Дело № 2-90/2012 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Кочкурово 11 мая 2012 года
Кочкуровский районный суд Республики Мордовия,
в составе председательствующего судьи Лушкина О.В.,
с участием прокурора Кочкуровского района Республики Мордовия Мангутова М.К.,
представителей ответчиков – заведующей МБОУ «Воеводская начальная общеобразовательная школа» Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия – М.Н.К., действующей на основании Устава,
представителя администрации Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия - Ч.А.Н., действующего на основании доверенности от <дата> за №<...>,
при секретаре Маштаковой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кочкуровского района Республики Мордовия поданного в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия, МБОУ «Воеводская начальная общеобразовательная школа» о возложении обязанности установить по периметру участка МБОУ «Воеводская начальная общеобразовательная школа» целостный забор,
установил:
Прокурор Кочкуровского района Республики Мордовия в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о возложении обязанности на Администрацию Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия и МБОУ «Воеводская начальная общеобразовательная школа» установить по периметру участка МБОУ «Воеводская начальная общеобразовательная школа» целостный забор, по тем основаниям, что Прокуратурой Кочкуровского района Республики Мордовия проведена проверка деятельности МБОУ «Воеводская начальная общеобразовательная школа» Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия на предмет соблюдения законодательства об образовании и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Прокурор в своем заявлении указывает, что в соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 №124-ФЗ, при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в образовательном учреждении не могут ущемляться права ребенка.
Указанное положение действующего законодательства конкретизировано ч.1 ст.51 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании», согласно которой образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, юридическими лицами санитарных правил, как составной части осуществляемой ими деятельности, а также посредством мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и т.п. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Пунктом 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», установлено, что территория участка общеобразовательного учреждения должна быть огорожена и озеленена.
Однако, как показала проверка, учреждением не обеспечивается выполнение требований вышеуказанного законодательства. Целостность ограждения участка школы нарушена. Местами забор отсутствует, имеются сквозные проходы и проезды.
Выявленные недостатки создают реальную угрозу безопасности обучающихся в образовательном учреждении, способствуют предпосылкам к несанкционированному проникновению посторонних лиц на территорию школы, а также могут повлечь тяжкие последствия при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Прокуратура района неоднократно вносила представления об устранении данных нарушений закона, однако никаких мер к исполнению законных требований прокурора не принимается.
Статьей 3 Федерального закона РФ от 06.03.2006 №35-Ф3 «О противодействии терроризму» установлено, что противодействием терроризму является деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма. Статьей 5 ФЗ №35 установлено, что органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В соответствии со ст.210 Гражданского Кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно ст.31 Федерального закона «Об образовании», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Как следует из Устава МБОУ «Воеводская начальная общеобразовательная школа» к полномочиям учредителя (администрации Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия) относится финансирование учреждения (МОУ «Воеводская начальная общеобразовательная школа»).
В соответствии с п.2 ст.32 Закона Российской Федерации «Об образовании» к компетенции общеобразовательного учреждения относится:
материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств;
привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование негосударственным образовательным учреждением банковского кредита.
Согласно п.3 ст.32 указанного выше закона, образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Аналогичные положения также закреплены в Уставе МБОУ «Воеводская начальная общеобразовательная школа» Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия.
Однако в нарушении указанных норм законодательства РФ, администрацией Воеводской школы и администрацией Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия в должной мере не обеспечивается охрана жизни и здоровья, находящихся в ней обучающихся и работников общеобразовательного учреждения во время общеобразовательного процесса.
Дальнейшая эксплуатация школы без устранения выявленных нарушений законодательства РФ ставит под угрозу жизнь и здоровье находящихся в ней обучающихся, работников общеобразовательного учреждения и других лиц, то есть неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В связи с тем, что МБОУ «Воеводская начальная общеобразовательная школа» является публичным местом, где наряду с работниками данного общеобразовательного учреждения присутствуют несовершеннолетние, учащиеся Воеводской начальной общеобразовательной школы Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия, обслуживающий персонал, гости МБОУ «Воеводская НОШ» данный круг людей невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, а также решить вопрос о правах каждого из них.
В соответствии с подпунктом 9 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, прокуроры при подаче заявлений в защиту интересов Российской Федерации по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, от уплаты государственной пошлины освобождены. Также от уплаты госпошлины освобождены органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. В соответствии с п.1 ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Прокурор просит суд обязать администрацию Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия и МБОУ «Воеводская начальная общеобразовательная школа» Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия выполнить требования законодательства об образовании, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и противодействии терроризму - установить по периметру участка МБОУ «Воеводская начальная общеобразовательная школа» целостный забор.
Взыскать с МБОУ «Воеводская начальная общеобразовательная школа» Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия государственную пошлину в доход бюджета в размере 4 000 рублей.
Прокурор Кочкуровского района Республики Мордовия – Мангутов М.К. в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям изложенным в заявлении.
Представитель администрации Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия – Ч.А.Н., в судебном заседании требования прокурора не признал и пояснил, что в МБОУ «Воеводская начальная общеобразовательная школа» Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия в настоящее время проходят обучение 2 (два) ученика, один из которых обучается в 4 классе и с <дата> будет переведен для обучения в пятый класс в МБОУ «Семилейская средняя общеобразовательная школа», а второй ученик также с <дата> по заявлению родителей, станет обучаться в МБОУ «Семилейская средняя общеобразовательная школа». В связи с чем, содержание МБОУ «Воеводская начальная общеобразовательная школа» экономически нецелесообразно и администрацией Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия в апреле-мае планируется начать процедуру ликвидации указанной выше школы.
Представитель МБОУ «Воеводская начальная общеобразовательная школа» М.Н.К. в судебном заседании требования прокурора признала в полном объеме, суду пояснила, что требования прокурора не выполнялись в связи с отсутствием финансирования.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 №124-ФЗ при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в образовательном учреждении не могут ущемляться права ребенка.
Указанное положение действующего законодательства конкретизировано ч.1 ст.51 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании», согласно которой образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, юридическими лицами санитарных правил, как составной части осуществляемой ими деятельности, а также посредством мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и т.п. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Пунктом 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» установлено, что территория участка общеобразовательного учреждения должна быть огорожена и озеленена.
Статьей 3 Федерального закона РФ от 06.03.2006 №35-Ф3 «О противодействии терроризму» установлено, что противодействием терроризму является деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма. Статьей 5 ФЗ №35 установлено, что органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В соответствии со ст.210 Гражданского Кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно ст.31 Федерального закона «Об образовании», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п.2 ст.32 Закона Российской Федерации «Об образовании», к компетенции общеобразовательного учреждения относится:
1) материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств;
2) привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование негосударственным образовательным учреждением банковского кредита.
Согласно п.3 ст.32 указанного выше закона, образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Согласно акта проверки, проведенной прокуратурой Кочкуровского района Республики Мордовия от <дата>, МБОУ «Воеводская начальная средняя общеобразовательная школа» состоит из одного корпуса учебного одноэтажного здания, на момент проверки в школе обучается 2 ученика, ограждение школьного земельного участка имеется лишь частично, имеются сквозные проходы и проезды.
В материалах дела имеются представления прокурора Кочкуровского района Республики Мордовия об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму и привлечении к административной ответственности виновных лиц от <дата>, <дата>, <дата>, однако согласно ответам на данные протесты от <дата>, <дата>, <дата>, администрацией школы действия по укреплению школьной территории не производились по причине отсутствия финансирования.
Статьей 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрен такой способ защиты права, как присуждение к исполнению обязанности в натуре, заключающейся в понуждении субъекта выполнить действия, которые он должен совершить в силу обязательства (постановление Президиума ВАС РФ № 6534/98 от 09.03.1999).
Часть 1 ст. 1065 ГК РФ устанавливает, что причинение вреда в будущем может явиться основанием к предъявлению требований о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
С учетом вышеуказанных обстоятельств, исследованных в суде, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с частью первой статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В силу пункта 2 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями.
Принимая во внимание имущественное положение ответчика, являющегося муниципальным учреждением, финансируемого администрацией Кочкуровского муниципального района, суд снижает размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с МБОУ «Воеводская начальная общеобразовательная школа» в бюджет Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия до 200 рублей.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требования прокурора Кочкуровского района Республики Мордовия удовлетворить.
Обязать администрацию Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия и МБОУ «Воеводская начальная общеобразовательная школа» Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия выполнить требования законодательства об образовании, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и противодействии терроризму - установить по периметру участка МБОУ «Воеводская начальная общеобразовательная школа» целостный забор.
Взыскать с МБОУ «Воеводская начальная общеобразовательная школа» Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия государственную пошлину в доход бюджета в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Мордовия в апелляционном порядке в месячный срок, путем подачи апелляционной жалобы через Кочкуровский районный суд Республики Мордовия.
Председательствующий подпись О.В. Леушкин