Дело № 2-129/2011 РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Кочкурово 19 мая 2011 г.
Кочкуровский районный суд Республики Мордовия,
в составе председательствующего судьи Светкиной В.Н.,
с участием прокурора Кочкуровского района Республики Мордовия - Мангутова М.К.,представителя администрации Новопырменского сельского поселения Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия - главы администрации Кочкаева А.А., действующего на основании Устава,
при секретаре Кудашкиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кочкуровского района Республики Мордовия, поданному в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Новопырменского сельского поселения Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействие администрации Новопырменского сельского поселения Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия,
установил:
Прокурор Кочкуровского района Республики Мордовия обратился в суд с заявлением, поданным в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Новопырменского сельского поселения Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействие администрации Новопырменского сельского поселения Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия по следующим основаниям.
Прокуратурой Кочкуровского района Республики Мордовия в мае 2011 года проведена проверка исполнения экологического законодательства на территории Новопырменского сельского поселения Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия. В ходе проведения данной проверки были выявлены нарушения действующего законодательства.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года №131 - ФЗ, к вопросам местно значения поселения относиться организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Положениями ст. 8 Федерального закона « Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. №89-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Статьей 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» закреплено, что территория муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
В соответствии со ст.ст. 12,13 Земельного Кодекса РФ, земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушение земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
В нарушение указанных требований законодательства по организации сбора и вывоза бытовых отходов, на территории Новопырменского сельского поселения имеются несанкционированные свалки бытового мусора (отходов потребления), которые расположены в 50 метрах на северо-запад от ориентира <адрес>, расположенного на <адрес>, на берегу р.Пырма; в 10 метрах восточнее от ориентира <адрес>, расположенного по <адрес>; на восточной окраине <адрес>.
Данные свалки представляют собой сваленные в кучу строительные и бытовые отходы потребления, что подтверждается актом проверки соответствия территории населенного пункта требованиям экологического и санитарно- эпидемиологического законодательства и фотографиями. Данные свалки являются несанкционированными, так как отсутствуют какие-либо документы на указанные земельные участки, отсутствует положительное санитарно- эпидемиологическое заключение, акт выбора земельного участка для складирования и хранения ТБО.
Захламление территории Новопырменского сельского поселения строительными и бытовыми отходами, свидетельствует о бездействии администрации Новопырменского сельского поселения по организации отчистки, сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц, заключается в том, что каждый гражданин обладает закрепленным ст. 42 Конституции РФ правом на благоприятную окружающую среду. Функционирование несанкционированной свалки бытовых отходов на территории населенного пункта, отсутствие организации планового сбора и вывоза бытовых отходов нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц - жителей Старотурдаковского сельского поселения, проживающих постоянно и временно пребывающих на его территории.
Несоблюдение экологического законодательства влечет за собой неблагоприятные последствия для окружающей среды, что в результате ущемляет потребности нынешнего и будущих поколений.
Вышеуказанные обстоятельства являются основанием для обращения прокурора в суд с заявлением в порядке ст. 254 ГПК РФ о признании бездействие администрации Новопырменского сельского поселения в части отсутствия организации планового сбора и вывоза отходов потребления, а также в части неприятия мер по ликвидации несанкционированной свалки и на территории данного поселения.
Прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации Новопырменского сельского поселения Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия по организации планового сбора и вывоза отходов потребления в населенном пункте, а также по непринятию мер по ликвидации несанкционированных свалок на территории данного поселения.
Обязать администрацию Новопырменского сельского поселения организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории Новопырменского сельского поселения, ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные в 50 метрах на северо-запад от ориентира <адрес>, расположенного на <адрес>, на берегу р.Пырма; в 10 метрах восточнее от ориентира <адрес>, расположенного по <адрес>; на восточной окраине <адрес>.
В судебном заседании прокурор свои требования поддержал по указанным в заявлении основаниям.
Представитель администрации Новопырменского сельского поселения Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия - глава администрации Кочкаев А.А. требования прокурора признал.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что на территории Новопырменского сельского поселения Кочкуровского муниципального района <адрес> имеются несанкционированные свалки, расположенные в 50 метрах на северо-запад от ориентира <адрес>, расположенного на <адрес>, на берегу р.Пырма; в 10 метрах восточнее от ориентира <адрес>, расположенного по <адрес>; на восточной окраине <адрес>.
Функционирование несанкционированных свалок бытовых отходов на территории населенного пункта, отсутствие организации планового сбора и вывоза бытовых отходов нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц жителей сельского поселения, проживающих постоянно и временно пребывающих на его территории. Несоблюдение экологического законодательства влечет за собой неблагоприятные последствия для окружающей среды, что в результате ущемляет потребности нынешнего и будущих поколений.
Захламление территории Новопырменского сельского поселения бытовыми отходами, свидетельствует о бездействии администрации Новопырменского сельского поселения по организации очистки, сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Изложенное, подтверждается объяснениями сторон, письменными доказательствами, исследованными по делу.
Так, согласно акту проверки соответствия территории Новопырменского сельского поселения Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия требованиям экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства, проведенному прокуратурой Кочкуровского района Республики Мордовия от <дата>, выявлены несанкционированные свалки бытового мусора (отходов потребления), которые расположены в 50 метрах на северо-запад от ориентира <адрес>, расположенного на <адрес>, на берегу р.Пырма; в 10 метрах восточнее от ориентира <адрес>, расположенного по <адрес>; на восточной окраине <адрес>
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ФЗ « Об охране окружающей среды», каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В силу ст.ст. 12,13 Земельного Кодекса РФ, земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли и быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушение земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ « Об отходах производства и потребления» закреплено, что территория муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Положениями ст. 8 указанного Федерального закона установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года №131 - ФЗ, к вопросам местно значения поселения относиться организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Аналогичные положения закреплены в Уставе Новопырменского сельского поселения Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия.
В силу п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, органы местного самоуправления от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождены.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации Новопырменского сельского поселения Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия по организации планового сбора и вывоза отходов потребления в населенном пункте, а также по непринятию мер по ликвидации несанкционированных свалок на территории Новопырменского сельского поселения Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия.
Обязать администрацию Новопырменского сельского поселения Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории Новопырменского сельского поселения; ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные в 50 метрах на северо-запад от ориентира <адрес>, расположенного на <адрес>, на берегу р.Пырма; в 10 метрах восточнее от ориентира <адрес>, расположенного по <адрес>; на восточной окраине <адрес>
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в течение 10 дней со дня вынесения.
Председательствующий В.Н.Светкина