РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 марта 2011 года с. Кочубеевское
Судья Кочубеевского районного суда Ставропольского края Сокольникова В.В.,
с участием:
представителя истца Криницына А.И.,
представителя ответчика Долиной И.В.,
помощника прокурора Кочубеевского района
Ставропольского края Столяр М.В.,
при секретаре Нищеретовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Алдобаева В.П. к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края о перерасчете ежемесячно выплачиваемой суммы возмещения вреда здоровью и взыскании недополученных сумм в возмещение вреда здоровью,
УСТАНОВИЛ:
Криницын А.И. в интересах Алдобаева В.П. обратился в суд с иском к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района о возложении на них обязанности назначить Алдобаеву В.П. с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью <данные изъяты> рублей, включать его в списки на выплату указанной суммы за счет средств Федерального бюджета, а также просит взыскать ему единовременно за счет средств Федерального бюджета сумму недоплаченных ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> копеек.
В обоснование заявленных требований, в исковом заявлении указано на то, что Алдобаев В.П. принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ и имел там заработок. ДД.ММ.ГГГГ он впервые был признан инвалидом № группы с 40% утратой профессиональной трудоспособности. При переосвидетельствовании ДД.ММ.ГГГГ он был признан инвалидом II группы со степенью утраты трудоспособности 70%, а ДД.ММ.ГГГГ ему установлена бессрочно № группа инвалидности и степень утраты профессиональной трудоспособности – 70% и он получает ежемесячную сумму возмещения вреда здоровью в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Считает, что Управлением труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района ему первоначально неверно исчислена сумма ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью.
Базовым чернобыльским законом истцу предоставлялось право на выплату ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью исчисленной из заработка в размере семикратного минимального размера оплаты труда на момент участия в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Федеральным законом № 5 от 12.01. 2001 года ст. 2 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" внесены изменения в назначение выплату суммы возмещения вреда здоровью в фиксированном размере: «гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, но не превышающая 10000 рублей».
В середине февраля 2001 года всех «чернобыльцев», в том числе его, вызвали в Управление труда и социальной защиты населения Ставропольского края, где предоставили образец написания заявления, который они все вместе переписали и только объяснили, что сумма возмещения вреда здоровью будет увеличена, а, на сколько и за счет чего не было объяснено. Он в заявлении не просил назначить ему сумму возмещения вреда здоровью в размере фиксированной суммы и в предоставленном образце заявления эта сумма не была указана. При написании заявления его никто не ознакомил с самим Федеральным законом № 5 от 12 февраля 2001 года. О праве выбора получать сумму возмещения вреда здоровью исходя из фиксированной суммы или из заработка, ему не разъяснили, и о данном праве он впервые услышал только в судебном заседании. Кроме того, ему не разъяснили о возможности индексации установленной суммы возмещения вреда здоровью, исходя из заработка на два МРОТ.
Алдобаев В.П. считает, что перевод его на фиксированную сумму, начиная с ДД.ММ.ГГГГ грубо нарушает его право на получение суммы в возмещение вреда здоровью, исходя из заработка и благоприятного для него расчета.
Говорить о праве выбора можно было, если бы ему предоставили информацию не только о Федеральном Законе № 5 от 12.02.2001 года и о праве выбора, но и о части третьей статьи 5 базового Закона (в редакции ФЗ от 24.11.1995 г. № 179-ФЗ), статье 1 Закона РСФСР от 24.10.1991 года № 1779-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР») в редакции Указа Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2288), статье 318 ГК РФ (в редакции, действовавшей с 01.01.1995 года до 29.11.2002 года), допускавшими возможность индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного Законом минимального размера оплаты труда.
Суды же вправе произвести такую индексацию за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в статье 1 Федерального закона от 19.06.2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», начиная с ДД.ММ.ГГГГ — 1,581 раза; с ДД.ММ.ГГГГ — в 1,515 раза.
В ДД.ММ.ГГГГ истцу и не могли разъяснить его право на индексацию суммы в возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты>, установленную решением Кочубеевского районного суда СК от ДД.ММ.ГГГГ на два МРОТ, так как это право официально было разъяснено Пленумом Верховного Суда РФ только в 2005 году. Считает, что в этом случае виноват не он сам не просивший с ДД.ММ.ГГГГ применить в расчетах суммы в возмещение вреда здоровью два МРОТ, а виноват ответчик, который по закону от имени Российской Федерации отвечает за правильное назначение сумм в возмещение вреда здоровью, не предоставил доказательств об ознакомлении его под расписку с Федеральным Законом № 5 от февраля 2001 года, в связи с чем право выбора им не было реализовано в полном объеме и было нарушено.
Абзац 1 и 2 пункта 2 Правил закрепили положение о том, как следует увеличивать в связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне номинальной оплаты труда заработок потерпевшего для исчисления суммы возмещения вреда здоровью.
Исходя из этой нормы, во всех случаях, когда для определения среднего месячного заработка учитывается работа до ДД.ММ.ГГГГ, либо в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – суммы заработка после применения коэффициентов, указанных в первом абзаце должны увеличиваться соответственно в шесть либо в три раза независимо от времени предъявления иска.
Вред, причиненный гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших в момент чернобыльской катастрофы, как относящихся к вреду реально невосполнимому и неисчисляемому, обязывает государство стремиться к его более полному по объему возмещению, что так же прямо подтверждено в ст.15 ФЗ от 21.11.1995 года “Об использовании атомной энергии”, которая в соответствии с конституционными принципами предусматривает возмещение в полном объеме вреда причиненного радиационным воздействием.
Согласно справки средняя заработная плата за период его участия в работах по ликвидации аварии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (неполные месяцы) <данные изъяты> рубля (условный среднемесячный заработок работы на ЧАЭС в ДД.ММ.ГГГГ): <данные изъяты>
На основании изложенного, считает, что расчет должен быть следующий:
<данные изъяты>
Подсчитанная указанным путем сумма заработка подлежит индексации с ДД.ММ.ГГГГ с применением индексов увеличения минимальных размеров пенсии (ч,3 ст. 11 Правил в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 180-ФЗ) с ДД.ММ.ГГГГ – в 2,5; с ДД.ММ.ГГГГ – в 1,9; с ДД.ММ.ГГГГ – в 1,9; с ДД.ММ.ГГГГ – в 1,8; с ДД.ММ.ГГГГ – в 1,8; с ДД.ММ.ГГГГ – в 1,3; с ДД.ММ.ГГГГ – в 1,51; с ДД.ММ.ГГГГ – в 1,2; с ДД.ММ.ГГГГ – 1,27; с ДД.ММ.ГГГГ – 1,2; с ДД.ММ.ГГГГ – 1,05; с ДД.ММ.ГГГГ – в 1,15; с ДД.ММ.ГГГГ – в 1,1 и с учетом процента утраты профессиональной трудоспособности - 40%, деноминации – 0,001 должна составлять:
<данные изъяты>.
Статьей 5 «базового чернобыльского» Закона было установлено, что все денежные компенсации, установленные данным Законом, подлежат защите от инфляции в полном размере в порядке, определенном законодательством РФ об индексации денежных доходов и сбережений граждан в Российской Федерации, если не оговорено иное.
В пункте 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19.02.2002 г. № 11-П указано, что впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство, суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам., пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда, с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 года № 35 “О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" дано разъяснение о том, что в соответствии с частью третей статьи 5 базового Закона ( в редакции Федерального закона от 24.11.1995 г. № 179 - ФЗ). статьей 1 Закона РСФСР от 24.10.1991 г. №1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» ( в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 г. № 2288), статьей 318 ГК РФ ( в редакции, действовавшей с 1 января 1995 г. до 29.11.2002 г.), допускавшими возможность индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованно порядке установленного законом минимального размера оплаты труда, суды вправе произвести такую индексацию за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в статье 1 Федерального закона от 19 16.2000 г. № 82- ФЗ «О минимальном размере оплаты труда.
Следовательно, суммы возмещения вреда индексируются с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ с учетом коэффициента, равного <данные изъяты>, а с 1 01.2001 г. с учетом коэффициента, равного <данные изъяты> при условии, что в период с февраля 1997 года до <данные изъяты>. не производилась индексация указанных сумм на основании части третьей статьи 5 базового Закона ( в редакции Федерального закона от 24. 11.1995 года №175-ФЗ) и статьи 1 Закона РСФСР от 24.10.1991 г. № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 г. № 2288) исходя из индекса роста потребительских цен, определенного статьей 3 названного Закона. Если же такая индексация производилась, то ее размер должен быть учтен при определении ежемесячных сумм возмещения вреда за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, ежемесячный размер компенсации в возмещение вреда здоровью должен быть равен:
с ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>
<данные изъяты>
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 года № 35 “О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Постановление Пленума Верховного Суда РФ о 05.04.2005 года № 7) предусмотрено, что в соответствии с частью 3 ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001 года № 5-ФЗ суммы ежемесячных выплат, предусмотренных частями первой и второй этой нормы, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Несмотря на то, что указанная норма вступила в силу с 15 февраля 2001 г., первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении данного календарного года, то есть с января 2000 года.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2002 года № 11-П признан противоречащим конституционным принципам справедливости, равенства, соразмерности, умаляющими право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, установленный взаимосвязанными статьями 5 и части 3 статьи 2 “базового чернобыльского” Закона (в редакции Федеральный закон № 5 – ФЗ от 12 февраля 2001 года) порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью исходя из роста величины прожиточного минимума за год в целом по Российской Федерации. До внесения соответствующих изменений в законодательство суды при рассмотрении конкретных дел после 15 февраля 2001 года ориентированы данным Постановлением на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры по старости, инвалиды), которая определяется на основе законодательства субъекта Российской Федерации о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует – на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти.
Согласно справке Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № коэффициент индексации в связи с ростом величины прожиточного минимума в среднем за 2001 год для пенсионеров в Ставропольском крае составляет 1,682; за 2002 год - 1,222, за 2003 год - 1,195; за 2004 год – 1,11.
Таким образом, размер ежемесячной суммы возмещения вреда должен составлять:
С <данные изъяты>
С ДД.ММ.ГГГГ в связи с установлением утраты трудоспособности в размере 70%, размер ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью подлежал перерасчету с учетом корректирующего коэффициента равного 1,75 и должен составлять:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
С ДД.ММ.ГГГГ коэффициент индексации в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2004г. № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год», в редакции Федерального закона от 4 ноября 2005г. № 141-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 03.03.2007 года № 143 – 1,11, следовательно, размер ежемесячной суммы возмещения вреда должен составлять:
с <данные изъяты>
С ДД.ММ.ГГГГ коэффициент индексации в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 1 декабря 2006 г. N 197-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2006 год» и Постановлением Правительство РФ от 03.03.2007 года № 143 – 1,09, поэтому размер сумм возмещения вреда должен составлять:
с ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>
С ДД.ММ.ГГГГ коэффициент индексации в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ О федеральном бюджете на 2007 год и Постановлением Правительство РФ от 21.03.2007 года № 171 – 1,08, в связи с чем размер ежемесячной суммы возмещения вреда должен составлять:
с ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>
с ДД.ММ.ГГГГ коэффициент индексации согласно Постановлению Правительства РФ № 655 от 03.09.2008г. «О внесении изменений в постановление Правительства РФ № 914 от 21.12.2007 г. «Об индексации в 2008 - 2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» – 1,105, следовательно, размер ежемесячной суммы возмещения вреда должен составлять:
с ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>
с ДД.ММ.ГГГГ коэффициент индексации в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 545 от 07.07.2009 г. "О внесении изменений в постановление Правительства РФ № 914 от 21.12.2007 г." Об индексации в 2008 - 2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС-1,13, а поэтому размер ежемесячной суммы возмещения вреда должен составлять:
с ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>
С ДД.ММ.ГГГГ коэффициент индексации согласно Постановлению Правительства РФ № 1024 от 16.12.2009 года « О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 21.12.2007 года « Об индексации в 2008 – 2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам. подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»-1,1, следовательно, размер ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью должен составлять
с ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>
В статье 208 ГК РФ предусмотрено, что исковая давность не распространяется на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Однако требования, предъявленные по истечению трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествующие предъявлению иска.
Статья 58 Федерального закона от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ “Об использовании атомной энергии” (с изменениями от 10 февраля 1997 года, 10 июля, 30 декабря 2001 года, 28 марта 2002 года, 11 ноября 2003 года) гласит, что на требования о возмещении убытков и вреда, причиненных радиационным воздействием жизни и здоровью граждан, исковая давность не распространяется. В данной статье нет ограничений, которые указаны в п.3 статьи 208 ГК РФ, по удовлетворению таких требований за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 03.11.206 года № 445-О указал на то, что положения статьи 208 ГК Российской Федерации во взаимосвязи с положениями Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не препятствуют взысканию за прошлое время без ограничения каким-либо сроком своевременно не полученных пострадавшими лицами сумм возмещения вреда, причиненного их жизни или здоровью при исполнении ими обязанностей по трудовому договору, а также причиненного вследствие чернобыльской катастрофы по вине органов, обязанных осуществлять такие выплаты. В силу статьи 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» конституционно-правовой смысл положений статьи 208 ГК Российской Федерации, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении на основе правовых позиций, изложенных им в сохраняющих свою силу решениях, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Следовательно, взысканию подлежат недополученные суммы возмещения вреда здоровью за период с <данные изъяты> года. по ДД.ММ.ГГГГ.
Размер недополученных ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью за период с <данные изъяты> года по ДД.ММ.ГГГГ составляет:
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ:
подлежало выплате: <данные изъяты>.,
фактически выплачено: <данные изъяты>
недоплата – <данные изъяты>.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ:
подлежало выплате: <данные изъяты>
фактически выплачено <данные изъяты>.,
недоплата- <данные изъяты>.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ:
подлежало выплате: <данные изъяты>.,
фактически выплачено <данные изъяты>.,
недоплата - <данные изъяты> руб.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ:
подлежало выплате <данные изъяты>
фактически выплачено <данные изъяты>.,
недоплата – <данные изъяты>.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ:
подлежало выплате <данные изъяты>
фактически выплачено <данные изъяты>
недоплата – <данные изъяты> руб.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ:
подлежало выплате: <данные изъяты>
фактически выплачено <данные изъяты>
недоплата – <данные изъяты>.
С <данные изъяты> г. по <данные изъяты> г.:
подлежало выплате: <данные изъяты>
фактически выплачено <данные изъяты>
недоплата – <данные изъяты> руб.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ:
подлежало выплате: <данные изъяты>
фактически выплачено <данные изъяты> руб.,
недоплата – <данные изъяты>
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ:
подлежало выплате:<данные изъяты>.,
фактически выплачено <данные изъяты>.,
недоплата – <данные изъяты> руб.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ:
подлежало выплате: <данные изъяты>
фактически выплачено <данные изъяты>.,
недоплата – <данные изъяты>.
С <данные изъяты> г.:
подлежало выплате-<данные изъяты>.,
фактически выплачено <данные изъяты>.,
недоплата – <данные изъяты>.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ:
подлежало выплате: <данные изъяты>
фактически выплачено <данные изъяты> руб.,
недоплата – <данные изъяты> руб.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ:
подлежало выплате- <данные изъяты>
фактически выплачено <данные изъяты>
недоплата <данные изъяты>.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ:
подлежало выплате: <данные изъяты>.,
фактически выплачено <данные изъяты>,
недоплата – <данные изъяты>.
Итого: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежало выплате <данные изъяты> рублей,
фактически выплатили <данные изъяты> рублей,
недоплата составила <данные изъяты> рубля,
Выплачено истцу за этот же период по решениям Кочубеевского районного суда единовременных сумм возмещения вреда <данные изъяты>, которые подлежат вычету из недополученной суммы возмещения вреда здоровью по расчету:
за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -<данные изъяты> в соответствии с решением Кочубеевского районного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ;
за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- <данные изъяты> рублей в соответствии с решением Кочубеевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ;
за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- <данные изъяты> рублей в соответствии с решением Кочубеевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> рублей в соответствии с решением Кочубеевского районного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ.
Сумма недополученных ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью за вычетом полученных истцом единовременных выплат возмещения вреда здоровью по судебным решениям, составляет: <данные изъяты>
Согласно пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 года № 35 (в редакции от 11.05.2007 года № 23) и статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, является Российская Федерация, представителем которой в соответствии с абзацем третьим пункта 15 части 1 статьи 14 названного Закона выступают органы социальной защиты населения или иные государственные органы, производящие выплату ежемесячной денежной компенсации, уполномоченные согласно части 3 статьи 125 ГК РФ выступать от имени казны Российской Федерации по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС- в данном случае- Управление труда и социальной защиты населения.
Просит восстановить право истца на выплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, исчисленной из заработка на момент участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, с учетом применения повышающих коэффициентов, предусмотренных законодательством РФ и обязать Управление труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района назначить Алдобаеву В.П ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> с последующей индексацией в установленном законом порядке.
Взыскать с Управления труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района, единовременно, в пользу Алдобаева В.П. в возмещение недополученных ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству исковые требования изменены в сторону уменьшения и указано, что расчет должен быть сделан за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и быть следующим.
Размер недополученных ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должен составлять:
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ:
Подлежало выплате:<данные изъяты>
Фактически выплачено: <данные изъяты>.
Недоплата: <данные изъяты>
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ:
Подлежало выплате: <данные изъяты> <данные изъяты>.
Фактически выплачено: <данные изъяты>
Недоплата: <данные изъяты>.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ:
Подлежало выплате: <данные изъяты>
Фактически выплачено: <данные изъяты>.
Недоплата: <данные изъяты>
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ:
Подлежало выплате:<данные изъяты>.
Фактически выплачено: <данные изъяты>
Недоплата: <данные изъяты>.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ:
Подлежало выплате:<данные изъяты>
Фактически выплачено:<данные изъяты>.
Недоплата <данные изъяты>.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ:
Подлежало выплате:<данные изъяты>.
Фактически выплачено: <данные изъяты>.
Недоплата: <данные изъяты>.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ:
Подлежало выплате:<данные изъяты>.
Фактически выплачено: <данные изъяты>.
Недоплата: <данные изъяты>.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ:
Подлежало выплате:<данные изъяты>
Фактически выплачено: <данные изъяты>.
Недоплата: <данные изъяты>.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ:
Подлежало выплате<данные изъяты>
Фактически выплачено: <данные изъяты>
Недоплата <данные изъяты>.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ:
Подлежало выплате:<данные изъяты>.
Фактически выплачено: <данные изъяты>.
Недоплата <данные изъяты>
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ:
Подлежало выплате:<данные изъяты>.
Фактически выплачено: <данные изъяты>
Недоплата: <данные изъяты>
Итого: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцу подлежало выплате: <данные изъяты>,
фактически выплачено: <данные изъяты>,
недополученные ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью по приведенному расчету, составляет: <данные изъяты> рубля.
Выплачено истцу за этот же период по решениям Кочубеевского районного суда единовременных сумм возмещения вреда здоровью : <данные изъяты>, которые подлежат вычету из общей суммы недополученных сумм возмещения вреда здоровью по расчету:
за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ– <данные изъяты> в соответствии с решением Кочубеевского районного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ
за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-<данные изъяты> в соответствии с решением Кочубеевского районного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> рублей. в соответствии с решением Кочубеевского районного суда Ставропольского края ДД.ММ.ГГГГ г.
Сумма недополученных ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью, за учетом вычета полученных истцом единовременных выплат возмещения вреда здоровью по судебным решениям, составляет: <данные изъяты>
Просит восстановить право истца на выплату ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью, исчисленной из заработка на момент участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, с учетом применения повышающих коэффициентов, предусмотренных законодательством РФ и обязать Управление труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района назначить Алдобаеву В.П ежемесячную сумму возмещения вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> с последующей индексацией в установленном законом порядке, а также взыскать с Управления труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района, единовременно, в пользу Алдобаева В.П. за счет средств федерального бюджета в возмещение недополученных ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>.
В судебном заседании представитель истца Криницын А.И. поддержал уточненные исковые требования и настаивал на их удовлетворении.
Управление труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края с требованиями истца об исчислении сумм возмещения вреда здоровью исходя из установленного судебным решением от ДД.ММ.ГГГГ ее размера и индексации данной суммы по росту минимального размера оплаты труда, величине прожиточного минимума, уровню инфляции и росту потребительских цен, не согласно по следующим основаниям.
Алдобаев В. П. впервые врачебно-трудовой экспертной комиссией был признан инвалидом <данные изъяты> группы с 40% степенью утраты профессиональной трудоспособности ДД.ММ.ГГГГ. Причина инвалидности «увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы связанной с аварией на ЧАЭС». При очередном переосвидетельствовании ДД.ММ.ГГГГ он был признан инвалидом <данные изъяты> группы с 70% степенью утраты профессиональной трудоспособности. С ДД.ММ.ГГГГ – инвалид <данные изъяты> группы с 70% степенью утраты профессиональной трудоспособности, бессрочно.
Алдобаеву В.П. суммы в возмещение вреда первоначально исчислялись управлением труда и социальной защиты населения из семикратного размера минимальной оплаты труда, с ДД.ММ.ГГГГ из заработка за работу на ЧАЭС, с ДД.ММ.ГГГГ из заработка за 12 месяцев работы перед установлением ему группы инвалидности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
При вступлении в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ Алдобаеву В. П. было предоставлено право выбора на получение суммы в возмещение вреда, исчисленной из заработка, или ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда в фиксированном размере. На момент вступления в силу данного закона (15 февраля 2001 года) Алдобаев В. П. получал сумму в возмещение вреда, исчисленную из заработка, в размере <данные изъяты> установленном решением Кочубеевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. После усиления группы инвалидности на вторую, Алдобаев В. П. стал получать ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в фиксированном размере <данные изъяты> (личное заявление от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ, с последующей индексацией этой суммы, в соответствии с действующим законодательством.
Соответственно выплата сумм, установленных судом была прекращена.
В соответствии со ст. 21 Федерального Закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 года № 229-ФЗ, исполнительные листы, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения.
Более того, вопрос о порядке исчисления Алдобаеву В.П. ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда рассматривался Кочубеевским районным судом неоднократно.
Решения Кочубеевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ исполнены управлением труда и социальной защиты населения в полном объеме. В ДД.ММ.ГГГГ по его исковым заявлениям суд индексировал выплачиваемые ему фиксированные суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещения вреда, а не ранее установленную в ДД.ММ.ГГГГ году судом сумму, исчисленную из заработка. Решение суда, принятое ДД.ММ.ГГГГ, исполняется по настоящее время.
Кроме того, Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», (в ред. Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ) не содержит нормы, предоставляющей право инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы на неоднократный выбор вида выплаты в возмещение вреда (сумм в возмещение вреда или же компенсации в возмещение вреда).
После вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ суммы в возмещение вреда инвалидам вследствие катастрофы на ЧАЭС из заработка не исчисляются. Данная норма Конституционным Судом РФ признана не противоречащей Конституции РФ (определение № 11-П от 19 июня 2002 г).
Таким образом, требования Алдобаева В. П. об исчислении сумм возмещения вреда здоровью исходя из установленного судебным решением от ДД.ММ.ГГГГ ее размера и индексации данной суммы по росту минимального размера оплаты труда, величине прожиточного минимума, уровню инфляции, необоснованны, так как противоречат действующему законодательству и поэтому просят в иске отказать.
Выслушав представителей истца Криницына А.И. и УТиСЗН администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края Долину И.В., заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Алдобаева В.П. подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Способом защиты гражданских прав в соответствии со ст.12 ГК РФ является восстановление положения, существовавшего до нарушения права.
Судом установлено и это подтверждается представленными по делу доказательствами, что Алдобаев В.П., будучи призванным на военные сборы, с ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, выполнял обязанности по военной специальности и в последствии медико-социальной экспертизой было установлено, что возникшие у него заболевания являются следствием воздействия радиации и получены при исполнении иных обязанностей военной службы.
В соответствии с п.25 ч.1 ст.14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции от 12 июля 1995 года, действовавшей до 15 февраля 2001 года, гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 ч.1 ст.13 настоящего Закона, гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
При этом, во всех случаях заработок, из которого исчисляется сумма возмещения вреда, не может быть ниже семикратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда на время причинения вреда.
Как следует из материалов личного дела Алдобаева В.П., хранящегося в Управлении труда и социальной защиты населения, для расчета возмещения вреда в соответствии с указанным выше законом им представлены справки о заработной плате за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, о заработке на ЧАЭС, с ДД.ММ.ГГГГ иАлдобаеву В.П. возмещение вреда здоровью исчислено из заработка за период работы на ЧАЭС, но с ДД.ММ.ГГГГ ответчиком ему был произведен перерасчет суммы возмещения вреда здоровью по собственной инициативе из МРОТ.
Решением Кочубеевского районного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ на ответчика была возложена обязанность вернуться к прежнему порядку исчисления ежемесячной суммы возмещения вреда, причиненного здоровью Алдобаева В.П., который применялся до ДД.ММ.ГГГГ и выплачивать ему ежемесячно начиная с ДД.ММ.ГГГГ в возмещение вреда здоровью <данные изъяты>., а также взыскана единовременно задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> за счет федерального бюджета.
Решением Кочубеевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ на Управление труда и социальной защиты населения Кочубеевской райгосадминистрации возложена обязанность выплачивать Алдобаеву В.П. в счет возмещения вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячно – <данные изъяты> и взысканы единовременно задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>
Решением Кочубеевского районного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ на Управление труда и социальной защиты населения Кочубеевской райгосадминистрации была возложена обязанность выплачивать Алдобаеву В.П. ежемесячно в возмещение вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты> и взыскано единовременно за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ задолженность <данные изъяты>.
На основании решения Кочубеевского районного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ Алдобаеву В.П. ежемесячно выплачивали в возмещение вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> с последующей индексацией в связи с изменением законодательства и взыскана задолженность по суммам возмещения вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Алдобаеву В.П. выплачивали ежемесячную компенсацию в возмещение вреда, на основании судебного решения от ДД.ММ.ГГГГ с учетом индексации <данные изъяты>.
Ни сама статья 3 Федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ни принятые на ее основе нормативные правовые акты не предполагают проведение какого-либо перерасчета установл?нных в соответствии с судебными решениями размеров компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Напротив, правила, утвержденные Постановлением правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 года № 326, устанавливают, в частности, что выплата недополученных сумм ежемесячных денежных компенсаций и ежемесячной суммы производится с учетом сумм, выплаченных ранее на основании судебных решений и по другим основаниям (пункт 13).
В соответствии с частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные ранее вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу обязательны для суда, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Более того, согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважение к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
В соответствии с ч.3 ст.5 Закона РФ № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. ФЗ от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ) предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда в полном размере в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе роста минимального размера оплаты труда.
При рассмотрении требований об индексации указанных сумм суды вправе произвести такую индексацию за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда, равного 1, 581 (132:83,49), с ДД.ММ.ГГГГ - с учетом коэффициента, равного 1,515 (200:132).
ДД.ММ.ГГГГ вступил в действие Федеральный закон № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», который установил новый критерий индексации указанных выплат. По смыслу ч.3 ст.2 данного Закона, предусматривающей ежегодную индексацию сумм ежемесячных выплат пропорционально росту величины прожиточного минимума, первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена по истечении данного календарного года, т.е. с января 2002 года.
Как указано в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 апреля 2005 года № 7 «О внесении изменений и дополнений в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 года № 35 « О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», до внесения соответствующих изменений в законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел после 15 февраля 2001 года ориентированы постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года № 11-П на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры, инвалиды), которая определяется на основе законодательства субъекта РФ о прожиточном минимуме, а если такое отсутствует, на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти. Индекс роста величины прожиточного минимума, подлежащий применению с 1 января 2002 года должен был быть определен как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за 2001 года к среднегодовой величине прожиточного минимума за 2000 год. Данное правило применимо и к расчету индексов изменения прожиточных минимумов, подлежащих применению с 1 января 2003 года и с 1 января 2004 года.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, отраженной в определении № 364-0 от ДД.ММ.ГГГГ, гражданам, пострадавшим от Чернобыльской катастрофы, при обращении в суды с исками об индексации выплаченных им сумм возмещения вреда здоровью при переходе на индексацию по уровню инфляции после ДД.ММ.ГГГГ предоставлено право выбора механизма индексации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (либо по росту прожиточного минимума, либо по уровню инфляции). В случае, когда судом при рассмотрении дела будет установлено, что применение нового критерия индексации (уровня инфляции) компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), им надлежит исходить из необходимости применения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ благоприятного для получателей указанных выплат критерия их индексации.
Согласно справке территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю коэффициент индексации в связи с ростом величины прожиточного минимума в среднем за 2002 год в Ставропольском крае составил 1,6820, за 2003 год - 1,2222 и за 2004 год - 1, 1953.
В силу положений Федерального Закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ суммы возмещения вреда здоровью ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого Федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год в порядке, определяемом Правительством РФ.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07 мая 2005 года № 292 «Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» суммы возмещения вреда с ДД.ММ.ГГГГ индексируются с применением коэффициента 1,11.
Согласно постановлениям Правительства РФ № 246 от 25.04.2006 года, № 171 от 21.03.2007 года, № 655 от 03.09.2008 года, № 914 от 21.12.2007 года, № 1024 от 16.12.2009 года размеры коэффициента инфляции в 2006 году – 1,09, в 2007 году – 1,08, в 2008 году – 1,105 в 2009 году – 1,13, в 2010 году – 1,1.
Как установлено в настоящем судебном заседании при рассмотрении иска Алдобаева В.П. ДД.ММ.ГГГГ вопрос применения коэффициентов роста минимального размера оплаты труда равного 1,581 за период с ДД.ММ.ГГГГ и 1,515 с ДД.ММ.ГГГГ судом не обсуждался и самим истцом не заявлялся.
В соответствии с частью первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 г. № 31-ФЗ) гражданам, получавшим до 15 февраля 2001 года (времени вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ) возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, начиная с 15 февраля 2001г. вместо ежемесячных сумм возмещения вреда выплачивалась ежемесячная денежная компенсация в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности. Однако если размер компенсации, установленный пунктом 25 части первой статьи 14 базового Закона (в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001г. № 5-ФЗ) не достигал ранее получаемой инвалидом суммы возмещения вреда, то он имел право на получение ежемесячной денежной компенсации в прежней сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
Как указал в своем Постановлении Конституционный Суд РФ от 19 июня 2002г. № 11-П возмещение вреда здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может отождествляться с какими-либо обязательными социальными выплатами, включая выплаты по обязательному социальному страхованию, поскольку особенности такого возмещения обусловлены конституционно- правовой природой соответствующих отношений, включая их длящийся характер, чем предопределяется правовой статус указанных граждан. Принимая на себя ответственность по возмещению вреда, государство обязано руководствоваться вытекающими из статей 2,19 и 42 Конституции РФ требованиями, в основе которых лежит признание в качестве конституционной ценности жизни и здоровья, имеющих равное, одинаковое значение для всех граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы.
Избрав подход к определению размера возмещения вреда на основе степени утраты здоровья, законодатель установил также право лиц, ранее получавших возмещение вреда, причиненного здоровью катастрофой на Чернобыльской АЭС, осуществить выбор - получать ежемесячную денежную компенсацию в твердых суммах или компенсацию, которую они получали ранее, исходя из заработка, дохода, денежного довольствия. При совершенствовании порядка и условий возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, недопустимо уменьшение ранее назначенного возмещения вреда.
Если проиндексировать сумму возмещения вреда, назначенную истцу решением Кочубеевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ на коэффициент роста минимального размера оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ 1,581, с ДД.ММ.ГГГГ на коэффициент 1,515, то становится очевидным, что при надлежащем разъяснении истцу Алдобаеву В.П. положений базового Закона (в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ) он счел бы переход к получению денежной компенсации в твердых суммах в размере 1000 и 2500 рублей на момент заполнения заявлений об этом нецелесообразным и ущемляющим его права.
Утверждение стороны истца в этой части заслуживает внимания еще и потому, что печатный текст заявления был изготовлен заранее, в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ речь идет о назначении суммы возмещения вреда истцу по 3-й группе инвалидности в размере <данные изъяты> в соответствии с ФЗ -№5 от 12.02.2001 года как вновь обратившемуся с таким требованием и оно не содержит его просьбы о выплате ежемесячной денежной компенсации в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности вместо назначенной ранее ежемесячной суммы возмещения вреда исходя из заработка. Поэтому, суд считает, что истец был лишен с ДД.ММ.ГГГГ права выбора, предусмотренного статьей 2 Федерального закона № 5-ФЗ от 12 февраля 2001 года, ему был неправомерно снижен ответчиком размер ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью. Выплата же ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью в твердой денежной сумме ухудшило его положение, которое подлежит восстановлению судом, а сумма ежемесячного возмещения вреда в размере <данные изъяты>. подлежит индексации в соответствии с приведенными выше нормами права.
При вынесении решения по настоящему делу суд исходит из обстоятельств, установленных решением Кочубеевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. Начало периода расчета недополученных сумм в возмещение вреда в решении указано ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч.2 статьи 11 «Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей» при повышении минимального размера оплаты труда в централизованном порядке все суммы возмещения заработка увеличиваются пропорционально повышению минимального размера оплаты труда.
Согласно разъяснению, данному в ч.2 п.14 постановления Пленума Верховного суда РФ № 7 от 05.04.2005 года (в редакции постановления Пленума ВС РФ № 23 от 11.05.2007 года) … семикратная сумма установленного законом минимального размера оплаты труда должна была учитываться на время возмещения вреда, а не на время его причинения, поскольку сама сумма возмещения вреда исчислялась не из номинальной величины заработка на время причинения вреда, а из суммы этого заработка, предварительно приведенной в соответствие с уровнем оплаты труда на время возмещения вреда (путем применения повышающих коэффициентов).
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ коэффициент роста МРОТ – 1,581.
Ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью в этот период должна составлять <данные изъяты>
Подлежало выплате в ДД.ММ.ГГГГ – (<данные изъяты>
Фактически выплачено -<данные изъяты>
Недоплата составляет -<данные изъяты>
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ коэффициент роста МРОТ – 1,515
Ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью в этот период должна составлять – <данные изъяты>.
Подлежало выплате в ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>.
Фактически выплачено <данные изъяты>
Недоплата составила <данные изъяты>
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ коэффициент роста величины прожиточного минимума по Ставропольскому краю – 1,6820
Ежемесячное возмещение вреда здоровью в этот период должно составлять с ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>.
С ДД.ММ.ГГГГ в связи с изменением степени утраты трудоспособности должен быть применен корректирующий коэффициент-1,75 (70% :40%)
Ежемесячное возмещение вреда здоровью должно составлять с ДД.ММ.ГГГГ -<данные изъяты>.
Подлежало выплате– (<данные изъяты>
Фактически выплачено -<данные изъяты>.
Недоплата составляет – <данные изъяты>
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ коэффициент роста величины прожиточного минимума по Ставропольскому краю – 1,2222
Ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью должна составлять – <данные изъяты>
Подлежало выплате–<данные изъяты>
Фактически выплачено – <данные изъяты>.
Недоплата составляет -<данные изъяты>
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ коэффициент роста величины прожиточного минимума по Ставропольскому краю – 1,195
Ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью в этот период должна составлять – <данные изъяты>.
Подлежало выплате–<данные изъяты>
Фактически выплачено – <данные изъяты>
Недоплата составляет -<данные изъяты>
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ индексация исходя из уровня инфляции, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2007 года № 143 «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 07 мая 2005 года № 292, от 09 августа 2005 года № 496 и от 25 апреля 2006 года № 246» производится на коэффициент 1,11.
Ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью в этот период должна составлять – <данные изъяты>
Подлежало выплате–<данные изъяты>
Фактически выплачено <данные изъяты>
Недоплата – <данные изъяты>
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ коэффициент инфляции, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2007 года № 143 «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 07 мая 2005 года № 292, от 09 августа 2005 года № 496 и от 25 апреля 2006 года № 246» составляет 1,09
Ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью в этот период должна составлять – <данные изъяты>
Подлежало выплате –<данные изъяты>
Фактически выплачено -<данные изъяты>
Недоплата – <данные изъяты>
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ коэффициент инфляции, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2007 года № 171 «Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» составляет 1,08.
Ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью в этот период должна составлять – <данные изъяты>
Подлежало выплате –<данные изъяты>
Фактически выплачено – <данные изъяты>
Недоплата – <данные изъяты>
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - коэффициент инфляции, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2008 г. № 655 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ № 914 от 21.12.2007 года «Об индексации в 2008-2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС » составляет 1,105.
Ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью в этот период должна составлять – <данные изъяты>
Подлежало выплате –<данные изъяты>
Фактически выплачено -<данные изъяты>
Недоплата – <данные изъяты>
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ коэффициент инфляции, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2009 г. № 545 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ № 914 от 21.12.2007 года «Об индексации в 2008-2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» составляет 1,13.
Ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью в этот период должна составлять <данные изъяты> руб.
Подлежало выплате –<данные изъяты>
Фактически выплачено - <данные изъяты>
Недоплата – <данные изъяты>
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - индексация исходя из уровня инфляции, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2009 г. № 1024 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ № 914 от 21.12.2007 года «Об индексации в 2008-2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» составляет 1,1.
Ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью в этот период должна составлять – <данные изъяты>
Подлежало выплате –<данные изъяты>
Фактически выплачено- <данные изъяты>
Недоплата – <данные изъяты>
Таким образом, недополученная сумма возмещения вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>
Учитывая изложенное и руководствуясь Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ), постановлением Пленума Верховного суда РФ № 7 от 05.04.2005 года (в редакции постановления Пленума ВС РФ № 23 от 11.05.2007 года), постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002г. № 11-П, частями 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона« О судебной системе Российской Федерации», ч.2 ст.61 ГПК РФ, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Алдобаева В.П. к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края удовлетворить в части.
Восстановить право Алдобаева В.П. на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, исчисленной исходя из заработка согласно решению Кочубеевского районного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ, применив индексацию в соответствии с изменением законодательства Российской Федерации.
Обязать Управление труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района назначить к выплате с ДД.ММ.ГГГГ Алдобаеву В.П ежемесячную сумму в возмещение вреда, причиненного здоровью, в размере <данные изъяты> с последующей индексацией в установленном законом порядке.
Взыскать с Управления труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края в пользу Алдобаева В.П. за счет средств федерального бюджета, задолженность ежемесячных сумм возмещения вреда, причиненного здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом индексации, единовременно в размере <данные изъяты>
В иске Алдобаева В.П. к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края о взыскании единовременно за счет средств федерального бюджета, недополученной суммы возмещения вреда здоровью в размере <данные изъяты> отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд в течение 10 дней.
Судья В.В. Сокольникова
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(резолютивная часть)
17 марта 2011 года с. Кочубеевское
Судья Кочубеевского районного суда Ставропольского края Сокольникова В.В.,
с участием:
представителя истца Криницына А.И.,
представителя ответчика Долиной И.В.,
помощника прокурора Кочубеевского района
Ставропольского края Столяр М.В.,
при секретаре Нищеретовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Алдобаева В.П. к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края о перерасчете ежемесячно выплачиваемой суммы возмещения вреда здоровью и взыскании недополученных сумм в возмещение вреда здоровью,
руководствуясь Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ), постановлением Пленума Верховного суда РФ № 7 от 05.04.2005 года (в редакции постановления Пленума ВС РФ № 23 от 11.05.2007 года), постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002г. № 11-П, частями 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона« О судебной системе Российской Федерации», ч.2 ст.61 ГПК РФ, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Алдобаева В.П. к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края удовлетворить в части.
Восстановить право Алдобаева В.П. на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, исчисленной исходя из заработка согласно решению Кочубеевского районного суда Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ, применив индексацию в соответствии с изменением законодательства Российской Федерации.
Обязать Управление труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района назначить к выплате с ДД.ММ.ГГГГ Алдобаеву В.П ежемесячную сумму в возмещение вреда, причиненного здоровью, в размере <данные изъяты> с последующей индексацией в установленном законом порядке.
Взыскать с Управления труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края в пользу Алдобаева В.П. за счет средств федерального бюджета, задолженность ежемесячных сумм возмещения вреда, причиненного здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом индексации, единовременно в размере <данные изъяты>
В иске Алдобаева В.П. к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края о взыскании единовременно за счет средств федерального бюджета, недополученной суммы возмещения вреда здоровью в размере <данные изъяты> отказать.
С мотивированным решением лица, участвующие в деле, могут ознакомиться ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд в течение 10 дней.
Судья В.В. Сокольникова