Решение от 20.09.2012 года по иску МИ ФНС России № 8 к Герасимову Н.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 сентября 2012 года Кочубеевский районный суд Ставропольского края

в составе:

председательствующего судьи Рулёва И.А.,

при секретаре судебного заседания Дубинко Н.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Межрайонной инспекции ФНС России № 8 по Ставропольскому краю к Герасимову Н.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная инспекция ФНС России № 8 по Ставропольскому краю обратилась в Кочубеевский районный суд с иском к Герасимову Н.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу в сумме <данные изъяты> и пени сумме <данные изъяты>, в котором указано, что согласно ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В соответствии со ст.45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации регистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса РФ.

Согласно ст. 3 Закона СК №52-КЗ от 27.11.2002 года «О транспортном налоге» сумма налога, подлежащая уплате по итогам налогового периода, уплачивается налогоплательщиками не позднее последнего дня месяца следующего за истекшим налоговым периодом, то есть до 1 февраля. Согласно ст. 360 НК РФ налоговым периодом является календарный год.

В соответствии со ст. 362 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия данного транспортного средства налогоплательщика, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

Следовательно, даже если транспортное средство физического лица было разобрано, продано по доверенности или распродано на запасные части, то по нему следует уплачивать транспортный налог до момента снятия его с учета в ГИБДД (письмо Министерства финансов РФ от 03.07.2008 года №03-05-06-04/39).

Согласно сведений, поступивших из МРЭО ГИБДД ГУВД СК на Герасимова Н.А. зарегистрированы транспортные средства, таким образом, он является плательщиком транспортного налога.

Транспортный налог был исчислен налоговым органом за 2009 год, сумма исчисленного налога составляет <данные изъяты>.

В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии со ст.44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих оплату данного налога или сбора.

Обязанность по уплате налога или сбора в отношении физических лиц прекращается: с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора с момента возникновения, установленных законодательством РФ. Задолженность по имущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследуемого имущества, в порядке, установленном гражданским законодательством РФ для оплаты наследниками долгов наследодателя.

За неуплату налога на имущество в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ исчислена пеня за каждый календарный день просрочки, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Сумма пени составляет <данные изъяты>.

О необходимости уплаты налога налогоплательщик был уведомлен инспекцией: налоговое уведомление № 200932. В связи с неуплатой выше перечисленных налогов в установленный срок, было выставлено требование от 16.04.2010 года № 3252 об уплате налога.

Герасимов Н.А. должен внести сумму неуплаченного налога на расчетный счет УФК МФ РФ по СК №40101810300000010005 в БИК: 040702001, ИНН 2631055559 Управление Федерального казначейства по Ставропольскому краю (Межрайонная инспекция ФНС России №8 по СК).

Просят суд:

Взыскать с Герасимова Н.А. задолженность по транспортному налогу в бюджет Ставропольского края в сумме <данные изъяты> (КБК 18210604012021000110, ОКАТО 07228822000) и пени в сумме <данные изъяты> (КБК 18210604012022000110, ОКАТО 07228822000);

Одновременно истцом подано ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу в суд искового заявления, из которого следует, что в соответствии с п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратится в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об оплате налога.

При этом, согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Однако пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Таким образом, Налоговым кодексом предусмотрена возможность восстановления судом срока подачи искового заявления, в случае заявления налоговым органам соответствующего ходатайства и наличия уважительных причин. Обращают внимание на то, что за 2010 года инспекцией было направлено более 4000 заявлений в суды о взыскании задолженности по налогам с физических лиц, проводилась работа по уточнению сведений месте жительства налогоплательщиков, а так же вручению требований и уведомлений, ввиду отсутствия необходимого финансирования для отправки заказных писем с уведомлениями всем задолжникам, общее количество которых на тот момент составляло 40264 человека.

При рассмотрении настоящего ходатайства просят учесть, что обращение в суд с исковым заявлением преследуется цель защиты интересов и прав бюджетов различных уровней на своевременное и полное поступление налоговых платежей. Отказ налоговому органу в осуществлении правосудия в связи с пропуском срока на обращение с исковым заявлением повлечет нарушение прав бюджета на поступление налогов и как следствие приведет к неполному его формированию.

Согласно Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (статья 8, часть 2). Исходя из публично-правовой природы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, обусловленной публичным характером материально-финансовых основ государственных и муниципальных образований (Определение Конституционного Суда РФ от 1.10.2009 года N 1312-О-О), - формирование бюджета муниципального образования должно производиться в первую очередь путем использования механизмов публичного (в том числе налогового) законодательства. Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 18.07.2008 года N 10-П, расходы публичной власти на осуществление ее конституционных функций покрываются, прежде всего, за счет такой необходимой составной части бюджета, как налоги и сборы, а также за счет внебюджетных средств, имеющих публично-целевое назначение. Тем самым достигается соблюдение вытекающего из статьи 17 Конституции Российской Федерации требования обеспечения баланса прав и интересов участников соответствующих правоотношений (Определение Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 года N 12-П).

Кроме того, налогоплательщиком нарушена обязанность, предусмотренная ст. 57 Конституции РФ, ст. 23 Налогового кодекса РФ, по уплате законно установленных налогов в бюджет, вследствие чего за ним числится задолженность по налогам, пеням. В случае отказа в восстановлении срока, установленного п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ, указанные суммы задолженности будут являться невосполнимыми потерями для бюджета.

Просят восстановить срок на подачу искового заявления в суд и принять его к производству.

Представитель истца – Межрайонной инспекции ФНС России № 8 по Ставропольскому краю, надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, не известил суд о причине неявки, об отложении слушания не ходатайствовал. В суд от представителя истца поступило заявление, в котором указывают, что замечаний и дополнений по делу не имеют, исковые требования поддерживают в полном объеме и просят суд рассмотреть дело в их отсутствие. На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося представителя истца – Межрайонной инспекции ФНС России № 8 по Ставропольскому краю.

Ответчик Герасимов Н.А., надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, не известил суд о причине неявки, об отложении слушания не ходатайствовал. Об уважительности причин неявки суду не сообщил. На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося ответчика Герасимова Н.А.

Суд, проверив представленные доказательства, приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с ч.1 и п.1 ч.3 ст.44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

В силу статьи 356 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается настоящим кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

В числе объектов налогообложения пунктом 2 статьи 38 того же Закона и ст.1 Закона Ставропольского края №52 (в редакции Закона СК №84-кз от 28.11.2006 года) «О транспортном налоге» определено имущество в виде:

автомобилей легковых с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно;

автомобиля легкового с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно;

автомобиля легкового с мощностью двигателя свыше 150 л.с. до 200 л.с. включительно;

грузового автомобиля с мощностью двигателя свыше 200 л.с. до 250 л.с. включительно.

Согласно статьи 1 указанного Закона налоговая ставка устанавливается в рублях в зависимости от мощности двигателя (с каждой лошадиной силы), категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет Ставропольского края по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (статья 362 Налогового кодекса РФ, часть 6 статьи 2 Закона СК «О транспортном налоге»).

Согласно статьи 3 Закона Ставропольского края «О транспортном налоге» (в редакции Закона Ставропольского края №84-кз от 28.11.2006 года, вступившего в силу с 1 января 2007 года, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, на основании налогового уведомления, вручаемого налоговыми органами, уплачивают сумму налога не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно ст. 360 НК РФ налоговым периодом является календарный год.

Согласно ст. 52 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.

Согласно положениям ст. 69 НК РФ (в редакции от 02.02.2006 года, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

В силу требований п. 1 ст. 70 НК РФ (в редакции от 02.02.2006 года, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ (в редакции, действовавшей до 03.01.2011 года) исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога ( п.10ст.48 НК РФ).

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Из материалов дела следует, что налоговым периодом является 2009 год, соответственно транспортный налог в сумме <данные изъяты> должен был быть уплачен ответчиком до 01 февраля 2010 года.

Уведомление об уплате транспортного налога №200932 об обязанности его уплаты в 2010 году было направлено в адрес Герасимова Н.А. налоговым органом 17.07.2009 года. При этом срок уплаты налога указан до 01.02.2010 года ( л.д.14, 21). В налоговом уведомлении отсутствовало указание на доплату налога за прошлые годы.

Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа №3252 направлено Герасимову Н.А. 23.04.2010 года (л.д. 22) с установлением срока для добровольного его исполнения до 05.05.2010 года(л.д.11-12).

Требование об уплате налога, пени не является документом, подтверждающим наличие неисполненной публично-правовой обязанности по уплате налога. Оно является доказательством досудебного разрешения разногласий между налогоплательщиком и налоговым органом, с вручением (направлением) которого связано право налогового органа обратиться с заявлением о взыскании в суд.

Решение №698 о взыскании налога и пени с ответчика налоговым органом вынесено 10.07.2012 года.

Рассмотрение дел о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской федерации (п.3 ст.48 Налогового кодекса РФ). Таким образом, суды обязаны рассматривать заявления о взыскании в порядке главы 11 ГПК РФ (Судебный приказ), а подсудность указанных споров отнесена к мировым судьям.

В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены налоговым органом только со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев от этой даты. Если физическое лицо не согласно с предъявляемыми требованиями налогового органа, то есть имеется спор о праве, только в таком случае налоговый орган может обратиться в суд в порядке искового производства.

В судебном заседании установлено, что налоговый орган с заявлением на выдачу судебного приказа о взыскании с Герасимова Н.А. недоимки по транспортному налогу и пени после направления требования № 3252 об уплате налога и пени в мировой суд не обращался.

Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11.06.1999 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Исходя из изложенного выше, суд считает, что к моменту подачи в суд искового заявления по настоящему делу (15.08.2012 года) срок на судебное взыскание заявленной к взысканию задолженности по транспортному налогу в сумме <данные изъяты> и пени в сумме <данные изъяты> с учетом приведенного порядка истек. Пропуск срока составил более одного года.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что истцом утрачена возможность на принудительное взыскание указанной недоимки по транспортному налогу и пени с ответчика Герасимова Н.А. в связи с истечением установленных законом сроков.

Со стороны истца факт пропуска срока на обращение в суд не оспаривается, о чем безусловно свидетельствует ходатайство инспекции о восстановлении данного срока(л.д.6-7).

Оценив заявленное ходатайство, которое мотивируется большой загруженностью сотрудников инспекции по вопросам исполнения обязанности по уплате налогов, суд не находит оснований для его удовлетворения. Указанное обстоятельство не может быть признано объективной уважительной причиной пропуска указанного срока и нарушения налоговым органом процессуального порядка разрешения данного вопроса.

Согласно ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае отказа в иске в связи с признанием неуважительными причин пропуска срока исковой давности или срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда указываются только на установление судом данных обстоятельств.

Учитывая в изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении ходатайства Межрайонной инспекции ФНС России №8 по

Ставропольскому краю о восстановлении пропущенного срока подачи искового заявления отказать.

В иске Межрайонной инспекции ФНС России №8 по Ставропольскому краю к Герасимову Н.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2009 год в сумме <данные изъяты> и пени в сумме <данные изъяты> отказать в связи с пропуском срока обращения в суд.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд в течение месяца со дня его принятия.

Председательствующий И.А. Рулёв