Дело № 2-13/2012 <данные изъяты> 19 января 2012 года с. Кочево Кочевский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Разведченко П.П., при секретаре Мясниковой Н.Н., с участием истца - прокурора Павловой О.М. и истца - Норматовой Е.В., представителя ответчика Муниципального учреждения «Кочевская центральная районная больница» - Меркушевой Л.Н. и Тетерлевой В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кочевского района в интересах Норматовой Е.В. к Муниципальному учреждению «Кочевская центральная районная больница» о взыскании 3400 рублей, у с т а н о в и л: Прокурор Кочевского района обратилась в суд с иском в интересах Норматовой Е.В. к Муниципальному учреждению «Кочевская центральная районная больница» (далее по тексту МУ «Кочевская ЦРБ») о взыскании 3400 рублей, которые были не уплачены ответчиком в октябре 2011 года к заработной плате, в виде стимулирующей надбавки. В судебном заседании прокурор Павлова О.М. исковые требования поддержала в полном объеме и пояснила, что в прокуратуру Кочевского района обратилась гражданка Норматова Е.В. в связи с тем, что её, частично, лишили стимулирующей надбавки к заработной плате за октябрь 2011 года, как врача-педиатра участкового, за аборт, проведенной женщиной с её участка, имеющей ребенка возрастом до 1,5 лет. В ходе проверки, проведенной прокуратурой района, установлено, что приказом главного врача от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении критериев оценки эффективности работы врача-педиатра участкового», в соответствии с приложением к приказу, одним из критериев является обращение по поводу прерывания беременности (выкидыш) женщин, имеющих детей в возрасте до 1,5 лет. Прокуратура района считает, что данный критерий оценки деятельности участковой педиатрической службы является незаконным и противоречит федеральному законодательству. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19 апреля 2007 года № 283 утверждены критерии оценки эффективности работы врача-педиатра участкового. Данный перечень критериев не является исчерпывающим и носит рекомендательный характер, однако пунктом 5 предусмотрено, что при необходимости, в учреждениях здравоохранения могут использоваться иные дополнительные критерии оценки эффективности работы врача-педиатра участкового. Критерий, был определен приказом главного врача № 136, не соответствует п. 1 критериям, установленным Приказом № 283 от 19.04.2007 г., где указано, что основной целью введения критериев является анализ работы на педиатрическом участке для улучшения качества оказания медицинской помощи прикрепленному контингенту и мониторинга состояния здоровья детей. Таким образом, из смысла этого документа считает, что речь идет только о детях, а не о совершеннолетних женщинах. Поэтому вопросы обращения женщин по поводу прерывания беременности относятся к компетенции врачей-гинекологов, но никак не к педиатрической службе. Во исполнение данного приказа комиссией, созданной в больнице для оценки эффективности работы врачей-педиатров и медицинских сестер врачей педиатров участковых, принято решение протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ о снижении надбавки к заработной плате врачу-педиатру участковому Норматовой Е.В. Главным врачом МУ «Кочевская ЦРБ» на основании вышеуказанного решения комиссии был издан соответствующий приказ №-а от ДД.ММ.ГГГГ. Прокуратурой по выявленным нарушениям законодательства, главному врачу МУ «Кочевская ЦРБ» был направлен протест, с требованием исключения п. 6 из приложения № к приказу № от ДД.ММ.ГГГГ «Критериев оценки эффективности работы врача-педиатра участкового», в связи с его противоречием федеральному законодательству. В связи с чем, признания незаконным решения комиссии за 2011 год, в части снижения надбавки к заработной плате врачам-педиатрам и медицинским сестрам участковым, и отмены в соответствующей части приказов по снижению размера выплат. Администрацией МУ «Кочевская ЦРБ» в удовлетворении требований прокурора было отказано, поэтому от врача-педиатра участкового Норматовой Е.В. в прокуратуру района поступило заявление об оказании помощи по защите её прав в судебном порядке. По мнению прокурора, администрацией МУ «Кочевская ЦРБ» были нарушены трудовые права Норматовой Е.В., так как трудовыми соглашениями и должностной инструкцией обязанности по предупреждению абортов врачу-педиатру не вменялись, поэтому просила суд взыскать с МУ «Кочевская ЦРБ» в пользу Норматовой Е.В. 3400 рублей, которые не были уплачены в виде стимулирующей надбавки за октябрь 2011 года. Истец Норматова Е.В. исковые требования поддержала в полном объеме и пояснила, что она профилактическую работу с беременными женщинами и матерьми проводила и проводит. Предупредить беременность и обращение этих женщин по поводу аборта она возможности не имеет и это не входит в её функциональные обязанности, так как она работает с детьми до наступления у них 18-летнего возраста. Просила суд взыскать в её пользу 3400 рублей, которые были удержаны из размера стимулирующей надбавки к заработной плате за октябрь 2011 года. Представитель МУ «Кочевская ЦРБ» Меркушева Л.Н., исковые требования не признала и суду дала следующие пояснения. На основании приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19 апреля 2007 года за № 283, утвердившем критерии оценки эффективности работы врача-педиатра участкового, пунктом 5 предусмотрено, что при необходимости в учреждениях здравоохранения могут использоваться иные, дополнительные критерии оценки эффективности работы врача-педиатра участкового, главным врачом МУ «Кочевская ЦРБ» был издан приказ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении критериев оценки эффективности работы врача педиатра участкового». Врач-педиатр участковый Норматова Е.В. с данным приказом была ознакомлена. На основании протокола № от ДД.ММ.ГГГГ «Об оценке эффективности работы врачей педиатров участковых и медицинских сестер участковых педиатров за октябрь месяц» Норматова Е.В. не выполнила работу по предупреждению беременности у женщины, имеющей ребенка до 1,5 лет, по критерию «Обращения по поводу прерывания беременности (выкидыш) женщин имеющих детей до 1,5 лет», оплата стимулирующей надбавки произведена в размере 80%. В соответствии с приложением № к приказу №-а от ДД.ММ.ГГГГ врачу-педиатру участковому Норматовой Е.В. за октябрь 2011 года стимулирующая надбавка была выплачена в размере 80%, с которым она была ознакомлена, о чем имеется её подпись. Считает, что нарушений трудового законодательства не имеется. Приказ главного врача МУ «Кочевская ЦРБ» №/а от ДД.ММ.ГГГГ «О денежных выплатах врачам-педиатрам участковым и медицинским сестрам врачей-педиатров участковых» был издан в соответствии с законом. Все специалисты с приказом ознакомлены. Дополнительными трудовыми соглашениями с врачами-педиатрами участковыми предусмотрена обязанность, о ведение профилактической работы, что подразумевает и предупреждение нежелательной беременности у женщин, имеющих детей возрастом до 1,5 лет. Просила суд в удовлетворении исковых требований прокурора Кочевского района отказать. Представитель ответчика - Тетерлева В.Н. исковые требования не признала и пояснила, что приказ главным врачом МУ «Кочевская ЦРБ» был издан в соответствии с действующим законодательством и, по её мнению, оснований для удовлетворения иска не имеется. Заслушав мнение сторон, допросив свидетелей и изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Свидетели ФИО1 и ФИО2 показали, что они работают в должности врача педиатра участкового и в их обязанности не вменено предупреждение нежелательной беременности у женщин, имеющих детей возрастом до 1,5 лет. Профилактическая работа ими проводится, они направляют женщин в женскую консультацию, когда проводят патронаж, но наступление беременности у женщин от них не зависит. Как следует из пояснений сторон и следует из материалов дела, приказом от ДД.ММ.ГГГГ № «О переводе работника на другую постоянную работу» Норматова Е.В. переведена на амбулаторно-поликлиническую помощь, врачом-педиатром участковым с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13). Согласно ч. 1 ст. 37 Конституции РФ конституционный принцип свободы труда, включая право на труд, предполагает свободное распоряжение гражданином своими способностями к труду, свободный выбор рода деятельности и профессии. Этим обусловлена и свобода трудового договора для гражданина, который вправе: заключить трудовой договор или отказаться от его заключения; выбирать, с каким работодателем им будет заключен трудовой договор; участвовать в согласовании с работодателем условий трудового договора; расторгнуть трудовой договор. Согласно ст. 15 ТК РФ, трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены критерии оценки эффективности работы врача-педиатра участкового. Пунктом 5 закреплено положение, что при необходимости в учреждениях здравоохранения могут использоваться иные дополнительные критерии оценки эффективности работы врача-педиатра участкового. Согласно методической рекомендации, согласованной Министром здравоохранения Пермского края и Пермским краевым фондом обязательного медицинского страхования, трудовые отношения между работниками и учреждениями здравоохранения по выполнению дополнительного объема работы в связи с выполнением государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи должны оформляться путем заключения дополнительных соглашений к трудовым договорам в письменной форме. Кроме того, рекомендовано осуществление ежемесячного подведения итогов за отчетный период и оценка выполненного объема работы, его качества, комиссией учреждения по утвержденным показателям с последующим стимулированием работника. В приложении к указанным методическим рекомендациям установлены обязанности по выполнению дополнительного объема работы, возложенные на врача-педиатра участкового в пределах установленной ему законодательством продолжительности рабочего времени. Обязанностей по предупреждению беременности и тем более абортов и выкидышей - данной рекомендацией не предусмотрено (л.д. 7-8). По выполнению дополнительного объема работы с Норматовой Е.В. заключено дополнительное соглашение к трудовому договору об увеличении объема работы выполняемой врачом-педиатром участковым от ДД.ММ.ГГГГ № по оказанию первичной медико-санитарной помощи на малокомплектных участках (л.д.14). В МУ «Кочевская ЦРБ» в соответствии вышеуказанным рекомендациям посредством локальных нормативных актов создана система контроля и оценки по выполнению медицинскими работниками дополнительного объема работы и ее стимулирования в виде надбавок к заработной плате. Приказом главного врача МУ «Кочевская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении критериев оценки эффективности работы врача-педиатра участкового» утвержден перечень показателей, по которым производится оценка выполнения плана дополнительного объема работы врача-педиатра участкового. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № администрацией муниципального учреждения под пунктом 6 введен дополнительный критерий оценки эффективности работы врача-педиатра участкового: «Обращения по поводу прерывания беременности (выкидыш) женщин имеющих детей до 1,5 лет». В соответствии указанного пункта, решением комиссии МУ «Кочевская ЦРБ» по оценке эффективности работы врачей-педиатров участковых и медицинских сестер врачей-педиатров участковых от ДД.ММ.ГГГГ № установлен снижающий процент за выполнения плана дополнительного объема работы врачу-педиатру участковому Норматовой Е.В. При этом решение комиссии конкретно не мотивировано, как в самом тексте решении, так и в протоколе заседания. Главным врачом МУ «Кочевская ЦРБ» на основании решения комиссии издан соответствующий приказ за №-а от ДД.ММ.ГГГГ, которым снижен размер стимулирующей надбавки к заработной плате врачу-педиатру участкового Норматовой Е.В. за октябрь 2011 года. Таким образом, суд считает, что приказ главного врача МУ «Кочевская ЦРБ» №-а от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Норматовой Е.В. является необоснованным, а не выплата стимулирующей надбавки к заработной плате - незаконной, так как ведение профилактической работы по предупреждению нежелательной беременности среди женщин врачом педиатром и обращение женщин в медучреждение с абортом, являются не совместимыми, не взаимосвязанными и не имеющими отношения к педиатрии понятиями. Исходя из вышеизложенного, суд находит иск подлежащим удовлетворению. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Согласно п/п. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ государственная пошлина при цене иска до 20000 рублей взимается в размере не менее 400 рублей. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск прокурора Кочевского района - удовлетворить. Взыскать с Муниципального учреждения «Кочевская центральная районная больница» в пользу Норматовой Е.В. 3400 (Три тысячи четыреста) рублей в счет возмещения не уплаченной заработной платы. Взыскать с Муниципального учреждения «Кочевская центральная районная больница» в доход бюджета муниципального районного образования государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кочевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Дата вынесения решения в окончательной форме 24 января 2012 года. <данные изъяты> <данные изъяты> Судья Кочевского районного суда П.П. Разведченко <данные изъяты>а