Решение от 28.04.2011 года по иску Николенко Л.А. к Министерству финансов СК



ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Кочубеевское 28 апреля 2011 года

Кочубеевский районный суд Ставропольского края

в составе:

председательствующего судьи Корниенко А.В.,

с участием:

истца Николенко Л.А.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований МУП СК «ЖКХ Кочубеевского района» - Колесникова Г.Е., действующего на сновании доверенности,

при секретаре судебного заседания Назаренко М.В.,

рассмотрел в судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Николенко Л.А. к Министерству финансов Ставропольского края о взыскании понесённых расходов по оплате за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно и за потреблённую тепловую энергию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно,

У С Т А Н О В И Л:

Николенко Л.А. обратилась в суд с иском к Министерству финансов Ставропольского края о взыскании понесённых расходов по оплате за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, в сумме <данные изъяты>., за потреблённую тепловую энергию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в сумме <данные изъяты>., а также расходов по оплате госпошлины в сумме <данные изъяты>.

В судебном заседании истец - Николенко Л.А. поддержала заявленные требования и в их обоснование пояснила, что она работает учителем в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №» и на основании Федерального закона «Об образовании» (абзац 3 пункт 5 статья 55) пользуется правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности. Право Николенко Л.А. на бесплатную жилую площадь с отоплением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и должна предоставляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Порядок реализации права педагогических работников сельской местности на жилую площадь с отоплением и освещением определён Постановлениями Совмина СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 246 и от ДД.ММ.ГГГГ N255, которые в силу статьи 4 Закона РСФСР «О действии актов органов Союза ССР», являются действующими. Кроме того, согласно статье 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные акты в части замены порядка предоставления в соответствии со статьёй 160 Жилищного Кодекса РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами. А она выбрала предоставление льгот в натуральном выражении. Федеральным Законом N 122 от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ»» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» статьей 16 пунктом 30 абзац 3 п. 5 ст. 55 Закона «Об образовании» дополнен предложением: размер, условия и порядок возмещения расходов связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов РФ. Размер, порядок и условия возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки для педагогических работников, в силу ст. 55 Закона РФ «Об образовании» устанавливается нормативными актами субъектов Российской Федерации, и учитывается в межбюджетных отношениях. ДД.ММ.ГГГГ государственной думой Ставропольского края принят закон № «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности». В нём указано: «Настоящий Закон в соответствии со статьёй 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» определяет размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки в виде, бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, а также определяет порядок и условия предоставления указанных мер педагогическим работникам, имеющим на это право». Статьёй 1 Закона установлено, что размер расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, подлежащих возмещению, определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Ставропольского края. Статья 2 Закона определяет, что возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, осуществляется на основании заключенных уполномоченным Правительством Ставропольского края органом исполнительной власти Ставропольского края договоров с соответствующей организацией, и что примерный договор возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, понесенных соответствующей организацией, утверждается Правительством Ставропольского края. ДД.ММ.ГГГГ Государственной Думой Ставропольского края принят Закон № «О внесении изменений в закон Ставропольского края «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности». Этим Законом внесены в Закон Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности» следующие изменения: статью 2 (часть 3) изложить в следующей редакции: «Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, устанавливается Правительством Ставропольского края»; статью 3 (часть 2) изложить в следующей редакции: «Меры социальной поддержки предоставляются в виде ежемесячной денежной выплаты. Ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере, покрывающем расходы педагогических работников на оплату жилого помещения, отопления и освещения». Настоящий Закон вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ, но не ранее вступления в силу Закона Ставропольского края «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности». Её право на бесплатную жилую площадь с отоплением является федеральной мерой социальной поддержки и в соответствии со статей 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации является расходным обязательством Российской Федерации. Согласно статье 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации или от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Решение вопросов по социальной защите педагогических работников пунктами 2, 5 статьи 26.3 Федерального закона не отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации. Статьей 26.3 Федерального закона, определяющей перечень расходных обязательств субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, установлено, что полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения, не предусмотренные указанной статьей, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации другими федеральными законами, и осуществляются за счет субвенций из федерального бюджета. Исходя из сложившейся судебной практики, предоставление указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам является расходным обязательством Российской Федерации и их финансирование должно осуществляться за счёт средств федерального бюджета. Субъекты Российской Федерации должны устанавливать только размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, которые должны учитываться в межбюджетных отношениях (Определения Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ). Однако, не решён вопрос в части делегирования полномочий Российской Федерации по вопросу реализации права педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) субъектам Российской Федерации с выделением из федерального бюджета средств на их исполнение. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» (пункт 4) указал: «Разрешая споры, возникшие из жилищных отношений, судам необходимо учитывать, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации) и включает в себя Жилищный кодекс Российской Федерации. В случае выявления судом несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям Жилищного кодекса Российской Федерации должны применяться нормы этого Кодекса (часть 8 статьи 5 ЖК РФ)». Пунктом 10 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ установлено: «При рассмотрении споров, возникающих в связи с реализацией собственником своих правомочий по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему жилым помещением, судам следует учитывать, что законом установлены пределы осуществления права собственности на жилое помещение, которые заключаются в том, что собственник обязан соблюдать правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (часть 4 статьи 30 ЖК РФ)». В соответствии со статьями 39 и 156 Жилищного кодекса РФ, Правительством РФ принято Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «О правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме». Настоящие правила регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме. Пунктом 16 Правил установлено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации. Пунктом 2 статьи 154 Жилищного Кодекса РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги». Частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса РФ установлено, что «собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения». Статьёй 39 Жилищного Кодекса РФ определено: 1. Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме; 2. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника; 3. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации». Пунктом 2 статьи 161 Жилищного Кодекса РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, а статьёй 164 Жилищного Кодекса РФ, - что «при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников». Собственники помещений <адрес>, исполняя требования Жилищного Кодекса РФ и других федеральных законов, по решению общего собрания ДД.ММ.ГГГГ заключили с МУП СК ЖКХ Кочубеевского района договор № на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, который перезаключили ДД.ММ.ГГГГ - договор №. На основании пункта 5 статьи 46 Жилищного Кодекса РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, отнесённым к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании. МУП СК ЖКХ Кочубеевского района также осуществляет поставку тепловой энергии в бывшую квартиру истца и другим собственникам помещений многоквартирного <адрес>. Пунктом 1 статьи 540 Гражданского кодекса РФ определено: «В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменён или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса». На основании требований указанной статьи с истицей заключён договор поставки тепловой энергии путём совершения конклюдентных действий (действий, свидетельствующих о молчаливом согласии истца вступить в договор) по подключению к сети. По договору энергоснабжения МУП СК ЖКХ Кочубеевского района подавало Николенко Л.А. (потребителю) через присоединенную сеть тепловую энергию, а она обязана была оплачивать принятую энергию. Пунктом 8 статьи 155 Жилищного Кодекса РФ определено, что собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. МУП СК ЖКХ Кочубеевского района не предоставляет гражданам никаких льгот, в том числе и в натуральном выражении, поэтому расчёт начислений за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома и тепловую энергию осуществляется гражданам, в их числе и Истцу, без скидок и предоставления льгот. На основании требований Гражданского кодекса РФ, Жилищного кодекса РФ и заключённых договор на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов, на поставку тепловой энергии, все граждане без исключения обязаны ежемесячно до 10 числа текущего месяца оплачивать жилищно-коммунальные услуги. Её право на бесплатную жилую площадь с отоплением в сельской местности нарушено - органы государственной власти Российской Федерации и Ставропольского края в нарушение вышеизложенных требований Федерального закона «Об образовании» (абзац 3 пункт 5 статья 55), законов Ставропольского края не обеспечили ей возмещение затрат на предоставленные МУП СК ЖКХ Кочубеевского района жилищно-коммунальные услуги, поэтому она была вынуждена продать квартиру и, на основании вышеизложенных требований Жилищного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов, договоров на содержание и текущий ремонт общего имущества вышеуказанного многоквартирного дома и поставки тепловой энергии, заключённых с МУП СК ЖКХ Кочубеевского района, произвести оплату жилья (содержание и текущий ремонт общего имущества собственников помещений многоквартирного дома) и потреблённой тепловой энергии. Во вне судебном порядке решить данный вопрос не представляется возможным, просит суд удовлетворить её заявленные требования в полном объеме.

В судебное заседание представитель ответчика Министерства Финансов Ставропольского края не явился, хотя о времени и месте судебного заседания они надлежащим образом были извещены. Заявление о рассмотрение дела в его отсутствии в суд не поступало. В соответствии ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. Дело рассмотрено в его отсутствие по правилам ст. ст. 233, 234 ГПК РФ.

В судебном заседании представитель третьего лица - МУП СК ЖКХ Кочубеевского района - Колесников Г.Е. пояснил, что против удовлетворения требований истца не возражает по следующим правовым основаниям: Собственники помещений <адрес> по <адрес> в <адрес>, исполняя требования Жилищного Кодекса РФ и других федеральных законов, по решению общего собрания ДД.ММ.ГГГГ заключили с МУП СК ЖКХ Кочубеевского района договор № на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, который перезаключили ДД.ММ.ГГГГ - договор №. На основании пункта 5 статьи 46 Жилищного Кодекса РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, отнесённым к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании. МУП СК ЖКХ Кочубеевского района также осуществляет поставку тепловой энергии в бывшую квартиру Николенко Л.А. и другим собственникам помещений многоквартирного <адрес> по <адрес> в <адрес>. Пунктом 1 статьи 540 Гражданского кодекса РФ определено: «В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменён или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса». На основании требований указанной статьи с Николенко Л.А. заключён договор поставки тепловой энергии путём совершения конклюдентных действий (действий, свидетельствующих о её молчаливом согласии вступить в договор) по подключению к сети. По договору энергоснабжения МУП СК ЖКХ Кочубеевского района подавало Николенко Л.А. (потребителю) через присоединенную сеть тепловую энергию, а Николенко Л.А. обязана была оплачивать принятую энергию. Пунктом 8 статьи 155 Жилищного Кодекса РФ определено, что собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. На основании требований Гражданского кодекса РФ, Жилищного кодекса РФ и заключённых договор на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов, на поставку тепловой энергии, все граждане без исключения обязаны ежемесячно до 10 числа текущего месяца оплачивать жилищно-коммунальные услуги. МУП СК ЖКХ Кочубеевского района не предоставляет гражданам никаких льгот, поэтому расчёт начислений за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома и тепловую энергию осуществляется гражданам, в их числе и истцу, без скидок. Как до внесения изменений в Закон СК №, так и после этого Правительством Ставропольского края органы исполнительной власти на заключение договора с Муниципальным унитарным предприятием Ставропольского края «Жилищно-коммунальное хозяйство Кочубеевского района» не уполномочивались, какие-либо договоры не заключались, порядок возмещения расходов в связи с изменениями в Закон СК № не устанавливался. Несоблюдение субъектом Российской Федерации финансирования льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогам, проживающим и работающим в сельской местности, не может служить основанием для нарушения права гражданина, установленного федеральным законодательством. Возмещение истцу убытков, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, относятся к гражданско-публично-правовым отношениям, регулирование которых осуществляется нормами гражданского права. Статьёй 53 Конституция Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Его реализации способствуют статьи 15, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ. Согласно статье 209 Гражданского кодекса РФ (пункты 1, 2) Николенко Л.А. принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, и она, как собственник, вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ей имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать своё имущество в собственность другим лицам. Для восстановления нарушенного права распоряжения своим имуществом (квартирой), чтобы продать квартиру без обременения долгами за жилищно-коммунальные услуги, Николенко Л.А. была вынуждена произвести их оплату, несмотря на льготы в натуральном выражении, которые предоставлены Федеральным законом «Об образовании». На основании стать 15 Гражданского кодекса РФ, истец, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые истец, чьё право нарушено, произвёл для восстановления нарушенного права на меры социальной поддержки, предоставленные Федеральным законом «Об образовании».

Выслушав истца, мнение представителя третьего лица, не возражавшего против удовлетворения уточненных исковых требований, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основании своих требований и возражений.

Николенко Л.А. работает в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе и учителем физики в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №» села Кочубеевского Кочубеевского района Ставропольского края с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

Истец проживала в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

При продаже вышеуказанного жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ истец была вынуждена оплатить образовавшийся долг за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в сумме <данные изъяты>., и за потребленную тепловую энергию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в сумме <данные изъяты>.

В соответствии с п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании» в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), при том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об основах жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг», размер условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Таким образом, определение условий, размера и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением данных льгот возложено на субъекты Российской Федерации.

В силу требований ст. 8 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные акты в части замены порядка предоставления в соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными актами до принятия Жилищного кодекса РФ.

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 2 Закона Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности» (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, осуществляется на основании заключенных уполномоченным Правительством Ставропольского края органом исполнительной власти Ставропольского края договоров с соответствующей организацией.

В силу части 2 той же статьи вышеназванного Закона Ставропольского края примерный договор возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, понесенных соответствующей организацией, должен был утверждаться Правительством Ставропольского края.

Законом Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ в вышеуказанную статью Закона СК № внесены изменения: статья 2 изложена в редакции, предоставляющей право выбора педагогу льготы по другому основанию в случае наличия такового (часть 2), а также порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, должен устанавливаться Правительством Ставропольского края (часть 3).

Внесены изменения и в статью третью Закона СК № 45-ФЗ, регламентирующую порядок и условия предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам, по сути означавшие переход из предоставления льготы в натуральной форме на предоставление ежемесячной денежной выплаты.

Однако вступившим в законную силу решением Ставропольского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, положения пункта 3 статьи 1 Закона Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в Закон Ставропольского края «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности» в части слов «в статье 3: часть 2 изложить в следующей редакции: «2. Меры социальной поддержки предоставляются в виде ежемесячной денежной выплаты. Ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере, покрывающем расходы педагогических работников на оплату жилого помещения, отопления и освещения.»; в части 3 слова «условия и размер» заменить словами «и условия» признаны противоречащими действующему законодательству и недействующими с момента принятия. Придя к данным выводам, Ставропольский краевой суд ДД.ММ.ГГГГ указал, что при предоставлении педагогическим работникам льготы в натуральном выражении финансовые отношения, связанные с возмещением выпадающих доходов поставщикам услуг не предполагают участия граждан. Данные правоотношения являются межбюджетными и совершенствование механизма формирования этих отношений предусмотрено федеральным законодателем, который дополнил абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, федеральный законодатель четко оговорил полномочия субъекта Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что как до внесения изменений в Закон СК №, так и после этого Правительством Ставропольского края органы исполнительной власти на заключение договора с Муниципальным унитарным предприятием Ставропольского края «Жилищно-коммунальное хозяйство Кочубеевского района» не уполномочивались, какие-либо договоры не заключались, порядок возмещения расходов в связи с изменениями в Закон СК № не устанавливался.

Так же установлено, что из средств федерального бюджета РФ в виде субсидий на компенсацию расходов по предоставлению льгот по оплате ЖКУ отдельным категориям граждан в ДД.ММ.ГГГГ перечислено <данные изъяты>; в ДД.ММ.ГГГГ перечислено <данные изъяты>; в виде субсидий на частичное возмещение расходов бюджетов субъекта РФ на предоставление гражданам постоянно проживающим в сельской местности на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в ДД.ММ.ГГГГ перечислено <данные изъяты>; в ДД.ММ.ГГГГ перечислено <данные изъяты>, согласно служебной записке о предоставлении информации от ДД.ММ.ГГГГ. Факт перечисления субвенций из средств федерального бюджета РФ министерству финансов Ставропольского края подтверждается так же и копиями платежных поручений № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, даже в случае отсутствия финансирования Закон Ставропольского края № в части 2 статьи 4 предусмотрел, что до выделения субвенций из федерального бюджета на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам осуществляется в соответствии с Законом Ставропольского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности».

ДД.ММ.ГГГГ Государственной думой Ставропольского края принят закон Ставропольского края № «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности», он касался работников государственных учреждений (к которым относятся и учреждения образования… находящиеся в государственной собственности Ставропольского края и финансируемые за счет средств бюджета Ставропольского края) работающих и проживающих в сельской местности, к которым истица, как педагогический работник муниципального образовательного учреждения, тоже относится.

Статьей 3 закона СК от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» установлено, что педагогическим работникам государственных образовательных учреждений устанавливаются меры социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения. Аналогичные меры социальной поддержки предоставлены и нетрудоспособным членам семьи педагогических работников государственных образовательных учреждений. Таким образом, истица и находящийся в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на ее иждивении сын истицы Цукин К.В. имели право на получение соответствующих льгот.

Согласно статьи 7 Закона Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки гражданам, указанным в данном Законе, осуществляется за счет средств бюджета Ставропольского края.

Правительство Ставропольского края не лишено права требования из средств федерального бюджета предоставления компенсаций вследствие фактически понесенных бюджетом субъекта Российской Федерации и местным бюджетом затрат на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности.

Данные субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год (пункт 2 Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ).

В силу статей 1, 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, следовательно, взыскание указанных расходов не может быть произведено непосредственно с казны Российской Федерации, так как законодательством Ставропольского края установлены порядок предоставления мер социальной поддержки и способ распределения бюджетных средств на эти цели.

Таким образом, несоблюдение субъектом Российской Федерации приведенного порядка финансирования льгот по оплате коммунальных услуг педагогам, проживающим и работающим в сельской местности, не может служить основанием для нарушения права гражданина, установленного федеральным законодательством.

На основании статьи 15 Гражданского кодекса РФ, истец, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Учитывая, что истец фактически понесла расходы по оплате на отопление, указанные денежные средства подлежат взысканию в ее пользу.

В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.

Следовательно, с ответчика подлежат взысканию в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 2225 рублей.

С учетом вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Николенко Л.А. к Министерству финансов Ставропольского края о взыскании понесённых расходов по оплате за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно и за потреблённую тепловую энергию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, а также госпошлины – удовлетворить.

Взыскать с Министерства финансов Ставропольского края в пользу Николенко Л.А. расходы по оплате за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в сумме <данные изъяты>.; за потреблённую тепловую энергию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в сумме <данные изъяты>., а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>.

Ответчик вправе подать в Кочубеевский районный суд заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Кочубеевский районный суд в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком в Кочубеевский районный суд СК заявления об отмене решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Кочубеевского районного суда А.В. Корниенко