Решение о понуждении к начислению и выплате районного коэффициента и северной надбавки



Дело № 2-84/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 апреля 2010 года с. Кочёво

Кочевский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Петровой Л.С.,

при секретаре Сухаревой Е.В.,

с участием заместителя прокурора Кочевского района Кучевасова А.П.,

истицы Хомяковой Оксаны Ивановны,

ответчика - представителя муниципального дошкольного образовательного учреждения Кочевский детский сад «Сильканок» Тетерлевой Ольги Григорьевны,

третьего лица - представителя администрации Кочевского муниципального района Геращенкова А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кочевского района в интересах работников муниципального дошкольного образовательного учреждения Кочевский детский сад «Сильканок» к муниципальному дошкольному образовательному учреждению Кочевский детский сад «Сильканок» о понуждении муниципального дошкольного образовательного учреждения Кочевский детский сад «Сильканок» к начислению и выплате районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, свыше минимального размера оплаты труда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кочевского района обратился в суд с иском в интересах работников муниципального дошкольного образовательного учреждения Кочевский детский сад «Сильканок» (далее по тексту МДОУ Кочевский детский сад «Сильканок») к МДОУ Кочевский детский сад «Сильканок» о понуждении МДОУ Кочевский детский сад «Сильканок» к начислению и выплате районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, свыше минимального размера оплаты труда.

Требования мотивировал тем, что работникам МДОУ Кочевский детский сад «Сильканок» с 01 января 2009 г. выплачивается заработная плата в пределах минимального размера оплаты труда, в которую уже включены районный коэффициент и процентная надбавка, тогда как районный коэффициент и процентная надбавка должны начисляться свыше минимального размера оплаты труда.

В судебном заседании заместитель прокурора Кучевасов А.П. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям указанным в исковом заявлении. Просил признать действия администрации МДОУ Кочевский детский сад «Сильканок» по начислению заработной платы работникам детского сада с включением районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в минимальный размер оплаты труда незаконными и обязать МДОУ Кочевский детский сад «Сильканок» устранить допущенные нарушения, производить начисление и выплату заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ и выплачивать районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, свыше минимального размера оплаты труда.

Истица Хомякова О.И. пояснила, что работает в МДОУ Кочевский детский сад «Сильканок» в должности рабочей по стирке белья, получает заработную плату менее установленного минимального размера оплаты труда. Полагает, что районный коэффициент и процентная надбавка за работу в местности приравненной к районам Крайнего Севера должны начисляться сверх минимального размера оплаты труда. Просит признать действия по начислению заработной платы с включением районного коэффициента и северной надбавки в минимальный размер оплаты труда незаконными и обязать устранить допущенные нарушения с 12 декабря 2009 г.

Представитель МДОУ Кочевский детский сад «Сильканок» Тетерлева О.Г. иск не признала и суду пояснила, что МДОУ детский сад «Сильканок» является образовательным учреждением и финансируется из бюджета Кочевского муниципального района. Заработная плата в учреждении начисляется в соответствии с Методикой по формированию системы оплаты труда и стимулированию работников муниципальных образовательных учреждений Кочевского района, утвержденной Постановлением главы Кочевского муниципального района от Дата обезличена Номер обезличен. Штатное расписание, в том числе должностные оклады работников формируются в соответствии с указанной методикой. Начисление компенсационных, стимулирующих и социальных выплат в учреждении производится в соответствии с указанной методикой. В случае начисления заработной платы менее МРОТ работнику производится доплата до уровня МРОТ. В случае установления должностных окладов в размере МРОТ и компенсационных выплат к нему, возникнет дефицит бюджета учреждения приблизительно в размере 1 млн. 800 тыс. В случае удовлетворения судом требований прокурора просила применить срок трудовой давности, предусмотренный ст. 392 ТК РФ.

Представитель администрации Кочевского муниципального района Геращенков А.П. иск не признал и пояснил, что в минимальный размер оплаты труда включаются все виды выплат, выплачиваемых работнику, в том числе районный коэффициент и северная надбавка. Данное разъяснение изложено и в Определении Верховного Суда РФ от 10.09.2008 г. № 83-Г08-11. Если суд не примет во внимание данные доводы, просил применить ст. 392 ТК РФ.

Представитель Министерства образования Пермского края на судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о дне и месте рассмотрения дела.

Из отзыва, направленного в адрес суда следует, что в соответствии со ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере образования относится предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования. В связи с чем, вопрос финансирования данных учреждений является компетенцией органов местного самоуправления. Полномочия по организации дошкольного образования у субъекта РФ - Пермского края отсутствуют. В связи с чем, просят исключить Министерство образования из состава лиц, участвующих в деле.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 37 Конституции РФ гласит о том, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Статьей 2 ТК РФ закреплены основные принципы правового регулирования трудовых отношений, согласно которым гарантируется обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Статья 21 ТК РФ устанавливает, что работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; а статья 22 ТК РФ закрепляет корреспондирующую обязанность работодателя по обеспечению работников равной оплатой за труд равной ценности.

Согласно ст. 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включается величина минимального размера оплаты труда в РФ.

Статья 129 ТК РФ определяет заработную плату (оплату труда работника) как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иных выплат компенсационного характера) и стимулирующих выплат (доплат и надбавок стимулирующего характера, премий и иных поощрительных выплат).

В соответствии со ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ).

Согласно ст. 146 ТК РФ в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

Ст. 148 ТК РФ устанавливает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по социально-экономическому развитию Коми-Пермяцкого автономного округа Пермской области» № 1085 от 16.09.1992 года Кочевский район Коми-Пермяцкого автономного округа с 01.07.1992 года отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

Согласно Федеральному закону «Об установлении минимального размера оплаты труда в РФ» № 91-ФЗ от 24.06.2008 года минимальный размер оплаты труда с 01 января 2009 года составляет 4330 рублей.

Системное толкование положений статей 129, 133 и статей 146, 148, 315 ТК позволяет сделать вывод, что при выполнении работником в течение месяца нормы труда и отработавшего в этот период норму времени, ему гарантирована выплата МРОТ независимо от того, в каких климатических условиях он исполняет трудовую функцию, то есть и тогда, когда работа выполняется в нормальных климатических условиях.

В связи с чем, соблюдение требований ст.ст. 146, 148 и 315 ТК РФ для работников, работающих в особых климатических условиях возможно только в том случае, если компенсация за работу в таких условиях начисляется на величину МРОТ, а не включается в неё.

По данному делу в отношении истцов соблюдение требований статей 146, 148, 315 ТК РФ возможно тогда, когда компенсация за работу в климатических условиях Кочевского района, приравненного к районам Крайнего Севера (районный коэффициент в 20 % и северная надбавка к заработной плате до 50 %) будет начисляться на величину МРОТ.

В судебном заседании установлено, что с 01 января 2009 года в МДОУ Кочевский детский сад «Сильканок» при начислении заработной платы техническому персоналу районный коэффициент в размере 20 % и процентной надбавки в размере 50 % включались в МРОТ, то есть при расчете заработной платы работодателем не учтены положения ч. 2 ст. 146 ТК РФ, что подтверждается штатными расписаниями на Дата обезличена л.д. 9-10), на Дата обезличена л.д. 7-8), а также выписками из лицевых счетов л.д. 4-6).

Доводы представителя ответчика и представителя администрации района о том, что в соответствии с положениями ч. 1 ст. 129 ТК РФ, заработная плата включает в себя выплаты компенсационного и стимулирующего характера, а значит надбавка за работу в особых климатических условиях, как компенсационная выплата, также входит в состав заработной платы, а значит входит и в величину МРОТ не соответствуют действующему законодательству.

Понятие заработной платы, сформулированное в ч. 1 ст. 129 ТК РФ, не может толковаться и применяться правоприменителями в отрыве от других норм трудового законодательства, регулирующих вопрос оплаты труда, и, тем более - не может является основанием для лишения работников гарантий, предусмотренных другими нормами Трудового кодекса, в данном случае - статьями 146, 148 ТК РФ. Тем более, что при начислении компенсации за работу в особых климатических условиях на величину МРОТ требования ч. 1 ст. 129 ТК РФ не нарушаются, и в противоречие с формулировками указанной нормы не входят, более того, именно в этом случае обеспечивается соблюдение требований и ч.1 ст. 129, и ч. 3 ст.133, и ст. 146, 148, 315 ТК РФ.

Статья 392 ТК РФ предусматривает, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, то есть сроки исковой давности.

Согласно статье 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, таким образом, применение сроков происходит на основании заявленных требований одной из сторон спора. О применении сроков в судебном заседании было заявлено представителем ответчика МДОУ Кочевский детский сад «Сильканок, поэтому суд считает необходимым применить указанный срок.

Таким образом, суд считает необходимым обязать МДОУ Кочевский детский сад «Сильканок» начислять заработную плату работникам детского сада Дата обезличена не менее МРОТ при полностью отработанной за этот период норме рабочего времени и выполнившего нормы труда с учетом районного коэффициента и северной надбавки, начисленных к МРОТ, а не включать их в МРОТ.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Кочевского района удовлетворить частично.

Признать действия администрации муниципального дошкольного образовательного учреждения Кочевский детский сад «Сильканок» по начислению заработной платы работникам детского сада с включением районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в минимальный размер оплаты труда, незаконными.

Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение Кочевский детский сад «Сильканок» Дата обезличена производить начисление и выплату заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ и выплачивать районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, свыше минимального размера оплаты труда.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кочевский районный суд в течение 10 дней с момента получения полной копии решения.

Текст решения изготовлен на компьютере.

Председательствующий судья Л.С. Петрова