Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 февраля 2011 года Кочубеевский районный суд Ставропольского края
в составе:
председательствующего судьи Шматченко Т.Ф.
при секретаре судебного заседания Устиновой Т.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кочубеевского районного суда гражданское дело по исковому заявлению Погорелова И.А. к администрации муниципального образования село Кочубеевское Кочубеевского района Ставропольского края и Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о признании права на получение субсидии на жилье,
у с т а н о в и л:
Погорелов И.А. обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования село Кочубеевское Кочубеевского района Ставропольского края и Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края:
- о возложении обязанности на администрацию МО с. Кочубеевское Кочубеевского района СК и Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края признать его право быть участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище 2002-2010 годы» с 23.11.2010 года, то есть со дня подачи заявления;
- о включении его в состав участников указанной подпрограммы;
- о включении его в сводные списки граждан, имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом на состав семьи 4 человека, с последующей выдачей государственного жилищного сертификата.
В судебном заседании Погорелов И.А. требования, изложенные в исковом заявлении поддержал, настаивал на их удовлетворении в полном объеме. В обоснование своих требований он указал, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил службу в должностях рядового и начальствующего состава в МВД РФ, в том числе: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности милиционера по охране ИВС Кочубеевского ОВД УВД Ставропольского края; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности курсанта Астраханской специальной средней школы милиции МВД России; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности оперуполномоченного ОУР Кочубеевского ОВД УВД Ставропольского края; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего оперуполномоченного ОУР Кочубеевского ОВД УВД Ставропольского края; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя начальника ИВС по оперативно-режимной работе Кочубеевского ОВД УВД Ставропольского края; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего оперуполномоченного отделения уголовного розыска Кочубеевского ОВД ГУВД Ставропольского края; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего оперуполномоченного отдела уголовного розыска Кочубеевского ОВД ГУВД Ставропольского края; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя начальника отдела уголовного розыска Кочубеевского ОВД ГУВД Ставропольского края.
ДД.ММ.ГГГГ приказом начальника ГУВД Ставропольского края № л/с, был откомандирован в распоряжение УФСИН России по Ставропольскому краю с ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил службу в должностях начальствующего состава в уголовно-исполнительной системе, в том числе: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего инспектора уголовно-исполнительной инспекции № 31 ГУ «МРУИИ № 5 УФСИН России по Ставропольскому краю», (в дальнейшем переименована в уголовно-исполнительную инспекцию № 31 ФБУ «МРУИИ № 5 УФСИН России по Ставропольскому краю»), по контракту сроком на 5 лет; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя начальника уголовно-исполнительной инспекции № 31 ФБУ «МРУИИ № 5 УФСИН России по Ставропольскому краю», по контракту сроком на 5 лет.
ДД.ММ.ГГГГ приказом начальника УФСИН России по Ставропольскому краю №-лс, он был уволен из уголовно-исполнительной системы по ст.58 п.«З» Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации – по состоянию здоровья, с ДД.ММ.ГГГГ.
Его выслуга лет на должностях, содержащихся за счет федерального бюджета, в календарном исчислении составляет 24 года 08 месяцев 22 дня, в льготном исчислении – 27 лет 03 месяца 05 дней.
С 1991 года он проживает с семьей в с.Кочубеевском по разным адресам, на условиях поднайма жилья или временных жильцов, так как жилых помещений для постоянного проживания он и члены его семьи не имеют. В данное время его семья состоит из 4 человек – он, жена и двое детей: дочь 1992 года рождения и сын 1998 года рождения.
Распоряжением главы администрации Кочубеевского района Ставропольского края № от 23.12.1991 года он был поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищно-бытовых условий. В настоящее время он состоит в общей очереди на получение жилых помещений в администрации муниципального образования село Кочубеевское Кочубеевского района Ставропольского края.
Таким образом, поскольку общая продолжительность его службы в органах внутренних дел и уголовно-исполнительной системе на должностях, содержащихся за счет федерального бюджета, составляет в календарном исчислении более 10 лет, и он встал на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 01.01.2005 года, он имеет право на участие в федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы» и получение государственного жилищного сертификата на приобретение жилья.
Его право установлено постановлением Правительства Российской Федерации № 153 от 21.03.2006 года «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».
23.11.2010 года он обратился к главе муниципального образования село Кочубеевское Кочубеевского района Ставропольского края с заявлением о включении его в состав участников Подпрограммы.
22.12.2010 года им было получено извещение (исх.№ 130/20.12 от 22.12.2010 года), в котором сообщается, что ему было отказано во включение в сводные списки граждан, участников Подпрограммы. Согласно прилагаемой к извещению выписки из протокола заседания жилищной комиссии администрации муниципального образования село Кочубеевское (№ 10 от 16.12.2010 года) отказ мотивирован тем, что он уволен со службы после 01.01.2005 года.
Считает этот отказ незаконным, так как еще в 1991 году он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и является таковым до настоящего времени. Длительное время состоит в очереди на получение жилья по месту жительства. Полагает, что он не может быть лишен законного права получить государственную финансовую поддержку для обеспечения его жильем, то есть, быть включенным в состав участников Подпрограммы и в последующем получить за счет средств федерального бюджета субсидию на приобретение жилья, удостоверяемую государственным жилищным сертификатом, поскольку в настоящее время имеются все необходимые условия, в соответствии с которыми, он может реализовать свои права, предусмотренные федеральной целевой программой «Жилище» на 2002-2010 годы». Просит удовлетворить требования в полном объеме.
Ответчик - представители администрации муниципального образования село Кочубеевское Кочубеевского района Ставропольского края – ФИО6 и ФИО7 в судебном заседании исковые требования Погорелова И.А. не признали, указав на то, что 22 декабря 2010 года Погорелову И.А. было направлено извещение об отказе его во включение в сводные списки участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», в соответствии с подпунктом «а» пункта 5, подпункта «а» пункта 22 Правил выпуска и реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153 Погорелов И.А. относится к категории сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. Выдачу сертификатов гражданам – участникам подпрограммы подпункта «а» пункта 5 настоящих Правил осуществляют – федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба (служба).
В связи с тем, что льгота Погорелова И.А. как уволенного со службы по состоянию здоровья появилась после 01 января 2005 года, администрация муниципального образования село Кочубеевское Кочубеевского района Ставропольского края не имеет возможности включить в списки граждан, участником указанной выше подпрограммы.
Решением Верховного суда РФ от 14.04.2009 №2н-9/09 Нормы правил в части возложения на органы местного самоуправления обязанностей по учету и обеспечению жилыми помещениями военнослужащих – граждан, подлежащих увольнению после 1 января 2005 года признаны противоречащими закону и в силу ст.120 Конституции РФ и ч.2 ст.11 ГПК РФ применению не подлежат. Поэтому Министерство строительства и архитектуры СК производит выдачу государственных жилищных сертификатов гражданам, которые были поставлены на учет как нуждающиеся в жилых помещениях и в соответствии с ФЗ « О статусе военнослужащих» включены в льготную очередь граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно вышеуказанному Постановлению граждане, уволенные с военной службы после 01 января 2005 года в список граждан, уволенных с военной службы включены быть не могут.
Кроме того, как следует из письма Федеральной службы исполнения наказаний Управления по Ставропольскому краю от 21 сентября 2010 года № в адрес Погорелова И.А. в связи с введением в действие Жилищного Кодекса РФ с 1 марта 2005 года юридической возможности постановки сотрудников (пенсионеров) УИС на жилищный учет по месту службы не имеется. По данному вопросу было разъяснение ФГУ ЦЖКХ ФСИН России от 13.09.2007 года (исх. №), где запрещается постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года в учреждениях УИС. В связи с тем, что Погорелов И.А. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в УИС по Ставропольскому краю не состоит, то права на получение государственного жилищного сертификата по линии ФСИН не имеет. Просят отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
Ответчик - представитель Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края в судебное заседание не явился, хотя о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом. От Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края в суд поступило заявление с просьбой рассмотреть гражданское дело в отсутствие их представителя с учетом направленных в адрес суда возражений. Дело рассмотрено в отсутствии представителя Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края.
Из письменных возражений Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края следует, что в подпункте «г» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153, в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, перечислены граждане, уволенные с военной службы, и приравненные к ним лица, вставшие в орган местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, которые имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 6 сентября 1998 года N 1054 в целях совершенствования порядка учета указанных военнослужащих и реализации их прав на получение жилья, в том числе путем предоставления за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, утвердило Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее -Правила учета).
Как видно из подпункта "а" пункта 6 Правил учета, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Решением Верховного суда РФ от 14.04.2009 № 2н-9/09 Нормы правил в части возложения на органы местного самоуправления обязанностей по учету и обеспечению жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению после 1 января 2005 года признаны противоречащими закону и в силу ст. 120 Конституции РФ и ч. 2 ст. 11 ГПК РФ применению не подлежат.
Соответственно уполномоченный орган исполнительной власти по оформлению государственных жилищных сертификатов - министерство строительства и архитектуры Ставропольского края и органы местного самоуправления производят выдачу государственных жилищных сертификатов гражданам, которые были уволены с военной службы до 01 января 2005 года по льготным основаниям, в связи с чем были поставлены на учет нуждающиеся в жилых помещениях и в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих» включены в льготную очередь граждан, уволенных военной службы, нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно вышеуказанному Постановлению, граждане, уволенные с военной службы после 01 января 2005 года в список граждан, уволенных с военной службы включены быть не могут.
Погорелов И.А. в очереди военнослужащих запаса и приравненных к ним лиц в администрации с. Кочубеевское Кочубеевского района СК по состоянию на 01.01.2005г. не состоял, он был уволен приказом начальника УФСИН России по Ставропольскому краю только ДД.ММ.ГГГГ
Погорелов И.А. был поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях в общую очередь постановлением главы администрации Кочубеевского района 23 декабря 1991 года под № 19, т.е. на момент признания его нуждающимся в жилом помещении, Погорелов И.А. не имел право на льготное обеспечение жильем. Такое право могло возникнуть у него при увольнении со службы, а именно с 19 ноября 2010 года, однако как было указано выше включение в льготный список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц после 1 января 2005 года противоречит действующему законодательству.
В соответствии с п. 18 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 5 Правил, в том числе сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, выдачу сертификатов осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба). В целях реализации данной нормы Приказом ФСИН РФ от 04.06.2007г. № 287 утверждена «Инструкция о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 -2010 годы" в уголовно-исполнительной системе». Таким образом, истец должен быть обеспечен сертификатом Федеральной службой исполнения наказаний.
При непредставлении документов в соответствии с действующим законодательством выделение государственного жилищного сертификата противоречит условиям подпрограммы.
Вышеуказанная подпрограмма прекратила свое действие, с 01.01.2011г. военнослужащим, признанными нуждающимся в улучшении жилищных условий, не будут выдаваться государственные жилищные сертификаты, в соответствии с изменениями от 08.12.2010г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О статусе военнослужащих». Военнослужащие будут обеспечиваться жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые предусмотрены п. 2.1 ст. 15 и ст. 15.1 ФЗ от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Выслушав объяснения сторон по иску, исследовав материалы гражданского дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты и восстановления нарушенного права. При этом выбор способа защиты нарушенного права принадлежит исключительно истцу.
Согласно Указу Президента РФ от 28.06.1999 года № 825 «Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел РФ, государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы, учреждений» приоритетной формой финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем увольняемых со службы сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений, а также членов их семей является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов (ГЖС).
Правила выпуска и реализации ГЖС утверждены постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 01.03.2005г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
Согласно п.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства, а также в случаях и в порядке, установленных законодательством РФ, не по месту жительства.
Однако, в настоящее время действующим законодательством РФ, в том числе законами Ставропольского края, не регламентирована реализация указанных отсылочных норм (в части учета не по месту жительства), в связи с чем, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий возможно только соответствующим органом местного самоуправления по месту жительства гражданина.
Таким образом, с 01.03.2005 г., т.е. с момента введения в действие ЖК РФ, отсутствуют правовые основания постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в учреждениях и органах УИС по месту их службы. Данная позиция была доведена до истца в письме УФСИН СК от 21.09.2010 года № (л.д.17).
Перечень лиц, имеющих право на участие в подпрограмме, закреплен пунктом 5 Правил. При этом, указанный пункт определяет более 20-ти категорий граждан, имеющих право на участие в подпрограмме, и к каждой из них установлены дополнительные требования.
Принимая во внимание правовой статус истца, он по формальным признакам относится к гражданам, указанных в абзаце 3 п.п. «г» п. 5 Правил.
Согласно подпункту «г» пункта 5 Правил право на участие в подпрограмме имеют граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 года, в том числе:
- граждане, уволенные со службы из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
В судебном заседании установлено, что Погорелов И.А. состоит по настоящее время на учете нуждающихся в жилых помещениях, что подтверждается постановлением главы администрации Кочубеевского района СК № 19 от 23.12.1991 года (л.д.22), а также справкой администрации муниципального образования село Кочубеевское № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.29)
ДД.ММ.ГГГГ он был уволен из уголовно-исполнительной системы по п. «З» ст. 58 «Положения о службе в органах внутренних дел РФ» - по состоянию здоровья, что подтверждается приказом начальника УФСИН России по Ставропольскому краю от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9)
Согласно справке УФСИН России по Ставропольскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ стаж службы Погорелова И.А. в календарном исчислении составляет 24 года 08 месяцев 22 дня (л.д.50)
В соответствии с Инструкцией ФСИН России включение в подпрограмму и предоставление субсидии на приобретение жилья путем выдачи ГЖС ФСИН России осуществляет только в отношении граждан, указанных в абзацах 6-7 подпункта «а» пункта 5 Правил. При этом, обязательным условием является то, чтобы они были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и после увольнения из учреждений и органов УИС состояли в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в учреждениях и органах УИС, в которых проходили службу.
Согласно материалам дела по своему правовому статусу истец к указанной категории граждан не относится.
В соответствии с п. 18 Правил выдачу ГСЖ осуществляют гражданам-участникам подпрограммы, указанным в подпункте «г» пункт 5 Правил, органы исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (имеющих право на получение субсидии)..
Принимая во внимание порядок формирования списков граждан-участников подпрограммы, регламентированный разделом II Правил, право истца на участие в подпрограмме и получение субсидии может быть реализовано путем подачи им соответствующего заявления в орган местного самоуправления, в котором он состоит на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (администрация муниципального образования село Кочубеевское), что прямо предусмотрено пунктом 19 Правил.
Свое право на участие в подпрограмме истец обосновывает тем, что до 01.01.2005г. встал на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) в органе местного самоуправления.
Суд находит необоснованными доводы ответчиков о том, что истец должен быть отнесен к категории граждан, указанных в подпункте «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации ГЖС, в связи с чем выдачу государственных жилищных сертификатов указанной категории граждан должны осуществлять федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена служба (военная).
В связи с тем, что истец не состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) в УФСИН СК, т.е. не относится к категории лиц, предусмотренных пунктом «а» пункта 5 Правил, отсутствуют правовые основания включения Погорелова И.А. в списки граждан, имеющих право на участие в подпрограмме и получении субсидии на приобретение жилья путем выдачи ГЖС по линии ФСИН России.
Несостоятельны доводы ответчиков относительно закрытия списка граждан - участников подпрограммы, обеспечиваемых государственными жилищными сертификатами органом исполнительной власти субъекта РФ и включения в указанный список только лиц, уволенных со службы до 1 января 2005 года, поскольку законодателем четко закреплено только временное условие о необходимости принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления до
1 января 2005 года, но не устанавливаются временные рамки увольнения с военной службы. Подпрограмма « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» является действующей. Постановлением Правительства РФ № 1050 от 17.12.2010 года срок ее действия продлен до 2015 года, участие в ней граждан является добровольным, списки на основании поданных гражданами заявлений формируются ежегодно в установленные сроки. В связи с чем, до окончания срока действия Подпрограммы списки участников подпрограммы объективно не могут быть закрыты.
Реализация гражданином, отнесенным к категории лиц, предусмотренной абзацем 3 подпункта «г» пункта 5 Правил, права на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы « в соответствии с пунктом 19 Правил осуществляется путем подачи соответствующего заявления и иных необходимых документов в орган местного самоуправления, в котором он состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 21, 24 Правил именно на орган местного самоуправления возложены обязанности по проверке документов, поданных гражданами для участия в подпрограмме, принятие решения о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы и формирования списка граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
В соответствии с п. 21, 25, 26 Правил на органы исполнительной власти субъекта РФ возложены обязанности :
по организации работы по проверке органами местного самоуправления поданных гражданами документов;
- обеспечение свободного доступа к сформированным органам местного самоуправления спискам граждан - участников подпрограммы,
- на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирование сводного списка граждан, изъявивших желание получить сертификат на соответствующий год, утверждение его и представление госзаказчику подпрограммы.
Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане – участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений ).
Правительством Ставропольского края издано распоряжение от 17.07.2006 г. № 259-рп (в редакции распоряжения Правительства СК от 16.12.2008 года № 428-рп) «О некоторых мерах по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», которым Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края определено органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным по формированию в установленном порядке сводного списка граждан-получателей сертификатов, удостоверяющих право на получение субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в очередном финансовом году, его утверждению и направлению государственному заказчику Программы вместе с заявкой на выделение соответствующего количества бланков государственных жилищных сертификатов, а также по доведению выписок из этого списка до соответствующих органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и организации работы по расчету субсидии и выдаче сертификатов в установленном порядке.
Истец Погорелов И.А. обратился 23.11.2010 года в МО с. Кочубеевское с заявлением о включении его в состав участников Подпрограммы, все необходимые документы им были представлены.
Извещениями № от 07.12.2010 года и № от 22.12.2010 года администрации муниципального образования с. Кочубеевское Погорелову И.А. отказано во включении в сводные списки граждан, участников подпрограммы на получение государственного жилищного сертификата на основании п.п. «а» п. 22 Правил в связи с его несоответствием требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 Правил.
Доводы представителей ответчика суд находит необоснованными.
Принимая во внимание обстоятельства признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий, Погорелов И.А. относится к категории граждан, указанных в абзаце 3 п.п. «г» п. 5 Правил, а именно к гражданам, уволенным со службы из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, вставшим в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 года.
Аналогичное толкование изложенных положений приведено в решении Верховного Суда РФ от 24.06.2008г. № ГКПИ08-265, согласно которому « В силу абзаца 3 подпункта «г» пункта 5 Правил право на участие в подпрограмме имеют граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 г.».
Проанализировав изложенное, суд считает, что:
- нормы Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в т.ч., в части обеспечения жилыми помещениями, на истца не распространяются;
- при рассмотрении иска Погорелова И.А., в части определения статуса истца как участника подпрограммы для получения ГЖС, подлежат применению нормы абзаца 3 подпункта "г" пункта 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153;
- в соответствии с пунктом 18 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ, выдачу ГСЖ осуществляют гражданам-участникам подпрограммы, указанным в подпункте «г» пункт 5 Правил, органы исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (имеющих право на получение субсидии).
Таким образом, принимая во внимание порядок формирования списков |граждан-участников подпрограммы, регламентированный разделом II Правил, а также указанное распоряжение Правительства Ставропольского края, право истца на участие в подпрограмме и получение субсидии подлежит реализации путем подачи им соответствующего заявления в орган местного самоуправления, в котором он состоит на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (администрация МО с. Кочубеевское), что прямо предусмотрено пунктом 19 Правил.
С учетом приведенных обстоятельств и доводов сторон, суд считает подлежащими удовлетворению требования Погорелова И.А., так как им были выполнены требования п. 19 Правил 23.11.2010 года.
Руководствуясь ст. 12 ГК РФ, ст. 52 ЖК РФ, Указом Президента РФ № 825 от 28.06.1999 года, Постановлением Правительства РФ № 153 от 21.03.2006 года «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище 2002-2010 годы», Постановлением Правительства РФ № 1050 от 17.12.2010 года «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы», Распоряжением Правительства Ставропольского края № 259-рп от 17.07.2006 года (в редакции распоряжения Правительства СК от 16.12.2008 года № 428-рп), ст.ст. 194-198 ГПК РФ, с у д,
Р е ш и л:
Обязать администрацию муниципального образования село Кочубеевское Кочубеевского района Ставропольского края и Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края признать право Погорелова И.А. быть участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» со дня подачи им заявления о включении его в состав участников подпрограммы и иных необходимых документов в орган местного самоуправления, то есть с 23.11.2010 года.
Обязать администрацию муниципального образования село Кочубеевское Кочубеевского района Ставропольского края включить Погорелова И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес> в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» с 23.11.2010 года.
Обязать Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края в срок до 01.07.2011 года включить Погорелова И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца с<адрес>, проживающего по адресу: с<адрес> в сводные списки граждан, имеющих право в 2012 году на получение за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом на состав семьи из 4 человек, с последующей выдачей государственного жилищного сертификата.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд в течение 10 дней.
Судья Кочубеевского районного суда Т.Ф. Шматченко