решение от 01.02.2011 по иску Прокурора Коченевского района Новосибирской области о признании незаконным бездействия администрации Овчинниковского сельсовета, о понуждении к совершению действий



Дело № 2-51-11

поступило в суд

13.11.2010

                        Р Е Ш Е Н И Е

                  ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      01 февраля 2011 года                                р.п. Коченево

     Коченевский районный суд Новосибирской области в составе:

председательствующего судьи    Ильченко Е.Н.

С участием прокурора              Зборовских ИВ

при секретаре                                  Недобуга М.В,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Коченевского района Новосибирской области действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Овчинниковского сельсовета, Администрации Коченевского района о признании незаконного бездействия администрации Овчинниковского сельсовета, о понуждению к совершению действий,

                      установил :

        Прокурор Коченевского района Новосибирской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Овчинниковского сельсовета, Администрации Коченевского района о признании незаконного бездействия администрации Овчинниковского сельсовета, о понуждению к совершению действий, по тем основаниям, что Прокуратурой Коченевского района на территории муниципального образования Овчинниковский сельсовет в ноябре 2010 года с привлечением специалистов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, специалистов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Управления по Новосибирской области проведена проверка исполнения требований законодательства об охране окружающей среды и природопользования, регулирующего вопросы организации сбора вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

        По результатам прокурорской проверки установлены факты непринятия администрацией Овчинниковского сельсовета мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов расположенной на территории муниципального образования Овчинниковского сельсовета Коченевского района Новосибирской области, а именно на расстоянии примерно в 1 км по направлению на северо-восток от д. Овчинниково.

        В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального Закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится:

- организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно п. 1 ст. 8, ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация    сбора и    вывоза    бытовых    отходов    и мусора.    Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

        Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

       В соответствии с ч.1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

        Согласно ст. 83 Земельного кодекса РФ землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития сельских поселений.

В соответствии со статьей 13 Земельного кодекса РФ собственники и землепользователи обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и захламления земель.

       Прокурорской проверкой проведенной совместно со специалистами Роспотребнадзора по Новосибирской области установлено, на земельном участке отнесенным к категориям земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером

, площадью 3 га, расположенного на расстоянии примерно в 1 км по направлению на северо-восток от д. Овчинниково образована свалка отходов производства и потребления. Постановлением администрации Коченевского района от 03.08.2009 № утверждена схема расположения указанного земельного участка для эксплуатации площадки под место утилизации отходов площадью 1393 кв.м., однако перевод земельного участка из категорь сельскохозяйственного назначения в соответствующую категорию не осуществлен, свалка на балансе администрации Овчинниковского сельсовета как полигон ТБО не состоит, юридический статус полигона ТБО свалка не имеет.

Требованиям федерального законодательства в части гигиенических требований к устройству и содержанию полигонов ТБО не соответствует, в связи с чем, указанная свалка бытовых отходов подлежит признанию несанкционированной свалки.

         Статья 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиолгическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ предусматривает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

         В соответствии с ч.2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и почву.

       Согласно пунктам 3.1, 3.2 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» утвержденные Минздравом СССР 05.08.1988 №4690-88 обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке.           Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях.

         Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.

Промышленные, не утилизируемые на производстве отходы вывозят транспортом предприятий на специальные полигоны или сооружения для промышленных отходов. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.

       Однако требования вышеуказанного законодательства администрацией Овчинниковского сельсовета не соблюдаются, бытовые отходы вывозятся в непредназначенное для этого место, свалка располагается на территории Администрации Овчинниковского сельсовета на расстоянии примерно 1 км по направлению га северо-восток от населенного пункта д. Овчинниково, и территории земель сельскохозяйственного назначения. Несанкционированная свалка доступна для бродячих собак и других животных растаскивающие пищевые отходы, что может привести к распространению инфекционных заболеваний.

        В силу требований статьи 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на благоприятную экологическую среду.

         Бездействие администрации Овчинниковского сельсовета Коченевского района Новосибирской области выражается в непринятии мер, направленных на ликвидацию несанкционированных свалок отходов, что существенно нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования Овчинниковского сельсовета Коченевского района Новосибирской области, на благоприятную окружающую среду.

        Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится организация утилизации и переработки бытовых отходов и мусора.

        Бездействие администрации Коченевского района по непринятию мер поутилизации и переработке бытовых отходов находящихся на территориимуниципального     образования     Овчинниковского     сельсовета     является

незаконным.

          Незаконные бездействия администрации Коченевского района выражаются в том, что администрацией не созданы полигоны ТБО, перерабатывающие и сжигательные заводы в соответствии с требованиями вышеуказанного законодательства, что также нарушает права граждан неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования Овчинниковского сельсовета, на благоприятную окружающую среду.

        Бездействие ответчиков выразившиеся в не принятии мер, направленных на организацию сбора и вывоза, утилизацию и переработку твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическим законодательством, создает опасность причинения вреда в будущем жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

         Просит в судебном порядке признать незаконным бездействие администрации Овчинниковского сельсовета Коченевского района Новосибирской области, выразившиеся в непринятии мер, по ликвидации несанкционированных свалок отходов потребления расположенных на территории муниципального образования Овчинниковского сельсовета и обязать ликвидировать свалки путем очистки территории с рекультивацией земельных участков.

        Признать незаконным бездействие администрации Коченевского района выразившиеся в непринятии мер по утилизации и переработке бытовых отходов на территории Овчинниковского сельсовета.

         Обязать администрацию Коченевского района Новосибирской области организовать утилизацию и переработку бытовых отходов вывозимых с территории муниципального образования Овчинниковского сельсовета в соответствии с требованиями федерального законодательства.

        В судебном заседании истец поддержал исковые требования и доводы, изложенные в иске, в полном объеме.

        Представитель ответчика Овчинниковского сельсовета Коченевского района Новосибирской области Глава администрации сельсовета    Милишенко ВП исковые требования не признал и пояснил, что данная свалка, действительно находится на расстоянии примерно в 1 км по направлению на северо-восток от д. Овчинниково. Для того, чтобы    свалка была санкционирована, необходимы огромные финансовые затраты : на межевание, кадастровый учет, регистрацию в юстиции. В настоящее время решается о санкционировании свалки, но для решения данного вопроса нужды денежные средства, которых нет в бюджете Администрации. Юридическое оформление документов также займет длительный период времени. Ранее у Администрации была лицензия на уничтожение бытовых отходов, но она закончилась.

        Представитель Администрации Коченевского района Новосибирской области Косинова ОЛ, действующая на основании доверенности от 01.07.2009 года, исковые требования не признала и пояснила, что Администрацией района принимаются меры к исполнению законодательства, а. именно. 15.06.2010 года издано Постановление № 901 «О предварительном согласовании, утверждении акта выбора, схемы расположения земельного участка ООО «Строительная Торговая Компания» размещения площадки под строительство предприятия по термическому уничтожению отходов на территории р.п. Коченево», разработан в 2010 году на 2011 – 2015 гг перспективный план по строительству завода по переработке отходов. В 2010 году на эти цели бюджет не заложен.

       Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, как каждого в отдельности, так и в совокупности, пришел к выводу о том, что требования прокурора законные, обоснованные, поэтому, подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

         В соответствии с ч.1 ст. 51 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7 – ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Требования законодательства администрацией Овчинниковского сельсовета Коченевского района Новосибирской области не соблюдаются : бытовые отходы вывозятся в непредназначенное для этого место, свалка располагается на территории на расстоянии примерно в 1 км по направлению на северо-восток от населенного пункта,

д. Овчинниково, Коченевский район, Новосибирской области, контроль со стороны администрации за указанной свалкой не осуществляется, свалка не огорожена.

        В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится:

- организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Утилизация и переработка бытовых отходов и мусора – относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов. ( п. 14 ч.1 ст. 15 ФЗ № 131 от 06.10.2003 г. )

        В судебном заседании установлено, что на территории Администрации Овчиннииковского сельсовета Коченевского района Новосибирской области расположена несанкционированная свалка.

        Администрацией района не созданы полигоны ТБО, перерабатывающие и сжигающие заводы в соответствии с требованиями законодательства, что нарушает права граждан неопределенного круга лиц, в том числе на территории муниципального образования Овчинниковского сельсовета, на благоприятную окружающую среду.

        Доводы представителя администрации Овчинниковского сельсовета о том, что отсутствие финансирования является единственной причиной нарушения закона в части создания санкционированной свалки, не являются основаниями к отказу в удовлетворении требований прокурора, поскольку, в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится:

- организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

           Доводы представителя Администрации Коченевского района Новосибирской области о том, что Администрацией уже приняты меры по исполнению закона в части утилизации и переработки бытовых отходов и мусора – суд находит несостоятельными, поскольку, до июня 2010 года ( в период рассмотрения дела в суде ) Администрацией не издавались Постановления по вопросу размещения либо строительства предприятия по термическому уничтожению отходов; в бюджет на 2010 год данные расходы не включены, перспективный план ( целевая программа ) разработан в 2010 года, в то время как решение вопроса утилизации и переработки бытовых отходов и мусора отнесено законом к полномочиям Администрации района еще в 2003 году. ( п. 14 ч.1 ст. 15 ФЗ № 131 от 06.10.2003 г. )

            Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

                                                               решил :

       Исковые требования прокурора Коченевского района Новосибирской области удовлетворить.

       Признать незаконным бездействие главы администрации Овчинниковского сельсовета Коченевского района Новосибирской области, выразившееся в непринятии мер, по ликвидации несанкционированной свалки отходов потребления, расположенной на территории Овчинниковского сельсовета Коченевского района Новосибирской области, на расстоянии примерно 1 км по направлению на северо-восток от д. Овчинниково Коченевского района Новосибирской области     и обязать ликвидировать свалку путем очистки территории с рекультивацией земельных участков в течении шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

       Признать незаконным бездействие администрации Коченевского района Новосибирской области выразившееся в непринятии мер по утилизации и переработке бытовых отходов на территории Овчинниковского сельсовета. Коченевского района Новосибирской области.

       Обязать администрацию Коченевского района Новосибирской области организовать утилизацию и переработку бытовых отходов вывозимых с территории муниципального образования     Овчинниковского сельсовета Коченевского района Новосибирской области.

       Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в гражданскую коллегию Новосибирского областного суда в течение 10 дней, со дня изготовления мотивированного решения с подачей жалобы через Коченевский районнывй суд Новосибирской области.

            Председательствующий :    подпись                        Е.Н.Ильченко

             <данные изъяты>