Именем Российской Федерации 26 декабря 2011 года с. Кочубеевское Кочубеевский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Щербакова С.А. при секретаре Жихаревой Е.А. с участием: истца Кобзарь Н.Н. представителя истца Кобзарь Н.Н. – адвоката Чаблиной Л.А., представившей удостоверение №954 и ордер №037256 адвокатской конторы №2 Кочубеевского района Ставропольского края представителя ответчика ГУ управление пенсионного фонда РФ по Кочубеевскому району Васиной Н.А., действующей на основании доверенности №1 от 11.01.2011 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кобзарь Н.Н. к ГУ управлению пенсионного фонда Российской Федерации по Кочубеевскому району о досрочном назначении трудовой пенсии по старости с момента обращения, УСТАНОВИЛ: Кобзарь Н.Н. обратился в суд с иском к государственному учреждению - управлению пенсионного фонда РФ по Кочубеевскому району об обязании устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав и свобод и досрочно назначить трудовую пенсию по старости с момента вступления в право на получение таковой. В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ года ему исполнилось 58 лет, то есть он достиг возраста который дает ему право на досрочное назначение пенсии по старости. При проведении пенсионной реформы поменялось законодательство РФ, но ему, как попадающему в «Списки» досрочная пенсия должна назначаться по старым нормам, если до 01.01.2003 года он успел выработать половину вредного стажа. Но, при обращении к ответчику у него возникли проблемы при назначении досрочной пенсии. Он обратился в ГУ УПФ РФ по Кочубеевскому району с просьбой досрочно назначить ему трудовую пенсию по старости. В мае 2011 года специалисты пенсионного фонда выдали ему протокол №118 от 25.04.2011 года, из которого следует, что: «ГУ УПФ РФ по Кочубеевскому району, рассмотрев пакет документов Кобзарь Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, представленных для досрочного назначения трудовой пенсии по старости согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Федеральный Закон №173-ФЗ), решило отказать в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого 12 лет 6 месяцев стажа в качестве рабочего локомотивной бригады. В соответствии с подпунктом 5 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлено гражданам по достижении возраста 55 лет (мужчинам), проработавшим соответственно не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене и имеющим страховой стаж не менее 25 лет. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 года № 272 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «Д» ст.12 закона РСФСР от 20.11.1990 года «О государственных пенсиях в РСФСР». Основным документом, подтверждающим период работы гражданина до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка. Если в трудовой книжке работника содержатся все необходимые сведения о работе, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, то досрочная трудовая пенсия по старости может быть назначена и без истребования дополнительных документов. Если в трудовой книжке отсутствуют необходимые сведения о характере и условиях труда, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, то эти данные должны быть подтверждены уточняющей справкой предприятия, его правопреемника или архивными организациями. При этом уточняющая справка должна содержать ссылку на документы, послужившие основой для её выдачи. Период работы граждан после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования в качестве застрахованного лица подтверждаются сведениями (персонифицированного) учета. По записям в трудовой книжке с учетом уточняющих справок от 10.02.2011 года № 138, архивной справки № К-36ИОД АП-1 от 22.03.2010 года, архивной справки № К-67 ИОД АП-1 от 30.04.2010 года, письма №151 от 17.02.2011 года, а также на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в стаж на соответствующих видах работ могут быть включены следующие периоды: с 24.08.1995 года по 16.05.1997 года, с 18.08.1997 года по 05.08.1998 года, с 07.09.1998 года по 28.01.2002 года, с 10.05.2002 года по 18.02.2006 года в качестве регулировщика скорости движения вагонов, с 04.02.2002 года по 14.04.2002 года, с 17.04.2002 года по 21.04.2002 года и с 23.04.2002 года по 26.04.2002 года в качестве слесаря по ремонту подвижного состава пункта технического обслуживания (ПТО) Невинномысск. В стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, не включены следующие периоды, так как не прослеживается особый характер работы: с 15.03.1971 года по 01.12.1971 года, с 07.08.1972 года по 22.12.1972 года, с 10.01.1973 года по 03.05.1973 года в качестве монтера, с 16.06.1975 года по 18.08.1975 года, с 11.09.1975 года по 21.06.1977 года, с 24.06.1977 года по 31.10.1979 года в качестве электромонтера, с 01.11.1979 года по 21.11.1981 года и с 06.12.1982 года по 17.07.1995 года в качестве электромеханика. На основании Списка профессий рабочих локомотивных бригах, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 № 272 (далее Список от 24.04.1992), право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют: монтеры пути, занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов, электромонтеры контактной сети, занятые на магистральных железных дорогах, электромеханики, занятые обслуживанием контактной сети магистральных железных дорог. Таким образом, для данной категории лиц одним из необходимых условий, установленных законодательством для досрочного пенсионного обеспечения, является их постоянная в течение полного рабочего дня занятость на участках магистральных железных дорог с особой интенсивностью движения поездов. Вопросы отнесения конкретных участков железных дорог к магистральным железным дорогам, к участкам магистральных железных дорог с интенсивным или особо интенсивным движением поездов относятся к компетенции уполномоченных на то органов и решаются на основании нормативных правовых актов, регулирующих соответствующий вид деятельности. Правом на льготное пенсионное обеспечение вышеуказанная категория граждан, предусмотренная списком профессий, а также должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих перевозки на железнодорожном транспорте, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.04.1992г. № 272 пользовалась по 31.12.1993 года, когда размеры движения поездов (согласно графиков движения поездов) за эти годы составляли более 50-ти пар поездов в сутки. В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Никакие другие периоды, в том числе периоды отсутствия на работе в связи с нахождением в отпуске без сохранения заработной платы и др., не подлежат к зачету в страховой стаж. Исходя из вышеизложенного, в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, не включены периоды с 17.05.1997 года по 17.08.1997 года, с 06.08.1998 года по 06.09.1998 года, с 15.04.2002 года по 16.04.2002 года, с 22.04.2002 года по 22.04.2002 года и с 19.02.2006 года по 08.06.2006 года - отпуска без сохранения заработной платы. Принимая во внимание вышеизложенное, стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по правилам подпункта 5 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ, составляет 10 лет 3 месяца 5 дней, страховой стаж - 37 лет 9 месяцев 3 дня. Право на установление трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 7 Закона от 17.12.2001 заявитель приобретет при достижении возраста 60 лет, то есть после 01.12.2012 года». Он не согласен с принятым решением потому, как оно противоречит законодательству РФ и представленным им документам для решения вопроса о назначении льготной пенсии. Конституционный суд РФ рассмотрел случаи отказа в назначении досрочной пенсии работникам, не выработавшим половину специального стажа на 01.01.2003 года и пояснил, что пока нет закона об обязательных профессиональных пенсионных системах, время работы во вредных условиях засчитывается в стаж профессиональной деятельности независимо от того, до или после 01.01.2003 года выполнялась такая работа. Поскольку он выработал более половины специального стажа, дающего право на досрочную пенсию, что ответчик не принял во внимание, то он снова вынужден был обратиться к нему с заявлением о том, что до 01.01.2003 года успел выработать половину вредного стажа, а потому досрочная пенсия ему должна назначаться по старым нормам, что не было учтено, когда принималось решение об отказе в назначении досрочной пенсии по старости 25.04.2011 года. На днях ему выдали копию письма № 08-08/5601 от 27.10.2011 года, из которого следует, что в его доводах никто не разбирался и фактически продублировали предыдущее решение об отказе, с которым он не согласен и которое нарушает его законные права. Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Федеральный закон от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и закрепляя в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7), предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе, права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время были заняты на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также иной профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда. Пп.1 п.1 ст.27 закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам. Пп.2 п.1 ст.27 вышеуказанного закона установлено, что мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы. Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 года № 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 указанного Закона применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством РФ. В этом Постановлении также указано, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, то есть применительно к п.1 ч.1 статьи 27 вышеуказанного закона, должен быть использован Список №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991г. №10. Правительство Российской Федерации Постановлением от 24 апреля 2003 года №239 «О внесении изменений в пункт 1 Постановления правительства Российской Федерации от 18 июля 2002г. № 537» постановило: «1. Изложить подпункты «а», «б» и «в» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002г № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, «29, ст.2975) в следующей редакции: а) при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах - Список №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991г. №10. При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 года работ, предусмотренных Списком № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта. Выводы ответчика, что в стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение не могут быть включены иные периоды работы, указанные в трудовой книжке являются ошибочными. Так, ответчик ошибочно не включил в стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение период работы с 01.06.1982 года по 24.11.1982 года - 5 месяцев 24 дня. Согласно записи в трудовой книжке, приказом №57к §6 от 11.06.1982 года он был принят переводом из ЖКО треста КЧВС с 01.06.1982 года подсобным рабочим в ПМК-42 треста «Карачаево-Черкесскводстрой», откуда был уволен приказом № 71к §2 – 24.11.1982 года с этой же даты. Его работа заключалась исключительно в том, что он работал на бетонно-растворном узле, изготавливал бетонный раствор. Указанный вид работы относится к вредным условиям, согласно вышеуказанных списков. Ответчиком не включен в стаж работы, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, период работы с 19.07.1995 года по 24.08.1995 года – 1 месяц 5 дней. Он, согласно приказа №47к от 19.07.1995 года с этой даты был принят учеником регулировщика скорости движения вагонов переводом с дистанции сигнализации и связи города Минеральные воды. Работа ученика регулировщика заключалась в том же, что и у регулировщика скорости движения вагонов, только под его наблюдением, поэтому период, как относящийся к работе с вредными условиями, также должен быть включен в период работы, дающей право на льготное пенсионное обеспечение. Он полагает, что в стаж работы, дающей право на льготное пенсионное обеспечение, должен быть включен период работы согласно с записью в трудовой книжке с 24.08.1995 года, когда приказом №52 от этой же даты он был переведен регулировщиком скорости движения вагонов 3-го разряда станции «Невинномысская» и уволен приказом №7к от 30.01.2002 года с этой даты, а всего он проработал 6 лет 5 месяцев 6 дней за период с 24.08.1995 года по 30.01.2002 года. Полагает, что в этот же стаж должна быть включена работа, указанная в трудовой книжке, согласно записи в которой, он приказом №9 §1 от 04.02.2002 года с этой даты был принят слесарем по ремонту подвижного состава по 4-му разряду пункта технического обслуживания «Невинномысск» переводом из станции «Невинномысская» по 26.04.2002 года, когда он был уволен приказом №31 от этой даты, а всего 2 месяца 22 дня за период работы с 04.02.2002 года по 26.04.2002 года. Он согласен с ответчиком, что в льготный стаж должен быть включен период работы с 10.05.2002 года в должности регулировщика скорости движения вагонов 3-го разряда, согласно приказа от этой даты по 19.02.2006 года, то есть 3 года 9 месяцев и 9 дней. Таким образом, даже исходя из доводов ответчика, усматривается, что до 01.01.2003 года он успел выработать половину вредного стажа и пенсия ему должна назначаться по старым номам, независимо от его доводов, а если принять во внимание его доводы, то он выработал более половины вредного стажа, дающего право на досрочную пенсию. В письме-отказе №08-08/5601 от 27.10.2011 года ответчик ссылается на то обстоятельство, что закон о профессиональных пенсионных системах в настоящее время не принят, что на его взгляд также является основанием для отказа ему в назначении досрочной пенсии как работнику, выработавшему половину специального стажа на 01.01.2003 года. Однако, позиция ответчика в этой части противоречит решениям Конституционного Суда РФ, неоднократно пояснявшего принятыми определениями ошибочность таких подходов, в частности, определением от 3 октября 2006 года №471-О по запросу Курчатовского городского суда Курской области о проверке конституционности пункта 3 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и по жалобе гражданки ФИО5 на нарушение ее конституционных прав той же нормой, таковой в очередной раз пояснил, что: «2. В Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7 Конституции Российской Федерации), каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Законодатель, реализуя свои конституционные полномочия, связанные с принятием федеральных законов в области пенсионного обеспечения граждан, вправе самостоятельно определять виды пенсий, порядок их исчисления и конкретные размеры, устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая льготные условия назначения трудовой пенсии для некоторых категорий граждан в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, в частности, характеризующих трудовую деятельность; такая дифференциация в пенсионном обеспечении должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе, принципа равенства граждан (статья 19, части 1 и 2), в силу которого различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (приведенная правовая позиция сформулирована Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 3 июня 2004 года N 11-П по делу о проверке конституционности положений статей 28 и 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и подтверждена в Определении от 27 июня 2005 года N 231-О по жалобе гражданина К.А. Галеева). В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства граждан, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении их прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации правового регулирования, то есть сами критерии и правовые последствия дифференциации должны быть сущностно взаимообусловлены. 3. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. 3.1. До принятия Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на получение пенсии по старости досрочно предоставлялось отдельным категориям граждан в связи с особыми условиями их труда Законом СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" и Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации". В частности, Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", определяя виды трудовых пенсий и закрепляя в качестве общих правовых оснований назначения пенсии по старости достижение пенсионного возраста - 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, а также наличие общего трудового стажа - не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 лет для женщин (статья 10), предусматривал и право отдельных категорий работников на получение пенсии по старости в связи с особыми условиями труда: мужчинам - по достижении 50 лет и женщинам - по достижении 45 лет, если они трудились соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и их общий трудовой стаж составлял не менее 20 и 15 лет; гражданам, имевшим не менее половины стажа на подземных работах, на работах с вредными условиями и в горячих цехах, пенсия назначалась с уменьшением общеустановленного возраста на один год за каждый полный год такой работы (пункт "а" части первой статьи 12). Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", вступивший в силу с 1 января 2002 года, закрепил основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (преамбула) и указал в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7). Названный федеральный закон определил также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе, порядок реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, длительное время занятых на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также занятых иной профессиональной деятельностью, в процессе которой, организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда: согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 27 трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда или в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; в случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного данной нормой срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам. Исходя из правового смысла приведенных законоположений, условия приобретения права на предоставление трудовой пенсии по старости досрочно в соответствии с действующим законодательством должны быть аналогичны предусматривавшимся ранее действовавшим пенсионным законодательством. Между тем пунктом 3 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" оговорено, что условия досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренные ее пунктом 1, применяются в случае, если застрахованное лицо проработало на соответствующих видах работ не менее половины требуемого срока по состоянию на 1 января 2003 года, а в случае назначения трудовой пенсии по старости в период с 1 января по 31 декабря 2002 года - на день, с которого назначается эта пенсия. Иными словами, перечень условий досрочного назначения трудовой пенсии по старости дополняется еще одним - требованием о наличии специального стажа, исчисленного применительно к конкретным датам. Правовое значение этого дополнения для застрахованных лиц, проработавших на соответствующих видах работ менее половины требуемого срока на 1 января 2003 года, а также лиц, принятых для выполнения этих работ после 1 января 2003 года, состоит в том, что им должны назначаться не трудовые пенсии по старости досрочно, а профессиональные пенсии. 3.2. Провозгласив переход на новую систему пенсионного обеспечения указанных лиц - профессиональные пенсии, федеральный законодатель не обеспечил его принятием соответствующего специального закона. В результате граждане, относящиеся к одной и той же категории по характеру профессиональной деятельности, оказались в неравном положении - те из них, у кого часть необходимого для назначения досрочной пенсии специального стажа работы (половина или более) была выработана в период до 1 января 2003 года, сохранили право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, тогда как те, кто приобрел требуемый стаж (часть его) после 1 января 2003 года или был принят на соответствующие работы после этой даты, утратили такое право, а условие, предусмотренное пунктом 3 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", изначально призванное гарантировать сохранность приобретенных пенсионных прав и обеспечить переход к системе профессиональных пенсий, из-за отсутствия специального федерального закона стало основанием для лишения их права на досрочное назначение трудовой пенсии. Как вытекает из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной им в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", федеральный законодатель в силу имеющейся у него дискреции вправе изменять правовое регулирование отношений в области пенсионного обеспечения граждан, и переход к новому правовому регулированию в данной области не противоречит Конституции Российской Федерации, поэтому в рамках правового регулирования, вступившего в силу с 1 января 2002 года, он был вправе установить и особенности применения норм подпункта 1 пункта 1 статьи 27 Закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в том числе, в связи с введением института профессиональных пенсий. Однако, при установлении таких особенностей, в том числе, предусмотренных пунктом 3 данной статьи временных ограничений, законодателю следовало учитывать, что отсутствие правовой регламентации оснований возникновения и порядка реализации права граждан Российской Федерации на профессиональные пенсии влечет снижение уровня пенсионного обеспечения граждан определенных категорий и является для них произвольным ограничением конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано целями, указанными в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. 4. Таким образом, для граждан, которые достигли установленного законом возраста, имеют необходимую продолжительность страхового стажа для назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, на 1 января 2003 года проработали на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах менее половины требуемого срока, а недостающую часть специального стажа выработали после этой даты, впредь до установления надлежащего правового регулирования профессиональных пенсий соответствующие периоды работы должны засчитываться в стаж профессиональной деятельности, определенный в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", то есть независимо от того, в какой период - до или после 1 января 2003 года - выполнялась работа с особыми условиями труда. Исходя из изложенного и руководствуясь частями первой и четвертой статьи 71, частями первой и второй статьи 79 и статьей 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил: 1. Пункт 3 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающий особенности реализации определенными категориями граждан права на назначение трудовой пенсии по старости досрочно, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования при отсутствии специального федерального законодательства о профессиональных пенсиях не препятствует досрочному назначению этим гражданам трудовой пенсии по старости на условиях, предусмотренных пунктом 1 той же статьи. В силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный в настоящем Определении на основании правовых позиций, сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации в сохраняющих свою силу решениях, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике. Просит суд обязать государственное учреждение – управление пенсионного фонда Российской Федерации по Кочубеевскому району устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав и свобод и досрочно назначить ему трудовую пенсию по старости с момента вступления в право на получение таковой. В судебном заседании представитель истца Кобзарь Н.Н. – адвокат Чаблина Л.А. дала пояснения, аналогичные содержанию иска и просила суд требования Кобзарь Н.Н. удовлетворить в полном объеме. В судебном заседании истец Кобзарь Н.Н. поддержал свои исковые требования и настаивал на их удовлетворении. В судебном заседании представитель ответчика пояснила, что поддерживает свои возражения на исковое заявление Кобзарь Н.Н., из которых следует, что Кобзарь Н.Н. 26.01.2011 года обратился в управление с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 173-ФЗ). В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 127-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии предоставлено гражданам по достижении возраста 55 лет (мужчинам), проработавшим соответственно не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, и имеющим общий трудовой стаж не менее 25 лет. Пунктом 3 настоящей статьи установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 № 272 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «Д» статьи 12 Закона РСФСР от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в РСФСР». То есть, при определении права Кобзарь Н.Н. на досрочную трудовую пенсию по старости и на основании представленных с заявлением о назначении пенсии документов, а также Выписки из индивидуального лицевого счета к периодам его работы был применен указанный выше Список. С учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П, исчисление продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002 могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования. Статьей 12 пунктом «д» Закона РСФСР от 20.11.1990 № 340-1 предусматривалось до 01.01.2002 года установление пенсии в связи с особыми условиями труда мужчинам – по достижении 55 лет, если они трудились не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене (по списку профессий и должностей), имеющих общий трудовой стаж 25 лет. Периоды работы истца после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, а именно с 05.11.2007 года, подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. В соответствии с трудовой книжкой истца и с учетом уточняющих справок от 10.02.2011 года № 138, архивной справки № К-36ИОД АП-1 от 22.03.2010 года, архивной справки № К-67ИОД АП-1 от 30.04.2010 года, письмо № 151 от 17.02.2011 года, а также на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в стаж на соответствующих видах работ включены следующие периоды: с 24.08.1995 года по 16.05.1997 года, с 18.08.1997 года по 05.08.1998 года, с 07.09.1998 года по 28.01.2002 года, с 10.05.2002 года по 18.02.2006 года в качестве регулировщика скорости движения вагонов, с 04.02.2002 года по 14.04.2002 года, с 17.04.2002 года по 21.04.2002 года и с 23.04.2002 года по 26.04.2002 года в качестве слесаря по ремонту подвижного состава пункта технического обслуживания (ПТО) Невинномысск. На основании Списка профессий рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 № 272 (далее – Список от 24.04.1992), право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют: монтеры пути, занятые на текущем содержании, ремонте пииту и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов; электромонтеры контактной сети, занятые на магистральных железнодорожных дорогах; электромеханики, занятые обслуживанием контактной сети магистральных железных дорог. Следовательно, в стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение не включены следующие периоды, так как не прослеживается особый характер работы (в соответствии со Списком): с 15.03.1971 года по 01.12.1971 года, с 07.08.1972 года по 22.12.1972 года, с 10.01.1973 года по 03.05.1973 года в качестве монтера; с 16.06.1975 года по 18.08.1975 года, с 11.09.1975 года по 21.06.1977 года, с 24.06.1997 года по 31.10.1979 года в качестве электромонтера; с 01.06.1982 года по 24.11.1982 года в качестве подсобного рабочего; с 19.07.1995 года по 24.08.1995 года в качестве ученика регулировщика скорости движения вагонов. В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, зачисляются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Никакие другие периоды, в том числе, периоды отсутствия на работе в связи с нахождением в отпуске без сохранения заработной платы и др. Исходя из вышеизложенного в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, не включен период с 17.05.1997 года по 17.08.1997 года, с 06.08.1998 года по 06.09.1998 года, с 15.04.2002 года по 16.04.2002 года, с 22.04.2002 года по 22.04.2002 года и с 19.02.2006 года по 08.06.2006 года – отпуск без сохранения заработной платы. Данные периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы подтверждены справкой от 10.02.2011 года № 138, выданной ОАО «Российские железные дороги» и Выпиской из индивидуального лицевого счета Кобзарь Н.Н. При подсчете стажа истца по представленным документам для определения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по правилам подпункта 5 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, его продолжительность составляет 10 лет 3 месяца 5 дней, страховой стаж – 38 лет 0 месяцев 21 день. Считают неправомерным утверждение истца о его праве на досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с выработкой половины вредного стажа до 01.01.2003 года и назначении досрочной трудовой пенсии по старости по «старым» нормам (по его словам это не было учтено Управлением ПФР по Кочубеевскому району). Управлением ПФР по Кочубеевскому району в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включены все периоды работы истца по Списку, утвержденному постановлением Правительства российской Федерации от 24.04.1992 года №272 как до 01.01.2003 года, так и после этой даты и определялось его право на пенсию как по нормам законодательства о пенсионном обеспечении, действовавшем до 01.01.2002 года, так и после этой даты. Но требования к размеру стажа в Законе РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20.11.1990 года в п. «д» ст. 12 и Федеральном законе «О трудовых пенсиях в РФ» № 173 в пп.5 п.1 ст. 27 одинаковы – необходимо выработать стаж по Списку от 24.04.1992 года – 12 лет 6 месяцев. Снижение установленного законом пенсионного возраста для мужчин – 60 лет, в зависимости от размера стажа на работах с тяжелыми условиями труда, не предусмотрено указанными выше законами. Снижение пенсионного возраста при неполной выработке специального стажа предусмотрены лишь в пп. 1-2 п.1 ст. 27 Федерального Закона №173-ФЗ и ст. 12 «а-б» Закона от 20.11.1990 года, о чем он сам указывает в иске. Кобзарь Н.Н. выполнял работу согласно пп.5 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ, его специальный стаж составляет 10 лет 3 месяца 5 дней (при требуемом – 12 лет 6 месяцев) и не дает ему права на досрочное назначение пенсии по старости в 58 лет. Кроме того, истец ошибочно трактует определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.10.2006 № 471-О, указывая на то, что он имеет право на назначение пенсии по Списку от 24.04.1992 года, так как он выработал половину специального стажа на 01.01.2003 года. Во-первых, на момент обращения истца за назначением пенсии в Федеральном законе № 173-ФЗ не было указаний на то, что для досрочного назначения пенсии по старости необходимо выработать половину специального стажа на 01.01.2003 года. Во-вторых, в Определении Конституционного Суда РФ разъяснено, что согласно п.3 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (в редакции от 03.06.2006 № 77-ФЗ), устанавливающего особенности реализации определенными категориями граждан права на назначение трудовой пенсии по старости досрочно, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования при отсутствии специального федерального законодательства о профессиональных пенсиях не препятствует досрочному назначению этим гражданам трудовой пенсии по старости на условиях, предусмотренных пунктом 1 этой же статьи (а право истца на досрочную трудовую пенсию определялось именно с учетом пп.5 п.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ). Это означает, что для граждан, которые достигли установленного законом возраста, имеют необходимую продолжительность страхового стажа для назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, на 01.01.2003 года проработали на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах менее половины требуемого срока, а недостающую часть специального стажа выработали после этой даты, впредь до установления надлежащего правового регулирования профессиональных пенсий соответствующие периоды работы должны засчитываться в стаж профессиональной деятельности, определенный в пп.1 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года, то есть независимо от того в какой период – до или после 01.01.2003 года – выполнялась работа с особыми условиями труда. Просят в удовлетворении исковых требований Кобзарь Н. Н. отказать. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, считает заявленные требования Кобзарь Н.Н. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений. Согласно ст.39 Конституции РФ «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом», в соответствии с п.3 ст.55 Конституции РФ «Права и свободы гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». В Российской Федерации как в социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7 Конституции Российской Федерации), каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Государственные пенсии в соответствии с ч.2 ст.39 Конституции РФ устанавливаются законом. Законодатель, реализуя свои конституционные полномочия, связанные с принятием федеральных законов в области пенсионного обеспечения граждан, вправе самостоятельно определять виды пенсий, порядок их исчисления и конкретные размеры, устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая льготные условия назначения трудовой пенсии для некоторых категорий граждан в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, в частности, характеризующих трудовую деятельность; такая дифференциация в пенсионном обеспечении должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе, принципа равенства граждан (ст.19 части 1 и 2), в силу которого различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (приведенная правовая позиция сформулирована Конституционным Судом РФ в Постановлении от 03 июня 2004 года №11-П по делу о проверке конституционности положений ст.28 и 31 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и подтверждена в Определении от 27 июня 2005 года №231-О по жалобе гражданина К.А. Галева). В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства граждан, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении их прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации правового регулирования, то есть сами критерии и правовые последствия дифференциации должны быть сущностно взаимообусловлены. В судебном заседании установлено, что Кобзарь Н.Н. обратился в управление пенсионного фонда Российской Федерации по Кочубеевскому району о досрочном назначении ему пенсии по старости, в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». В удовлетворении данного заявления было отказано из-за отсутствия требуемого законом 12 лет 6 месяцев специального стажа. Из протокола – решения ГУ УПФ РФ по Кочубеевскому району №118 от 25 апреля 2011 года следует, что Кобзарь Н.Н. отказано в назначении досрочной пенсии по старости согласно с подпунктом 5 пункта 1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», на том основании, что отсутствует требуемый стаж 12 лет 6 месяцев в качестве рабочего локомотивной бригады. Не подлежат включению в его стаж периоды работы, так как не прослеживается особый характер работы: с 15.03.1971 года по 01.12.1971 года, с 07.08.1972 года по 22.12.1972 года, с 10.01.1973 года по 03.05.1973 года в качестве монтера, с 16.06.1975 года по 18.08.1975 года, с 11.09.1975 года по 21.06.1977 года, с 24.06.1977 года по 31.10.1979 года в качестве электромонтера, с 01.11.1979 года по 21.11.1981 года и с 06.12.1982 года по 17.07.1995 года в качестве электромеханика и не включены периоды работы с 17.05.1997 года по 17.08.1997 года, с 06.08.1998 года по 06.09.1998 года, с 15.04.2002 года по 16.04.2002 года, с 22.04.2002 года по 22.04.2002 года и с 19.02.2006 года по 08.06.2006 года - отпуска без сохранения заработной платы. Было установлено, что стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по правилам подпункта 5 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ, составляет 10 лет 3 месяца 5 дней, страховой стаж - 37 лет 9 месяцев 3 дня (л.д.18-19). Как отмечается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года по делу о проверки конституционности отдельных положений ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагает по смыслу статей 6 ч.2, 15 ч.4, 17 ч.1, 18, 19 и 55 ч.1 Конституции РФ правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», вступивший в силу с 01 января 2002 года, закрепил основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (преамбула) и указал в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее 5 лет (ст.7). Названный федеральный закон определил также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе, порядок реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, длительное время занятых на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также занятых иной профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда. В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 127-ФЗ, право на досрочное назначение трудовой пенсии предоставлено гражданам по достижении возраста 55 лет (мужчинам), проработавшим соответственно на менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене и имеющим общий трудовой стаж не менее 25 лет. Пунктом 3 настоящей статьи установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 года № 272 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «Д» статьи 12 Закона РСФСР от 20.11.1990 года «О государственных пенсиях в РСФСР». То есть, при определении права Кобзарь Н.Н. на досрочную трудовую пенсию по старости ответчик на основании представленных с заявлением о назначении пенсии документов, а также Выписки из индивидуального лицевого счета к периодам его работы применил указанный выше Список. С учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П исчисление продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002 могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования. Статьей 12 пункта «д» Закона РСФСР от 20.11.1990 года № 340-1 предусматривалось до 01.01.2002 года установление пенсии в связи с особыми условиями труда мужчинам – по достижении 55 лет, если они трудились не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене (по списку профессий и должностей), имеющих общий трудовой стаж 25 лет. Периоды работы истца после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, а именно с 05.11.2007 года, подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. В соответствии с действующим законодательством основным документом при досрочном назначении трудовой пенсии по старости за период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования является трудовая книжка. Если в трудовой книжке работника содержатся все необходимые сведения о работе, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, то досрочная трудовая пенсия может назначаться и без истребования дополнительных документов. В тех случаях, когда для определения права на досрочное пенсионное обеспечение необходимы данные о характере и условиях труда, то эти обстоятельства должны подтверждаться соответствующими документами, содержащими требуемые сведения и выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. В соответствии со сложившейся судебной практикой (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии") «в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста… подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.)». В соответствии с трудовой книжкой истца и с учетом уточняющих справок от 10.02.2011 года № 138, архивной справки № К-36ИОД АП-1 от 22.03.2010 года, архивной справки № К-67ИОД АП-1 от 30.04.2010 года, письма № 151 от 17.02.2011 года, а также на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в стаж на соответствующих видах работ истцу были включены следующие периоды его работы: с 24.08.1995 года по 16.05.1997 года, с 18.08.1997 года по 05.08.1998 года, с 07.09.1998 года по 28.01.2002 года, с 10.05.2002 года по 18.02.2006 года в качестве регулировщика скорости движения вагонов, с 04.02.2002 года по 14.04.2002 года, с 17.04.2002 года по 21.04.2002 года и с 23.04.2002 года по 26.04.2002 года в качестве слесаря по ремонту подвижного состава пункта технического обслуживания (ПТО) Невинномысск. На основании Списка профессий рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 года № 272, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют: монтеры пути, занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов; электромонтеры контактной сети, занятые на магистральных железнодорожных дорогах; электромеханики, занятые обслуживанием контактной сети магистральных железных дорог. Это полные наименования должностей. Следовательно, суд соглашается с позицией ответчика о том, что в стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение не включены следующие периоды работы истца, так как не прослеживается особый характер работы в соответствии со Списком: с 15.03.1971 года по 01.12.1971 года, с 07.08.1972 года по 22.12.1972 года, с 10.01.1973 года по 03.05.1973 года в качестве монтера; с 16.06.1975 года по 18.08.1975 года, с 11.09.1975 года по 21.06.1977 года, с 24.06.1997 года по 31.10.1979 года в качестве электромонтера; с 01.06.1982 года по 24.11.1982 года в качестве подсобного рабочего; с 19.07.1995 года по 24.08.1995 года в качестве ученика регулировщика скорости движения вагонов. В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, зачисляются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Суд, также соглашается с позицией ответчика о том, что не представляется возможным включить в стаж работы Кобзарь Н.Н., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды с 17.05.1997 года по 17.08.1997 года, с 06.08.1998 года по 06.09.1998 года, с 15.04.2002 года по 16.04.2002 года, с 22.04.2002 года по 22.04.2002 года и с 19.02.2006 года по 08.06.2006 года – отпуск без сохранения заработной платы, в связи с отвлечением от основной деятельности в соответствии с постановлением Правительства РФ №516 от 22.07.2002 года. Данные периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы подтверждены справкой от 10.02.2011 года № 138, выданной ОАО «Российские железные дороги» и Выпиской из индивидуального лицевого счета Кобзарь Н.Н., которыми располагает ответчик. Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 предусмотрено суммирование периодов работы путем прибавления к периодам работ в качестве рабочих локомотивных бригад периодов работы с тяжелыми условиями труда, что и было сделано ответчиком. При подсчете стажа истца по представленным документам для определения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по правилам подпункта 5 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, его продолжительность составляет 10 лет 3 месяца 5 дней, страховой стаж – 38 лет 0 месяцев 21 день. Суд также считает неправомерным утверждение истца о его праве на досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с выработкой половины вредного стажа до 01.01.2003 года и назначении досрочной трудовой пенсии по старости по «старым» нормам. Так, управлением ПФР по Кочубеевскому району в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включены все периоды работы истца по Списку, утвержденному постановлением Правительства российской Федерации от 24.04.1992 №272 как до 01.01.2003 года, так и после этой даты, и определялось его право на пенсию как по нормам законодательства о пенсионном обеспечении, действовавшем до 01.01.2002 года, так и после этой даты. Но требования к размеру стажа в Законе РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20.11.1990 года в п. «д» ст.12 и Федеральном законе «О трудовых пенсиях в РФ» № 173 в пп.5 п.1 ст.27 одинаковы – необходимо выработать стаж по Списку от 24.04.1992 года – 12 лет 6 месяцев. Снижение установленного законом пенсионного возраста для мужчин – 60 лет, в зависимости от размера стажа на работах с тяжелыми условиями труда, не предусмотрено указанными выше законами. Снижение пенсионного возраста при неполной выработке специального стажа предусмотрены лишь в пп. 1-2 п.1 ст. 27 Федерального Закона №173-ФЗ и ст. 12 «а-б» Закона от 20.11.1990 года. Заявляя требования об обязании устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав и свобод и досрочно назначить трудовую пенсию по старости с момента вступления в право на получение таковой, истец в своем исковом заявлении ссылается на п.п.1 и п.п.2 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Пенсия в связи с особыми условиями труда в соответствии с пп.2 п.1 ст.27 Закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» может назначаться по перечню профессий и должностей, предусмотренных в соответствующих разделах Списков №1, 2, а также в соответствии с пп.5 указанного закона по Списку работников локомотивных бригад, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 года №272. Гражданам, имеющим специальный стаж по Списку №2 не менее половины требуемого (мужчины не менее 6 лет 3 месяцев), пенсия по старости назначается мужчинам с уменьшением возраста на 1 год за каждые два года и шесть месяцев специального стажа. Данная льгота не распространяется на работников, которые пользуются правом на пенсию по пп.5 п.1 ст.27 Закона от 17.13.2001 года. Как было установлено, Кобзарь Н.Н. выполнял работу согласно пп.5 п.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ, его специальный стаж составляет 10 лет 3 месяца 5 дней (при требуемом – 12 лет 6 месяцев). Кроме того, суд считает, что истец ошибочно трактует определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.10.2006 № 471-О, указывая на то, что он имеет право на назначение пенсии по Списку от 24.04.1992 года, так как он выработал половину специального стажа на 01.01.2003 года по следующим основаниям. Так, на момент обращения истца за назначением пенсии в Федеральном законе № 173-ФЗ не было указаний на то, что для досрочного назначения пенсии по старости необходимо выработать половину специального стажа на 01.01.2003 года. Также, в Определении Конституционного Суда РФ разъяснено, что согласно п.3 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (в редакции от 03.06.2006 № 77-ФЗ), устанавливающего особенности реализации определенными категориями граждан права на назначение трудовой старости досрочно, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования при отсутствии специального федерального законодательства о профессиональных пенсиях не препятствует досрочному назначению этим гражданам трудовой пенсии по старости на условиях, предусмотренных пунктом 1 этой же статьи (а право истца на досрочную трудовую пенсию определялось именно с учетом пп.5 п.1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ). Это означает, что для граждан, которые достигли установленного законом возраста, имеют необходимую продолжительность страхового стажа для назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, на 01.01.2003 года проработали на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах менее половины требуемого срока, а недостающую часть специального стажа выработали после этой даты, впредь до установления надлежащего правового регулирования профессиональных пенсий соответствующие периоды работы должны засчитываться в стаж профессиональной деятельности, определенный в пп.1 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года, то есть независимо от того в какой период – до или после 01.01.2003 года – выполнялась работа с особыми условиями труда. Кобзарь Н.Н. родился ДД.ММ.ГГГГ и на момент рассмотрения его заявления в ГУ УПФ РФ по Кочубеевскому району ему исполнилось 55 лет, страховой стаж составляет 37 лет 9 месяцев 3 дня, из которых 10 лет 03 месяца 05 дней - являются специальным стажем, что не соответствует требованиям, предъявляемым подпунктом 5 пункта 1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Вывод суда основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которых дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Представленные доказательства истец посчитал достаточными для рассмотрения спора по существу. Суду пояснил, что им предоставлены все необходимые доказательства в обоснование заявленных требований. В соответствии со ст.55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда. Истцом, доказательств, подтверждающих характер и специфику, условия осуществляемой им работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, а также направления деятельности учреждений, организаций, в которых Кобзарь Н.Н. работал в оспариваемые периоды, суду предоставлено не было. Следовательно, при таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных исковых требований Кобзарь Н.Н. у суда не имеется. С учетом вышеизложенного и руководствуясь ст.39 Конституции РФ, подпунктом 5 пункта 1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173 - ФЗ от 17.12.2001 года, постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 № 272, ст.56 ГПК РФ, ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Кобзарь Н.Н. к ГУ управлению пенсионного фонда Российской Федерации по Кочубеевскому району о досрочном назначении трудовой пенсии по старости с момента обращения - отказать. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд в течение 10 дней. Мотивированное решение изготовлено в 09 часов 00 минут 28 декабря 2011 года. Судья Кочубеевского районного суда С.А. Щербаков