РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 апреля 2011 года с.Кочубеевское
Кочубеевский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Щербакова С.А. при секретаре Жихаревой Е.А.
с участием:
помощника прокурора Кочубеевского района Ставропольского края Татаровой И.Б.
представителя истца Свечкарь Н.И. - Криницына А.И., действующего на основании доверенности от 27.01.2011 года
ответчика - представителя управления труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края Долиной И.В., действующей на основании доверенности от 11 января 2011 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Свечкарь Н.И. к управлению труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района о перерасчете размера денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, в связи с изменениями обстоятельств, влияющих на определение размера платежей,
УСТАНОВИЛ:
Свечкарь Н.И. обратился в суд с исковым заявлением к управлению труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края о взыскании в его пользу инфляционных убытков по недополученным суммам денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за счет средств федерального бюджета за период с 01 июля 2000 года по 31 марта 2008 года в размере 94029,02 руб.
В судебном заседании представитель истца Свечкарь Н.И. - Криницын А.И. уточнил исковые требования Свечкарь А.Н. и пояснил, что истец выполнял правительственное задание по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Свечкарь Н.И. назначена и выплачивается ежемесячная компенсация в возмещение вреда здоровью вследствие чернобыльской катастрофы и иные выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” с изменениями и дополнениями. Полагая, что положенные выплаты в соответствии с вышеназванным Законом, выплачивались в заниженном размере, истец в 2008 году предъявил к ответчику: Управлению труда и социальной защиты населения города Невинномысска исковые требования о перерасчете выплачиваемых сумм – ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и решением Невинномысского городского суда от 26 мая 2008 года исковые требования истца удовлетворены были в полном объеме, а именно: перерасчитана в сторону увеличения ежемесячная сумма денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и взыскана недополученная истцом сумма денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 61 796,54 рублей, сложившаяся из сумм погодичной недоплаты за период с 01.07.2000 года по 31.03 2008 года: 2000 год — 582,06 рублей; ( подлежало выплате 1 583,94 руб., фактически выплачено 1 001,88 руб.) с 01.07.2000 года; 2001 год - 2 399,28 рублей; ( подлежало выплате 4 799,28 руб., фактически выплачено 2 400,00 руб.); 2002 год - 5 672,40 рублей; ( подлежало выплате 8 072,40 руб., фактически выплачено 2 400,00 руб.); 2003 год - 7 464,48 рублей ( подлежало выплате 9 864,48 руб., фактически выплачено 2 400,00 руб.); 2004 год - 9 246,14 рублей; ( подлежало выплате 11 788,08 руб., фактически выплачено 2 541,94 руб.); 2005 год - 10 154,40 рублей ( подлежало выплате 13 084,80 руб., фактически выплачено 2 930,40 руб.); 2006 год - 11 068,32 рублей ( подлежало выплате 14 262,48 руб., фактически выплачено 3 194.16 руб.); 2007 год- 11 954,04 рублей; ( подлежало выплате 15 403,68 руб., фактически выплачено 3 449,64 руб.); 2008 год- 3 255,42 рублей ( подлежало выплате 4 178,19руб., фактически выплачено 922,77 руб.) - по 31.03 2008 года. В тех случаях, когда судами общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел будет установлено, что применение введенного оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), им надлежит исходить из необходимости применения за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года благоприятного для получателей указанных выплат критерия их индексации». Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что вред причиненный гражданам вследствие чернобыльской катастрофы, исходя из его масштабов и числа пострадавших, является реально невосполнимым и не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством, а следовательно, государство, приняв на себя обязанность по возмещению такого вреда путем предоставления денежных и других материальных компенсаций, доплат к социальным выплатам и льгот, должно стремиться к возможно более полному его возмещению; кроме того, данная обязанность государства обусловлена и фактической невозможностью возмещения такого вреда в обычном судебном порядке, которое должно было бы обеспечивать потерпевшим полное восстановление их нарушенных прав. Из приведенных правовых позиций, выраженных Конституционным Судом РФ в Постановлениях от 01.12.1997 года № 18-П и от 19.06.2002 года № 11-П, следует, что возмещение вреда, причиненного гражданам вследствие чернобыльской катастрофы, осуществляется путем специального правового регулирования в целях создания - на основе принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств — компенсационного механизма, предусматривающего предоставления мер социальной защиты как в денежной, так и в натуральной форме (материальные компенсации, льготы и др.). Такая система социальной защиты предусмотрена Законом РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” с изменениями и дополнениями и включает в себя различные виды денежных выплат: ежемесячную денежную выплату, компенсации за вред здоровью, на оздоровление, на приобретение продовольственных товаров и др. Согласно пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2005 года № 7, который указал: «Учитывая, что задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требование об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации». Следовательно, недополученные суммы ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01 июля 2000 года по 31 марта 2008 года подлежат индексации в связи с их несвоевременной выплатой.
Индекс потребительских цен в марте 2008 года по отношению к июлю 2000 года, исчисленный согласно справкам территориального органа федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю от 05.03.2007 г. № 09-23/165, от 06.10.2008 г. № 09-23/717 и от 07.09.2009 г. № 09-23/490, от 24.09.2010 г. № 09-23/510, составляет 2,76 % (рост цен в 276 раза).
1, 081 ( с июля 2000 г по 31.12.2000 г. ) * 1,198 ( весь 2001 год ) *1,162 (весь 2002 г.) * 1,129 (весь 2003 г.) * 1,139 (весь 2004 г.) * 1,105 (весь 2005 г.) * 1,083 ( весь 2006 г.) * 1,125 (весь 2007 г.) * 1,061 ( с 01.01.2008г. по 31.03.2008 г.) = 2,764
Индекс недоплаченных сумм за 2000 г. 1,081* 1,198* 1,162*1,129*1,139*1,105 * 1,083 * 1,125*1,061 = 2,764
Индекс недоплаченных сумм за 2001 г. 1,198* 1,162*1,129*1,139*1,105 * 1,083 * 1,125*1,061 = 2,557
Индекс недоплаченных сумм за 2002 г. 1,162*1,129*1,139*1,105 * 1,083 * 1,125*1,061 = 2,134
Индекс недоплаченных сумм за 2003 г. 1,129*1,139*1,105 * 1,083 * 1,125*1,061 = 1,837
Индекс недоплаченных сумм за 2004 г. 1,139*1,105 *1,083 * 1,125*1,061 = 1,627
Индекс недоплаченных сумм за 2005 г. 1,105 * 1,083 * 1,125*1,061 = 1,428
Индекс недоплаченных сумм за 2006 г. 1,083 *1,125*1,061 =1,293
Индекс недополученных сумм за 2007 г. 1,125*1,061 =1,194
Индекс недоплаченных сумм за 2008 г. 1,061 = 1,061
2000 год – 582,06 руб. * 2,764 = 1608,81 рублей
2001 год – 2399,28 руб. * 2,557 = 6134,96 рублей
2002 год —5672,40 руб. * 2,134 = 12104,90 рублей
2003 год —7464,48 руб. * 1, 837 = 13712,25 рублей
2004 год- 9246,14 руб..* 1,627 = 15, 043,47 рублей
2005 год —10154,40 руб.* 1,428 = 14500,48 рублей
2006 год —11 068,32 руб. * 1,293 = 14311,38 рублей
2007 год – 11 954,04 руб. * 1,194 = 14 273,12 рублей
2008 год —3255,42 руб. *1,061 = 3 454,00 рублей
Согласно приведенного расчета по индексации недополученных ежемесячных сумм - компенсаций на приобретение продовольственных товаров в связи с их несвоевременной выплатой, сумма инфляционных убытков составляет 95143,37 рублей. Просит суд взыскать с управления труда и социальной защиты населения Кочубеевского муниципального района в пользу Свечкарь Н.И. инфляционные убытки по взысканным Невинномысским городским судом недополученных сумм денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за счет средств федерального бюджета за период с 01 июля 2000 года по 31 марта 2008 года в размере 95143,37 руб., а также взыскать с ответчика в пользу Свечкарь Н.И. моральный вред в сумме 150000 рублей.
В судебном заседании ответчик - представитель управления труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района Долина И.В. исковые требования Свечкарь Н.И. не признала, пояснив суду, что Управление труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края с требованиями истца о перерасчете размера ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в связи с изменениями обстоятельств, влияющих на определение размера платежей, не согласно по следующему основанию. Пункт 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 05 апреля 2005 года № 7 гласит: «Учитывая, что задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требование об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено Законом, в том числе в связи с отказом в их индексации». На сегодняшний момент выплата суммы компенсации производится в размере, установленном решением Невинномысского городского суда по иску самого истца, но и по этим выплатам не существует задолженности, а также отказа в индексации указанных выплат не было, более того индексация своевременно производится в соответствии с действующим законодательством. Просит суд отказать Свечкарь Н.И. в удовлетворении его исковых требований в полном объеме.
Выслушав представителя истца, представителя УТиСЗН администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края Долину И.В., заключение прокурора, полагавшегося по данному вопросу на усмотрение суда, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Свечкарь Н.И. подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ст.ст.12, 38 и 56 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых, суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в их совокупности (ст.ст. 55 и 67 ГПК РФ).
Способом защиты гражданских прав в соответствии со ст.12 ГК РФ является восстановление положения, существовавшего до нарушения права.
В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение ущерба, причиненного его здоровью экологическими правонарушениями.
В соответствии с ч.1 ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15.05.1991 г., к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся: 1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; (в ред. Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ); 2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа: граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
В ч.3 ст.5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 26.04.2004 N 31-ФЗ) установлено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров (как иная денежная компенсация) входит в объем возмещения вреда, причиненный здоровью гражданина вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Право на возмещение вреда включает в себя и право на индексацию всех выплат, входящих в объем возмещения вреда. Индексация - установленный государством механизм увеличения денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен. Цель индексации - поддержание покупательной способности денежных доходов и сбережений граждан. При этом механизм индексации должен отвечать таким критериям, как безусловность, обязательность, регулярность, своевременность, эффективность и стабильность.
В тех случаях, когда судами общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел будет установлено, что применение введенного оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), им надлежит исходить из необходимости применения за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года благоприятного для получателей указанных выплат критерия их индексации».
Судом установлено, что Свечкарь Н.И. выполнял правительственное задание по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и ему назначена и выплачивается ежемесячная компенсация в возмещение вреда здоровью.
Решением Невинномысского городского суда Ставропольского края от 26 мая 2008 года в пользу Свечкарь Н.И. с управления труда и социальной защиты населения г. Невинномысска взысканы, единовременно, за счет средств федерального бюджета недополученные суммы денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 1 июля 2000 года по 31 марта 2008 года в размере 61796, 54 руб., а также с 01 апреля 2008 года ежемесячно, за счет средств федерального бюджета, сумма денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 1392,73 руб. с последующей индексацией в установленном законом порядке (л.д.11-15).
Определением Невинномысского городского суда Ставропольского края от 04 августа 2008 года, разъяснено, что исполнение решения Невинномысского суда от 26 мая 2008 года о взыскании с управления труда и социальной защиты населения г. Невинномысска в пользу Свечкарь Н.И. единовременной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, подлежит УТиСЗН по Кочубеевскому району. Определено взыскать в пользу Свечкарь Н.И. с управления труда и социальной защиты населения по Кочубеевскому району Ставропольского края единовременно, за счет средств федерального бюджета, недополученные суммы денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 1 июля 2000 года по 31 марта 2008 года в размере 61796, 54 руб. и взыскивать с управления труда и социальной защиты населения по Кочубеевскому району Ставропольского края в пользу Свечкарь Н.И. с 01 апреля 2008 года ежемесячно, за счет средств федерального бюджета, сумму денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 1392,73 руб. с последующей индексацией в установленном законом порядке (л.д.16-17).
В силу ч.2 ст.61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Более того, согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Эти требования, основанные на положениях статей (часть1),2,10,18,46(часть1) и 118 Конституции Российской Федерации, корреспондируют статье 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, провозгласившего обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты, а также пункту 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в его интерпретации Европейским Судом по правам человека, который в ряде своих решений указывал, что право на судебную защиту стало бы иллюзорным, если бы правовая система государства позволяла, чтобы окончательное, обязательное судебное решение оставалось недействующим в ущерб одной из сторон; исполнение же решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как неотъемлемая часть «суда» (Постановления от 19 марта 1997 года по делу «Хорнсби против Греции), от 7 мая 2002 года по делу «Бурдов против России и др.)
Кроме того, как указал в своем Постановлении Конституционный Суд РФ от 19 июня 2002 г. №11-П возмещение вреда здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может отождествляться с какими-либо обязательными социальными выплатами, включая выплаты по обязательному социальному страхованию, поскольку особенности такого возмещения обусловлены конституционно- правовой природой соответствующих отношений, включая их длящийся характер, чем предопределяется правовой статус указанных граждан. Принимая на себя ответственность по возмещению вреда, государство обязано руководствоваться вытекающими из статей 2,19 и 42 Конституции РФ требованиями, в основе которых лежит признание в качестве конституционной ценности жизни и здоровья, имеющих равное, одинаковое значение для всех граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы.
В соответствии со ст.208 ГК РФ, исковая давность не распространяется на: требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом; требования вкладчиков к банку о выдаче вкладов; требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина.
Однако, требования, предъявленные по истечению трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествующие предъявлению иска; требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.
В статье 58 Федерального закона от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ “Об использовании атомной энергии” (с изменениями от 10 февраля 1997 года, 10 июля, 30 декабря 2001 года, 28 марта 2002 года, 11 ноября 2003 года) указано: «на требования о возмещении убытков и вреда, причиненных радиационным воздействием жизни и здоровью граждан, исковая давность не распространяется». В данной статье нет ограничений, которые указаны в п.3 статьи 208 ГК РФ, по удовлетворению таких требований за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска.
То обстоятельство, что нормы Федерального закона от 21.11.1995 года № 170-ФЗ “Об использовании атомной энергии” полностью распространяются на лиц, пострадавших от радиационного воздействия вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, доказывается тем, что Федеральный закон от 21.11.1995 года № 170-ФЗ “об использовании атомной энергии” применялся Конституционным Судом РФ при проверке конституционности ряда положений «чернобыльского» законодательства.
Положения статьи 208 ГК Российской Федерации во взаимосвязи с положениями Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не препятствуют взысканию за прошлое время без ограничения каким-либо сроком своевременно не полученных пострадавшими лицами сумм возмещения вреда, причиненного их жизни или здоровью при исполнении ими обязанностей по трудовому договору, а также причиненного вследствие чернобыльской катастрофы по вине органов, обязанных осуществлять такие выплаты.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" конституционно-правовой смысл положений статьи 208 ГК Российской Федерации, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении на основе правовых позиций, изложенных им в сохраняющих свою силу решениях, является общеобязательным.
В соответствии со ст.1091 ГК РФ, суммы выплачиваемого гражданам возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, при повышении стоимости жизни подлежат индексации в установленном законом порядке.
Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что вред причиненный гражданам вследствие чернобыльской катастрофы, исходя из его масштабов и числа пострадавших, является реально невосполнимым и не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством, а следовательно, государство, приняв на себя обязанность по возмещению такого вреда путем предоставления денежных и других материальных компенсаций, доплат к социальным выплатам и льгот, должно стремиться к возможно более полному его возмещению; кроме того, данная обязанность государства обусловлена и фактической невозможностью возмещения такого вреда в обычном судебном порядке, которое должно было бы обеспечивать потерпевшим полное восстановление их нарушенных прав.
Из приведенных правовых позиций, выраженных Конституционным Судом РФ в Постановлениях от 01.12.1997 года № 18-П и от 19.06.2002 года № 11-П, следует, что возмещение вреда, причиненного гражданам вследствие чернобыльской катастрофы, осуществляется путем специального правового регулирования в целях создания - на основе принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств — компенсационного механизма, предусматривающего предоставления мер социальной защиты как в денежной, так и в натуральной форме ( материальные компенсации, льготы и др.). Такая система социальной защиты предусмотрена Законом РФ “О социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” с изменениями и дополнениями и включает в себя различные виды денежных выплат: ежемесячную денежную выплату, компенсации за вред здоровью, на оздоровление, на приобретение продовольственных товаров и др.
Следовательно, в связи с повышением стоимости жизни, суммы задолженности в возмещение вреда здоровью - ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров должны быть проиндексированы с учетом коэффициентов уровня инфляции, который неоднократно повышался в течение расчетного периода.
Таким образом, недополученные истцом суммы ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01.07.2002 года по 31.03.2008 года подлежат индексации в связи с их несвоевременной выплатой.
С 01.07.2000 года - 582,06 рублей (подлежало выплате 1 583,94 руб. – фактически выплачено 1 001,88 руб.);
2001 год - 2 399,28 рублей (подлежало выплате 4 799,28 руб. - фактически выплачено 2 400,00 руб.);
2002 год - 5 672,40 рублей (подлежало выплате 8 072,40 руб. - фактически выплачено 2 400,00 руб.);
2003 год - 7 464,48 рублей (подлежало выплате 9 864,48 руб. - фактически выплачено 2 400,00 руб.);
2004 год - 9 246,14 рублей (подлежало выплате 11 788,08 руб. – фактически выплачено 2 541,94 руб.);
2005 год - 10 154,40 рублей (подлежало выплате 13 084,80 руб. – фактически выплачено 2 930,40 руб.);
2006 год - 11 068,32 рублей (подлежало выплате 14 262,48 руб. – фактически выплачено 3 194.16 руб.);
2007 год - 11 954,04 рублей (подлежало выплате 15 403,68 руб. – фактически выплачено 3 449,64 руб.);
2008 год по 31.03.2008 год - 3 255,42 рублей (подлежало выплате 4 178,19руб. - фактически выплачено 922,77 руб.).
Индекс потребительских цен в марте 2008 года по отношению к июлю 2000 года, исчисленный согласно справкам Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю от 05.03.2007 г. № 09-23/165, от 06.10.2008 г. № 09-23/717 и от 07.09.2009 г. № 09-23/490, от 24.09.2010 г. № 09-23/510, составляет 2,76 % (рост цен в 276 раза).
1, 081 (с июля 2000 года по 31.12.2000 года ) * 1,198 ( весь 2001 год ) *1,162 (весь 2002 год) * 1,129 (весь 2003 год) * 1,139 (весь 2004 год) * 1,105 (весь 2005 год) * 1,083 ( весь 2006 год) * 1,125 (весь 2007 год) * 1,061 (с 01.01.2008 года по 31.03.2008 года) = 2,764
Индекс недоплаченных сумм за 2000 год - 1,081*1,198* 1,162*1,129*1,139*1,105 * 1,083 * 1,125*1,061 = 2,764
Индекс недоплаченных сумм за 2001 год - 1,198* 1,162*1,129*1,139*1,105 * 1,083 * 1,125*1,061 = 2,557
Индекс недоплаченных сумм за 2002 год- 1,162*1,129*1,139*1,105 * 1,083 * 1,125*1,061 = 2,134
Индекс недоплаченных сумм за 2003 год - 1,129*1,139*1,105*1,083 * 1,125*1,061 = 1,837
Индекс недоплаченных сумм за 2004 год - 1,139*1,105 *1,083 * 1,125*1,061 = 1,627
Индекс недоплаченных сумм за 2005 год - 1,105 * 1,083 * 1,125*1,061 = 1,428
Индекс недоплаченных сумм за 2006 год - 1,083 *1,125*1,061 = 1,293
Индекс недополученных сумм за 2007 год - 1,125*1,061 =1,194
Индекс недоплаченных сумм за 2008 год - 1,061 = 1,061
Сумма недоплаты по индексации недополученных ежемесячных сумм - компенсаций на приобретение продовольственных товаров составляет 95143, 37 рублей из которых:
за 2000 год – 582,06 руб. * 2,764 = 1608,81 рублей
за 2001 год – 2399,28 руб. * 2,557 = 6134,96 рублей
за 2002 год —5672,40 руб. * 2,134 = 12104,90 рублей
за 2003 год —7464,48 руб. * 1, 837 = 13712, 25 рублей
за 2004 год- 9246,14 руб..* 1,627 = 15043,47
за 2005 год —10154,4056 руб.* 1,428 = 14500,48 рублей
за 2006 год —11 068,32 руб. * 1,293 = 14311,38 рублей
за 2007 год – 11 954,04 руб. * 1,194 = 14 273,12 рублей
за 2008 год —3255,42 руб. *1,061 = 3 454,00 рублей.
Удовлетворяя исковые требования Свечкарь Н.И. о взыскании инфляционных убытков по недополученным суммам денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, суд исходит из того, что вред, причиненный гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших в момент катастрофы на Чернобыльской АЭС, как относящийся к вреду реально невосполнимому и неисчисляемому, подлежит, возможно, более полному по объему возмещению, которое с учетом специфики обстоятельств причинения такого вреда осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Положениями части 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ) предусмотрен механизм антиинфляционной защиты сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предполагающий регулярность и стабильность индексации этих выплат.
В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 35 от 14 декабря 2000 г. "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2005 г. N 7 и от 11 мая 2007 г. N 23, также указано, что задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, поэтому суд вправе удовлетворить его требования об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации.
Учитывая то, что ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью, подлежащие выплате Свечкарь Н.И. не были выплачены своевременно и в полном объеме, недоплаченная сумма в силу инфляционных процессов утратила свою покупательную способность, что привело к нарушению гарантированного законодателем права на полное и своевременное возмещение вреда, причиненного здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и причинению истцу имущественного вреда (убытков).
В связи с этим требования Свечкарь Н.И. об индексации сумм задолженности в целях полного возмещения убытков, причиненных ему несвоевременной выплатой, обоснованны и подлежат удовлетворению.
Расчет инфляционных убытков ответчиком не оспаривался. Также, ответчиком не были представлены суду доказательства, опровергающие доводы представителя истца.
Обоснованность требований истца также подтверждается письменными материалами дела: копией паспорта, копией удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, копией справки управления труда и социальной защиты населения г. Невинномысска, копией решения Невинномысского городского суда от 26 мая 2008 года, копией определения Невинномысского городского суда от 04 августа 2008 года, копией архивной справки штаба Московского военного округа, копией сведений Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по СК.
Кроме того, представитель истца Свечкарь Н.И. – Криницын А. И. заявил требование о возмещении с ответчика в пользу Свечкарь Н.И. морального вреда, который он оценивает в 150 000 рублей.
В соответствии с Постановлением ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 20 декабря 1994 г. N 10 «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОМПЕНСАЦИИ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА» (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.96 N 10, от 15.01.98 N 1, от 06.02.2007 N 6) под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.)…
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях, в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы…
В вышеуказанном постановлении также даны разъяснения о том, что при определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оцениваются судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей лица, которому причинен вред и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Исходя из всех обстоятельств по делу, суд исходит из прямого умысла закона, ст.ст.151, 1099 ГК РФ о том, что обязательства причинителя морального вреда, имеют целью компенсировать неблагоприятное воздействие на личные неимущественные блага, либо здоровье путем денежных выплат.
Согласно ч.2 ст.1101 ГК РФ, размер компенсации определяется судом в зависимости от характера, причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает требования разумности и справедливости.
Однако, суду не были представлены доказательства причинения истцу моральных или нравственных страданий неправомерными действиями ответчика. Кроме того, представитель истца не обосновал, в чем состояли физические или нравственные страдания Свечкарь Н.И.
Таким образом, оснований для установления факта причинения морального вреда истцу виновными действиями ответчика у суда не имеется, следовательно и его исковые требования о взыскании с ответчика морального вреда удовлетворению не подлежат. Кроме того, специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения управления труда и социальной защиты населения к такой ответственности, не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ), постановлением Пленума Верховного суда РФ №7 от 05.04.2005 года, постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 г. №11-П ст.6 Федерального конституционного закона« О судебной системе Российской Федерации», ч.2 ст.1101 ГК РФ, ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Свечкарь Н.И. к управлению труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края о перерасчете размера денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, в связи с изменениями обстоятельств, влияющих на определение размера платежей и взыскании морального вреда - удовлетворить частично.
Взыскать с управления труда и социальной защиты населения Кочубеевского муниципального района Ставропольского края в пользу Свечкарь Н.И. инфляционные убытки по взысканным Невинномысским городским судом от 26 мая 2008 года недополученных сумм денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за счет средств федерального бюджета за период с 01 июля 2000 года по 31 марта 2008 года в размере 95143 рубля 37 копеек.
В остальной части исковых требований, а именно о взыскании морального вреда в сумме 150000 рублей - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд в течение 10 дней.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено судом 03.05.2011 года.
Судья Кочубеевского районного суда С.А.Щербаков