Дело № 2-32/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 27 января 2011 года с. Кочево Кочевский районный суд Пермского края РФ в составе председательствующего судьи Шилоносовой Т. В., при секретаре Петерсон Л.В., с участием истца помощника прокурора Кочевского района Чугайновой А.А., представителя ответчика Муниципального общеобразовательного учреждения «Большекочинская средняя общеобразовательная школа» Теплоуховой А.И., представителя третьего лица Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Пермскому краю Аверковой П.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кочевского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Большекочинская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности устранить в полном объёме допущенные нарушения и обеспечить оснащение образовательного учреждения необходимой материально-технической базой для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, у с т а н о в и л: Прокурор Кочевского района в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному общеобразовательному учреждению «Большекочинская средняя общеобразовательная школа» (далее по тексту МОУ «Большекочинская СОШ») о возложении обязанности устранить в полном объёме допущенные нарушения и обеспечить оснащение образовательного учреждения необходимой материально-технической базой для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы. В обосновании заявленных требований прокурор Кочевского района указал, что в конце 2009 года и в октябре 2010 года ими проведены проверки исполнения законодательства о военно-патриотическом воспитании молодёжи на территории Кочевского района, которые выявили существенные нарушения при организации работы, направленной на получение гражданами начальных знаний об обороне и о воинской обязанности. По результатам проверки, проведённой в МОУ «Большекочинская СОШ» в конце 2009 года образовательное учреждение было оснащено материально-технической базой, необходимой для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы на 17 %, в связи с чем, директору было направленно представление об устранении нарушений. Контрольная проверка, проведённая в октябре 2010 года, выявила, что оснащённость материально-технической базы осталась на том же уровне и не соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Выделенные денежные суммы на учебные расходы в размере 95 тысяч рублей для пополнения материально-технической базы по преподаванию основ военной службы не расходовались. Отсутствие необходимой учебно- материальной базы нарушает гарантированные федеральным законодательством права учащихся на получение знаний в области военной подготовки в соответствии с государственными стандартами. В судебном заседании помощник прокурора Чугайнова А.А. заявленные требования поддержала в полном объёме, пояснила, что после представлений прокурора допущенные нарушения не устранялись и до настоящего времени учреждение необходимой материально-технической базой для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы не обеспечено. Представитель ответчика Теплоухова А.И. иск признала и пояснила, что школа расположена в четырёх старых зданиях. Преподавателю ОБЖ в августе 2010 года было предложено потратить 40 тыс. рублей для приобретения материально-технической базы, но денежные средства на указанные цели реализованы не были, в связи с тем, что кабинет для занятий ОБЖ оборудовать негде. В первом квартале 2011 года материального -техническая базы для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы будет пополнена. Представитель третьего лица Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Пермскому краю Аверкова П.И. по доверенности, пояснила, что финансирование подготовки граждан к военной службе осуществляется за счёт средств федерального бюджета. В ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» закреплено, что компенсация расходов, понесённых организациями и гражданами в связи с исполнением указанного закона является расходным обязательством РФ, но компенсация расходов, связанных с подготовкой граждан по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего, начального профессионального и среднего профессионального образования не предусматривается. Исковые требования просила оставить на усмотрение суда. Представитель третьего лица Министерства образования Пермского края Рубцова Н.Н. по доверенности в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в их отсутствие, предоставив отзыв. Из отзыва Министерства образования Пермского края следует, что исковое заявление прокурора к МОУ «Большекочинской СОШ» просят оставить без удовлетворения, в связи с тем, что финансирование обеспечения материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы производятся за счёт средств федерального бюджета. В настоящее время денежные средства из федерального бюджета не выделяются. Представитель третьего лица администрации Кочевского муниципального района в судебное заседание не явился, глава администрации А.И. Хомяков просит рассмотреть заявление в отсутствие представителя, предоставил отзыв. Из отзыва администрации Кочевского муниципального района следует, что решение оставляют на усмотрение суда. Суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность гражданина РФ предусматривает, в том числе и обязательную подготовку к военной службе. Согласно статьи 11 указанного закона обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. № 1441 утверждено Положение о подготовке граждан РФ к военной службе, согласно которого, подготовка граждан РФ к военной службе организуется в соответствии с Федеральными законами "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "Об образовании", настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами. Подготовка граждан к военной службе предусматривает обязательную и добровольную подготовку. Финансирование подготовки граждан к военной службе осуществляется за счёт средств федерального бюджета. Согласно пункту 7 статьи 14 Федерального закона от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы. В РФ согласно статьи 7 указанного закона, устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Положением о подготовке граждан РФ к военной службе предусмотрено, что обязательная подготовка граждан к военной службе включает в себя, в том числе получение начальных знаний в области обороны, осуществляемых в государственных, муниципальных или негосударственных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах. Подготовка по основам военной службы предусматривается для граждан мужского пола и проводится в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение последних 2 лет обучения и в учебных пунктах. Во исполнение Постановления Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. № 1441 "Об утверждении Положения о подготовке граждан РФ к военной службе" приказом Министра обороны РФ № 96, Министерства образования и науки РФ № 134 от 24 февраля 2010 утверждена Инструкция об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах. Согласно указанной Инструкции обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования; в рамках дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" - в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования. В образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер). Рекомендуемые нормативы материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы приведены в приложении № 1 к настоящей Инструкции и включают в себя нормативно-правовые документы, учебную литературу, учебно-наглядные пособия и медицинское имущество. В соответствии с п. 11 Инструкции руководители образовательных учреждений, в том числе, организуют обучение граждан в образовательном учреждении начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы и обеспечивают материально-техническое оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы. Следовательно, руководитель образовательного учреждения обязан обеспечить материально-техническое оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы. Как установлено в судебном заседании, учебно-материальная база МОУ «Большекочинская СОШ» включает в себя несколько видов учебной литературы, учебно-наглядных пособий, спортивную площадку с элементами полосы препятствий (л.д.8-9,11), что составляет 40 % от рекомендуемого норматива учебно-материальной базы. После представлений прокурора об устранении допущенных нарушений, мер к устранению нарушений МОУ «Большекочинская СОШ» предпринято не было. Учебно - материальная база для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы не пополняется. Таким образом, исковые требования прокурора к МОУ «Большекочинской СОШ» о возложении обязанности устранить в полном объеме допущенные нарушения и обеспечить оснащение образовательного учреждения необходимой материально-технической базой для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194- 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Кочевского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Большекочинская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности устранить в полном объёме допущенные нарушения и обеспечить оснащение образовательного учреждения необходимой материально-технической базой для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, удовлетворить. Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Большекочинская средняя общеобразовательная школа» устранить в полном объёме допущенные нарушения и обеспечить оснащение образовательного учреждения необходимой материально-технической базой для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кочевский районный суд в течение 10 дней с момента получения полного текста решения. Судья Т.В. Шилоносова