о возложении обязанности по соблюдению законодательства о ветеринарии



Дело № 2-34/2012 года                                

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Кочкурово 10 февраля 2012 года

Кочкуровский районный суд Республики Мордовия,

в составе председательствующего судьи Леушкина О.В.,

с участием прокурора – заместителя прокурора Кочкуровского района Республики Мордовия – Кушникова К.А.,

представителя ответчика – директора ООО <...> М.В.В.,

при секретаре Маштаковой С.В., представителя государственного бюджетного учреждения «Кочкуровская районная станция по борьбе с болезнями животных» - А.И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кочкуровского района Республики Мордовия, поданному в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, к ООО <...> об обязании работать в закрытом технологическом режиме,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кочкуровского района Республики Мордовия в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском по следующим основаниям.

Прокуратурой Кочкуровского района совместно с Государственным бюджетным учреждением «Кочкуровская районная станция по борьбе с болезнями животных» <дата> проведена проверка соблюдения обществом с ограниченной ответственностью <...> (далее - ООО <...> законодательства о ветеринарии, в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства, подлежащие устранению.

Проверкой установлено, что ООО <...> имеет свиноферму по производству продуктов животноводства, расположенную в селе <адрес> <адрес> Республики Мордовия.

Согласно ст.1 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 «О ветеринарии» основными задачами ветеринарии в Российской Федерации являются реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных болезней животных, включая сельскохозяйственных.

В ходе проведенного мероприятия выявлены нарушения требований «Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий», утвержденных Главным Управлением ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР <дата>, а именно установлено следующее:

в нарушение п.2.2. правил на свиноферме при въезде отсутствует дезинфекционный блок и санитарный пропускник;

в нарушение п.3.1. предприятие работает по принципу предприятия закрытого типа; вход на территорию свиноводческих предприятий посторонних лиц, не связанных с непосредственным обслуживанием комплекса (фермы) свободный;

в нарушение п.3.1.1. лица, посещающие комплекс, не проходят санитарную обработку и не имеется специального журнала для их регистрации;

в нарушение п.3.2. производственная зона свиноводческого предприятия не огорожена, что способствует проникновению на территорию посторонних лиц и животных;

в нарушение п.3.5. с внутренней стороны дверей у входа в склады комбикормов отсутствуют дезковрики, заполненные опилками или иным пористым материалом, увлажненным дезраствором;

в нарушение п.3.6. в свинарниках отсутствуют туалеты с умывальниками;

в нарушение п.3.7. лица, обслуживающие животных не проходят медицинское обследование в соответствии с действующей «Инструкцией по проведению обязательных профилактических обследований лиц, поступающих на работу и работающих на пищевых предприятиях, сооружениях по водоснабжению, в детских учреждениях»;

в нарушение п.3.7.1. обслуживающий персонал не обеспечен спецодеждой и спецобувью по существующим нормам. Оборудование, инвентарь, спецодежда, спецобувь, другие предметы не маркированы и не закреплены за участком (цехом);

в нарушение п.5.1. на предприятии не используются помещения для опороса свиноматок и доращивания поросят, выращивания молодняка и откорма животных по принципу «все занято - все свободно»;

в нарушение п.7.5. в процессе эксплуатации животноводческих помещений не проводят дезинфекцию отдельных помещений для опороса и содержания подсосных свиноматок, доращивания поросят или откорма свиней после завершения соответствующих технологических циклов и освобождения от животных; станки для хряков не дезинфицируют 1 раз в месяц и каждый раз после выбраковки хряков, перед постановкой новых животных;

в нарушение п.7.11. дератизационные мероприятия в предприятии не проводятся; специально подготовленный для этой цели рабочий или работница ветеринарно-санитарного отряда согласно договору не назначены.

Вышеуказанные нарушения законодательства могут повлечь к заносу на свиноферму ООО <...> вируса африканской чумы свиней (далее по тексту АЧС). Согласно Инструкции о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней, утвержденной Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 21.11.1980 г., в случае возникновения АЧС определяются границы эпизоотического очага и угрожаемых зон, на хозяйство, населенный пункт, республику, где выявлено заболевание, накладывают карантин. На территории, непосредственно прилегающую к эпизоотическому очагу африканской чумы свиней (20 км), уничтожаются все животные, в том числе в личных подсобных хозяйствах граждан. Помимо этого, по условиям карантина, запрещается ввоз на территорию и вывоз с нее животных всех видов, в том числе и птиц; торговля животными и продуктами животного происхождения на рынках и в других местах; проведение сельскохозяйственных выставок и других мероприятий, связанных со скоплением людей и животных. Таким образом, неисполнение ООО <...> ветеринарных правил может привести к заносу вируса АЧС, что в свою очередь нарушит права и интересов неопределенного круга лиц -владельцев личных подсобных хозяйств.

Таким образом, состав потенциальных истцов нельзя определить, привлечь их в качестве истцов и ответчиков, в связи с чем право прокурора на предъявление данного иска, предоставленное ст.45 ГПК РФ, очевидно.

Прокурор просит суд обязать ООО <...> работать в закрытом технологическом режиме, для чего:

оборудовать въезд на территорию свинофермы дезинфекционным барьером и санитарным пропускником;

запретить вход на территорию свиноводческого предприятия посторонних лиц;

лицам, посещающим комплекс, проходить санитарную обработку к завести специальный журнал для их регистрации;

производственную зону свиноводческого предприятия огородить в целях не проникновения на территорию посторонних лиц и животных;

с внутренней стороны дверей у входа в склады комбикормов поместить дезковрики, заполненные опилками или иным пористым материалом, увлажненным дезраствором;

свинарники оборудовать туалетами с умывальниками;

лицам, обслуживающим животных, пройти медицинское обследование в соответствии с действующей «Инструкцией по проведению обязательных профилактических обследований лиц, поступающих на работу и работающих на пищевых предприятиях, сооружениях по водоснабжению, в детских учреждениях»;

обслуживающий персонал обеспечить спецодеждой и спецобувью по существующим нормам. Оборудование, инвентарь, спецодежду, спецобувь, другие предметы промаркировать и закрепить за участком (цехом);

на предприятии использовать помещения для опороса свиноматок и доращивания поросят, выращивания молодняка и откорма животных по принципу «все занято - все свободно»; в процессе эксплуатации животноводческих помещений проводить дезинфекцию отдельных помещений для опороса и содержания подсосных свиноматок, доращивания поросят или откорма свиней после завершения соответствующих технологических циклов и освобождения от животных; станки для хряков дезинфицировать 1 раз в месяц и каждый раз после выбраковки хряков, перед постановкой новых животных;

в предприятии провести дератизационные мероприятия; назначить согласно договору специально подготовленного для этой цели рабочего ветеринарно-санитарного отряда.

Просит взыскать с ООО <...> госпошлину в доход местного бюджета.

В судебном заседании:

Прокурор свои требования поддержал по указанным в заявлении основаниям.

Директор ООО <...> М.В.В., в судебном заседании требования прокурора признал полностью, и пояснил, что требования прокурора в части ограждения производственной зоны свиноводческого предприятия в настоящее время не может быть исполнено по объективной причине, поскольку в зимний период времени не возможно установить забор по периметру свиноводческих ферм, в остальной части заявленные требования будут исполнены в кратчайшие сроки.

Представитель государственного бюджетного учреждения «Кочкуровская районная станция по борьбе с болезнями животных» - А.И.В., в судебном заседании требования прокурора поддержал и пояснил, что указанные прокурором нарушения, допущенные ООО <...> были выявлены при совместной проверке свиноводческих ферм, данные нарушения могут привести к заносу на свиноферму ООО <...> и владельцев личных подсобных хозяйств вируса африканской чумы свиней.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

    Проведенной прокуратурой Кочкуровского района Республики Мордовия <дата> проверкой соблюдения ООО <...> требований законодательства о ветеринарии выявлены ряд нарушений «Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий», утвержденных Главным Управлением ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР от <дата>, которые указаны и подтверждаются Актом проверки соблюдения ООО «<...> требований законодательства о ветеринарии.

В соответствии со ст.18 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» (с изменениями от 18 июля 2011 года) ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов. Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны: осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства; соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства; предоставлять специалистам в области ветеринарии по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении; до прибытия специалистов в области ветеринарии принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании; соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства; выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.

В соответствии с п.3.2 Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий, утвержденных Главным Управлением ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР 4 ноября 1986 года, вход в производственную зону свиноводческого предприятия разрешается только через санпропускник, а въезд транспорта только через постоянно действующий дезинфекционный барьер (блок). Все другие входы в производственную зону комплекса (фермы) должны быть закрыты.

В судебном заседании установлено, что ООО <...> требования ветеринарно-санитарного законодательства выполняются не в полном объеме, а именно: на свиноферме при въезде отсутствует дезинфекционный блок и санитарный пропускник; предприятие работает по принципу предприятия закрытого типа; вход на территорию свиноводческих предприятий посторонних лиц, не связанных с непосредственным обслуживанием комплекса (фермы) свободный; лица, посещающие комплекс, не проходят санитарную обработку и не имеется специального журнала для их регистрации; производственная зона свиноводческого предприятия не огорожена, что способствует проникновению на территорию посторонних лиц и животных; с внутренней стороны дверей у входа в склады комбикормов отсутствуют дезковрики, заполненные опилками или иным пористым материалом, увлажненным дезраствором; в свинарниках отсутствуют туалеты с умывальниками; лица, обслуживающие животных не проходят медицинское обследование в соответствии с действующей «Инструкцией по проведению обязательных профилактических обследований лиц, поступающих на работу и работающих на пищевых предприятиях, сооружениях по водоснабжению, в детских учреждениях»; обслуживающий персонал не обеспечен спецодеждой и спецобувью по существующим нормам. Оборудование, инвентарь, спецодежда, спецобувь, другие предметы не маркированы и не закреплены за участком (цехом); на предприятии не используются помещения для опороса свиноматок и доращивания поросят, выращивания молодняка и откорма животных по принципу «все занято - все свободно»; в процессе эксплуатации животноводческих помещений не проводят дезинфекцию отдельных помещений для опороса и содержания подсосных свиноматок, доращивания поросят или откорма свиней после завершения соответствующих технологических циклов и освобождения от животных; станки для хряков не дезинфицируют 1 раз в месяц и каждый раз после выбраковки хряков, перед постановкой новых животных; дератизационные мероприятия в предприятии не проводятся; специально подготовленный для этой цели рабочий или работница ветеринарно-санитарного отряда согласно договору не назначены.

При таких обстоятельствах требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с подпунктом 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, прокурор, при обращении в суд общей юрисдикции с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, от уплаты государственной пошлины освобожден.

Согласно п. 1 ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать ООО <...> работать в закрытом технологическом режиме, для чего:

оборудовать въезд на территорию свинофермы дезинфекционным барьером и санитарным пропускником;

запретить вход на территорию свиноводческого предприятия посторонних лиц;

лицам, посещающим комплекс, проходить санитарную обработку к завести специальный журнал для их регистрации;

производственную зону свиноводческого предприятия огородить в целях не проникновения на территорию посторонних лиц и животных;

с внутренней стороны дверей у входа в склады комбикормов поместить дезковрики, заполненные опилками или иным пористым материалом, увлажненным дезраствором;

свинарники оборудовать туалетами с умывальниками;

лицам, обслуживающим животных, пройти медицинское обследование в соответствии с действующей «Инструкцией по проведению обязательных профилактических обследований лиц, поступающих на работу и работающих на пищевых предприятиях, сооружениях по водоснабжению, в детских учреждениях»;

обслуживающий персонал обеспечить спецодеждой и спецобувью по существующим нормам. Оборудование, инвентарь, спецодежду, спецобувь, другие предметы промаркировать и закрепить за участком (цехом);

на предприятии использовать помещения для опороса свиноматок и доращивания поросят, выращивания молодняка и откорма животных по принципу «все занято - все свободно»; в процессе эксплуатации животноводческих помещений проводить дезинфекцию отдельных помещений для опороса и содержания подсосных свиноматок, доращивания поросят или откорма свиней после завершения соответствующих технологических циклов и освобождения от животных; станки для хряков дезинфицировать 1 раз в месяц и каждый раз после выбраковки хряков, перед постановкой новых животных;

в предприятии провести дератизационные мероприятия; назначить согласно договору специально подготовленного для этой цели рабочего ветеринарно-санитарного отряда.

Взыскать с ООО <...> государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Мордовия в апелляционном порядке в месячный срок, путем подачи апелляционной жалобы через Кочкуровский районный суд Республики Мордовия.

Председательствующий подпись О.В. Леушкин