Решение по иску Лоскутовой И.И. от 23.08.2011 года



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Кочубеевское 23 августа 2011 года

Кочубеевский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Макаренко Е.В.,

с участием: истца Лоскутовой И. И.,

представителя ответчика Васиной Н. А.

при секретаре Ахба Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Лоскутовой И.И. к ГУ – Управлению Пенсионного фонда РФ по Кочубеевскому району Ставропольского края о признании отказа ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ по Кочубеевскому району Ставропольского края в назначении досрочной трудовой пенсии необоснованным, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с длительной педагогической деятельностью и о включении в стаж, дающий такое право, периодов осуществления соответствующей деятельности в учреждениях для детей,

У С Т А Н О В И Л:

Лоскутова И. И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ по Кочубеевскому району Ставропольского края о признании отказа ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ по Кочубеевскому району Ставропольского края в назначении досрочной трудовой пенсии необоснованным, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с длительной педагогической деятельностью и о включении в стаж, дающий такое право, периодов осуществления соответствующей деятельности в учреждениях для детей.

В исковом заявлении указала, что она обратилась в территориальный орган ПФР по месту жительства за трудовой пенсией 14.10.2008г. На этот момент она имела требуемую законом продолжительность специального трудового стажа.

Однако ответчик отказал ей в досрочном назначении пенсии. При подсчете
продолжительности специального стажа не были приняты к зачету некоторые периоды ее работы, в результате чего специальный стаж, принятый к зачету составил 8 лет 2 месяца 8 дней.

При подсчете продолжительное специального стажа не были приняты к зачету следующие периоды работы: период работы с 15.09.1984г. по 01.12.1984г. в должности преподавателя в Кочубеевской ДХШ по той причине, что нет документальных подтверждений в трудовой книжки факта работы в данный период, приказы о приеме и увольнении не представлены. Записи в трудовой книжке у нее нет по причине, что она в данной организации она работала по совместительству. Кроме того, факт работы в должности преподавателя в Кочубеевской ДХШ подтверждается представленными архивными справками № 1498 от 02.09.2008г. и № 532 от 20.04.2010г. Тот факт, что приказы о приеме и увольнении ее в Кочубеевской ДХШ не сохранились, и то, что в представленных архивных справках допущено сокращение в наименовании организации не должно противодействовать ей при реализации имеющегося права на досрочную трудовую пенсию. Кроме того, ею была представлена архивная справка из отдела образования Администрации Кочубеевского муниципального района С К № 2170 от 19 сентября 2008г., в которой указано, что она работала учителем черчения и рисования в Балахоновской средней школе с 30 июля 1983г. по 02 декабря 1984г. (приказ №19 от 30 июля 1983года), также по совместительству.

Не был принят к зачету период работы с 18.12.1997г. по 31.12.2000г. в должности преподавателя в Кочубеевской художественной школе, так как сведения имеющиеся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица не подтверждается в соответствии с п.2. ст. 13 ФЗ № 173 -ФЗ.

В соответствии с ФЗ от 1 апреля 1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном ) учете в системе обязательного пенсионного страхования» сведения о трудовом стаже и заработке застрахованных лиц представляются территориальный орган ПФР страхователями.

Тот факт, что страхователь не указал все сведения, необходимые для правильного назначения пенсии (период с 18.12.1997г. по 31.12.2000г.) не может противодействовать ей при реализации имеющегося права на досрочную трудовую пенсию. Кроме того, изменение наименования учреждения в спорный период, где она осуществляла свою педагогическую деятельность, и, проводившиеся с учреждением, преобразования, где она работала, мероприятии по преобразованию не должны препятствовать ей при реализации имеющегося у нее права на досрочную трудовую пенсию.

Также не был принят к зачету период работы с 01.01.2001 по 14.102008г., в должности преподавателя дополнительного образования, в связи с тем, что на 01.01.2001 год не выполнено одно из условий для назначения пенсии, то есть не выработан стаж 16 лет 08 месяцев, в соответствии с п. 12 Правил исчислений периодов, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждений для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 п.2.

Так как названный нормативный акт вступил в силу позднее периода, который ответчик не принял к зачету, считает, что этот период подлежит включению в специальный стаж, независимо от того, когда она обратилась за назначением пенсии.

Согласно действующему в этот период пенсионному законодательству РФ, этот период включался в специальный стаж для досрочного назначения пенсии и условия выработки определенного количества стажа не требовалось.

Не был принят к зачету период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 04.07.1987г. по 28.05.1988г. и с 01.07.1990г. по 28.08.1995г. Данное решение является необоснованным.

В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989года № 667 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501 -1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года, статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от 9 декабря 1971 года), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж работы по специальности.

Кроме того, пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных реализацией гражданами права на трудовые пенсии» предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального законна «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Кроме того, положения Разъяснений Госкомтруда СССР и Секритариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 375/24-11, не могут рассматриваться в отрыве от нормативного регулирования данных правоотношений, установленного в КЗоТ РСФСР и допускавшего до 6 октября 1992г. возможность включения времени дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в специальный стаж работы по специальности, в т.ч. и для случаев назначения пенсии на льготных условиях.

Отказ ответчика в назначении досрочной трудовой пенсии и во включении в специальный стаж оспариваемых периодов работы, означает, по существу, придание обратной силы закону, ухудшающему ее положение, и тем самым отмену права, приобретенного ею в соответствии с ранее действующим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях. Что несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 1 (ч.1), 2,18, 54 (ч.1), 55 (ч,2 и 3) и 57 Конституции Российской Федерации.

На основании изложенного просит суд:

Признать отказ Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Кочубеевскому району в назначении досрочной трудовой пенсии необоснованным. Обязать включить в специальный стаж периоды работы:

с 30.07.1983г. по 02.12.1984г.;

с 03.07.1987г. по 29.05.1988г.;

с 30.06.1990г. по 29.08.1995г.;

с 18.12.1997г. по 31.12.2000г.;

с 01.01.2001г. по 14.10.2008г.

Обязать назначить досрочную трудовую пенсию с момента ее
первоначального обращения, т.е. с 14.10.2008г.

В судебном заседании истец подтвердила вышеизложенное и просила исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика Васина Н. А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии со ст.27 п.1 под. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 №173-Ф3 право на досрочное назначение пенсии по старости предоставлено лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях.

Порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости определен Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст.27 настоящего Закона, утвержденным постановление Правительства от 11.07.2002 № 516 (далее Правил) и постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 настоящего Закона, и об утверждении правил исчисления периодов работ, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии п в соответствии со ст.27 настоящего Закона».

Согласно постановления Правительства РФ от 29.10.2002 №781 п.12 работа в должности преподавателя в учреждениях дополнительного образования засчитывается в льготный стаж работы при наличии следующих условий:

на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы, в образовательных учреждениях, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

у лица имеется факт работы независимо от ее продолжительности в период с 01.11.1999 г. по 31.12.2000 в учреждениях дополнительного образования.

Те же требования установлены и в постановлении Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П установлено, что в целях реализации пенсионных прав педагогических работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения педагогическим работникам пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правового регулирования, т.е. действовавшие на 31.12.2001г. т.е. в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность, которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 «Закона о государственных пенсиях в РСФСР» от 20.11.1990г.

Вопросы пенсионного обеспечения педагогических работников регулируют несколько нормативных правовых актов, утвержденных Правительством Российской Федерации. Одни акты регулируют порядок подсчета выслуги за период работы до 1 ноября 1999 года, другие - после указанной даты.

Нормы, регулирующие правила подсчета выслуги за период работы до 1 ноября 1999 года содержатся в Списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463.

В стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости могут быть включены следующие периоды работы Лоскутовой И.И.:

периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 04.07.1987 по 25.08.1988 (10 м. 25 дн.), с 01.07.1990 по 12.10.1991 ( 1 л. 3 м. 12 дн.), с 13.10.1991 по 05.10.1992 (11 м. 22 дн.) - отпуск по уходу за детьми засчитывался в стаж работы по специальности, если указанные периоды имели место до 06.10.1992 ( Закон РФ от 25.09.1992 № 3543-1, с принятием которого периоды отпуска по уходу за ребенком перестали включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях);

периоды работы в Балахоновской средней школе:

с 01.09.1983 по 31.12.1983 (4м.), с 01.01.1984 по 31.03.1984 ( 3 м.), с 01.05.1984 по 30.06.1983 (2 м.), с 01.10.1984 по 31.10.1984 ( 1 м.), с 01.12.1984 по 31.12.1984 (1 м.).

Период работы Лоскутовой И.И. в должности преподавателя в Кочубеевской художественной школе с 18.12.1997 (дата регистрации в системе государственного пенсионного страхования) по 31.12.2000, не включен в стаж педагогической деятельности, так как сведениями, имеющимися в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица не подтверждаются в соответствии с п.2 ст. 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Поскольку по состоянию на 01.01.2001 Лоскутовой И.И. не выработан стаж работы продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком от 06.09.1991 и (или) пунктами 1-14 раздела «Наименование учреждений» и п. 1 «Наименование должностей» Списка от 22.09.19999, то период работы с 01.01.2001 по 14.10.2008 (дата обращения за пенсией) не подлежит включению в стаж педагогической деятельности, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.

Кроме того, справки о заработной плате (от 20.04.2010 № 532, от 31.03.2010 № 01-12/731) за периоды работы в Балахоновской средней школе с 01.09.1983 по 31.12.1983, с 01.01.1984 по 31.03.1984, с 01.05.1984 по 30.06.1984, с 01.10.1984 по 31.10.1984, с 01.12.1984 по 31.12.1984 и в ДХШ не были представлены в Управление ПФР на дату обращения Лоскутовой И.И. заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости — 14.10.2008. В трудовой книжке о данных периодах работы отсутствуют сведения, в справке о заработке за период работы в должности преподавателя ДХШ указан лишь период 1984 год (сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь), невозможно узнать в каком учреждении протекала деятельность Лоскутовой И.И.. Следовательно, отказ Управления ПФР по Кочубеевскому району в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Лоскутовой И.И. является законным и обоснованным.

На основании изложенного просит суд отказать Лоскутовой И.И. в удовлетворении исковых требований.

Свидетель Земляченко И. Н. суду показал, что он работает в Детской художественной школе с. Кочубеевское 19 лет, с 2000 года является директором школы. Истицу знает, она работает преподавателем Балахоновского филиала школы с 1997 года и по настоящее время. С 2000 года Детская художественная школа отделилась от отдела культуры и стала самостоятельным юридическим лицом с единым штатным расписанием. В связи с переименованием детской художественной школы были внесены соответствующие записи в трудовую книжку.

Свидетель ФИО7 суду показала, что она является учителем химии Кочубеевской МОУ СОШ . В 1983 году она была директором Балахоновской СОШ , приняла на работу в школу Брылеву (на тот момент) Ирину Ивановну. Школа маленькая, поэтому взяли ее учителем рисования и черчения по совместительству. Взяли ее летом, так как фонд заработной платы исчерпывается 26-28 августа, зарплату ей летом платить не с чего было. Она помогала рисовать стенды, оформлять залы. Зарплату начала получать в сентябре с момента новой тарификации. Она (ФИО7) ушла из школы 16 марта 1984 года.

Свидетель ФИО8 суду показала, что она работает в Детской художественной школе с. Кочубеевское с 25.10.1981 года преподавателем. Знает, что Лоскутова И.И. 01.09.1984 года устроилась преподавателем на работу в данную школу.

Свидетель ФИО9 суду показала, что она работает в Балахоновской СОШ библиотекарем с 1978 года, Лоскутова пришла на работу в школу летом 1983 года. Работала художником, оформляла стенды, актовый зал расписывала, проводила занятия, открытые уроки.

Свидетель ФИО10 суду показала, что она работает учителем в Балахоновской СОШ с 1977 года и по настоящее время. Истицу знает, она тоже работала учителем изобразительного искусства в школе с лета 1983 года.

Выслушав стороны, допросив свидетелей, изучив представленные материалы и материалы пенсионного дела Лоскутовой И. И. суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.27 п.1 под. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 №173-Ф3 право на досрочное назначение пенсии по старости предоставлено лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно п. 2 данной статьи списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлен Правилами (далее – Правила) исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781.

Согласно п.12 Правил работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

Истцом Лоскутовой И. И. суду представлено две справки № 13 от 02.10.2008 года выданной руководителем Кулешовской детской школой искусств, согласно одной (л. д. 21), периоды отпуска по уходу за ребенком Лоскутовой И. И. указаны: с 11.05.87г. по 30.05.88г., с 15.02.90г. по 12.10.91г, с 12.10.91. по 08.07.92г., с 28.02.94г. по 28.08.95г.

Согласно другой справки (л. д. 22) № 13 от 02.10.2008 года указаны следующие периоды: с 04.07.87г. по 28.05.1988 (приказ от 01.07.87г № 8 - л); с 01.07.90г. по 12.10.91г. (приказ от 02.06.90г. № 12-л); с 12.10.91г. по 12.04.93г. (приказ от 12.10.91г. № 15-л) и с 12.04.93г. по 28.08.95г. (приказ от 01.04.93г. № 15 – л).

Представитель ответчика Васина Н. А. пояснила, что в материалах пенсионного дела имеется копия второй справки (л.д. 22) и все расчеты были сделаны именно по ее данным.

Истец Лоскутова И. И. по поводу наличия двух разных справок от одного числа и под одним номером пояснила, что в пенсионный фонд представлялась вторая справка (л.д. 22), а первая справка (л.д. 21), копия которой приложена к исковому заявлению, была исправлена по совету адвоката, пояснившей, что первоначальная справка была выдана в связи с неправильным применением руководителем Кулешовской детской школой искусств законодательства.

Суд считает, что справка № 13 от 02.10.2008 года(л. д. 21), согласно которой периоды отпуска по уходу за ребенком Лоскутовой И. И. указаны: с 11.05.87г. по 30.05.88г., с 15.02.90г. по 12.10.91г, с 12.10.91. по 08.07.92г., с 28.02.94г. по 28.08.95г. является недостоверным доказательством, содержащим заведомо недостоверные сведения и берет за основу справку № 13 от 02.10.2008 года (л. д. 22), которая была представлено в пенсионный фонд в 2008 году и с учетом которой ответчиком выносилось обжалуемое решение, в которой указаны следующие периоды: с 04.07.87г. по 28.05.1988 (приказ от 01.07.87г № 8 - л); с 01.07.90г. по 12.10.91г. (приказ от 02.06.90г. № 12-л); с 12.10.91г. по 12.04.93г. (приказ от 12.10.91г. № 15-л) и с 12.04.93г. по 28.08.95г. (приказ от 01.04.93г. № 15 – л).

Суд считает, что в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости могут быть включены следующие периоды работы Лоскутовой И.И.:

периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 04.07.1987 по 28.05.1988 (10 м. 25 дн.), с 01.07.1990 по 12.10.1991 ( 1 л. 3 м. 12 дн.), с 13.10.1991 по 12.04.1993г. (1 г. 6 м.).

периоды работы в Балахоновской средней школе:

с 01.09.1983 по 31.12.1983 (4м.), с 01.01.1984 по 31.12.1984 (12 м.).

При этом являются несостоятельными доводы представителя ответчика о том, что отпуск по уходу за детьми засчитывался в стаж работы по специальности, если указанные периоды имели место до 06.10.1992 (Закон РФ от 25.09.1992 № 3543-1), с принятием которого периоды отпуска по уходу за ребенком перестали включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях. Отпуска по уходу за ребенком действительно перестали включаться в специальный стаж, но только если они наступили после введения в действие указанных изменений.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, связанных с сохранением социальных прав граждан, после внесения законодателем изменений в условия приобретения прав, касающихся граждан, уже выполнивших ранее установленные требования и, исходя из них, до вступления в силу нового правового регулирования совершивших юридически значимые действия, по существу означает отказ государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих публично-правовых обязательств, возникших из ранее действовавшего регулирования, и состоявшихся правоприменительных актов, что не только подрывает доверие к действиям государства, к закону, но и приводит к нарушению конституционного принципа равенства, поскольку в таком случае не обеспечиваются равные условия реализации гражданами приобретенного ими права (Определение Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 N 320-О).

Согласно справки № 13 от 02.10.2008 года, выданной руководителем Кулешовской детской школой искусств Лоскутова И. И. находилась в отпуске по уходу за ребенком с 04.07.87г. по 28.05.1988 (приказ от 01.07.87г № 8 - л); с 01.07.90г. по 12.10.91г. (приказ от 02.06.90г. № 12-л); с 12.10.91г. по 12.04.93г. (приказ от 12.10.91г. № 15-л) и с 12.04.93г. по 28.08.95г. (приказ от 01.04.93г. № 15 – л);

Лоскутова И. И. до внесения изменений в ст. 167 Трудового кодекса РСФСР совершила юридически значимые действия в виде рождения ребенка и использования 12.10.91г. по 12.04.93г. (приказ от 12.10.91г. № 15-л) отпуска по уходу за ним, следовательно, вправе была рассчитывать на включение всего периода своего нахождения в таком отпуске до 12.04.1993 года в специальный стаж.

Вместе с тем, период нахождения Лоскутовой И.И. с 12.04.93г. по 28.08.95г. (2 года 4 месяца 16 дней) не может быть включен в специальный стаж, так как данные юридически значимые действия наступили после вступления 06.10.92г. в силу Закона РФ от 25.09.1992 № 3543-1.

Вопреки доводам представителя ответчика период работы Лоскутовой И.И. в должности преподавателя в Кочубеевской художественной школе с 18.12.1997 (даты регистрации в системе государственного пенсионного страхования) по 31.12.2000г., так же может быть включен в стаж педагогической деятельности, так как не подтверждение сведений страхователем в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в соответствии с п.2 ст. 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» не может служить основанием для ущемления прав истца, так как является обязанностью работодателя, а в судебном заседании нашел подтверждение факт работы Лоскутовой И.И. в должности преподавателя в Кочубеевской художественной школе с 01.07.1997г. по настоящее время (с учетом ее переименования 25.03.2000г. в муниципальное образовательное учреждение образования детей «Детская художественная школа», 09.012003 года – государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Кочубеевская детская художественная школа», 10.09.2005г. в муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа»).

Однако, даже включение указанных периодов в стаж работы, Лоскутовой И. И., как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, не дает ей права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, так как стаж при этом на 1 января 2001 г. составляет менее 16 лет 8 месяцев, так как из стажа работы Лоскутовой И. И. с 01.09.1983 по 1 января 2001 г. (17 лет 4 месяца) исключается период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком с 12.04.93г. по 28.08.95г. (2 года 4 месяца 16 дней).

Отказ ответчика о включении данных периодов работы истца в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости Лоскутовой И. И., не может быть признан судом не обоснованным, так как решение ответчиком выносилось на основании представленных истцом на тот момент документов и на основании сведений, имеющимися в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, в соответствии с действовавшим на момент вынесения решения законодательством.

Доводы истца о том, что отказ ответчика в назначении досрочной трудовой пенсии и во включении в специальный стаж оспариваемых периодов работы, означает, по существу, придание обратной силы закону, ухудшающему ее положение, и тем самым отмену права, приобретенного ею в соответствии с ранее действующим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях не соответствует действующему законодательству.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", изменивший принципы пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, не предусматривает такой вид пенсий, как пенсии за выслугу лет, однако сохраняет за отдельными категориями граждан, обеспечивавшихся по прежнему законодательству подобными пенсиями, право на досрочное назначение трудовой пенсии. В частности, в подпункте 10 пункта 1 статьи 28 этого Федерального закона, включенной в главу VI, регулирующую порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных прав, указанное право сохранено за лицами, осуществлявшими педагогическую деятельность в учреждениях для детей, не менее 25 лет. При этом в пункте 3 той же статьи 28 определено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Обеспечивая реализацию права граждан на досрочное назначение трудовой пенсии, Правительство Российской Федерации во исполнение возложенных на него федеральным законодателем полномочий своим Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило Список и Правила, конкретизировав применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в названном Федеральном законе понятия "педагогическая деятельность" и "учреждения для детей". В пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" утвержденного Списка приведены наименования должностей и учреждений дополнительного образования детей.

В пункте 12 Правил определены условия, при которых работа в должности педагога в учреждениях дополнительного образования детей включается в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии. В нем воспроизведены критерии, позволявшие засчитывать данную работу в выслугу лет в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 года N 79 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067". Этим Постановлением должность педагога дополнительного образования была исключена из категории должностей, работа в которых зачитывалась в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. Одновременно была установлена специальная гарантия для граждан, длительное время проработавших в учреждениях для детей и с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года занимавших должности педагогов дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей, что обеспечивало необходимую стабильность в правовом регулировании, создавало возможность для граждан адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.

Исходя из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года N 8-П и воспроизведенной в определении от 16 ноября 2006 года N 512-О, само по себе изменение оценки профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования применительно к льготному пенсионному обеспечению, сопровождающееся установлением указанной специальной гарантии, не может рассматриваться как нарушающее конституционное право граждан на социальное обеспечение.

Пункт 12 Правил каких-либо новых положений не содержит, он позволяет засчитывать в специальный стаж работу после 1 января 2001 года в должностях педагога в учреждениях дополнительного образования детей на тех же условиях, на которых ранее данная работа включалась в выслугу лет, то есть фактически сохраняет специальную гарантию, установленную в 2001 году при исключении должности педагога дополнительного образования детей из категории должностей, работа в которых засчитывалась в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью.

На основании изложенного у суда не имеется оснований для удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Лоскутовой И.И. к ГУ – Управлению Пенсионного фонда РФ по Кочубеевскому району Ставропольского края о признании отказа ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ по Кочубеевскому району Ставропольского края в назначении досрочной трудовой пенсии необоснованным, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с длительной педагогической деятельностью и о включении в стаж, дающий такое право, периодов осуществления соответствующей деятельности в учреждениях для детей – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд в течение 10 дней.

Судья Е.В.Макаренко