о защите пенсионных прав



Дело №2-249-2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 июля 2012 года с.Кочкурово

Кочкуровский районный суд Республики Мордовия

в составе председательствующего судьи Светкиной В.Н.,

с участием истца - Д.И.В.,

представителя истца по устному заявлению – Ш.И.А., представителей ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском муниципальном районе Республики Мордовия, действующих по доверенности – З.М.В., М.Г.К.,

при секретаре Спиркиной Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

гражданское дело по иску Д.И.В. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском муниципальном районе Республики Мордовия о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения,

УСТАНОВИЛ:

Д.И.В. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском районе Республики Мордовия, мотивировав свои требования тем, что <дата> она обратилась с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

Решением №<...> ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском муниципальном районе Республики Мордовия от <дата> отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости из-за отсутствия необходимой продолжительности специального стажа работы; по мнению ответчика, ее специальный стаж на дату обращения за назначением трудовой пенсии составил 24 года 10 месяцев 11 дней).

Истица указывает, что в специальный стаж в календарном исчислении включены (кроме прочих периодов, которые она не оспаривает) периоды нахождения на курсах повышения квалификации - с <дата> по <дата>; <дата> по <дата>; <дата> по <дата>

С Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском районе Республики Мордовия от <дата> она не согласна.

Согласно приказам по Кочкуровской центральной районной больнице по инициативе работодателя в спорные периоды она находилась на курсах повышения квалификации.

Периоды работы в должности врача-фтизиатра и заместителя главного врача по лечебной части Кочкуровской центральной районной больницы ответчиком включены в ее специальный стаж в льготном исчислении один год работы за один год три месяца, а курсы повышения квалификации в эти же периоды включены в календарном исчислении.

Истица указывает, что для медицинских работников прохождение курсов повышения квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Истица просит суд:

Признать незаконным и отменить решение Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском муниципальном районе Республики Мордовия №<...> от <дата> в части включения в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в календарном исчислении периоды нахождения на курсах повышения квалификации - с <дата> по <дата>; <дата> по <дата>; <дата> по <дата>;

обязать Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском муниципальном районе Республики Мордовия включить в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения спорные периоды в льготном исчислении - один год работы за один год и 3 месяца;

обязать Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском муниципальном районе Республики Мордовия назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с момента возникновения права, то есть с <дата>.

В суде истица – Д.И.В., свои требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, уточнила, что в связи с возникновением у нее права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с <дата>, она просит назначить ей вышеназванную пенсию с <дата>.

В суде представитель истца – Ш.И.А., поддержала требования истицы по основаниям, изложенным в исковом заявлении, в заявлении об уточнении требований, просит назначить Д.И.В. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с момента возникновения права, то есть с <дата>.

В суде представитель Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском муниципальном районе Республики Мордовия З.М.В. исковые требования Д.И.В. не признала, в суде пояснила, что спорные периоды включены истице в специальный стаж в календарном исчислении.

В Решение №<...> от <дата> Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском муниципальном районе Республики Мордовия допущена описка: специальный стаж Д.И.В. указан 24 года 10 месяцев 11 дней, необходимо было указать – 24 года 10 месяцев 01 день.

Право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, с учетом включения спорных периодов в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, у Д.И.В. возникает с <дата>.

В суде представитель Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском муниципальном районе Республики Мордовия М.Г.К. исковые требования Д.И.В. не признала по тем же основаниям.

Суд, выслушав доводы истицы, ее представителя, представителей Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском муниципальном районе Республики Мордовия, исследовав материалы дела, находит требования истицы обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Материалами дела установлено:

Из АКТа №<...> Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском муниципальном районе Республики Мордовия по результатам документальной проверки с целью подтверждения льготного периода работы Д.И.В. при назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях от <дата> следует:

Приказом №<...> от <дата> по Кочкуровской ЦРБ Д.И.В. принята на должность врача-терапевта т/о с <дата>

Приказом №<...> от <дата> по Кочкуровской ЦРБ Д.И.В. врач-терапевт терапевтического отделения переведена на должность врача-фтизиатра с <дата>

Согласно приказу №<...> от <дата> по Кочкуровской ЦРБ Д.И.В. врач-фтизиатр командирована на специализацию с <дата> по <дата>

Согласно приказу №<...> от <дата> по Кочкуровской ЦРБ Д.И.В. врач-фтизиатр командирована в г.Пензу в государственный институт усовершенствования врачей с <дата> по <дата>

Согласно приказу №<...> от <дата> по Кочкуровской ЦРБ Д.И.В. – заместитель главного врача по лечебной работе командирована в г.Москву на усовершенствование по вопросам организации здравоохранения.

Записями в трудовой книжке <...>, заполненной <дата> на имя Д.И.В., подтверждается, что <дата> Д.И.В. принята на должность врача-терапевта Кочкуровской центральной районной больницы;

<дата> переведена на должность врача-фтизиатра Кочкуровской центральной районной больницы;

<дата> переведена на должность заместителя главного врача по лечебной части Кочкуровской центральной районной больницы; работает по настоящее время.

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законодательством. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 вышеназванного Закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25-ти лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30-ти лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а так же Правила исчисления периодов работы, дающей право для назначения такой пенсии.

При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.

По волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на 31.12.2001г. пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

Пунктом 1 Постановления №1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999г., был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

В соответствии с пунктом 3 Постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. № 464.

Учитывая, что пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. № 464 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или так же в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.

Лишь при назначении пенсии после 1 ноября 1999г. льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников может применяться только при смешанном стаже, то есть если работа протекала как в городе, так и в сельской местности, то к исчислению такого стажа льготный порядок не применяется (пункт 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. №1066).

Аналогичный порядок подсчета специального стажа применяется и к тем медицинским работникам, которым такой стаж определяется на основании Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781.

В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002г., периоды работы в должностях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:

а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке)) засчитывается в указанный стаж работы как год и три месяца.

Федеральный закон от 17.12.2001года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает сохранение и конвертацию (преобразование) ранее приобретенных прав по пенсионному обеспечению в установленном законом порядке.

Статьи 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагает правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Согласно статье 187 Трудового Кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, довод истицы, что для медицинских работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы, суд находит состоятельным.

В связи с изложенным, суд решил период нахождения на курсах повышения квалификации включить Д.И.В. в специальный стаж в льготном исчислении, поскольку в указанный период работы занимаемая должность Д.И.В. и наименование учреждения соответствуют Списку и включены в специальный стаж в льготном исчислении.

Согласно заявлению Д.И.В. обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Кочкуровском муниципальном районе Республики Мордовия <дата>, однако право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения возникло у истицы <дата>, что не оспаривается сторонами.

Согласно справке ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Кочкуровском муниципальном районе Республики Мордовия с учетом включения в специальный стаж работы спорных периодов в льготном исчислении специальный стаж Д.И.В. составляет 25 лет 0 месяцев 2 дня. Данный специальный стаж является достаточным для назначения истице пенсии на основании п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со дня возникновения права на досрочную пенсию.

В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всесторонне, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Д.И.В. удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском муниципальном районе Республики Мордовия №<...> от <дата> в части включения в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в календарном исчислении, периоды нахождения на курсах повышения квалификации - с <дата> по <дата>; <дата> по <дата>; <дата> по <дата>;

обязать Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском муниципальном районе Республики Мордовия включить Д.И.В. в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периоды нахождения на курсах повышения квалификации - с <дата> по <дата>; <дата> по <дата>; <дата> по <дата> в льготном исчислении - один год работы за один год и 3 месяца;

обязать Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском муниципальном районе Республики Мордовия, с учетом включения спорных периодов в специальный стаж, назначить Д.И.В. досрочную трудовую пенсию

по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с момента возникновения права, то есть с <дата>.

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Верховного суда Республики Мордовия в течение месяца со дня вынесения через Кочкуровский районный суд Республики Мордовия.

Председательствующий: В.Н.Светкина