Решение о возложении обязанности по установлению искусственного освещения на участке автомобильной дороги Кудымкар-Гайны в с. Кочево



Дело № 2-96/2012                                                                                                            

Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

26 июня 2012 года                                                                                                  село Кочево

Кочевский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Разведченко П.П.,

при секретаре Мясниковой Н.Н.,

с участием прокурора Кучевасова А.П.,

представителей ответчиков: администрации Кочевского сельского поселения - Павлова А.Е., Министерства транспорта Пермского края - Родионова Н.В. и Краевого государственного бюджетного учреждения «Управление автомобильных дорог и транспорта Пермского края» - Молчанова А.М. и Ахметьянова А.М.,

представители ответчиков: администрации Кочевского муниципального района и общества с ограниченной ответственностью «Северный Альянс» - не явились,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кочевского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кочевского муниципального района, администрации Кочевского сельского поселения, Министерству транспорта Пермского края, Краевому государственному бюджетному учреждению «Управление автомобильных дорог и транспорта Пермского края» и обществу с ограниченной ответственностью «Северный Альянс» о возложении обязанности по установлению искусственного освещения на участке 74,3-76,4 км автомобильной дороги Кудымкар-Гайны в с. Кочево, в трехмесячный срок,

у с т а н о в и л:

Прокурор Кочевского района обратился в суд с иском к администрации Кочевского муниципального района, администрации Кочевского сельского поселения, Министерству транспорта Пермского края и Краевому государственному бюджетному учреждению «Управление автомобильных дорог и транспорта Пермского края» и обществу с ограниченной ответственностью «Северный Альянс» о возложении обязанности по установлению искусственного освещения на участке 74,3-76,4 км. автомобильной дороги Кудымкар-Гайны в с. Кочево, в трех месячный срок

В обоснование иска указывает, что в ходе проведенной прокуратурой Кочевского района проверки исполнения норм и правил содержания, строительства и реконструкции автомобильных дорог на участке дороги 74,3 - 76,4 км. Кудымкар - Гайны отсутствует искусственное освещение.

Отсутствие освещения создает реальную угрозу безопасности движения, а так же благоприятную обстановку для совершения преступлений, чем нарушаются права граждан на безопасное передвижение по дорогам.

Считает, что в силу требований п. 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования, элементы обустройства, общие требования» должно быть обеспечено стационарное электрическое освещение дорог, проходящих через населенные пункты, а так же за его пределами на расстоянии 100 м и просит возложить на администрацию Кочевского муниципального района, администрацию Кочевского сельского поселения, Министерство транспорта Пермского края и Краевое государственное бюджетное учреждение «Управление автомобильных дорог и транспорта Пермского края» обязанность об установлении в течение трех месяцев искусственного освещения на участке 74,3 - 76,4 км автомобильной дороги Кудымкар-Гайны, проходящей через с. Кочево.

В судебном заседании прокурор Кучевасов А.П. изложенные в исковом заявлении доводы поддержал в полном объеме и пояснил, что иск заявлен в целях реализации положений ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196 «О безопасности дорожного движения» для выполнения мероприятий по организации дорожного движения, повышения безопасности участников дорожного движения, особенно пешеходов.

Просил суд возложить обязанность об установлении искусственного освещения возложить на Краевое государственное бюджетное учреждение «Управление автомобильных дорог и транспорта Пермского края» и установить разумный шестимесячный срок для исполнения.

Представитель ответчика администрации Кочевского муниципального района в судебное заседание не явился. В направленном в суд заявлении, глава муниципального района Пыстогов А.Н. сообщил, что о времени и месте судебного заседания администрация извещена надлежащим образом, просил суд рассмотреть дело по существу в отсутствие их представителя, и направил отзыв.

В отзыве на исковое заявление указал, что в соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» к полномочиям муниципального района относиться дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них.

Автомобильная дорога Кудымкар-Гайны, проходящая через населенный пункт, село Кочево, согласно Перечню автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 17 февраля 2011 года № 84-п, является - региональной.

Согласно кадастровой выписки о земельном участке (выписка из государственного кадастра недвижимости) от ДД.ММ.ГГГГ , собственником автомобильной дороги Кудымкар-Гайны (участок 74,3-76,4км.) является субъект Российской Федерации - Пермский край и которая передана в постоянное (бессрочное) пользование Государственному краевому бюджетному учреждению «Управление автомобильных дорог» Пермского края.

В соответствии п. 1 ст. 21 Федерального Закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог, то есть вышеназванными собственниками автомобильной дороги Кудымкар - Гайны.

Учитывая изложенное, администрация с требованиями иска не согласна и просит суд признать их по данному делу ненадлежащими ответчиками.

Представитель ответчика администрации Кочевского сельского поселения          Павлов А.Е., исковые требования не признал и пояснил, что в ведении администрации Кочевского сельского поселения находятся с. Кочево улицы Трактовая и Промышленная, на которых освещение имеется. Автодорога проходит через населенный пункт отдельно от улиц и находится в собственности субъекта РФ - Пермского края. По этим причинам они не наделены правом, производить работы в селе на этом участке дороги.

Представитель Министерства транспорта Пермского края Родионов Н.В. суду пояснил, что Министерство транспорта Пермского края не согласно с привлечением в качестве соответчика и просит в удовлетворении исковых требований отказать, по следующим основаниям.

Согласно Перечню автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 17.02.2011 № 84-п участок 74.3 - 76.4 км автомобильной дороги Кудымкар - Гайны по улицам Трактовая и Промышленная отнесен к дороге регионального значения.

В 2007 году ООО проектно-строительное предприятие «Автомост» подготовило инженерный проект по капитальному ремонту автомобильной дороги «Кудымкар - Гайны» участок км 71+000 - км 76+000 в Кочевском районе Коми-Пермяцкого автономного округа, в соответствии с которым, производились работы по капитальному ремонту указанной выше дороги, в том числе участка дороги 74.3-76.4 км.

На момент разработки инженерного проекта ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования, элементы обустройства, общие требования» не действовал (введен в действие с 01.07.2008), соответственно при разработке проекта требования по обеспечению дорог стационарным электрическим освещением отсутствовали.

Согласно абзацу «б» п/п. 4 п. 10 приказа Министерства транспорта РФ от 12.11.2007 г. № 160 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них» к комплексу работ капитального ремонта по доведению параметров ремонтируемых участков автомобильной дороги до значений, соответствующих ее фактической технической категории, без изменения границ полосы отвода относится работа по элементам обустройства автомобильных дорог, в частности обустройство ремонтируемых участков автомобильных дорог недостающими дорожными знаками, сигнальными столбиками, ограждениями и электроосвещением.

Обустройство недостающих элементов автомобильной дороги производится на основании паспорта автомобильной дороги. То есть если в паспорте автомобильной дороги предусмотрено наличие стационарного электроосвещения, то недостающие элементы должны быть восстановлены.

В техническом паспорте автомобильной дороги стационарное электроосвещение не предусмотрено.

В введении Пермского края находится автомобильная дорога, откос дороги, а также сточные канавы, расположенные по бокам дорожного полотна. На данных объектах установка стационарного электрического освещения не возможна. Далее расположены земельные участки, находящиеся в собственности Кочевского муниципального района.

Согласно п. 19 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).

Согласно ч. 2 ст. 1 Закона местное самоуправление осуществляется самостоятельно и какое-либо вмешательство исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в вопросы местного значения запрещается.

В соответствии со ст. 65 Бюджетного кодекса РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления,

По мнению представителя ответчика, работы по благоустройству и установке стационарного электрического освещения в с. Кочево должно производиться администрацией Кочевского муниципального района.

Кроме этого в исковом заявлении прокуратура Кочевского района ссылается на статистику дорожно-транспортных происшествий, произошедших на участке указанной автодороги. Однако в представленных Кочевским районным судом в Министерство транспорта Пермского края документах отсутствуют доказательства того, что данные происшествия произошли именно в темное время суток по вине отсутствия стационарного электрического освещения.

Следовательно, факт реальной угрозы безопасности движения не установлен.

Представители Краевого государственного бюджетного учреждения «Управление автомобильных дорог и транспорта Пермского края» Молчанов А.М. и Ахметьянов А.М. иск не признали и суду пояснили, что с иском не согласны в полном объеме по мотивам и доводами, которые изложены представителем Министерства транспорта Пермского края.

Представитель ответчика общества с ограниченной ответственностью «Северный Альянс» - Тотьмянина Н.В. в судебное заседание не явилась и направила отзыв.

В отзыве указано, что автодорога находится в собственности Пермского края, а ООО «Северный Альянс» выполняет по контракту с Государственным автомобильным учреждением управление автомобильных дорог Пермского края лишь работы по содержанию дороги и освещение дорог не входит в их перечень. Просила суд признать ООО «Северный Альянс» ненадлежащим ответчиком.

Заслушав мнение сторон, и изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ (п. 1 в ред. Федерального закона от 21.04.2011 № 69-ФЗ) «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.

Согласно п. 5 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ (в редакции от 28.11.2011г.) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог не общего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно Постановления Правительства Пермского края от 17.02.2011г. № 84-п (в редакции от 28.03.2012г. № 144-п) «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края» в строке     № 142 с идентификационным номером 57 ОП РЗ 57к-0073 проходящая через село Кочево и Кочевский район числится автодорога Кудымкар-Гайны, инвентарный , протяженностью 56,801 км., которая является собственностью Пермского края.

Из кадастровой выписки о земельном участке, представленной в качестве приложения к отзыву администрации Кочевского муниципального района, (выписка из государственного кадастра недвижимости) от ДД.ММ.ГГГГ , кадастровый номер 81:03:0000000:20 с местоположением: Пермский край, Кочевский район, с. Кочево, в категории земель населенных пунктов с площадью 226835+/-166 кв.м. в сведениях о правах указан правообладатель, субъект РФ - Пермский край, вид права - собственность, постоянное (бессрочное) пользование числится за КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта Пермского края», следует, что данный участок дороги через село Кочево Кочевского муниципального района Пермского края передан в постоянное (бессрочное) пользование КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта Пермского края».

Ширина отвода земельного участка под дорогу в с. Кочево составляет 34 м при ширине земляного полотна 12 м., что следует из приказа № 38/1 Государственного учреждения «Дорожный комитет Коми-Пермяцкого округа».

Из Устава КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края следует, что оно является правопреемником Государственного учреждения «Дорожный комитет Коми-Пермяцкого округа» (п. 1.2), учредителем является Пермский край (п. 1.1). Функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство транспорта Пермского края и находится в его же ведомственном подчинении (1.5).

Согласно п.п. 4.6.1.1 Гост Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования, элементы обустройства, общие требования» стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.

Так же было закреплено пунктом 2.5. СНиП 2.05.02-85, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах следует предусматривать на участках в пределах населенных пунктов, а при наличии возможности использования существующих электрических распределительных сетей - также на больших мостах, автобусных остановках, пересечениях дорог.

Это опровергает доводы представителя ответчика Министерства транспорта Пермского края, что при проведении капитального ремонта (реконструкции) указанного участка автодороги в 2009 году, не было предусмотрено освещение. Суд приходит к выводу, что не было заказа на проектирование данного вида работ.

Как установлено в судебном заседании и следует из акта выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств в организации дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ на участке автомобильной дороги Кудымкар-Гайны с 74,3 км по 76,4 км, составленного командиром отделения ДПС ГИБДД МО МВД РФ «Кочевский» ФИО1, выявлены следующие недостатки: отсутствие искусственного освещения, что является причиной дорожно-транспортных происшествий в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того на данном участке множество нерегулируемых пешеходных переходов (л.д. 4).

Из письма ГАУ «Управтодор» от ДД.ММ.ГГГГ ОГИБДД МО МВД РФ «Кочевский» о ликвидации мест концентрации ДТП следует, что в целях повышения безопасности движения пешеходов в срок до ДД.ММ.ГГГГ будет произведена установка дорожных знаков 5.19.1(5.19.2) «Пешеходный переход» на км. 75 автомобильной дороги Кудымкар-Гайны» на примыкании <адрес> и км. 77 той же дороги на примыкании          <адрес>.

Согласно контракта от ДД.ММ.ГГГГ -СДО-33 на содержание региональных автомобильных дорог и сооружений на них, между Государственным автономным учреждением «Управление автомобильных дорог» Пермского края и обществом с ограниченной ответственностью «Северный Альянс» на 2010-2013 годы предметом контракта является выполнение работ по содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Пермского края, обеспечения безопасности движения на автодорогах и обеспечения требований к качеству содержания, в соответствии с требованиями предъявляемыми Государственными стандартами и другими нормативными документами. Содержание освещения не предусмотрено (л.д. 14-24).

Из представленной МО МВД России «Кочевский» суду информации следует, что на участке автодороги с 74 по 76 км произошло в 2011 гуду 13 ДТП, в которых погиб 1 человек и ранено - 4, из которых 7 ДТП - в темное время суток, при этом погиб - 1, ранено - 3. В 1-м квартале 2012 года произошло 3 ДТП при 1 погибшем и 1 раненом, из которых 1 ДТП произошло в темное время суток при котором 1 погиб и 1 ранен. Из чего следует, что подавляющее количество ДТП с тяжкими последствиями произошло в темное время суток, из-за отсутствия искусственного освещения.

Таким образом, исследовав и оценив все представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований прокурора и возложении обязанности по оборудованию участка автодороги в населенном пункте искусственным освещением на Министерство транспорта Пермского края, отвечающего планирование и контроль за исполнением подчиненного ему структурного подразделения, которым является Государственное автономное учреждение «Управление автомобильных дорог» Пермского края.

Суд считает, что Министерству транспорта Пермского края будет достаточным и разумным срок шесть месяцев для организации проведения изыскательных, проектно-сметных и строительных работ по выполнению решения суда.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ и п. 13 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ судебные расходы взысканию с ответчика не подлежат, поэтому суд считает необходимым отнести их на счет федерального бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Кочевского района в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить.

Обязать Министерство транспорта Пермского края в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу оборудовать искусственным освещением участок автомобильной дороги Кудымкар - Гайны с 74,3 по 76,4 км проходящей через село Кочево Кочевского муниципального района Пермского края.

Администрацию Кочевского муниципального района, администрацию Кочевского сельского поселения, Краевое государственное бюджетному учреждению «Управление автомобильных дорог и транспорта Пермского края» и общество с ограниченной ответственностью «Северный Альянс» признать не надлежащими ответчиками.

Не оплаченную государственную пошлину отнести на счет федерального бюджета.

Данное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кочевский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

           Решения в окончательной форме вынесено 02 июля 2012 года.

           

Судья

Кочевского районного суда                                                                                   П.П. Разведченко