решение от 26.04.2012 по иску прокурора Коченевского района Новосибирской области о признании бездействия МКДОУ детский сад `Петушок` незаконным и понуждении к оборудованию здания образовательного учреждения системой телевизионного (видео) наблюдения



Дело № 2- 380/2012

Поступило в суд 06.03.2012                

Р Е Ш Е Н И Е

             ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 апреля 2012 года                            р.п. Коченево

    Коченевский районный суд Новосибирской области в составе

председательствующего судьи                 Мирончик Е.Ю.

с участием прокурора                          Полянской В.Я.

при секретаре                              Нестеренко Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Коченевского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц к МКДОУ детский сад «Петушок», Администрации Коченевского района Новосибирской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер, направленных на оборудование здания образовательного учреждения системой телевизионного (видео-) наблюдения и устройством молниезащиты, о понуждении к совершению действий,

установил:

прокурор Коченевского района НСО обратился в суд с иском к МКДОУ детский сад «Петушок», Администрации Коченевского района Новосибирской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер, направленных на оборудование здания образовательного учреждения системой телевизионного (видео-) наблюдения и устройством молниезащиты, о понуждении к совершению действий.

В обосновании иска указано, что прокуратурой района в декабре 2011 года проведена проверка законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности МКДОУ детский сад «Петушок», в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.

Статьей 32 ч. 2 п. 1 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения отнесено материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

В соответствии со ст. 1 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», утв. ВС РФ 22.07.1993 №5487-1, охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического характера, направленных на сохранение и укрепление его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Согласно п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 №384-Ф3 «Технический регламент зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, натравленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. В том числе, меры, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Пунктом 2 ч. 13 ст. 30 вышеуказанного Федерального закона в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

МКДОУ детский сад «Петушок» является образовательным учреждением района с массовым пребыванием граждан. Вместе с тем, прокурорской проверкой установлено, что в образовательном учреждении вопреки вышеуказанным нормам закона отсутствует система телевизионного (видео-) наблюдения, направленная на обеспечение защиты жизни и здоровья несовершеннолетних детей. Доказательством отсутствия системы видеонаблюдения является предоставленная в прокуратуру района информация директора образовательного учреждения № 179 от 05.12.2011 г.

Данное обстоятельство способствует проникновению на территорию образовательного учреждения посторонних лиц, которые могут создать угрозу жизни и здоровью детей и персонала. Указанные лица могут проникать в учреждение в целях совершения краж и иных противоправных действий, совершения террористических актов.

Согласно требованиям ст. 1, п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты, основных прав и свобод человека и гражданина, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма. Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов.

Непринятие мер по обеспечению безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения создаёт условия для распространения терроризма, последствиями которого являются массовая гибель людей, уничтожение имущества.

Кроме того, в ходе прокурорской проверки МКДОУ детский сад «Петушок» выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности.

Согласно ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

Согласно ст. 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, подлежащие согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Так, техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется согласно Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».Согласно ст. 48 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ целью создания систем предотвращения пожаров является исключение условий возникновения пожаров.

Исключение условий возникновения пожаров достигается исключением условий образования горючей среды и (или) исключением условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания.

Состав и функциональные характеристики систем предотвращения пожаров на объекте защиты устанавливаются настоящим Федеральным законом. Правила и методы исследований (испытаний и измерений) характеристик систем предотвращения пожаров определяются в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.

В статье 50 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ перечислены способы исключения условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 50 вышеуказанного закона предусмотрено устройство молниезащиты зданий, сооружений, строений и оборудования.

Приказом Минэнерго РФ от 30.06.2003 N 280 утверждена Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций.

В соответствии с п. 1 указанной Инструкции, Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций (далее –Инструкция) распространяется на все виды зданий, сооружений и промышленные коммуникации независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности.

Пунктом 3.1 Инструкции предусмотрено, что комплекс средств молниезащиты зданий или сооружений включает в себя устройства защиты от прямых ударов молнии (внешняя молниезащитная система - МЗС) и устройства защиты от вторичных воздействий молнии (внутренняя МЗС).

В ходе проверки установлено, что здание МКДОУ детский сад «Петушок» не оборудовано устройством молниезащиты.

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Право на жизнь и здоровье вышеперечисленных лиц связано вместе с тем, и с соблюдением правил пожарной безопасности в образовательном учреждении.

Отсутствие в образовательном учреждении системы видеонаблюдения и устройства молниезащиты существенным образом нарушает права граждан (детей) на защиту жизни и здоровья.

Интересы неопределенного круга лиц (обучающихся) заключаются в получении образования в условиях безопасности для жизни и здоровья.

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. Прокурор, обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, ставит вопрос об оборудовании здания детского сада системой телевизионного (видео-) наблюдения и устройством молниезащиты.

Однако для устранения выявленных нарушений закона требуются значительные материальные затраты.

В соответствии со ст. 120 Гражданского Кодекса РФ учреждение создаётся собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируется им полностью или частично; учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несёт собственник соответствующего имущества.

Аналогичные положения содержатся в Законе РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании». Так, согласно п. 9 ст. 39 данного Закона при недостаточности у образовательного учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несет собственник имущества, закрепленного за образовательным учреждением, в порядке, определенным законом. Кроме того, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 31 названного Закона обязанность по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений возложена на органы местного самоуправления.

Учитывая отсутствие у образовательного учреждения достаточных средств на установку системы телевизионного (видео-) наблюдения в здании и устройства молниезащиты, наличие субсидиарной ответственности администрации Коченевского района по обязательствам как учредителя МКДОУ детский сад «Петушок» и собственника занимаемого им здания, расходы по оборудованию здания детского сада системы телевизионного (видео-) наблюдения и устройства молниезащиты следует возложить также и на администрацию Коченевского района за счет средств бюджета данного муниципального образования.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Просит признать незаконным бездействие администрации Коченевского района и МКДОУ детский сад «Петушок» выразившееся в непринятии мер, направленных на оборудование здания образовательного учреждения системой телевизионного (видео-) наблюдения и устройством молниезащиты.

Понудить МКДОУ детский сад «Петушок» и администрацию Коченевского района оборудовать здание образовательного учреждения расположенного по адресу: НСО, Коченевский район, с. Прокудское, ул. Есенина, д. 23 системой телевизионного (видео-) наблюдения и устройством молниезащиты в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования и доводы, изложенные в заявлении, в полном объеме, просит обязать к исполнению в течение ДВУХ лет со дня вступления решения в законную силу.

Представитель ответчика МКДОУ детский сад «Петушок» исковые требования признала в полном объеме, о чем в деле имеется заявление.

Представитель администрации Коченевского района Новосибирской области, действующий на основании доверенности, исковые требования признала в полном объеме, о чем в деле имеется заявление.

Суд принимает признание иска ответчиками, считает, что признание иска не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.

Руководствуясь ст.ст. 39, 173, 198 ГПК РФ, суд

решил:

признать незаконным бездействие администрации Коченевского района Новосибирской области и МКДОУ детский суд «Петушок», выразившееся в непринятии мер, направленных на оборудование здания образовательного учреждения системой телевизионного (видео-) наблюдения и устройством молниезащиты.

Понудить МКДОУ детский сад «Петушок» и администрацию Коченевского района оборудовать здание образовательного учреждения расположенного по адресу: НСО, Коченевский район, с. Прокудское, ул. Есенина, 23 системой телевизионного (видео-) наблюдения и устройством молниезащиты в течение ДВУХ лет со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке. Апелляционная жалоба, представление могут быть поданы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий : подпись Е.Ю. Мирончик