реш. по иску Жилина С.А. к Мин. РФ по делам гр. об. чрезв. сит. и ликв. послед. стих. бедст., 3 отряду ГПС ГУМ РФ по делам гр. об., чрезв. сит. и ликв. послед. стих. бедст. по Ямало-Ненецкому окр. о возм. утрач. зараб. в рез. прич. здор., от 26.07.2012г



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 июля 2012 года с. Кочубеевское

Кочубеевский районный суд Ставропольского края

в составе:

председательствующего судьи Корниенко А.В.,

при секретаре судебного заседания Назаренко М.В.,

с участием:

представителя истца Жилина С.А. – Криницина А.И., действующего на основании доверенности,,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Жилина С.А. к Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, третьему отряду ГПС ГУМ РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу о возмещении утраченного заработка в результате причиненного повреждения здоровью,

У С Т А Н О В И Л:

Жилин С.А. обратился в суд с иском к Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, третьему отряду ГПС ГУМ РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании права на возмещение вреда, причиненного повреждением здоровью, полученного при исполнении обязанностей военной службы в части возмещения утраченного заработка в результате полной утраты профессиональной трудоспособности и взыскании с ответчика в пользу истца Жилина С.А., единовременно, сумму задолженности, возникшей по причине несвоевременной выплаты истцу ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью в виде утраченного заработка, в размере <данные изъяты> рублей, обязании ответчика выплачивать истцу Жилину С.А., ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью в виде утраченного заработка в размере <данные изъяты> рублей в месяц.

В судебном заседании представитель истца Криницин А.И. поддержал исковые требования и пояснил, что в период прохождения с ДД.ММ.ГГГГ службы в органах МЧС России истец получил заболевание, послужившее основанием для признания его в 2006 году инвалидом второй группы. В соответствии с заключением военно-врачебной комиссии установлена причинно следственная связь полученного им заболевания с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) и определена была категория годности к военной службы в формулировке « не годен к военной службе». Истец был уволен с военной службы по пункту «ж» статьи 58 (по болезни) положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации исключен из органов МЧС России ДД.ММ.ГГГГ. Истец обратился к ответчику о выплате ему ежемесячно возмещения утраченного заработка в связи с полученным во время службы заболеванием и признанным негодным к дальнейшей службе, на что получил отказ. Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением, так в соответствии со статьей 1086 ГК РФ он имеет право на выплату утраченного заработка в результате повреждения здоровья. Заболевание истца является полученным при исполнении обязанностей военной службы, что и подтверждено в установленном порядке уполномоченным органом военно-врачебной комиссией МСЧ ГУВД <адрес>. Данное заключение никем не отменено и не оспорено в судебном порядке, следовательно, оно подлежит руководству при определении прав истца на предусмотренные законодательством ему выплаты и льготы. Согласно ст. 1086 ГК РФ размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка определяется в процентах к его среднемесячному заработку до повреждения здоровья, либо до утраты им трудоспособности и соответствует степени утраты профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности - степени утраты общей трудоспособности. В случае истца: степень утраты профессиональной трудоспособности в процентном отношении военно-врачебной комиссией не определена, так как установление степени утраты профессиональной трудоспособности военнослужащего в процентах действующим законодательством не предусмотрено; государственная служба медико-социальной экспертизы не освидетельствует военнослужащих на предмет установления степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах. Таким образом, поскольку процент утраты профессиональной трудоспособности истца не может быть определен, а право на возмещение вреда у него имеется и не может быть ограничено, то при определении степени утраты профессиональной трудоспособности истца необходимо исходить из общей характеристики его трудоспособности, указанной в справке МСЭ, учитывая при этом формулировку категории годности к военной службы « не годен к военной службе» и увольнения его по болезни, необходимо исходить из 100%-ной утраты истцом трудоспособности. В состав утраченного заработка потерпевшего включаются все виды оплаты труда по трудовым и гражданско-правовым договорам как по месту основной работы, так и по совместительству, облагаемые налогом. Не учитываются выплаты единовременного характера, в частности, компенсация за неиспользованный отпуск и выходное пособие при увольнении. Согласно представленным расчетным ведомостям ЦПО ГУВД по <адрес> о денежном содержании с которого исчисляется пенсия по инвалидности истцу и который он мог бы получать при продолжении службы, произведен расчет по возмещению вреда в виде утраченного заработка.

Утраченный заработок истца во временном периоде:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

С ДД.ММ.ГГГГ денежное содержание для исчисления пенсии по инвалидности истцу не подвергалось индексации в связи с инфляцией, в связи с чем просит суд принять расчет проиндексированной суммы денежного содержания:

денежное содержание для исчисления пенсии по инвалидности истцу :

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Общая сумма задолженности по невыплаченному утраченному заработку за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>

Поскольку обязанность по выплате возникла с ДД.ММ.ГГГГ, то за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в пользу истца должна быть взыскана задолженность по выплатам в возмещение вреда, единовременно, в размере <данные изъяты>. Статья 1064 ГК РФ предусматривает, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Кроме того, истцом заявляется суду об увеличении ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью до <данные изъяты>

Представитель ответчика Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в судебное заседание не явился, хотя о времени и месте судебного заседания был надлежащим образом уведомлен, о причинах не яки суд не уведомил.

Представитель ответчика ФКУ «4 отряд федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (договорной» ФИО1 в судебное заседание не явилась, но в суд от нее поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель истца не возражал рассмотреть дело в отсутствие ответчиков, поэтому, в соответствии с ч.4, ч5 ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в их отсутствие.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовле­творению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.

В соответствии со статьей 1086 ГК РФ истец он имеет право на выплату утраченного заработка в результате повреждения здоровья. Заболевание истца является полученным при исполнении обязанностей военной службы, что и подтверждено в установленном порядке уполномоченным органом военно-врачебной комиссией МСЧ ГУВД <адрес>. Данное заключение никем не отменено и не оспорено в судебном порядке, следовательно, оно подлежит руководству при определении прав истца на предусмотренные законодательством ему выплаты и льготы.

В соответствии с пунктом 21 Инструкции «О порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника внутренних дел или его близких» при назначении пенсии по инвалидности, связанной с повреждением здоровья, полученным в связи с осуществлением служебной деятельности (при исполнении служебных обязанностей) и ведущим к досрочному увольнению со службы по болезни (п. «ж» и «з» статьи 58 положения о службе в органах внутренних дел РФ) сотруднику ежемесячно выплачивается сумма в возмещение вреда, причиненного здоровья. Согласно пункту 22 вышеуказанной инструкции указанная выплата в виде утраченного заработка в результате повреждения здоровья определяется и производится в соответствии со статьей 1086 Гражданского Кодекса РФ.

В соответствии со статьей 1085 ГК РФ, при повреждении здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел, либо определенно мог иметь, а также дополнительные расходы, вызванные повреждением здоровья.

П.2 ст. 1085 ГК РФ устанавливает, что при определении утраченного заработка (дохода) пенсия по инвалидности, назначенная потерпевшему в связи с повреждением здоровья, а равно другие пенсии, пособия и иные подобные выплаты, назначенные как до, так и после повреждения здоровья, не принимаются во внимание и не влекут уменьшения размера возмещения вреда (не засчитываются в счет возмещения вреда). В счет возмещения вреда не засчитывается также заработок (доход), получаемый потерпевший после повреждения вреда здоровью.

Положения пункта 1 и абзацев первого и второго пункта 3 статьи 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» во взаимосвязи со статьей 5 Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» имеют целью обеспечение в рамках публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащих - инвалидов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного при исполнении обязанностей военной службы, осуществления гарантированных им Конституцией Российской Федерации прав и компенсации последствий изменения их материального и социального статуса.

Следовательно, положения пункта 1 и абзацев первого и второго пункта 3 статьи 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статьи 5 Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования ими допускается возмещение вреда, причиненного здоровью военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, при досрочном увольнении в связи с признанием негодным к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного им при исполнении обязанностей военной службы, при отсутствии виновных противоправных действий государственных органов и их должностных лиц в объеме, не обеспечивающем достаточный уровень восполнения материальных потерь, связанных с невозможностью дальнейшего прохождения военной службы, - нарушают права военнослужащих и не соответствуют статьям 7 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1), 41 (часть 1) и 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.

Государство обязано в течение всего периода утраты трудоспособности гарантировать адекватное возмещение вреда, сопоставимое по своему объему с денежным содержанием, которое военнослужащий имел на момент увольнения с военной службы. Этим с Государства не снимается обязанность принимать меры, направленные на повышение уровня благосостояния военнослужащих, который должен соответствовать их высокому статусу.

В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, ее статьям 7 (часть 2). 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1), 41 (часть 1) и 59 (части 1 и 2), в той мере, в какой этими законоположениями в системе действующего правового регулирования допускается возмещение вреда, причиненного здоровью военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, при досрочном увольнении в связи с признанием негодным к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного им при исполнении обязанностей военной службы, при отсутствии виновных противоправных действий государственных органов и их должностных лиц в объеме, не обеспечивающем достаточный уровень восполнения материальных потерь, связанных с невозможностью дальнейшего прохождения военной службы.

Конституция Российской Федерации закрепляет в качестве основополагающей обязанности государства признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина и провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и в котором охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, устанавливаются гарантии социальной защиты (статьи 2 и 7), в том числе для граждан, оставшихся без кормильца, чье право на социальное обеспечение вытекает из статьи 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Военная и аналогичная ей служба (служба в органах внутренних дел, противопожарная служба и т.п.) представляет собой, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -П, особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним.

Обязанности, возлагаемые на лиц, несущих военную и аналогичную ей службу, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что - в силу Конституции Российской Федерации, в частности ее статей 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2). 41 (часть 1). 45 (часть 1). 59 и 71 (пункты "в", "м"), - влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение в случае причинения вреда жизни или здоровью в период прохождения службы. Выбор правовых средств, направленных на возмещение такого вреда, относится к дискреции федерального законодателя, который, осуществляя на основании статьи 76 Конституции Российской Федерации соответствующее правовое регулирование, обязан предусматривать эффективные гарантии прав указанных лиц, адекватные правовой природе и целям возмещения вреда, причиненного их жизни или здоровью, характеру возникающих между ними и государством правоотношений.

Конкретизируя названные положения Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель закрепил в числе особых публично-правовых способов возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих, специальное пенсионное обеспечение и систему мер социальной защиты, цель которых - в максимальной степени компенсировать последствия изменения их материального и социального статуса, обеспечив соразмерный получавшемуся денежному довольствию уровень возмещения вреда.

Одной из форм исполнения государством обязанности возместить вред, который может быть причинен жизни или здоровью военнослужащих при прохождении ими военной службы, является обязательное государственное личное страхование за счет средств федерального бюджета, установленное законом в целях защиты их социальных интересов и интересов государства (пункт 1 статьи 969 ГК Российской Федерации, пункт 1 статьи 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

Согласно ст. 1086 ГК РФ размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка определяется в процентах к его среднемесячному заработку до повреждения здоровья, либо до утраты им трудоспособности и соответствует степени утраты профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности - степени утраты общей трудоспособности. В случае истца: степень утраты профессиональной трудоспособности в процентном отношении военно-врачебной комиссией не определена, так как установление степени утраты профессиональной трудоспособности военнослужащего в процентах действующим законодательством не предусмотрено; государственная служба медико-социальной экспертизы не освидетельствует военнослужащих на предмет установления степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах.

Поскольку процент утраты профессиональной трудоспособности истца не может быть определен, а право на возмещение вреда у него имеется и не может быть ограничено, то при определении степени утраты профессиональной трудоспособности истца необходимо учитывать общую характеристику его трудоспособности, указанную в справке МСЭ, формулировку категории годности к военной службы «не годен к военной службе» и увольнение его по болезни, и при определении размера возмещения вреда, причиненного здоровья исходить из 100% утраты истцом трудоспособности, поскольку иное не установлено и не опровергнуто ответчиками.

В состав утраченного заработка потерпевшего включаются все виды оплаты труда по трудовым и гражданско-правовым договорам, как по месту основной работы, так и по совместительству, облагаемые налогом. Не учитываются выплаты единовременного характера, в частности, компенсация за неиспользованный отпуск и выходное пособие при увольнении.

Согласно представленным расчетным ведомостям ЦПО ГУВД по <адрес> о денежном содержании с которого исчисляется пенсия по инвалидности истцу и который он мог бы получать при продолжении службы, произведен расчет по возмещению вреда в виде утраченного заработка.

Утраченный заработок истца во временном периоде:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Общая сумма задолженности по невыплаченному утраченному заработку за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>

С ДД.ММ.ГГГГ денежное содержание для исчисления пенсии по инвалидности истцу не подвергалось индексации.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

в связи с чем, истцу должна быть назначена и выплачиваться ежемесячная сумма в возмещение вреда здоровью в виде утраченного заработка в размере <данные изъяты> в месяц начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку обязанность по выплате возникла с ДД.ММ.ГГГГ, то за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в пользу истца должна быть взыскана задолженность по выплатам в возмещение вреда, единовременно, в размере <данные изъяты>

Статья 1064 ГК РФ предусматривает, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии с п. 2 ст. 1064 ГК РФ ответственность наступает за виновное причинение вреда, если законом не предусмотрено возмещение вреда при отсутствии вины причинителя.

Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной связанной с ней деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным п. п. 2 и 3 ст. 1083 ГК РФ.

Ежемесячная сумма в возмещение вреда здоровью должна быть увеличена до 9 681,31 рублей в месяц (Девять тысяч шестьсот восемьдесят один рубль 31 копеек).

Обоснованность исковых требований подтверждается письменными доказательствами: военным билетом за ,выданного на имя Жилина С.А.; пенсионным удостоверением за выданным на имя Жилина С.А., согласно которого пенсия ему назначена за выслугу лет; трудовой книжкой выданной на имя Жилина С.А., согласно которой он проходил службу в органах Внутренних дел РФ и Государственной противопожарной службе МЧС России непрерывно 21 год 6 месяцев 5 дней; выпиской из приказа третьего отряда ГПС ГУМ РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу, согласно которой Жилин С.А. был уволен по болезни, выслуга лет на день увольнения составила в календарном исчислении 23 года 7 месяцев 4 дня, а в льготном исчислении 27 лет 1 месяц 3 дня; справкой об инвалидности, согласно которой Жилин С.А. является инвалидом; справкой из ГУВД по СК, согласно которой Жилин является пенсионером и получает пенсию по инвалидности; расчетными документами по денежному содержанию на имя Жилина С.А.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, Постановлением Конституционного Суда РФ -П от ДД.ММ.ГГГГ, Постановлением Конституционного Суда РФ -П от ДД.ММ.ГГГГ суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Жилина С.А. к Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, третьему отряду ГПС ГУМ РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу о возмещении утраченного заработка в результате причиненного повреждения здоровью - удовлетворить.

Признать Жилина С.А. имеющим право на возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья, полученного при исполнении обязанностей военной службы в части возмещения утраченного заработка в результате полной утраты профессиональной трудоспособности.

Взыскать с Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в пользу истца Жилина С.А., единовременно, сумму задолженности возникшей по причине несвоевременной выплаты истцу ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью в виде утраченного заработка, в размере <данные изъяты>

Обязать Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий назначить и выплачивать Жилину С.А., ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью в виде утраченного заработка в размере <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд в течение 1 месяца.

Судья Кочубеевского районного суда А.В. Корниенко