Дело № 2-211/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 08 ноября 2011 года с. Кочево Кочевский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Разведченко П.П., при секретаре Петерсон Л.В., с участием истца Ратегова В.С., представителя истца - адвоката Хохлова И.Г., представителя ответчика - начальника отдела военного комиссариата Пермского края по Кочевскому и Косинскому районам Хомякова И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ратегова В.С. к отделу военного комиссариата Пермского края по Кочевскому и Косинскому районам и призывной комиссии о признании права на отсрочку по военной службе, у с т а н о в и л: Ратегов В.С. обратился в суд с иском о признании действия отдела военного комиссариата Пермского края по Кочевскому и Косинскому районам и призывной комиссии не законными, по не предоставлении ему отсрочки. Исковые требования мотивированы тем, что в ДД.ММ.ГГГГ году проходил медкомиссию в Кочевском военном комиссариате, был признан годным к службе в рядах Вооруженных сил РФ. В связи с учебой на очном отделении в Пермском филиале Нижегородской Академии МВД РФ, ему призывной комиссией при военном комиссариате Кочевского района была предоставлена отсрочка от службы в армии на период его обучения включительно до ДД.ММ.ГГГГ. Указанное образовательное учреждение он окончил в ДД.ММ.ГГГГ году, получил на его базе среднее специальное образование, и с ДД.ММ.ГГГГ принят на должность следователя в Свердловский ОВД <адрес>. В ноябре того же года им из Свердловского ОВД <адрес> была взята справка о том, что он принят на должность следователя и работает в данном ОВД в звании лейтенанта. В дальнейшем с целью получения отсрочки от службы в армии им вышеуказанная справка от места работы в органах внутренних дел о наличии у него специального звания и копию Диплома об окончании вышеуказанного учебного заведения была предоставлена в военный комиссариат Кочевского района. Эти документы были приняты, и ему было сообщено, что на основании п/п. «з» п. 1 ст. 24 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» будет предоставлена отсрочка на время службы в органах внутренних дел. В дальнейшем он по семейным обстоятельствам был вынужден в ДД.ММ.ГГГГ году сняться с постоянного регистрационного учета в <адрес>, а также в сентябре ДД.ММ.ГГГГ года снялся с воинского учета в военкомате Кочевского района, для дальнейшей постановки на воинский учет в <адрес> по месту постоянного пребывания. В <адрес> зарегистрироваться жительством не получилось, так как не было жилья, поэтому он был вынужден временно зарегистрироваться в ДД.ММ.ГГГГ году снова в <адрес>. До этого в военном комиссариате <адрес> ему разъяснили, что у него должна быть отсрочка в связи со службой в милиции, также сказали, что он должен находиться на специальном учете по месту службы в ОВД, поэтому на воинский учет вставать не надо. Необходимые сведения по нему в военный комиссариат отправляют кадровые службы милиции. В дальнейшем до ДД.ММ.ГГГГ года он работал в той же должности. Прошел аттестацию в связи с принятым законом «О полиции» и летом ДД.ММ.ГГГГ года переводом был принят на должность сотрудника <данные изъяты>, где и продолжает работать по настоящее время. В <данные изъяты> разъяснили, что необходимо встать на воинский учет. При постановке на воинский учет ему сказали, что законодательство поменялось, что сейчас есть специальный учет сотрудников полиции. Затем ДД.ММ.ГГГГ ему вручили повестку на прохождение медицинской комиссии в связи с призывом на военную службу, потому что с ДД.ММ.ГГГГ в п/п. «з» п. 1 ст. 24 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» были внесены изменения, и сейчас, чтобы иметь отсрочку от призыва сотруднику МВД необходимо иметь высшее профессиональное образование, за исключением тех сотрудников системы МВД, которым ранее до ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена отсрочка на время службы в органах внутренних дел. Так же сообщили, что отсрочка ему не была предоставлена по его вине. В настоящее время он работает в <данные изъяты> имеет специальное звание, летом ДД.ММ.ГГГГ года поступил учиться заочно для получения высшего профессионального образования по юридической специальности. В случае призыва он, согласно закону «О полиции» будет уволен со службы без права на восстановление, потеряет работу, учебу из-за незаконных действий сотрудников военкомата и призывной комиссии, так как в ДД.ММ.ГГГГ году ему своевременно не была предоставлена отсрочка, что является нарушением его права на предоставление отсрочки. Просил суд признать незаконными в отношении него действия отдела военного комиссариата Пермского края по Кочевскому и Косинскому районам и призывной комиссии о понуждении прохождения медицинского освидетельствования ранее срока начала призыва на военную службу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в соответствии со ст. 25 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» (в редакции 2011 г.), не предоставлении ему в 2008 году отсрочки от призыва на военную службу по п/п. «з» п. 1 ст. 24 Закона РФ «О Воинской обязанности и военной службе» (в редакции изменений и дополнений от 06.07.2006 г., вступивших в силу с 01.01.2008 г.). В судебном заседании истец Ратегов В.С. свои исковые требования поддержал в полном объеме, по вышеизложенным обстоятельствам и просил суд признать за ним право на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с п/п. «з» п. 1 ст. 24 Закона РФ «О Воинской обязанности и военной службе» (в редакции изменений и дополнений от 06.07.2006 г., вступивших в силу с 01.01.2008 г.) с ноября 2008 года, на время службы в органах МВД РФ и до исчезновения её оснований с учетом положения ст. 2 и 3 Федерального Закона РФ «О внесении изменения в ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 17.12.2009 года. Представитель истца Хохлов И.Г. исковые требования доверителя поддержал в полном объеме по вышеуказанным обстоятельствам, и, кроме этого, просил суд приостановить на время рассмотрения гражданского дела по данному иску и до вступления по нему решения суда в законную силу в отношении Ратегова В.С. со стороны военного комиссариата Кочевского и Косинского районов и призывной комиссии при данном военкомате все призывные мероприятия (в том числе связанные с необходимостью явки на медицинское освидетельствование). Представитель ответчика, начальник отдела военного комиссариата Пермского края по Кочевскому и Косинскому районам Хомяков И.Н. иск не признал, просил суд отказать в удовлетворении иска в полном объеме по следующим основаниям. Отсрочку от призыва гражданину предоставляет призывная комиссия соответствующего района, на территории которой зарегистрирован призывник и обязан состоять на воинском учете по месту своего жительства, а граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев, - по месту их пребывания в соответствующем военном комиссариате. В соответствии с решением призывной комиссии Кочевского района от ДД.ММ.ГГГГ, протокол № Ратегову В.С. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на время обучения до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с подп. «а» п. 2 ст. 24 Федерального Закона «О воинской обязанности и воинской службе». На основании ст. 26 ФЗ-53 призывные комиссии, создаются в муниципальных районах, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, этим решением призывная комиссия Кочевского района осенью 2008 года работала с 01 октября по ДД.ММ.ГГГГ, соответственно ДД.ММ.ГГГГ прекратила свою работу, и книга протоколов призывной комиссии была закрыта. В связи с этим призывник не мог быть вызван в 2008 году на призывную комиссию по истечении срока отсрочки, предоставленной ему ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истец снялся с места воинского учета для дальнейшей постановки на воинский учет в военном комиссариате Индустриального и <адрес>, что подтверждает его заявление о снятии с воинского учета, штамп о снятии с воинского учета в удостоверении гражданина подлежащего призыву и отметка в учетно-алфавитной книге. На учете в военном комиссариате <адрес> истец не состоял. Вновь на воинский учет он встал в отделе военного комиссариата Пермского края по Кочевскому и Косинскому районам ДД.ММ.ГГГГ, соответственно никакая призывная комиссия отсрочки истцу предоставить в период с ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ предоставить не могла. Записей о предоставлении такой отсрочки в личном деле после ДД.ММ.ГГГГ не имеется. На основании ст. 10 Федерального закона «О воинской обязанности и воинской службе» призывник обязан явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, на основании под. п. «д» п. 50 постановления Правительства РФ от 27 ноября 2006 года № 719 "Об утверждении Положения о воинском учете" призывник обязан встать на воинский учет в 2-недельный срок по прибытии на новое место жительства, место пребывания, на основании п. 53 граждане, подлежащие призыву на военную службу, для постановки на воинский учет и снятия с воинского учета обязаны лично являться в военные комиссариаты. Все вышеуказанные нормы законодательства гражданином Ратеговым В.С. были нарушены. Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, поступившим на службу: в органы внутренних дел, государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них высшего профессионального образования и специальных званий - на время службы в этих органах и учреждениях. Ратегов В.С. на сегодняшний день имеет среднее специальное образование и обучается заочно, получая высшее образование. В соответствии с действующими нормами закона истец не имеет права на отсрочку от призыва, так как у него нет высшего специального образования. В соответствии со ст. 2 Закона № 312-ФЗ от 17.12.2009 года «О внесении изменения в статью 24 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе» - было установлено, что граждане, которым была предоставлена отсрочка, от призыва на военную службу к соответствии с подпунктом "3" пункта 1 статьи 24 Федеральною закона от 28 марта года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" до 1 января 2010 года, пользуются указанной отсрочкой до истечения срока её действия или до исчезновения её оснований. Такая отсрочка истцу до настоящего времени не представлялась и, на сегодняшний день у призывной комиссии в силу прямого указания закона, нет оснований для предоставления истцу отсрочки. Сами требования истца о незаконности в отношении него действий военного комиссариата Кочевского и Косинского районов и призывной комиссии при данном военкомате по обязанности явиться не медицинское освидетельствование ранее срока начала призыва на военную службу не обоснованы самим моментом призыва. Из смысла ст. 5.1 и ее названия «Медицинское освидетельствование и медицинское обследование граждан в связи с исполнением воинской обязанности или поступлением на военную службу по контракту» следует, что само по себе медицинское освидетельствование может быть проведено и вне рамок призыва то есть ранее сроков призыва. В соответствии с п. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Считаю, что по требованиям о признании бездействия военного комиссариата Кочевского и Косинского районов в отношении истца о не предоставлении ему отсрочки у истца истекли сроки исковой давности. В соответствии с приказом военного комиссара Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № военный комиссариат Кочевского и Косинского районов реорганизован в форме присоединения к военному комиссариату Пермского края и прекратил свое существование с ДД.ММ.ГГГГ. Соответственно отдел военного комиссариата Пермского края по Кочевскому и Косинскому районам является ненадлежащим ответчиком в данном деле. Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ст. 1. Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» № 53-ФЗ от 28 марта 1998 года воинская обязанность граждан РФ предусматривает: воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. Согласно Указу Президента РФ 6 февраля 2008 года № 138 для целей упорядочения предоставления гражданам Российской Федерации отсрочки от призыва на военную службу и в связи с сокращением срока военной службы по призыву установлено, что за гражданами, которым до 01 января 2008 года была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании Указов Президента РФ, признаваемых утратившими силу настоящим Указом, сохраняется право на такую отсрочку до истечения срока её действия или до исчезновения основания её предоставления. В соответствии со ст. 2 Закона № 312-ФЗ от 17 декабря 2009 года «О внесении изменения в статью 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» - было установлено, что граждане, которым была предоставлена отсрочка, от призыва на военную службу в соответствии с подпунктом "3" пункта 1 статьи 24 Федеральною закона от 28 марта года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" до 01 января 2010 года, пользуются указанной отсрочкой до истечения срока её действия или до исчезновения её оснований. В соответствии с п.п. «3» п. 1 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» № 53-ФЗ от 28 марта 1998 года (в ред. Федерального закона № 104-ФЗ от 06.07.2006 г.), отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, поступившим на службу в органы внутренних дел, государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы РФ непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них высшего профессионального образования и специальных званий - на время службы в этих органах и учреждениях. Как установлено в судебном заседании отсрочка Ратегову В.С. была предоставлена на период его обучения на очном отделении в Пермском филиале Нижегородской академии МВД РФ и действительна до истечения срока её действия или до исчезновения основания её предоставления. Ратегов В.С. еще в период обучения был принят на службу в органы внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ, о чем предоставил справку УВД <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № ОК в военный комиссариат, в связи с чем, до истечения отсрочки на период обучения, военный комиссариат был обязан поставить данный вопрос на призывной комиссии осеннего призыва 2008 года, однако по неизвестной причине, данный вопрос призывной комиссией не был рассмотрен. В соответствие с п. 37 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2006 г. № 719 (в ред. от 16.04.2008 г. № 277) - «Руководители соответствующих органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ представляют ежегодно, до 1 октября, в военные комиссариаты по месту жительства призывников документы, подтверждающие прохождение ими службы в этих органах, а также обучение в образовательных учреждениях указанных органов». Из объяснений истца и представленных документов следует, что в настоящее время он имеет среднее специальное образование и специальное звание, не прекращал работы в ОВД, обучается заочно, получает высшее профессиональное образование по юридической специальности и должен состоять на специальном учете, что следует из п. 36 вышеуказанного Положения. Согласно п. 1 ст. 4 ГК РФ, действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Как следует из п/п. «з» п. 1 ст. 24 Федерального закона от 06.07.2006 г. за № 104-ФЗ: - «Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них специальных званий - на время службы в этих органах и учреждениях». Ст. 5 вышеуказанного Закона установлено, что граждане, которые были освобождены от призыва на военную службу или которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии со статьями 23 и 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" до 1 января 2008 года, пользуются указанными освобождениями и отсрочками до истечения срока их действия или до исчезновения их оснований. Таким образом, в соответствии действующего на время поступления на службу в ОВД Ратегов В.С. в соответствии с законодательством РФ имел и имеет право в настоящее время на отсрочку от призыва на военную службу, так как он поступил на службу во время его обучения, продолжает работать и не прерывал службу в органах внутренних дел. В остальной части иска о явке в военный комиссариат для прохождения медицинской комиссии, суд считает необходимым в удовлетворении отказать, так как данные вопросы подлежат урегулированию между военным комиссариатом и руководством ОВД, в котором проходит службу Ратегов В.С. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Ратегова В.С. к отделу военного комиссариата Пермского края по Кочевскому и Косинскому районам и призывной комиссии - удовлетворить частично. Признать за Ратеговым В.С. право на предоставление отсрочки по призыву на службу в вооруженные силы России на время службы в органах МВД России и обязать отдел военного комиссариата Пермского края по Кочевскому и Косинскому районам и призывную комиссию указанных районов в течение десяти дней со дня вступления решения в законную силу предоставить Ратегову В.С. отсрочку от призыва на службу в вооруженные силы России на время службы в органах МВД России. В остальной части исковых требований Ратегову В.С. в удовлетворении отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кочевский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения решения судом в окончательной форме. Судья Кочевского районного суда П.П. Разведченко