решение от 16.06.2011 по заявлению Прокурора Коченевского района Новосибирской области О признании незаконным бездействия МУП `Крутологовский комхоз`, о понуждении к совершению действий



Дело № 2 -527-11

поступило в суд

20.04.2011

                                Р Е Ш Е Н И Е

                            ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 июня    2011 года                                     р.п. Коченево

Коченевский районный суд Новосибирской области в составе:

председательствующего судьи                         Ильченко Е.Н.,

с участием помощника прокурора                  Власова А.А

при секретаре                                                     Щеглове АС,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Коченевского района Новосибирской области к МУП «Крутологовский комхоз» о признании незаконным бездействия МУП «Крутологовский комхоз» и о понуждении к совершению действий,

                                          установил:

          Прокурор Коченевского района Новосибирской области, действуя в защиту прав и свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МУП «Крутологовский комхоз», о признании незаконным бездействия МУП «Крутологовский комхоз» и о понуждении к совершению действий.

          Свои исковые требования истец обосновал тем, что Прокуратурой Коченевского района Новосибирской области в марте-апреле 2011года в муниципальном унитарном предприятии « Крутологовский комхоз» проведена проверка по соблюдению санитарно-эпидемиологического законодательства.

         В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

          Согласно ч.1 ст. 2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999 г. (далее – Закон) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

          В соответствии со ст. 11 Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

          Статьей 18 Федерального закона от 30.06.1999 года №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационный целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Использование водного объекта допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

          Согласно требованиям статьи 19 Закона №52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, децентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

          Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 года №10 введены в действие санитарные правила и нормы 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (далее СанПиН 2.1.4.1110-02), которые определяют требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

          В соответствии с п.1.4. СанПиН 2.1.4.1110-02 на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников организуются зоны санитарной охраны (далее ЗСО).

          В силу требований п.1.6. указанных СанПиН 2.1.4.1110-02 организации ЗСО должна предшествовать разработка её проекта, в которой включаются:

    а) определение границ зоны и составляющих её поясов;

    б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;

    в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

          Согласно п.1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.

          В соответствии с ч.3 ст.39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999 г., а также п.1.3. СанПиН 2.1.4.1110-02 соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

          По результатам прокурорской проверки проведенной в МУП « Крутологовский комхоз» в марте-апреле 2011 года установлено, что на балансе указанного предприятия имеется 5 водозаборных скважин, расположенные на участке недр «Крутологово_Вахрущево» Коченевского района. Указанные скважины используются МУП «Крутологовский комхоз» в целях добычи питьевой воды для нужд населения и хозяйственно бытового назначения. Как установлено проверкой, в нарушение п.п.1.6, 1.11, 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 МУП «Крутологовский комхоз» не разработало проект зоны санитарной охраны водопровода вышеуказанных скважин, не огорожено 2 скважины №6717, №13967.

          Выявленные нарушения свидетельствуют о бездействии ответчика, которое выражается в непринятии мер, направленных на разработку проекта зон санитарной охраны, непринятие мер по ограждению территории первого пояса ЗСО скважин. Таким образом, нарушаются права граждан, на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст.42 Конституции РФ, и право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, предусмотренные

ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

          В соответствии с требованиями ст.150 ГК РФ жизнь и здоровье являются нематериальными благами, принадлежащими гражданину от рождения. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного права и характера последствий этого нарушения.

          Согласно ст.12 ГК РФ, является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

          В соответствии с требованием ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц.

          Просит в судебном порядке признать бездействие МУП « Крутологовский комхоз», выразившиеся в непринятии мер, направленных на разработку проекта зон санитарной охраны водопровода водозаборных скважин, и непринятие мер по ограждению территории первого пояса зоны санитарной охраны скважин, незаконным.

          Обязать МУП «Крутологовский комхоз» разработать проект зоны санитарной охраны 5 водозаборных скважин, находящихся в пользовании МУП «Крутологовский комхоз», в срок в течение 6 месяцев со дня вынесения решения суда.

          Обязать МУП «Крутологовский комхоз» произвести ограждение территории первого пояса зоны санитарной охраны 2 водонапорных скважин №6717 и №13967, находящихся в пользовании МУП «Крутологовский комхоз» в срок в течение 6 месяцев со дня вынесения решения суда.

         Помощник прокурора Коченевского района Новосибирской области Власов АА в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям изложенным в заявлении уточнив дату разработки проекта и ограждения территории первого пояса зоны санитарной охраны до 01 июня 2012 года и просил их удовлетворить.

          Ответчик директор МУП « Крутологовский комхоз» Фоломеев В.М. исковые требования признал в полном объеме, о чем имеется в деле заявление.

            Суд, принимает признание иска ответчиком считает, что оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы третьих лиц и отсутствует угроза жизни и здоровью граждан.

           Руководствуясь ст.ст. 39, 173, 198 ГПК РФ, суд

                                           решил :

          Признать бездействие МУП «Крутологовский комхоз», выразившиеся в непринятии мер, направленных на разработку проекта зон санитарной охраны водопровода водозаборных скважин, и непринятие мер по ограждению территории первого пояса зоны санитарной охраны скважин, незаконным.

          Обязать МУП «Крутологовский комхоз» разработать проект зоны санитарной охраны 5 водозаборных скважин, находящихся в пользовании МУП «Крутологовский комхоз», в срок до 01 июня 2012 года.

          Обязать МУП «Крутологовский комхоз» произвести ограждение территории первого пояса зоны санитарной охраны 2 водонапорных скважин №6717 и №13967, находящихся в пользовании МУП «Крутологовский комхоз» в срок до 01 июня 2012 года.

          Решение может быть обжаловано и опротестовано в кассационном порядке в гражданскую коллегию Новосибирского областного суда в течение 10 дней, со дня изготовления мотивированного решения с подачей жалобы через Коченевский районный суд Новосибирской области.

         Председательствующий:     подпись               Е.Н. Ильченко

          Копия верна судья:                                           Е.Н.Ильченко