Решение от 28.10.2011 года по иску прокурора Кочубеевского района в инт. Вяткина К.А. о признании незаконным бездействия администрации Кочубеевского муниц-го района по обеспечению детей-сирот жил.помещением



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 октября 2011 года Кочубеевский районный суд Ставропольского края

в составе:

председательствующего судьи Рулёва И.А.,

при секретаре судебного заседания Ахба Л.А.,

помощника прокурора Кочубеевского района Ставропольского края Татаровой И.Б.,

истца – Вяткина К.А.,

представителя ответчика - администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края - Румянцевой Ю.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кочубеевского районного суда гражданское дело по заявлению прокурора Кочубеевского района Ставропольского края в интересах Вяткина К.А. к администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края о признании незаконным бездействия администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края по обеспечению вне очереди жильем Вяткина К.А., относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и возложении обязанности на администрацию Кочубеевского муниципального района Ставропольского края обеспечить Вяткина К.А. вне очереди благоустроенным жилым помещением не ниже социальных норм, установленных Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кочубеевского района Ставропольского края обратился в суд в интересах Вяткина К.А. с исковым заявлением к администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края о признании незаконным бездействия администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края по обеспечению вне очереди жильем Вяткина К.А., относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и возложении обязанности на администрацию Кочубеевского муниципального района Ставропольского края обеспечить Вяткина К.А. вне очереди благоустроенным жилым помещением не ниже социальных норм, установленных Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п, в котором указывает, что в прокуратуру Кочубеевского района с заявлением обратился Вяткин К.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что отец Вяткина К.А., ФИО2, согласно свидетельству о смерти 1-ГН от ДД.ММ.ГГГГ, умер ДД.ММ.ГГГГ, мать - ФИО3, согласно решению Кочубеевского районного суда от 14 декабря 2004 года, лишена родительских прав в отношении совершеннолетних Вяткина К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В соответствии с постановлением главы села Кочубеевского Кочубеевского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ опекуном над несовершеннолетними Вяткиным К.А. и ФИО4 назначена Вяткина В.Г., проживающая по адресу: с. Кочубеевское, Кочубеевского района Ставропольского края, yл. Братская, 128, где в дальнейшем проживали и подопечные Вяткин К.А. ФИО4 Согласно постановлению администрации муниципального образования село Кочубеевское Кочубеевского района Ставропольского края от 26.03.20 №ПО «О постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилых помещений на территории муниципального образования село Кочубеевское, Вяткин К.А. поставлен на учет на внеочередное улучшение жилых помещений и состоит в списке лиц из числа детей-сирот в возрасте от 18 до 23 лет, нуждающихся в обеспечении жильем в Кочубеевском муниципальном районе за номером 9. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Вяткин К.А. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть лиц в возрасте от 18 до 23 лет, которые остались без попечения обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограничено дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбывание ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии и социальные поддержки. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а так же по окончании службы в вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждении, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а так же в учреждении всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждении, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно абз. 7 п. 9.3 Положения о министерстве строительства и архитектуры Ставропольского края, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 07.07.2008 № 530, уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, является министерство строительства и архитектуры Ставропольского края. Согласно ч. 2 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а так же лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящие на учете для получения жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилым помещением по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение либо строительство жилья в порядке, определенным Правительством Ставропольского края, исходя из площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю, устанавливаемом ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. В силу Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» граждане указанной категории после окончания пребывания в соответственном учреждении, приемной семье или окончания службы в вооруженных силах Российской Федерации снимаются с полного государственного обеспечения и, следовательно, должны быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции Российской Федерации. Таким образом, Вяткин К.А. в настоящее время имеет право на внеочередное обеспечение со стороны администрации Кочубеевского муниципального района жилым помещением по договору социального найма не ниже социальных норм, установленных Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительства жилья детям-сиротам или детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», однако он до настоящего времени жилым помещением фактически не обеспечен, чем нарушено его право на жилище, гарантированное ст. 40 Конституции Российской Федерации. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту, прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений: защите семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защите, включая социальное обеспечение; обеспечение права на здоровье, включая медицинскую помощь; обеспечение права на благоприятную окружающую среду; образование. Вяткин К.А. письменно обратился к прокурору района с просьбой оказать ему содействие в получении жилья по договору социального найма вне очереди не ниже установленных социальных норм.

Просит суд:

1. Признать незаконным бездействие администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края в отношении Вяткина К.А., относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, по обеспечению жильем.

2. Обязать администрацию Кочубеевского муниципального района обеспечить Вяткина К.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди благоустроенным жилым помещением не ниже социальных норм, установленных Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 №60-п.

Помощник прокурора Кочубеевского района Ставропольского края Татарова И.Б. в судебном заседании требования, изложенные в исковом заявлении поддержала, настаивала на их удовлетворении в полном объеме с указанием срока возложения исполнения обязанности по обеспечении истца жилым помещением на ответчика до ДД.ММ.ГГГГ.

Истец Вяткин К.А. в судебном заседании требования, изложенные в исковом заявлении поддержал, настаивал на их удовлетворении в полном объеме настаивал на удовлетворении требований, пояснив, что проживает с бабушкой, опекуном, в <адрес>,где зарегистрирован, своего жилья не имеет, по <адрес> не проживал и не проживает, там живет его бабушка по линии матери. Он обучается по заочной форме обучения на первом курсе Южно-российского государственного университета экономики и сервиса.

Представитель ответчика администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края Румянцева Ю.Л. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что отсутствуют доказательства факта бездействия администрации и просила отказать в их удовлетворении по следующим основаниям: 1) В соответствии с частью 1 статьи 247 ГПК РФ в заявлении в суд должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием). В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом. В заявлении прокурора Кочубеевского района в обоснование бездействия администрации указано, что «Таким образом, Вяткин К.А. в настоящее время имеет право на внеочередное обеспечение со стороны администрации Кочубеевского муниципального района жилым помещением по договору социального найма не ниже норм установленных Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года №60-п... однако он до настоящего времени жилым помещением фактически не обеспечен, чем нарушено его право на жилище, гарантированное ст. 40 Конституции Российской Федерации». В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года №7-КЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. В соответствии со статьями 1, 2 Закона Ставропольского края от 31.12.2004 года №120-кз определено, что Кочубеевскому муниципальному району переданы отдельные государственные полномочия Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по обеспечению жилыми помещениями в соответствии со статьей 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 г. N 7-кз. Постановлением администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края от 12 марта 2010 года №279 «О закреплении за отделами, управлениями администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края, муниципальными учреждениями Кочубеевского муниципального района вопросов местного значения муниципального района и отдельных государственных полномочий» за отделом образования администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края закреплено исполнение переданных отдельных государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот. В соответствии со статьей 2 постановления Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 года №60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» министерство строительства и архитектуры Ставропольского края определено в качестве уполномоченного органа исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Порядком предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок), утвержденным вышеуказанным постановлением, предусмотрено, что: субсидия предоставляется органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края однократно по месту постановки ребенка-сироты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году (пункт 3 Порядка). Для получения субсидии дети-сироты или их законные представители представляют в органы местного самоуправления следующие документы: заявление; документ, удостоверяющий личность ребенка-сироты, законного представителя (паспорт или иной документ его заменяющий); документы, подтверждающие факт отсутствия закрепленного за ребенком-сиротой жилого помещения, а также факт признания его нуждающимся в предоставлении жилья; документы, подтверждающие факт окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (пункт 4 Порядка). Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что для получения субсидии лицо из числа детей-сирот должно обратиться в отдел образования администрации муниципального района с заявлением о предоставлении ему жилья и с документами, подтверждающими его право на это. Однако Вяткин К.А. в администрацию Кочубеевского муниципального района по поводу предоставления ему жилья ни разу не обращался и ни один из предусмотренных Порядком документов не предоставлял. Решение о предоставлении субсидии либо об отказе в ее предоставлении принимается органами местного самоуправления в течение 10 рабочих дней. Непредставление документов, предусмотренных пунктом 4 настоящего Порядка, является основанием для принятия решения об отказе в предоставлении субсидии. О принятом решении органы местного самоуправлении уведомляют ребенка-сироту или его законного представителя в 3-дневный срок (пункт 5 Порядка). Поскольку документы, предусмотренные Порядком предоставлены не были, решение администрации Кочубеевского района о предоставлении или отказе в предоставлении субсидии не принималось. В список совершеннолетних граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете на получение жилых помещений на территории Кочубеевского муниципального района Вяткин К.А. попал не на основании собственного заявления или заявления законного представителя, а был выявлен специалистами органа опеки и попечительства администрации района, которыми осуществляется взаимодействие с органами местного самоуправления поселений Кочуеевского района, которые, в свою очередь, передали информацию о том, что данное лицо включено в список на улучшение жилищных условий, проживающих на территории села Кочубеевского, на основании постановления администрации муниципального образования село Кочубеевское Кочубеевского района Ставропольского края №110 от 26.03.2010 года. По мере обновления данные сведения передаются органом опеки и попечительства администрации района в министерство образования и министерство строительства и архитектуры Ставропольского края с целью выделения денежных средств из бюджета края для приобретения жилья лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сведения (списки) о лицах из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий являются предварительными и не точными, т.к. формируются не на основании заявлений вышеуказанных лиц и после проверки представленных ими сведений, а на основании сведений, предоставленных администрациями поселений Кочубеевского района и сведений, которыми обладает администрация Кочубеевского муниципального района, как орган опеки и попечительства, т.е. выявленных специалистами органа опеки и попечительства. Данные списки не являются очередью, а служат основанием для определения размера субсидий, выделяемых из краевого бюджета на улучшение жилищных условий лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По мере поступления денежных средств из бюджета края, специалистами органа опеки и попечительства проводится работа по выявлению нуждающихся в жилье, желающих его получить и истребованию заявлений и необходимых документов от лиц, состоящих в списках и уже после получения необходимых документов и проведения их экспертизы принимается решение о предоставлении жилья, либо об отсутствии оснований для этого. Т.е., фактически, специалисты органа опеки и попечительства, самостоятельно выявляют лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании имеющихся в органе опеки и попечительства документов формируют предварительные списки, направляют их в министерство строительства и архитектуры СК, после получения субсидий из краевого бюджета разыскивают лиц, указанных в списке, истребуют у них заявление и необходимые документы, принимают решение о предоставлении жилья или об отказе в этом и приобретают жилье, лицам, имеющим на это право. Таким образом, исходя из вышеизложенного следует, что если под бездействием администрации следует понимать не предоставление Вяткину К.А. жилья, то у администрации Кочубеевского муниципального района не возникло оснований для совершения определенных действий по предоставлению Вяткину К.А. жилья, т.к. фактически ни он, ни его законные представители никогда не обращалась в администрацию Кочубеевского муниципального района с целью предоставления ему жилья и не предоставлял необходимых документов, подтверждающих его право на предоставление жилья. Считает, что в данном случае, орган опеки и попечительства выполнил добросовестно выполнил свои функции по выявлению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, консультированию их о возможности улучшения жилищных условий, доведению списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в министерство образования и министерство строительства и архитектуры Ставропольского края с целью выделения денежных средств из бюджета края для приобретения жилья лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также можно сказать, что в соответствии с постановлением главы села Кочубеевского Кочубеевского района Ставропольского края №39 от 19.09.2005 года за Вяткиным К.А. закреплена жилая площадь в домовладении по адресу: Ставропольский край, с<данные изъяты>. В 2010 году из краевого бюджета отделу образования администрации Кочубеевского муниципального района были выделены средства на предоставление субсидий на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей на общую сумму 9032,1 тыс. рублей. Из них израсходовано 8628,51 тыс. рублей (неизрасходованного остатка было недостаточно для приобретения жилья, в соответствии с действующими нормами). По состоянию на 25.10.2011 года выделено средств - 10006,39 тыс.рублей, израсходовано - 5651,25 тыс. рублей. Помимо того, что Вяткин К.А. ни разу не обращался в администрацию Кочубеевского муниципального района Ставропольского края ни по поводу получения жилья по договору социального найма ни по поводу приобретения жилья, не отслеживается также на каком праве он просит предоставить ему жилье и из его заявления в прокуратуру Кочубеевского района.

Представитель третьего лица - Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края в судебное заседание не явился, хотя о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом. От Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края в суд поступило заявление с просьбой рассмотреть гражданское дело в отсутствие их представителя с учетом направленных в адрес суда пояснений. Дело рассмотрено в отсутствии представителя заинтересованного лица.

Из письменных пояснений заинтересованного лица следует, что Пунктом 6 ст. 26.3.Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в п. 2 настоящей статьи, с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов. Законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с Законом Ставропольского края от 31 декабря 2004 г. № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 120-кз) органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одним из указанных полномочий является обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона № 120-кз, органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий обязаны обеспечить эффективное и рациональное использование материальных ресурсов и финансовых средств, выделенных из бюджета Ставропольского края на осуществление отдельных государственных полномочий. Выделяемые средства распределены между органами местного самоуправления пропорционально фактической потребности. Законом Ставропольского края от 16 марта 2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закреплённого жилого помещения и состоящие на учёте на получение жилого помещения имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. В соответствии с п. 3 Порядка предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок), утверждённого постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 г. № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» субсидия предоставляется органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края однократно по месту постановки ребенка-сироты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году. Порядком утверждён механизм предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для получения субсидии дети-сироты или их законные представители представляют в органы местного самоуправления по месту постановки на учёт определённые документы. Решение о предоставлении субсидии либо об отказе в ее предоставлении принимается непосредственно органами местного самоуправления. Расчет размера субсидии производится также органами местного самоуправления. Органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Ставропольского края в установленном порядке доведены уведомления о показателях бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств в сроки, установленные порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи главных распорядителей средств бюджета Ставропольского края. Согласно Приложению 15 к Закону Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2011 год", субвенции, выделяемые из краевого фонда компенсаций местным бюджетам в 2011 году на реализацию Закона Ставропольского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Отделу образования администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения за счёт средств краевого бюджета в 2011 году выделено 4 571, 15 рубля, что подтверждается платежными поручениями № 127 от 09.02.2011, JY» 550 от 08.04.2011 г., № 819 от 06.05.2011г. Кроме того, 14 сентября 2011 года были перечислены средства федерального бюджета в сумме 2 674 140 рублей на реализацию переданных полномочий (заявка № К457 от 14.09.2011). Следовательно, министерство передало финансовые средства, необходимые для осуществления переданных администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. То есть, министерство надлежащим образом исполнило полномочия, возложенные на него законодательством. В объёме доведённых лимитов бюджетных обязательств органы местного самоуправления заключают муниципальные контракты, иные договоры с физическими и (или) юридическими лицами или представляют субсидии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с п. 7 Порядка в безналичной форме на основании заключенного ими договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю, путем ее перечисления продавцу или застройщику жилья органами местного самоуправления. Статьёй 12 Закона № 120-кз предусмотрено, что органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных настоящим Законом отдельных государственных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края и в той мере, в какой указанные полномочия были обеспечены соответствующими органами государственной власти Ставропольского края материальными и финансовыми средствами.

Выслушав объяснения сторон по иску, исследовав материалы гражданского дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствие со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых(служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ним отношений, защите семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защите, включая социальное обеспечение; обеспечение права на здоровье, включая медицинскую помощь; обеспечение права на благоприятную окружающую среду; образование.

Вяткин К.А. письменно обратился к прокурору с просьбой о защите его нарушенного права на внеочередное получения жилья, указав в заявлении на имеющийся у него статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.9).

В соответствии со ст. 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты и восстановления нарушенного права. При этом выбор способа защиты нарушенного права принадлежит исключительно истцу.

Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право и иными способами, предусмотренным законом.

Исходя из положений, предусмотренных ст.254-255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде действия (бездействие) органа местного самоуправления и к действиям (бездействиям), оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся такие действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

В соответствии с п.1 ст.40 и п.1 ст.45 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Конституционное право на жилище предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную цену из государственного и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40 Конституции РФ).

Вяткин К.А., после смерти отца и лишения матери родительских прав находился под попечительством Вяткина В.Г., проживающей в <адрес>, где в дальнейшем проживал, проживает и подопечный Вяткин К.А.

Вяткин К.А. имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, а потому, в силу закона, имеет право на внеочередное получение жилого помещения из муниципального фонда.

В соответствии с ч.1 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

В силу п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст.8 Федерального Закона от 21.12.1996 № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а так же в учреждении всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Также, в силу Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» граждане указанной категории после окончания пребывания в соответственном учреждении, приемной семье или окончания службы в вооруженных силах Российской Федерации снимаются с полного государственного обеспечения и, следовательно, должны быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции Российской Федерации.

Часть 2 ст.7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 №7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а так же лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящие на учете для получения жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилым помещением по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение либо строительство жилья в порядке, определенным Правительством Ставропольского края, исходя из площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю, устанавливаемом ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.

5.03.2010 года Вяткин К.А. обратился в Администрацию муниципального образования с. Кочубеевского с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма.

На основании постановления Администрации муниципального образования с. Кочубеевского Кочубеевского района Ставропольского края №110 от 26.03.2010 года, Вяткин К.А. был внесен в список общей очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищно-бытовых условий за №735 и в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Вяткин К.А. был включен в список совершеннолетних граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете на получение жилых помещений на территории Кочубеевского муниципального района на 01.10.2011 года, составляемый отделом образования Администрации Кочубеевского муниципального района, выполняющего функции по опеке и попечительству, и данные Вяткина К.А., а именно номер (110) и дата постановления (от 26.03.2010 года) указаны за №9(л.д.8).

Вяткин К.А. в 2008 году окончил школу, получил аттестат об основном общем образовании /л.д.10/, в настоящее время не учится /очно/ и не проходит военную службу, не имеет закрепленного жилого помещения, что также подтверждается ответом Кочубеевского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на запрос прокуратуры <адрес> об отсутствии в ЕГРП сведений о правах Вяткина К.А. на имеющиеся у него объекты недвижимости в <адрес> /л.д.19/, справкой БТИ от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.20/, справкой от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.17/ и сообщением /л.д.25/, выданных Администрацией муниципального образования <адрес>.Вяткин К.А. суду пояснил, что по адресу <адрес> /якобы закрепленного за Вяткиным К.А. жилого помещения/ не проживает и не зарегистрирован, проживает и зарегистрирован по <адрес>, своего жилья не имеет. Суду не представлено ответчиком и акта обследования жилого помещения, расположенного в <адрес> на предмет его принадлежности и возможности для проживания Вяткина К.А.. Постановление Администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о постановке Вяткина К.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не отменено и не изменено, он внесен и в список администрации района как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей под № 9. В связи с изложенным суд находит довод представителя администрации Кочубеевского муниципального района о наличии закрепленного за Вяткиным К.А. жилого помещения необоснованным.

Таким образом, Вяткин К.А. в настоящее время имеет право на внеочередное обеспечение со стороны администрации Кочубеевского муниципального района жилым помещением не ниже социальных норм, установленных Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительства жилья детям-сиротам или детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», однако он до настоящего времени жилым помещением фактически не обеспечен, чем нарушено его право на жилище, гарантированное ст. 40 Конституции Российской Федерации.

Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (ст. 8 ГК РФ).

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают и из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности. Аналогичные положения содержатся и в ЖК РФ (ст. 10).

Абзацем 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гарантировано право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилой площади вне очереди.

Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.

Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Суд считает, что обеспечение вне очереди жилым помещением истца, оставшегося без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.

Согласно ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для законности оспариваемых действий (бездействия) органов местного самоуправления возлагаются на орган, который совершили оспариваемые действия (бездействие).

Законом Ставропольского края № 120-кз от 31.12.2004 года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями СК по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, в соответствие с которым органы местного самоуправления должны были приобретать жилье по норме предоставления в соответствии с законодательством для передачи в собственность муниципального образования и дальнейшего предоставления его по договору социального найма в пользование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на учет в качестве нуждающихся.

Доказательств того, что ответчик надлежащим образом выполнил указанные требования закона Ставропольского края суду не представлено.

В соответствии с постановлением Губернатора СК от 23.09.2010 года № 517 «О внесении изменения в п.п. 9.2 Положения о Министерстве строительства и архитектуры СК, утвержденного постановлением губернатора СК от 07.07.2008 года № 530» уполномоченным органом исполнительной власти СК по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Министерство строительства и архитектуры.

В судебном заседании установлено и данный факт не отрицается представителем ответчика, что 26.03.2010 года Вяткин К.А. был взят на учет, как гражданин, нуждающееся в жилом помещении на основании постановления главы администрации муниципального образования Ивановского сельсовета.

Указанное постановление не обжаловано, не оспорено и имеет юридическую силу. Тем самым, администрация Кочубеевского муниципального района Ставропольского края приняла на себя обязательство обеспечить указанное лицо благоустроенным жилым помещением вне очереди по месту жительства и предоставление Вяткину К.А. благоустроенного жилого помещения не ниже социальных норм, установленных Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 №60-п с учетом количества выделенных на эти цели денежных средств не зависит от номера в списке такой же категории лиц – детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Как следует из ст. 13 и 14 ЖК РФ, к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления в области жилищных отношений не относится определение порядка предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Органы государственной власти субъекта РФ определяют лишь порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 12 ЖК РФ определение порядка предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов. государственной власти РФ. Названный порядок определен в ст. 57 ЖК РФ, которая наряду с общим правилом о предоставлении жилья в порядке очередности (ч. 1) содержит специальное правило о предоставлении отдельным категориям граждан жилья вне очереди (ч.2), а внеочередное предоставление жилья подразумевает, что оно должно предоставляться без всякой очереди. Поэтому установление органом местного самоуправления или даже законодательным органом субъекта РФ очереди для лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, нарушает права таких лиц и противоречит требованиям федерального законодательства, т.к. в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. В такой же мере и разрешение требований о предоставлении детям-сиротам жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.

По закону Ставропольского края № 7 -КЗ от 16 марта 2006 года (в редакции закона от 9 июля 2007 года № 34 -КЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной «поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном общеобразовательном учреждении СК или учреждении асоциального обслуживания населения СК, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, имеют право на внеочередное обеспечение жилым помещением по их выбору: либо по договору социального найма, либо в форме предоставления им субсидий, исходя из общей площади жилья 33 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по СК, устанавливаемой Правительством СК (в редакции закона № 75 -КЗ от 10.11.08 г).

Как следует из бюджетной росписи по расходам на 2010 года на обеспечение жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2010 году были выделены средства на общую сумму 9140010 рублей. Из них израсходовано 8736420,00 (восемь миллионов семьсот тридцать шесть тысяч четыреста двадцать) рублей. Остаток на 23.12.2010 составля­ет 403590 рублей (четыреста три тысячи пятьсот девяносто) рублей. / По состоянию на 25.10.2011 года выделено средств - 10006,39 тыс.рублей, израсходовано - 5651,25 тыс. рублей/.

Как видно, ЖК РФ закрепив за гражданами, указанными в п.1 и п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ, право на получение жилья вне очереди, не указал о сроке предоставления жилья данным категориям граждан.

Отсутствие в ЖК РФ указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, указанным в п.1 и п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ, говорит о том, что жилье должно предоставляться данным гражданам после их обращения в орган местного самоуправления с целью реализации принадлежащего им субъективного права на получение жилья вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку вне очередников), т.к. не терпит отлагательства обеспечением жильем таких лиц из той категории граждан, кому государство обязалось предоставить жилье вне очереди, не упоминая о сроках исполнения принятой на себя обязанности.

С учетом приведенных обстоятельств и доводов сторон, суд считает подлежащими удовлетворению требования прокурора Кочубеевского района Ставропольского края, обратившегося в суд в интересах Вяткина К.А.

Руководствуясь п.1 ст.40, п.1 ст.45 Конституции РФ, Федеральным Законом № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Ставропольского края от 31.12.2004 года №120 –кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.12 ГК РФ, 57 ЖК РФ, ст.254- 258, ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края в отношении Вяткина К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по его внеочередному обеспечению жильем.

Обязать администрацию Кочубеевского муниципального района Ставропольского края в срок до 28.04.2012 года обеспечить Вяткина Константина Андреевича вне очереди благоустроенным жилым помещением, не ниже социальных норм, установленных постановлением Правительства Ставропольского края № 60 -п от 16.04.2008 года.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд в течение 10 дней.

Судья И.А. Рулёв

Мотивированное решение по делу изготовлено 3.11.2011 года.