Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И 27 апреля 2012 года с.Кочубеевское Кочубеевский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего Виприцкого Н.В. помощника прокурора Кочубеевского района Русиной М.В. при секретаре Балацкой С.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исковому заявлению Денисенко Б.А. к председателю избирательной комиссии избирательного участка № 671 Безрук А.В. о признании решения участковой избирательной комиссии № 671 об отказе о включении его в списки избирателей незаконным, у с т а н о в и л: Денисенко Б.А. обратился в суд с иском к председателю избирательной комиссии избирательного участка № 671 Безрук А.В. о признании решения участковой избирательной комиссии № 671 об отказе о включении его в списки избирателей незаконным, о взыскании морального ущерба в размере 100 рублей и расходов по оплате государственной пошлины 200 рублей. В судебном заседании в обоснование заявленных требований истец ссылался на тот факт, что ответчик допустил нарушение его политических прав в ходе выборов 04 марта 2012 года, не включив его в список избирателей, что и послужило основанием его обращения в суд за восстановлением нарушенных прав. Пояснил, что 04 марта 2012 года проводились выборы Президента РФ, выборы главы муниципального образования станицы Беломечетской Кочубеевского района Ставропольского края, выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования станицы Беломечетской Кочубеевского района Ставропольского края по десятимандатному избирательному округу. Председатель избирательной комиссии избирательного участка № 671 Безрук А.В. лишила его конституционного права избирать в органы местного самоуправления, не включив его в списки избирателей, хотя за 5 дней до выборов он подал ей письменное заявление, но письменного ответа не получил. 04 марта 2012 года на избирательном участке ему выдали бюллетень по выборам Президента РФ, бюллетени по выборам главы ст.Беломечетской и депутатов Совета депутатов муниципального образования станицы Беломечетской не выдали. Безрук А.В. пояснила, что в списки он не включен, так как в ст.Беломечетской проживает временно. Его постоянным местом жительства является ст.Беломечетская ул.<адрес>, он зарегистрирован по месту пребывания на срок до 30 июля 2022 года. Институт прописки в РФ отменен согласно решения Конституционного Суда РФ в 1996 году. Местом жительства гражданина РФ признается место, где он постоянно и преимущественно проживает. Считает, что поскольку он преимущественно проживает и его место жительства является ст.Беломечетская, он вправе быть включенным в списки избирателей муниципальных выборов. Просит признать решение участковой избирательной комиссии № 671 об отказе о включении его в списки избирателей незаконным. От требований о возмещении морального вреда и расходов по государственной пошлине отказывается, так как Безрук А.В. ему принесены извинения. В судебном заседании ответчик Безрук А.В. признала требования истца и пояснила, что она действовала согласно Федерального Закона № 67 от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». По данному вопросу она консультировалась в территориальной избирательной комиссии Кочубеевского района. Она принесла Денисенко Б.А. свои извинения. Представитель территориальной избирательной комиссии Кочубеевского района Ставропольского края привлеченный в качестве третьего лица в судебное заседание не явился. О времени и месте слушания дела был надлежащим образом извещен. Суд признает причину неявки представителя третьего лица в судебное заседание неуважительной, поскольку последний доказательств уважительности причин его неявки в судебное заседание не представил Стороны не возражали против рассмотрения дела в отсутствие не явившегося представителя третьего лица. На основании ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившегося представителя территориальной избирательной комиссии, признав причину его неявки в суд неуважительной. Суд, выслушав объяснения истца и ответчика, исследовав материалы дела, пришел к следующему. Истцом на разрешение суда поставлен вопрос о признании права нарушенным, в связи с нарушением его права на участие в выборах главы муниципального образования станицы Беломечетской Кочубеевского района Ставропольского края, выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования станицы Беломечетской Кочубеевского района Ставропольского края, назначенных на 04 марта 2012 года. Как установлено в судебном заседании местом постоянного проживания Денисенко Б.А, являющегося гражданином РФ, является ст.Беломечетская ул. <адрес> Кочубеевского района находящаяся на территории избирательного участка № 671 Кочубеевского района Ставропольского края. Согласно паспорта Денисенко Б.А. и домовой книги по ул. <адрес> ст.Беломечетская, истец зарегистрирован по месту проживания на срок до 30 июля 2022 года, где и проживает. Председателем избирательного участка № 671 ст.Беломечетской Безрук А.В. было отказано Денисенко Б.А. во включении в список избирателей участковой избирательной комиссии поскольку у него отсутствуют постоянная прописка в станице и он прописан и проживает временно. С учетом того обстоятельства, что фактическое место жительства Денисенко Б.А. на территории ст.Беломечетской установлено по адресу ул.<адрес>, и Денисенко Б.А. обращался в избирательную комиссию с заявлением о включении его в списки избирателей, но не получил письменного ответа, суд считает, что имеет место нарушение избирательного права Денисенко Б.А. Согласно положениям ч.ч. 2, 3 ст. 3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Таким образом, высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и демократические свободные выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Свободное волеизъявление граждан на выборах и референдумах государство гарантирует путем установления демократических принципов избирательного права и права на участие в референдуме. Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Как следует из содержания ст.3 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. В соответствии с положениями статьи 16 указанного Федерального закона регистрация (учет) избирателей, участников референдума, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, осуществляется главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения. Основанием для регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории муниципального образования является факт нахождения места жительства (в отношении вынужденных переселенцев - факт временного пребывания) избирателей, участников референдума на соответствующей территории. Указанный факт устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация (учет) избирателей, участников референдума, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, осуществляется главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения. Основанием для регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории муниципального образования является факт нахождения места жительства (в отношении вынужденных переселенцев - факт временного пребывания) избирателей, участников референдума на соответствующей территории. Указанный факт устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (п.2). Статья 17 названного Федерального закона регламентирует порядок составления списков избирателей. В целях реализации прав избирателей, участников референдума соответствующими комиссиями составляются списки избирателей, участников референдума на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и представляемых в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи (п.1). В списки избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме (п.2). Сведения об избирателях, участниках референдума формирует и уточняет глава местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководитель территориального органа исполнительной власти города федерального значения (п.6). Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после представления списка избирателей для ознакомления избирателей, а также избиратели, по какой-либо иной причине не включенные в список избирателей, дополнительно включаются участковой комиссией в список избирателей на основании паспорта или заменяющего его документа, а при необходимости и официальных документов, подтверждающих факт нахождения места жительства избирателя на территории данного избирательного участка (п.4). С учётом изложенного, принимая во внимание установленный факт отказа во включении Денисенко Б.А. в списки избирателей, допущенных к участию в голосовании на выборах главы муниципального образования станицы Беломечетской Кочубеевского района Ставропольского края, депутатов Совета депутатов муниципального образования станицы Беломечетской, состоявшихся 04 марта 2012 года, а также то обстоятельство, что ответственность за формирование и уточнение списков избирателей возложена на председателя избирательной комиссии, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования Денисенко Б.А. к председателю избирательной комиссии избирательного участка № 671 Безрук А.В. о признании решения участковой избирательной комиссии № 671 об отказе о включении его в списки избирателей незаконным, - удовлетворить. Признать решение участковой избирательной комиссии № 671 об отказе о включении Денисенко Б.А. в списки избирателей на выборах главы муниципального образования станицы Беломечетской Кочубеевского района Ставропольского края и депутатов Совета депутатов муниципального образования станицы Беломечетской, состоявшихся 04 марта 2012 года, незаконным Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в апелляционном порядке в течение месяца. Судья Кочубеевского районного суда Н.В. Виприцкий