнем оплаты труда на время возмещения вреда ( путем применения повышающих коэффициентов).
Кроме того, решением Кочубеевского районного суда от 15.12.2003 года установлено, что доводы истца о том, что он имеет право на перерасчет суммы возмещения вреда в период с 02.03.1996 года по 31.05.1997 год из 7-ми кратной МРОТ с учетом коэффициентов установленных к заработку, взятого за год участия в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС – несостоятельны и удовлетворению не подлежат.
Поэтому, в этой части требования Пысина Н.А. судом удовлетворены быть не могут.
В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, однако с учетом допущенных истцом в расчетах явных арифметических ошибок (расчет из суммы 2241,10 руб вместо 2241 руб. установленной решением суда от 08.12.2000 года и применения в расчетах коэффициентов 1,222 и 1,195 вместо правильно указанных в справке Росстата коэффициентов 1,2222 и 1,1953), с применением следующего порядка расчета исходя из заявленных истцом требований о начале расчетов с 01.01.2000 года, в соответствии с решением Кочубеевского районного суда от 08.12.2000 года.
Период с 01.01.2000 г. по 30.06.2000 г. – ежемесячная сумма, назначенная решением суда от 08.12.2000 года составляет № руб.
2241*6 = №. – подлежало выплате с 01.01.2000 г. по 30.06.2000 г.
Период с 01.07.2000 г. по 31.12.2000 г. – коэффициент 1,581 исходя из индекса роста МРОТ.
2241*1,581=№ руб. – ежемесячная сумма (период с 01.07.2000 г. по 31.12.2000 г.)
3543,02*6=№ – подлежало выплате (с 01.07.2000 года по 31.12.2000 г.)
13446 + 21258,12 = № рублей подлежало выплате за 2000 год.
Выплачено за 2000 год: 6741,10 + 20150,90 (по решению суда от 08.12.2000 г)=№ руб.
№ руб. (подлежащие выплате за 2000 год) – № руб. (выплаченные как добровольно так и по решению суда за 2000 год) = № рублей (недополученная сумма).
Период с 01.01.2001 г. по 31.12.2001 г. - коэффициент 1,515 с учетом минимального размера оплаты труда.
3543,02*1,515 = №. – ежемесячная сумма
5367,68*12 – 29611,50 - выплачено = 64412,16 – 29611,50 = № руб. – недополученная сумма за данный период.
Период с 01.01.2002 г. по 31.12.2002 г. – коэффициент 1,6820 с учетом роста величины прожиточного минимума по Ставропольскому краю.
5367,68*1,6820 = №. – ежемесячная сумма
9028,44*12 - (30000 (выплачено) + 4226,25 (выплачено по решению суда от 15.12.2003 г. за период с 15.02.2002 года по 31.12.2002 года) + 29545,43 (выплачено по решению суда от 29.05.2007г. за период с 01.01.2002 года по 31.12.2002 года) = 108341,28 – 63771,68 = № руб. – недополученная сумма за данный период.
Период с 01.01.2003 г. по 31.12.2003 г. - коэффициент 1,2222 с учетом роста величины прожиточного минимума по Ставропольскому краю.
9028,44 *1,2222 = №. – ежемесячная сумма
11034,56*12 – (30486,38 (выплачено) + 603,75 (выплачено по решению суда от 15.12.2003 года за период с 01.01.2003 года по 14.02.2003 года) + 9423,60 (выплачено по решению суда от 15.12.2003 года за период с 15.02.2003 года по 31.12.2003 года) + 33142,18 (выплачено по решению суда от 29.05.2007 года за период с 01.01.2003 года по 31.12.2003 года) = 132414,72 - 73655,91 = 58758,81 руб. – недополученная сумма за данный период.
Период с 01.01.2004 г. по 31.12.2004 г. - коэффициент 1,1953 с учетом роста величины прожиточного минимума по Ставропольскому краю.
11034,56*1,1953 = №. – ежемесячная сумма
13189,61*12 – (46706,00 (выплачено) + 1698,41 (выплачено по решению суда от 07.05.2004 года за период с 01.01.2004 года по 30.04.2004 года) + 35082,04 (выплачено по решению суда от 29.05.2007 года за период с 01.01.2004 года по 31.12.2004 года) = 158275,32 – 83486,45 = № – недополученная сумма за данный период.
Период с 01.01.2005 г. по 31.12.2005 г. - индексация исходя из уровня инфляции, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2007 г. № 143 «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 7 мая 2005 г. № 292, от 9 августа 2005 г. № 496 и от 25 апреля 2006 г. № 246».
13189,61*1,11 = №. – ежемесячная сумма
14640,47*12 – (54839,40 (выплачено) + 33457,16 (выплачено по решению суда от 29.05.2007 за период с 01.01.2005 года по 31.12.2005 года) = 175685,64 – 88296,56 = № руб. - недополученная сумма за данный период
Период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - индексация исходя из уровня инфляции, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2007 г. № 143 «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 7 мая 2005 г. № 292, от 9 августа 2005 г. № 496 и от 25 апреля 2006 г. № 246».
14640,47*1,09 = № руб. – ежемесячная сумма
15958,11*12 – (59775,00 (выплачено) + 33267,48 (выплачено по решению суда от 29.05.2007г. за период с 01.01.2006 года по 31.12.2006 года) = 191497,32 – 93042,48 = № руб. – недополученная сумма за данный период.
Период с 01.01.2007 г. по 31.01.2007 г. - индексация исходя из уровня инфляции, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2007 г. № 171 «Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ».
15958,11*1,08 = № руб. – ежемесячная сумма
17234,76*12 – (93641,22 (выплачено) + 3166,02 (выплачено по решению суда от 29.05.2007 года за период с 01.01.2007 года по 31.01.2007 года) = 206817,12 – 96807,24 = № руб. - недополученная сумма за данный период.
Период с ДД.ММ.ГГГГ по 31.12.2008 г. - индексация исходя из уровня инфляции, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2008 г. № 655 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ № 914 от 21.12.2007 года «Об индексации в 2008-2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ».
17234,76*1,105 = № руб. – ежемесячная сумма
19044,41*12 –106395,24 ( выплачено) = 228532,92-106395,24 = № руб. - недополученная сумма за данный период.
Период с 01.01.2009 г. по 31.12.2009 г. - индексация исходя из уровня инфляции, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2009 г. № 545 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ № 914 от 21.12.2007 года «Об индексации в 2008-2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ».
19044,41*1,13 = № руб. – ежемесячная сумма
21520,18*12 –120226,68 ( выплачено) = 258242,16 – 120226,68 = № руб. - недополученная сумма за данный период.
Период с ДД.ММ.ГГГГ по 30.06.2010 г. - индексация исходя из уровня инфляции, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2009 г.
№ 1024 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ № 914 от 21.12.2007 года «Об индексации в 2008-2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ».
21520,18*1,1 = №. – ежемесячная сумма
23672,20*6 – 66124,68 (выплачено) = 142033,20 - 66124,68 = № руб. - недополученная сумма за данный период.
ИТОГО: с 01.01.2000 года по 30.06.2010 года
№ + 34800,66 + № + 58758,81 + № + 87389,08 + № + 110009,88 +№ + 138015,48 + № = № руб. – недополученная сумма за период с 01.01.2000 года по 30.06.2010 года.
Ежемесячная сумма в возмещение вреда, причиненного здоровью с 01.07.2010 года составляет: № руб. (установлено по решению суда от 08.12.2000 года) * 1,581*1,515*1,6820*1,2222*11953*1,11*1,09*1,08*1,105* 1,13*1,1 = № руб.
Учитывая изложенное и руководствуясь Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»(в ред. Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ), постановлением Пленума Верховного суда РФ №7 от 05.04.2005 года ( в редакции постановления Пленума ВС РФ №23 от 11.05.2007 года), постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002г. №11-П, ст. 15 Закона РФ №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях» от 24 июля 1998 года, частям 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона« О судебной системе Российской Федерации», ст.12 ГК РФ, ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Пысина Н.А. к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района удовлетворить в части.
Восстановить право Пысина Н.А. на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, исчисленной исходя из заработка в размере семикратного минимального размера оплаты труда, согласно решения Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 08 декабря 2000 года, применив индексацию в соответствии с изменением законодательства Российской Федерации.
В иске Пысину Н.А. на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, исчисленной исходя из заработка в размере семикратного минимального размера оплаты труда на момент участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с учетом применения повышающих коэффициентов для индексации пенсий - отказать.
Обязать Управление труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района назначить с 01 июля 2010 года к выплате Пысину Н.А. ежемесячную сумму в возмещение вреда, причиненного здоровью, в размере 23672 рублей 20 копеек с последующей индексацией в установленном законом порядке.
Взыскать с Управления труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района в пользу Пысина Н.А., за счет средств федерального бюджета, задолженность суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, за период с 01.01.2000 года по 30.06.2010 года с учетом индексации, единовременно в размере № рублей № копейки.
В иске Криницыну А.И. к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района о взыскании единовременно, за счет средств федерального бюджета, недополученных ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью с учетом индексации за период с 15.10.2000 года по 30.06.2010 года в размере 264338 рублей 98 копеек – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд в течение 10 дней.
Судья
Кочубеевского районного суда Р.Г. Гунарис
Мотивированное решение изготовлено 21.02.2011 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(резолютивная часть)
с. Кочубеевское 16 февраля 2011 года
Кочубеевский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Гунарис Р.Г.
при секретаре Мартыненко Ю.М.,
с участием:
помощника прокурора Кочубеевского района Столяр М.В.
представителя истца Пысина Н.А. – действующего на основании доверенности <адрес>9 от 15.01.2011 года Криницына А.И.
представителя ответчика Управления труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края – действующей на основании доверенности №21 от 11.01.2011 года Долиной И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в кабинете №30 помещения Кочубеевского районного суда гражданское дело по иску Пысина Н.А. к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района о восстановлении его права на выплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, исчисленной из заработка на момент участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с применением повышающих пенсионных коэффициентов, возложении обязанности на Управление труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района назначить ему ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью с 01 июля 2010 года в размере № рублей, с последующей индексацией в установленном законом порядке, а также взыскании с Управления труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района единовременно в его пользу за счет средств федерального бюджета недополученных ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью с учетом их индексации,
Учитывая изложенное и руководствуясь Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»(в ред. Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ), постановлением Пленума Верховного суда РФ №7 от 05.04.2005 года ( в редакции постановления Пленума ВС РФ №23 от 11.05.2007 года), постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002г. №11-П, ст. 15 Закона РФ №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях» от 24 июля 1998 года, частям 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона« О судебной системе Российской Федерации», ст.12 ГК РФ, ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Пысина Н.А. к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района удовлетворить в части.
Восстановить право Пысина Н.А. на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, исчисленной исходя из заработка в размере семикратного минимального размера оплаты труда, согласно решения Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 08 декабря 2000 года, применив индексацию в соответствии с изменением законодательства Российской Федерации.
В иске Пысину Н.А. на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, исчисленной исходя из заработка в размере семикратного минимального размера оплаты труда на момент участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с учетом применения повышающих коэффициентов для индексации пенсий- отказать.
Обязать Управление труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района назначить с 01 июля 2010 года к выплате Пысину Н.А. ежемесячную сумму в возмещение вреда, причиненного здоровью, в размере № № копеек с последующей индексацией в установленном законом порядке.
Взыскать с Управления труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района в пользу Пысина Николая Александровича, за счет средств федерального бюджета, задолженность суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, за период с 01.01.2000 года по 30.06.2010 года с учетом индексации, единовременно в размере № рублей № копейки.
В иске Криницыну Андрею Ивановичу к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района о взыскании единовременно, за счет средств федерального бюджета, недополученных ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью с учетом индексации за период с 15.10.2000 года по 30.06.2010 года в размере № рублей № копеек – отказать.
С мотивированным решением стороны вправе ознакомиться 21.02.2011 года и в течение 10 дней обжаловать его в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд.
Судья
Кочубеевского районного суда Р.Г. Гунарис