Решение от 27.02.2012 года по исковому заявлению прокурора Кочубеевского района СК к администрации Кочубеевского муниципального района о признании незаконным бездействия АКМР по обеспечению вне очереди жильем лица, относящегося к категории детей-сирот



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 февраля 2012 года Кочубеевский районный суд Ставропольского края

в составе:

председательствующего судьи Рулёва И.А.,

при секретаре судебного заседания Дубинко Н.К.,

помощника прокурора Кочубеевского района Ставропольского края Чуриловой Ю.А.,

представителя ответчика - администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края - Румянцевой Ю.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кочубеевского районного суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кочубеевского района Ставропольского края в интересах ФИО1 к администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края о признании незаконным бездействия администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края по обеспечению вне очереди жильем ФИО1, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и возложении обязанности на администрацию Кочубеевского муниципального района Ставропольского края обеспечить ФИО1 вне очереди благоустроенным жилым помещением не ниже социальных норм, установленных Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кочубеевского района Ставропольского края обратился в суд в интересах ФИО1 с исковым заявлением к администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края о признании незаконным бездействия администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края по обеспечению вне очереди жильем ФИО1, относящейся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и возложении обязанности на администрацию Кочубеевского муниципального района Ставропольского края обеспечить ФИО1 вне очереди благоустроенным жилым помещением не ниже социальных норм, установленных Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года № 60-п, в котором указывает, что в прокуратуру Кочубеевского района с заявлением обратилась ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что мать ФИО1, ФИО2, согласно решению Моздокского райсуда РСО-Алания от 14.08.1998 года, признана безвестно отсутствующей, отец -ФИО3, согласно свидетельству о смерти от ДД.ММ.ГГГГ , умер ДД.ММ.ГГГГ. Согласно справке директора детского дома-интерната, ФИО1 находилась в детском доме-интернате г. Ставрополя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы Надзорненского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края от 17.05.2005 «Об установлении попечительства на несовершеннолетней ФИО1», попечителем над несовершеннолетней ФИО1 назначена ФИО4, проживающая по адресу: <адрес> где в дальнейшем проживала и опекаемая ФИО1 Согласно постановлению главы администрации муниципального образования Надзорненского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края от 16.01.2007 № 3 «О признании граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и постановки учет на получение социальной выплаты на приобретение жилья», ФИО1 поставлена на учет на внеочередное получение жилого помещения и состоит в списке лиц из числа детей-сирот в возрасте от 18 до 23 лет, нуждающихся в обеспечении жильем в Кочубеевском муниципальном районе за номером 41. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ФИО1 относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть лиц в возрасте от 18 до 23 лет, которые остались без попечения обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограничено дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбывание ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии и социальные поддержки. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а так же по окончании службы в вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждении, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а так же в учреждении всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждении, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно абз. 7 п. 9.3 Положения о министерстве строительства и архитектуры Ставропольского края, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 07.07.2008 № 530, уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, является министерство строительства и архитектуры Ставропольского края. Согласно ч. 2 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а так же лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящие на учете для получения жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилым помещением по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение либо строительство жилья в порядке, определенным Правительством Ставропольского края, исходя из площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю, устанавливаемом ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. В силу Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» граждане указанной категории после окончания пребывания в соответственном учреждении, приемной семье или окончания службы в вооруженных силах Российской Федерации снимаются с полного государственного обеспечения и, следовательно, должны быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции Российской Федерации. Таким образом, ФИО1 в настоящее время имеет право на внеочередное обеспечение со стороны администрации Кочубеевского муниципального района жилым помещением по договору социального найма не ниже социальных норм, установленных Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительства жилья детям-сиротам или детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», однако она до настоящего времени жилым помещением фактически не обеспечена, чем нарушено ее право на жилище, гарантированное ст. 40 Конституции Российской Федерации. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту, прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений: защите семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защите, включая социальное обеспечение; обеспечение права на здоровье, включая медицинскую помощь; обеспечение права на благоприятную окружающую среду; образование. ФИО1 письменно обратилась к прокурору района с просьбой оказать ей содействие в получении жилья по договору социального найма вне очереди не ниже установленных социальных норм.

Просит суд:

1. Признать незаконным бездействие администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края в отношении ФИО1, относящейся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, по обеспечению жильем.

2. Обязать администрацию Кочубеевского муниципального района обеспечить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди благоустроенным жилым помещение не ниже социальных норм, установленных Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 №60-п.

Помощник прокурора Кочубеевского района Ставропольского края в судебном заседании требования, изложенные в исковом заявлении поддержала, настаивала на их удовлетворении в полном объеме указав срок, в течении которого ФИО1 должна быть обеспечена жильем – до 1.09.2012 года..

Истец ФИО1 в судебном заседании требования подержала и пояснила, что её первый раз вызвали в орган опеки в декабре 2011 года по вопросу жилья, вызывали и в этом году, она уже сдала все необходимые документы и в настоящее время занимается поиском подходящего варианта для покупки жилья на сумму субсидии, которая составляет около <данные изъяты> рублей. Она в настоящее время нигде не обучается, на полном государственном обеспечении не находится, работает в детском саду, проживает с бабушкой, собственного или закрепленного жилья не имеет, желает получить субсидию на приобретение жилья.

Представитель ответчика администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края Румянцева Ю.Л. в судебном заседании исковые требования не признала, а по суще6ству признала частично – не признала, что имело место бездействие со стороны администрации, признала, что необходимо обеспечить ФИО4 жильем вне очереди – и пояснила, что администрация Кочубеевского муниципального района Ставропольского края не согласна с исковыми требованиями прокурора Кочубеевского района по следующим основаниям: 1) В соответствии с частью 1 статьи 247 ГПК РФ в заявлении в суд должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием).

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом. В заявлении прокурора Кочубеевского района в обоснование бездействия администрации указано, что «Таким образом, ФИО1 в настоящее время имеет право на внеочередное обеспечение со стороны администрации Кочубеевского муниципального района жилым помещением по договору социального найма не ниже норм установленных Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года №60-п... однако она до настоящего времени жилым помещением фактически не обеспечена, чем нарушено ее право на жилище, гарантированное ст. 40 Конституции Российской Федерации». В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года №7-КЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. В соответствии со статьями 1, 2 Закона Ставропольского края от 31.12.2004 года №120-кз определено, что Кочубеевскому муниципальному району переданы отдельные государственные полномочия Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по обеспечению жилыми помещениями в соответствии со статьей 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 г. N 7-кз. Постановлением администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края от 12 марта 2010 года №279 «О закреплении за отделами, управлениями администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края, муниципальными учреждениями Кочубеевского муниципального района вопросов местного значения муниципального района и отдельных государственных полномочий» за отделом образования администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края закреплено исполнение переданных отдельных государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот. В соответствии со статьей 2 постановления Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 года №60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» министерство строительства и архитектуры Ставропольского края определено в качестве уполномоченного органа исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Порядком предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок), утвержденным вышеуказанным постановлением, предусмотрено, что: субсидия предоставляется органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края однократно по месту постановки ребенка-сироты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году (пункт 3 Порядка). Для получения субсидии дети-сироты или их законные представители представляют в органы местного самоуправления следующие документы: заявление; документ, удостоверяющий личность ребенка-сироты, законного представителя (паспорт или иной документ его заменяющий); документы, подтверждающие факт отсутствия закрепленного за ребенком-сиротой жилого помещения, а также факт признания его нуждающимся в предоставлении жилья; документы, подтверждающие факт окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (пункт 4 Порядка). Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что для получения субсидии лицо из числа детей-сирот должно обратиться в отдел образования администрации муниципального района с заявлением о предоставлении ему жилья и с документами, подтверждающими его право на это. Однако ФИО1 в администрацию Кочубеевского муниципального района по поводу предоставления ей жилья ни разу не обращалась и ни один из предусмотренных Порядком документов не предоставляла. Решение о предоставлении субсидии либо об отказе в ее предоставлении принимается органами местного самоуправления в течение 10 рабочих дней. Непредставление документов, предусмотренных пунктом 4 настоящего Порядка, является основанием для принятия решения об отказе в предоставлении субсидии. О принятом решении органы местного самоуправлении уведомляют ребенка-сироту или его законного представителя в 3-дневный срок (пункт 5 Порядка). Поскольку документы, предусмотренные Порядком предоставлены не были, решение администрации Кочубеевского района о предоставлении или отказе в предоставлении субсидии не принималось. В список совершеннолетних граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете на получение жилых помещений на территории Кочубеевского муниципального района ФИО1 попала не на основании собственного заявления или заявления законного представителя, а была выявлена специалистами органа опеки и попечительства администрации района, которыми осуществляется взаимодействие с органами местного самоуправления поселений Кочубеевского района, которые, в свою очередь, передали информацию о том, что данное лицо включено в список на улучшение жилищных условий, проживающих на территории муниципального образования Надзорненский сельсовет. По мере обновления данные сведения передаются органом опеки и попечительства администрации района в министерство образования и министерство строительства и архитектуры Ставропольского края с целью выделения денежных средств из бюджета края для приобретения жилья лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сведения (списки) о лицах из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий являются предварительными и не точными, т.к. формируются не на основании заявлений вышеуказанных лиц и после проверки представленных ими сведений, а на основании сведений, предоставленных администрациями поселений Кочубеевского района и сведений, которыми обладает администрация Кочубеевского муниципального района, как орган опеки и попечительства, т.е. выявленных специалистами органа опеки и попечительства. Данные списки не являются очередью, а служат основанием для определения размера субсидий, выделяемых из краевого бюджета на улучшение жилищных условий лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По мере поступления денежных средств из бюджета края, специалистами органа опеки и попечительства проводится работа по выявлению нуждающихся в жилье, желающих его получить и истребованию заявлений и необходимых документов от лиц, состоящих в списках и уже после получения необходимых документов и проведения их экспертизы принимается решение о предоставлении жилья, либо об отсутствии оснований для этого. Т.е., фактически, специалисты органа опеки и попечительства, самостоятельно выявляют лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании имеющихся в органе опеки и попечительства документов формируют предварительные списки, направляют их в министерство строительства и архитектуры СК, после получения субсидий из краевого бюджета разыскивают лиц, указанных в списке, истребуют у них заявление и необходимые документы, принимают решение о предоставлении жилья или об отказе в этом и приобретают жилье, лицам, имеющим на это право. Таким образом, исходя из вышеизложенного следует, что если под бездействием администрации следует понимать не предоставление ФИО1 жилья, то у администрации Кочубеевского муниципального района не возникло основания для совершения определенных действий по предоставлению ФИО1 жилья, или об отказе в том, т.к. фактически ни она, ни ее законные представители никогда не обращались в администрацию Кочубеевского муниципального района с целью предоставления ей жилья и не предоставляла необходимых документов, подтверждающих ее право на предоставление жилья. Считает, что в данном случае орган опеки и попечительства добросовестно выполнил свои функции по выявлению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, консультированию их о возможности улучшения жилищных условий, доведению списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в министерство образования и министерство строительства и архитектуры Ставропольского края с целью выделения денежных средств из бюджета края для приобретения жилья лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Несмотря на то, что ФИО1 ни разу не обращалась в администрацию Кочубеевского муниципального района Ставропольского края ни по поводу получения жилья по договору социального найма ни по поводу приобретения жилья, органом опеки и попечительства Кочубеевского муниципального района проведена определенная работа, направленная на обеспечение ФИО1 жильем. Так 27.10.2011 года ФИО1 было направлено письмо, уведомляющее ее о наступлении права на обеспечение ее жилым помещением и просьбой явиться в орган опеки и попечительства <адрес> (письмо от ДД.ММ.ГГГГ , почтовая квитанция от 27.12.2011 года). После того как ФИО1 не явилась в орган опеки и попечительства в месячный срок ей было повторно направлено аналогичное письмо (письмо от 18.01.2012 года №01-35/039, почтовая квитанция от 08.02.2012 года). Кроме того, орган опеки и попечительства обратился в администрацию муниципального образования Надзорненский сельсовет с просьбой оказать содействие в информировании ФИО1 о наступлении у нее права на обеспечение жилым помещением и о направлении ее в орган опеки и попечительства Кочубеевского района с целью разъяснения ей порядка приобретения жилья, а также приобретения ей жилья (письмо от 08.02.2012 года №01-35/181). На данное обращение поступил ответ администрации муниципального образования Надзорненского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края №105 от 09.02.2012 года о том, что в связи с тем, что ФИО1 по месту жительства не оказалось информация доведена до сведения ее бабушки ФИО4. После предпринятых действий 10 февраля 2012 года ФИО1 явилась в орган опеки и попечительства Кочубеевского района Ставропольского края, где ей было разъяснено наличие у нее права на внеочередное обеспечение жильем и выдан перечень недостающих документов, что подтверждает заявление ФИО1 от 10.02.2012 года. В настоящее время ФИО1 занимается сбором необходимых документов для предоставления субсидии и подбором жилья. С целью оказания помощи ФИО1 в сборе документов, необходимых для предоставления субсидии, отделом образования был направлен запрос от 08.02.2012 года в Кочубеевский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о наличии у ФИО1 зарегистрированных прав на недвижимое имущество. Ответ получен от 10.02.2012 года. Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что орган опеки и попечительства не только не бездействовал, но и предпринял все возможные действия, направленные на обеспечение ФИО8 жильем. Кроме того, считаю некорректным обращение ФИО1 в прокуратуру Кочубеевского района 10 января 2012 года с заявлением оказать содействие в получении жилья, т. к. (как было описано выше) до обращения ФИО1 в прокуратуру, органом опеки и попечительства велась с нею переписка, в которой указывалось о возможности приобретения ей жилья, как сироте, а также о необходимости предоставления ею документов для этого. Однако, несмотря на это, проигнорировав письма органа опеки и попечительства, ФИО1 обратилась с заявлением в прокуратуру Кочубеевского района об оказании содействия в получении жилья. Просит суд в исковом требовании прокурора Кочубеевского района Ставропольского края о признании незаконным бездействия администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края отказать в связи с отсутствием доказательств факта бездействия администрации.

Представитель третьего лица - Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края в судебное заседание не явился, хотя о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом. От Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края в суд поступило заявление с просьбой рассмотреть гражданское дело в отсутствие их представителя с учетом направленных в адрес суда пояснений. Дело рассмотрено в отсутствии представителя заинтересованного лица.

Из письменных пояснений заинтересованного лица следует, что Пунктом 6 ст. 26.3.Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в п. 2 настоящей статьи, с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов. Законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона от 06.10,2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с Законом Ставропольского края от 31 декабря 2004 г. № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одним из указанных полномочий является обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Законом Ставропольского края от 16 марта 2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» не имеющие закреплённого жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. В соответствии с п. 3 Порядка предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок), утверждённого постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 г. №60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» субсидия предоставляется органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края однократно по месту постановки ребенка-сироты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году. Порядком утверждён механизм предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для получения субсидии дети-сироты или их законные представители представляют в органы местного самоуправления по месту постановки на учёт определённые документы. Решение о предоставлении субсидии либо об отказе в ее предоставлении принимается непосредственно органами местного самоуправления. Расчет размера субсидии производится также органами местного самоуправления. Органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Ставропольского края в установленном порядке доведены уведомления о показателях бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств в сроки, установленные порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи главных распорядителей средств бюджета Ставропольского края. Согласно Приложению 14 к Закону Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2012 год», субвенции, выделяемые из краевого фонда компенсаций местным бюджетам в 2012 году на реализацию Закона Ставропольского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Кочубеевскому муниципальному району Ставропольского края на 2012 год заложено <данные изъяты> за счёт средств краевого бюджета. В феврале 2012 года отделу образования администрации Кочубеевского муниципальное района Ставропольского края на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей не имеющих закреплённого жилого помещения за счёт средств краевого бюджета перечислено <данные изъяты> (платёжное поручение от ДД.ММ.ГГГГ ). В объёме доведённых лимитов бюджетных обязательств органы местного самоуправления заключают муниципальные контракты, иные договоры с физическими и (или) юридическими лицами или представляют субсидии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с п. 7 Порядка в безналичной форме на основании заключенного ими договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю, путем ее перечисления продавцу или застройщику жилья органами местного самоуправления. Статьёй 12 Закона № 120-кз предусмотрено, что органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных настоящим Законом отдельных государственных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края и в той мере, в какой указанные полномочия были обеспечены соответствующими органами государственной власти Ставропольского края материальными и финансовыми средствами. Кроме того, согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в «Обзоре практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, попадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» правильной признается позиция судов, которые, разрешая дела по искам о предоставлении детям-сиротам жилья, надлежащим ответчиком признавали органы местного самоуправления.

Выслушав объяснения сторон по иску, исследовав материалы гражданского дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствие со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых(служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ним отношений, защите семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защите, включая социальное обеспечение; обеспечение права на здоровье, включая медицинскую помощь; обеспечение права на благоприятную окружающую среду; образование.

ФИО9 письменно обратилась к прокурору с просьбой о защите её нарушенного права на внеочередное получения жилья, указав в заявлении на имеющийся у неё статус лица, оставшегося без попечения родителей / л.д. 12/.

Согласно справки администрации МО Надзорненский сельсовет ФИО1 закрепленного жилья на территории сельсовета не имеет /л.д.30/.

Согласно уведомления Росреестра сведения о регистрации прав на обьекты недвижимости в отношении ФИО1 отсутствуют /л.д.20/.

Согласно постановления главы администрации МО Надзорненский сельсовет от 16.01.2007 года ФИО1 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, как сирота /л.д.32/.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты и восстановления нарушенного права. При этом выбор способа защиты нарушенного права принадлежит исключительно истцу.

Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право и иными способами, предусмотренным законом.

Исходя из положений, предусмотренных ст.ст.254-255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде действия(бездействие) органа местного самоуправления и к действиям(бездействиям), оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся такие действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

Согласно ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для законности оспариваемых действий (бездействия) органов местного самоуправления возлагаются на орган, который совершили оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с п. 1 ст. 40 и п. 1 ст. 45 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Конституционное право на жилище предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную цену из государственного и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40 Конституции РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (ст. 8 ГК РФ).

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают и из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности. Аналогичные положения содержатся и в ЖК РФ (ст. 10).

Абзацем 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гарантировано право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилой площади вне очереди.

Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь.

Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Суд считает, что обеспечение вне очереди жилым помещением истицы, оставшейся без попечения родителей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.

Доказательств того, что ответчик надлежащим образом выполнил указанные требования закона Ставропольского края суду не представлено.

В соответствии с постановлением Губернатора СК от 23.09.2010 года № 517 «О внесении изменения в п.п. 9.2 Положения о Министерстве строительства и архитектуры СК, утвержденного постановлением губернатора СК от 07.07.2008 года № 530» уполномоченным органом исполнительной власти СК по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Министерство строительства и архитектуры.

Как следует из ст. 13 и 14 ЖК РФ, к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления в области жилищных отношений не относится определение порядка предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Органы государственной власти субъекта РФ определяют лишь порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 12 ЖК РФ определение порядка предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов. государственной власти РФ. Названный порядок определен в ст. 57 ЖК РФ, которая наряду с общим правилом о предоставлении жилья в порядке очередности (ч. 1) содержит специальное правило о предоставлении отдельным категориям граждан жилья вне очереди (ч. 2), а внеочередное предоставление жилья подразумевает, что оно должно предоставляться без всякой очереди. Поэтому установление органом местного самоуправления или даже законодательным органом субъекта РФ очереди для лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, нарушает права таких лиц и противоречит требованиям федерального законодательства, т.к. в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. В такой же мере и разрешение требований о предоставлении детям-сиротам жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.

По закону Ставропольского края № 7 -КЗ от 16 марта 2006 года ( в редакции закона от 9 июля 2007 года № 34 -КЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной «поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном общеобразовательном учреждении СК или учреждении асоциального обслуживания населения СК, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, имеют право на внеочередное обеспечение жилым помещением по их выбору: либо по договору социального найма, либо в форме предоставления им субсидий, исходя из общей площади жилья 33 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по СК, устанавливаемой Правительством СК (в редакции закона № 75 -КЗ от 10.11.08 г).

В судебном заседании установлено, что до обращения прокурора в суд с заявлением в интересах ФИО1 администрация Кочубеевского муниципального района принимала меры по истребованию у ФИО1 необходимых документов с целью предоставления субсидии для приобретения жилья, в настоящее время ФИО1 предоставила все необходимые документы и занимается поиском вариантов покупки жилья с учетом полагающейся ей субсидии, в связи с чем требования о признании бездействия ответчика незаконным суд находит не подлежащим удовлетворению. Однако жильем ФИО1 до настоящего времени не обеспечена. В связи с изложенным суд приходит к выводу, что администрация Кочубеевского муниципального района свою обязанность по обеспечению жильем ФИО1 как лица из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения не исполнила и жильем до настоящего времени не обеспечила, в связи с чем требования в части обязания ответчика обеспечить ФИО1 жилым помещением подлежат удовлетворению.

Отсутствие в ЖК РФ указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, указанным в п.1 и п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ, говорит о том, что жилье должно предоставляться данным гражданам после их обращения в орган местного самоуправления с целью реализации принадлежащего им субъективного права на получение жилья вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку вне очередников), т.к. не терпит отлагательства обеспечением жильем таких лиц из той категории граждан, кому государство обязалось предоставить жилье вне очереди, не упоминая о сроках исполнения принятой на себя обязанности.

В связи с этим суд считает не противоречащим закону требование прокурора о предоставлении ФИО9 жилого помещения вне очереди до 1.09.2012 г., т.к. ч.2 ст.57 ЖК РФ, как и другие нормы ГК РФ, не ставит передачу жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения других жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и тем более от включения в список вне очередников и порядковый номер в этом списке обратившегося лица.

С учетом приведенных обстоятельств и доводов сторон, суд считает подлежащими частичному удовлетворению требования прокурора Кочубеевского района Ставропольского края, обратившегося в суд в интересах ФИО9

Руководствуясь п.1 ст.40, п.1 ст.45 Конституции РФ, Федеральным Законом № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Ставропольского края от 31.12.2004 года №120 –кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.12 ГК РФ, 57 ЖК РФ, ст.254- 258, ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требование о признании незаконным бездействия администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относящейся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по её внеочередному обеспечению жильем оставить без удовлетворения.

Обязать администрацию Кочубеевского муниципального района Ставропольского края в срок до 1.09.2012 года обеспечить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения вне очереди благоустроенным жилым помещением, соответствующим санитарным нормам и правилам, не ниже социальных норм, установленных постановлением Правительства Ставропольского края № 60-п от 16.04.2008 года.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья И.А. Рулёв

Мотивированное решение по делу изготовлено 28.02.2012 года.