Решение от 02.03.2011 года по иску прокурора Кочубеевского района Ставропольского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» о признании бездействия незаконными и возложении обязанности



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 марта 2011 года Кочубеевский районный суд Ставропольского края

в составе:

председательствующего судьи Рулёва И.А.,

представителя истца – прокурора Кочубеевского района Ставропольского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – Столяр М.В.,

представителя ответчика – ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Казаченко Д.А.,

при секретаре судебного заседания Назлуханове Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску прокурора Кочубеевского района Ставропольского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» о признании бездействия ГУП СК «Старополькрайводоканал» в части непредоставления собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, предложения об оснащении объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, в соответствии с формой предложения, утвержденной приказом Минэнерго РФ от 16.04.2010 года №178 «Об утверждении примерной формы предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов» незаконными и возложении обязанности на ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» предоставить указным лицам предложения об оснащении объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации в соответствии с формой предложения, утвержденной приказом Минэнерго РФ от 16.04.2010 года №178 «Об утверждении примерной формы предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кочубеевского района Ставропольского края обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» о признании бездействия ГУП СК «Старополькрайводоканал» в части непредоставления собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, предложения об оснащении объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, в соответствии с формой предложения, утвержденной приказом Минэнерго РФ от 16.04.2010 года №178 «Об утверждении примерной формы предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов» незаконными и возложении обязанности на ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» предоставить указным лицам предложения об оснащении объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации в соответствии с формой предложения, утвержденной приказом Минэнерго РФ от 16.04.2010 года №178 «Об утверждении примерной формы предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов», в котором указывает, что прокуратурой Кочубеевского района в соответствии с полномочиями, предусмотренными ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ» проведена проверка по обращению председателя Кочубеевского районного Совета ветеранов ФИО по вопросу неправомерных требований филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Кочубеевский «Райводоканал» об установке прибора учета расхода воды в смотровом колодце на границе с централизованными системами. В ходе проведения проверки установлено, что согласно уведомлений, разосланных абонентам Кочубеевским «Райводоканалом», собственник жилых домов, подключенных к системам централизованного водоснабжения, в соответствии с требованиями ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязаны
до 01.01.2011 года обеспечить установку приборов учета используемой воды на границе с централизованными системами водоснабжения. К указанным уведомлениям также прилагаются технические условия на вынос узла учета на точку врезки в уличный водопровод, которые являются основанием для проектирования. ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» опубликована статья в газете «Звезда Прикубанья»№ 42 от 29.05.2010 года с разъяснениями
положений Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об
энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
устанавливающих обязанности собственников жилых домов и ресурсоснабжающих организаций при установке приборов учета на границе сетей. В соответствии с требованиями ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 261-ФЗ) установлено, что государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления, требований к обороту отдельных товаров, функциональное назначение которых предполагает использование энергетических ресурсов, порядка исполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иных мер государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с настоящим Федеральным законом. Согласно п. 5 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ собственники введенных в эксплуатацию жилых домов обязаны обеспечить установку приборов учета энергетических ресурсов на границе с централизованными системами, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.01.2012 года. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации При этом согласно п.9 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Согласно порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов утвержденного приказом Минэнерго РФ от 07.04.2010 N 149 договор на установку (замену) прибора учета должен содержать существенные условия, такие как место установки (замены) прибора учета, соответствующего требованиям, предъявляемым изготовителем прибора учета к условиям, необходимым для его работы. Понятие существенных условий договора определено ч. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации согласно которой существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договора данного вида. Указанная норма также соответствует общим положениям ч. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации о свободе договора, а именно граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством. В соответствии с п. 10 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ ресурсоснабжающие организации до 1 июля 2010 года обязаны предоставить собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, предложения об оснащении объектов существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договора данного вида. Указанная норма также соответствует общим положениям ч. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации о свободе договора, а именно граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством. В соответствии с п. 10 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ ресурсоснабжающие организации до 1 июля 2010 года обязаны предоставить собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, предложения об оснащении объектов вследствие неосновательного обогащения, вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий, так и вследствие иных действий граждан и юридических лиц. В соответствии с требованиями статьи 10 ГК РФ в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Жилищное законодательство Российской Федерации основывается на необходимости обеспечения условий для осуществления гражданами равных прав по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений. Таким образом, нарушены права собственников жилых домов, собственников помещений в многоквартирных домах, дачных домов или садовых домов, которые объединены принадлежащими им или созданным ими организациям на получение коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Вышеуказанные нарушения стали возможными вследствие неисполнения федерального законодательства ГУП СК «Ставрополькрайводоканал». Защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством Российской Федерации. В соответствии со статьей 245 ГПК РФ суд рассматривает дела возникающие из публичных правоотношений по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих и иных дел возникающих из публичных правоотношений и отнесенных федеральным законом к ведению суда. В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В соответствии с правилами о подсудности вытекающими из статьи 29 ГПК РФ согласно которой, иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства. Просит суд:

1. Признать бездействия ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в части непредоставления собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, предложения об оснащении объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, в соответствии с формой предложения утвержденной приказом Минэнерго РФ от 16.04.2010 N 178 "Об утверждении примерной формы предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов» незаконными.

2. Обязать ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» предоставить собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, предложения об оснащении объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации в соответствии с формой предложения утвержденной приказом Минэнерго РФ от 16.04.2010 N 178 "Об утверждении примерной формы предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов"

Представитель истца – прокурора Кочубеевского района Ставропольского края- Столяр М.В. требования, изложенные в исковом заявлении поддержал и просил удовлетворить их в полном объеме, уточнив, что просит признать незаконными действия и обязать совершить указанные в иске действия ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - филиал ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Кочубеевский «Райводоканал», поскольку проверка проводилась именно в отношении данного филиала.

Представитель ответчика ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Казаченко Д.А. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что в соответствии с п.10 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 июля 2010 года ресурсоснабжающие организации, обязаны предоставить собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, предложения об оснащении объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждена приказом Минэнерго РФ от 16.04.2010 г. № 178 «Об утверждении примерной формы предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов». Данная норма закона не определяет, каким именно образом ресурсоснабжающие организации обязаны представить собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, предложения об оснащении объектов, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Кроме того, в законе № 261 - ФЗ от 23.11.2009 г. не предусмотрено обязанности ресурсоснабжающих организаций по направлению собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, предложения об оснащении объектов, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации, через почту заказной корреспонденцией с уведомлением. Контролерами Филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал»-Кочубеевский «Райводоканал» были переданы собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников предложения «Об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов», в соответствии с формой утвержденной приказом Минэнерго РФ от 16.04.2010 г. № 178 «Об утверждении примерной формы предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов», а так же такие предложения были размещены в Интернете на сайте: Kochvoda.com; на досках объявлений. Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Прокуратурой Кочубеевского района Ставропольского края не доказан факт не исполнения ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» п. 10 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части представления собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, предложения об оснащении объектов, приборами учета используемых энергетических ресурсов, в соответствии с формой предложения утвержденной приказом Минэнерго РФ от 16.04.2010 г. № 178 «Об утверждении примерной формы предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов».

Просит суд отказать Прокуратуре Кочубеевского района Ставропольского края в удовлетворении исковых требований.

Заслушав прокурора, представителя ответчтка, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые ссылается, как на основание своих требований или возражений.

В соответствии с п.10 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 июля 2010 года ресурсоснабжающие организации, обязаны предоставить собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, предложения об оснащении объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждена приказом Минэнерго РФ от 16.04.2010 г. № 178 «Об утверждении примерной формы предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов». Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что контролерами Филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал»-Кочубеевский «Райводоканал» были переданы собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников предложения «Об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов», в соответствии с формой утвержденной приказом Минэнерго РФ от 16.04.2010 г. № 178 «Об утверждении примерной формы предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов», а так же такие предложения были размещены в Интернете на сайте: Kochvoda.com; на досках объявлений. Однако суду не представлено доказательств того, что контролерами Кочубеевского «Райводоканала» передавались собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников предложения «Об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов», не представлено доказательств того, где и когда на досках обьявлений размешались вышеуказанные предложения, т.е. приведенные доводы являются голословными и ничем не подтверждаются. Не может суд принять и довод представителя ответчика о размещении предложения в Интернете на сайте ответчика, поскольку во-первых, доступ в Интернет в Кочубеевском районе имеет весьма ограниченное количество населения, а во вторых, Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ предписывает ресурсоснабжающей организации направлять собственнику помещений предложения, а не собственнику искать их, в том числе и на сайтах поставщика. При изложенных обстоятельствах суд мог принять довод представителя ответчика о направлении предложения, если бы он направил его собственнику по электронной почте. Кроме того, из обьяснений, отобранных у представителя ответчика, участвовавшего в данном судебном заседании, в ходе проведения проверочных мероприятий /л.д.13/ следует, что предложения об оснащении приборами учета абонентам не направлялись. При изложенных обстоятельствах иск прокурора подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Кочубеевского района Ставропольского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» удовлетворить.

Признать бездействия ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Кочубеевский «Райводоканал» в части непредоставления собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, предложения об оснащении объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, в соответствии с формой предложения утвержденной приказом Минэнерго РФ от 16.04.2010 N 178 "Об утверждении примерной формы предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов»- незаконными.

2. Обязать ГУП СК «Ставрополькрайводоканал»- филиал ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Кочубеевский «Райводоканал» предоставить собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, предложения об оснащении объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации в соответствии с формой предложения утвержденной приказом Минэнерго РФ от 16.04.2010 N 178 "Об утверждении примерной формы предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов."

Решение может быть обжаловано в Ставропольский крайсуд через Кочубеевский райсуд в 10 суток.

Председательствующий И.А. Рулёв

Мотивированное решение по делу изготовлено 5.03.2011 года.