Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 16 июня 2011 года с. Кочубеевское Судья Кочубеевского районного суда Ставропольского края Сокольникова В.В., с участием: помощника прокурора Кочубеевского района Ставропольского края Сафонова А.В., истца – Михаелян (Мелкумян) Л.В., ответчика- представителя администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края – Румянцевой И.Л, по доверенности №23 от 11.01.2011года, при секретаре судебного заседания Нищеретовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кочубеевского районного суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кочубеевского района Ставропольского края в интересах Михаелян (Мелкумян) Л.В. к администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края о признании незаконным бездействия администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края по обеспечению вне очереди жильем Михаелян (Мелкумян) Л.В., относящейся к категории лиц их числа детей, оставшихся без попечения родителей и возложении обязанности на администрацию Кочубеевского муниципального района Ставропольского края обеспечить Михаелян (Мелкумян) Л.В. вне очереди благоустроенным жилым помещением не ниже социальных норм, установленных Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п, у с т а н о в и л: Прокурор Кочубеевского района Ставропольского края обратился в суд в интересах Михаелян (Мелкумян) Л.В. с исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края по обеспечению вне очереди жильем Михаелян (Мелкумян) Л.В., относящейся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей и возложении обязанности на администрацию Кочубеевского муниципального района Ставропольского края обеспечить Михаелян (Мелкумян) Л.В. вне очереди благоустроенным жилым помещением не ниже социальных норм, установленных Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п. В судебном заседании помощник прокурора Кочубеевского района Ставропольского края Сафонов А.В. требования, изложенные в исковом заявлении поддержал, настаивал на их удовлетворении в полном объеме, ссылаясь на то, что Михаелян (Мелкумян) Л.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать – Мелкумян А.А. и отец -Мелкумян В.Г. решением Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 15 мая 2003 года были лишены родительских прав. Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 8 Закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после «окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах ВС РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Истица относится к указанной категории детей, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения из муниципального жилого фонда на основании договора социального найма, не имеет закрепленного за ней пригодного для проживания жилого помещения. Однако в добровольном порядке Михаелян (Мелкумян) Л.В. жильем не обеспечена, со стороны администрации Кочубеевского муниципального района фактических действий по обеспечению жильем Михаелян (Мелкумян) Л.В. не предпринято. Просит признать незаконным бездействие администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края по обеспечению жильем Михаелян (Мелкумян) Л.В., относящейся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей и возложить обязанность на администрацию Кочубеевского муниципального района обеспечить Михаелян (Мелкумян) Л.В. вне очереди в срок до 16 декабря 2011 года благоустроенным жилым помещением не ниже социальных норм, установленных Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п по договору социального найма. Истец Михаелян (Мелкумян) Л.В. в судебном заседании просила удовлетворить исковые требования, пояснив, что в 2003 году ее родители были лишены родительских прав и она вместе с сестрой проживали в семье бабушки Михаелян (Мелкумян) Ф.А. по <адрес> в <адрес>, которая занималась их воспитанием и содержанием, была назначена ее опекуном. Она, как лицо, оставшееся без попечения родителей и имеющее право на внеочередное получение жилого помещения 11.07.2008 году обратилась в администрацию МО с. Кочубеевского по вопросу предоставления жилья по договору социального найма, где была поставлена на очередь. Неоднократно обращалась в отдел образования Кочубеевского муниципального района по указанному вопросу, но ей было разъяснено, что она получит жилое помещение только через несколько лет, после чего обратилась в прокуратуру Кочубеевского района. Ответчик - представитель администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края Румянцева Ю.Л. в судебном заседании исковые требования не признала, указав на то, что в соответствии со статьей 2 постановления Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 года №60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края определено в качестве уполномоченного органа исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Порядком предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок), утвержденным вышеуказанным постановлением, предусмотрено, что субсидия предоставляется органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края однократно по месту постановки ребенка-сироты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году. Кроме того, для получения субсидии дети-сироты или их законные представители представляют в органы местного самоуправления пакет документов, определенный Порядком предоставления денежных средств (субсидий). Из пояснений специалистов органа опеки и попечительства администрации Михаелян (Мелкумян) Л.В. не обращалась в администрацию Кочубеевского муниципального района, ни один т из предусмотренных Порядком документов не предоставляла. Решение о предоставлении субсидии либо об отказе в ее предоставлении принимается органами местного самоуправления в течение 10 рабочих дней. Непредставление документов является основанием для принятия решения об отказе в предоставлении субсидии. О принятом решении органы местного самоуправлении уведомляют ребенка-сироту или его законного представителя в 3-дневный срок. Поскольку документы, предусмотренные Порядком, предоставлены не были, решение администрации Кочубеевского района о предоставлении или отказе в предоставлении субсидии не принималось. Михаелян (Мелкумян) Л.В. поставлена на учет в отдел образования администрации, как совершеннолетняя гражданка из числа детей-сирот, нуждающихся в получении жилого помещения на территории Кочубеевского муниципального района на основании постановления администрации муниципального образования станицы село Кочубеевское Кочубеевского района Ставропольского края от 01.04.2011 года №81. Таким образом, у администрации Кочубеевского муниципального района не возникло основания для совершения определенных действий по предоставлению Михаелян (Мелкумян) Л.В. жилья, т.к. фактически она не обращалась в администрацию Кочубеевского муниципального района за предоставлением субсидии на приобретение жилья и не предоставляла необходимых документов. В 2010 году отделу образования администрации Кочубеевского муниципального района были выделены средства на предоставление субсидий на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей на общую сумму 9140010,00 (девять миллионов сто сорок тысяч десять) рублей. В 2011 году выделено из краевого бюджета 4571150,00 (четыре миллиона пятьсот семьдесят одна тысяча сто пятьдесят рублей), из федерального бюджета 2674140,00 (два миллиона шестьсот семьдесят четыре тысячи сто сорок) рублей. Михаелян (Мелкумян) Л.В. не имеет преимущественного права получения жилого помещения по договору социального найма, поскольку состоит в списке таких же нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот, имеющих с ней равные права под № 24. Таким образом, в бюджет администрации Кочубеевского муниципального района на текущий финансовый год не заложены бюджетные средства для предоставления жилого помещения по договору социального найма ребенку-сироте Михаелян (Мелкумян) Л.В., поскольку финансирование отсутствовало, то отсутствовали и основания предоставления истице жилого помещения. Представитель Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание не явился, но от них поступило заявление с просьбой рассмотреть дело без них с учетом направленных пояснений. На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии представителя Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края. Из письменных пояснений Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края следует, что пунктом 6 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного • самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 статьи 26.3, с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов. В соответствии с Законом Ставропольского края от 31 декабря 2004 г. № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»., органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одним из указанных полномочий является обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 4 указанного Закона, органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий обязаны обеспечить эффективное и рациональное использование материальных ресурсов и финансовых средств, выделенных из бюджета Ставропольского края на осуществление отдельных государственных полномочий. Выделяемые средства распределены между органами местного самоуправления пропорционально фактической потребности. В соответствии с п. 3 Порядка предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждённого постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 г. № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» субсидия предоставляется органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края однократно по месту постановки ребенка-сироты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году. Согласно Приложению 15 к Закону Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2011 год", субвенции, выделяемые из краевого фонда компенсаций местным бюджетам в 20.11 году на реализацию Закона Ставропольского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Кочубеевского муниципальному району Ставропольского края на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения за счёт средств краевого бюджета в 2011 году выделено 4571150 рублей, что подтверждается платежными поручениями № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ В объёме доведённых лимитов бюджетных обязательств органы местного самоуправления заключают муниципальные контракты, иные договоры с физическими и (или) юридическими лицами или представляют субсидии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с п. 7 «Порядка предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утверждённого постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 г. № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в безналичной форме на основании заключенного ими договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю, путем ее перечисления продавцу или застройщику жилья органами местного самоуправления, Статьёй 12 Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 г. № 120-кз предусмотрено, что органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных настоящим Законом отдельных государственных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края и в той мере, в какой указанные полномочия были обеспечены соответствующими органами государственной власти Ставропольского края материальными и финансовыми средствами. Администрацией Кочубеевского муниципального района Ставропольского края не должным образом организована работа по расходованию средств с целью обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся бес попечения родителей. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствие со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых(служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ним отношений, защите семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защите, включая социальное обеспечение; обеспечение права на здоровье, включая медицинскую помощь; обеспечение права на благоприятную окружающую среду; образование. Михаелян (Мелкумян) Л.В. письменно обратилась к прокурору с просьбой о защите ее нарушенного права на внеочередное получения жилья, указав в заявлении на имеющийся у нее статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст. 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты и восстановления нарушенного права. При этом выбор способа защиты нарушенного права принадлежит исключительно истцу. Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право и иными способами, предусмотренным законом. Исходя из положений, предусмотренных ст.ст.254-255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде действия (бездействие) органа местного самоуправления и к действиям (бездействиям), оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся такие действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина. Согласно ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для законности оспариваемых действий (бездействия) органов местного самоуправления возлагаются на орган, который совершили оспариваемые действия (бездействие). В соответствии с п. 1 ст. 40 и п. 1 ст. 45 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Конституционное право на жилище предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную цену из государственного и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40 Конституции РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев. В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Михаелян (Мелкумян) Л.В. после лишения родительских прав ее родителей находилась под опекой Мелкумян Ф.А., проживающей в по <адрес> в <адрес>, где проживала вместе с нею. Михаелян (Мелкумян) Л.В. имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, а потому, в силу закона, имеет право на внеочередное получение жилого помещения из муниципального фонда на основании договора социального найма. 11.07.2008 года Михаелян (Мелкумян) Л.В. обратилась в администрацию муниципального образования с. Кочубеевского и постановлением администрации №67 от 18.07.2008 года поставлена на учет на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма. Михаелян (Мелкумян) Л.В. была включена в список граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете на получение жилых помещений на территории Кочубеевского муниципального района в котором на 01.04.2011 года значится под № 24. В силу ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования. Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (ст.8 ГК РФ). В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают и из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности. Аналогичные положения содержатся и в ЖК РФ (ст. 10). Абзацем 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гарантировано право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилой площади вне очереди. Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. Суд считает, что обеспечение вне очереди жилым помещением истицы, оставшейся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий. Законом Ставропольского края № 120-кз от 31.12.2004 года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями СК по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, в соответствие с которым органы местного самоуправления должны были приобретать жилье по норме предоставления в соответствии с законодательством для передачи в собственность муниципального образования и дальнейшего предоставления его по договору социального найма в пользование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на учет в качестве нуждающихся. Доказательств того, что ответчик надлежащим образом выполнил указанные требования закона Ставропольского края суду не представлено. В соответствии с постановлением Губернатора СК от 23.09.2010 года № 517 «О внесении изменения в п.п. 9.2 Положения о Министерстве строительства и архитектуры СК, утвержденного постановлением губернатора СК от 07.07.2008 года № 530» уполномоченным органом исполнительной власти СК по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Министерство строительства и архитектуры. В судебном заседании установлено и данный факт не отрицается представителем ответчика, что 18.07.2008 года Михаелян (Мелкумян) Л.В. была взята на учет на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма на основании постановления главы муниципального образования с. Кочубеевского № 67. Указанное постановление не обжаловано, не оспорено и имеет юридическую силу. Тем самым, администрация Кочубеевского муниципального района Ставропольского края приняла на себя обязательство обеспечить по договору социального найма указанное лицо благоустроенным жилым помещением вне очереди по месту жительства и предоставление Михаелян (Мелкумян) Л.В. жилого помещения по договору социального найма с учетом количества выделенных на эти цели денежных средств не зависит от номера в списке такой же категории лиц – детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Как следует из ст. 13 и 14 ЖК РФ, к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления в области жилищных отношений не относится определение порядка предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Органы государственной власти субъекта РФ определяют лишь порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 12 ЖК РФ определение порядка предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов государственной власти РФ. Названный порядок определен в ст. 57 ЖК РФ, которая наряду с общим правилом о предоставлении жилья в порядке очередности (ч. 1) содержит специальное правило о предоставлении отдельным категориям граждан жилья вне очереди (ч. 2), а внеочередное предоставление жилья подразумевает, что оно должно предоставляться без всякой очереди. Поэтому установление органом местного самоуправления или даже законодательным органом субъекта РФ очереди для лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, нарушает права таких лиц и противоречит требованиям федерального законодательства, т.к. в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. В такой же мере и разрешение требований о предоставлении детям-сиротам жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий. По закону Ставропольского края № 7 -КЗ от 16 марта 2006 года (в редакции законов 10.11.2008 года №75-кз, от 22.07.2010 года №65-кз) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном общеобразовательном учреждении СК или учреждении социального обслуживания населения СК, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилым помещением по их выбору: либо по договору социального найма, либо в форме предоставления им субсидий, исходя из общей площади жилья 33 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по СК, устанавливаемой Правительством СК. Как следует из приложения 15 к Закону Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2011 год", субвенции, выделяемые из краевого фонда компенсаций местным бюджетам в 2011 году на обеспечение жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Кочубеевскому муниципальному району за счет средств краевого бюджета в 2011 году выделено 4571150 рублей. Доводы представителя ответчика о том, что истица не представила надлежащий пакет документов для получения субсидии суд не может принять во внимание, так как она сделал выбор и денежных средств в форме выдачи субсидии выделить не просила. Как видно, ЖК РФ, закрепив за гражданами, указанными в п.1 и п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ, право на получение жилья вне очереди, не указал о сроке предоставления жилья данным категориям граждан. Отсутствие в ЖК РФ указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, указанным в п.1 и п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ, говорит о том, что жилье должно предоставляться данным гражданам после их обращения в орган местного самоуправления с целью реализации принадлежащего им субъективного права на получение жилья вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку вне очередников), т.к. не терпит отлагательства обеспечением жильем таких лиц из той категории граждан, кому государство обязалось предоставить жилье вне очереди, не упоминая о сроках исполнения принятой на себя обязанности. В связи с этим суд считает не противоречащим закону требование прокурора о предоставлении Михаелян (Мелкумян) Л.В. жилого помещения вне очереди до 16.12.2011 года, т.к. ч.2 ст.57 ЖК РФ, как и другие нормы ГК РФ, не ставит передачу жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и тем более от включения в список вне очередников и порядковый номер в этом списке обратившегося лица. С учетом приведенных обстоятельств и доводов сторон, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению. Руководствуясь п.1 ст.40, п.1 ст.45 Конституции РФ, Федеральным Законом № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 08.04.2002 N 34-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 17.12.2009 N 315-ФЗ), Законом Ставропольского края от 31.12.2004 года №120–кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Законов Ставропольского края от 08.02.2006 N 5-кз, от 20.06.2006 N 37-кз, от 01.03.2007 N 1-кз, от 26.12.2007 N 82-кз, от 11.11.2008 N 79-кз, от 02.06.2009 N 30-кз, от 28.07.2010 N 73-кз, от 04.03.2011 N 17-кз), ст.12 ГК РФ, 57 ЖК РФ, ст.ст.254- 258, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р е ш и л: Признать незаконным бездействие администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края в отношении Михаелян (Мелкумян) Л.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относящейся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по ее внеочередному обеспечению жильем. Обязать администрацию Кочубеевского муниципального района Ставропольского края в срок до 16.12.2011 года предоставить на условиях договора социального найма Михаелян (Мелкумян) Л.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным нормам и правилам, не ниже социальных норм, установленных постановлением Правительства Ставропольского края № 60 от 16.04.2008 года. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд в течение 10 дней. Судья Кочубеевского районного суда В.В. Сокольникова Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации (резолютивная часть) 16 июня 2011 года с. Кочубеевское Судья Кочубеевского районного суда Ставропольского края Сокольникова В.В., с участием: помощника прокурора Кочубеевского района Ставропольского края Сафонова А.В., истца – Михаелян (Мелкумян) Л.В., ответчика- представителя администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края – Румянцевой И.Л, по доверенности №23 от 11.01.2011года, при секретаре судебного заседания Нищеретовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кочубеевского районного суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кочубеевского района Ставропольского края в интересах Михаелян (Мелкумян) Л.В. к администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края о признании незаконным бездействия администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края по обеспечению вне очереди жильем Михаелян (Мелкумян) Л.В., относящейся к категории лиц их числа детей, оставшихся без попечения родителей и возложении обязанности на администрацию Кочубеевского муниципального района Ставропольского края обеспечить Михаелян (Мелкумян) Л.В. вне очереди благоустроенным жилым помещением не ниже социальных норм, установленных Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п, Руководствуясь п.1 ст.40, п.1 ст.45 Конституции РФ, Федеральным Законом № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 08.04.2002 N 34-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 17.12.2009 N 315-ФЗ), Законом Ставропольского края от 31.12.2004 года №120–кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Законов Ставропольского края от 08.02.2006 N 5-кз, от 20.06.2006 N 37-кз, от 01.03.2007 N 1-кз, от 26.12.2007 N 82-кз, от 11.11.2008 N 79-кз, от 02.06.2009 N 30-кз, от 28.07.2010 N 73-кз, от 04.03.2011 N 17-кз), ст.12 ГК РФ, 57 ЖК РФ, ст.ст.254- 258, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р е ш и л: Признать незаконным бездействие администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края в отношении Михаелян (Мелкумян) Л.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относящейся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по ее внеочередному обеспечению жильем. Обязать администрацию Кочубеевского муниципального района Ставропольского края в срок до 16.12.2011 года предоставить на условиях договора социального найма Михаелян (Мелкумян) Л.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным нормам и правилам, не ниже социальных норм, установленных постановлением Правительства Ставропольского края № 60 от 16.04.2008 года. С мотивированным решением лица, участвующие в деле могут ознакомиться 21.06.2011 года Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд в течение 10 дней. Судья Кочубеевского районного суда В.В. Сокольникова