Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 23 мая 2012 года Кочубеевский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи - Шматченко Т.Ф. с участием: истца – Шкорбут Л.А., представителя истца- адвоката Чаблиной Л.А., представившей удостоверение № и ордер № Адвокатской конторы №2 Кочубеевского района Ставропольского края, ответчика- представителя Правительства Ставропольского края Ермаковой И.А., действующей на основании доверенности №01-29/2880 от 05 апреля 2012 года, ответчика- представителя Комитета Ставропольского края по жилищно-коммунальному хозяйству Горбачевой И.П., действующей на основании доверенности б/н от 12 января 2012 года, ответчика – представителя администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края Гуцан О.А., действующей на основании доверенности №884 от 18 апреля 2012 года, третьего лица - Шкорбут Н.М., третьего лица- представителя администрации муниципального образования Ивановский сельсовет Кочубеевского района Ставропольского края Одинцовой Н.В., действующей на основании доверенности от 18 апреля 2012 года, при секретаре судебного заседания - Устиновой Т.Л. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Шкорбут Л.А. к Правительству Ставропольского края, Комитету Ставропольского края по жилищно-коммунальному хозяйству, администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма, у с т а н о в и л: Шкорбут Л.А. обратилась в суд с иском к Правительству Ставропольского края, Комитету Ставропольского края по жилищно-коммунальному хозяйству, администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края о предоставлении ей, на состав семьи из восьми человек, вне очереди жилого помещения общей площадью не менее 144 кв.м., в пределах границ муниципального образования Ивановский сельсовет Кочубеевского района Ставропольского края, по договору социального найма за счет жилищного фонда Ставропольского края. В судебном заседании истец Шкорбут Л.А. поддержала свои требования, изложенные в исковом заявлении, уточнив их в судебном заседании, и настаивала на их удовлетворении. Право дать пояснения по делу она предоставила своему представителю. Представитель истца – адвокат Чаблина Л.А., в судебном заседании также уточнила требования, изложенные в исковом заявлении, и пояснила суду, что Шкорбут Л.А. является многодетной матерью, имеющей пятерых детей в возрасте до 18 лет. В состав её семьи также входит супруг -Шкорбут Н.М. и свекровь- Шкорбут Т.Н., инвалид 2-й группы, ветеран труда. Данная семья в установленном законом порядке также признана малоимущей. Жилой дом, являющийся в соответствии со статьей 34 Семейного кодекса РФ совместной собственностью супругов Шкорбут, по адресу: <адрес> <адрес>, после пожара, имевшего место 07.02.2012 года, 27 марта 2012 года межведомственной комиссией признан в установленном порядке непригодным для проживания, не подлежащим ремонту или реконструкции. Аналогичное заключение межведомственной комиссии было дано и ранее - 02.12.2011 года. Фактически члены семьи Шкорбут Л.А. лишились единственного принадлежащего им жилого помещения после пожара, а администрацией поселения были предприняты меры по их расселению. В результате чего, пятеро несовершеннолетних детей были оторваны от родителей и помещены в реабилитационный центр «Гавань» г.Невинномысска, где и находятся по настоящее время, а заслуженный педагог, ветеран труда, инвалид второй группы – Шкорбут Т.Н. была помещена сначала в участковую больницу, а в настоящее время проживает в сарае при указанном домовладении вместе с истицей и сыном. Письменные обращения супругов Шкорбут и администрации Ивановского сельсовета в адрес должностных лиц органов исполнительной власти Ставропольского края и администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края успеха не имели, что послужило поводом для обращения в суд с настоящим иском. Постановлением администрации муниципального образования Ивановского сельсовета Кочубеевского района, Ставропольского края №40 от 29.03.2012 года дом признан непригодным для проживания. Семья Шкорбут Л.А., в составе восьми человек, состояла на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении до признания жилья непригодным для проживания. Данная семья имеет право на получение жилого помещения за счет жилищного фонда Ставропольского края по договору социального найма по двум основаниям: как многодетная и во внеочередном порядке в связи с признанием принадлежащего им жилого помещения непригодным для проживания, которое ремонту и реконструкции не подлежит. Истица предъявила иск к ответчикам по последнему основанию и настаивает на его удовлетворении. Статьей 5 закона Ставропольского края №72-кз от 10.11.2009 года установлено, что предоставление гражданам, указанным в ст.2 настоящего закона жилых помещений жилищного фонда края осуществляется не менее 18 кв.м. общей площади жилого помещения – на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек. Финансирование расходов, связанных с предоставлением жилых помещений жилищного фонда края гражданам, указанным в ст.2 настоящего закона, осуществляется за счет бюджета Ставропольского края. Поскольку состав семьи Шкорбут Л.А. – восемь человек, то они вправе претендовать на обеспечение жильем, общей площадью не менее (18 кв.м. х 8 человек) 144 кв.метров. Просит суд обязать Правительство Ставропольского края, Комитет Ставропольского края по жилищно-коммунальному хозяйству, администрацию Кочубеевского муниципального района Ставропольского края, предоставить Шкорбут Л.А. в составе семьи из восьми человек, вне очереди по договору социального найма жилое помещение общей площадью не менее 144 кв.м., за счет жилищного фонда Ставропольского края в пределах границ муниципального образования Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края. Третье лицо -Шкорбут.М. Н в судебном заседании иск супруги поддержал в полном объеме и просил его удовлетворить, указав на то, что Шкорбут Л.А. действительно писала ранее заявление о снятии с учёта на предоставление жилого помещения по договору социального найма, однако оно было написано вынужденно, поскольку в переписке несколько лет был один ответ: денег нет, строительство не ведётся. Сейчас их дети находятся в социально-реабилитационном центре «Гавань» г. Невинномысска, они на грани психологического срыва, с ними практически ежедневно работают психологи. Он согласен на любое решение о предоставлении жилого помещения либо по договору социального найма, либо приобретения его за счет выделенных средств в денежном эквиваленте. Важное значение для них имеет проживание одной семьей вместе с детьми. Третье лицо представитель администрации муниципального образования Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края Одинцова Н.В. в судебном заседании иск Шкорбут Л.А. поддержала и просила его удовлетворить. На территории Ивановского сельсовета Кочубеевского района муниципальное жилье отсутствует, строительство не ведется, бюджет местного самоуправления дотационный на 67%. Семья Шкорбут была поставлена на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий как многодетная, а также проживающая в ветхом, непригодном к дальнейшей эксплуатации и проживанию, жилье. У администрации поселения нет возможности приобрести жильё для многодетной семьи Шкорбут. Было два заключения межведомственной комиссии, согласно которым жилой дом, в котором проживает семья Шкорбут, является ветхим, непригодным для дальнейшей эксплуатации и проживания, ремонту и реконструкции он не подлежит. Данные акты никем не были оспорены и не обжалованы. После пожара семья проживает в сарае – 3*3 метра, дети – в приюте. Семья Шкорбут в их муниципальном образовании является единственной семьей, имеющей право на внеочередное получение жилья. Ответчик – представитель Правительства Ставропольского края Ермакова И.А. в судебном заседании исковые требования Шкорбут Л.А. не признала. Считает требования, предъявленные истцом к Правительству Ставропольского края и Комитету Ставропольского края по жилищно-коммунальному хозяйству незаконными и необоснованными, указав на то, что в соответствии с действующим законодательством вопросы обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, относятся к вопросам местного значения поселения, т.е. администрации Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края. В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. При этом данная норма предусматривает предоставление жилого помещения из муниципального фонда вне очереди, если жилое помещение гражданина признано в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит. Жильё Шкорбут Л.А. признано в установленном порядке непригодным для проживания. При наличии данного факта орган местного самоуправления обязан незамедлительно предоставить истице другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ. Согласно ст. 28 Бюджетного кодекса РФ одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является самостоятельность бюджетов, что означает самостоятельное осуществление бюджетного процесса, наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов (ст. 31 Бюджетного кодекса РФ). Статьёй 9 Бюджетного кодекса установлено, что к компетенции органов местного самоуправления относится в т.ч. предоставление бюджетных кредитов. В соответствии со ст.86 Жилищного кодекса РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. В соответствии со ст. 87 Жилищного кодекса РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Закон Ставропольского края от 10 ноября 2009 г. № 72-кз «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма» содержит исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма. В соответствии с Законом №72-кз Шкорбут Л.А., как многодетный родитель, имеющий трёх и более детей в возрасте до 18 лет вправе получить жилое помещение жилищного фонда Ставропольского края, но для данной категории граждан законодательно не предусмотрен внеочередной порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма. Соответственно внеочередное удовлетворение требования истца приведёт к нарушению баланса интересов общества и законных интересов граждан, уже находящихся на учете в очереди на получение жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма. В соответствии со ст. 6 Закона Ставропольского края от 10 ноября 2009г. № 72-кз «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма» финансирование расходов, связанных с предоставлением жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма осуществляется в пределах средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных законом Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на соответствующий финансовый год. Действие статьи 6 Закона Ставропольского края от 10 ноября 2009 г. № 72-кз «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма» приостановлено Законом Ставропольского края от 27 декабря 2011 г. № 99-кз. Кроме того, п.5 ст.4 Закона Ставропольского края от № 72-кз предусматривает, что предоставление жилого помещения жилищного фонда края должно осуществляться в соответствии с правилами предоставления жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма, утверждаемыми Правительством Ставропольского края. Правила предоставления жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма до настоящего времени не утверждены Правительством Ставропольского края. Правоприменительной практики указанный Закон не имеет, поскольку жилые помещения в период действия Закона не предоставлялись. Частью 1 ст. 4 Закона 72-кз установлено, что жилые помещения жилищного фонда края предоставляются гражданам, указанным в статье 2 настоящего Закона, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет в соответствии со статьей 3 настоящего Закона, за исключением случаев, установленных частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Установленные данной нормой исключения распространяются на категории граждан, а не на очередность предоставления жилых помещений. В судебном заседании представитель ответчика - Комитета Ставропольского края по жилищно-коммунальному хозяйству – Горбачева И.П. исковые требования Шкорбут Л.А. также не признала, дав пояснения, аналогичные пояснениям представителя Правительства Ставропольского края. Считает, что надлежащим ответчиком по данному делу является администрация Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края. Дополнительно пояснила, что оснований опровергать постановку на очередь семьи Шкорбут, как нуждающихся в получении жилья, у них нет. Решения о постановке и о снятии с учёта принимают органы местного самоуправления. Ответчик - представитель администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края Гуцан О.А. в судебном заседании исковые требования не признала и считает неправомерным привлечение АКМР в качестве ответчика, т.к. администрация муниципального района не наделена полномочиями по предоставлению жилья таким категория граждан как: многодетным, малоимущим гражданам, чье жилье признано в установленном порядке непригодным для проживания. В 2006 году было принято решение Совета депутатов муниципального образования Ивановский сельсовет Кочубеевского района Ставропольского края «Об обеспечении граждан, проживающих на территории Ивановского сельсовета, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством», в соответствии с которым за муниципальным образованием Ивановский сельсовет оставлены полномочия по обеспечению граждан, проживающих на территории Ивановского сельсовета, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. Также принято постановление АКМР от 19 мая 2006 года №119, согласно которому органам местного самоуправления поселений Кочубеевского района передано ведение учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, проживающих на подведомственных территориях. Кроме того, истица просит предоставить ей и ее семье жилье по договору социального найма в соответствии с Законом Ставропольского края от 10.11.2009 N 72-кз "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма". Статьей 3 указанного закона установлено, что учет граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда края, осуществляется в соответствии с Законом Ставропольского края от 16 марта 2006 г. N 13-кз "О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае", т.е. органом местного самоуправления поселения. В соответствии со статьёй 6 указанного закона финансирование расходов, связанных с предоставлением жилых помещений жилищного фонда края гражданам, осуществляется в пределах средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных законом Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на соответствующий финансовый год. Законом Ставропольского края от 10апреля2006года N19-кз « О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, многодетных семей и ветеранов Великой Отечественной войны», не определены меры социальной поддержки многодетным семьям, а также малоимущим гражданам в виде предоставления жилья. Определены лишь размеры и виды денежных выплат (статья 4 Закона), однако установлено, что меры социальной поддержки граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, многодетных семей, установленные данным Законом, являются расходными обязательствами Ставропольского края (статья 3 Закона). В нарушение Положения о признании жилого помещения непригодным для проживания, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №47 в состав межведомственной комиссии, определившей непригодность для проживания жилья, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, принадлежащего Шкорбут, не были включены представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, что не позволяет считать заключение межведомственной комиссии составленным на основании проведенного обследования и анализа всех заинтересованных служб и, соответственно, являться основанием для признания Шкорбут Л.А. нуждающейся в жилье, как гражданина, чье жилое помещение признано в установленном порядке непригодным для проживания. Представитель третьего лица- Министерства имущественных отношений Ставропольского края – в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, просил выслать в адрес министерства копию решения суда. Представил отзыв, согласно которому Министерство имущественных отношений Ставропольского края осуществляет учет, управление и распоряжение объектами государственной (краевой) собственности Ставропольского края в пределах компетенции, установленной постановлением Губернатора Ставропольского края от 06 марта 2012 года №137 «Об утверждении Положения о министерстве имущественных отношений Ставропольского края». К компетенции министерства имущественных отношений края не относятся функции по предоставлению нуждающимся гражданам во внеочередном порядке помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма. Жилищный фонд, расположенный в пределах границ муниципального образования Ивановский сельсовет Кочубеевского района Ставропольского края, в реестре государственного имущества Ставропольского края не значится. Представитель третьего лица- Министерства финансов Ставропольского края – в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие с учетом позиции министерства, изложенной в отзыве и в соответствии с правовыми нормами, регулирующими данные правоотношения. Представил отзыв, согласно которому им не оспаривается факт предоставления гражданам, признанным в соответствии с Жилищным кодексом РФ и(или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом Ставропольского края статьей 6 Закона Ставропольского края №72-кз от 10 ноября 2009 года нуждающимися в жилых помещениях, являющимся многодетными родителями, имеющими трех и более детей в возрасте до 18 лет по договорам социального найма согласно статье 2 Закона Ставропольского края №72-кз от 10 ноября 2009 года жилого помещения жилищного фонда Ставропольского края. Финансирование таких расходов осуществляется в пределах средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных законом Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на соответствующий финансовый год. Однако, в текущем году финансирование расходов на предоставление гражданам жилых помещений из жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма не производится в связи с тем, что Законом Ставропольского края от 27 декабря 2011 года №99-кз» О приостановлении действия Закона Ставропольского края «О государственной поддержке финансово-неустойчивых сельскохозяйственных организаций в Ставропольском крае» и отдельных положений законодательных актов ставропольского края в связи с Законом Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2012 год» действие статьи 6 Закона №72-кз приостановлено до 1 января 2013 года. Ссылку истицы на наличие члена семьи, являющегося ветераном труда, как на основание предоставление жилого помещения из жилищного фонда Ставропольского края находят несостоятельной, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» и Законом Ставропольского края от 07 декабря 2004 года №103-кз «О мерах социальной поддержки ветеранов» ветеранам труда не предоставляется такая мера социальной поддержки как предоставление жилого помещения. Обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством и Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится к вопросам местного значения. Согласно пункта 5 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Выслушав объяснения сторон по иску, мнение третьих лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив отзывы третьих лиц- Министерства финансов Ставропольского края и Министерства имущественных отношений Ставропольского края, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В судебном заседании установлено, что семья Шкорбут Л.А. состоит из 8 человек: супруг – Шкорбут Н.М., сын – Шкорбут А.Н. 1995 года рождения, дочь Шкорбут Т.Н., 1997 года рождения, дочь Шкорбут Л.Н., 2001 года рождения, дочь Шкорбут А.Н. 2003 года рождения, дочь Шкорбут А.Н. 2005 года рождения, свекровь Шкорбут Т.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается справкой на л.д.78 том 1 и справкой о составе семьи № 1183, выданной 11 марта 2012 года администрацией муниципального образования Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края (т.1 л.д.227), а также копией свидетельства о браке (т.1 л.д.150), копиями свидетельств о рождении детей и копиями паспортов(т.1 л.д. 79, 82-83,85, 87,155-159). Из свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество серии № № от 20 марта 2001 года следует, что Шкорбут Н.М. на праве собственности принадлежит жилой дом площадью 49кв.м. по <адрес> в <адрес> СК( том1 л.д.34). Уведомлениями государственного регистратора (том 1 л.д. 94-99) подтверждено отсутствие у остальных членов семьи иного жилого помещения. Указанное обстоятельство подтверждено справками ГУП СК «Крайтехинвентаризация» ( л.д.100-106 том 1). Из заявления Шкорбут Л.А. от 06.02.2007 года ( том 1 л.д.126-127) следует, что ее семья из 8 человек на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма была поставлена по категории как многодетная. В нем имеются подписи всех совершеннолетних членов семьи. Из сообщения Управления труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края №1224 от 03.04.2012 года следует, что семья Шкорбут Л.А. состоит на учете в управлении как получатель государственной социальной помощи, выплачиваемой малоимущим семьям ( том 1 л.д.220- 247). Из ответа администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края №33 от 15.02.2012 года в адрес аппарата Правительства Ставропольского края следует, что многодетная семья Шкорбут относится к категории малоимущих, состоит из 8 человек, мать – Шкорбут Т.Н. - инвалид 2 группы, после пожара 07.02.2012 года семья экстренно была размещена в Ивановской участковой больнице, в настоящее время пятеро детей определены в ГКУСО НСРЦН «Гавань» г.Невинномысска ( том 1 л.д.17-18). В акте обследования материально-бытовых условий жизни семьи администрацией МО Ивановский сельсовет от 30.08.2011 года дано заключение о том, что дом находится в аварийном состоянии, проживание в этом доме невозможно, существует реальная угроза жизни и здоровью детей и всей семьи ( том 1 л.д. 46). В аналогичном акте от 05.10.2011 года указано, что жилой дом по ул.Колхозная,59 в х.Черкасский является ветхим, непригодным к дальнейшей эксплуатации и проживания, ремонту и реконструкции не подлежит. Существует реальная угроза жизни и здоровью детей и всей семьи ( том 1 л.д.47). Постановлением администрации муниципального образования Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края № 208 от 21.12.2011 года (с учетом постановления № 39 от 29.03.2012 года ) Шкорбут Л.А. внесена за № 149 в общий список граждан, нуждающихся в улучшении жилищно-бытовых условий, состав семьи 8 человек (т.1 л.д.73,185). В заявлении Шкорбут Л.А. о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма всех членов семьи имеется подпись и Шкорбут Н.М., конкретно категория постановки на учет не указана ( том 1 л.д.75-76). 07.02.2012 года произошло возгорание жилого дома семьи Шкорбут, что подтверждается материалом проверки № 3/2, истребованного из отделения надзорной деятельности по Кочубеевскому району Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю (т.1 л.д.193-214) Протоколом осмотра места происшествия и актом о пожаре от 07 февраля 2012 года подтвержден факт возгорания жилого дома в <адрес> по <адрес>, в результате которого в районе печки произошло обрушение потолка и образовалось сквозное отверстие в потолочном перекрытии размером 50х40см( том 1 л.д.198-201). В справке представителя Невинномысского филиала ГУП СК«Краевая техническая инвентаризация» от 27.03.2012 года указано, что визуальным наблюдением жилого дома установлен ряд крупных дефектов, в частности, массовые прогрессирующие сквозные трещины на всю высоту здания, значительные выпирания грунта и разрушение стен, износ фундамента составляет 65%; вертикальные трещины в простенках, разрушение и расслоение кладки стен местами, износ наружных саманных стен составляет 65%; ощутимая зыбкость, отклонение от вертикали, глубокие трещины в местах сопряжения турлучных перегородок со смежными конструкциями, выпучивание в вертикальной плоскости, износ турлучных перегородок составляет 60%; из-за значительных беспорядочных трещин на потолке, повреждений и раскола черепицы, происходят массовые протечки в кровле, износ крыши и чердачного перекрытия составляет 80%; оконные переплеты, коробка и подоконная доска полностью поражены гнилью, створки не открываются или выпадают, все сопряжения нарушены, износ окон составляет 80%. Средняя величина процента указанного объекта капитального строительства составляет 65,4%( том 1 л.д.176-178). В соответствии с актом межведомственной комиссии от 27 марта 2012 года, назначенной постановлением администрации Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края от 11.03.2012 года № 32 (т.1 л.д. 169) жилой дом №59 по ул. Колхозная в х. Черкасском Кочубеевского района Ставропольского края отнесен к категории непригодных для постоянного проживания. Частное жилое помещение не позволяет обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан в связи с фактическим износом конструктивных элементов. Жилое помещение является ветхим, непригодным к дальнейшей эксплуатации и проживанию. Проведение капитального ремонта экономически нецелесообразно(т. 1 л.д. 175). Указанный выше акт межведомственной комиссии, равно как и постановление администрации Ивановского сельсовета от 11.03.2012 года № 32 о межведомственной комиссии администрации МО Ивановского сельсовета никем не были обжалованы, не оспаривались они и представителями ответчиков - Правительства Ставропольского края и Комитета Ставропольского края по ЖКХ в настоящем судебном заседании, а потому суд находит данные доказательства допустимыми. Возражения представителя администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края о том, что в состав комиссии не были включены уполномоченные лица на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций суд находит несостоятельной, поскольку в состав комиссии вошли и представитель архитектуры, и пожарной части, и лицо, уполномоченное на проведение инвентаризации. Постановлением администрации муниципального образования Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края № 40 от 29.03.2012 года домовладение Шкорбут Н.М., расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> признано ветхим, непригодным для дальнейшей эксплуатации и проживания (т.1 л.д.187). Представитель третьего лица администрации муниципального образования Ивановский сельсовет Кочубеевского района Ставропольского края – Одинцова Н.В., которая является председателем межведомственной комиссии, пояснила в судебном заседании, что жилой дом по <адрес> является непригодным для проживания, ремонту и реконструкции не подлежит. В этом смысле, в заключении комиссии было указано на экономическую нецелесообразность его капитального ремонта. Для обеспечения безопасности проживающих в этом доме лиц, были предприняты меры по их расселению: Шкорбут Т.Н., инвалид 2 группы, ветеран труда была помещена в больницу, дети истицы- реабилитационный центр ГКУСО НСРЦН «Гавань» г.Невинномысска, истица и ее супруг проживают в сарае указанного домовладения. Оценив представленные доказательства, суд считает иск Шкорбут Л.А. основанным на законе и подлежащим удовлетворению в части по следующим основаниям. Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина, и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека (ч.1 ст.1, ч.1 ст.7, ст.18, ч.1,2 ст.19). Провозглашенные в Конституции РФ цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление Конституционного Суда от 16.12.1997 года №20-П, определение от 15.02.2005 года №17-О). В свою очередь человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные и с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе, международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (ст.25 Всеобщей декларации прав человека, ст.11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция РФ одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст.40) (Определение Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 года №376-О-П). Согласно ст.1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из данного Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. В соответствии со ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. В силу ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Пунктом 3 статьи 2 Закона Ставропольского края №72-кз от 10.11.2009 года «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма» (в ред. закона СК от 13.10.2010 года №84-кз, с изменениями, внесенными законом СК от 27.12.2011 года №99-кз) установлено, что жилые помещения жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма предоставляются гражданам, признанным в соответствии с Жилищным кодексом РФ и (или) Федеральным законом, Указом Президента РФ или законом СК нуждающимися в жилых помещениях, и являющимися многодетными родителями, имеющими трех и более детей в возрасте до 18 лет. Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 3 Закона Ставропольского края №72-кз от 10.11.2009 года жилые помещения жилого фонда края предоставляются гражданам, указанным в ст.2 настоящего закона, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет, в соответствии со ст.3 настоящего закона, за исключением случаев, установленных ч.2 ст.57 ЖК РФ. Гражданам, указанным в ст. 2 настоящего Закона жилые помещения жилищного фонда края предоставляются с учетом проживающих совместно с ними членов их семей. Жилые помещения жилищного фонда края предоставляются гражданам, указанным в ст.2 настоящего Закона, в соответствии с нормами предоставления площади жилых помещений жилищного фонда края, установленными статьей 5 настоящего Закона. Частью 4 статьи 5 Закона установлено, что жилые помещения жилищного фонда края предоставляются гражданам, указанным в ст.2 настоящего Закона, органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. Согласно ч. 5 ст. 4 этого же Закона решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда края, принятое уполномоченным органом в соответствии с положениями настоящего Закона и правилами предоставления жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма, утверждаемыми Правительством Ставропольского края, является основанием для заключения соответствующего договора социального найма жилого помещения жилищного фонда Ставропольского края в срок, установленный данным решением. Статьей 5 Закона Ставропольского края №72-кз от 10.11.2009 года предусмотрено, что предоставление гражданам, указанным в статье 2 настоящего Закона, жилых помещений жилищного фонда края осуществляется по нормам предоставления площади жилых помещений - не менее 18 квадратных метров общей площади жилого помещения - на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек. Финансирование расходов, связанных с предоставлением жилых помещений жилищного фонда края гражданам, указанным в статье 2 настоящего Закона, осуществляется за счет средств бюджета Ставропольского края. Законом Ставропольского края «О Правительстве Ставропольского края», принятом Государственной Думой Ставропольского края 01.11.1997 года, установлено, что Правительство Ставропольского края руководствуется принципами обеспечения прав и свобод человека и гражданина (ст.3), обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, Устава (Основного Закона) Ставропольского края, законов и иных нормативных правовых актов Ставропольского края на территории Ставропольского края (ст.5). В соответствии с главой III данного закона Правительство Ставропольского края руководит деятельностью органов исполнительной власти Ставропольского края (ст.12); обеспечивает проведение государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан и гарантий в области социального обеспечения, содействует решению проблем семьи, материнства… (ст.16). Правительство Ставропольского края в соответствии с Уставом (Основным Законом Ставропольского края) издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Правовые акты по оперативным и другим текущим вопросам, входящим в компетенцию Правительства Ставропольского края издаются Губернатором Ставропольского края в форме распоряжений Правительства Ставропольского края (ст.23). Губернатор Ставропольского края подписывает акты Правительства Ставропольского края (ст. 24) 16 марта 2006 года был принят Закон Ставропольского края № 13-кз «О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае», в статье 1 которого определен порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Перечень документов для граждан, имеющих право на получение жилых помещений в жилищном фонде Ставропольского края определяется в соответствии с законодательством Ставропольского края. Согласно ч. 5, ч. 6 ст. 1 этого закона учет граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма вне очереди, ведется по отдельным спискам по каждой из категорий граждан, указанных в части 4 настоящей статьи. Гражданин, имеющий право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по нескольким основаниям, по своему выбору может быть принят на учет по одному из оснований или по каждому из оснований и учтен соответственно в одном или нескольких списках. Правительство Ставропольского края Постановлением от 05.09.2006 года №126-п «О мерах по реализации закона Ставропольского края «О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае» утвердило перечень документов, подтверждающих право малоимущих граждан, признанных таковыми в установленном порядке, в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; граждан, имеющих право на получение жилых помещений в жилищном фонде Ставропольского края. Шкорбут Л.А. представлены все документы согласно указанного Перечня и они были исследованы в судебном заседании и не опровергнуты представителями ответчиков. Органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных переданных государственных полномочий. В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. В соответствии с п. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 утверждено и действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В п. 2 Положения от 28 января 2006 года № 47 указано, что действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации. Исходя из буквального толкования данного пункта, следует, что Положение от 28 января 2006 г. N 47 распространяется, в том числе и на индивидуальные (частные) домовладения, находящиеся в собственности как граждан, так и юридических лиц. Согласно п. 7 Положения от 28 января 2006 г. N 47 орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса. Согласно п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан. Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (п. 33 Положения от 28 января 2006 г. N 47). Согласно п. 42 комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания. Указанные требования закона и Положения были выполнены администрацией муниципального образования Ивановский сельсовет Кочубеевского района Ставропольского края, достоверность документов ответчиками по делу не оспаривалась. Основные вопросы местного значения муниципального района регулируются статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Частью четвертой указанной статьи установлено, что органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. В соответствии с п. 6 ч. 1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий. Как установлено в судебном заседании соглашения о передаче полномочий по указанному вопросу местного значения между органом местного самоуправления муниципального образования Ивановский сельсовет и органом местного самоуправления Кочубеевского муниципального района не заключалось. Шкорбут Л.А. не предъявляла исковых требований к органу местного самоуправления поселения о предоставлении жилого помещения как малоимущей семье, хотя она имеет право в порядке очередности на обеспечение жильем и по данному основанию. Поэтому, возражения ответчиков и третьих лиц в данной части суд находит несостоятельными и не основанными на законе. Согласно Положения «О Комитете Ставропольского края по жилищно-коммунальному хозяйству», утвержденному Постановлением Губернатора Ставропольского края от 15.07.2008 года №554, Комитет Ставропольского края по ЖКХ является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим государственную политику и управление в области жилищно-коммунального хозяйства на территории Ставропольского края; выступает уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края в области управления жилищным фондом Ставропольского края; органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным на предоставление жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма. Поэтому, суд считает, что в иске Шкорбут Л.А. к администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма ей и членам ее семьи площадью не менее 144 квадратных метра в черте муниципального образования Ивановский сельсовет Кочубеевского района Ставропольского края следует отказать, поскольку АКМР является ненадлежащим ответчиком по делу в связи с отсутствием у нее государственных полномочий по рассматриваемому вопросу. Этими полномочиями наделен Комитет Ставропольского края по жилищно-коммунальному хозяйству. Ни из статьи 57 ЖК РФ, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания именно по основанию, указанному в п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье ( к которой относится истец Шкорбут Л.А.), объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности. Таким образом, по своему правовому смыслу в системе действующего законодательства пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате его непригодности для проживания, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по основанию, указанному в п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). При этом, положения части 2 статьи 57 ЖК РФ не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от каких-либо условий, включая отсутствие свободного жилья, отсутствие денежных средств на приобретение жилых помещений и другие обстоятельства. Поэтому, возражения представителей ответчиков и представителей третьих лиц- Министерства финансов Ставропольского края и Министерства имущественных отношений Ставропольского края суд признает несостоятельными. Судом установлено, что семья Шкорбут Л.А. в составе 8 человек является нуждающейся в жилом помещении, принадлежащее ей и ее супругу - Шкорбут Н.М. жилье признано в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, у органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации – Правительства Ставропольского края в силу п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ возникла обязанность предоставить вне очереди Шкорбут Л.А. на семью благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 144 квадратных метра по договору социального найма за счет жилищного фонда края. В соответствии с разъяснениями, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» при выселении граждан из жилых помещений в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению, в частности, если жилое помещение признано непригодным к проживанию, судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, отвечать установленным требованиям и находится в черте данного населенного пункта. Руководствуясь ст.49, ч.2 ст.57 ЖК РФ, ст.ст.2,4 Закона Ставропольского края «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма», ст. 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд Р е ш и л: 1. Обязать Правительство Ставропольского края и Комитет Ставропольского края по жилищно-коммунальному хозяйству предоставить Шкорбут Л.А. вне очереди по договору социального найма жилое помещение на семью в составе 8 человек, общей площадью не менее 144 квадратных метра за счет жилищного фонда Ставропольского края в границах муниципального образования Ивановский сельсовет Кочубеевского района Ставропольского края. 2. В иске Шкорбут Л.А. к администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края о предоставлении вне очереди по договору социального найма жилого помещения на семью в составе 8 человек, общей площадью не менее 144 квадратных метра в границах муниципального образования Ивановский сельсовет Кочубеевского района Ставропольского края- отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме. Судья Кочубеевского районного суда Т.Ф. Шматченко