Дело № 2-21/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации24 марта 2010 года с. Кочево
Кочевский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего федерального судьи Разведченко П.П.,
при секретаре Мининой О.В.,
с участием представителя истца - прокурора Кочевского района помощника прокурора Чугайновой А.А.,
истицы - Мазеиной Юлии Ивановны,
представителей ответчиков: муниципального учреждения «Кочевская центральная районная больница» - Макарова Григория Владимировича и Геращенкова Александра Павловича; Министерства финансов РФ - Аверковой Полины Ивановны;
представители ответчиков: Пермского краевого фонда обязательного медицинского страхования - Гончар Евгения Александровна и Федерального фонда обязательного медицинского страхования - Пустовалов Анатолий Николаевич - не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кочевского района в интересах Мазеиной Юлии Ивановны к муниципальному учреждению «Кочевская центральная районная больница», Пермскому краевому фонду обязательного медицинского страхования, Министерству финансов РФ и Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (далее по тексту - МУ «Кочевская ЦРБ, ПКФОМС, МФ РФ и ФФОМС) о взыскании с работодателя за счет средств бюджета Пермского краевого фонда обязательного медицинского страхования суммы доплат в размере 174 672,10 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кочевского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах Мазеиной Ю.И. к МУ «Кочевская ЦРБ» и ПКФОМС о взыскании с работодателя за счет средств бюджета ПКФОМС суммы доплат в размере 174 672,095 рублей.
В обоснование иска прокурор указал, что Мазеина Ю.И. обратилась в прокуратуру района с просьбой помочь взыскать задолженность по выплатам за выполнение функций участкового врача-педиатра в период с марта 2006 года по 31 декабря 2008 года.
В соответствии с записями в трудовой книжке Мазеиной Ю.И., она принята на работу в МУ «Кочевская ЦРБ» врачом-педиатром с Дата обезличена года, участковым врачом-педиатром с Дата обезличена года.
Начиная с Дата обезличена года, ежегодно по 2009 год работодатель заключал с Мазеиной Ю.И. дополнительные соглашения к трудовому договору об увеличении объема работы, выполняемой врачом-педиатром участковым. В соответствии с п. 3 названных соглашений в 2006, 2007 и 2008 годах за выполнение дополнительной работы, работнику устанавливалась надбавка стимулирующего характера к заработной плате в размере 12000 рублей с учетом районного коэффициента. С января 2009 года согласно п. 3 соглашения размер стимулирующих выплат увеличен до 17000 рублей с учетом районного коэффициента и северной надбавки за стаж работы в районе, приравненном к районам Крайнего Севера.
Федеральным законом от 25 декабря 2005 г. № 171-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" предусмотрено финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на 2006 год на оказание учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами- терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами) и их медицинскими сестрами по тарифам, утверждаемым Фондом, которые является расходным обязательством Российской Федерации на 2006 год.
Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 851 разработан и утвержден Порядок финансового обеспечения расходов и учета средств на выполнение в 2006 году учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта РФ), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.
На 2007 год Правила предоставления субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания на оказание дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-педиатрами участковыми..., утверждены постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2006 года № 825, на 2008 год - постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2007 года № 864.
В соответствии с названными нормативными правовыми актами указанные денежные выплаты предоставляются в виде субвенций бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования в размере 10000 рублей в месяц для врача-педиатра участкового и 5000 рублей в месяц для медицинской сестры участковой врача-педиатра участкового. .. Субвенции включают средства на уплату единого социального налога, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Указанные денежные выплаты в районах и местностях, в которых решениями соответствующих органов власти установлены коэффициенты за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных и других местностях с тяжелыми климатическими условиями, осуществляются с применением районных коэффициентов (ст. 316 Трудового кодекса РФ).
Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2008 года № 1087 утверждены Правила предоставления субвенций на оказание дополнительной медицинской помощи врачами- педиатрами участковыми. .. на 2009 год. В отличие от Правил предоставления данных выплат в 2006, 2007, 2008 годах в 2009 году они должны выплачиваться не только с учетом районного коэффициента, но и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах, приравненных к районам Крайнего Севера.
Вместе с тем, согласно ст. ст. 315, 316, 317 ТК РФ, ст. ст. 10,11 Федерального закона № 4520-1 от 19.02.93г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Процентная надбавка к заработной плате выплачивается лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за стаж работы в данных районах или местностях.
Размер процентных надбавок к заработной плате определен Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" и от 26 сентября 1967 года "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" и составляет: в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - 10% по истечении первого года работы, с увеличением на 10% за каждый последующий год работы при максимуме надбавок 50% заработка.
Прокурор считает, что по смыслу ст. 129 ТК РФ надбавки за выполнение функций участкового врача-педиатра являются частью заработной платы работника, поскольку осуществляются в рамках трудовых отношений за выполнение дополнительных обязанностей в пределах установленной работнику законодательством продолжительности рабочего времени. Следовательно, надбавки должны были выплачиваться работникам, проживающим в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, с учетом соответствующей процентной надбавки, за стаж работы, начиная с января 2006 года.
Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 года Кочевский район Коми-Пермяцкого автономного округа с 01 июля 1992 года отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. На его территории установлен районный коэффициент в размере 1,2.
В нарушение норм федерального законодательства Мазеиной Ю.И., выполнявшей функции участкового врача-педиатра с марта 2006 года по декабрь 2008 года (включительно), рассматриваемые выплаты производились без учета процентной надбавки в размере 50% за работу в районе, приравненном к районам Крайнего Севера.
Согласно ст. 22 ТК РФ обязанность по выплате заработной платы работникам лежит на работодателе. В данном случае работодателем является МУ « Кочевская ЦРБ». В соответствии с Порядком финансового обеспечения государственного задания на оказание дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-педиатрами участковыми (за 2006, 2007, 2008, 2009 годы) учреждению здравоохранения необходимые суммы передаются из бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, в данном случае из ПКФОМС.
Исходя из справки, выданной бухгалтерией МУ «Кочевская ЦРБ» перед Мазеиной Ю.И. имеется задолженность по выплатам процентных надбавок за стаж работы в районе, приравненном к районам Крайнего Севера, (с учетом недополученной суммы отпускных) в размере 174672,095 рублей из которой: 136226,425 рублей сумма задолженности по стимулирующим надбавкам и 38 445,67 рублей - сумма отпускных.
Определением судебного заседания от Дата обезличена года по ходатайству стороны ответчика в качестве соответчиков были привлечены: Министерство финансов РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее по тексту: МФ РФ и ФФОМС).
В судебном заседании помощник прокурора Чугайнова А.А. исковые требования прокурора Кочевского района поддержала в полном объеме по основаниям указанным в исковом заявлении, которые приведены выше.
Истец Мазеина Ю.И. исковые требования прокурора поддержала и суду пояснила, что работает в МУ «Кочевская ЦРБ» участковым врачом-педиатром с Дата обезличена года. По вознаграждению за выполнение функций участкового врача-педиатра на основании соглашений, с первого марта 2006 за выполнение дополнительной работы, ей установили надбавку стимулирующего характера к заработной плате в размере 12000 рублей с учетом районного коэффициента, за выполнение дополнительной работы функций участкового врача-педиатра.
Однако за 2006 - 2008 годы, 50-процентная надбавка на данное вознаграждение, за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не начислялась и не выплачивалась. Считает, что её трудовые права по оплате были нарушены, так как с 2009 года выплату 50-процентной надбавки стали производить. Такое же положение было с учителями, которым произвели доплату за предыдущие годы, начиная с 2006 года. Неоднократно обращалась в те годы за разъяснениями к руководству больницы и по профсоюзной линии, но от Правительства края поступали ответы, что 50-процентная надбавка не предусмотрена. Учитывая эти обстоятельства, просила суд взыскать в её пользу невыплаченную 50-процентную надбавку в размере 174 672 рубля 10 копеек.
Представители ответчика МУ «Кочевская ЦРБ» - Макаров Г.В. и Геращенков А.П. иск не признали и пояснили, что на выплату процентной надбавки средства из бюджета ПКФОМС не поступали. Министерством здравоохранения края и краевым ФОМС были даны соответствующие разъяснения, что северная надбавка на данную выплату не производиться. Процентную надбавку начали начислять и выплачивать только с 01 января 2009 года, поскольку именно с этого периода начисление северной надбавки на вознаграждение предусмотрено постановлением Правительства РФ.
Представитель соответчика ПКФОМС Гончар Е.А. исковые требования во всех заседаниях не признала и пояснила, что начисление и выплата северной надбавки на выплату стимулирующего характера в 2006 - 2008 годах постановлениями Правительства РФ предусмотрены не были на всей территории России. Все расчеты по запросам, направляемым краевым Фондом в ФФОМС производились в соответствии с методикой распределения субвенций на эти цели, утвержденной постановлениями Правительства РФ: от 30 декабря 2005 года № 851, от 28 декабря 2006 года № 825 и от 12 декабря 2007 года № 864. В методике проведения расчетов выплата Северной процентной надбавки, кроме районного коэффициента, не была в 2006 - 2008 годах предусмотрена. Просила суд в удовлетворении иска отказать.
Представитель МФ РФ Аверкова П.И., исковые требования не признала и пояснила, что МФ РФ является ненадлежащими ответчиками по делу, тогда как надлежащими ответчиками по денному иску следует считать МУ «Кочевская ЦРБ», как работодатель, а также ФФОМС и Пермский КФОМС, как распорядителей бюджетных средств. Именно на эти бюджетные учреждения, в соответствии с п. 7 Устава, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.07.1998г. № 857 «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования» возложена обязанность по надлежащему финансированию и осуществлению контроля над использованием денежных средств. Кроме того считает, что истицей пропущен срок исковой давности по требованиям 2006 года, что является основанием для вынесения судом решения об отказе в удовлетворении иска. Просила суд отказать Мазеиной Ю.И. в удовлетворении исковых требований к МФ РФ в полном объеме и при вынесении решения применить срок исковой давности.
Из отзыва представителя Федерального фонда обязательного медицинского страхования - Пустовалова А.Н. следует, что в рамках реализации национального проекта «Здоровье» ежегодно принимаются федеральные законы, постановления Правительства РФ и иные нормативные правовые акты, в соответствии с которыми осуществляется финансирование государственного задания и оформляются трудовые отношения между врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики и учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь. Постановлениями Правительства РФ от 30.12.2005 года № 851, от 26.12.2006 года № 825, от 12.12.2007 года № 864, принятыми на соответствующий год предусмотрен порядок финансового обеспечения государственного задания за счет субвенций, представленных ФФОМС из федерального бюджета и носящих строго целевой характер.
Согласно ст. 10 Федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» финансовое обеспечение выполняемого в соответствии с программами государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2008 год и на 2009 год государственного задания на оказание дополнительной медицинской помощи является расходными обязательствами РФ; полномочие РФ по финансовому обеспечению этого государственного задания передано для его осуществления органам государственной власти субъектов РФ. ФФОМС не состоит в трудовых отношениях с истицей, и по этому, по их мнению, не наделен полномочиями по оплате, предъявленных к взысканию выплат стимулирующего характера и отпускных доплат, связанных с увеличением среднего заработка работника и возникших в рамках трудовых отношений при выполнении дополнительных обязанностей. Финансовые средства ФОМС перечислялись своевременно и в полном объеме, отчеты об исполнении бюджета утверждены соответствующими Федеральными законами «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования».
Выслушав объяснения и мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Мазеина Ю.И. состоит в трудовых отношениях с МУ «Кочевская ЦРБ» с Дата обезличена года. Начиная с Дата обезличена года, она работает участковым врачом-педиатром. С Дата обезличена года ежегодно по 2009 год между работодателем МУ «Кочевская ЦРБ» и Мазеиной Ю.И. заключались дополнительные соглашения к трудовому договору, об увеличении объема работы выполняемой врачом-педиатром участковым. За выполнение данной работы устанавливалась надбавка стимулирующего характера к заработной плате в размере 10000 рублей, а с учетом районного коэффициента 20% - 12000 рублей. С января 2009 года размер стимулирующих выплат увеличен до 17000 рублей с учетом районного коэффициента и 50-процентной северной надбавки за стаж работы в районе, приравненном к районам Крайнего Севера.
Выплата данной 50-процентной надбавки за стаж работы в районе, приравненном к районам Крайнего Севера, предусмотрена Методикой распределения субсидий утвержденной постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2008 года № 1087.
В Методиках распределения субсидий утвержденной постановлениями Правительства РФ от 30.12.2005 года № 851, от 26.12.2006 года № 825, от 12.12.2007 года № 864 на 2006 - 2008 годы к стимулирующим выплатам, процентная надбавка за стаж работы в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, не была предусмотрена.
Не соответствие выше указанных постановлений Правительства РФ, требованиям ст. ст. 129, 315, 316, 317 ТК РФ и ст. ст. 10,11 Федерального закона № 4520-1 от 19.02.93 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», в части неприменения процентных надбавок к заработной плате, урегулировано принятыми Законодательным органом РФ соответствующих Федеральных законов.
Так статьей 1 Федерального закона № 27-ФЗ от 18 февраля 2007 года «О внесении изменений в статьи 7 и 9 Федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского на 2006 год» предусмотрена выплата соответствующих коэффициентов. В то же время: «Указанные денежные выплаты не учитываются при исчислении надбавок и доплат, установленных соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами. Объем средств, передаваемых в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, включает средства на указанные денежные выплаты и коэффициенты, а также средства на уплату единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Статьей 10 Федеральных законов № 243-ФЗ от 29.12.2006г. и 148-ФЗ от 21.07.2007г. «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования» соответственно на 2007 и 2008 годы, предусмотрено: «В районах и местностях, в которых решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти установлены коэффициенты за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, установленные настоящей статьей денежные выплаты осуществляются с применением соответствующих коэффициентов. Указанные денежные выплаты не учитываются при исчислении надбавок и доплат, установленных соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами. Объем средств, передаваемых в виде субвенций в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, включает средства на денежные выплаты и указанные коэффициенты, а также средства на уплату единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.».
В данной статье законодателем прямо указано, что по денежным выплатам врачам-педиатрам участковым не учитываются при исчислении надбавок и доплат, предусмотренных за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Законодателем предусмотрена только выплата коэффициента, который равен в Кочевском районе 1,2.
Доводы истицы, что с 2009 года началась производиться выплата северной надбавки в размере 1,5 (50%), поэтому, по её мнению, и ранее они должны были производиться, полностью опровергаются положениями Федерального закона № 215-ФЗ от 25.11.2008г. «О бюджете федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов», в котором статьи 10 не имеется, а так же в законодательном документе не имеется и запрета на выплату Северной надбавки. Наоборот выплата предусмотрена в тексте приложения к постановлению Правительства РФ от 31 декабря 2008 года № 1087, поэтому выплату надбавки и начали производить с 01 января 2009 года.
Вышеуказанные Правила изданы уполномоченными органами государственной власти, не отменены и подлежат исполнению, в связи с чем, суд считает, что доводы истца являются необоснованными, поэтому в удовлетворении иска следует отказать в полном объеме.
В соответствии со ст. ст. 101 и 103 ГПК РФ государственная пошлина в размере 200 рублей, не подлежащая оплате при подаче иска, взысканию с ответчиков не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска прокурора Кочевского района в интересах Мазеиной Юлии Ивановны к Муниципальному учреждению «Кочевская центральная районная больница», Пермскому краевому фонду обязательного медицинского страхования, Министерству финансов РФ и Федеральному фонду обязательного медицинского страхования о взыскании с работодателя за счет средств бюджета Пермского краевого фонда обязательного медицинского страхования суммы доплат в размере 174 672,10 рублей - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кочевский районный суд в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме.
Федеральный судья
Кочевского районного суда П.П. Разведченко