решение от 07.09.2011 по иску прокурора Коченевского района Новосибирской области о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий по обеспечению доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления



Дело № 2-713-11

поступило в суд

17.06.2011

                                                                         РЕШЕНИЕ

                                                   ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      07 сентября 2011 года                                           р.п. Коченево

     Коченевский районный суд Новосибирской области в составе:

председательствующего судьи                   Ильченко Е.Н.

с участием помощника прокурора              Баландина ЕИ

при секретаре                                            Недобуга М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Коченевского района Новосибирской области к администрации    р.п. Чик Коченевского района Новосибирской области о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий по обеспечению доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления,

                                                                         установил :

         Прокурор Коченевского района Новосибирской области обратился в суд с иском к администрации    р.п. Чик    сельсовета Коченевского района Новосибирской области о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий по обеспечению доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления по тем основаниям, что прокуратурой Коченевского района Новосибирской области проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции, в ходе которой установлено следующее.

         В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

      Согласно пункта 1 статьи 4 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ (далее Федеральный закон № 8-ФЗ) основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления являются открытость и доступность информации о деятельности органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

       Частью 1 статьи 10 Федерального закона № 8-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

        В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона № 8-ФЗ, органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются регламентами органов местного самоуправления и (или) иными муниципальными правовыми актами, регулирующими деятельность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления.

       Статья 13 Федерального закона № 8-ФЗ, предусматривает перечень необходимой информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет.

Согласно частям 7 и 8 статьи 14 Федерального закона № 8-ФЗ, перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления. При утверждении перечней информации о деятельности органов местного самоуправления определяются периодичность размещения информации в сети Интернет, сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.

       Проведенной проверкой установлено, что администрацией    р.п. Чик    сельсовета Коченевского района Новосибирской области не принято должных мер для исполнения указанного Федерального закона, нормативные правовые акты, регламентирующие перечни информации для опубликования в сети Интернет, не разработаны и не утверждены, официальный сайт органа местного самоуправления не создан. На официальном сайте администрации Коченевского района и на официальном сайте Правительства Новосибирской области информация о деятельности     р.п. Чик сельсовета отсутствует, что не соответствует требованиям, закрепленным в статье 13 Федерального закона № 8-ФЗ.

        В соответствии с частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать и получать информацию любым законным способом.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года № 227-ФЗ) граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

       Отсутствие официального сайта администрации р.п. Чик    сельсовета Коченевского района Новосибирской области с размещением информации о деятельности органов местного самоуправления нарушает право неопределенного круга лиц, на ознакомление с указанной информацией, что может способствовать коррупционным проявлениям.

         Под защитой неопределенного круга лиц следует понимать защиту общих интересов физических лиц, когда состав потенциальных истцов не поддается точному установлению не только до начала судебного разбирательства, но после его окончания, а также существует тождество предмета и основания иска для всех истцов, общий способ защиты, общий для всех лиц ответчик, то есть устанавливается факт массового нарушения прав неопределенного круга лиц.

        В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.

        Способы защиты гражданских прав изложены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, в их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

        Просит признать незаконным бездействие администрации р.п. Чик     сельсовета Коченевского района Новосибирской области по размещению информации о деятельности органов местного самоуправления в сети Интернет.

        Обязать администрацию р.п. Чик    Коченевского района Новосибирской области в пределах своих полномочий, предусмотренных Уставом, разработать и принять нормативный правовой акт, регламентирующий перечень информации о деятельности органов местного самоуправления р.п. Чик    Коченевского района Новосибирской области, размещаемой в сети Интернет, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

         Обязать администрацию р.п. Чик    Коченевского района Новосибирской области создать в сети Интернет официальный сайт администрации    р.п. Чик Коченевского района Новосибирской области, а в случае отсутствия возможности - разместить на официальном сайте администрации Коченевского района Новосибирской области информацию о деятельности органов местного самоуправления    р.п. Чик      Коченевского района Новосибирской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

          В судебном заседании помощник прокурора Коченевского района Новосибирской области Баландин ЕИ поддержал исковые требования в полном объеме и просил их удовлетворить.

        Представитель ответчика в судебное заседание не явился. Просил дело рассмотреть в его отсутствие, предоставив суду письменный отзыв на заявленное требование, в котором указывает на тот факт, что размещение информации по средствам Интернет является одним из способов обеспечения доступа граждан к информации о деятельности местного самоуправления.    В Администрации р.п. Чик Коченевского района Новосибирской области информация о деятельности органа местного самоуправления гражданам предоставляется в устной форме во время приема, а также с помощью стендов и утверждено печатный орган «информационный бюллетень органов местного самоуправления (л.д. 12-14).

         Представитель третьего лица на стороне ответчика Администрация Коченевского района Новосибирской области, привлеченная к участию в деле определением суда от13 июля 2011 года Косинова ОЛ, действующая на основании доверенности, возражает против заявленного требования в возражении пояснила, что в настоящее время в Администрации Коченевского района Новосибирской области создается официальный сайт Администрации в сети Интернет, но технические возможности данного сайта в настоящее время не известны.

          Представитель ответчика по вопросу размещения на официальном сайте Администрации в сети Интернет информации о деятельности Администрации р.п. Чик      в администрацию Коченевского района Новосибирской области не обращался.

        Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела как каждого в отдельности, так и в совокупности, приходит, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

       Согласно пункта 1 статьи 4 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ (далее Федеральный закон № 8-ФЗ) основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления являются открытость и доступность информации о деятельности органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

       Частью 1 статьи 10 Федерального закона № 8-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

         В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона № 8-ФЗ, органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются регламентами органов местного самоуправления и (или) иными муниципальными правовыми актами, регулирующими деятельность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления.

          Статья 13 Федерального закона № 8-ФЗ, предусматривает перечень необходимой информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет.

Согласно частям 7 и 8 статьи 14 Федерального закона № 8-ФЗ, перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления. При утверждении перечней информации о деятельности органов местного самоуправления определяются периодичность размещения информации в сети Интернет, сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.

         В судебном заседании установлено, что администрацией     р.п. Чик     Коченевского района Новосибирской области не принято должных мер для исполнения указанного Федерального закона, нормативные правовые акты, регламентирующие перечни информации для опубликования в сети Интернет, не разработаны и не утверждены, а только находятся в стадии разработки, официальный сайт органа местного самоуправления не создан. На официальном сайте администрации Коченевского района и на официальном сайте Правительства Новосибирской области информация о деятельности     р.п. Чик     отсутствует (л.д.6).

         Суд приходит к выводу, что бездействия ответчика выразились в том, что он как орган местного самоуправления не разработал и не принял нормативный правовой акт, регламентирующий перечень информации о деятельности органов местного самоуправления в сети Интернет. Данный факт ответчик подтвердил письмом 08.06.2011 года адресованного в Прокуратуру Коченевского района Новосибирской области (л.д. 6).

       В письменном возражении ответчик ссылается на тот факт, что информация о деятельности Администрации сельсовета обеспечивается разными способами, не может служит основанием для отказа в иске, так как Прокурором Коченевского района Новосибирской области иск подан о размещении информации в сети Интернет.

        В силу действующего законодательства ответчик и Администрация Коченевского района Новосибирской области должны были разместить на официальном сайте администрации Коченевского района Новосибирской области информацию о деятельности органа местного самоуправления -    р.п Чик Коченевского района Новосибирской области, но данная информация не размещена до настоящего времени.

       Как пояснил в судебном заседании представитель Администрации Коченевского района Новосибирской области Косинова ОЛ, ответчик по данному вопросу в администрацию не обращался.

        Суд полагает, что отсутствие официального сайта администрации     р.п. Чик Коченевского района Новосибирской области с размещением информации о деятельности органов местного самоуправления нарушает право неопределенного круга лиц, на ознакомление с указанной информацией, что может способствовать коррупционным проявлениям.

      Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                                           решил:

         Признать незаконным бездействие администрации         р.п. Чик Коченевского района Новосибирской области по размещению информации о деятельности органов местного самоуправления в сети Интернет.

          Обязать администрацию    р.п. Чик Коченевского района Новосибирской области в пределах своих полномочий, предусмотренных Уставом, разработать и принять нормативный правовой акт, регламентирующий перечень информации о деятельности органов местного самоуправления     р.п. Чик Коченевского района Новосибирской области, размещаемой в сети Интернет, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

        Обязать администрацию     р.п. Чик Коченевского района Новосибирской области создать в сети Интернет официальный сайт администрации    р.п. Чик Коченевского района Новосибирской области, а в случае отсутствия возможности - разместить на официальном сайте администрации Коченевского района Новосибирской области информацию о деятельности органов местного самоуправления    р.п. Чик Коченевского района Новосибирской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

          Решение может быть обжаловано в гражданскую коллегию Новосибирского областного суда в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.

     Судья :                          Е.Н.Ильченко