Решение о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей



Дело № 2-150/2011                                                                                                                  

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

         22 августа 2011 года                                                                                                    село Кочево

Кочевский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Петровой Л.С.,

при секретаре Сухаревой Е.В.,

с участием помощника прокурора Кочевского района Чугайновой А.А.,

истца Пальшина В.Н.,

ответчика - представителя администрации Кочевского муниципального района Олеховой Г.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кочевского района в интересах Пальшина В.Н. к Правительству Пермского края и администрации Кочевского муниципального района о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кочевского района обратился в суд с иском в интересах Пальшина В.Н. к Правительству Пермского края и администрации Кочевского муниципального района о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Требования обосновал тем, что Пальшин В.Н. является лицом, оставшимся без попечения родителей. Мать Пальшина В.Н., ФИО1, умерла ДД.ММ.ГГГГ Отец Пальшина В.Н., ФИО2, умер ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением главы Кочевского района от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним Пальшиным В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, оставшимся без попечения родителей, учреждена опека ФИО3.

В соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ Пальшин В.Н. обладает статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно актам обследования, а также заключению жилищной комиссии при администрации Кочевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом в д. <адрес>, закрепленный за несовершеннолетним Пальшиным, был признан непригодным для проживания.

Право лиц из числа детей-сирот на внеочередное обеспечение жилыми помещениями закреплено в ч.1 ст. 57 ЖК РФ.

Просит суд обязать администрацию Кочевского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделенных и предусмотренных на эти цели, предоставить Пальшину В.Н. во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение общей площадью не менее 12 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям и на территории Кочевского сельского поселения.

В судебном заседании помощник прокурора Кочевского района Чугайнова А.А. изменила исковые требования, просила суд обязать администрацию Кочевского муниципального района предоставить Пальшину В.Н. за счет средств бюджета Пермского края жилищный сертификат на сумму 277 362 руб.

Истец Пальшин В.Н. также изменил исковые требования - вместо предоставления ему жилого помещения по договору социального найма просил суд выдать ему жилищный сертификат на приобретение жилья.

Ответчик - представитель администрации Кочевского муниципального района Олехова Г.Д. иск признала, суду пояснила, что Пальшин В.Н. состоит в сводном списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа для получения жилищного сертификата. Пакет документов собран и направлен в Министерство. В случае вынесения судом положительного решения, Пальшину В.Н. будет выдан жилищный сертификат.

Представители Правительства Пермского края, Министерства социального развития Пермского края, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края на судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о дне и месте рассмотрения дела, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.

Из возражений на исковое заявление представителя Правительства Пермского края следует, что распоряжением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ -рп Кочевскому муниципальному району было выделено 483,7 тыс. рублей на приобретение жилья для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Правительство Пермского края исполнило свои обязательства в части распределения денежных средств на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на предыдущие и текущий год в полном объеме. Считают, что Правительство по данному делу является ненадлежащим ответчиком.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Пальшин В.Н. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Родители Пальшина В.Н. - ФИО1 и ФИО2 умерли. (л.д. 9-10)

С ДД.ММ.ГГГГ Пальшин В.Н. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на предоставление жилья. (л.д. 18)

Своего жилья Пальшин В.Н. не имеет, проживает временно в доме бывшего опекуна в д. <адрес>.

Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с абз. 2 ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст. 5 указанного Федерального закона, указанные дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов РФ.

Согласно п. 5 «Порядка предоставления выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края № 486-п от 27.07.2009 г. «О пилотном проекте «Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа» право на обеспечение жилыми помещениями в рамках пилотного проекта реализуется путем предоставления выплаты за счет средств бюджета Пермского края - предоставление выплаты лицам в возрасте до 23 лет (включительно) удостоверяется жилищным сертификатом, лицам старше 23 лет осуществляется путем перечисления денежных средств на счета, открытые лицам в кредитных организациях.

Пунктом 3 указанного Порядка предусмотрено, что обеспечение жилым помещением лица осуществляется по выбору лица в соответствии с данным Порядком или в соответствии с Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края № 16-п от 10.087.2006 г.

На основании п. 10 указанного Порядка размер выплаты, предоставляемой лицам за счет средств бюджета Пермского края, определяется исходя из: нормы общей площади жилого помещения в размере 18 кв. метров на одно лицо; средней расчетной стоимости 1 квадратного метра площади жилья по муниципальным районам (городским округам) Пермского края для расчета размера субсидий, предоставляемых гражданам Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений, утверждаемой распоряжением Правительства Пермского края, действующей на дату распределения средств.

Согласно п. 8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края № 16-п от 10.08.2006 г., органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья. Приобретенные жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством. Пунктом 9 указанного Положения предусмотрено, что средства, субсидии, полученные органами местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся в суд.

Согласно постановления главы Кочевского муниципального района № 479 от 11.07.2011 г. «Об утверждении на III квартал 2011 г. средней расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья для расчета размера субвенций, предоставляемых гражданам из бюджета Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений» в Кочевском муниципальном районе установлена средняя расчетная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья в размере 15409 руб.

Пальшин В.Н. желает воспользоваться правом получения жилищного сертификата за счет средств бюджета Пермского края из расчета 18 кв. метров х 15 409 руб. = итого 277 362 путем выдачи жилищного сертификата на приобретение жилого помещения.

Таким образом, получив жилищный сертификат, существенно улучшится право Пальшина В.Н. на жилое помещение путем его приобретения за счет средств бюджета Пермского края на указанные цели, поступающие в бюджет Кочевского муниципального района.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию Кочевского муниципального района выдать Пальшину В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу д. <адрес> за счет средств бюджета Пермского края жилищный сертификат на сумму 277 362 (двести семьдесят семь тысяч триста шестьдесят два) рубля.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кочевский районный суд в течение 10 дней с момента получения полной копии решения.

        Судья                                                                                                          Л.С. Петрова