о назначении досрочной трудовой пенсии по старости



Дело№2-392-2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 декабря 2011 года с.Кочкурово

Кочкуровский районный суд Республики Мордовия

в составе председательствующего судьи Светкиной В.Н.,

с участием истца – Т.Т.П.,

представителя истца по заявлению – Ш.И.А.,

представителя ответчика – Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском районе Республики Мордовия по доверенности – Мигуновой Г.К.,

при секретаре Одуевой Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

гражданское дело по иску Т.Т.П. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском районе Республики Мордовия о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья,

УСТАНОВИЛ:

Т.Т.П. обратилась в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском районе Республики Мордовия о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья.

Истец мотивировал свои требования тем, что 20.05.2011г. она обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском районе Республики Мордовия с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья.

Решением №17 ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Кочкуровском районе РМ от 26.05.2011г. ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия необходимой продолжительности специального стажа работы – 25-ти лет (по мнению ответчика, ее стаж работы на дату обращения за назначением пенсии составил 24 года 5 месяцев 28 дней).

Истец указывает, что в специальный стаж в календарном исчислении включен (кроме прочих периодов, которые она не оспаривает) отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 17.06.1988г. по 22.04.1989г., с 11.06.1991г. по 19.09.1992г.

С решением ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском районе Республики Мордовия истец не согласен, считает, что при назначении досрочной трудовой пенсии необходимо руководствоваться законодательством, действовавшем на момент предоставления вышеназванного отпуска.

Истец указывает, что в соответствии статьи 167 КЗоТ РСФСР, действующей в период предоставления ей отпуска по уходу за ребенком, предусматривалось, что дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а так же в стаж работы по специальности.

Отпуска по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора лет ей предоставлялись в период работы в должности врача-терапевта терапевтического отделения Кочкуровской центральной районной больницы. Данный период ответчиком включен в специальный стаж в льготном исчислении один год работы за один год и три месяца, считает, что и отпуска по уходу за детьми должны быть исчислены в том же порядке.

Истец просит суд:

признать незаконным и отменить Решение ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском районе Республики Мордовия №17 от 26.05.2011г. в части включения в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в календарном исчислении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 17.06.1988г. по 22.04.1989г., с 11.06.1991г. по 19.09.1992г.;

обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском районе Республики Мордовия отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 17.06.1988г. по 22.04.1989г., с 11.06.1991г. по 19.09.1992г. включить в специальный стаж работы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении один год работы за один год и 3 месяца;

обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском районе Республики Мордовия назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 20.05.2011года;

взыскать с ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском районе Республики Мордовия в ее пользу государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей.

В суде истец – Т.Т.П., исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении, просила их удовлетворить, в суде пояснила, что с 14.08.1987г. по настоящее время она работает в должности врача-терапевта Кочкуровской центральной районной больницы.

20.05.2011г. она обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском районе Республики Мордовия с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья.

Решением №17 от 26.05.2011г. ответчиком ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия необходимой продолжительности специального стажа работы – 25-ти лет. Периоды работы в должности врача-терапевта в указанном лечебном учреждении ей включены в льготном исчислении, а периоды нахождения в частично оплачиваемом отпуске по уходу за детьми в спорные периоды – в календарном исчислении.

Считает, что период нахождения в вышеназванном отпуске следует включить ей в специальный стаж работы так же в льготном исчислении, один год работы за один год и 3 месяца, поскольку на дату предоставления вышеназванного отпуска действующее на тот момент законодательство предусматривало, что дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а так же в стаж работы по специальности.

Представитель истца по заявлению – Ш.И.А., поддержала исковые требования Т.Т.П. по основаниям, изложенным в заявлении, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика - Государственного Учреждения -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском районе Республики Мордовия по доверенности – Мигунова Галина Кимовна, исковые требования Т.Т.П. не признала, в суде пояснила, что спорный период включен в специальный стаж врача-терапевта МУЗ «Кочкуровская ЦРБ» Т.Т.П., в календарном порядке, поскольку Т.Т.П. в спорный период не занималась лечебной деятельностью.

Суд, выслушав доводы истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Материалами дела установлено:

Согласно копии трудовой книжки АТ-1 №№<...> Т.Т.П. с 14.08.1987 года по настоящее время работает в должности врача-терапевта в МУЗ «Кочкуровская центральная больница».

Свидетельствами о рождении №<...> подтверждается, что Т.Т.П. имеет двоих детей: сына Алексея, 22.04.1988 года рождения, и сына Александра, 19.03.1991 года рождения.

Согласно приказу №57 по <адрес> (Кочкуровской ЦРБ) от 27.06.1988 года врачу-терапевту Т.Т.П. предоставлялся частично-оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 1 год, с 17.06.1988г. по 22.04.1989г.

Карточками-справками по Кочкуровской центральной районной больнице за период с 1988-1989гг., 1991-1992гг. подтверждается, что врачу-терапевту Т.Т.П. производились начисления по заработной плате.

Согласно Решению ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском районе Республики Мордовия №17 от 26.05.2011г. Т.Т.П. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения из-за отсутствия требуемого специального трудового стажа.

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законодательством.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 вышеназванного Закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25-ти лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30-ти лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а так же Правила исчисления периодов работы, дающей право для назначения такой пенсии.

При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.

По волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на 31.12.2001г. пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

Пунктом 1 Постановления №1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999г., был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

В соответствии с пунктом 3 Постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. № 464.

Учитывая, что пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. № 464 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или так же в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.

Лишь при назначении пенсии после 1 ноября 1999г. льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников может применяться только при смешанном стаже, то есть если работа протекала как в городе, так и в сельской местности, то к исчислению такого стажа льготный порядок не применяется (пункт 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. №1066).

Аналогичный порядок подсчета специального стажа применяется и к тем медицинским работникам, которым такой стаж определяется на основании Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781.

В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002г., периоды работы в должностях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:

а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке)) засчитывается в указанный стаж работы как год и три месяца.

Статьей 167 КЗоТ РСФСР, действующей в период предоставления Т.Т.П. отпуска по уходу за ребенком, предусматривалось, что дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а так же в стаж работы по специальности.

В соответствии п. 15 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 20.12.2005 года №25 при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992г. (времени вступления Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Кроме того, согласно Разъяснению Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989г. №23/24-11 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет» (утвержденному Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989г. №375/24-11) во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска.

В суде установлено, что Т.Т.П. с 14.08.1987г. по настоящее время работает в должности врача – терапевта МУЗ «Кочкуровская ЦРБ», что не оспаривается представителем ответчика, и подтверждается трудовой книжкой АТ-1 №<...> Т.Т.П., справкой, уточняющей характер работы или условия труда, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения №301 от 20.05.2011г.

Приказом №57 по Кочкуровскому району от 27.06.1988г., карточками - справками за 1988-1989гг. по Кочкуровскому ЦРБ подтверждается, что врачу-терапевту Т.Т.П., предоставлялся частично-оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 1 год, с 17.06.1988г. по 22.04.1989г.;

период нахождения истицы в оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком в период с 11.06.1991г. по 19.09.1992г. подтверждаются карточками-справкми за 1991-1992гг. по Кочкуровскому ЦРБ, согласно которым в спорные периоды Т.Т.П. производились начисления по заработной плате.

Федеральный закон от 17.12.2001года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает сохранение и конвертацию (преобразование) ранее приобретенных прав по пенсионному обеспечению в установленном законом порядке.

Статьи 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагает правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Из материалов пенсионного дела видно, что Т.Т.П.с заявлением о назначении пенсии обратилась в пенсионный орган 20 мая 2011 года.

Согласно справки ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Кочкуровском районе Республики Мордовия с учетом включения в специальный стаж работы спорных периодов в льготном исчислении специальный стаж Т.Т.П. составляет 25 лет 0 месяцев 8 дней, что не оспаривается стороной истца.

Данный специальный стаж является достаточным для назначения истице пенсии на основании п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со дня ее обращения за указанной пенсией в пенсионный орган.

В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всесторонне, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

В соответствии ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить другой стороне все понесенные по делу судебные расходы. При подаче иска в суд истцом оплачена государственная пошлина в размере 200 (двести) рублей, которую суд находит подлежащим взысканию с ответчика.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Т.Т.П. удовлетворить.

Признать незаконным и отменить Решение ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском районе Республики Мордовия №17 от 26.05.2011г. в части включения Т.Т.П. в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в календарном исчислении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полтора лет с 17.06.1988г. по 22.04.1989г., с 11.06.1991г. по 19.09.1992г.;

обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском районе Республики Мордовия период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 17.06.1988г. по 22.04.1989г., с 11.06.1991г. по 19.09.1992г. включить Т.Т.П. в специальный стаж работы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении один год работы за один год и 3 месяца;

обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском районе Республики Мордовия назначить Т.Т.П. досрочную трудовую пенсию по старости с 20.05.2011года;

взыскать с ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском районе Республики Мордовия в пользу Т.Т.П.. государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Мордовия в течение 10 дней со дня получения мотивированного решения через Кочкуровский районный суд Республики Мордовия.

Председательствующий: В.Н.Светкина