Решение о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-74/2011                                                                                                                         

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 апреля 2011 года                                                                                                               село Кочево

Кочевский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Шилоносовой Т.В.,

при секретаре Петерсон Л.В.,

с участием помощника прокурора Кочевского района Чугайновой А.А.,

истцов Ратеговой Н.М., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Ратегова А.А. и Ратеговой Д.А. и Ратегова А.М.,

представителя ответчика администрации Кочевского муниципального района Утробиной Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кочевского района в интересах Ратеговой Н.Н., Ратегова А.М., Ратегова А.А. и Ратеговой Д.А. к Министерству финансов Пермского края и администрации Кочевского муниципального района о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей,

у с т а н о в и л:

Прокурор Кочевского района обратился в суд с иском в интересах Ратеговой Н.Н., Ратегова А.М., Ратегова А.А. и Ратеговой Д.А. к Министерству финансов Пермского края и администрации Кочевского муниципального района о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Требования мотивировал тем, что Ратегова Н.Н. является лицом из числа детей сирот и оставшимся без попечения родителей. Её мать ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетними Пальшиной Н.Н. (после заключения брака ДД.ММ.ГГГГ присвоена фамилия Ратегова), ФИО4, ФИО5 была учреждена опека ФИО3 Постановлением главы администрации Сепольского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетними было закреплено жилье в д. <адрес>, указанное жилое помещение признано непригодным для проживания. Постановлением главы Кочевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ постановление о закреплении жилья от ДД.ММ.ГГГГ признанно утратившим силу. Постановлениями главы Кочевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ и главы Кочевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ Ратегова Н.Н., Ратегов А.М. и их несовершеннолетние дети были признаны нуждающимися в предоставлении жилого помещения и поставлены на соответствующий учёт. Ратегова Н.Н. была включена в список для предоставления жилья как лицо, оставшееся без попечения родителей.

Ратегова Н.Н., Ратегов А.М. и их несовершеннолетние дети нанимателями жилых помещений по договору социального найма не являются, в собственности жилого помещения не имеют.

В судебном заседании прокурор Чугайнова А.А. требования, изложенные в исковом заявлении поддержала в полном объёме, просила обязать Минфин Пермского края перевести необходимые денежные средства для приобретения жилого помещения для Ратеговой Н.Н. и обязать администрацию района за счёт указанных средств приобрести жилое помещение, и предоставить Ратеговой Н.Н. во внеочередном порядке по договору социального найма, с учетом всех членов её семьи общей площадью не менее 48 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям и на территории Кочевского сельского поселения.

Истец Ратегова Н.Н. исковые требования прокурора поддержала в полном объёме, суду пояснила, что после смерти родителей она приобрела статус из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Её опекуном была назначена ФИО3 Ранее проживала в доме опекуна, в настоящее время проживает с семьей в <адрес> по договору коммерческого найма. Дом родителей в д. <адрес> был признан непригодным для проживания и решением жилищной комиссии администрации района, она была включена в список лиц из числа детей оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ она заключила брак с Ратеговым А.А. Просит предоставить ей жилое помещение, расположенное в <адрес> с учётом членов её семьи. Дополнила, что для защиты своих прав обратилась в прокуратуру Кочевского района.

Истец Ратегов А.А., исковые требования прокурора поддержал в полном объёме, дополнил, что постановлением главы Кочевского сельского поселения он и его дети признаны нуждающимися в жилом помещении.

Представитель ответчика администрации Кочёвского муниципального района Утробина Н.М. иск признала частично, суду пояснила, что в 2005 году постановлением главы района за Пальшиной (Ратеговой) Н.Н. и её братьями было закреплено жилье в д. <адрес> родительский дом. Данный пункт постановления ДД.ММ.ГГГГ был признан утратившим силу в связи с тем, что жильё было признано непригодным для проживания. ДД.ММ.ГГГГ Ратегова Н.Н. поставлена на учёт, как лицо оставшееся без попечения родителей, нуждающееся в предоставлении жилого помещения. Ежегодно, до 01 февраля администрация района направляет в Министерство финансов Пермского края списки лиц из числа детей оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, в список на 2011 год включена Ратегова Н.Н. и при поступлении денежных средств ей будет приобретено жилое помещение, но, не учитывая членов её семьи, так право на обеспечение жилым помещением имеется только у Ратеговой Н.Н., как оставшейся без попечения родителей.

Представители Министерства финансов Пермского края, Правительства Пермского края, Министерства социального развития Пермского края и Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края на судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о дне и месте рассмотрения дела, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.

Из отзыва, направленного представителем Министерства финансов Пермского края следует, что обязанность по предоставлению и финансированию мер социальной поддержки в виде предоставления жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на финансовый орган действующим законодательством не возложена и относится к полномочиям других органов государственной власти края. Кроме того, главным распорядителем средств бюджета Пермского края (субсидий) на предоставление жилья детям-сиротам является Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, следовательно, Министерство финансов Пермского края является ненадлежащим ответчиком. Просят в иске к Министерству финансов Пермского края отказать.

Из отзыва Правительства Пермского края, следует, что с заявленными требованиями прокурора не согласны, в виду того, что для возникновения права на получение жилой площади вне очереди необходимо наличие статуса ребенка-сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей, отсутствие закрепленного жилого помещения и окончание пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания и т.п. Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют полномочия по социальной поддержке детей - сирот, в том числе обеспечение жилой площадью. В бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на указанные цели, которые направляются органам местного самоуправления и расходуются ими по мере поступления средств из федерального бюджета, по использовании предоставляется отчет об использовании. К заявлению не приложены документы, подтверждающие факт отсутствия у Ратеговой Н.Н., её родителей, супруга, детей жилых помещений на праве собственности или пользования. Кроме того, указанные средства распределяются исходя из числа детей-сирот, без учета членов их семей, следовательно, иное приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств и сокращению количества обеспеченных жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Министерство социального развития Пермского края согласно отзыва доводы, изложенные в отзыве Правительства Пермского края поддерживают в полном объеме.

Из отзыва Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края следует, что ежегодно до 01 февраля органы местного самоуправления направляют в Министерство социального развития Пермского края сведения о количестве детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Министерство социального развития распределяет средства и после принятия распоряжения Правительства пермского края Агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству перечисляет целевые средства бюджета Пермского края или средства федерального бюджета на соответствующие счета в целях их перечисления на местные бюджеты. Перечисление субсидий на местные бюджеты осуществляется по мере поступления средств их федерального бюджета. В 2010 г. на основании распоряжения Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ -рп муниципальному образованию «Кочевский муниципальный район» для приобретения жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, были перечислены 351,5 тысяч рублей за счет средств федерального бюджета и 677,19 тысяч рублей за счет средств краевого бюджета.

На основании Постановления № 16-п средства, субсидии, полученные органами местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся в суд. Жилые помещения предоставляются только детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей на одного человека без учета членов семьи, следовательно, возражают в части предоставления Ратеговой Н.Н. жилого помещения с учетом членов её семьи.

Свидетель ФИО6 специалист территории Кочевского сельского поселения пояснил, что в д. <адрес> свободного жилья, отвечающего санитарным и техническим нормам нет, жилищный фонд не формируется, строится только частный сектор.

Выслушав стороны, допросив свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Часть 3 статьи 40 Конституции РФ, предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со статьей 8 Федерального Закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

На основании статьи 5 указанного Федерального закона, указанные дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов РФ.

Статьями 6 и 8 закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29 декабря 2004 года определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

Расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Законом, производятся за счет средств бюджета Пермской области.

Пунктом 1 Постановления Правительства Пермского края от 10 августа 2006 г. № 16-п «Об утверждении положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что средства, передаваемые органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края (далее - органы местного самоуправления) на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, направляются для предоставления выплаты на приобретение жилого помещения и(или) для предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма. Субсидии, передаваемые органам местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, направляются для предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма.

Согласно пункту 8 указанного Положения, площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма.

Норма предоставления жилого помещения на одного члена семьи установлена Постановлением главы Кочевского сельского поселения № 61 от 07 апреля 2011 года в размере 12 кв.м. общей площади (л.д. 106).

Как установлено в судебном заседании Ратегова Н.Н. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Ратеговой Н.Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13), отец умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17).

Постановлением главы администрации Кочевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетними <данные изъяты> учреждена опека ФИО3, за несовершеннолетними сохранена жилая площадь по адресу д. <адрес> (л.д. 15-16).

Постановлением главы Кочевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, пункты 2 и 3 постановления от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении жилья отменены (л.д.21).

Из постановления главы Кочевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Ратегова Н.Н., ФИО4 и ФИО5 поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении (л.д.20) и включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на предоставление жилья.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Из договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что семья Ратеговой Н.Н. проживает по договору коммерческого найма в <адрес> (л.д.22).

Из справки Коми-Пермяцкого окружного филиала Государственного унитарного предприятия «Центр технической инвентаризации Пермского края» от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Ратегова Н.Н. ДД.ММ.ГГГГ не имеет в собственности жилых помещений на территории <адрес> пермского края (л.д.69).

Из уведомлений Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах Ратеговой Н.Н., Ратегова А.Н., Ратегова А.Н. и Ратеговой Д.А. на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества (л.д.61-64).

Из копии заявки об участии в пилотном проекте в 2011 году администрации Кочевского муниципального района направленной Министру социального развития Пермского края, следует, что в список детей-сирот нуждающихся в обеспечении жильем в текущем году включена, в том числе и Ратегова Н.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.70).

Согласно п. 3 ст. 9 Закона Пермского края от 14 июля 2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона (в том числе - детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы) предоставляются с учетом членов их семей. Размер общей площади предоставляемого жилого помещения устанавливается с учетом имеющихся у гражданина (членов его семьи) жилых помещений, принадлежащих ему (им) на праве собственности.

Доводы представителя администрации Кочевского муниципального района, представителей Министерства социального развития Пермского края и Министерства Жилищно-коммунального хозяйства Пермского края о том, что подлежат обеспечению жилым помещением только дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, без учета членов семьи, являются несостоятельными.

В силу ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним супруг, а также дети и родители нанимателя.

Поскольку конкретный порядок обеспечения граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не оговорен, действует общий порядок обеспечения жилыми помещениями нуждающихся лиц.

Принятое во исполнение Закона Пермского края «О мерах по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29 декабря 2004 года постановление Правительства Пермского края от 10 августа 2006 г. № 16-п определяет только порядок распределения и использования средств и не оговаривает права членов семьи указанной категории граждан при предоставлении жилого помещения.

При этом указанный нормативный акт не содержит запрета на предоставление лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения на несколько человек, если к моменту предоставления жилого помещения у них имеются члены семьи, в том числе супруг и дети, нуждающиеся в жилом помещении. Постановлением главы Кочевского сельского поселения супруг и дети Ратеговой Н.Н. признаны нуждающимися в жилом помещении (л.д.23).

При указанных обстоятельствах, суд возлагает на администрацию Кочевского муниципального района обязанность за счет средств бюджета Пермского края, выделенных и предусмотренных на эти цели предоставить Ратеговой Н.Н. на семью из четырёх человек во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение общей площадью не менее 48 кв.м. отвечающее санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям и на территории Кочевского сельского поселения Пермского края, учитывая, что в д. <адрес> находящейся на территории Кочевского сельского поселения не имеется свободного жилья, отвечающего санитарным и техническим требованиям.

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований прокурора в части возложения на Министерство финансов Пермского края обязанности произвести перевод необходимых денежных средств для приобретения органом местного самоуправления жилого помещения и предоставления его по договору социального найма Ратеговой Н.Н. с учётом членов семьи, поскольку постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ -п установлен определенный порядок распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение жилья для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, иного порядка не предусмотрено.

В силу пунктов 2-8 Положения утвержденного постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ -п средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год.

Следовательно, государственные полномочия по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложены на органы местного самоуправления с соблюдением порядка установленного Положением, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года № 16-п. Отсутствие достаточных средств для обеспечения указанной категории граждан жилыми помещениями не освобождает администрацию района, как орган местного самоуправления от исполнения возложенных обязанностей.

На основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ ответчик администрация Кочевского муниципального района освобождена от уплаты государственной пошлины.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Кочевского района в интересах Ратеговой Н.Н., Ратегова А.М., Ратегова А.А. и Ратеговой Д.А. к Министерству финансов Пермского края и администрации Кочевского муниципального района о предоставлении жилого помещения лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, удовлетворить частично.

Возложить на администрацию Кочевского муниципального района обязанность за счёт средств бюджета Пермского края, выделенных и предусмотренных на эти цели предоставить Ратеговой Н.Н. на семью состоящую из четырёх человек во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение общей площадью не менее 48 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям и на территории Кочевского сельского поселения Пермского края, в остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кочевский районный суд в течение 10 дней с момента получения полной копии решения.

          

Судья                                                           Т.В. Шилоносова