Решение по иску Романенко Т.Н. к ГУ- УПФ РФ по Кочубеевскому району о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии и назначении досрочной трудовой пенсии по старости от 25 июля 2012 года



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 июля 2012 года с. Кочубеевское

Кочубеевский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Щербакова С.А.

при секретаре Жихаревой Е.А.

с участием:

истца Романенко Т.Н.

ответчика - представителя ГУ - управление пенсионного фонда РФ по Кочубеевскому району Пономаревой А.С., действующей на основании доверенности №6 от 06.07.2012 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Романенко Т.Н. к государственному учреждению - управлению пенсионного фонда Российской Федерации по Кочубеевскому району о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Романенко Т.Н. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - управлению пенсионного фонда Российской Федерации по Кочубеевскому району о включении в трудовой стаж периодов работы: с 01.09.1982 года по 27.07.1984 года - время обучения в Ставропольском педагогическом институте, с 04.12.1984 года по 16.05.1988 года в должности методиста в Доме пионера, с 17.05.1988 года по 29.01.1990 года в должности директора Дома пионеров в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с педагогической деятельностью и назначении ей досрочной трудовой пенсии с момента вступления в право на получение таковой, то есть с 18 мая 2012 года.

В обоснование заявленных требований истица ссылается на то, что 18.05.2012 года она обратилась в ГУ УПФР по Кочубеевскому району с просьбой досрочно назначить ей трудовую пенсию по старости, в связи с педагогической деятельностью, согласно пп.19 п.1 ст.27 Федерального Закона №173-ФЗ от 17.12.2001 года, который устанавливает ее право на предоставление таковой, как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Она представила ответчику, наряду с другими документами, трудовую книжку от 01.07.1982 года АТ-III №7998906, из которой усматривается, что профессиональную педагогическую деятельность она начала с 04.12.1984 года методистом в Доме пионеров в соответствии с приказом РОНО №107 §31 от 03.12.1984 года. Приказом №1 §1 от 17.05.1988 года она была назначена на должность директора Дома пионеров с 17.05.1988 года. Приказом №67 §15 от 23.01.1990 года она была освобождена от занимаемой должности директора Дома пионеров и переведена учителем русского языка и литературы в КСШ №4 с 29.01.1990 года. Приказом №110 от 31.01.1990 года принята в порядке перевода в Кочубеевскую среднюю школу №4 учителем русского языка и литературы с 29.01.1990 года. Приказом №117 от 25.12.1992 года в связи с проведением внеочередной аттестации присвоен 11 разряд учителя с 15.12.1992 года. Приказом №118 от 28.04.1995 года присвоена II квалификационная категория на должности «учитель», установлен 12 разряд оплаты труда по ЕТС с 15.04.1995 года. Приказом №95 от 30.04.1998 года в связи с присвоением I квалификационной категории установлен 13 разряд оплаты труда по должности «учитель» с 30.04.1998 года. Приказом №40 от 28.04.2000 года муниципальное общеобразовательное учреждение Кочубеевская средняя школа №4 зарегистрировано в государственное общеобразовательное учреждение Кочубеевская средняя общеобразовательная школа №4 постановлением главы Кочубеевской районной государственной администрации Ставропольского края №147 от 07.04.2000 года, приказа отдела образования Кочубеевской районной государственной администрации №89 от 20.04.1999 года, распоряжением №3 от 23.04.1999 года комитета по управлению имуществом Кочубеевской районной государственной администрации Ставропольского края с 07.04.2000 года. Приказом №20 от 03.03.2003 года присвоена высшая квалификационная категория по должности «учитель» и 14 разряд по ЕТС с 03.03.2003 года. Постановлением №77 от 04.04.2005 года главы администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края государственное общеобразовательное учреждение «Кочубеевская средняя общеобразовательная школа №4» переименована в муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» с 04.04.2005 года. Приказом МОСК №11 от 14.01.2008 года ей присвоена высшая квалификационная категория, установлен 14 разряд по ЕТС с 24.12.2007 года. По настоящее время она продолжает работать в должности учителя в Кочубеевской средней школе №4. Таким образом, ее стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей на момент обращения в ГУ – УПФ РФ по Кочубеевскому району составляет более 25 лет. В начале июня 2012 года она получила протокол решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости от 07.06.2012 года №259496/12. Основанием для отказа послужил тот факт, что ответчик полагает, что период работы с 04.12.1984 года по 16.05.1988 года в должности методиста в Доме пионеров и с 15.05.1988 года по 29.01.1990 года в должности директора Дома пионеров не может быть включен в стаж педагогической деятельности, поскольку Дом пионеров не предусмотрен в числе структурных подразделений организаций, работа в которых включается в стаж педагогической деятельности, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение. Кроме того, должность методиста не предусмотрена п.2 раздела «Наименования должностей Списка от 29.10.2002 года» и таким образом, по их мнению, по представленным документам, стаж педагогической деятельности, исчисленный по нормам действующего пенсионного законодательства составляет 23 года 3 месяца 14 дней, что не дает право на досрочное пенсионное обеспечение, вместо требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей. Свое решение об отказе ответчик мотивировал тем, что «Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В пункте 1 раздела «Наименование учреждений» Списка от 29.10.2002 года предусмотрены дошкольные образовательные учреждения, к числу которых относятся детские сады всех наименований. В пункте 1 раздела «Наименование должностей» предусмотрена должность «Воспитатель». В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Никакие другие периоды, в том числе периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы, не засчитываются в стаж на соответствующих видах работ. В связи с вступлением в силу Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года №2-П, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002 года могут применять правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования. При этом, за периоды работы граждан до 01.11.1999 года применяется Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №463, а за периоды работы граждан после 01.11.1999 года – Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года №1067. Период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет до 6 октября 1992 года, то есть до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», включался в трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, согласно пункту 21 Разъяснения Министерства труда РФ от 22.05.1996 года №5 «О порядке применения Списков». По записям в трудовой книжке АТ-III №7998906 от 01.07.1982 года с учетом уточняющих справок от 21.12.2010 года №01.12/3341 и от 21.05.2012 года №264, а также на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в стаж на соответствующих видах работ включены следующие периоды работы: с 07.09.1981 года по 01.09.1982 года в должности учителя начальных классов Раздольненской восьмилетней школы; с 29.01.1990 года по 18.05.2012 года в должности учителя русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4». Она не согласна с мотивами, по которым ответчик отказался включить в льготный стаж период работы с 04.12.1984 года по 16.05.1988 года методистом в Доме пионеров и с 17.05.1988 года по 29.01.1990 года в должности директора Дома пионеров и считает решение незаконным по следующим основаниям. Ответчик неверно, ошибочно толкует пенсионное законодательство Российской Федерации, в том числе Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, неверно толкует Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П, совершенно упустил из виду пенсионное законодательство, действующее в спорное время, а поэтому ошибочно исключил из стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости вышеуказанный период работы как в должности методиста в Доме пионеров, так и в должности директора Дома пионеров. Более того, ответчик обошел молчанием, как это усматривается из протокола решения об отказе и не включил в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период обучения ее в Ставропольском педагогическом институте, то есть период времени с 01.09.1982 года по 27.07.1984 года (1 год 10 месяцев 27 дней). Таким образом, в общей сложности ответчик не включил ей в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости период работы с 04.12.1984 года по 16.05.1988 года (3 года 5 месяцев 13 дней); за период с 17.05.1988 года по 29.01.1990 года (1 год 8 месяцев 12 дней), вышеуказанный период учебы – 1 год 10 месяцев 27 дней, а всего 7 лет 22 дня. Ее исковые требования предъявляются к ответчику с учетом правовой позиции, изложенной в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. N 2-П, 15.06.1998 года N 18П. С учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении №18-П от 15.06.1998 года, а также в определении №320-О от 05.11.2002 года, суд вправе применять нормативные правовые акты, утратившие силу, но действовавшие в спорные периоды ее деятельности. Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 N 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости применяются списки производств, работ, профессий и должностей, утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством РФ. Ответчик, принимая решение об отказе ей в досрочном назначении трудовой пенсии по старости не руководствовался нормативными актами, действовавшими в спорный период - Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства". Период работы в должности методиста и директора в Доме пионеров должны быть включены в льготный стаж в соответствии с п.2 Положения от 17.12.1959 г. №1397, предусматривавшим включение в стаж работы учителей и других работников просвещения периодов работы по специальности во внешкольных учреждениях. Дом пионеров являлся внешкольным учреждением, в соответствии с Типовым положением о Доме пионеров, утвержденным приказом Министра просвещения СССР и согласованного с ЦК ВЛКСМ и Министерством финансов СССР от 21 октября 1976 года. В соответствии с п. 3.2 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30.06.1986 года N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" к числу внешкольных детских учреждений были причислены Дома пионеров. Работа в должности методиста во внешкольных учреждениях относилась к педагогической работе и являлась работой по специальности в соответствии с пп. "л" п. 5 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Минпроса СССР N 94 от 16 мая 1985 года. По этим же основаниям должность директора Дома пионеров являлась работой по специальности. В связи с чем, спорные периоды подлежат зачету в ее специальный педагогический стаж, так как она выполняла работу по специальности, т.е. педагогическую работу. В соответствии с Инструкцией о порядке зачета в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в Вооруженных Силах СССР, а также времени работы в отдельных учреждениях и организациях и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 5 января 1977 года N 2, в педагогический стаж работы засчитывалась работа в качестве методиста (приложение 6). В силу приложения N 2 к постановлению ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15 июля 1964 года N 620, предусматривалась выплата соответствующих ставок, в том числе учителям, методистам за преподавательскую работу (абзац 1 пункта 2). Из приложений N 1 и N 5 к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 года N 94, следует, что работа в должности методиста является педагогической работой и засчитывается в педагогический стаж работников просвещения. Данный вывод подтверждается также тем, что квалификационная характеристика по должности методиста содержится в перечне квалификационных характеристик педагогических работников детских дошкольных и внешкольных учреждений, утвержденных постановлением государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам от 7 января 1977 года N 3. Согласно «Списку профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденному 06.09.1991 г. N 463, право на досрочное пенсионное обеспечение имеют преподаватели внешкольных учреждений; из сообщения Министра финансов СССР от 24.05.1952 г. N 857 усматривается, что Совет Министров СССР постановлением от 30.04.1952 г. утвердил номенклатуру внешкольных учреждений министерств просвещения союзных республик, в которую входит, в том числе городской и районный Дом пионеров; согласно Приказа Министра просвещения СССР от 12.01.1976 г. N 10 "Об утверждении номенклатуры внешкольных учреждений", в номенклатуру внешкольных учреждений входит городской, районный Дом пионеров, то есть ее работа в спорный период протекала во внешкольном учреждении - Доме пионеров, предусмотренном Списком 1991 г. Согласно справке №94 от 10.03.2011 года, выданной директором муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества», «Дом пионеров переименован в Дом детского и юношеского творчества (распоряжение главы администрации Кочубеевского района Ставропольского края за №72-р от 30.12.1991 г.). Дом детского и юношеского творчества переименован в государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества», (Распоряжение главы Кочубеевской районной государственной администрации Ставропольского края №5 от 28.07.1999 г.). Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» переименовано в муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» (Постановление главы администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края от 30 июня 2005 г. №81) – является юридическим лицом с правом приема и увольнения сотрудников, имеет собственную печать, лицевой счет в Отделении казначейства исполнения бюджета Министерства финансов Ставропольского края (свидетельство о государственной регистрации 1022600768508 от 30 декабря 2002 г. серия 26 №001455034)», что также является доказательством в подтверждение вышеизложенного. Таким образом, исходя из вышеизложенного, у нее имеются основания утверждать, что ответчик не исходил из действующего на тот момент законодательства и Конституции Российской Федерации, предполагающей правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. В соответствии с п.2 Правил от 17.12.1959 года №1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Из протокола решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости следует, что ответчик включил ей в льготный стаж работу учителем начальных классов Раздольненской восьмилетней школы с 07.09.1981 года по 01.09.1982 года. Из трудовой книжки следует, что приказом №213-с от 23.08.1982 года она была зачислена в число студентов 1-го курса факультета русского языка и литературы в Ставропольский педагогический институт и отчислена из числа студентов института приказом №216-с от 01.08.1984 года с 27.07.1984 года, после чего сразу же приказом №107 §31 от 03.12.1984 года была принята методистом в Дом пионеров, где занималась педагогической деятельностью. Таким образом, до поступления в педагогический институт она работала по специальности, занимаясь педагогической деятельностью и после отчисления из такового, также продолжала работать по специальности, занимаясь педагогической деятельностью, из чего следует, что время учебы в педагогическом институте также подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Просит суд обязать управление пенсионного фонда Российской Федерации по Кочубеевскому району досрочно назначить ей трудовую пенсию по старости с момента вступления в право на получение таковой, то есть с 18.05.2012 года, включив в трудовой стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости период работы с 01.09.1982 года по 27.07.1984 года – время обучения в Ставропольском педагогическом институте, период работы с 04.12.1984 года по 16.05.1988 года в должности методиста в Доме пионеров, период работы с 17.05.1988 года по 29.01.1990 года в должности директора Дома пионеров.

В судебном заседании Романенко Т.Н. поддержала заявленные требования и настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика Пономарева А.С. исковые требования Романенко Т.Н. не признала и просила в их удовлетворении отказать, пояснив, что с требованиями, изложенными в исковом заявлении Романенко Т.Н. государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ по Кочубеевскому району не согласно по следующим основаниям. Заявление о назначении досрочной пенсии по старости было подано в Управление истцом 18.05.2012 года для досрочного назначения трудовой пенсии по старости согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Романенко Т.Н. в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей и наличием 25 лет стажа работы. Право Романенко Т.Н. на досрочное назначение трудовой пенсии по старости определялось двумя способами: по Федеральному закону от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и по Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П. Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ закреплено право назначения пенсий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в соответствии со Списками соответствующих работ, должностей и организаций, а право утверждать Списки делегировано Правительству Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее – Список № 781), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Правила № 781). В соответствии с пунктом 2 Правил № 781 при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, с Правилами № 781 применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 (далее - Правила № 516). Согласно пункту 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности и периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Никакие другие периоды, в том числе периоды нахождения в частично оплачиваемых отпусках и отпусках без сохранения заработной платы по уходу за ребенком, не засчитываются в стаж на соответствующих видах работ. Период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет до 6 октября 1992 года, т.е. до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», включался в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, согласно пункту 21 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения Списков». В связи с вступлением в силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002 могут применять правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования. При этом, за периоды работы граждан до 01.11.1999 применяется Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 (далее – Список № 463), а за периоды работы граждан после 01.11.1999 - Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 (далее – Список № 1067).Основным документом, подтверждающим периоды работы гражданина до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка. Если в трудовой книжке работника содержатся все необходимые сведения о работе, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, то досрочная трудовая пенсия по старости может быть назначена без истребования дополнительных документов. Если в трудовой книжке отсутствуют необходимые сведения о характере и условиях труда, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, то эти данные должны быть подтверждены уточняющей справкой предприятия, его правопреемником или архивными организациями. При этом уточняющая справка должна содержать ссылку на документы, послужившие основой для ее выдачи. Периоды работы граждан после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования в качестве застрахованного лица подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. По записям в трудовой книжке АТ - III № 7998906 от 01.07.1982 с учетом уточняющих справок от 21.12.2010 № 01-12/3341 и от 21.05.2012 № 264, а также на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в стаж на соответствующих видах работ включены следующие периоды работы: с 07.09.1981 года по 01.09.1982 года в должности учителя начальных классов Раздольненской восьмилетней школы; с 29.01.1990 года по 18.05.2012 года в должности учителя русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4». По записям в трудовой книжке с учетом уточняющих справок от 30.11.2010 № 01-12/3089, от 30.11.2010 № 01-12/3088, от 30.11.2010 № 01-12/3091, от 10.03.2011 № 94, а также на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в стаж на соответствующих видах работ не включены периоды работы: с 04.12.1984 года по 16.05.1988 года — методист в Доме пионеров в связи с тем, что данная должность и учреждение не предусмотрены Списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781.Также данная должность и учреждение не предусмотрены Списками № 463 и 1067, следовательно, оснований для зачета в педагогический стаж данного периода по нормам ранее действовавшего пенсионного законодательства (в рамках постановления 2-П) не имеется; с 17.05.1988 года по 29.01.1990 года в должности директора Дома пионеров, в связи с тем, что данное учреждение не предусмотрено Списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781.Также данное учреждение не предусмотрено Списками № 463 и 1067, следовательно, оснований для зачета в педагогический стаж данного периода по нормам ранее действовавшего пенсионного законодательства (в рамках постановления 2-П) не имеется. Сведения о работе в должности директора указанные в трудовой книжке и в справках имеют расхождения. Согласно записи в трудовой книжке № 6 от 17.05.1988 (пр. № 1 п 2 от 17.05.1988) Романенко Т.Н. назначена на должность директора Дома пионеров. Архивной справкой от 30.11.2010 № 01-12/3089 выданной отделом образования администрации Кочубеевского муниципального района, сведения о зачислении заявительницы на должность директора не подтверждаются. В архивной справке от 30.11.2010 № 01-12/3091 выданной отделом образования администрации Кочубеевского муниципального района, имеются сведения о выплате заработной плате Романенко Т.Н. — директору с сентября 1988г. Первичными документами (приказами) не подтверждается факт зачисления на другую должность заявительницы (директором). В своем исковом заявлении Романенко Т.Ю. ссылается на п. 2 Положения от 17.12.1959г. № 1397, предусматривающим включение в стаж работы учителей и других работников просвещения периодов работы по специальности во внешкольных учреждениях. Однако, Постановление от 17.12.1959г. № 1397 утратило силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Постановления правительства РФ от 22.09.1993г. № 953. Типовое положение о Доме пионеров, утвержденным приказом Министра просвещения СССР и согласованного с ЦК ВЛКСМ и Министерством финансов СССР от 21.10.1976 года, утратил силу в связи с изданием Приказа Минпроса СССР от 20.07.1987 № 135, следовательно, данным документом нельзя руководствоваться при исчислении льготного стажа работы. Согласно Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30.06.1986г. № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» в соответствии с Постановлением совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 139г. п.3.2 перечислены виды работ и иной деятельности, засчитываются в стаж по специальности. В соответствии с п. 2.2 данного постановления при назначении пенсий за выслугу лет необходимо строго руководствоваться «Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет». Расширительному толкованию он не подлежит. Должность методиста в Доме Пионеров не предусмотрена, следовательно, не может быть учтена в льготный стаж, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Инструкция о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Минпроса СССР № 94 от 16.05.1985 утратила силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Приказа Минобрнауки РФ от 09.12.2011 № 2816, следовательно, данным документом нельзя руководствоваться при исчислении льготного стажа работы. Педагогический работник - это лицо, которое занимается практической деятельностью на профессиональной основе по воспитанию и образованию обучающихся... В соответствии с Постановлением государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальному вопросу от 07.01.1977 № 3 «Об утверждении квалификационных характеристик должностей руководящих и педагогических работников детских дошкольных и внешкольных учреждений», должностными обязанностями «Методиста внешкольного учреждения» предусмотрено осуществление инструктивно-методической помощи школам по организации внеурочной работы с учащимися. Проведение консультаций, семинарских занятий, конференций с пионерскими вожатыми, учителями, внешкольными работниками... Практическая деятельность на профессиональной основе по воспитанию и образованию обучающихся... должностными обязанностями «Методиста внешкольного учреждения» не подтверждаются и, следовательно не может засчитываться в педагогический стаж работников просвещения. В своем исковом заявлении Романенко Т.Ю. ссылается на Инструкцию о порядке зачета в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в Вооруженных Силах СССР, а также времени работы в отдельных учреждениях и организациях и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 05.01.1977г. № 2. Документ утратил силу в связи с изданием Приказа Минпроса СССР от 16.05.1985 № 94, следовательно, данным документом нельзя руководствоваться при исчислении льготного стажа работы. Таким образом, стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, исчисленный по нормам действующего пенсионного законодательства и руководствуясь постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П (при требуемом стаже 25 лет), составляет 23 года 3 месяца 14 дней, что не дает право на досрочное пенсионное обеспечение. Пояснила, что в протоколе решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости не указан период обучения истицы в Ставропольском педагогическом институте, так как они в соответствии со ст.10 и ст.11 Федерального закона №173 –ФЗ не имеют право рассматривать этот вопрос. Просит суд в удовлетворении исковых требований Романенко Т.Н. отказать в полном объеме.

Выслушав мнение сторон, исследовав и изучив представленные материалы, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования Романенко Т.Н. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно ст.39 Конституции РФ «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом», в соответствии с п.3 ст.55 Конституции РФ «Права и свободы гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Статья 7 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину страны социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии со ст.55 ФЗ «Об образовании», педагогические работники образовательных учреждений в порядке установленном ФЗ, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет. Аналогичное положение содержится в ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

В соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (п.п. 19 введен Федеральным законом от 30.12.2008 года №319-ФЗ).

В соответствии с требованиями ст.331 ТК РФ, «К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемых Правительством РФ.

Под педагогической деятельностью понимается деятельность по обучению и воспитанию граждан, которая осуществляется педагогическими работниками в образовательных учреждениях различных типов и видов.

В судебном заседании установлено, что истица имеет высшее педагогическое образование и ей присвоена квалификация учителя русского языка и литературы, в подтверждение диплом Ставропольского государственного педагогического института РВ №181351 от 30.07.1988 года.

В судебном заседании, согласно записям в трудовой книжке АТ-III №7998906 от 01 июля 1982 года, представленной истицей (л.д.9-10) установлено, что ее трудовой педагогический стаж состоит из следующих периодов:

-07.09.1981 года - принята временно учителем начальных классов в Раздольненскую восьмилетнюю школу;

-01.09.1982 года - освобождена от занимаемой должности, в связи с поступлением в ВУЗ;

-01.09.1982 года - зачислена в число студентов 1 курса факультета русского языка и литературы Ставропольского пединститута;

- 27.07.1984 года - отчислена из числа студентов института;

-04.12.1984 года - принята методистом в Дом пионеров;

-17.05.1988 года - назначена на должность директора Дома пионеров;

- 29.01.1990 года - освобождена от занимаемой должности директора Дома пионеров и переведена учителем русского языка и литературы в КСШ №4;

-29.01.1990 года - принята в порядке перевода в Кочубеевскую среднюю школу №4 учителем русского языка и литературы;

-25.12.1992 года - в связи с проведением внеочередной аттестации присвоен 11 разряд учителя;

-15.04.1995 года - присвоена II квалификационная категория на должности «учитель», установлен 12 разряд оплаты труда по ЕТС ;

-30.04.1998 года - в связи с присвоением I квалификационной категории установлен 13 разряд оплаты труда по должности «учитель»;

-07.04.2000 года - муниципальное общеобразовательное учреждение Кочубеевская средняя школа №4 зарегистрировано в государственное общеобразовательное учреждение Кочубеевская средняя общеобразовательная школа №4 постановлением главы Кочубеевской районной государственной администрации Ставропольского края №147 от 07.04.2000 года, приказом отдела образования Кочубеевской районной государственной администрации №89 от 20.04.1999 года, распоряжением №3 от 23.04.1999 года комитета по управлению имуществом Кочубеевской районной государственной администрации Ставропольского края;

-03.03.2003 года - присвоена высшая квалификационная категория по должности «учитель» и 14 разряд по ЕТС;

-04.04.2005 года - государственное общеобразовательное учреждение «Кочубеевская средняя общеобразовательная школа №4» переименована в муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4»;

-24.12.2007 года - присвоена высшая квалификационная категория, установлен 14 разряд по ЕТС.

По настоящее время истица продолжает работать в должности учителя в Кочубеевской средней школе №4.

Таким образом, суд признает, что истица имела соответствующий образовательный ценз для осуществления педагогической деятельности в образовательных учреждениях.

Из справки директора муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» Котовой Н.С. № 94 от 10.03.2011 года следует, что Дом пионеров переименован в Дом детского и юношеского творчества (распоряжение главы администрации Кочубеевского района Ставропольского края за №72-р от 30.12.1991 года). Дом детского и юношеского творчества переименован в государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» (распоряжение главы Кочубеевской районной государственной администрации Ставропольского края №5 от 28.07.1999 года). Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» переименовано в муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» (постановление главы администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края от 30 июня 2005 года №81) – является юридическим лицом с правом приема и увольнения сотрудников, имеет собственную печать, лицевой счет в отделении казначейства исполнения бюджета Министерства финансов Ставропольского края (свидетельство о государственной регистрации 1022600768508 от 30.12.2002 года, серия 26 №001455034) (л.д.13).

Из протокола - решения ГУ УПФ РФ по Кочубеевскому району №259496/12 от 07.06.2012 года следует, что Романенко Т.Н. отказано в назначении досрочной пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью на том основании, что не подлежат включению в ее стаж периоды работы с 04.12.1984 года по 16.05.1988 года в должности методиста в Доме пионеров и с 17.05.1988 года по 29.01.1990 года в должности директора Дома пионеров, поскольку Дом пионеров не предусмотрен в числе структурных подразделений организаций, работа в которых включается в стаж педагогической деятельности, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение и должность «методист» не предусмотрена пунктом 2 раздела «Наименование должностей» Списка от 29.10.2002 года.

В постановлении Конституционного Суда РФ №11-П от 03.06.2004 года по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» указано, что в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания. Критерии, лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, то есть сами критерии и правовые последствия дифференциации – быть сущностно взаимообусловлены.

Кроме того, как отмечается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года по делу о проверки конституционности отдельных положений ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагает по смыслу статей 6 ч.2, 15 ч.4, 17 ч.1, 18, 19 и 55 ч.1 Конституции РФ правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться и будет реализовано.

Согласно Определения Верховного Суда РФ от 24.05.2006 года следует, что необходимо учитывать, что до 1993 года действовало Постановление Совмина СССР «О пенсиях за выслугу лет работниками просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» от 17.12.1959 года №1397.

Введение пенсий за выслугу лет педагогическим работникам связывалось с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности, а также с особой значимостью, ценностью такой трудовой деятельности для государства и общества. Предоставление возможности уйти на пенсию в более раннем возрасте преследовало цель освобождения от необходимости дальнейшего продолжения работы и являлось, таким образом, одной из мер, направленных на сохранение здоровья указанных лиц.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 24.05.2001 года по делу о проверке конституционности положений ч.1 ст.1 и ст.2 ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей» придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшими положениями статей 1 ч.1; 2; 18; 54 ч.1; 21; 55 ч.2; 57 Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу указанных Конституционных положений изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. Переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета трудового стажа не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.

В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 года №319-ФЗ), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона лицам, которые не менее 25 лет осуществляли педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. В силу п.2 ст.27 этого же закона, Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей, учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Ст.80 Закона РФ от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в РФ" было установлено, что пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет. В соответствии со ст.83 этого Закона, Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждаются Правительством РФ по согласованию с Пенсионным Фондом РФ.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 был утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 N 953 в него были внесены изменения.

Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067 был утвержден новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. В указанное Постановление были внесены изменения Постановлениями Правительства РФ от 20.03.2000 N 240 и от 01.02.2001 N 79 и решением Верховного Суда РФ от 07.06.2001.

В целях реализации Постановления Правительства РФ от 01.02.2001 N 79 было опубликовано Информационное письмо Министерства труда и социального развития РФ от 10.07.2001 N 2878-16, Пенсионного Фонда РФ от 16.07.2001 N 06-25/5837.

Подпунктом 10 пункта 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что досрочная пенсия по старости устанавливается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с пунктом 3 ст. 28 этого Закона Списки соответствующих работ, профессий, должностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ".

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 28 Закона 2001 года и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 28 Закона 2001 года. Указанное Постановление вступило в законную силу 13 ноября 2002 года.

Этим же Постановлением утвержден перечень утративших силу постановлений Правительства РФ, в том числе Постановление СМ РСФСР от 06.09.1991 N 463, которым утвержден Список 1991 года, Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067, которым утверждены Список и Правила 1999 года.

Согласно Постановления Конституционного Суда РФ №2-П от 29.01.2004 года установлено, что граждане вправе осуществлять оценку приобретенных им до 01.01.2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.

В соответствии с общепринятым правовым принципом акты гражданского законодательства применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Это правило касается и пенсионного законодательства.

Так, при разрешении спора о включении в специальный стаж периода работы до 1 ноября 1999 года применяется Список 1991 года с последующими изменениями. Кроме того, следует учитывать, что, в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ N 1067, которым были утверждены Список и Правила 1999 года, "Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего Постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999 года".

Таким образом, если гражданин обратился за назначением пенсии после 1 ноября 1999 года, а спорным является период его работы до 1 ноября 1999 года, в зависимости от желания гражданина, могут применяться как ранее действующие Списки и Правила, так и Список и Правила 1999 года. При исчислении выслуги за периоды работы после 1 ноября 1999 года до 11 июля 2002 года применяются Список и Правила 1999 года, с последующими изменениями. О включении в специальный стаж периода работы после 11 июля 2002 года до 29 октября 2002 года применяются Правила, утвержденные в июле 2002 года. О включении в специальный стаж периода работы после 29 октября 2002 года применяются Список и Правила, утвержденные в октябре 2002 года.

Суд считает выводы ответчика, указанные протоколе решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии №259496/12 от 07.06.2012 года противоречивыми, так как с одной стороны ответчик не признает указанные периоды времени работы как на дающие право быть засчитанными в льготный стаж, а с другой стороны, он же ссылается на то, что в связи с вступлением в силу Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002 года могут применять правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования».

Для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью подлежит применению список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781.

Суд соглашается с позицией ответчика о том, что должность «методист» и учреждение Дом пионеров не предусмотрены Списком должностей и учреждений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 и Списками №463 и №1067.

Вместе с тем, согласно п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитываются: работа по специальности в техникумах, комвузах, рабфаках, профшколах и совпартшколах, в школах, училищах и на курсах профессионального и профессионально-технического образования, в школах малограмотных и пунктах ликвидации неграмотности и малограмотности, во внешкольных детских учреждениях и в детских комнатах.

Согласно Номенклатурам внешкольных учреждений, действовавшим в спорные периоды (приказ Министра просвещения СССР от 12 января 1976 года, приказ Министерства просвещения СССР от 14 ноября 1986 года №227), районный Дом пионеров и школьников относился к внешкольным учреждениям.

Кроме того, данное обстоятельство нашло отражение в Типовом положении о Доме пионеров, утвержденном министром просвещения СССР по согласованию с ЦК ВЛКСМ и Министерством финансов СССР 21 октября 1976 года, согласно которому Дом пионеров является внешкольным учреждением.

О том, что работа по специальности в Доме пионеров включается в стаж педагогической деятельности указывается и в п.3.2 инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30.06.1986 года №1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения».

В связи с чем, спорные периоды подлежат зачету в специальный педагогический стаж истицы при условии выполнения во время них Романенко Т.Н. работы по специальности, то есть педагогической работы.

Данное условие истцом выполнено, что полностью подтверждается следующими нормативными правовыми актами.

В соответствии с Инструкцией о порядке зачета в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в Вооруженных Силах СССР, а также времени работы в отдельных учреждениях и организациях и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 5 января 1977 года N 2, в педагогический стаж работы засчитывалась работа в качестве методиста (пп. "ж" п. 5 приложения 6). В силу приложения N 2 к постановлению ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15 июля 1964 года N 620, предусматривалась выплата соответствующих ставок, в том числе учителям, методистам за преподавательскую работу (абзац 1 пункта 2).

Из приложений N 1 и N 5 к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 года N 94, следует, что работа в должности методиста является педагогической работой и засчитывается в педагогический стаж работников просвещения.

Данный вывод подтверждается также тем, что квалификационная характеристика по должности методиста содержится в перечне квалификационных характеристик педагогических работников детских дошкольных и внешкольных учреждений, утвержденных постановлением государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам от 7 января 1977 года N 3.

По этим же основаниям должность директора Дома пионеров являлась работой по специальности.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что должность методиста относилась к педагогическим должностям и в процессе работы в указанной должности истец выполняла работу по специальности, то есть педагогическую работу.

Следовательно, работа истицы в должности методиста и директора в Доме пионеров относится к работе по специальности во внешкольном детском учреждении и подлежит зачету в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, в соответствии с п.2 Положения от 17.12.1959 года №1397.

Период работы истицы в должности методиста в Доме пионеров в сумме с периодом работы в должности директора Дома пионеров составляет 5 лет 01 месяц 25 дней = 3 года 5 месяцев 13 дней (методист) + 1 год 8 месяцев 12 дней (директор), что менее 1/3 от 25 летнего стажа педагогической деятельности, составляющего 8 лет 4 месяца.

Зачтенный ответчиком педагогический стаж работы Романенко Т.Н. в должностях и учреждениях, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляет 23 года 03 месяца 14 дней, что намного превышает 16 лет и 8 месяцев (2/3 от стажа), установленных пунктом 4 Положения от 17 декабря 1959 года N 1397.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что с учетом конституционных принципов равенства всех перед законом и права на социальное обеспечение, а значит и права на получение пенсии, периоды работы истца в должностях методиста и директора во внешкольных учреждениях с 04.12.1984 года по 16.05.1988 года и с 17.05.1988 года по 29.01.1990 года общей продолжительностью 5 лет 01 месяц 25 дней, подлежат зачету в стаж работы по специальности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по нормам действовавшего в тот период законодательства.

Ссылка представителя ответчика на то, что Положение от 17 декабря 1959 года N 1397 утратило силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Постановления правительства РФ от 22.09.1993г. № 953, типовое положение о Доме пионеров, утвержденным приказом Министра просвещения СССР и согласованного с ЦК ВЛКСМ и Министерством финансов СССР от 21.10.1976 года, Инструкция о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Минпроса СССР № 94 от 16.05.1985 утратила силу в связи с изданием Приказа Минпроса СССР от 20.07.1987 № 135 и Инструкция о порядке зачета в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в Вооруженных Силах СССР, а также времени работы в отдельных учреждениях и организациях и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 05.01.1977г. № 2 утратила силу, следовательно, данными документами нельзя руководствоваться при исчислении льготного стажа работы, не может быть принята и отклоняется судом по следующим основаниям.

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2007 года, утвержденном постановлением Верховного Суда РФ 1 августа 2007 года, определено "согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, а также в ряде его определений, ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано".

Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа периодов работы в должности методиста и директора в Доме пионеров. При этом, Верховный Суд РФ указал на то, что данные периоды подлежат включению в стаж, дающий право досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

С учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении №18-П от 15 июня 1998 года, а также в Определении за №320-О от 05 ноября 2002 года, суд вправе применять нормативные правовые акты, утратившие силу, но действовавшие в спорные периоды деятельности истца.

Также, суд не соглашается с доводами ответчика о том, что практическая деятельность на профессиональной основе по воспитанию и образованию обучающихся... должностными обязанностями «Методиста внешкольного учреждения» не подтверждаются и, следовательно не может засчитываться в педагогический стаж работников просвещения по следующим основаниям.

Закон РФ от 10 июля 1992 №3266-1 «Об образовании» понимает под образованием целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленным государством образовательных уровней (образовательных цензов).

На основании анализа и оценки представленных доказательств, суд считает, что деятельность истицы была связана с образовательным процессом.

При включении в специальный педагогический стаж Романенко Т.Н., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляющий по подсчетам ответчика на 18 мая 2012 года 23 года 03 месяца 14 дней, периода работы в должности методиста и директора Дома пионеров он составит 28 лет 05 месяцев 09 дней, что позволяет принять решение о досрочном назначении истцу трудовой пенсии по старости.

Таким образом, истица имеет право на зачет указанных периодов работы и то обстоятельство, что на момент рассмотрения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедших на пенсию раньше, не должно нарушать ее право.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 ст.55 Конституции РФ целями. Списки, на которые сослался ответчик в решении об отказе в назначении пенсии, утверждаются Правительством РФ, относятся к категории подзаконных нормативных актов и они не могут аннулировать требования, установленные федеральными законами.

Таким образом, на основании исследованных судом доказательств, суд считает, что вышеуказанные периоды подлежат включению в льготный стаж Романенко Т.Н. для назначения пенсии досрочно, в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Вместе с тем, в соответствии со ст.67 ГПК РФ никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Согласно ч.2 ст.55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Изменение условий установления пенсии в данном случае, по мнению суда, является ограничением конституционного права граждан на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч.3 ст.55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Согласно разъяснений, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 17.10.2003 года №70 «При исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (ст.ст.27,28 Закона от 17.12.2001 года), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались, соответственно, в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

В соответствии с данными разъяснениями, изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правого акта полностью выработал трудовой стаж, дававший право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих работах производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.

Однако, условия приобретения права на предоставление трудовой пенсии по старости досрочно в соответствии с действующим законодательством должны быть аналогичны предусматривавшимся ранее действовавшим пенсионным законодательством.

На основании вышеизложенного и в соответствии с позицией Конституционного суда РФ, отраженной в вышеперечисленных определениях и постановлениях Конституционного суда следует, что надлежит учитывать соответствующие периоды работы в стаж профессиональной деятельности независимо от того в какой период – до или после отмены закона, предусматривающего право на досрочную пенсию в связи с выполнением соответствующей работы – выполнялась работа.

Представленные истцом документы, свидетельствуют о трудовой деятельности работника.

Таким образом, решение комиссии ГУ УПФ РФ по Кочубеевскому району в отношении Романенко Т.Н. об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии, нарушает положение ст.ст. 18, 39, 55 Конституции РФ о гарантированности каждому государством социального обеспечения по возрасту и иным основаниям, установленным законом.

Статьёй 18 и частью 6 статьи 125 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Акты, противоречащие Конституции Российской Федерации не подлежат применению.

Таким образом, на момент обращения истицы в ГУ - управление пенсионного фонда РФ по Кочубеевскому району 18 мая 2012 года с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости, педагогический стаж истицы составил 28 лет 05 месяцев 09 дней, что соответствует требованиям, предъявляемым пп.19 п.1 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 года № 319-ФЗ).

Согласно ч.1 ст.19 Федерального Закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 года №213-ФЗ), трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по стрости).

Часть 2 ст.19 указанного Закона гласит о том, что днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по стрости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Следовательно, суд считает, что досрочная пенсия по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности Романенко Т.Н. должна быть назначена с 18 мая 2012 года.

Вместе с тем, суд считает необходимым оставить без рассмотрения требование истицы о включении в ее трудовой стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости период с 01.09.1982 года по 27.07.1984 года - время обучения в Ставропольском педагогическом институте, так как данный период обучения в институте не был предметом изучения в ГУ УПФ РФ по Кочубеевскому району в момент первоначального обращения истицы за назначением пенсии в соответствии со ст.11 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

С учетом вышеизложенного, и руководствуясь ст. 39 Конституции РФ, п. п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173 – ФЗ от 17.12.2001 года (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 года №319-ФЗ), ст. 55 ФЗ «Об образовании», ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Романенко Т.Н. к государственному учреждению - управлению пенсионного фонда Российской Федерации по Кочубеевскому району о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии и назначении досрочной трудовой пенсии по старости - удовлетворить частично.

Обязать государственное учреждение - управление пенсионного фонда Российской Федерации по Кочубеевскому району включить в педагогический стаж Романенко Т.Н. периоды работы в должности методиста в Доме пионеров с 04.12.1984 года по 16.05.1988 года и в должности директора в Доме пионеров с 17.05.1988 года по 29.01.1990 года в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью и назначить ей досрочную трудовую пенсию в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с момента обращения, то есть с 18 мая 2012 года.

Требование Романенко Т.Н. о включении в трудовой стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости период с 01.09.1982 года по 27.07.1984 года - время обучения в Ставропольском педагогическом институте - оставить без рассмотрения.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд в течение месяца.

Мотивированное решение изготовлено судом в 09 часов 00 минут 30 июля 2012 года.

Судья Кочубеевского районного суда С.А. Щербаков