Решение по заявлению Мищенко Л.И. о признании незаконными действий органа государственной власти от 13 апреля 2012 года



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 апреля 2012 года с.Кочубеевское

Кочубеевский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Щербакова С.А.

при секретаре Жихаревой Е.А.

с участием:

заявителя Мищенко Л.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда заявление Мищенко Л.И. о признании незаконными действий органа государственной власти,

УСТАНОВИЛ:

Мищенко Л.И. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действия межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №8 по СК, выразившиеся в начислении ей задолженности по налогам (сбором) в пенсионный фонд РФ, признании недействительной и не подлежащей взысканию задолженность по налогам (сборам) в сумме 107738 рублей, образовавшейся в период с 1994 года по 2001 год, сумму взносов во внебюджетный фонд (недоимки, пени, штрафы по взносам в пенсионный фонд РФ в сумме 166409,86 рублей и обязании межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы №8 по СК списать с карточки лицевых счетов (карточки расчета с бюджетом) числящуюся за ней задолженность.

В судебном заседании Мищенко Л.И. поддержала свои требования и пояснила, что в начале марта 2012 года МИФНС №8 СК в ее адрес направлено уведомление о вызове ее в инспекцию для дачи пояснений по вопросу не уплаты задолженности по налогам в общей сумме свыше 100000 рублей. 19 марта 2012 года МИФНС №8 СК была выдана справка №80725 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.03.2012 года (форма №39-1). Согласно этой справке у нее имеется задолженность в ПФ РФ в сумме 274147,86 рублей, из них-107738 рублей долг и 166409,86 пени. На данную задолженность по настоящее время начисляется пеня. В 2011 году ее уже вызывали по данной задолженности. Она просила списать эту сумму как незаконно начисленную. Сумма не списывается, задолженность числится за ней. Как ей пояснили, данная задолженность была переведена из органов пенсионного фонда РФ (после вступления в действие Налогового кодекса РФ) в связи с передачей налоговым органом функции администрирования по взносам в ПФ РФ. До 01.01.2001 года данную функцию выполнял орган пенсионного фонда РФ. Данная сумма выставлена ей без достаточных правовых оснований и соответствующих доказательств. Инспекция требует погасить задолженность, исчисленную по результатам сличения сведений информационной базы данных, вне мероприятий налогового контроля. При этом инспекцией не ставится вопрос о недобросовестности или виновности ее поведения и не приводятся доводы, свидетельствующие об этом. У нее выявлена задолженность за 1994-2011 годы. Согласно п.6 Информационного письма Президента Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.03.2003 года №71 данный срок, не являясь пресекательным, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней, установленного ст.ст.46,47 Кодекса. Требования налогового органа о взыскании с нее указанной суммы не могут быть удовлетворены в любом случае. Аналогичная правовая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 года №15592/08. Ст.3 Налогового кодека РФ закрепляет, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные Налоговым законодательством, либо установленные в ином порядке, чем это определенно данным НК РФ (пункт 5); все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщиков (плательщиком сборов) (пункт 7). Расплывчатость налоговой нормы может привести к не согласующемуся с конституционным принципом правового государства произвольному и дискриминационному ее применению государственными органами и должностными лицами в их отношения с налогоплательщиками и тем самым к нарушению конституционного принципа юридического равенства и вытекающего из него требования равенства налогообложения, закрепленного в п.1 ст.3 Налогового Кодекса РФ. В силу приведенной правовой позиции Конституционного суда РФ (постановления от 18 февраля 1997 года №3-П, от 11 ноября 1997 года №16-П, от 28 марта 2000 года №5-П и др.) положения, регулирующие уплату государственной пошлины - сбора, взимаемого с организаций и физических лиц за совершение юридически значимых действий (ст.333.16 Налогового кодекса РФ), как и положения, регламентирующие порядок уплаты любого налога и сбора, должны отвечать критерию формальной определенности налоговых норм, который предполагает достаточную точность, обеспечивающую их правильное понимание и применение. Просит суд признать незаконными действия межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №8 по СК, выразившиеся в начислении ей задолженности по налогам (сборам) в пенсионный фонд РФ, признать недействительной и не подлежащей взысканию задолженность по налогам (сборам) в сумме 107738 рублей, образовавшейся в период с 1994 года по 2001 год, сумму взносов во внебюджетный фонд (недоимки, пени, штрафы по взносам в пенсионный фонд РФ в сумме 166409,86 рублей и обязать межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы №8 по СК списать с карточки лицевых счетов (карточки расчета с бюджетом) числящуюся за ней задолженность.

В судебное заседание представитель межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №8 по Ставропольскому краю не явился. В суд от и.о. начальника межрайонной ИФНС России №8 по Ставропольскому краю Бакаева С.В. поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии их представителя. Замечаний и дополнений по делу не имеют. Дело рассмотрено в отсутствии представителя межрайонной ИФНС России №8 по Ставропольскому краю.

В суд от и.о. начальника межрайонной ИФНС России №8 по Ставропольскому краю Бакаева С.В. поступил отзыв на заявление Мищенко Л.И. из которого следует, что налоговый орган доводы налогоплательщика, изложенные в заявлении законно необоснованными. Согласно справки №80725 от 01.03.2012 года о состоянии расчетов по налогам, взносам и сборам за Мищенко Л.И. числится задолженность по взносам в Пенсионный фонд РФ в сумме 107738 рублей. Данная задолженность была передана из органов Пенсионного фонда РФ (при вступлении в действие Налогового кодекса РФ) в связи с передачей налоговым органам функций администрирования по налогам и взносам в Пенсионный фонд РФ. До 01.01.2001 года данную функцию выполняли органы Пенсионного фонда РФ. Данная задолженность была передана одновременно с пеней в размере 166409,86 рублей. Налоговый орган не может согласиться с требованиями Мищенко Л.И. списать с карточки лицевых счетов числящуюся за ней задолженность, так как она является величиной непостоянной и складывается из различных сумм налогов. Мищенко Л.И. является практикующим нотариусом, осуществляя свою деятельность имеет множество налоговых обязательств как нотариус (НДФЛ, ЕСН, НДС, страховые взносы), кроме того, является налогоплательщиком как физическое лицо (земля, имущество или транспорт). При осуществлении профессиональной деятельности Мищенко Л.И. согласно соответствующих норм налогового кодекса подает налоговые декларации, расчет авансовых платежей, на основании которых образуется сумма по налогам, подлежащая уплате в бюджеты, далее при проведении зачетов и платежей эти суммы погашаются. Земельный, имущественный и транспортный налоги также разбиваются на сроки уплаты, начисляются налоговым органом и оплачиваются физическим лицом согласно сроков уплаты. Просит отказать Мищенко Л.И. в удовлетворении заявленных требований.

Выслушав заявителя Мищенко Л.И., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требования Мищенко Л.И. подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии со ст.3 Налогового кодекса РФ, ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Как установлено в судебном заседании, межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы №8 по Ставропольскому краю в адрес заявителя было направлено уведомление №7879 от 24 февраля 2012 года для дачи пояснений по вопросу не уплаты задолженности по налогам (сборам), пени, штрафам в общей сумме свыше 100000 рублей (л.д.5).

Согласно справки №80725 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01 марта 2012 года (форма №39-1) у Мищенко Л.И. имеется задолженность в пенсионный фонд РФ в сумме 274147,86 рублей, из них: недоимка – 107738 рублей, пени - 166409,86 рублей.

В 2011 году Мищенко Л.И. обращалась в ИФНС №8 по СК с требованием о списании данной задолженности в связи с незаконно начисленной.

Путем сличения сведений информационной базы данных межрайонная инспекция федеральной налоговой службы №8 по Ставропольскому краю выявила задолженность Мищенко Л.И. по взносам в Пенсионный фонд РФ в период времени с 1994 года по 2001 год.

Суд считает, что межрайонная инспекция федеральной налоговой службы №8 по Ставропольскому краю фактически выставила требование на сумму задолженности, исчисленную по результатам сличения сведений информационной базы данных, вне мероприятий налогового контроля, при этом инспекцией не ставился вопрос о недобросовестном или виновном поведении заявителя.

Установлено, что у Мищенко Л.И. выявлена задолженность за 1994- 2001 годы.

Согласно п.6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 года №71 данный срок, не являясь пресекательным, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней, установленного ст. ст. 46, 47 Кодекса.

Аналогичная правовая позиция отражена в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 26.06.2009 года №А26-8312/2008, Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 года № 15592/08.

Расплывчатость налоговой нормы может привести к не согласующемуся с конституционным принципом правового государства произвольному и дискриминационному ее применению государственными органами и должностными лицами в их отношениях с налогоплательщиками и тем самым к нарушению конституционного принципа юридического равенства и вытекающего из него требования равенства налогообложения, закрепленного в п.1 ст.3 Налогового кодекса РФ.

В силу приведенной правовой позиции Конституционного суда РФ (Постановления от 18.02.1997 года №3-П, от 11.11.1997 года №16-П, от 28 марта 2000 года №5-П) положения, регулирующие уплату государственной пошлины-сбора, взимаемого с организаций и физических лиц за совершение юридически значимых действий (ст.333.16 Налогового кодекса РФ), как и положения, регламентирующие порядок уплаты любого налога или сбора, должны отвечать критерию формальной определенности налоговых норм, который предполагает достаточную точность, обеспечивающую их правильное понимание и применение.

Суд не может признать действия МИФНС №8 по начислению задолженности по налогам не законными, по той причине, что они лично не начисляли данный налог, он был передан из пенсионного фонда, они лишь являются исполнителем, администратором и хранителем. Однако, в то же время, суд признает вполне законными и обоснованными требования Мищенко Л.И. о признании недействительной и не подлежащей взысканию задолженности по налогам, а также пени образовавшейся в период времени с 1994 года по 2001 год по основаниям, описанным выше.

Таким образом, заявление Мищенко Л.И. подлежит частичному удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, ст.ст.254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Мищенко Л.И. о признании незаконными действий органа государственной власти - удовлетворить частично.

Признать недействительной и не подлежащей взысканию задолженность по налогам (сборам) в сумме 107738 рублей, образовавшуюся в период времени с 1994 года по 2001 год, сумму взносов во внебюджетный фонд (недоимка, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд РФ) в размере 166409 рублей 86 копеек.

Обязать межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы №8 по Ставропольскому краю списать с карточки лицевых счетов (карточки расчета с бюджетом) в соответствии со ст.59 НК РФ числящуюся за Мищенко Л.И. задолженность в сумме 274 147 рублей 86 копеек, состоящую из 107738 рублей задолженность по налогам (сборам), образовавшаяся в период времени с 1994 года по 2001 год, 166409 рублей 86 копеек сумма взносов во внебюджетный фонд (недоимка, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд РФ).

В остальной части требований, а именно о признании действий межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №8 по Ставропольскому краю в части начисления задолженности по налогам, (сборам) в Пенсионный фонд Российской Федерации незаконными – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд в течение 1 месяца.

Судья Кочубеевского районного суда С.А.Щербаков