Решение по иску прокурора Кочубеевского района в интересах Колосова А.Е. от 26.10.2011 года



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Кочубеевское 26 октября 2011 года

Кочубеевский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Макаренко Е. В.,

с участием: помощника прокурора Кочубеевского района Ставропольского края Русиной М. В.,

Колосова А. Е., попечителя Колосова А. Е. - Сектименко Л. В.,

представителя ответчика - администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края Румянцевой Ю. Л.

при секретаре Ахба Л. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда исковое заявление прокурора Кочубеевского района Ставропольского края, действующего в интересах Колосова А.Е. к администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края о признании незаконным бездействия администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из них числа,

У С Т А Н О В И Л:


Прокурор Кочубеевского района в интересах Колосова А.Е. обратился в суд с иском к администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края о признании незаконным бездействия администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из них числа, указав, что в прокуратуру Кочубеевского района с заявлением обратился Колосов А.Е. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В ходе проверки установлено, что отец Колосова А.Е., Колосов Е.Г., согласно свидетельству о смерти I-ДН от ДД.ММ.ГГГГ, умер ДД.ММ.ГГГГ, мать - Колосова Е.П., согласно свидетельству о смерти II-ДН от ДД.ММ.ГГГГ, умерла ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с постановлением администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ , попечителем над несовершеннолетним Колосовым А.Е. назначена Сектименко Л.В., проживающая по адресу: <адрес>, где в дальнейшем проживал и подопечный Колосов А.Е.

Согласно постановлению администрации Балахоновского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края от 25.03.2010 № 55 «О постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях на территории Балахоновского сельсовета», Колосов А.Е. поставлен на учет на внеочередное улучшение жилых помещений и состоит в списке лиц из числа детей-сирот в возрасте от 18 до 23 лет, нуждающихся в обеспечении жильем в Кочубеевском муниципальном районе за номером 37.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Колосов А.Е. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть лиц в возрасте от 18 до 23 лет, которые остались без попечения обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограничено дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбывание ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии и социальные поддержки.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а так же по окончании службы в вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждении, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а так же в учреждении всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждении, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно абз. 7 п. 9.3 Положения о министерстве строительства и архитектуры Ставропольского края, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 07.07.2008 № 530, уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, является министерство строительства и архитектуры Ставропольского края.

Согласно ч. 2 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а так же лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящие на учете для получения жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилым помещением по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение либо строительство жилья в порядке, определенным Правительством Ставропольского края, исходя из площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю, устанавливаемом ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.

В силу Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» граждане указанной категории после окончания пребывания в соответственном учреждении, приемной семье или окончания службы в вооруженных силах Российской Федерации снимаются с полного государственного обеспечения и, следовательно, должны быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, Колосов А.Е. в настоящее время имеет право на внеочередное обеспечение со стороны администрации Кочубеевского муниципального района жилым помещением по договору социального найма не ниже социальных норм, установленных Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительства жилья детям-сиротам или детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», однако он до настоящего времени жилым помещением фактически не обеспечен, чем нарушено его право на жилище, гарантированное ст. 40 Конституции Российской Федерации.

Просит суд, признать незаконным бездействие администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края в отношении Колосова А.Е., относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, по обеспечению жильем.

Обязать администрацию Кочубеевского муниципального района обеспечить Колосова А.Е. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди благоустроенным жилым помещение не ниже социальных норм, установленных Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 №60-п.

В судебном заседании помощник прокурора Русина М.В., Колосов А.Е. и попечитель Колосова А.Е. – Сектименко Л.В. поддержали исковые требования и просили их удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика - администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края Румянцева Ю. Л. возражала против удовлетворения исковых требований пояснив, что в соответствии с частью 1 статьи 247 ГПК РФ в заявлении в суд должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны неза­конными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (без­действием).

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию от­носится неисполнение органом государственной власти, органом местного само­управления, должностным лицом, государственным или муниципальным служа­щим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными ак­тами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, по­ложениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

В заявлении прокурора Кочубеевского района в обоснование бездействия адми­нистрации указано, что «Таким образом, Колосов Е.В. в настоящее время имеет право на внеочередное обеспечение со стороны администрации Кочубеевского муници­пального района жилым помещением по договору социального найма не ниже норм установленных Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года №60-п... однако он до настоящего времени жилым помещением фактически не обеспечен, чем нарушено его право на жилище, гарантированное ст. 40 Конституции Российской Федерации».

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения роди­телей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреп­ленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учре­ждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех ви­дов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооружен­ных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняю­щих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попече­ния родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законода­тельством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обяза­тельствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года №7-КЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Во­оруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, ис­полняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обес­печение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субси­дий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Прави­тельством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливае­мой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполно­моченным Правительством Ставропольского края.

В соответствии со статьями 1, 2 Закона Ставропольского края от 31.12.2004 года №120-кз определено, что Кочубеевскому муниципальному району переданы отдель­ные государственные полномочия Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по обеспече­нию жилыми помещениями в соответствии со статьей 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 г. N 7-кз.

Постановлением администрации Кочубеевского муниципального района Ставро­польского края от 12 марта 2010 года №279 «О закреплении за отделами, управлениями администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края, муниципальными учреждениями Кочубеевского муниципального района вопросов местного значения муниципального района и отдельных государственных полномо­чий» за отделом образования администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края закреплено исполнение переданных отдельных государствен­ных полномочий по социальной поддержке детей-сирот.

В соответствии со статьей 2 постановления Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 года №60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» министерство строительства и архитектуры Ставропольского края определено в качестве уполномоченного органа исполнительной власти Ставро­польского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставших­ся без попечения родителей.

Порядком предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (да­лее - Порядок), утвержденным вышеуказанным постановлением, предусмотрено, что: субсидия предоставляется органами местного самоуправления муниципаль­ных образований Ставропольского края однократно по месту постановки ребен­ка-сироты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем фи­нансовом году (пункт 3 Порядка).

Для получения субсидии дети-сироты или их законные представители представ­ляют в органы местного самоуправления следующие документы:

заявление;

документ, удостоверяющий личность ребенка-сироты, законного представителя (паспорт или иной документ его заменяющий);

документы, подтверждающие факт отсутствия закрепленного за ребенком-сиро­той жилого помещения, а также факт признания его нуждающимся в предоставлении жилья;

документы, подтверждающие факт окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учре­ждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учре­ждениях всех видов профессионального образования, окончания службы в рядах Во­оруженных Сил Российской Федерации, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (пункт 4 Порядка).

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что для получения субсидии лицо из числа детей-сирот должно обратиться в отдел образования администрации муниципального района с заявлением о предоставле­нии ему жилья и с документами, подтверждающими его право на это.

Однако Колосов А.Е. в администрацию Кочубеевского муници­пального района по поводу предоставления ему жилья ни разу не обращался и ни один из предусмотренных Порядком документов не предоставлял.

Решение о предоставлении субсидии либо об отказе в ее предоставлении прини­мается органами местного самоуправления в течение 10 рабочих дней. Непредставление документов, предусмотренных пунктом 4 настоящего Порядка, является основанием для принятия решения об отказе в предоставлении субсидии. О принятом решении органы местного самоуправлении уведомляют ребенка-сироту или его законного представителя в 3-дневный срок (пункт 5 Порядка). Поскольку документы, преду­смотренные Порядком предоставлены не были, решение администрации Кочубеев­ского района о предоставлении или отказе в предоставлении субсидии не принима­лось.

В список совершеннолетних граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете на получение жилых помещений на территории Кочубеевского муниципального района Колосов А.Е. попал не на осно­вании собственного заявления или заявления законного представителя, а был выявлен специалистами органа опеки и попечительства администрации района, которыми осу­ществляется взаимодействие с органами местного самоуправления поселений Кочу­беевского района, которые, в свою очередь, передали информацию о том, что данное лицо включено в список на улучшение жилищных условий, проживающих на терри­тории села Балахоновского.

По мере обновления данные сведения передаются органом опеки и попечитель­ства администрации района в министерство образования и министерство строитель­ства и архитектуры Ставропольского края с целью выделения денежных средств из бюджета края для приобретения жилья лицам из числа детей сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей.

Сведения (списки) о лицах из числа детей сирот и детей, оставшихся без попече­ния родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий являются предвари­тельными и не точными, т.к. формируются не на основании заявлений вышеуказан­ных лиц и после проверки представленных ими сведений, а на основании сведений, предоставленных администрациями поселений Кочубеевского района и сведений, ко­торыми обладает администрация Кочубеевского муниципального района, как орган опеки и попечительства, т.е. выявленных специалистами органа опеки и попечитель­ства. Данные списки не являются очередью, а служат основанием для определения размера субсидий, выделяемых из краевого бюджета на улучшение жилищных усло­вий лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По мере поступления денежных средств из бюджета края, специалистами органа опеки и по­печительства проводится работа по выявлению нуждающихся в жилье, желающих его получить и истребованию заявлений и необходимых документов от лиц, состоя­щих в списках и уже после получения необходимых документов и проведения их экс­пертизы принимается решение о предоставлении жилья, либо об отсутствии основа­ний для этого. Т.е., фактически, специалисты органа опеки и попечительства, самостоятельно выявляют лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения ро­дителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании имеющихся в органе опеки и попечительства документов формируют предварительные списки, направляют их в министерство строительства и архитектуры СК, после получения субсидий из краевого бюджета разыскивают лиц, указанных в списке, истребуют у них заявление и необходимые документы, принимают решение о предоставлении жи­лья или об отказе в этом и приобретают жилье, лицам, имеющим на это право.

Таким образом, исходя из вышеизложенного следует, что если под бездействием администрации следует понимать не предоставление Колосову А.Е. жилья, то у администрации Кочубеевского муниципального района не возникло основания для совершения определенных действий по предоставлению Колосову А.Е. жилья, т.к. фактически ни он, ни его законные представители никогда не обращалась в админи­страцию Кочубеевского муниципального района с целью предоставления ему жилья и не предоставлял необходимых документов, подтверждающих его право на предо­ставление жилья. Считают, что в данном случае, орган опеки и попечительства выпол­нил добросовестно выполнил свои функции по выявлению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищ­ных условий, консультированию их о возможности улучшения жилищных условий, доведению списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в мини­стерство образования и министерство строительства и архитектуры Ставропольского края с целью выделения денежных средств из бюджета края для приобретения жилья лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Также, в настоящее время Колосов А.Е. является студентом отделения ФГОУ СПО «Невинномысского энергетического техникума» и находится на полном государственном обеспечении, что подтверждается пись­мом ФГОУ СПО «НЭТ» №94 от 16.02.2010 года, т. е. в настоящее время быть при­знанным в предоставлении нуждающегося в жилье быть не может.

Кроме того, в 2010 году из краевого бюджета отделу образо­вания администрации Кочубеевского муниципального района были выделены сред­ства на предоставление субсидий на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей на общую сумму 9032,1 тыс. рублей. Из них из­расходовано 8628,51 тыс. рублей (неизрасходованного остатка было недостаточно для приобретения жилья, в соответствии с действующими нормами). По состоянию на 25.10.2011 года выделено средств - 10006,39 тыс.рублей, израсходовано - 5651,25 тыс. рублей.

Помимо того, что Колосов А.Е. ни разу не обращался в администрацию Кочубе­евского муниципального района Ставропольского края ни по поводу получения жи­лья по договору социального найма ни по поводу приобретения жилья, не отслежива­ется также на каком праве он просит предоставить ему жилье и из его заявления в прокуратуру Кочубеевского района. Просила отказать в удовлетворении исковых требований, в связи с отсутствием доказательств факта бездействия администрации.

В судебное заседание представитель третьего лица – представитель Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, имеется заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства, в котором указано, что пунктом 6 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных орга­нов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что за­конами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным зако­ном, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Рос­сийской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными го­сударственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в п. 2 настоящей статьи, с передачей органам местного самоуправления не­обходимых материальных и финансовых ресурсов.

Законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопро­сов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Рос­сийской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Рос­сийской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Россий­ской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом Ставропольского края от 31 декабря 2004 г. № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских ок­ругов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставро­польского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попече­ния родителей» (далее - Закон № 120-кз) органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одним из указанных полномочий является обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона № 120-кз, органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий обязаны обеспечить эффек­тивное и рациональное использование материальных ресурсов и финансовых средств, выделенных из бюджета Ставропольского края на осуществление отдельных государст­венных полномочий. Выделяемые средства распределены между органами местного са­моуправления пропорционально фактической потребности.

Законом Ставропольского края от 16 марта 2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро­дителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закреплённого жилого помещения и состоящие на учёте на получение жи­лого помещения имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площа­ди жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, ус­танавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.

В соответствии с п. 3 Порядка предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попече­ния родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок), утверждённого постановлением Правительства Ставро­польского края от 16 апреля 2008 г. № 60-п «О предоставлении денежных средств (суб­сидий) на приобретение или строительство жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» субсидия предоставляется органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края однократно по месту постановки ребенка-сироты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году. Порядком утверждён механизм предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попече­ния родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для получения субсидии дети-сироты или их законные представители пред­ставляют в органы местного самоуправления по месту постановки на учёт определённые документы. Решение о предоставлении субсидии либо об отказе в ее предоставлении принимается непосредственно органами местного самоуправления. Расчет размера суб­сидии производится также органами местного самоуправления.

Органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Ставро­польского края в установленном порядке доведены уведомления о показателях бюджет­ной росписи и лимиты бюджетных обязательств в сроки, установленные порядком со­ставления и ведения сводной бюджетной росписи главных распорядителей средств бюджета Ставропольского края.

Согласно Приложению 15 к Закону Ставропольского края "О бюджете Ставрополь­ского края на 2011 год", субвенции, выделяемые из краевого фонда компенсаций местным бюджетам в 2011 году на реализацию Закона Ставропольского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Став­ропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Отделу образования администрации Кочубеевского муниципального района Ставро­польского края на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения за счёт средств краевого бюджета в 2011 году выделено 4 571, 15 рубля, что подтверждается платежными поручениями № 127 от 09.02.2011, № 550 от 08.04.2011 г., № 819 от 06.05.2011г.

Кроме того, 14 сентября 2011 года были перечислены средства федерально­го бюджета в сумме 2 674 140 рублей на реализацию переданных полномочий (заявка № от ДД.ММ.ГГГГ).

Следовательно, министерство передало финансовые средства, необходимые для осуществления переданных администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края государственных полномочий по обеспечению жилыми помеще­ниями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. То есть, министерство надлежащим образом исполнило полномочия, возложенные на него законодательством.

В объёме доведённых лимитов бюджетных обязательств органы местного само­управления заключают муниципальные контракты, иные договоры с физическими и (или) юридическими лицами или представляют субсидии детям-сиротам и детям, ос­тавшимся без попечения родителей, в соответствии с п. 7 Порядка в безналичной форме на основании заключенного ими договора купли-продажи или договора долевого уча­стия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в Управле­нии Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю, путем ее пере­числения продавцу или застройщику жилья органами местного самоуправления.

Статьей 12 Закона № 120-кз предусмотрено, что органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее испол­нение переданных настоящим Законом отдельных государственных полномочий в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставрополь­ского края и в той мере, в какой указанные полномочия были обеспечены соответст­вующими органами государственной власти Ставропольского края материальными и финансовыми средствами.

В судебном заседании Колосов А.Е. пояснил, что с 2010 года и по настоящее время он заочно обучается в Невинномысском энергетическом техникуме и платит за обучение 12000 рублей в год, в связи с чем у него отсутствует полное государственное обеспечение, а также отсутствует жилье.

Выслушав стороны, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере социальной защиты, включая социальное обеспечение.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 159 – ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Как установлено судом, в прокуратуру Кочубеевского района с заявлением обратился Колосов А.Е. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отец Колосова А.Е., Колосов Е.Г., согласно свидетельству о смерти I-ДН от ДД.ММ.ГГГГ, умер ДД.ММ.ГГГГ, мать - Колосова Е.П., согласно свидетельству о смерти II-ДН от ДД.ММ.ГГГГ, умерла ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с постановлением администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ , попечителем над несовершеннолетним Колосовым А.Е. назначена Сектименко Л.В., проживающая по адресу: <адрес>, где проживает и подопечный Колосов А.Е.

Согласно постановлению администрации Балахоновского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края от 25.03.2010 № 55 «О постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях на территории Балахоновского сельсовета», Колосов А.Е. поставлен на учет на внеочередное улучшение жилых помещений и состоит в списке лиц из числа детей-сирот в возрасте от 18 до 23 лет, нуждающихся в обеспечении жильем в Кочубеевском муниципальном районе за номером 37.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Колосов А.Е. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть лиц в возрасте от 18 до 23 лет, которые остались без попечения обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограничено дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбывание ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии и социальные поддержки.

В соответствии со ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а так же в учреждении всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждении, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» граждане указанной категории после окончания пребывания в соответственном учреждении, снимаются с полного государственного обеспечения и, следовательно, должны быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, Колосов А.Е. имеет право на внеочередное обеспечение со стороны администрации Кочубеевского муниципального района жилым помещением не ниже социальных норм, установленных Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительства жилья детям-сиротам или детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с Законом Ставропольского края от 31 декабря 2004 г. № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских ок­ругов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставро­польского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попече­ния родителей» (далее - Закон № 120-кз) органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одним из указанных полномочий является обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона № 120-кз, органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий обязаны осуществлять отдельные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими правовыми актами Ставропольского края по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий; обеспечить эффек­тивное и рациональное использование материальных ресурсов и финансовых средств, выделенных из бюджета Ставропольского края на осуществление отдельных государст­венных полномочий.

Статьей 12 Закона № 120-кз предусмотрено, что органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее испол­нение переданных настоящим Законом отдельных государственных полномочий в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставрополь­ского края и в той мере, в какой указанные полномочия были обеспечены соответст­вующими органами государственной власти Ставропольского края материальными и финансовыми средствами.

Судом установлено, что Колосов А.Е. имеет право на внеочередное обеспечение со стороны администрации Кочубеевского муниципального района жилым помещением. Администрацией Кочубеевского муниципального района не предпринято надлежащих мер, предусмотренных Федеральным Законом от 21.12.1996 № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Ставропольского края от 31 декабря 2004 г. № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских ок­ругов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставро­польского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попече­ния родителей», Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 г. N 7-кз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" по обеспечению жильем Колосова А.Е., относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). По настоящему делу администрацией Кочубеевского муниципального района Ставропольского края не представлено доказательств, опровергающих доводы прокурора Кочубеевского района Ставропольского края.

Выслушав стороны и изучив представленные материалы, суд находит исковые требования прокурора Кочубеевского района Ставропольского края, действующего в интересах Колосова А.Е. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194–199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Кочубеевского района Ставропольского края, действующего в интересах Колосова А.Е. к администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края о признании незаконным бездействия администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из них числа, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Кочубеевского района Ставропольского края в отношении Колосова А.Е., относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, по обеспечению жильем.

Обязать администрацию Кочубеевского района Ставропольского края обеспечить Колосова А.Е., 13 марта 1993 года рождения, вне очереди благоустроенным жилым помещением не ниже социальных норм, установленных Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008г. № 60 –п.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд в течение 10 суток.

Судья Кочубеевского районного суда Е.В. Макаренко