Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с.Кочубеевское 14 декабря 2011 года Кочубеевский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Виприцкого Н.В., с участием помощника прокурора Кочубеевского района Столяр М.В. представителя истца Кулик В.И. по доверенности от 27.01.2011 года Криницына А.И. представителя ответчика Долиной И.В. по доверенности от 25.05.2011 года при секретаре Балацкой С.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кулик В.И. к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края о перерасчете ежемесячно выплачиваемой суммы в возмещение вреда здоровью и взысканию недополученных сумм в возмещение вреда здоровью, У С Т А Н О В И Л : Кулик В.И. обратился в суд с иском к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края о перерасчете ежемесячно выплачиваемой суммы в возмещение вреда здоровью и взысканию недополученных сумм в возмещение вреда здоровью. Из искового заявления истца Кулик В.И. следует, что он является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. 08 мая 1987 г. он, как военнообязанный - рядовой запаса по повестке Кочубеевского райвоенкомата был призван на учебные сборы, и в период с 08 мая 1987 г. по 22 июля 1987 г. был привлечен к участию в ликвидации техногенной катастрофы на Чернобыльской АЭС. В результате воздействия ионизирующего излучения и других вредных производственных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС у него наступило ухудшение здоровья, и 04 сентября 1996 г. после освидетельствования во ВТЭК был признан инвалидом 3-й группы с 70% степенью утраты профессиональной трудоспособности с формулировкой «заболевание связанно с работами по ликвидации последствий аварией на Чернобыльской АЭС». С последующими переосвидетельствованиями состояния здоровья, группа инвалидности 04.09.2001 года 3 с 60% степенью утраты трудоспособности бессрочно. В п.10 Постановления Пленума ВС РФ от 05 апреля 2005 года № 7 разъяснено, что в пункте 3 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998г. №125-ФЗ и в статье 14 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей (далее - Правила), был закреплен единый принцип определения периода для подсчета среднего месячного заработка потерпевшего, из которого исчисляется размер возмещения. По его выбору средний заработок мог быть определен за двенадцать месяцев работы, предшествовавших наступлению страхового случая (увечья) или утрате либо снижению трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве (трудовым увечьем) или профессиональным заболеванием. В случае профессионального заболевания средний заработок по желанию гражданина мог быть исчислен за двенадцать месяцев, предшествовавших прекращению работы, повлекшей такое заболевание. Ответчиком истцу сумма ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с учетом 70%-ной утратой профессиональной трудоспособности исчислена была из расчета МРОТ перед первоначально установленной группы инвалидности, из которой выплата ВВЗ с 06.01.2000 года составила 544, 64 рублей, которая должна была быть индексирована в установленном законом порядке, допускавшем возможность индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда. Однако, в нарушение действующего законодательства, данные выплаты ответчиком не были своевременно проиндексированы, а проиндексированные суммы не соответствовали должных размеров индексов, что значительно ущемлены интересы истца. В настоящее время истец считает, что ежемесячные суммы денежной компенсации в ВВЗ, выплачиваемые ответчиком занижены, не отвечают тому ущербу нанесенному его здоровью вследствие выполняемых работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы во исполнение правительственного задания, которое выполнял по призыву государственного органа —военного комиссариата, считает, что они должны быть пересчитаны с применением всех повышающих коэффициентов к фиксированной сумме ВВЗ, назначенной и выплачиваемой ответчиком истцу в соответствии с Федеральным законом от 12.02.2001 года № 5 — ФЗ. Истец в своих расчетах использовал данные по выплате ответчиком суммы денежной компенсации с 06.01. 2000 года, так как полагает, что эта сумма не была в дальнейшем своевременно и должным образом индексирована и в расчетах истца указанная сумма проиндексирована во временных периодах, где сумма ежемесячной денежной компенсация увеличилась с 01.01.2011 года до 5 269,29 рублей в месяц вместо выплачиваемых ему 4 694,82 рублей, что как то улучшит материальное положение истца. В соответствии с п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05 апреля 2005 года № 7 « О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 года № 35 « О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом РФ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»» предусматривает, что суды вправе произвести такую индексацию с 01.07.2000 года с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в статье 1 ФЗ от 19 июня 2000 года № 82 — ФЗ « О минимальном размере оплаты труда», начиная с 01 июля 2000 года — в 1,581 раза; с 01 января 2001 года — в 1,515 раза. С 1 июля 2000 года минимальный размер оплаты труда увеличился с 83 руб.49 коп. до 132 руб., то есть рост составил 1,581 раза. С 1 января 2001 года минимальный размер оплаты труда увеличился со 132 руб. до 200 руб., то есть рост составил 1,515 раза (200 : 132) Таким образом, ежемесячные суммы возмещения вреда подлежали индексации в следующем порядке: в период с 01.07.2000 года по 31.12.2000 года – исходя из индекса роста МРОТ – 1,581; с 01.01.2001 года – 1,515, - в соответствии с ч.3 ст.5 “базового чернобыльского” Закона (в ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 179-ФЗ), статьи 1 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № “Об индексации денежных доходов граждан и сбережений в РСФСР” (в ред. Указа Президенте РФ от ДД.ММ.ГГГГ №), статьей 318 ГК РФ (в редакции действовавший с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.) Следовательно, размер ежемесячной суммы возмещения вреда должен составлять: с 1 июля 2000 года 861,07 руб./мес. (544,64 рублей. *1,581) С 1 января 2001 года размер сумм возмещения вреда должен составлять 1 304,52 руб./мес. (861,07 * 1,515 руб./мес.), где 1,515 – индекс роста МРОТ. С 04.09.2001 года, в связи с установлением степени потери трудоспособности в размере 60%, следовало произвести перерасчет с учетом корректирующего коэффициента равного 0,86 : 60% : 70% = 0,86 Таким образом, размер ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью, с 04.09.2001 года, должен составлять: 1 121,89 руб./мес. - (1 304,52 * 0,86 ) Согласно справке Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю от 19.08.2008 г. № 17-20/50 коэффициент индексации в связи с ростом величины прожиточного минимума в среднем за 2001 год для пенсионеров в Ставропольском крае составляет 1,6820; за 2002 год составляет 1,2222, за 2003 год составляет 1,1953. Таким образом, размер ежемесячной суммы возмещения вреда должен составлять: С 1 января 2002 года – 1 887, 02 руб./мес. (1 121,89 руб./мес.* 1,6820); С 1 января 2003 года – 2 306,32 руб./мес. (1 887, 02 руб./мес.* 1,2222 ); С 1 января 2004 года – 2 756, 74 руб./мес.(2 306,32 руб./мес.* 1,1953 ); С 01.01.2005 г. - 1,11- в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2004г. № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год», в редакции Федерального закона от 4 ноября 2005г. № 141-ФЗ и Постановлением Правительство РФ от 03.03.2007 года № 143. Следовательно, размер ежемесячной суммы возмещения вреда должен составлять с 01.01.2005 года – 3 059,98 руб./мес. (2 756, 74 руб./мес.* 1,11) С 01.01.2006 г. - 1,09 – в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 1 декабря 2006 г. N 197-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2006 год» и Постановлением Правительство РФ от 03.03.2007 года № 143. Следовательно, размер ежемесячной суммы возмещения вреда должен составлять с 01.01.2006 года – 3 335,38 руб./мес. (3 059,98 руб./мес.* 1,09) С 01.01.2007 г. - 1,08 – в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ О федеральном бюджете на 2007 год и Постановлением Правительство РФ от 21.03.2007 года № 171. Следовательно, размер ежемесячной суммы возмещения вреда должен составлять с 01.01.2007 года – 3 602,21 руб./мес. (3 335,38 руб./мес.* 1,08) с 01.01.2008 г. – 1,105 Постановление Правительства РФ № 655 от 03.09.2008г. "О внесении изменений в постановление Правительства РФ № 914 от 21.12.2007 г." Об индексации в 2008 - 2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Следовательно, размер ежемесячной суммы возмещения вреда должен составлять с 01.01.2008 года – 3 980,44 руб./мес. (3 602,21 руб./мес.* 1,105) с 01.01.2009 г. – 1,13 Постановление Правительства РФ № 545 от 07.07.2009 г. "О внесении изменений в постановление Правительства РФ № 914 от 21.12.2007 г." Об индексации в 2008 - 2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Следовательно, размер ежемесячной суммы возмещения вреда должен составлять с 01.01.2009 года – 4 497,90 руб./мес. (3 980,44 руб./мес.* 1,13) С 01.01.2010 года – 1,1 Постановлением Правительства РФ № 1024 от 16.12.2009 года « О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 21.12.2007 года « Об индексации в 2008 – 2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам. подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»». Следовательно, размер ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью должен составлять с 01.01.2010 года – 4 947,69 рублей ( 4 497,90 рублей * 1,1) С 01.01.2011 года – 1,065 Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 1079 г. Москва « О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 21.12.2007 года « Об индексации в 2011 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам. подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»». Следовательно, размер ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью должен составлять с 01.01.2011 года – 5 269,29 рублей (4 947,69 * 1,065) В статье 208 ГК РФ указано, что исковая давность не распространяется на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом: требования вкладчиков к банку о выдаче вкладов; требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Однако требования, предъявленные по истечению трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествующие предъявлению иска; требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304). В статье 58 Федерального закона от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ “Об использовании атомной энергии” (с изменениями от 10 февраля 1997 года, 10 июля, 30 декабря 2001 года, 28 марта 2002 года, 11 ноября 2003 года) указано: «на требования о возмещении убытков и вреда, причиненных радиационным воздействием жизни и здоровью граждан, исковая давность не распространяется». В данной статье нет ограничений, которые указаны в п.3 статьи 208 ГК РФ, по удовлетворению таких требований за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска. То обстоятельство, что нормы Федерального закона от 21.11.1995 года № 170-ФЗ “Об использовании атомной энергии” полностью распространяются на лиц, пострадавших от радиационного воздействия вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, доказывается тем, что Федеральный закон от 21.11.1995 года № 170-ФЗ “об использовании атомной энергии” применялся Конституционным Судом РФ при проверке конституционности ряда положений «чернобыльского» законодательства. Следовательно, в соответствии с п.5 статьи 208 ГК РФ и статьи 58 Федерального закона от 21.11.1995 года № 170-ФЗ “Об использовании атомной энергии” взысканию подлежат недополученные ежемесячные суммы возмещения вреда за период с 01.07.2000 года по 30.09.2011 года. Размер недополученных ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью, согласно приведенного расчета, за период с 01.07.2000 года по 30.09.2011 года составляет: С 01.07.2000 г. по 31.12.2000 г. подлежало выплате: 861,07 *6 = 5 166,42 рублей Фактически выплачено: 544,64*6 = 3 267,84 рублей Недоплата: 1 898,58 рублей С 01.01.2001 г. по 31.12.2001 г. подлежало выплате: 1 304,52 * 8+1 304,52 : 30 * 3+ 1 121,89 : 30 * 27 + 1 121,89 * 3 = 14 942 рублей Фактически выплачено: 652,95*1+652,95:28*14+1000:28*14+1000*10 = 11 479,42 рублей Недоплата: 3 462,58 рублей С 01.01.2002 г. по 31.12.2002 г. подлежало выплате: 1 887,02 * 12 = 22 644,24 рублей Фактически выплачено: 1 000 * 12 = 12 000,00 рублей Недоплата: 10 644, 24 рублей. С 01.01. 2003 г. по 31.12. 2003 г. подлежало выплате: 2 306,32 * 12 = 27 675,84 рублей Фактически выплачено: 1000*9+ 1000:31*15+1 376,94:31*16+1376,94*2= 12 948,43 рублей Недоплата: 14 727, 41 рублей С 01.01.2004 г. по 31.12.2004 г. подлежало выплате: 2 756,74 * 12 = 33 080,88 рублей Фактически выплачено: 1376,94* 4 + 1646,82 * 8 = 18 682,32 руб. Недоплата 14 398,56 рублей С 01.01.2005 г. по 31.12.2005 г. подлежало выплате: 3 059,98 *12 = 36 719,76 рублей Фактически выплачено: 1 646,82 * 12 = 19761,84 рублей Недоплата: 16 957, 92 рублей С 01.01.2006 г. по 31.12.2006 г. подлежало выплате: 3 335,38 *12 = 40 024,56 рублей Фактически выплачено: 1 795,03 *12 = 21 540,36 рублей Недоплата: 18 484,20 рублей С 01.01. 2007 г. по 31.12. 2007 г. подлежало выплате: 3 602,21 * 12 = 43 226,52 рублей фактически выплачено: 1938,63 * 1 + 3 209,49* 11 = 37 243, 02 рублей Недоплата: 5 983,50 рублей С 01.01.2008 г. по 31.12.2008 г. подлежало выплате: 3 980,44 *12 = 47 765,28 рублей Фактически выплачено: 3 546,49 *12 = 42 557, 88 рублей Недоплата: 5 207,40 рублей С 01.01.2009 г. по 31.12.2009 г. подлежало выплате: 4 497,90 * 12 = 53 974, 80 рублей Фактически выплачено: 4 007,53 * 12= 48 090,36 рублей Недоплата: 5 884,44 рублей С 01.01.2010г. по 31.12.2010 г — подлежало выплате: 4 947,69 * 12 = 59 372,28 рублей фактически выплачено: 4 408,28 * 12 = 52 899,36 рублей Недоплата: 6 472,92 рублей С 01..01.2011г. по 30.09.2011 г — подлежало выплате: 5 269,29 * 9 = <данные изъяты> рублей фактически выплачено: 4 694,82 * 9 = <данные изъяты> рублей Недоплата: 5 170, 23 рублей Итого: с 01.07. 2000 года по 30.09.2011 года. согласно приведенному расчету, истцу: подлежало выплате: <данные изъяты> рублей фактически выплачено: <данные изъяты> рублей Недополученные ежемесячные суммы в возмещение вреда здоровью по приведенному расчёту, составляет 109 291,98 рублей Согласно пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 года № 35 (в редакции от 11.05.2007 года № 23) и статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, является Российская Федерация, представителем которой в соответствии с абзацем третьим пункта 15 части 1 статьи 14 названного Закона выступают органы социальной защиты населения или иные государственные органы, производящие выплату ежемесячной денежной компенсации, уполномоченные согласно части 3 статьи 125 ГК РФ выступать от имени казны Российской Федерации по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, в данном случае. Управление труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района. В соответствии со ст.333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации он освобожден от уплаты государственной пошлины. Просит суд обязать Управление труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края назначить ему ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью с 01 октября 2011 г. размере 5269,29 рублей с последующей её индексацией в установленном законом порядке. Взыскать с Управления труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края, единовременно, в пользу Кулик В.И. <данные изъяты> рублей за счёт средств федерального бюджета недополученных ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью за период с 01.07. 2000 года по 30.09.2011 года. Представитель истца по доверенности Криницын А.И. поддержал требования истца в полном объеме и просил их удовлетворить. Представитель Управления труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края по доверенности Долина И.В. возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что по состоянию на 04.09.1996 года выплата сумм возмещения вреда вследствие Чернобыльской катастрофы производилась в порядке, определенном пунктом 25 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и абзацами первым и вторым пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 года № 4214-1. В соответствии со статьей 14 (Периоды, за которые определяется среднемесячный заработок) Постановления ВС РФ от 24 декабря 1992 года № 4214-1, среднемесячный заработок определяется за 12 последних месяцев работы (службы, кроме срочной военной службы) предшествующих трудовому увечью. По желанию застрахованного при наступлении страхового случая по причине получения им профессионального заболевания средний месячный заработок может быть подсчитан за последние 12 месяцев работы, предшествовавших прекращению работы, повлекшей такое заболевание. В соответствии со статьей 12 (Возмещение заработка или его части) Постановления ВС РФ от 24 декабря 1992 года № 4214-1, размер возмещения вреда определяется в процентах к заработку потерпевшего до трудового увечья, соответствующих степени утраты им профессиональной трудоспособности. Впервые, компенсация в возмещение вреда здоровью была назначена в связи с вступлением в действие Федерального Закона от 24ноября1995года № 179-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" со 02 марта 1996 года, до этого момента инвалидам ЧАЭС выплачивалась пенсия по инвалидности. Заработок рассчитывался из 7-ми МРОТ (75900,00*7=531300,00). Соответственно, размер суммы возмещения вреда с учетом 70% утраты профессиональной трудоспособности, подлежащий к выплате истцу на тот момент составлял 371910 рублей 00 копеек. В соответствии со ст. 11 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 года № 4214-1. Суммы возмещения вреда подлежат индексации в связи с повышением стоимости жизни в установленном законом порядке. При повышении минимального размера оплаты труда в централизованном порядке все суммы возмещения заработка увеличиваются пропорционально повышению минимального размера оплаты труда». С 15 февраля 2001 года – с вступлением в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Кулик В. И. стал получать ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в фиксированном размере 1000 рублей, как наиболее выгодный для него вариант (личное заявление - 14.02.2001 года). Решением Кочубеевского районного суда от 15.06.2007 года компенсация в возмещения вреда здоровью исходя из фиксированной суммы (1000 рублей) была проиндексирована в соответствии с уровнем прожиточного минимума и уровнем инфляции. В настоящий момент размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, на основании судебного решения составляет 4694,82. Выслушав представителя истца, представителя ответчика, прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные требования, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с положениями ст.ст.12,38 и 56 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые пользуются равными процессуальными правами, и несут равные процессуальные обязанности. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых, суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности (ст.ст. 55 и 67 ГПК РФ). В соответствии с п.25 ст.14 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» инвалидам - чернобыльцам гарантируется «возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы, гарантируется выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей». Согласно названной норме Закона инвалидам из числа военнослужащих гарантировалось возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. При этом, если период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составлял менее одного календарного месяца, размер возмещения вреда исчислялся исходя из условного месячного заработка без его ограничения. Во всех случаях заработок, из которого исчислялась сумма возмещения вреда, не мог быть ниже семикратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда. Как следует из материалов дела Кулик В.И. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. 08 мая 1987 г. он, как военнообязанный - рядовой запаса по повестке Кочубеевского райвоенкомата был призван на учебные сборы, и в период с 08 мая 1987 г. по 22 июля 1987 г. был привлечен к участию в ликвидации техногенной катастрофы на Чернобыльской АЭС. В результате воздействия ионизирующего излучения и других вредных производственных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС у него наступило ухудшение здоровья. 04 сентября 1996 г. после освидетельствования во ВТЭК Кулик В.И. был признан инвалидом 3-й группы с 70% степенью утраты профессиональной трудоспособности с формулировкой «заболевание связанно с работами по ликвидации последствий аварией на Чернобыльской АЭС». С последующими переосвидетельствованиями состояния здоровья, 04.09.2001 года установлена 3 группа инвалидности с 60% степенью утраты трудоспособности бессрочно. Статьей 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ было установлено, что размеры ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда ежегодно повышаются пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Однако ежегодная величина роста прожиточного минимума в целом по Российской Федерации Правительством Российской Федерации официально не определялась. В постановлении от 19.06.2002 года № 11-П Конституционный Суд РФ определил, что впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство, суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, сумм возмещения вреда с учетом их индексации в зависимости от роста прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. С 29 мая 2004 года вступил в силу Федеральный закон от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ, который внес изменения в статью 5 базового закона, согласно которым размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 г. №326, от 07 мая 2005 г. № 292, от 25 апреля 2006 г. № 246, от 21 марта 2007 г. № 171, от 03 сентября 2008г. № 655 от 07 июля 2009г. № 545,16 декабря 2009 г. № 1024 определен порядок индексации ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда и иных выплат в 2002 - 2010 годах. С 01.01.2010 года выплата Управлением труда и социальной защиты населения администрации Кочубевеского муниципального района Ставропольского края ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда истцу производится в размере, предусмотренном Законом с учетом ежегодной индексации, который составляет 4694,82 рубля. Пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2005 года №7 «О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 г. №35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривает, что суды вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с 01.07.2000 г. с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда в 1,581 раза, а с 01.01.2001 г.- в 1,515 раза, то есть с учетом величины МРОТ, указанных в статье 1 Федерального закона от 19.06.2000 г. №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.02.2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размер вышеназванных выплат должен повышаться пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации взамен росту МРОТ. По смыслу части 3 статьи 2 Федерального Закона № 5-ФЗ от 12 февраля 2001 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предусматривающей ежегодную индексацию сумм ежемесячных выплат пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена по истечении данного календарного года, то есть с января 2002 года, а с учетом правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 19 июня 2002 года № 11-П, суммы возмещения вреда с указанного времени подлежали индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. Согласно справке Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю коэффициент индексации в связи с ростом величины прожиточного минимума в среднем за 1999 год для пенсионеров в Ставропольском крае составляет 1,385, за 2000 год составляет 1,080, за 2001 год - 1,6820; за 2002 год - 1,2222, за 2003 год составляет 1,1953, за 2004 год – 1,157, за 2005 год – 1,167, за 2006 года – 1,153, за 2007 год – 1,138. С учётом последних разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, с 1 января 2002 года суд может применить индекс 1,6820, с 1 января 2003 года - 1,2222, с 1 января 2004 года -1,1953. Следовательно, единовременная сумма возмещения вреда здоровью с учетом индексации согласно разъяснениями Пленума Верховного суда и норм действующего законодательства составляет <данные изъяты> рублей за период с 01.07.2000 года по 31.07.2011 года и ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью по состоянию на 01.10.2011 г. - 5269.29 рублей, которые и подлежат взысканию. В соответствии с п.3 ст.125 ГК РФ органы социальной защиты населения уполномочены выступать от имени казны Российской Федерации по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В связи с отсутствием собственных средств и на основании п.19 ст.89 ГПК РФ Управление труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района от уплаты государственной пошлины в доход федерального бюджета освободить. Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Взыскать с Управления труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края в пользу Кулик В.И., за счет средств федерального бюджета ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью с 01 октября 2011г. в размере 5 269,29 рублей (Пять тысяч двести шестьдесят девять рублей 29 копеек) с последующей её индексацией в установленном законом порядке. Взыскать с Управления труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края, единовременно, в пользу Кулик В.И. <данные изъяты> рублей за счёт средств федерального бюджета недополученных ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью за период с 01.07. 2000 года по 30.09.2011 года. Управление труда и социальной защиты населения Кочубеевского муниципального района Ставропольского края от уплаты государственной пошлины освободить. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Кочубеевский районный суд в течение 10 дней. Судья Кочубеевского районного суда Н.В. Виприцкий