Решение от 27.10.2011 года по иску прокурора о признании незаконным бездействия администрации по обеспечению Лифанова вне очереди жильем и возложении обязанности на администрации обеспечить Лифанова таковым



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 октября 2011 года Кочубеевский районный суд Ставропольского края

в составе:

председательствующего судьи Гедыгушева А.И.

при секретаре судебного заседания Сычевой Е.Ю.

с участием:

истца - помощника прокурора Кочубеевского района Ставропольского края Татаровой И.Б.,

истца Лифанова А.С.

ответчика - представителя администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края – Румянцевой Ю.Л., действующей на основании доверенности №23 от 11.01.2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кочубеевского районного суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кочубеевского района Ставропольского края в интересах Лифанова А.С. к администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края о признании незаконным бездействия администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края по обеспечению вне очереди жильем Лифанова А.С., относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и возложении обязанности на администрацию Кочубеевского муниципального района Ставропольского края обеспечить Лифанова А.С. вне очереди благоустроенным жилым помещением не ниже социальных норм, установленных Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кочубеевского района Ставропольского края обратился в суд в интересах Лифанова А.С. с исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края по обеспечению вне очереди жильем Лифанова А.С., относящегося к категории лиц из числа детей оставшихся без попечения родителей и возложении обязанности на администрацию Кочубеевского муниципального района Ставропольского края обеспечить Лифанова А.С. вне очереди благоустроенным жилым помещением не ниже социальных норм, установленных Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года №60-п.

В судебном заседании помощник прокурора Кочубеевского района Ставропольского края Татарова И.Б. требования, изложенные в исковом заявлении, поддержала, настаивала на их удовлетворении в полном объеме с указанием срока возложения исполнения обязанности по обеспечении истца жилым помещением на ответчика до 27 мая 2012 года. В обоснование требований указала на то, что Лифанов А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его отец – ФИО1 умер, мать – ФИО2, согласно решению Кочубеевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего Лифанова А.С.. В соответствии с постановлением главы администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края от 15.06.2007 года №1147 попечителем над несовершеннолетним Лифановым А.С. назначена ФИО3, проживающая по адресу: х. <адрес>, где в дальнейшем проживал и подопечный Лифанов А.С.. Согласно постановлению администрации муниципального образования Васильевского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края от 29.11.2010 года №63 «О постановке на очередь нуждающегося в улучшении жилищных условий оставшегося без попечения родителей Лифанова А.С.», Лифанов А.С. поставлен на очередь на улучшение жилищных условий и состоит в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий за №13, а также списке совершеннолетних граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете на получение жилых помещений на территории Кочубеевского муниципального района за №12. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Лифанов А.С. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть лиц в возрасте от 18 до 23 лет, которые остались без попечения обоих родителей и имеет в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии и социальные поддержки. В соответствии со ст.8 вышеуказанного закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после «окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах ВС РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ч.2 ст.7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года №7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящие на учете для получения жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилым помещением по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение либо строительство жилья в порядке, определенным Правительством Ставропольского края, исходя из площади жилья 33 кв.м и средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья по Ставропольскому краю, устанавливаемом ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. В силу Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» граждане указанной категории после окончания пребывания в соответственном учреждении, приемной семье или окончании службы в вооруженных силах Российской Федерации снимаются с полного государственного обеспечения и, следовательно, должны быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст.40 Конституции РФ. Таким образом, Лифанов А.С. в настоящее время имеет право на внеочередное обеспечение со стороны администрации Кочубеевского муниципального района жилым помещением не ниже социальных норм, установленных Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года №60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам или детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», однако, он до настоящего времени жилым помещением фактически не обеспечен, чем нарушено его право на жилище, гарантированное ст.40 Конституции РФ. Лифанов А.С. письменно обратился к прокурору района с просьбой оказать ей содействие в получении жилья не ниже установленных социальных норм. Со стороны администрации Кочубеевского муниципального района фактических действий по обеспечению жильем Лифанова А.С. не предпринято, в связи с чем, просит признать незаконным бездействие администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края по обеспечению жильем Лифанова А.С., относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа и возложить обязанность на администрацию Кочубеевского муниципального района обеспечить Лифанова А.С. вне очереди в срок до 27 мая 2012 года благоустроенным жилым помещением не ниже социальных норм, установленных Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п.

Истец Лифанов А.С. в судебном заседании настаивал на удовлетворении требований, пояснив, что его отец умер в 1995 году, мать в 2007 году лишена родительских прав в отношении него. В соответствии с постановлением главы администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края от 15.06.2007 года №1147 его попечителем назначена ФИО3, проживающая по адресу: <адрес>, где проживал и он. Также данным постановлением за ним закреплено жилье по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение имеет жилую площадь в 24 кв.м и в нем зарегистрировано 5 человек. Однако, в настоящее время, в данном домовладении никто не проживает, поскольку оно находится в аварийном состоянии. В связи с чем, он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в список, нуждающихся в улучшении жилищных условий за . Достигнув 18-летнего возраста и окончив школу, он как лицо, оставшееся без попечения родителей, имеет право на внеочередное получение жилого помещения. В июне 2011 года он был вызван в администрацию, где ему сообщили о наличии сертификата на приобретения жилья на сумму 560000 рублей и дали перечень документов, необходимых для получения жилья. Он жилье уже подыскал, однако, необходимые документы не собрал. Просит обязать администрацию обеспечить его жилым помещением не ниже социальных норм, установленных Постановлением Правительства Ставропольского края.

Ответчик - представитель администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края Румянцева Ю.Л. в судебном заседании исковые требования не признала, указав на то, что в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после «окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах ВС РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч.2 ст.7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года №7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящие на учете для получения жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилым помещением по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение либо строительство жилья в порядке, определенным Правительством Ставропольского края, исходя из площади жилья 33 кв.м и средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья по Ставропольскому краю, устанавливаемом ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. В соответствии со ст.1, 2 Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 года №120-кз определено, что Кочубеевскому муниципальному району переданы отдельные государственные полномочия Ставро­польского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по обеспечению жилыми помещениями в соответствии со ст.7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 года №7-кз. Постановлением администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края от 12 марта 2010 года №279 «О закреплении за отделами, управлениями администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края, муниципальными учреждениями Кочубеевского муниципального района вопросов местного значения муниципального района и отдельных государственных полномочий» за отделом образования администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края закреплено исполнение переданных отдельных государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот. Порядком предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным вышеуказанным постановлением, предусмотрено, что субсидия предоставляется органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края однократно по месту постановки ребенка-сироты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году. Для получения субсидии дети-сироты или их законные представители представляют в органы местного самоуправления пакет документов. Таким образом, для получения субсидии лицо из числа детей-сирот должно обратиться в отдел образования администрации муниципального района с заявлением о предоставлении ему жилья и с документами, подтверждающими его право на это. Летом 2011 года Лифанов А.С. был вызван в администрацию Кочубеевского муниципального района, где ему сообщили о наличии сертификата на получение субсидии для приобретения жилья на сумму 560000 рублей и предложили собрать и представить в администрацию необходимый для этого пакет документов. До настоящего времени, Лифанов А.С. необходимые документы для получения сертификата, в администрацию так и не представил. Считает, что администрация выполнила свои функции по выявлению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, консультированию их о возможности улучшения жилищных условий, доведению списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в министерство образования и министерство строительства и архитектуры Ставропольского края с целью выделения денежных средств из бюджета края для приобретения жилья лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2010 году из краевого бюджета отделу образования администра­ции Кочубеевского муниципального района были выделены средства на предос­тавление субсидий на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей на общую сумму 9032 100 рублей. Из них израсходовано 8 628510 рублей. По состоянию на 25.10.2011 года выделено 10 006390 рублей, израсходовано 5 651250 рублей. Просит суд прокурору Кочубеевского района Ставропольского края о признании незаконным бездействия администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края отказать в связи с отсутствием доказательств факта бездействия администрации.

Третье лицо - представитель Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края в судебное заседание не явился, хотя о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом. От Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края в суд поступило заявление с просьбой рассмотреть гражданское дело в отсутствие их представителя с учетом направленных в адрес суда пояснений. Дело рассмотрено в отсутствии представителя третьего лица.

Из письменных пояснений Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края следует, что пунктом 6 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 статьи 26.3, с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов. В соответствии с Законом Ставропольского края от 31 декабря 2004 г. № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»., органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одним из указанных полномочий является обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 4 указанного Закона, органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий обязаны обеспечить эффективное и рациональное использование материальных ресурсов и финансовых средств, выделенных из бюджета Ставропольского края на осуществление отдельных государственных полномочий. Выделяемые средства распределены между органами местного самоуправления пропорционально фактической потребности. Законом Ставропольского края от 16марта 2006 года №7-кз «О допол­нительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставших­ся без попечения родителей» лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закреплённого жилого помещения имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, предусмотренном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. В соответствии с п. 3 Порядка предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждённого постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 г. № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» субсидия предоставляется органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края однократно по месту постановки ребенка-сироты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году. Порядком утвержден механизм предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Для получения субсидии дети-сироты или их законные представители представляют в органы местного самоуправления по месту постановки на учет определенные документы. Решение о предоставлении субсидии либо об отказе в ее предоставлении принимается непосредственно органами местного самоуправления. Расчет размера субсидии производится также органами местного самоуправления. Органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Ставропольского края в установленном порядке доведены уведомления о пока­зателях бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств в сроки, уста­новленные порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи глав­ных распорядителей средств бюджета Ставропольского края. Согласно Приложению 15 к Закону Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2011 год», субвенции, выделяемые из краевого фонда компенсаций местным бюджетам в 2011 году на реализацию Закона Ставропольского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», отделу образования Кочубеевского муниципального района Ставропольского края на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения за счёт средств краевого бюджета в 2011 году выделено 4 571 150 рублей. Кроме того, 14 сентября 2011 года были перечислены средства федерального бюджета в сумме 2674140 рублей на реализацию переданных полномочий. Следовательно, министерство передало финансовые средства, необходимые для осуществления переданных администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. То есть, министерство надлежащим образом исполнило полномочия, возложенные на него законодательством. В объеме доведенных лимитов бюджетных обязательств органы местного самоуправления заключают муниципальные контракты, иные договоры с физическими и (или) юридическими лицами или представляют субсидии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с п. 7 «Порядка предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 г. №60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в безналичной форме на основании заключенного ими договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю, путем ее перечисления продавцу или застройщику жилья органами местного самоуправления. Статьей 12 Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 г. №120-кз предусмотрено, что органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных настоящим Законом отдельных государственных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края и в той мере, в какой указанные полномочия были обеспечены соответствующими органами государственной власти Ставропольского края материальными и финансовыми средствами.

Выслушав и изучив объяснения и доводы сторон по иску, исследовав материалы гражданского дела, суд считает иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствие со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ним отношений, защите семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защите, включая социальное обеспечение; обеспечение права на здоровье, включая медицинскую помощь; обеспечение права на благоприятную окружающую среду; образование.

Лифанов А.С. письменно обратился к прокурору с просьбой о защите его нарушенного права на получение жилья, указав в заявлении на имеющийся у него статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты и восстановления нарушенного права. При этом выбор способа защиты нарушенного права принадлежит исключительно истцу.

Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право и иными способами, предусмотренным законом.

Исходя из положений, предусмотренных ст.ст.254-255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде действие (бездействие) органа местного самоуправления и к действиям (бездействиям), оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся такие действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

Согласно ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для законности оспариваемых действий (бездействия) органов местного самоуправления возлагаются на орган, который совершил оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с п. 1 ст. 40 и п. 1 ст. 45 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Конституционное право на жилище предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную цену из государственного и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40 Конституции РФ).

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 8 Закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после «окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах ВС РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу вышеуказанного закона, граждане указанной категории после окончания пребывания в соответственном учреждении, приемной семье или окончании службы в вооруженных силах Российской Федерации снимаются с полного государственного обеспечения и, следовательно, должны быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст.40 Конституции РФ.

Лифанов А.С. после лишения матери родительских прав находился под попечительством ФИО3, проживающей в <адрес> где проживал и подопечный Лифанов А.С.. Согласно постановления главы администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края от 15.06.2007 года за №1147 за Лифановым А.С. закреплено жилье по адресу: х. <адрес>. Согласно акта проверки жилищных условий Лифанова А.С., данное жилое помещение имеет жилую площадь в 24 кв.м и в нем зарегистрировано 5 человек. В связи с неудовлетворительными условиями для проживания в данном домовладении, Лифанов А.С. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в список, нуждающихся в улучшении жилищных условий под №13.

В июне 2011 года Лифанов А.С. окончил государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт».

Лифанов А.С. имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, а потому, в силу закона, имеет право на внеочередное получение жилого помещения.

Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.

Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Суд считает, что обеспечение вне очереди жилым помещением истца, оставшегося без попечения родителей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.

Законом Ставропольского края № 120-кз от 31.12.2004 года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями СК по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в соответствии со статьей 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 г. N 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, детских домах семейного типа, воинских частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения (далее - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, нуждающиеся в приобретении жилья).

Согласно ч.2 ст.7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года №7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящие на учете для получения жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилым помещением по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение либо строительство жилья в порядке, определенным Правительством Ставропольского края, исходя из площади жилья 33 кв.м и средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья по Ставропольскому краю, устанавливаемом ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.

В соответствии с постановлением Губернатора СК от 23.09.2010 года № 517 «О внесении изменения в п.п. 9.2 Положения о Министерстве строительства и архитектуры СК, утвержденного постановлением губернатора СК от 07.07.2008 года № 530» уполномоченным органом исполнительной власти СК по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Министерство строительства и архитектуры.

В судебном заседании установлено и данный факт не отрицается представителем ответчика, что 29.11.2010 года на основании постановления администрации муниципального образования Васильевского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края от 29.11.2010 года №63 «О постановке на очередь нуждающегося в улучшении жилищных условий оставшегося без попечения родителей Лифанова А.С.», Лифанов А.С. поставлен на очередь на улучшение жилищных условий и состоит в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий за №13. Указанное постановление не обжаловано, не оспорено и имеет юридическую силу. Кроме того, Лифанов А.С. был включен в список совершеннолетних граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете на получение жилых помещений на территории Кочубеевского муниципального района за №12. Тем самым, администрация Кочубеевского муниципального района Ставропольского края приняла на себя обязательство обеспечить указанное лицо благоустроенным жилым помещением вне очереди по месту жительства и предоставление Лифанову А.С. жилого помещения по выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение либо строительство жилья в порядке, определенным Правительством Ставропольского края.

Отделу образования Кочубеевского муниципального района Ставропольского края на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения за счёт средств краевого бюджета в 2011 году выделено 10 006390 рублей, израсходовано 5 651250 рублей.

Следовательно, министерство строительства и архитектуры Ставропольского края передало финансовые средства, необходимые для осуществления переданных администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. То есть, министерство надлежащим образом исполнило полномочия, возложенные на него законодательством.

В объеме доведенных лимитов бюджетных обязательств органы местного самоуправления должны были заключить муниципальные контракты, иные договоры с физическими и (или) юридическими лицами или представить субсидии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с п. 7 «Порядка предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утверждённого постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 г. №60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в безналичной форме на основании заключенного ими договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю, путем ее перечисления продавцу или застройщику жилья органами местного самоуправления.

В судебном заседании факт бездействия администрации по обеспечению жильем Лифанова А.С. установлен не был. Наоборот, администрация выполнила свои функции по выявлению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, консультированию их о возможности улучшения жилищных условий, доведению списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в министерство образования и министерство строительства и архитектуры Ставропольского края с целью выделения денежных средств из бюджета края для приобретения жилья лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. О чем свидетельствует тот факт, что летом 2011 года Лифанов А.С. был вызван в администрацию Кочубеевского муниципального района, где ему сообщили о наличии сертификата на получение субсидии для приобретения жилья на сумму 560000 рублей и предложили собрать и представить в администрацию необходимый для этого пакет документов. До настоящего времени, Лифанов А.С. необходимые документы для получения сертификата, в администрацию так и не представил, т.е. Лифанов А.С. не предпринял никаких действий для реализации своего права на получение жилья.

Тем не менее, Лифанов А.С. как лицо, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете на получение жилых помещений на территории Кочубеевского муниципального района в настоящее время имеет право на внеочередное обеспечение со стороны администрации Кочубеевского муниципального района жилым помещением не ниже социальных норм, установленных Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года №60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам или детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

С учетом приведенных обстоятельств и доводов сторон, суд считает подлежащими удовлетворению требования прокурора Кочубеевского района Ставропольского края, обратившегося в суд в интересах Лифанова А.С. только в части возложении обязанности на администрацию Кочубеевского муниципального района Ставропольского края в срок до 27 мая 2012 года обеспечить Лифанова А.С. вне очереди благоустроенным жилым помещением не ниже социальных норм, установленных постановлением Правительства Ставропольского края №60 от 16.04.2008 года.

Руководствуясь п.1 ст.40, п.1 ст.45 Конституции РФ, Федеральным Законом №159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Ставропольского края от 16.03.2006 года №7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Ставропольского края от 31.12.2004 года №120 – кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.12 ГК РФ, ст.45, ст.ст.254 - 258, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию Кочубеевского муниципального района Ставропольского края в срок до 27 мая 2012 года обеспечить Лифанова А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди благоустроенным жилым помещением не ниже социальных норм, установленных постановлением Правительства Ставропольского края №60 от 16.04.2008 года.

В остальной части исковых требований, отказать.

С мотивированным решением по делу стороны могут ознакомиться 01 ноября 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд в 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме, то есть с 01 ноября 2011 года.

Судья: А.И. Гедыгушев