Решение от 13.01.2012г. по заяв. Кизиловой В.В. о признании незаконным отказа территориальной избирательной комиссии в регистрации кандидата на должность главы Муниципального образования



Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

13 января 2012 года Кочубеевский районный суд Ставропольского края

в составе:

председательствующего судьи Гедыгушева А.И.

с участием:

прокурора Столяра М.В.

заявителя Кизиловой В.В.

представителя заявителя Ус В.В.

заинтересованного лица - председателя территориальной избирательной комиссии Кочубеевского района Дудулад О.П.

при секретаре Сычевой Е.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по заявлению Кизиловой Веры Васильевны о признании отказа территориальной избирательной комиссии Кочубеевского района о регистрации ее кандидатом на должность главы муниципального образования ст. Беломечетской Кочубеевского района Ставропольского края незаконным и необоснованным, отмене постановления территориальной избирательной комиссии Кочубеевского района от 04.01.2012 года №86 «Об отказе Кизиловой Вере Васильевне в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования ст. Беломечетской Кочубеевского района Ставропольского края» и возложении обязанности на территориальную избирательную комиссию Кочубеевского района зарегистрировать ее кандидатом на должность главы муниципального образования ст. Беломечетской Кочубеевского района Ставропольского края,

У С Т А Н О В И Л:

Кизилова Вера Васильевна обратилась в суд с заявлением, в котором она просит суд признать отказ территориальной избирательной комиссии Кочубеевского района о регистрации ее кандидатом на должность главы муниципального образования ст. Беломечетской Кочубеевского района Ставропольского края незаконным и необоснованным, отменить постановление территориальной избирательной комиссии Кочубеевского района от 04.01.2012 года №86 «Об отказе Кизиловой Вере Васильевне в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования ст. Беломечетской Кочубеевского района Ставропольского края» и обязать территориальную избирательную комиссию Кочубеевского района зарегистрировать ее кандидатом на должность главы муниципального образования ст. Беломечетской Кочубеевского района Ставропольского края.

В обоснование заявленных требований заявителем указано, что постановлением территориальной избирательной комиссии Кочубеевского района от 04.01.2012 года №86, ей было отказано в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования станицы Беломечетской Кочубеевского района. Свой отказ избирательная комиссия аргументировала тем фактом, что в представленных ею 27.12.2011 года подписных листках, в графе №4 (адрес места жительства избирателя), отсутствует наименование субъекта РФ, района, и кроме того, у избирателей Кравченко И.Я., Лищенко А.Н. и Лищенко А.В. не указано также наименование населенного пункта. По мнению избирательной комиссии отсутствие данных сведений является нарушением пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-фз «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», на сновании данных выводов комиссия отказала ей (Кизиловой В.В.) в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования ст. Беломечетской, Кочубеевского района Ставропольского края. Считает отказ Территориальной избирательной комиссии Кочубеевского района в регистрации ее в качестве кандидата на должность главы муниципального образования ст. Беломечетской Кочубеевского района Ставропольского края незаконным и необоснованным по следующим причинам:

1. В соответствии с подпунктом 1.1. статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-фз «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата извещает об этом кандидата. Кроме того кандидату дается возможность не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, заменить представленный документ. Таким образом, в связи с неисполнением Территориальной избирательной комиссией Кочубеевского района своих обязанностей по извещению кандидата, установленных подпунктом 1.1. статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», были нарушены ее права как кандидата на должность главы муниципального образования ст. Беломечетской Кочубеевского района Ставропольского края, выразившиеся в неуведомлении ее за три дня до заседания избирательной комиссии о выявленных нарушениях, и как следствие, лишили ее установленного законом права на возможность устранить несоответствия в документах.

2. Территориальной избирательной комиссией Кочубеевского района было указано, что отсутствие данных о наименовании субъекта РФ, района и в некоторых случаях наименовании населенного пункта является нарушением пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 года №67-фз «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Однако, в Определении Конституционного суда РФ №1426-0-0 от 19.10.2010 года было дано разъяснение норм пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 года №67-фз «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», из которого следует, что закрепленный в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" общий перечень сведений, образующих понятие адреса места жительства, носит ориентирующий характер. При этом, исходя из буквального смысла приведенной нормы, адрес места жительства должен указываться в подписных листах в том виде, как он отражен в официальных документах, удостоверяющих наличие у гражданина регистрации по месту жительства. Официальным документом, удостоверяющий наличие у гражданина регистрации по месту жительства в соответствии с пунктом 18 «Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» является паспорт гражданина Российской Федерации. Кроме того, содержащееся в нем законоположение не означает, что избирательные комиссии должны во всех без исключения случаях требовать указания в подписных листах всех перечисленных в данном перечне сведений, в том числе при отсутствии тех или иных сведений в паспорте гражданина Российской Федерации. Следовательно, с учетом выводов Конституционного суда РФ Территориальная избирательная комиссия Кочубеевского района необоснованно отказала в регистрации ее в качестве кандидата на должность главы муниципального образования ст. Беломечетской Кочубеевского района Ставропольского края, так как в пункте 5 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» указан общий перечень сведений, образующих понятие адреса места жительства, который не является обязательным, а носит лишь ориентирующий характер.

Кроме того, в предстоящих выборах на должность главы муниципального образования ст. Беломечетской участвуют только избиратели, которые непосредственно зарегистрированы по адресу места жительства - Ставропольский край, Кочубеевский район, ст. Беломечетская. В связи, с ограничением масштабов выборов до одного населенного пункта (ст. Беломечетской) у Территориальной избирательной комиссии Кочубеевского района не могли возникнуть трудности при проверке подписей избирателей и установление адреса их места жительства по представленным ею подписным листам.

В судебном заседании заявитель в полном объеме поддержала свои требования и просила признать отказ территориальной избирательной комиссии Кочубеевского района о регистрации ее кандидатом на должность главы муниципального образования ст. Беломечетской Кочубеевского района Ставропольского края незаконным и необоснованным, отменить постановление территориальной избирательной комиссии Кочубеевского района от 04.01.2012 года №86 «Об отказе Кизиловой Вере Васильевне в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования ст. Беломечетской Кочубеевского района Ставропольского края» и обязать территориальную избирательную комиссию Кочубеевского района зарегистрировать ее кандидатом на должность главы муниципального образования ст. Беломечетской Кочубеевского района Ставропольского края.

Представитель заявителя Кизиловой В.В. – Ус В.В. в судебном заседании в полном объеме поддержал требования заявителя и пояснил, что постановлением территориальной избирательной комиссии Кочубеевского района от 04.01.2012 года №86 заявительнице Кизиловой Вере Васильевне было отказано в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования станицы Беломечетской Кочубеевского района. Свой отказ избирательная комиссия аргументировала тем фактом, что представленные ею 27.12.2011 года подписные листы не пронумерованы, а так же в графе №4 (адрес места жительства избирателя) отсутствует наименование субъекта РФ, района и кроме того у избирателей Кравченко И.Я., Лищенко А.Н. и Лищенко А.В. не указано также наименование населенного пункта. По мнению избирательной комиссии отсутствие данных сведений является нарушением пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 года №67-фз «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», на сновании данных выводов комиссия, руководствуясь подпунктом «г» пункта 6.4 статьи 38 указанного закона, отказала Кизиловой В.В. в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования ст. Беломечетской Кочубеевского района Ставропольского края. Считает отказ территориальной избирательной комиссии Кочубеевского района в регистрации Кизиловой В.В. кандидатом на должность главы муниципального образования ст. Беломечетской, Кочубеевского района Ставропольского края незаконным и необоснованным по следующим причинам:

1. В соответствии с подпунктом 1.1. статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-фз «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдениях требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата извещает об этом кандидата, а кандидату дается возможность не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, исправить или заменить представленный документ. Кроме того, законоположение пункта 1.1 статьи 38 данного федерального закона не устанавливает исключения при которых избирательная комиссия в праве не уведомлять кандидата об установленных нарушениях, а имеет лишь ссылку на тот факт, что кандидату запрещается уточнять и дополнять подписные листы. Другие возможности по устранению нарушений в регистрации кандидатом, законом не ограничены. Однако территориальная избирательная комиссия Кочубеевского района в нарушение пункта 1.1 статьи 38 федерального закона не уведомила Кизилову В.В.. При этом в пункте 5-ом Разъяснений «порядка применения пункта 1.1, подпунктов "в.1", "в.2" пункта 24, подпунктов "б.1", "б.2" пункта 25, подпунктов "з", "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» утвержденных Постановлением Центризбиркома РФ N203/1272-4 от 23.03.2007 года разъяснено, что если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона, не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, документах, либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключении кандидатов из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным подпунктом "в.1" и (или) "в.2" пункта 24, подпунктом "б.1" и (или) "б.2" пункта 25, подпунктом "з" и (или) "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона. Если избирательная комиссия в трехдневный срок, установленный пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, не известила кандидата, о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, по основаниям, предусмотренным подпунктом "в.1" и "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона: в.1) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона; в.2) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом; которые в рассматриваемом случае и были основаниями для отказа в регистрации кандидатом Кизиловой В.В.. Таким образом, в связи с неисполнением своих обязанностей по извещению кандидата, территориальная избирательная комиссия Кочубеевского района не имела законного и обоснованного права выносить отказ в регистрации кандидатом Кизиловой В.В., так как законом не установлены случаи возможности не извещения избирательной комиссией кандидата об выявленных нарушениях.

2. Территориальная избирательная комиссия Кочубеевского района не указала, какая норма закона была нарушена Кизиловой В.В., в связи с подачей ею не пронумерованных подписных листов. Кроме того, в пункте 6.4 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ от 12.06.2002 года, который указывает исчерпывающий перечень оснований для признания подписей недействительными, как и в пункте 24 статьи 38 Федерального закона, где также перечислен исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации, не указано основание, как отсутствие нумерации страниц. Кроме того, при вынесении обжалуемого постановления Территориальная избирательная комиссия Кочубеевского района руководствовалась только подпунктом «г» пункта 6.4 статьи 38 федерального закона, в котором прописано только, что недействительными признаются подписи избирателей, без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с Федеральным законом и без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист, а не отсутствие нумерации в подписных листах. Таким образом, считает отказ территориальной избирательной комиссии Кочубеевского района в регистрации Кизиловой В.В. на основании того, что в подписных листах отсутствует нумерация страниц, вынесен незаконно и необоснованно.

3. Территориальной избирательной комиссией Кочубеевского района было указано, что отсутствие данных о наименовании субъекта РФ, района и в некоторых случаях наименования населенного пункта является нарушением пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 года №67-фз «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Однако, в Определении Конституционного суда РФ №1426-О-О от 19.10.2010 года было дано разъяснение норм пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 года №67-фз «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», из которого следует, что закрепленный в данном подпункте общий перечень сведений, образующих понятие адреса места жительства, носит ориентирующий характер. При этом, исходя из буквального смысла приведенной нормы, адрес места жительства должен указываться в подписных листах в том виде, как он отражен в официальных документах, удостоверяющих наличие у гражданина регистрации по месту жительства. Официальным документом, удостоверяющий наличие у гражданина регистрации по месту жительства в соответствии с пунктом 18 «Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» являются паспорт гражданина Российской Федерации. Кроме того, Конституционный суд указал на тот факт, что содержащееся в пункте 5 статьи 2 Федерального закона законоположение не означает, что избирательные комиссии должны во всех без исключения случаях требовать указания в подписных листах всех перечисленных в данном перечне сведений, в том числе при отсутствии тех или иных сведений в паспорте гражданина Российской Федерации. Указанные выводы Конституционного суда были продублированы в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N5 от 31.03.2011 года "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", где указано, что под адресом места жительства избирателя в соответствии с подпунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ понимается адрес, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Адрес места жительства, который должен быть указан в подписном листе независимо от уровня выборов, может не содержать всех указанных выше реквизитов с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. В качестве примера Пленум Верховного Суда РФ указал, что соответствующие сведения не указываются при отсутствии наименований улиц в населенных пунктах и (или) нумерации домов, квартир, а также наименования населенного пункта, например, в случае проживания гражданина в межселенной территории. В предстоящих выборах на должность главы муниципального образования ст. Беломечетской участвуют только избиратели, которые непосредственно зарегистрированы по адресу места жительства - Ставропольский край, Кочубеевский район, ст. Беломечетская. Следовательно, с учетом выводов Конституционного суда РФ и Пленума Верховного суда РФ, территориальная избирательная комиссия Кочубеевского района необоснованно отказала в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования ст. Беломечетской Кочубеевского района Ставропольского края Кизиловой В.В., так как в пункте 5 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» указан общий перечень сведений, образующих понятие адреса места жительства, который носит лишь ориентирующий характер, а не является обязательным, При этом в связи, с ограничением масштабов выборов до одного населенного пункта (ст. Беломечетской) у избирательной комиссии Кочубеевского района не могли возникнуть трудности при проверке всех подписей избирателей и установления адреса их места жительства по представленным Кизиловой В.В. подписным листам. Кроме того, даже если предположить, что указанные в постановлении сведения об избирателях Кравченко И.Я., Лищенко А.Н., и Лищенко А.В. указаны с нарушением требований закона, то процент недействительных подписей избирателей составляет 7,69 % (39*3(кол. недействительных подписей)/100) от общего количества подписей. При этом в подпункте «д» пункта 24 статьи 38 ФЗ №67-фз указано, что для отказа в регистрации кандидата необходимо выявить 10 и свыше 10 процентов недействительных подписей. Более того в случае если для регистрации кандидата требуется представить менее 200 подписей, то выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, не является основанием для отказа в регистрации кандидата. Таким образом, отказ территориальной избирательной комиссии Кочубеевского района в регистрации Кизиловой В.В. мотивированный тем, что в подписных листах отсутствует сведения о субъекте РФ и районе места жительства избирателя, вынесен незаконно и необоснованно. На основании выше изложенного и в связи с тем, что избирательной комиссией других оснований для отказа в регистрации Кизиловой Веры Васильевны выявлено не было, просит суд признать незаконным и необоснованным отказ территориальной избирательной комиссии Кочубеевского района в регистрации Кизиловой Веры Васильевны кандидатом на должность главы муниципального образования ст. Беломечетской Кочубеевского района Ставропольского края; отменить постановление территориальной избирательной комиссии Кочубеевского района от 04.01.2012 года №86 «Об отказе Кизиловой Вере Васильевне в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования ст. Беломечетской, Кочубеевского района Ставропольского края»; обязать Территориальную избирательную комиссию Кочубеевского района зарегистрировать Кизилову Веру Васильевну кандидатом на должность главы муниципального образования ст. Беломечетской Кочубеевского района Ставропольского края.

Председатель территориальной избирательной комиссии Кочубеевского района Дудулад О.П. возражала против удовлетворения требований заявителя. При этом пояснила, что постановлением Территориальной избирательной комиссии Кочубеевского района №86 от 04.01.2012 года Кизиловой Вере Васильевне было отказано в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования станицы Беломечетской Кочубеевского района в связи с выявленными нарушениями оформления подписных листов. Не оспаривая факта, что подписные листы не соответствуют требованиям закона, Кизилова В.В., обжаловала Постановление ТИК Кочубеевского района в Кочубеевском районном суде. По мнению заявителя, вынося обжалуемое Постановление комиссия нарушила требования п.1.1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в части не уведомления кандидата не позднее чем за три дня до дня заседания комиссии на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата. Согласно заявления, данное обстоятельство не позволило Кизиловой В.В., воспользоваться предоставленным законом временем и не позднее чем за один день, до указанного заседания, заменить представленные документы. Считает, что заявление Кизиловой В.В., не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст.38 ФЗ-67 – 1. Регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 16, 16.2 или 16.4 настоящей статьи. Наличие необходимого количества подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, выдвинутой инициативной группой по проведению референдума, является основанием для назначения референдума в порядке, предусмотренном законом. 1.1. При выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. Согласно п. 6 ст. 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом. Подпунктом "д" п. 24 ст. 38 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" предусмотрено, что основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки. Аналогичная норма содержится в Законе Ставропольского края "О выборах Депутатов Думы Ставропольского края". Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" адрес места жительства определяется как адрес - наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. В течение срока, установленного законом на проверку представленных документов, Комиссией установлено, что во всех подписных листах отсутствуют необходимые сведения об адресе, предусмотренные п.5 ст.2 Закона (Отсутствуют сведения о субъекте Федерации и районе). Понятие "адреса" предусмотрено специальной нормой Федерального закона N67-ФЗ, который подлежит применению в целях данного закона. Федеральный закон N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Нормы Закона Ставропольского края не содержат правил, при наступлении которых подписи избирателей могли быть признаны действительными в случае, если сведения об адресе, указаны не в полном объеме. Не указание лицом, осуществляющим сбор подписей, в подписном листе в адресе места жительства наименования субъекта Российской Федерации, является нарушением пункта 5 статьи 2 Федерального закона N67-ФЗ. Таким образом, все подписи избирателей, представленных в ТИК кандидатом Кизиловой В.В., подлежат признанию недействительными. Указанные правоотношения были предметом проверки Конституционного суда РФ, который указал: « …В соответствии со статьей 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (часть 1), а также избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (часть 2).» В развитие названных конституционных положений был принят Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статья 2 которого устанавливает значение основных терминов и понятий, употребляемых в этом Федеральном законе. Согласно оспариваемому заявителем подпункту 5 данной статьи адрес места жительства - это тот адрес, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Таким образом, исходя из буквального смысла приведенной нормы, адрес места жительства должен указываться в подписных листах в том виде, как он отражен в официальных документах, удостоверяющих наличие у гражданина регистрации по месту жительства. В силу пункта 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713) такими документами являются паспорт гражданина Российской Федерации и, в отдельных случаях, свидетельство о регистрации по месту жительства. Закрепленный в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" общий перечень сведений, образующих понятие адреса места жительства, носит ориентирующий характер. Содержащееся в нем законоположение не означает, что избирательные комиссии, на которые данным Федеральным законом возложена обязанность по обеспечению и защите избирательных прав граждан (пункт 3 статьи 20), должны во всех без исключения случаях требовать указания в подписных листах всех перечисленных в данном перечне сведений, в том числе при отсутствии тех или иных сведений в паспорте гражданина Российской Федерации (свидетельстве о регистрации по месту жительства). Иное понимание данного законоположения допускало бы невозможность однозначного определения в каждом конкретном случае правильности указания места жительства избирателя, тем самым приводя к нарушению конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, и не отвечало бы требованиям ясности и недвусмысленности правового регулирования. Что касается пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", то, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 6 июля 2010 года N1087-О-О, отсутствие права на замену подписных листов в поддержку выдвижения кандидата после их представления в уполномоченную избирательную комиссию в системе действующего правового регулирования предопределяется необходимостью обеспечения равенства выдвинутых кандидатов, а также проведения качественной проверки избирательной комиссией подписных листов в нормативно установленные сроки. Введение этой нормы обусловлено особым назначением подписных листов как избирательных документов, позволяющих выявлять уровень поддержки кандидатов избирателями, необходимый для их регистрации, направлено на обеспечение права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, часть 2 Конституции Российской Федерации) при выдвижении и регистрации кандидатов, списков кандидатов и не выходит за рамки дискреционных полномочий федерального законодателя.

Выслушав заявителя, представителя заявителя, председателя территориальной избирательной комиссии Кочубеевского района, заслушав мнение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении требований Кизиловой Веры Васильевны необходимо отказать.

В соответствии с п. 6 ст.76 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п.24-26 ст.38 настоящего Федерального закона.

06 декабря 2011 года были назначены выборы главы муниципального образования станицы Беломечетской Кочубеевского района Ставропольского края на 04 марта 2012 года.

Согласно постановлению Территориальной избирательной комиссии Кочубеевского района №86 от 04.01.2012 года Кизиловой Вере Васильевне было отказано в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования станицы Беломечетской Кочубеевского района в связи с выявленными нарушениями оформления подписных листов.

Согласно ч.1 ст.37 Федерального закона от 12.06.2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон), в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов инициативы проведения референдума, могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с п.10 ст.16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей.

Пунктом 3 ст.1 Закона Ставропольского края от 26.06.2008 года №37(в редакции от 07.07.2011 года) «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» (далее Закон Ставропольского края) предусмотрено, что основные понятия и термины, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральным законе.

В соответствии с п.1 и п.2 ст.15 Закона Ставропольского края, соответствующая избирательная комиссия обязана проверить соблюдение требований федерального законодательства, настоящего закона при выдвижении кандидата, списка кандидатов. В случае представления подписных листов избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей.

Согласно п.44 ст.2 Федерального закона, недействительной подписью признается подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа.Данная норма содержится и в п.п.11 п.10 ст.15 Закона Ставропольского края.

Понятие адреса места жительства для целей избирательного права содержится в п. 5 ст.2 Федерального закона. Под адресом места жительства понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Нормы Федерального закона и закона Ставропольского края не содержат правил, при наступлении которых подписи избирателей могли быть признаны действительными в случае, если сведения об адресе, указаны не в полном объеме.

Не указание лицом, осуществляющим сбор подписей, в подписном листе в адресе места жительства избирателя наименования субъекта Российской Федерации, является нарушением пункта 5 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ и в соответствии с п.24 ст.38 Закона является основанием для отказа в регистрации.

Анализ вышеназванных положений федерального и краевого законодательства свидетельствует о том, что не указание в подписном листе в адресе места жительства избирателей наименования субъекта Российской Федерации и района, является нарушением закона.

Как установлено в судебном заседании, и следует из подписных листов кандидата на должность главы муниципального образования Кизиловой В.В., во всех подписных листах отсутствуют полные данные об адресах места жительства избирателей, а именно: наименование субъекта Российской Федерации – Ставропольский край и района – Кочубеевский район, следовательно, все подписи, представленные в территориальную избирательную комиссию Кочубеевского района кандидатом, подлежат признанию недействительными.

Территориальная избирательная комиссия действовала в соответствии с п.24 ст. 38 Закона, не нарушая установленного перечня оснований для отказа в регистрации кандидата Кизиловой В.В..

Уведомление Кизиловой В.В. о выявленных нарушениях при оформлении подписных листов в день обнаружения таких нарушений, совпавшего с днем вынесения обжалуемого постановления территориальной избирательной комиссии Кочубеевского района от 04.01.2012 года №86 «Об отказе Кизиловой Вере Васильевне в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования ст. Беломечетской Кочубеевского района Ставропольского края», само по себе не нарушает избирательного права Кизиловой В.В., т.к. в силу Закона, возвращение подписных листов для их исправления не допускается.

Кроме того, в соответствии с действующим законодательством Кизилова В.В., закрыв избирательный счет и сдав финансовый отчет, вправе была вновь выдвинуться кандидатом, уведомив об этом Комиссию в порядке ст.33 ФЗ-67, однако на день обращения в суд своим правом не воспользовалась.

При таких обстоятельствах, суд находит, что отсутствуют основания для признания отказа территориальной избирательной комиссии Кочубеевского района о регистрации Кизиловой В.В. кандидатом на должность главы муниципального образования ст. Беломечетской Кочубеевского района Ставропольского края незаконным и необоснованным и отмены обжалуемого постановления территориальной избирательной комиссии Кочубеевского района от 04.01.2012 года №86 «Об отказе Кизиловой Вере Васильевне в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования ст. Беломечетской Кочубеевского района Ставропольского края».

На основании изложенного и, руководствуясь Федеральным законом от 12.06.2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Законом Ставропольского края от 26.06.2008 года №37 (в редакции от 07.07.2011 года) «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае», ст. ст. 260-261, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требования Кизиловой Веры Васильевны о признании отказа территориальной избирательной комиссии Кочубеевского района о регистрации ее кандидатом на должность главы муниципального образования ст. Беломечетской Кочубеевского района Ставропольского края незаконным и необоснованным, отказать.

В удовлетворении требования Кизиловой Веры Васильевны об отмене постановления территориальной избирательной комиссии Кочубеевского района от 04.01.2012 года №86 «Об отказе Кизиловой Вере Васильевне в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования ст. Беломечетской Кочубеевского района Ставропольского края», отказать.

В удовлетворении требования Кизиловой Веры Васильевны о возложении обязанности на территориальную избирательную комиссию Кочубеевского района зарегистрировать ее кандидатом на должность главы муниципального образования ст. Беломечетской Кочубеевского района Ставропольского края, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд в течение 5 дней с момента вынесения решения в окончательной форме, то есть с 18 января 2012 года.

Судья: А.И. Гедыгушев