Решение по заявлению Ивлевой Т.Ф. о признании незаконными действий органа государственной власти от 13 апреля 2012 года



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 апреля 2012 года с.Кочубеевское

Кочубеевский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Щербакова С.А.

при секретаре Жихаревой Е.А.

с участием:

заявителя Ивлевой Т.Ф.

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда заявление Ивлевой Т.Ф. о признании незаконными действий органа государственной власти,

УСТАНОВИЛ:

Ивлева Т.Ф. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действия межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №8 по СК, выразившиеся в начислении ей задолженности по налогам, образовавшейся за период с 1998 года по 2001 года и недоимки, пеней, штрафом по взносам в пенсионный фонд РФ, признании недействительной и не подлежащей взысканию задолженность по налогам (сборам) в сумме 53436 рублей, образовавшуюся в период с 1998 года по 2001 год, сумму взносов во внебюджетный фонд (недоимки, пени, штрафы по взносам в пенсионный фонд РФ в сумме 82423,93 рублей и обязании межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы №8 по СК списать с карточки лицевых счетов (карточки расчета с бюджетом) числящуюся за ней задолженность в общей сумме 135859 рублей 93 копейки.

В судебном заседании Ивлева Т.Ф. поддержала свои требования и пояснила, что МИФНС №8 СК направила в ее адрес акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам от 15.07.2011 года №5995, подписанный ею с учетом разногласий и справку №80726 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам от 01.03.2012 года - форма 39-1. Согласно этих документов по состоянию на 01.03.2012 года за ней числится с 2002 года и требуется к оплате недоимка в сумме 53436 рублей и пени, штрафы в сумме 82423 рубля 93 копейки, образовавшиеся за период с 1998 года по 2001 год без каких-либо правовых обоснований и доказательств. В МИФНС №8 СК ей пояснили, что эта задолженность была переведена из органов Пенсионного фонда РФ (после вступления в действие налогового кодекса РФ), в связи с передачей налоговым органам функции администрирования по взносам в ПФ РФ. До 01.01.2001 года данную функцию выполнял орган пенсионного фонда РФ. Однако, инспекция требует погасить задолженность, исчисленную по результатам сличения сведений информационной базы данных, вне мероприятий налогового контроля, не заявляя о ее недобросовестном или виновном поведении в связи с числящейся за ней задолженности, возможность взыскания которой утрачена в связи с пропуском срока исковой давности, но на нее продолжает начисляться пеня. Подписание ею акта МИФНС №8 по СК за №5995 от 15.07.2011 года с учетом разногласий оставлено без внимания. Согласно п.6 Информационного письма Президента Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.03.2003 года №71 данный срок, не являясь пресекательным, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней, установленного ст.ст.46,47 Кодекса. Требования налогового органа о взыскании с нее указанной суммы не могут быть удовлетворены в любом случае. Аналогичная правовая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 года №15592/08. Ст.3 Налогового кодека РФ закрепляет, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные Налоговым законодательством, либо установленные в ином порядке, чем это определенно данным НК РФ (пункт 5); все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщиков (плательщиком сборов) (пункт 7). Сложившаяся ситуация привела к нарушению ее законных прав и интересов, так как ей было отказано в получении кредита. Просит суд признать незаконными действия межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №8 по СК, выразившиеся в начислении ей задолженности по налогам, образовавшейся за период с 1998 года по 2001 года и недоимки, пеней, штрафов по взносам в пенсионный фонд РФ, признать недействительной и не подлежащей взысканию задолженность по налогам (сборам) в сумме 53436 рублей, образовавшуюся в период с 1998 года по 2001 год, сумму взносов во внебюджетный фонд (недоимки, пени, штрафы по взносам в пенсионный фонд РФ в сумме 82423,93 рублей и обязать межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы №8 по СК списать с карточки лицевых счетов (карточки расчета с бюджетом) числящуюся за ней задолженность в общей сумме 135859 рублей 93 копейки.

В судебное заседание представитель межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №8 по Ставропольскому краю не явился. В суд от и.о. начальника межрайонной ИФНС России №8 по Ставропольскому краю Бакаева С.В. поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии их представителя. Замечаний и дополнений по делу не имеют. Дело рассмотрено в отсутствии представителя межрайонной ИФНС России №8 по Ставропольскому краю.

В суд от и.о. начальника межрайонной ИФНС России №8 по Ставропольскому краю Бакаева С.В. поступил отзыв на заявление Ивлевой Т.Ф. из которого следует, что налоговый орган считает доводы налогоплательщика, изложенные в заявлении законно необоснованными. Согласно акта №5995 от 15.07.2011 года и справки №80726 от 01.03.2012 года о состоянии расчетов по налогам, взносам и сборам за Ивлевой Т.Ф. числится задолженность по взносам в Пенсионный фонд РФ в сумме 53436 рублей. Данная задолженность была передана из органов Пенсионного фонда РФ (при вступлении в действие Налогового кодекса РФ) в связи с передачей налоговым органам функций администрирования по налогам и взносам в Пенсионный фонд РФ. До 01.01.2001 года данную функцию выполняли органы Пенсионного фонда РФ. Данная задолженность была передана одновременно с пеней в размере 82423,93 рублей. Налоговый орган не может согласиться с требованиями Ивлевой Т.Ф. списать с карточки лицевых счетов числящуюся за ней задолженность, так как она является величиной непостоянной и складывается из различных сумм налогов. Ивлева Т.Ф. является практикующим нотариусом, осуществляя свою деятельность имеет множество налоговых обязательств как нотариус (НДФЛ, ЕСН, НДС, страховые взносы), кроме того, является налогоплательщиком как физическое лицо (земля, имущество или транспорт). При осуществлении профессиональной деятельности Ивлева Т.Ф. согласно соответствующих норм налогового кодекса подает налоговые декларации, расчет авансовых платежей, на основании которых образуется сумма по налогам, подлежащая уплате в бюджеты, далее при проведении зачетов и платежей эти суммы погашаются. Земельный, имущественный и транспортный налоги также разбиваются на сроки уплаты, начисляются налоговым органом и оплачиваются физическим лицом согласно сроков уплаты. Просит отказать Ивлевой Т.Ф. в удовлетворении заявленных требований.

Выслушав заявителя Ивлеву Т.Ф., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требования Ивлевой Т.Ф. подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии со ст.3 Налогового кодекса РФ, ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Как установлено в судебном заседании, межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы №8 по Ставропольскому краю в адрес заявителя было направлено информационное письмо №4379 от 15 июля 2011 года с актом совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам №5995 (л.д. 4, л.д.5-7).

Согласно справки №80726 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01 марта 2012 года (форма №39-1) у Ивлевой Т.Ф. имеется задолженность в пенсионный фонд РФ недоимка в сумме 53436 рублей и пени, штрафы в сумме 82423 рублей 93 копейки. (л.д.8).

Заявителем был подписан акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам №5995 с учетом разногласий, которые оставлены без внимания.

Путем сличения сведений информационной базы данных межрайонная инспекция федеральной налоговой службы №8 по Ставропольскому краю выявила задолженность Ивлевой Т.Ф. по взносам в Пенсионный фонд РФ в период времени с 1998 года по 2001 год.

Суд считает, что межрайонная инспекция федеральной налоговой службы №8 по Ставропольскому краю фактически выставила требование на сумму задолженности, исчисленную по результатам сличения сведений информационной базы данных, вне мероприятий налогового контроля, при этом инспекцией не ставился вопрос о недобросовестном или виновном поведении заявителя.

Установлено, что у Ивлевой Т.Ф. выявлена задолженность за 1998- 2001 годы.

Согласно п.6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 года №71 данный срок, не являясь пресекательным, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней, установленного ст. ст. 46, 47 Кодекса.

Аналогичная правовая позиция отражена в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 26.06.2009 года №А26-8312/2008, Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 года № 15592/08.

Расплывчатость налоговой нормы может привести к не согласующемуся с конституционным принципом правового государства произвольному и дискриминационному ее применению государственными органами и должностными лицами в их отношениях с налогоплательщиками и тем самым к нарушению конституционного принципа юридического равенства и вытекающего из него требования равенства налогообложения, закрепленного в п.1 ст.3 Налогового кодекса РФ.

В силу приведенной правовой позиции Конституционного суда РФ (Постановления от 18.02.1997 года №3-П, от 11.11.1997 года №16-П, от 28 марта 2000 года №5-П) положения, регулирующие уплату государственной пошлины-сбора, взимаемого с организаций и физических лиц за совершение юридически значимых действий (ст.333.16 Налогового кодекса РФ), как и положения, регламентирующие порядок уплаты любого налога или сбора, должны отвечать критерию формальной определенности налоговых норм, который предполагает достаточную точность, обеспечивающую их правильное понимание и применение.

Суд не может признать действия МИФНС №8 по начислению задолженности по налогам не законными, по той причине, что они лично не начисляли данный налог, он был передан из пенсионного фонда, они лишь являются исполнителем, администратором и хранителем. Однако, в то же время, суд признает вполне законными и обоснованными требования Ивлевой Т.Ф. о признании недействительной и не подлежащей взысканию задолженности по налогам, а также пени образовавшейся в период времени с 1998 года по 2001 год по основаниям, описанным выше.

Таким образом, заявление Ивлевой Т.Ф. подлежит частичному удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, ст.ст.254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Ивлевой Т.Ф. о признании незаконными действий органа государственной власти - удовлетворить частично.

Признать недействительной и не подлежащей взысканию задолженность по налогам (сборам) в сумме 53436 рублей, образовавшуюся в период времени с 1998 года по 2001 год, сумму взносов во внебюджетный фонд (недоимка, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд РФ) в размере 82423 рубля 93 копейки.

Обязать межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы №8 по Ставропольскому краю списать с карточки лицевых счетов (карточки расчета с бюджетом) в соответствии со ст.59 НК РФ числящуюся за Ивлевой Т.Ф. задолженность в сумме 135859 рублей 93 копейки, состоящую из 53436 рублей задолженность по налогам (сборам), образовавшаяся в период времени с 1998 года по 2001 год, 82423 рубля 93 копейки сумма взносов во внебюджетный фонд (недоимка, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд РФ).

В остальной части требований, а именно о признании действий межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №8 по Ставропольскому краю в части начисления задолженности по налогам, (сборам) в Пенсионный фонд Российской Федерации незаконными – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд в течение месяца.

Судья Кочубеевского районного суда С.А.Щербаков