Решение о признании частично недействующей и не подлежащей применению статьи 37 Устава Кочевского сельского поселения



Дело № 2-120/2011                                                                                                         

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 июня 2011 года                                                                                                              с. Кочево

Кочевский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Разведченко П.П.,

при секретаре Мясниковой Н.Н.,

с участием прокурора Ватагиной Е.Д.,

представителей Совета депутатов Кочевского сельского поселения: Вавилина А.В. и Редковой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Кочевского района в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующей и не подлежащей применению частей 1 и 2 статьи 37 Устава Кочевского сельского поселения Пермского края,

у с т а н о в и л:

Прокурор Кочевского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением, в котором просил признать недействующей и не подлежащей применению статьи 37 Устава муниципального образования Кочевского сельского поселения.

Заявление мотивировал тем, что Устав Кочевского сельского поселения был принят в новой редакции решением Совета депутатов Кочевского сельского поселения 22 ноября 2010 года и был зарегистрирован 28 декабря 2010 года, о чем было выдано свидетельство о государственной регистрации Устава № RU 905033012010001.

Пунктами 1 и 2 статьи 37 Устава в новой редакции устанавливаются гарантии главе Кочевского сельского поселения в виде оплаты в течение года получаемой по должности заработной платы или доплаты разницы, к вновь назначенной плате по занимаемой должности.

В настоящий момент региональными законами, предусматривающих оспариваемые социальные гарантии для руководителей органов местного самоуправления после освобождения их от должности либо наделяющих правом установления таких гарантий в соответствующих уставах местных органов самоуправления, не имеется.

Просила суд признать недействующей и не подлежащей применению со дня вступления в законную силу пунктов 1 и 2 ст. 37 Устава муниципального образования Кочевского сельского поселения Кочевского муниципального района Пермского края.

В судебном заседании представитель прокурора района Ватагина Е.Д. требования прокурора района поддержала в полном объеме и пояснила, что принятые Советом депутатов Кочевского сельского поселения изменения в пункты 1 и 2 ст. 37 Устава поселения, не соответствуют нормам федерального и краевого законодательства.

Представитель Совета депутатов Кочевского сельского поселения Вавилин А.В. считал, что требования прокурора являются необоснованными и не подлежащими судом отмене, так как сельское поселение вправе самостоятельно решать данные вопросы.

Представитель Совета депутатов Кочевского сельского поселения Редкова Е.Г. также считала, что требования прокурора необоснованны и законность принятого Устава поселения подтверждается действующим федеральным законодательством о местном самоуправлении. Глава поселения в курсе данного дела и своего мнения по нему не высказал.

Выслушав доводы сторон, изучив представленные материалы, суд приходит к выводу, что заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что при подготовке проекта новой редакции Устава Кочевского сельского поселения, документ был обнародован путем размещения текста в населенных пунктах на информационных стендах на территории поселения (л.д. 3) и прошел процедуру публичных слушаний (л.д.6, 7,8).

Решение Совета депутатов Кочевского сельского поселения о принятии Устава поселения в новой редакции также имело место обнародования (л.д. 4,9). Устав Кочевского сельского поселения прошел государственную регистрацию 28 декабря       2010 года, свидетельство № RU905033012010001 (л.д.5).

Статьей 37 Устава поселения устанавливаются гарантии главе Кочевского сельского поселения. Пунктом 1 указанной статьи, предусмотрено, что глава Кочевского сельского поселения продолжает получать назначенную ему заработную плату до устройства на новое место работы в течение года, за счет средств бюджета поселения в случаях: не избрания на должность после окончания срока его полномочий, упразднения выборной должности в связи с изменением административно-территориального устройства, увольнения по состоянию здоровья, препятствующего выполнению служебных
обязанностей.

Пункт 2 статьи предусматривает уровень заработной платы лица, освобожденного от должности главы сельского поселения по основаниям, указанным в подпунктах пункта 1 оспариваемой статьи, на новом месте работы ниже уровня заработной платы по ранее занимаемой должности главы сельского поселения с учетом индексации, ему в течение одного года после освобождения от должности, по решению Совета Депутатов поселения производится доплата до уровня прежней заработной платы, в случае работы в этой должности в течение всего срока полномочий, предусмотренных настоящим Уставом.

В соответствии со ст. 251 ГПК РФ, прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного акта, противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" гарантии депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем, полномочия субъектов Российской Федерации по установлению гарантий депутатской деятельности не могут распространяться на регулирование трудовых отношений, что следует из ч. 2 ст. 64 Трудового кодекса РФ, не допускающей установления каких бы то ни было преимуществ при заключении трудового договора за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Оспариваемые прокурором нормы ст. 37 Устава Кочевского сельского поселения такие преимущества предоставляют, хотя они могут быть предусмотрены только федеральным законом и на основании его предоставлены региональным законом.

В силу ч. 2 ст. 6 Трудового кодекса РФ органы государственной власти субъекты Российской Федерации, местного самоуправления не могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти.

Эта же ч. 2 ст. 6 Трудового кодекса РФ предусматривает, что более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Установленные ст. 37 Устава сельского поселения гарантии по выплате главе поселения, заработной платы в течение 1 года после освобождения от занимаемой должности не могут свидетельствовать о реализации права на установление более высокого уровня трудовых прав и гарантий по сравнению с установленным федеральным законодательством, поскольку такие гарантии могут быть предоставлены только на период полномочий и при согласии субъекта Российской Федерации. Оспариваемыми нормами гарантии предоставляются за пределами срока полномочий.

Приведенный вывод подтверждается нормой ст. 172 ТК РФ, предусматривающей, что гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц. Из смысла названной нормы следует, что гарантии могут быть предоставлены только на период выполнения полномочий.

Учитывая изложенное, суд, приходит к выводу об осуществлении Советом депутатов Кочевского сельского поселения правового регулирования, содержащегося в пунктах 1 и 2 статьи 37 Устава Кочевского сельского поселения, с превышением полномочий.

При таких обстоятельствах, имеются основания для признания пунктов 1 и 2 статьи 37 Устава Кочевского сельского поселения недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу.

         На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 и 253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Кочевского района Пермского края о признании недействующей и не подлежащей применению частично статьи 37 Устава Кочевского сельского поселения - удовлетворить.

Признать противоречащим федеральному, региональному законодательству и считать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу пункты 1 и 2      статьи 37 Устава Кочевского сельского поселения Пермского края, принятого решением     № 44 от 22 ноября 2010 года Совета депутатов муниципального образования Кочевское сельское поселение.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кочевский районный суд в течение 10 дней с момента его вынесения.

    Судья                                                                                           П.П. Разведченко