Дело № 2-291/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 августа 2012 года с. Кочкурово
Кочкуровский районный суд Республики Мордовия
в составе председательствующего судьи Белоусова А.Н.,
с участием прокурора Кочкуровского района Республики Мордовия Мангутова М.К., заместителя главы администрации Кочкуровского сельского поселения Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия З.И.Н.,
при секретаре Малышевой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кочкуровского района Республики Мордовия, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействие администрации Кочкуровского сельского поселения Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия по ликвидации несанкционированной свалки бытового мусора, отходов потребления, расположенной на территории с. Кочкурово,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кочкуровского района Республики Мордовия, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд о признании незаконным бездействие администрации Кочкуровского сельского поселения Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия по ликвидации несанкционированной свалки бытового мусора, отходов потребления, расположенной на территории с. Кочкурово.
Прокурор мотивировал свои требования тем, что прокуратурой Кочкуровского района Республики Мордовия в июле текущего года на территории сельского поселения проведена проверка исполнения администрацией Кочкуровского сельского поселения Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства, в ходе которой выявлены нарушения вышеназванного законодательства, подлежащие устранению.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ, Федеральным законом РФ от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В силу положений ст.ст.51,52 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды; запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются санитарно-защитные зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.
Согласно п.18 ч.1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Положениями ст.8 Федерального закона РФ от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Статьей 13 данного закона закреплено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Частью 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства на территории Кочкуровского сельского поселения на земельном участке, находящемся в ведении администрации поселения, организована несанкционированная свалка бытового и строительного мусора, отходов потребления. Администрация поселения инициативно мер по ее ликвидации не предпринимает.
Свалка расположена на территории с. Кочкурово, а именно вдоль забора сельского кладбища, площадью 10 квадратных метров.
Данная свалка представляет собой сваленный в кучу бытовой мусор, отходы потребления, что подтверждается актом проверки соответствия территории населенного пункта требованиям экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства, объяснением главы сельского поселения и фотографиями. Указанная свалка является несанкционированной, так как отсутствуют какие-либо документы на земельный участок, положительное санитарно-эпидемиологическое заключение, акт выбора земельного участка для складирования и хранения ТБО.
Захламление территории Кочкуровского сельского поселения бытовыми отходами, свидетельствует о бездействии администрации Кочкуровского сельского поселения по организации очистки, сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц, заключается в том, что каждый гражданин обладает закрепленным в ст.42 Конституции РФ правом на благоприятную окружающую среду. Функционирование несанкционированных свалок бытовых отходов на территории населенного пункта и отсутствие организации планового сбора и вывоза бытовых отходов нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц - жителей Кочкуровского сельского поселения, постоянно и временно пребывающих на его территории. Несоблюдение экологического законодательства влечет неблагоприятные последствия для окружающей среды, что в результате ущемляет потребности нынешнего и будущих поколений.
Вышеуказанные факты являются основанием для обращения прокурора в суд с заявлением в порядке ст.254 ГПК РФ о признании незаконным бездействия администрации Кочкуровского сельского поселения по неисполнению вопросов местного значения в части организации сбора и вывоза бытового, строительного мусора, отходов потребления на территории сельского поселения, осуществления муниципального контроля.
Просит признать незаконным бездействие администрации Кочкуровского сельского поселения Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия по ликвидации несанкционированной свалки бытового мусора, отходов потребления, расположенной на территории с. Кочкурово, а именно вдоль забора сельского кладбища, площадью порядка 10 квадратных метров;
обязать администрацию Кочкуровского сельского поселения Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия ликвидировать указанную несанкционированную свалку.
В судебном заседании прокурор Кочкуровского района Республики Мордовия Мангутов М.К. требования поддержал по указанным в заявлении основаниям.
Представитель ответчика – заместитель главы администрации Кочкуровского сельского поселения Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия З.И.Н., в судебном заседании, требования прокурора признала в полном объеме.
Суд считает возможным удовлетворить требования прокурора, приняв признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В силу части 3 статьи 173 ГПК Российской Федерации, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Последствия признания иска, предусмотренные частью 3 статьи 173 ГПК Российской Федерации, судом ответчику разъяснены.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации Кочкуровоского сельского поселения Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия по ликвидации несанкционированной свалки бытового мусора, отходов потребления, расположенной на территории с.Кочкурово, а именно вдоль забора сельского кладбища, площадью порядка 10 квадратных метров.
Обязать администрацию Кочкуровского сельского поселения Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия ликвидировать указанную несанкционированную свалку.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня его вынесения через Кочкуровский районный суд Республики Мордовия.
Председательствующий подпись А.Н.Белоусов