РЕШЕНИЕ с. Кочубеевское 31 мая 2011 года Кочубеевский районный суд Ставропольского края, в составе: председательствующего судьи Виприцкого Н.В., при секретаре Балацкой С.С. рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Мелконян Ю.Е. о признании бездействий ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю незаконными и возложении обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков. УСТАНОВИЛ: Мелконян Ю.Е. обратился в суд с заявлением о признании бездействий ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю незаконными и возложении обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков. В судебном заседании заявитель поддержал своё заявление и просил удовлетворить его требования в полном объеме. В судебном заседании представитель заявителя Мелконян А.Ю. действующий по доверенности показал, что ДД.ММ.ГГГГ его отцом в собственность был приобретен земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. расположенный по адресу <адрес> <адрес> (район «Южного рынка»). Согласно полученному кадастровому паспорту земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость составляет <данные изъяты> рубль. Кроме того, согласно свидетельства о государственной регистрации права <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ему на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу г.<адрес> Кадастровая стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> рублей. Посчитав, что кадастровая стоимость земельных участков явно завышена и нарушает его права, Мелконян Ю.Е. обратился в МУП по оценке имущества «Капитал- сервис» г.Ставрополя с целью определения реальной стоимости земельных участков. Процедурой по оценке установлено, что итоговая величина земельных участков площадью <данные изъяты> кв.м. составляет <данные изъяты> рубля, площадью <данные изъяты> кв.м. составляет <данные изъяты> рубля. С целью установления кадастровой стоимости земельных участков Мелконян Ю.Е. было направлено письмо в ФГУ «ЗКП» по Ставропольскому краю с просьбой внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков с момента возникновения права собственности на землю, а именно с 01 сентября 2010 года. 19 апреля 2011 года Мелконян Ю.Е. был направлен ответ, согласно которому переписка с ним прекращена в связи с тем, что на поставленные вопросы ему уже давался ответ. Ранее он обращался в ФГУ «ЗКП» с просьбой учесть отчеты об определении стоимости земельных участков при проведении следующей государственной оценки земель, а также пояснить почему применен удельный показатель кадастровой стоимости равный 22629.01 руб./кв.м. Были получены ответы, где указано, что данный удельный показатель применен в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 28.12.2006 года № 176 –п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценке земель поселений города – курорта Ессентуки, г. Невинномысска, г. Ставрополя.» На момент проведения государственной кадастровой оценки земель рыночная стоимость земельных участков определена не была, кадастровая стоимость земельных участков установлена без проведения статистического анализа рыночных цен. В мае 2011 года Мелконян Ю.Е. вновь обратился в ФГУ «ЗКП» с повторной просьбой. 13 мая 2011 года им был получен отказ, согласно которого кадастровый отчет в связи с изменением сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости осуществляется без заявления, а только в порядке информационного взаимодействия. В своих заявлениях Мелконян Ю.Е. не оспаривает проведенную ранее оценку и не требует разъяснений, а просит лишь исполнить требования ч.3 ст.66 Земельного кодекса РФ, согласно которого в случае определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Приказом № 34 от 20.02.2008 года Министерства юстиции РФ утверждены формы заявлений о государственном кадастровой учете недвижимого имущества. Так, приложение № 2 данного приказа содержит форму заявления о государственной кадастровом учёте изменений объекта недвижимости. Согласно приказу Минэкономразвития РФ №21 от 18.05.2009 года именно ФГУ «ЗКП» по Ставропольскому краю наделено полномочиями органа кадастрового учета, предусмотренным ФЗ от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в том числе и полномочиями по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости на основании вновь полученных сведений. Изменение сведений осуществляется именно ФГУ «ЗКП» по Ставропольскому краю как органом кадастрового учета. Данная ранее кадастровая стоимость принадлежащих Мелконян Ю.Е. земельных участков является незаконной и не соответствует требованиям ч.3 ст.66 Земельного кодекса РФ. Своим отказом внести изменения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков, нарушаются права и свободы как человека и гражданина, ухудшающие положение Мелконян Ю.Е. как добросовестного налогоплательщика, создаёт препятствия для уплаты земельного налога. Представитель ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю Давыдова С.Ю. действующая на основании доверенности, в судебном заседании не признала требования заявителя, и пояснила, что при рассмотрении дела суду необходимо выяснить имеет ли орган полномочия на принятие решения или совершения действия, соблюден ли порядок принятия решений, в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. имеет разрешенное использование «для использования под автостоянку», земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. имеет разрешенное использование «для проектирования и реконструкции АЗС под автомойку и кафе», что относится к пятому виду функционального использования земель, установленного для государственной кадастровой оценки поселений «земли под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, автозаправочными и газонаполнительными станциями, предприятиями автосервиса». В результате проводимой кадастровой оценки земельные участки были оценены согласно приложению к постановлению Правительства Ставропольского края от 28.12.2006 года № 176 –П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений города – курорта Ессентуки, г. Невинномысска, г. Ставрополя» по пятому виду функционального использования земель, в соответствии с которым удельный показатель кадастровой стоимости равен 22629.01 руб./кв.м. Руководствуясь методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития и торговли РФ от 12 августа 2006 года № 222, кадастровая стоимость земельных участков была определена путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположены земельные участки, на площадь земельного участка. Письма, направленные Мелконян Ю.Е. не являются решениями об отказе в учете изменений сведений ГКН. Согласно п.1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости осуществляется организация проведения государственной кадастровой оценки земель, привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке. Удельные показатели кадастровой стоимости земель служат основой для расчета кадастровой стоимости земель. Методика основана на статистическом анализе рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решения, действие (бездействие) органов государственного власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Статья 255 ГПК РФ предусматривает, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие) в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно статьи 390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч.66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Согласно статьи 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. В судебном заседании установлено, что 24.09.2010 года Мелконян Ю.Е. был приобретен в собственность земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. расположенный по адресу <адрес> <адрес> (район «Южного рынка»). Согласно полученному кадастровому паспорту земельного участка от 01 ноября 2010 года кадастровая стоимость составляет <данные изъяты> рубль. Согласно свидетельства о государственной регистрации права № от 01.09.2010 года ему на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу г.<адрес>. Кадастровая стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> рублей. Посчитав, что кадастровая стоимость земельных участков явно завышена и нарушает его права, Мелконян Ю.Е. были проведены процедуры по оценке рыночной стоимости вышеуказанных земельных участков. Процедурами по оценке установлено, что рыночная стоимость земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. составляет <данные изъяты> рубля, земельного участка площадью <данные изъяты>.м. составляет <данные изъяты> рубля. С целью установления кадастровой стоимости земельных участков Мелконян Ю.Е. обратился в ФГУ «ЗКП» по Ставропольскому краю с просьбой внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков с момента возникновения права собственности на землю, а именно с 01 сентября 2010 года. 19 апреля 2011 года Мелконян Ю.Е. был направлен ответ, согласно которому переписка с ним прекращена в связи с тем, что на поставленные вопросы ему уже давался ответ. В марте 2011 года Мелконян Ю.Е. вновь обратился в ФГУ «ЗКП» с повторной просьбой. 13 мая 2011 года им был получен отказ, где указано, что показатель кадастровой стоимости равный 22629.01 руб./кв.м. был применен в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 28.12.2006 года № 176 –п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценке земель поселений города – курорта Ессентуки, г. Невинномысска, г. Ставрополя.» На момент проведения государственной кадастровой оценки земель рыночная стоимость земельных участков определена не была, кадастровая стоимость земельных участков установлена без проведения статистического анализа рыночных цен. Кадастровая стоимость земельных участков определена по результатам государственной кадастровой оценки земель, которая определена в 2006 году в соответствии с методикой государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной приказом Росземкадастра от 17.10.2002 года № П/337. Для земельных участков применен удельный показатель кадастровой стоимости равный 22629.01 руб./кв.м. в соответствии с постановлением Правительства края от 28.12.2006 года № 176 –п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценке земель поселений города – курорта Ессентуки, г. Невинномысска, г. Ставрополя.» Пункт 1.2 указанной методики установлено, что государственная кадастровая оценка земель поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости. В соответствии с приказом Минэкономразвития России № 150 от 10.05.2007 года приказ Росземкадастра от 17.10.2002 года № П/337 не применяется. Приказом Минэкономразвития России № 39 от 15.02.2007 года утверждены новые методические указания, согласно которым расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель осуществляется в том числе и на основе сбора рыночной информации о земельных участках. Согласно п.5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года № 316, государственная кадастровая оценка земель, в том числе городских и сельских поселений, осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости а также иных методов массовой оценки недвижимости. На момент проведения государственной кадастровой оценки земель рыночная стоимость вышеуказанных земельных участков определена не была, кадастровая стоимость земельных участков установлена без проведения статистического анализа рыночных цен. В отказе Мелконян Ю.Е. ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю указывает, что кадастровый учет в связи с изменением сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости осуществляется без заявления, а только в порядке информационного взаимодействия. Вместе с тем, приказом № 34 от 20.02.2008 года Министерства юстиции РФ утверждены формы заявлений о государственном кадастровой учете недвижимого имущества. Так, приложение № 2 данного приказа содержит форму заявления о государственной кадастровом учёте изменений объекта недвижимости. Согласно приказу Минэкономразвития РФ № 21 от 18.05.2009 года именно ФГУ «ЗКП» по Ставропольскому краю наделено полномочиями органа кадастрового учета, предусмотренным ФЗ от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в том числе и полномочиями по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости на основании вновь полученных сведений. Изменение сведений осуществляется именно ФГУ «ЗКП» по Ставропольскому краю как органом кадастрового учета. Руководствуясь Земельным кодексом РФ, Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», ст.ст 194-199, ст.ст.254-258 ГПК РФ РЕШИЛ: Признать отказы ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю о внесении изменения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами № - незаконными. Обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю внести в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровыми номерами № в размере <данные изъяты> рублей с момента возникновения права собственности на землю с 24.09.2010 года. Обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю внести в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровыми номерами № в размере <данные изъяты> рублей с момента возникновения права собственности на землю с 01.09.2010 года. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой в суд через Кочубеевский районный суд в течение 10 дней. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (резолютивная часть) с. Кочубеевское ДД.ММ.ГГГГ Кочубеевский районный суд Ставропольского края, в составе: председательствующего судьи Виприцкого Н.В., при секретаре Балацкой С.С. рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Мелконян Ю.Е. о признании бездействий ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю незаконными и возложении обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков. Руководствуясь ст. ст.194-199, ст.ст.254-258 ГПК РФ Р Е Ш И Л: Признать отказы ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю о внесении изменения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами № - незаконными. Обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере <данные изъяты> рублей с момента возникновения права собственности на землю с 24.09.2010 года. Обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ставропольскому краю внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере <данные изъяты> рублей с момента возникновения права собственности на землю с 01.09.2010 года. С мотивированным решением стороны вправе ознакомиться 03 июня 2011 года в 10 часов и в течение 10 дней обжаловать его в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд. Судья Кочубеевского районного суда Н.В. Виприцкий