Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Кочубеевское 14 апреля 2011 года
Судья Кочубеевского районного суда Ставропольского края Макаренко Е.В.,
с участием: истца Казалиевой Л. М., представителя истца Казалиевой Л. М. – Кравцовой О. В.,
представителя ответчика ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» - Дубовицкой О. В.,
при секретаре Ахба Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Казалиевой Л.М. к ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» о признании введения режима ограничения поставки коммунальных услуг незаконным, возложении обязанности возобновить электроснабжение,
У С Т А Н О В И Л:
Казалиева Л. М. обратилась в суд с иском к ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» о признании введения режима ограничения поставки коммунальных услуг незаконным, возложении обязанности возобновить электроснабжение в котором указала, что она является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: РФ, <адрес>, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ в указанном жилом помещении был введен режим ограничения потребления электрической энергии ввиду отсутствия оплаты за потребленную электрическую энергию.
Согласно акта без номера от ДД.ММ.ГГГГ, составленному ФИО1, последний осмотрел прибор учета по адресу: <адрес> (хотя она проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес>), прибор был снят в присутствии свидетелей, однако ДД.ММ.ГГГГ она находилась дома и ее никто не приглашал для участия в осмотре. Указанный акт подписан ФИО1 и Линниковым. Согласно акта Линников И.А. в присутствии Казалиевой Л.М. (однако она не присутствовала, подпись ее отсутствует) произвел замену прибора учета по причине истечения межповерочного интервала.
Согласно акта от ДД.ММ.ГГГГ, составленному ФИО1, последний осмотрел прибор учета по адресу: Западный, <адрес> ей было сообщено, что приостановлена подача электрической энергии из-за задолженности, которая составила на ДД.ММ.ГГГГ 8599 кВТ. Указанный акт был подписан ФИО1 При этом подписи Коляда А.В. в обоих актах существенно отличаются друг от друга.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с письменными заявлениями, в которых просила письменно ей сообщить на каком основании без предупреждения была приостановлена подача электроэнергии в ее квартиру и выдать ей копии журналов проверок с 2006 г и по 2010 г.
На ее заявления был получен ответ, в котором ответчик сообщил ей о том, что в ее жилом помещении введен режим ограничения потребления электрической энергии ввиду отсутствия оплаты за потребленную электрическую энергию с ДД.ММ.ГГГГ и имеющейся задолженности по лицевому счету, зарегистрированному на ее имя, в количестве 8599 кВт на сумму 16940,03 рублей (согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно ч. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно п. 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 307, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
Однако, с 2006 года и по настоящее время она никаких платежных документов от ответчика не получала, что является нарушением права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемой услуге. Оплату она производила после получений сведений от контролера, который ей сообщил, что задолженности нет.
В соответствии с п. 49 указанных Правил исполнитель обязан: е) при наличии коллективных (общедомовых) приборов учета ежемесячно, в течение последней недели месяца, снимать их показания и заносить в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета. По требованию потребителя в течение одного рабочего дня, следующего за днем обращения, предоставить потребителю указанный журнал;
р) производить по требованию потребителя сверку платы за коммунальные услуги и не позднее 3 рабочих дней выдавать документы, подтверждающие правильность начисления потребителю платежей с учетом соответствия качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям законодательства Российской Федерации, настоящим Правилам и договору, а также правильность начисления установленных федеральными законами и договором неустоек (штрафов, пеней);
п. 50 Правил: г) в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев, осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб;
д) приостанавливать или ограничивать в порядке, установленном разделом
X настоящих Правил, подачу потребителю горячей воды, электрической
энергии и газа.
Согласно п. 79 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307, исполнитель вправе без предварительного уведомления потребителя приостановить предоставление коммунальных услуг в случае:
а) возникновения или угрозы возникновения аварийных ситуаций на
оборудовании или сетях, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и
газоснабжение, а также водоотведение;
б) возникновения стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, а также
при необходимости их локализации и устранения.
Таким образом, в связи с тем, что указанные выше случаи не наступили, то ответчик был не вправе без предварительного уведомления приостановить предоставление коммунальных услуг.
Согласно п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307, исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае:
а) неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Под неполной
оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя
задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг,
превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из
соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов,
действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при
условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного
потребителем с исполнителем, и(или) при невыполнении условий такого
соглашения;
б) проведения планово-предупредительного ремонта и работ по
обслуживанию внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему
имуществу собственников помещений в многоквартирном доме;
в)выявления факта самовольного подключения потребителя к
внутридомовым инженерным системам;
г)получения соответствующего предписания уполномоченных
государственных или муниципальных органов;
д) использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования)
мощностью, превышающей технические характеристики внутридомовых
инженерных систем, указанные в техническом паспорте жилого помещения;
е) неудовлетворительного состояния внутридомовых инженерных систем, за техническое состояние которых потребитель, угрожающего аварией или создающего угрозу жизни и безопасности граждан, удостоверенного подразделением государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации или иным органом, уполномоченным осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем, а также внутриквартирного оборудования установленным требованиям.
Согласно п. 86 Правил действия по приостановлению или ограничению предоставления коммунальных услуг (либо подаче коммунальных ресурсов) не должны приводить:
а) к повреждению общего имущества собственников помещений в
многоквартирном доме, нарушению прав и интересов граждан, пользующихся
другими помещениями в этом многоквартирном доме;
б) к нарушению установленных требований пригодности жилого
помещения для постоянного проживания граждан.
Согласно Главы II (Требования, которым должно отвечать жилое помещение) п. 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01. 2006 г. № 47 (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 N 494) жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).
Таким образом, полагает, что ответчиком был нарушен порядок приостановления подачи электроэнергии, что свидетельствует о незаконности ограничения поставки коммунальных услуг.
На основании изложенного, просит признать введение ответчиком режима ограничения поставки электроэнергии в жилое помещение, расположенное по адресу: РФ, <адрес>, незаконным. Обязать ответчика возобновить подачу электроэнергии в жилое помещение, расположенное по адресу: РФ, <адрес>.
В судебном заседании истица Казалиева Л. М., ее представитель Кравцова О. В. поддержали заявленные требования и просили их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Дубовицкая О. В. возражала против удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно представленному Истицей свидетельству о государственной регистрации права, она является собственником квартиры по адресу: <адрес>, соответственно несет бремя содержания принадлежащего ей имущества (ст. 210 ГК РФ, ст. 30 ЖК РФ).
Истица использовала электрическую энергию для бытовых нужд, соответственно к правоотношениям сторон применяются условия договора энергоснабжения, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, в соответствии со ст. 539 которого:
1. По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
2. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
3. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети (п. 1 ст. 540 ГК РФ).
Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (п. 1 ст. 541 ГКРФ)
Ст. 544 ГК РФ гласит:
1. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
2. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно п. 7 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее - Правила) при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги (подп. «з» п. 52 Правил). Доводы Истицы о нарушении ее прав как потребителя, в связи с не получением платежных документов, являются не состоятельными так как являясь собственником вышеуказанной квартиры, Истица использовала электрическую энергию на основании публичного договора энергоснабжения, заключенного непосредственно с ресурсоснабжающей организацией на основании п. 7 Правил, о чем свидетельствует наличие лицевого счета ( №), открытого на ее имя в участке энергосбыта с. Кочубеевское, а также ранее произведенная ею оплата потребленной электроэнергии.
По вопросу применения пункта 7 правил, а также требований к платежному документу (п. 37,38 Правил) имеются разъяснения Министерства регионального развития РФ (письма от 13.02.2007 г. № 2478-РМ/07, от 20.03.2007 г. № 4967-СК/07), на основании который, в случае снабжения электрической энергией жилого помещения Истицы, Ответчик не является исполнителем коммунальных услуг, а ресурсоснабжающей организацией, соответственно и положения п. 49 указанных правил, изложенных в исковом заявлении так же не применяются. Более того не предоставление платежного документа не является основанием для освобождения от оплаты потребленной ею электрической энергии.
На основании вышеизложенного просит в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебном заседании свидетель ФИО7 показала, что Казалиеву Л.М. знает 4 года, они дружат. С марта, как истице отключили свет, она проживает у нее.
18 февраля истица пришла к ней, спросить есть ли у нее свет. Свет был, она подумала, что это что-то чинят на лимонадном заводе. Казалиева Л.М.ушла, а потом пришла с актом. Говорит: «Оказывается нам счетчики поменяли, потому и не было света, вот акт соседка принесла». Акт у нее был без номера, составляли акт в ее отсутствие, никто не предупреждал. С этого дня она у нее и живет.
Свидетель ФИО8 суду показала, что Казалиеву Л.М. знает с 90-х годов, проживают в одном доме. Когда Казалиевой отключили свет ее не было дома, акт принесла ей соседка Миронова. В доме у Казалиевой есть небольшая энергосберегающая лампочка, кипятильник маленький, печка небольшая варочная, очень редко включает печку для отапливания, на ночь всегда отключала, другого оборудования у нее нет, очень сильно удивилась, когда увидела в акте сумму в 8000 рублей. Живет Казалиева к квартире не постоянно, а только в летнее время, приехала в конце марта прошлого года, задержалась из-за судебного процесса.
В судебном заседании свидетель ФИО1 пояснил, что работает контролером ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» на участке энергосбыта в с. Кочубеевском. Почему не были пронумерованы акты замены прибора учета пояснить не может. Вводил режим ограничения энергоснабжения Казалиевой Л.М. вместе с электоромонтером Линниковым на основе письменного распоряжения начальства. Акт составил без участия Казалиевой, так как ее на тот момент не было дома. Акт передали ее соседке Мироновой.
В судебном заседании свидетель ФИО9, пояснил, что Казалиеву Л.М. знает, она проживает на участке, который он контролировал ранее, когда был контролером. Акт о пломбировании электросчетчика не является актом строгой отчетности, поэтому эти акты не всегда нумеруются. Действует на основании Постановления Правительства РФ № 307 о порядке предоставления коммунальных услуг, а также на основании распоряжений начальства. В графе «с участием абонента» в акте замены прибора учета указано участие Казалиевой Л.М., хотя она не присутствовала при его составлении для отчетности, так как она является владелицей лицевого счета абонента, не подписан акт ею, потому что она действительно не присутствовала при составлении акта.
Выслушав стороны, допросив свидетелей, изучив материалы дела суд считает необходимым исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.
Судом установлено, что Казалиева Л. М. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: РФ, <адрес>, в котором, согласно акта от ДД.ММ.ГГГГ был введен режим ограничения потребления электрической энергии ввиду отсутствия оплаты за потребленную электрическую энергию.
При этом Казалиева Л. М. о предстоящем введении режима ограничения потребления электрической энергии не знала и не предупреждалась, что подтверждается показаниями свидетелей ФИО7, ФИО8, ФИО1, ФИО9
При этом согласно ответа от 17.03.2011г. № 22 и. о. начальника участка электросети с. Кочубеевское ФГУП СК «Ставрополькомуннэлектро» режим ограничения потребления электрической энергии абонента Казалиевой Л. М. введен на основании Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307, Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 года N 530.
Согласно ч. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (п. 1 ст. 541 ГК РФ).
Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с п. 2 ст. 543 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник помещения является абонентом (потребителем), а соответствующая ресурсоснабжающая организация - энергоснабжающей организацией. Пунктом 4 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что "к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное". Указанной нормой Гражданского кодекса Российской Федерации установлен приоритет норм иных федеральных законов или иных правовых актов при регулировании отношений ресурсоснабжения. Таким образом, на отношения ресурсоснабжения распространяется действие Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307.
Согласно п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307, исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае:
а) неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Под неполной
оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя
задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг,
превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из
соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов,
действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при
условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного
потребителем с исполнителем, и(или) при невыполнении условий такого
соглашения.
Согласно п. 79 Правил исполнитель вправе без предварительного уведомления потребителя приостановить предоставление коммунальных услуг в случае:
а) возникновения или угрозы возникновения аварийных ситуаций на оборудовании или сетях, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение;
б) возникновения стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения.
Как установлено судом и не отрицается сторонами участком электросети с. Кочубеевское ФГУП СК «Ставрополькомуннэлектро» режим ограничения потребления электрической энергии абонента Казалиевой Л. М. введен из – за наличия задолженности у Казалиевой Л. М. за потребленную электроэнергию по данным учета ФГУП СК «Ставрополькомуннэлектро» и введение режима ограничения потребления электрической энергии абонента Казалиевой Л. М. было осуществлено с нарушением п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, согласно которым исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.
На основании изложенного суд считает необходимым исковые требования удовлетворить.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Казалиевой Л.М. к ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» о признании введения режима ограничения поставки коммунальных услуг незаконным, возложении обязанности возобновить электроснабжение – удовлетворить.
Признать незаконным введение режима ограничения поставки электроэнергии в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Обязать ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» возобновить подачу электроэнергии в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд в течение 10 суток.
Судья Кочубеевского районного суда Е.В. Макаренко