решение от 26.12.2012 по иску Прокурора Коченевского района Новосибирской области о признании незаконным бездействия Администрации Краснотальского с/с



Дело № 2-1235-2011

Поступило в суд 23.11.2011 г.

                     Р Е Ш Е Н И Е                

             ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 декабря 2011 года                            р.п. Коченево

    

    Коченевский районный суд Новосибирской области в составе

председательствующего судьи Мирончик Е.Ю.

с участием прокурора                  Баландина Е.И.

при секретаре Суслиной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Коченевского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Краснотальского сельсовета Коченевского района Новосибирской области об обязании создать специализированной службы по вопросам похоронного дела,

установил:

Прокурор Коченевского района Новосибирской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Краснотальского сельсовета Коченевского района Новосибирской области об обязании создать специализированной службы по вопросам похоронного дела.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Прокуратурой Коченевского района в октябре-ноябре 2011 года проведена проверка соблюдения администрацией Краснотальского сельсовета Коченевского района Новосибирской области законодательства о погребении и похоронном деле, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 22 части первой статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В силу требований части 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 №8ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросу похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой, так и получение родственниками умершего платных ритуальных услуг у любого лица, с последующим получением социального пособия либо без получения такового.

Услуги по погребению, в том числе осуществление захоронения умерших и изготовление могил, могут оказывать как частные лица (юридические и физические), так и специально созданные организации - специализированные службы по вопросам похоронного дела.

Институт специализированных служб был введен федеральным законодательством (статьями 9 и 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Указом Президента РФ от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших») в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказанию близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.

Специализированные службы по вопросам похоронного дела в первую очередь осуществляют деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению, и не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Согласно п. 2 Указа Президента РФ от 29.06.1996 № 1001 органам местного самоуправления предписано выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания на безвозмездной основе услуг, предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 12.01.996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

Статьей 6 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ установлено, что погребение может быть исполнено родственником покойного или лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Это означает, что иные организации также могут по договору предоставлять комплекс услуг в рамках гарантированного перечня с соответствующим возмещением из муниципального бюджета. Однако такие организации (даже с наделением их статусом специализированной службы) не могут являться специализированными службами муниципального образования, поскольку они не созданы органом местного самоуправления. Из положений Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ также следует, что специализированные службы вправе оказывать любые, а не только бесплатные ритуальные услуги.

Согласно ст. 25 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" гарантии осуществления погребения умершего реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Таким образом, создание специализированной службы по вопросам похоронного дела должно быть осуществлено с учетом того, что целью деятельности такой службы является осуществление погребения умерших и оказание услуг по погребению (ст. 25, 29 ФЗ от 12.01.1996 № 8-ФЗ), в частности: оказание гарантированных гражданам услуг по погребению на безвозмездной основе (ст. 9 ФЗ от 12.01.1996 № 8-ФЗ), погребение умерших, не имеющих родственников либо личность которых не установлена (ст. 12 ФЗ от 12.01.1996 № 8-ФЗ). К ведению специализированной службы по вопросам похоронного дела отнесены функции принятия решений о погребении умерших на общественных кладбищах (ст. 18 ФЗ от 12.01.1996 № 8-ФЗ), определение возможности исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения (ст. 7 ФЗ от 12.01.1996 № 8-ФЗ), в том числе, по смыслу ч. ч. 1 и 2 ст. 7 ФЗ от 12.01.1996 № 8-ФЗ, предоставление места для захоронения.

Порядок деятельности такой службы должен определяться органом местного самоуправления,    который вправе самостоятельно финансировать деятельность этой службы и давать такой службе обязательные для исполнения указания, либо иным образом иметь возможность определять решения, принимаемые такой службой контролировать ее финансово-хозяйственную деятельность.

В нарушение указанных требований Закона, на территории Краснотальского сельсовета Коченевского района Новосибирской области до настоящего времени не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела осуществляющая услуги погребения по гарантированному перечню, определенной стоимости и качества, что подтверждается информацией главы муниципального образования.

Отсутствие подобной службы в муниципальном образовании Краснотальского сельсовета Коченевского района Новосибирской области нарушает права жителей указанного муниципального образования на выбор исполнителя ритуальных услуг ввиду отсутствия конкуренции между отсутствующей специализированной организацией, оказывающей услуги на безвозмездной основе и существующими хозяйствующими субъектами, преследующими цель извлечения прибыли на рынке ритуальных услуг.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Под защитой неопределенного круга лиц следует понимать защиту общих интересов физических лиц, когда состав потенциальных истцов не поддается точному установлению не только до начала судебного разбирательства, но после его окончания, а также существует тождество предмета и основания иска для всех истцов, общий способ защиты, общий для всех лиц ответчик, то есть устанавливается факт массового нарушения прав неопределенного круга лиц.

Учитывая, что нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц - граждан, проживающих на территории Краснотальского сельсовета Коченевского района Новосибирской области, персональный состав которых постоянно изменяется, настоящее заявление предъявляется в суд в интересах неопределенного круга лиц.

Просит обязать Администрацию Краснотальского сельсовета Коченевского района Новосибирской области создать до 01 июня 2012 года специализированную службу по вопросам похоронного дела в организационно-правовой форме по выбору ответчика, контролировать ее финансово-хозяйственную деятельность по предоставлению на безвозмездной основе согласно установленному в пункте 1 статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» гарантированному перечню услуг по погребению.

В судебном заседании прокурор поддержал иск и доводы, изложенные в иске, в полном объеме.

Представитель ответчика – Глава Краснотальского сельсовета Коченевского района Новосибирской области Шмакова СП - просит дело рассмотреть в ее отсутствии, исковые требования не признает, о чем в деле имеется заявление.

Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, пришел к выводу о том, что требования прокурора законные, обоснованные, поэтому, подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 22 части первой статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В силу требований части 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 №8ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросу похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой, так и получение родственниками умершего платных ритуальных услуг у любого лица, с последующим получением социального пособия либо без получения такового.

Услуги по погребению, в том числе осуществление захоронения умерших и изготовление могил, могут оказывать как частные лица (юридические и физические), так и специально созданные организации - специализированные службы по вопросам похоронного дела.

Институт специализированных служб был введен федеральным законодательством (статьями 9 и 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Указом Президента РФ от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших») в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказанию близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.

Специализированные службы по вопросам похоронного дела в первую очередь осуществляют деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению.

Согласно п. 2 Указа Президента РФ от 29.06.1996 № 1001 органам местного самоуправления предписано выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания на безвозмездной основе услуг, предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 12.01.996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

Статьей 6 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ установлено, что погребение может быть исполнено родственником покойного или лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Это означает, что иные организации также могут по договору предоставлять комплекс услуг в рамках гарантированного перечня с соответствующим возмещением из муниципального бюджета. Однако такие организации (даже с наделением их статусом специализированной службы) не могут являться специализированными службами муниципального образования.

Согласно ст. 25 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" гарантии осуществления погребения умершего реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

решил :

Обязать Администрацию Краснотальского сельсовета Коченевского района Новосибирской области создать до 01 июня 2012 года специализированную службу по вопросам похоронного дела в организационно-правовой форме по выбору ответчика, контролировать ее финансово-хозяйственную деятельность по предоставлению на безвозмездной основе согласно установленному в пункте 1 статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» гарантированному перечню услуг по погребению.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней.

Судья подпись Е.Ю. Мирончик